аналитическая записка к плану
материал по теме

Голубкова Валентина Васильевна

в помощь социальному педагогу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_zapiska.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

к плану работы социального педагога

муниципального общеобразовательного учреждения

ГБОУ СОШ № 388

в 2011-2012 учебном году

Сегодня не только школа, но и все общество задает вопрос: какой человек, какая личность нужна нашему государству? Ясно, что с высоким уровнем интеллекта, самореализации, самоопределения, личность активная с идеями и инициативой. Но и милосердная, способная откликаться на чужую боль, чужое страдание, т.е. личность, обладающая высокой нравственной культурой.

Основная задача образования - дать каждому ребенку, с учетом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.

Количество школьников, которых выделяют как учащихся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения. Данная проблема уже перестала быть только психолого-педагогической. Она стала социальной. И свидетельство тому является принятие в 1999 г. Федерального закона «Об основах системы профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Процесс развития личности зависит от окружающего социального пространства, субъектами которого являются семья, школа, сверстники, сам подросток и др. Соотношение разнонаправленных влияний (как позитивных, так и негативных) в означенном пространстве во многом определяет возможные варианты формирования личности. Нравственная, положительно ориентированная среда благоприятно воздействует на формирование личности ребенка. Однако педагогам школы чаще всего приходится иметь дело с детьми, подростками, социальное пространство которых оставляет желать лучшего. Отсюда и отклонения в поведении:

  1. отклонения от норм в состоянии здоровья (нарушение в физическом и (или) психическом здоровье, акцентуации характера),
  2. нарушение в сфере межличностных взаимоотношений (изолирован в классном коллективе, отвергаемый в группе свободного общения, конфликтен, отчужден, бесконтролен, исключаемый из семьи),  
  3. ошибки педагогов (превышение педагогической власти, лишение ребенка индивидуальных стимулов, наказание и унижение личности ребенка, конфликтные ситуации между родителями ученика и учителем или между учеником и учителем),
  4. ошибки семейного воспитания (заласканное, задавленное, загубленное, одинокое или равнодушное детство; отсутствие у родителей элементарных психолого-педагогических знаний, перекладывание забот о воспитании на школу, отстранение подростка от физического домашнего труда, конфликты в семье),
  5. социальные причины, психотравмирующие ситуации (развод родителей, смерть близких, перемена места жительства).

Нередко в результате вышеперечисленных причин подросток вступает в конфликт с законом. В основе противоправного поведения несовершеннолетних лежат мотивы, обусловленные: внушением, подражанием, импульсивностью, мотивы ситуационного характера, ложного самоутверждения, группового поведения. По отношению к подростку термин "трудновоспитуемость" означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию. Обусловлено это обычно отставанием личности в положительном развитии, отсюда – проявления недостатков развития, неправильных установок в поведении, отрицательных качеств характера, нездоровых потребностей и т. д. И, как результат, – сначала "трудные" дети и школьники, а затем – взрослые с устойчивыми негативными качествами характера и отклонениями в поведении.

В связи с вышеизложенным можно выделить цель и основные задачи работы социального педагога в 2011-2012 учебном году:

Цель: социализация личности учащихся в современных условиях

Задачи:

  1. Изучение условий развития учащихся в семье, в школе;
  2. Формирование у учащихся комплекса социальных знаний и умений, необходимых для самопознания, нормативного социального поведения, оптимального выстраивания отношений с окружающими;
  3. Осуществление  мер по защите прав и законных интересов несовершеннолетних;
  4.  Координация действий с заинтересованными ведомствами и службами по социальной защите детей и семей;
  5. Предупреждение правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, устранение причин и условий способствующих совершению преступлений подростками.

Основные направления деятельности социального педагога

  1. Ребенок-социум
  2. Здоровый образ жизни, нравственно-половое воспитание
  3. Профилактика правонарушений и правовое воспитание
  4. Охрана прав детства
  5. Семейное воспитание, работа с родителями.

Ребенок - социум

          В 2011-2012 учебном году продолжалась работа по составлению социального паспорта школы, по изучению социально-педагогических воздействий общественной среды - социума.

        Всего в ГБОУ СОШ № 388 на начало учебного года обучалось 326 учащийся. Из них:

Категория

На начало

уч. года

На конец уч.  года

Дети – сироты и опекаемые

5

5

Дети - инвалиды

1

1

Дети –по потери кормильца

10

10

Дети из многодетных семей

13

13

Состоят на учете ОДН

1

0

Состоят на учете в школе

4

7

Семьи, состоящие на учете в школе

7

5

Семьи, состоящие на учете ОДН

2

2

        Одним из недостатков в работе классных руководителей является составление банка данных на неблагополучные семьи, диагностирование причин социального неблагополучия.  Поэтому с начала следующего учебного года необходимо оказать помощь некоторым классным руководителям в оформлении социальных паспортов классов, в правильном составлении плана воспитательной работы с неблагополучными семьями и учащимися девиантного поведения.

Здоровый образ жизни.

В соответствии с Посланием Президента РФ перед органами образования поставлена задача решительного наращивания усилий в том, «чтобы наши граждане были здоровы на протяжении всей своей жизни, и их окружала здоровая природная среда». В предупреждении заболеваний и стимуляции здорового образа жизни детей и подростков значительная роль принадлежит школе. Основными направлениями оздоровительной работы нашего ОУ являются:

  1. Первичная профилактика (соблюдение санитарно-гигиенических требований в школе)
  2. Вторичная профилактика (коррекция уже имеющихся отклонений в состоянии здоровья детей)  

Неотъемлемой составной частью работы школы по созданию здоровье сберегающей среды является пропаганда здорового образа жизни, профилактика вредных привычек и факторов риска возникновения заболеваний.

Физическая культура является дисциплиной, в основу которой положен принцип оздоровительной направленности, а цель – формирование культуры здоровья. При формировании здорового образа жизни у детей и подростков большое значение имеет то, как в школе поставлена физкультурно-спортивная работа. В школе при отделении дополнительного образования организованны работы  кружков по следующим видам спорта: волейбол, баскетбол, футбол, спортивные игры.

Ключевое место в вопросе формирования здорового образа жизни занимает профилактика вредных привычек. Формирование здорового образа жизни, естественно, начинается с семьи, поэтому на общешкольных собраниях этот вопрос остается одним из актуальных. Следует также активизировать деятельность самих учащихся, добиваться того, чтобы сами ученики были активными проводниками в жизни идей ЗОЖ, искоренения вредных привычек. Заменить традиционные формы и методические приемы профилактики интерактивными технологиями. Регулярно устраивать встречи учеников и родителей с медицинскими работниками и наркологом ЦРБ по проблеме профилактике наркомании.

Целенаправленную работу по формированию здорового образа жизни ведет организованный в ОУ отряд юных друзей милиции «НДВД». Активисты отряда готовят и проводят под патронажем социального педагога мероприятия, акции с целью формирования у учащихся здорового образа жизни.

Профилактика правонарушений и правовое воспитание.

Ведущими этапами в этом направлении являются:

  1. составление банка данных
  2. выявление детей склонных к совершению правонарушений
  3. учет (ОДН, ВШК) детей, совершивших различные правонарушения
  4. заполнение индивидуальных карточек учета, где собраны сведения о ребенке
  5. включение учащегося девиантного поведения во внеклассную деятельность
  6. вовлечение родителей в социально-педагогическую деятельность, установление "педагогического моста" между учителями и родителями
  7. разработка тематики и проведение родительских собраний
  8. Индивидуальные консультации с учащимися и их родителями

В 2011-2012 учебном году продолжалась работа по выявлению учащихся асоциального поведения.

Количество учащихся состоящих на учете в ОДН:

  1. на начало 2011-2012 учебного года – 1 (Клюйко А.)
  2. поставлено на учет в течение года –0
  3. сняты с учета – 1 (Клюйко)
  4. на конец года – 0

 Количество учащихся состоящих на внутришкольном учете:

  1. на начало 2011-2012 учебного года – 4
  2. поставлено на учет в течение года -   11
  3. сняты с учета                                  –  8
  4. на конец 2010-2011 учебного года -  7

Основная причина постановки на внутришкольный  учет - нарушение правил внутреннего распорядка, пропуски занятий.

Из учащихся, состоящих  на  внутришкольном учете, особую тревогу вызывает учащийся из 9 «А» класса Запиров С.(уклонение от учебы). Весь год семья находилась на сопровождении не только в ОУ, но в ППМС центре, в центре «Контакт», КДН и ЗП, ПДН, ОО Кировского района. Мать несовершеннолетнего Р.М. Запирова два раза заслушивалась по Представлению школы на КДН и ЗП, как не справляющаяся с родительскими обязанностями.

За 2011 -2012 учебный год было организовано 4 профилактические встречи и беседы инспектора  ПДН  с учащимися, родителями, проведено 9 заседаний Совета по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Социальным педагогом посещено  на дому 11 учащихся, 55 учащихся приглашались с родителями на СПП и беседу.  

На  районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав несовершеннолетних были заслушаны учащиеся и их родители:

  1. Манжиева Роксана – 3 «Б» класс (низкая успеваемость девочки, уклонение родителей от своих обязанностей)
  2. Петрашко Юля – 8 «Б» (уклонение от учебы)
  3. Запиров Александр – 9 «А» (уклонение от учебы)

Ежедневно ведется контроль посещаемости. С нарушителями дисциплины, слабоуспевающими детьми, прогульщиками  работаем в контакте с ПДН, КДН, Цетром помощи семье и детям Кировского района, ППМС центром Кировского района, отделами опеки и попечительства, Отделом образования.

Охрана прав детства.

        В течение всего учебного года осуществляется постоянный контроль над условиями воспитания детей по месту жительства. При первичном посещении  проводится обследование ЖБУ семьи.

С начало учебного года организовано бесплатное питание учащихся из малообеспеченных, многодетных семей, детей – сирот, детей инвалидов оказана помощь на приобретение одежды, обуви и канцелярских товаров, проездных документов совместно с социальными службами Кировского района.

        

Семейное воспитание, работа с родителями.

        Анализируя социальный паспорт школы, выявлено, что количество  социально-неблагополучных, к сожалению продолжает увеличиваться с каждым годом, что опять таки связано с прибытием детей из других школ с низким уровнем жизни, злоупотреблением алкоголем родителей несовершеннолетних.

Работа с неблагополучными семьями велась через индивидуальные беседы, приглашение на комиссии, оказание  педагогической помощи в воспитании детей.

Особую тревогу вызывает семья Запирова Александра ученика 9 «А» класса. Ученик не допущен к экзаменам по причине не аттестации по всем предметам из-за пропусков занятий по неуважительной причине.

Выводы:

Учитывая недостатки и упущения в работе социального педагога, на 2012-2013 учебный год необходимо наметить следующие приоритетные ориентиры деятельности:

  1. Проводить систематические встречи и беседы с родителями детей         девиантного поведения
  2. Усилить деятельность  классных руководителей по устранению пропусков без уважительной причины
  3. Активизировать работу инспекторов ПДН по профилактике правонарушений в школе
  4. Усилить работу по ЗОЖ, по профилактике вредных зависимостей среди  детей, подростков и их родителей
  5. Активизировать вовлечение учащихся девиантного поведения в досуговую деятельность школы
  6. Активизировать работу школьных органов самоуправления по профилактике правонарушений, привлекать учащихся старших классов для работы с «трудными» детьми.
  7. Активизировать вовлечение в работу с «трудными» детьми и родителями специалистов ППМС центра Кировского района

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая записка

Аналитическая записка учителя английского языка...

Аналитическая записка к портфолио

Проблема развития и использования личностного потенциала педагога в инновационной деятельности образовательного учреждения выходит в настоящее время на качественно новый уровень. На современном этапе ...

Аналитическая записка о работе по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании и распространения ВИЧ-инфекции.

В аналитической записке представлен материал о работе в образовательном учреждении по профилактике асоциальных явлений среди учащихся...

Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности

Материал на муниципальный этап конкурса "Учитель года" в 2016 году. Применение проблемно-диалогической технологии на уроках биологии и географии. Анализ результатов педагогической деятельности....

Учитель года - 2016. Аналитическая записка

Анализ результатов педагогической деятельности....

Представление Заявителя на участие в конкурсе педагогического мастерства «Учитель года 2017», Аналитическая записка

Представление ЗаявителяМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Майорская средняя общеобразовательная школавыдвигает ...

Учитель года 2018. Аналитическая записка

Аналитическая записка профессиональной деятельности учителя английского языка  МБОУ  Заброденская СОШ...