Групповое занятие "Умеем ли мы общаться"
классный час (5 класс) по теме
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 37»
Групповое занятие для обучающихся 5 класса
«Умеем ли мы общаться»
Выполнил:Гришина Е.Н.-
социальный педагог
высшей квалификационной категории
Нижегородская область
Город Дзержинск
2011
Групповое занятие для обучающихся 5 класса
«Умеем ли мы общаться»
Цель:Формирование устойчивых нравственных имморальных этических норм поведения
обучающихся, соответствующих культурной жизни в обществе.
Задачи:1) Расширить представления учеников о нормах культурной жизни.
2) Способствовать приобретению детьми умений и навыков корректировки собственного
поведения.
Участники:Обучающиеся 5 класса (10-11 лет).
Оборудование:Карточки, на которых указаны положительные и отрицательные качества черт
характера, анкеты обучающихся, плакат с высказываниями:
- «Не отвечай на грубость грубостью»;
- «Уважая других - уважаешь себя»;
- «Хочешь иметь друзей – будь вежлив»;
- «Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе».
Ход мероприятия:
Ведущий:Сегодня мы поговорим об общении. Ваш жизненный опыт еще мал, и порой вы не знаете как себя вести себя в разных ситуациях, как поступить, чтобы не было конфликтов.
Давайте, прежде всего, проверим, конфликтная ли вы личность. Для этого ответьте на вопросы анкеты и подсчитайте количество баллов (см. приложение 1).
Ведущий:Всем хочется стать чуточку лучше. А ведь есть много возможностей жить бесконфликтно. Один из способов – это умение делать комплименты.
Ведущий:Сейчас я приглашу двух человек и, делая вперед по одному шагу, они будут говорить друг другу комплименты. Посмотрим, кто из них выиграет?
Ведущий: В речи культурного человека, умеющего общаться обязательно должны быть слова вежливости. Вежливость – это неотъемлемое качество общения. Давайте с вами поиграем в речевой этикет.
- Назовите мне слова приветствия:(Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Приветствую Вас! Привет! Салют!).
- А кто из вас в вежливой форме может высказать просьбу:(Разрешите вас попросить; Не могли бы вы мне помочь?; Скажите, пожалуйста; Будьте добры).
- А как принято извиняться в обществе: (Приношу свои извинения; Позвольте мне извиниться; Простите за…).
- А есть ли у вас запас благодарности:(Благодарю вас; Спасибо; Разрешите поблагодарить; Заранее благодарен; признателен вам; Примите мою благодарность).
Ведущий: Ребята мы учимся с вами общаться на протяжении всей жизни. А ответьте мне на казалось, бы, странный вопрос. Для чего человеку нужны руки?
(ответы учеников)
Ведущий:А можно с помощью рук общаться?
(ответы учеников)
Ведущий:Какими бывают руки? Могут они быть добрыми? А злыми?
(ответы учеников)
Ведущий:Потрогайте руки друг друга. Что о них можно сказать?
(ответы учеников)
Ведущий:ДОБРЫЕ РУКИ БЫВАЮТ НЕЖНЫЕ, ЛАСКОВЫЕ, ТЕПЛЫЕ, МЯГКИЕ.
Ведущий:Могут ли такие руки обидеть человека?
(ответы учеников)
Ведущий:А какие руки бывают, когда они злые?
(ответы учеников)
Ведущий:ЗЛЫЕ РУКИ БЫВАЮТ ХОЛОДНЫЕ, КОЛЮЧИЕ, ГРУБЫЕ, ПЛОХИЕ.
Ведущий:Ребята, как вы думаете, какие руки могут помочь подружиться?
(ответ: добрые)
Ведущий:Назовите самые распространенные действия руками, которые мы совершаем при общении: встреча, расставание?
(ответы учеников)
Ведущий: С давних времен люди всматривались в лица друг друга. Пытались этим угадать настроение человека, его намерения, характер. Вот и сейчас мы попробуем с вами расшифровать некоторые эмоциональные состояния человека по выражению его лица. Проверим «легко ли читать» эмоциональное состояние другого человека? Например:
Озорство
Печаль
Радость
Веселье
Спокойствие
Удивление
Безразличие
Гнев
Удовольствие
Ведущий:Не все из вас умеют «легко читать» эмоциональное состояние человека. А это необходимо уметь каждому. Это помогает общаться между собой, находить особый подход к друзьям, товарищам и даже к своим родителям.
Ведущий:Ребята, когда вы разговариваете друг с другом. Как вы стоите при этом?
(ответ учеников: лицом к лицу)
Ведущий:А как вы думаете, может лучше стоять друг к другу спиной? Почему?
(ответы учеников)
Ведущий:Неудобно, трудно говорить, а потому и не интересно. Так что же нам помогает общаться, понимать друг друга, увидеть наше эмоциональное состояние?
(ответ: зрение)
Ведущий:Общаясь, мы узнаем характер человека. А что такое характер?
(ответ учеников)
Ведущий:Характер – это основные наиболее устойчивые духовные качества человека, которые проявляются в его поведении. Человек с характером – это волевой, твердый. А человек без характера – слабовольный.
В русских пословицах так говорят о характере:
«Каков характер таковы и поступки»;
«С виду тих, да характер лих»;
«Слово сказал, как узлом завязал»;
«Характер определяет человека».
Сила характера заключается в умении держать себя в любой ситуации.
Ведущий:Какими же качествами должен обладать человек, который достоин подражания, которому можно всегда и во всем довериться? Давайте создадим коллективный портрет: на столе разложены карточки, на которых написаны положительные и отрицательные качества характера. Они перемешаны между собой. Я предлагаю каждому ученику взять по две карточки и в зависимости от их содержания, соотнести их с положительными или отрицательными качествами характера (ученики раскладывают карточки в два ряда: положительные качества, отрицательные качества).
Ведущий:А теперь я предлагаю самое серьезное задание - придумать законы общения:
Самый главный человек на свете – это тот, который перед тобой;
Ищи, что тебя с ним сближает;
Строй общение на равных, а не смотри свысока;
Не спорь по мелочам;
Ищи возможность согласиться, а не возразить;
Стремись не к победе, а к миру, истине.
Ведущий:Трудно сразу научиться выполнять эти правила. Но есть способ, который вам поможет. У каждого из вас есть знакомые, друзья, чьим мнением вы дорожите. А теперь представьте себе, что этот друг всегда находится недалеко от вас и наблюдает за вами. Это изменит вас до неузнаваемости. Вы уже не сможете дернуть за ухо младшего брата или сестру, обругать товарища.
Под взглядом этого человека вам и в голову не придет сказать какую-нибудь грубость однокласснику, надсмеяться над ним, оборвать его на полуслове.
Пристальный взгляд поможет вам прилично вести себя в школе и дома, быть вежливым с окружающими. И через некоторое время вы заметите, что невоспитанность и неумение общаться будут вас возмущать. Пройдет какой-то промежуток времен, и вы поймете, что вежливость, тактичность, открытость, искренность, хорошие манеры и уважение к людям станут внутренней потребностью.
Ведущий:В заключение хочу дать вам несколько рецептов поведения, общения:
Никогда не говорите другим того, что было бы неприятно выслушать вам самим.
Не грубите. Грубые. Резкие слова часто возвращаются бумерангом и бьют самого говорящего.
Я думаю, что после сегодняшней игры мы еще раз задумаемся о нашем отношении к близким людям и не только.
Ведущий:С.Я. Маршак написал шуточное стихотворение, которое называется «Урок вежливости». Им мы и закончим нашу встречу.
Ведущий:Ребята, давайте не будем такими медведями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповое занятие "Учимся общаться"
Данное занятие разработано для работы с подростками. Оно направлено на развитие коммуникативных навыков, культуры общения. Занятие построено на практической деятельности несовершеннолетних, что учит и...
Формирование общих компетенций на уроках физики посредством организации групповой работы обучающихся
Формирование общих компетенций на уроках физики посредством организации групповой работы обучающихся...
Общие правила организации групповой работы
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; Они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться и развить собственные идеи».И.Г. Песталоцци«Человек образованный – тот,...
День Здоровья на основе общей гимнастики раздела «Групповые вольные упражнения» среди учащихся 3-11 классов
Участники Дня здоровья выполняют групповые вольные упражнения (ГВУ) в соответствии с «Программой соревнований по общей гимнастике среди учащихся общеобразовательных школ». ГВУ представляют собой компо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ основное общее образование 9 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ основное общее образование 9 класс Цель курса: систематизация знаний и способов деятельности учащихся по математике з...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ среднее общее образование 10-11 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ среднее общее образование 10-11 классЦелью данного курса является систематизация и обобщение знаний учащихся, закрепле...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ среднее общее образование 10-11 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ среднее общее образование 10-11 классЦелью данного курса является систематизация и обобщение знаний учащихся, закрепле...