РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ основное общее образование 9 класс
методическая разработка по математике (9 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_igz-9.docx | 36.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Афонинская средняя школа имени Героя Советского Союза
Талалушкина Н.С.»
Рассмотрена на заседании педагогического совета (протокол № 1 от 30.08.2018) | Утверждена приказом от 30.08.2018 № 253 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ
ПО МАТЕМАТИКЕ
основное общее образование
9 класс
2018 год
Раздел 1. Пояснительная записка
Данная программа курса индивидуально групповых занятий предназначена для обучающихся 9-х классов общеобразовательных учреждений. Она предназначена для повышения эффективности подготовки обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике за курс основной школы и предусматривает их подготовку к дальнейшему обучению в средней школе.
Индивидуально групповые занятия позволит систематизировать и углубить знания учащихся по различным разделам курса математики основной школы (арифметике, алгебре, статистике и теории вероятностей, геометрии). Знание этого материала и умение его применять в практической деятельности позволит школьникам решать разнообразные задачи различной сложности и подготовиться к успешной сдаче экзамена в новой форме итоговой аттестации.
Этот курс предлагает учащимся знакомство с математикой как с общекультурной ценностью, выработкой понимания ими того, что математика является инструментом познания окружающего мира и самого себя.
Цель курса: систематизация знаний и способов деятельности учащихся по математике за курс основной школы, подготовка обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике. Успешная сдача ОГЭ, переход в 10 класс по выбранному профилю (при необходимости).
Задачи:
- Осуществить информационное, методическое, психолого-педагогическое обеспечение итоговой аттестации выпускников 9 классов;
- Выявить соответствие подготовки выпускников требованиям образовательных стандартов;
- Обеспечить психологический комфорт и правовую защищенность всех участников образовательного процесса в ходе проведения итоговой аттестации.
- Формирование "базы знаний" по алгебре и геометрии, позволяющей беспрепятственно оперировать математическим материалом.
- Научить правильной интерпретации спорных формулировок заданий
- Развить навыки решения тестов
- Научить эффективно распределять время, отведенное на выполнение задания
- Подготовить к успешной сдачи ГИА по математике.
Результаты обучения:
- Сформированная база знаний в области алгебры, геометрии.
- Устойчивые навыки определения типа задачи и оптимального способа ее решения независимо от формулировки задания.
- Умение работать с задачами в нетипичной постановке условий.
- Умение работать с тестовыми заданиями.
Раздел 2. Содержание учебного курса
Модуль 1. Алгебраические задания базового уровня.
Введение: цель и содержание элективного курса, формы контроля. Обыкновенные и десятичные дроби. Стандартный вид числа. Округление и сравнение чисел. Буквенные выражения. Область допустимых значений. Формулы. Степень с целым показателем. Многочлены. Преобразование выражений. Разложение многочленов на множители. Алгебраические дроби. Сокращение алгебраических дробей. Преобразования рациональных выражений. Квадратные корни. Линейные и квадратные уравнения. Системы уравнений. Неравенства с одной переменной и системы неравенств. Решение квадратных неравенств. Последовательности и прогрессии. Рекуррентные формулы. Задачи, решаемые с помощью прогрессий.
Числа на координатной прямой. Представление решений неравенств и их систем на координатной прямой. Функции и графики. Особенности расположения в координатной плоскости графиков некоторых функций в зависимости от значения параметров, входящих в формулы. Зависимость между величинами.
Модуль 2. Геометрические задачи базового уровня.
Треугольники, четырехугольники. Равенство треугольников, подобие. Формулы площади. Пропорциональные отрезки. Окружности. Углы: вписанные и центральные.
Модуль 3. Реальная математика.
Проценты. Составление математической модели по условию задачи. Текстовые задачи на практический расчет. Чтение графиков и диаграмм. Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей. Выражение величины из формулы.
Задания повышенного уровня сложности.
Преобразования алгебраических выражений. Уравнения, неравенства, системы. Исследование функции и построение графика. Кусочно-заданные функции. Построение графиков с модулем. Задачи на движение. Задачи на смеси, сплавы. Сложные проценты. Задачи на совместную работу. Задания с параметром: исследование графиков функций, решение уравнений и неравенств с параметром. Знаки корней квадратного трехчлена. Расположение корней квадратного трехчлена. Параметры a, b, c и корни квадратного трехчлена. Геометрические задачи.
Занятия по каждой теме целесообразно разбивать на этапы (блоки). Каждая тема начинается с повторения основных теорем и формул, а также рассмотрения новых, не входящих в основную программу, но необходимых при решении ряда задач на экзамене. Выделяется первый блок «Основные сведения». Для экономии времени используются таблицы (раздаточный материал) с формулами и рисунками, опорные плакаты, слайдовая презентация.
Второй блок предполагает разбор решений опорных демонстрационных задач, использующих основные теоремы и формулы данного раздела и решаемые разными способами, повторяется алгоритм решения задач по теме. Учителем уделяется серьезное внимание разбору типичных ошибок в ходе решения задания, а также записи ответа в экзаменационный бланк. Решаются задания из части 1 экзаменационной работы с выбором одного ответа из четырех предложенных вариантов, с кратким ответом и на установление соответствия между объектами двух множеств.
Занятие продолжается решением задач группами и самостоятельным решением. В ходе решения задач рекомендуется придерживаться принципа «От простого к сложному» под руководством учителя.
Учитель может спланировать уроки парной работы, где учащиеся готовятся к самостоятельной и контрольной работе.
Учителю необходимо поощрять стремление учащихся работать в индивидуальном режиме. На всех типах занятий учителю следует поддерживать активный диалог с учащимися. Учитель систематически осуществляет мониторинг достижения обязательных результатов обучения, своевременно осуществляет коррекцию знаний учащихся.
№ | Название (темы) модуля | Количество часов |
1. | Алгебраические задания базового уровня | 14 |
2. | Геометрические задачи базового уровня | 7 |
3. | Реальная математика | 6 |
4. | Задания повышенного уровня сложности | 7 |
Общее количество часов | 34 |
Раздел 3. Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения математики ученик должен знать/понимать:
Математика. Алгебра. Геометрия.
Натуральные числа. Дроби. Рациональные числа
Выпускник научится:
- понимать особенности десятичной системы счисления;
- оперировать понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;
- выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
- сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
- выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;
- использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты.
Действительные числа
Выпускник научится:
- использовать начальные представления о множестве действительных чисел;
- оперировать понятием квадратного корня, применять его в вычислениях.
Алгебраические выражения
Выпускник научится:
- оперировать понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать задачи, содержащие буквенные данные; работать с формулами;
- выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми показателями и квадратные корни;
- выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями;
- выполнять разложение многочленов на множители.
Уравнения
Выпускник научится:
- решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;
- понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
- применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными.
Неравенства
Выпускник научится:
- понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением неравенства, свойства числовых неравенств;
- решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; решать квадратные неравенства с опорой на графические представления.
Основные понятия. Числовые функции
Выпускник научится:
- понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения);
- строить графики элементарных функций; исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;
- понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами.
Описательная статистика
Выпускник научится:
- использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных.
Случайные события и вероятность
Выпускник научится
- находить относительную частоту и вероятность случайного события.
- Комбинаторика
- Выпускник научится решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций.
Наглядная геометрия
Выпускник научится:
- распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
- распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
- строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда;
- определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
- вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
Геометрические фигуры
Выпускник научится:
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
- распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
- находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0° до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);
- оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;
- решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
- решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Измерение геометрических величин
Выпускник научится:
- использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;
- вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;
- вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
- вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;
- решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;
- решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Координаты
Выпускник научится:
- вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка;
- использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Материально-техническое обеспечение
- Наглядные пособия для курса математики.
- Таблицы, чертёжные принадлежности и инструменты.
Учебно-методическое обеспечение
- Математика. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-2019. Алгебра, геометрия, теория вероятностей и статистика: / учебно-методическое пособие. / Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов – на Дону, Легион, 2018
- Н.Б. Мельникова, Г.А. Захарова. Дидактические материалы по геометрии 7, 8, 9. М.: Экзамен, 2014
- ОГЭ 2018.Математика. Основной государственный экзамен. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий/ Л.Д.Лаппо, М.А. Попов.- М: Издательство «Экзамен», 2018.-76 с
- Математика. ОГЭ – 2019. 9 класс. Тематический тренинг: учебно-методическое пособие/ Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. - Ростов н/Д: Легион, 2018.- 384с.
Раздел 4. Календарно-тематическое планирование курса
№ | Дата проведения | Тема занятия | Кол-во часов | |
Модуль 1. Алгебраические задания базового уровня (14 часов) | 14 | |||
Вычисления (2 часа) | 2 | |||
1 | Обыкновенные и десятичные дроби. Стандартный вид числа. | 1 | ||
2 | Тренировочные варианты. Самостоятельная работа. | 1 | ||
Уравнения и неравенства (3 часа) | 3 | |||
3 | Линейные и квадратные уравнения. | 1 | ||
4 | Линейные и квадратные неравенства. Системы неравенств. | 1 | ||
5 | Тренировочные варианты. Самостоятельная работа. | 1 | ||
Координатная прямая. Графики (4 часа) | 4 | |||
6 | Числа на координатной прямой. Представление решений неравенств и их систем на координатной прямой. | 1 | ||
7 | Графики функций и их свойства. | 1 | ||
8 | Графики функций и их свойства. | 1 | ||
9 | Тренировочные варианты. Самостоятельная работа. | 1 | ||
Алгебраические выражения(2 часа) | 2 | |||
10 | Многочлены. Алгебраические дроби, степени. Допустимые значения переменной. | 1 | ||
11 | Тренировочные варианты. Самостоятельная работа. | 1 | ||
Последовательности (2 часа) | 2 | |||
12 | Числовые последовательности. Прогрессии. | 1 | ||
13 | Тренировочные варианты. Самостоятельная работа. | 1 | ||
14 | Обобщающий тест модуля «Алгебра» базового уровня. | 1 | ||
Модуль 2.Геометрические задачи базового уровня (7 часов) | 7 | |||
Подсчет углов(2 часа) | 2 | |||
15 | Треугольник. Четырехугольник. Окружность. | 1 | ||
16 | Тренировочные варианты. Самостоятельная работа. | 1 | ||
Площади фигур (2 часа) | 2 | |||
17 | Четырехугольники. Треугольник. Окружность и круг. | 1 | ||
18 | Тренировочные варианты. Самостоятельная работа. | 1 | ||
Выбор верных утверждений(3 часа) | 3 | |||
19 | Тренировочные задания. | 1 | ||
20 | Тренировочные задания | 1 | ||
21 | Обобщающий тест модуля «Геометрия» базового уровня. | 1 | ||
Модуль 3. Реальная математика (6 часов) | 6 | |||
Графики и диаграммы. Текстовые задачи (3 часа) | 3 | |||
22 | Чтение графиков и диаграмм. | 1 | ||
23 | Текстовые задачи на практический расчет. | 1 | ||
24 | Тренировочные варианты. Самостоятельная работа. | 1 | ||
Реальная планиметрия. Теория вероятностей (2 часа) | 2 | |||
25 | Решение задач практической направленности. | 1 | ||
26 | Элементы комбинаторики и теории вероятностей. | 1 | ||
27 | Обобщающий тест модуля «Реальная математика». | 1 | ||
Модуль 1 и 2.Задания повышенного уровня сложности (7 часов) | 7 | |||
28 | Преобразования алгебраических выражений. | 1 | ||
29 | Уравнения, неравенства, системы. | 1 | ||
30 | Исследование функции и построение графика. Задания с параметром. | 1 | ||
31 | Текстовые задачи. | 1 | ||
32 | Геометрические задачи | 1 | ||
33 | Геометрические задачи | 1 | ||
34 | Итоговое занятие | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа , составленная на основе Авторской программы основного общего образования по математике под редакцией В.И. Жохова, УМК Н.Я. Виленкин и др Составила программу Тычкова И.В.
Рабочая программа по математике для 5 класса В составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ МАТЕМАТИКА основного общего образования (6 класс)
Описание места учебного предмета в учебном плане..Программа в 6 классе по математике среднего общего образования рассчитана на 170 часов в год, 5 часов в неделю., т.к. из школьного компонента введен 1...
Рабочая программа по математике основное общее образование
Рабочая программа по математике для основного общего образования по УМК Виленкина (5-6 класс), Макарычева и Атанасяна (7-9 класс)...
Рабочая программа учебного предмета "Математика" основного общего образования
Рабочая программа учебного предмета "Математика" основного общего образования...
Рабочая программа учебного предмета "Математика" основного общего образования 7-9 класс
Рабочая программа учебного предмета "Математика" основного общего образования 7-9 класс...
Рабочая программа по математике основного общего образования по ФГОС
Программа по математике в 5-9 классах по ФГОС. Составлена на уровень....
Рабочая программа по математике основного общего образования по ФГОС
Программа по математике в 5-9 классах по ФГОС. Составлена на уровень....