Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности
статья по теме
Материал на муниципальный этап конкурса "Учитель года" в 2016 году. Применение проблемно-диалогической технологии на уроках биологии и географии. Анализ результатов педагогической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskaya_zapiska.docx | 182.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Большелычакская средняя школа»
Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности
Муниципальный этап Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Учитель года России» в 2016 году
Автор: Скачкова Марина Владимировна
2016г.
1. Визитная карточка
Я, Скачкова Марина Владимировна, учитель биологии и географии МБОУ «Большелычакская СШ» Фроловского муниципального района Волгоградской области. Имею высшее образование и первую квалификационную категорию. В 2013г. Окончила естественно-географический факультет Волгоградского государственного социально-педагогического университета по специальности учитель биологии. Мой педагогический стаж составляет 10 лет, и все эти 10 лет работаю в родной школе, выпускницей которой и являюсь.
Мой девиз: Сегодня я буду делать то, что другие не хотят, чтобы завтра я смогла сделать то, что другие не могут!
Цели педагогической деятельности: создать условия для интеллектуального и духовного развития обучающихся, раскрыть и реализовать их творческий потенциал, формируя прочную базу универсальных учебных действий.
Направления деятельности:
- Учебная: преподаю биологию и географию в 5-11кл., элективный курс в 11кл.
- Воспитательная: являюсь классным руководителем в 8 классе.
- Руководство: руковожу ШМО классных руководителей, являюсь ответственной за организацию воспитательной работы и психолого-педагогичекого сопровождения обучающихся в школе.
- Экспертная: вхожу в состав комиссии по проверке олимпиадных работ муниципального этапа.
- Общественная: член профсоюзной организации школы; депутат Большелычакского сельского поселения.
За свою педагогическую деятельность и активную жизненную позицию имею поощрения:
- Благодарность Начальника Отдела образования Администрации Фроловского муниципального района за активное участие в районном конкурсе презентаций «Кабинет географии» (2013г.);
- Грамота Начальника Отдела образования Администрации Фроловского муниципального района за высокий профессионализм, результативность, большой вклад в обучение и воспитание подрастающего поколения (2014г.);
- Благодарность директора МБОУ «Большелычакская СОШ» за подготовку лауреата конкурса «Ученик года - 2014»;
- Диплом Начальника Отдела образования Администрации Фроловского муниципального района за подготовку призёра в научно-практической конференции «День Земли» в номинации «Уникальные природные объекты Волгоградской области» (2015г.);
- Почётная грамота директора МБУ «Молодёжный центр «Пульс» за активное участие в районном этапе региональной добровольческой акции «Молодые, поклонитесь старикам!», приуроченной к Международному дню пожилых людей (2015 г.);
- Благодарность Главы Администрации Большелычакского сельского поселения за активное участие в общественной жизни Большелычакского сельского поселения.
Методическая тема, над которой я работаю: «Проблемно-диалогическое обучение на уроках географии и биологии».
Тема данной работы стала для меня актуальной потому, что в основе лежит интерес учеников в развитии специальных навыков, наблюдательности, фантазии, духовного и нравственного развития их личности.
Данная тема предусматривает как индивидуальную работу с учащимися, так и коллективную деятельность.
Приоритетная цель данной работы – формирование творческого мышления и развитие творческой личности учащихся, расширение кругозора, воспитание общей географической и биологической культуры.
На своих уроках применяю современные образовательные технологии: проектные, игровые, здоровьесберегающие. Постоянно использую активные методы работы на уроках с целью повышения интереса к предмету. В своей деятельности применяю компьютерные и информационные технологии, их использование даёт возможность для индивидуальной работы с учащимися, дифференциации учебного процесса, творческого мышления и воображения.
Обоснование актуальности и перспективы опыта
Проблемно-диалогическое обучение – такой вид обучения, при котором учителем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность учеников, в ходе которой они усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а также исследовательскую активность, формируют творческие умения. При этом структура обучения следующая:
- создание проблемной ситуации и постановка проблемы;
- выдвижение гипотез, предположений о возможных путях решения проблемы, обоснование их и выбор одной или нескольких;
- опытная проверка принятых гипотез;
- обобщение результатов: включение новых знаний и умений в уже освоенную учениками систему, закрепление и применение их в теории и практике.
Ведущей идей моего педагогического опыта является тесная связь воспитания и обучения с окружающей повседневной жизнью. В своей педагогической деятельности я опираюсь на неразрывную связь формирования единства знаний и умений, сознательности и активности учащихся в педагогическом процессе на основе их жизненного опыта.
Аспектами успешного урока с применением технологии проблемно-диалогического обучения являются:
1. Формирование предметной компетентности:
- показать учащимся значимость биологических и географических знаний;
- возможность их применения в повседневной жизни.
2. Развитие познавательной активности и самостоятельности:
- не давать знания в готовом виде, а научить самостоятельно их добывать;
- разбудить в каждом природную любознательность;
- формировать общие учебные умения и создать условия для саморазвития;
- постоянно стимулировать познавательную активность и самостоятельность учащихся.
3. Формирование информационной культуры:
- научить работать с информацией: анализировать и систематизировать ее, находить скрытые составляющие, обобщать, творчески перерабатывать.
4. Развитие мышления:
- каждому ученику помочь освоить основные логические операции;
- развивать творческое мышление.
5. Развитие творческих способностей:
- стимулировать творческую активность учеников:
- создать условия для разных ее проявлений: пусть фантазируют, изобретают, сочиняют, рисуют, изображают, решают творческие задачи, выдвигают оригинальные идеи, находят нестандартные решения и способы деятельности.
6. Формирование коммуникативной компетентности и толерантности:
- любой урок — это всегда общение;
- учить слышать и понимать друг друга, с уважением относиться к любому мнению, к любой точке зрения.
7. Создание психологически комфортной среды.
Использование технологии проблемно-диалогического обучения в биологии и географии, позволяет мне достигать определенных результатов:
- активизируется мыслительная деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;
- у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация к изучению предметов, познавательный интерес проявляется не только к отдельным темам, но в целом к биологии и географии;
- возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- коммуникативный режим проблемно-диалогического обучения и самообучения позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда.
2. Динамика учебных достижений обучающихся
В своей педагогической деятельности способствую тому, чтобы все учащиеся были успешны, проявили свою индивидуальность и талант. Даю детям не только знания основ биологии и географии, но и создаю условия для развития личности ребёнка, его самовоспитания и самообразования. Обучение ведётся по общеобразовательным программам и УМК Н.И. Сонина по биологии и классической линии по географии. Моя педагогическая деятельность позволила добиться стабильных результатов в обучении учащихся 5-11 классов. Мною регулярно проводится мониторинг текущих и итоговых результатов школьников с использованием данных электронного журнала «Сетевой город»:
- 100% успеваемость и отсутствие обучающихся, имеющих неудовлетворительные результаты;
Успеваемость и качество знаний по преподаваемым предметам, в %:
Показатели (средние) | 2012/2013 | 2013/2014 | 2014/2015 |
БИОЛОГИЯ | |||
Успеваемость | 100% | 100% | 100% |
Качество знаний | 59% | 61% | 63% |
ГЕОГРАФИЯ | |||
Успеваемость | 100% | 100% | 100% |
Качество знаний | 69% | 58% | 64% |
Для повышения мотивации к изучению биологии и географии на протяжении нескольких лет веду элективные курсы: «Основы ландшафтного дизайна» (11кл.), «Решение практических задач по биологии» (11кл.).
3. Внеурочная деятельность
Перспективный путь развития современного школьника – это развитие его универсальных учебных действий. Важнейшей задачей моей деятельности считаю развитие творческого потенциала обучающихся. На это направлена не только моя учебно-воспитательная работа, но и внеурочная деятельность.
Согласно ФГОС второго поколения одним из видов деятельности ученика является самостоятельный поиск решения поставленной цели. Передо мной встают задачи: не только выявлять детей с признаками одарённости, но и создавать условия для развития исследовательских способностей, исследовательского типа мышления школьника. Использование метода проектов способствует расширению кругозора детей, позволяет развивать индивидуальные творческие возможности детей, даёт возможность выделять и решать проблему, способствует самоопределению школьника. Это находит отражение в успешном участии моих учеников в исследовательских проектах и конкурсах разного уровня.
Год участия, уровень | Название работы | Автор | Результат |
2012г. Областной | Исследовательская работа «Земля, Родина и Мы» | Воловатова Александра, 7кл. | Участие |
2012г. | Конкурс фоторабот «МОЙ КРАЙ РОДНОЙ КАЗАЧИЙ» номинация «Как прекрасен этот мир» | Воловатова Александра, 7кл. | II место |
2013г. школьный | Творческая работа «Судьба и горе реки Лычак» | Володькина Анастасия, 6кл. | Грамота призёра |
2015г. муниципальный | Исследовательский проект «Река Лычак – наша радость и печаль» | Скачков Владислав, 5 кл. | Диплом призёра |
В процессе своей деятельности организую и провожу для обучающихся:
- очные и заочные олимпиады и конкурсы: Всероссийская олимпиада школьников (школьный и муниципальный уровни), Общероссийская предметная олимпиада «Пятёрочка», Всероссийский научно-познавательный конкур-исследование «LEONARDO», «Гелиантус»;
- предметные недели и интегрированные предметные декады;
- эколого-биологические мероприятия: «День Земли», «Вода – главное богатство!», «День посадки леса», «День птиц» и т.д.;
- вместе со своими учениками принимаем активное участие в школьном Дне науки (презентация ученических проектов).
Таким образом, разнообразие форм и методов работы вызывает интерес у обучающихся к изучению биологии, географии и переводит общение учеников со мной на более эффективный и продуктивный уровень.
4. Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования различных образовательных технологий
В основе моей образовательной деятельности лежат личностно-ориентированное обучение и системно-деятельностный подход. В своей педагогической практике я использую методы и приёмы: ИКТ-технологий, здоровьесберегающих, проектно-исследовательского и развивающего обучения.
Применяемые мною здоровье сберегающие технологии направлены на укрепление физического и психического состояния школьника. Только правильно организованная деятельность ученика приведёт к его успешности. На это направлено:
- чередование видов учебной деятельности на уроках, физпаузы;
- ограничение по времени использования ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами не более 20-30 мин во время урока);
- коллекция растений в учебном кабинете и его эстетическое оформление (на основании требований СанПиН).
Самостоятельная работа обучающихся предусматривает применение проектного метода. Положительным результатом этой работы считаю успешную защиту рефератов и проектов моими учениками на уроках и школьном Дне науки.
Использование в образовательном процессе ИКТ-технологий позволяет мне формировать у школьников ИКТ-компетенции, разнообразить визуальный ряд информации. Использование тематических мультимедийных презентаций, видеофрагментов делают урок более интересным и наглядным, способствует развитию стремления учащихся реализовывать себя, проявить свои возможности, проводить лабораторные и практические работы в условиях имитации, повышает интерес к обучению немотивированных детей.
Таким образом, используемые мною технологии повышают активность обучающихся в урочной и внеурочной деятельности, эффективность взаимодействия с педагогом.
5.Создание условий для приобретения обучающимися
позитивного социального опыта
На протяжении 10 лет являюсь классным руководителем. Формирую в своих воспитанниках нравственно– этические нормы, создаю благоприятную атмосферу в классе, вырабатываю индивидуальный подход и уважительное отношение к ребенку, вовлекаю каждого в воспитательный процесс.
В основе моей деятельности лежит создание условий для развития гармоничной личности обучающегося, его активной гражданской позиции. Пробудить заложенное в каждом ребенке творческое начало, учить трудиться, найти себя для радостной счастливой и наполненной жизни – к этому и стремимся мы с учениками в меру своих сил и способностей. Уделяю большое внимание профилактике асоциальных проявлений в детско-подростковой среде, вовлекая учащихся в мероприятия, такие как муниципальная Деловая игра «Как не шагнуть в пропасть»; провожу внеклассные занятия по пропаганде здорового образа жизни: круглый стол «Твоё здоровье» (8-9 кл.), школьный конкурс агитбригад «Здоровая нация» (5-7, 8-11 кл.), тематическая дискотека «Мы за здоровый образ жизни» (8-11 кл.) и т. д.
Совместно с обучающимися принимаем активное участие не только в жизни образовательного учреждения, но и в жизни села, оказывая содействие в организации и проведении мероприятий, проводимых:
- СДК: «День пожилого человека», «День Матери», новогодние и рождественские мероприятие, основные памятные даты и т.д. Девочки моего класса ежегодно участвуют в муниципальных конкурсах художественной самодеятельности совместно с сотрудниками СДК.;
- сельской Администрацией: субботники по уборке территории хутора;
- вовлекаю детей своего класса и в районные акции, например, районный этап региональной добровольческой акции «Молодые, поклонитесь старикам!».
Постоянное взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся является одним из важных факторов успешной реализации воспитательной программы. Общие результаты в воспитании достигаются в тесном сотрудничестве с родителями. Провожу индивидуальные беседы с родителями, тематические родительские собрания, направленные на решение общих проблем.
6. Участие в профессиональных сообществах
На протяжении всей своей педагогической деятельности являюсь активным участником профессиональных сообществ: РМО учителей биологии, географии; ШМО учителей естественно-математического цикла; в течение почти шести лет являюсь руководителем ШМО классных руководителей. Регулярно принимаю участие в мероприятиях, организованных Отделом образования Фроловского муниципального района и РМО учителей биологии и географии.
Публичные выступления:
Год | Уровень | Тема |
2012г. | ШМО | «Системно-деятельностный подход в образовании» |
2012г. | РМО | «Практические и самостоятельные работы на уроках географии» |
2013г. | РМО | «Возможности технологии метода проектов в решении актуальных проблем школьного географического образования» |
2014г. | РМО | «Продуктивные задания и их роль в формировании УУД» |
2016г. | Областной | «Использование проблемно-диалогической технологии на уроках географии как средство достижения образовательных результатов в условиях перехода на ФГОС ООО» |
Являюсь участником сетевых сообществ «nsportal.ru» ( имею Сертификат о создании сайта и размещении электронного портфолио), «openclass.ru», «proshkolu.ru». Методические разработки, проекты и творческие работы размещаю на сайте http://nsportal.ru/skachkova-marina-vladimirovna
- План-конспект урока «Как человек появился на Земле» 5кл. (2014г.);
- Программа дополнительного образования детей 11-13 лет «Nature» (2014г.);
- «Аналитическая записка о результатах собственной педагогической деятельности» (2016г);
- эссе на тему «Я – учитель» (2016г.).
Публикации моих учеников:
- Исследовательская работа «Земля, Родина и Мы» (2014г.);
- Исследовательский проект «Судьба и горе реки Лычак» (2014г.);
- Исследовательский проект «Река Лычак - наша радость и печаль» (2016г.).
Ссылка на мой сайт:
Мой Сайт учителя биологии и географии.
7. Непрерывность профессионального развития учителя
Постоянно повышаю свою квалификацию, занимаюсь самообразованием, участвую в различных мероприятиях для личного и профессионального роста. Курсовая подготовка позволяет мне изменить подход, организацию и содержание учебного процесса.
Наименование учреждения ДПО и сроки курсов | Тема курсов | Объём курсов |
Общество с ограниченной ответственностью «Торгово-издательский дом «Русское слово» 28.03.2011г. | «Географическое образование в школе и ВУЗе: теория и практика». | 8 ч. |
Учебно-методический центр «Школа 2100» 19.03.2013г. | «Системно-деятельностный подход в организации образовательного процесса по географии как основа ФГОС ООО» | 8 ч. |
Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования 21.01.2014г.-22.03.2014г. | «Технологии педагогической деятельности учителей биологии, химии, физики в контексте реализации ФГОС общего образования» | 72ч. |
ГАУ ДПО «Волгоградская государственная академия последипломного образования» 11.01.2016г.-23.01.2016г. | «Содержание и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС ООО» | 72 ч. |
ГАУ ДПО «Волгоградская государственная академия последипломного образования» 20.01.2016г.-21.01.2016г. (по программе подготовки экспертов) | «Система подготовки к ЕГЭ, ОГЭ по географии (новая версия). Методика написания эссе по географии в свете реализации ФГОС ООО. Единые подходы к оцениванию экзаменационных работ обучающихся 9-х классов по предметам основного общего образования» | 12 ч. |
Прослушиваю обучающие предметные и общепедагогические вебинары. |
На протяжении нескольких лет принимаю участие в работе комиссий по оценке результатов деятельности обучающихся.
Год | Уровень | Название экспертной комиссии |
2012г., 2013г. | Муниципальный | Член муниципальной предметной комиссии по проверке ГИА по географии |
Ежегодно | Муниципальный | Член жюри по проверке олимпиадных работ муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии |
2014г., 2015г. | Школьный | Председатель жюри по проверке олимпиадных работ школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии Член жюри по проверке олимпиадных работ школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии |
Распространяю свой педагогический опыт через проведение открытых уроков:
Год | Уровень | Тема | Класс |
2012г. | Районный | «Особо охраняемые природные территории России» | 8 |
2013г. | Районный | «Бактерии» | 5 |
2014г. | Районный | «Как человек появился на Земле» | 5 |
2015г. | Школьный | «Западная Сибирь. Общая физико-географическая характеристика». | 9 |
Применение инновационных технологий и методов обучения и других приёмов преподавания способствуют повышению успеваемости, развитию мышления и интереса к предмету. За это время мне удалось добиться:
- стабильных результатов успеваемости по предмету;
- привлечь учащихся к участию в предметных олимпиадах и конкурсах;
- создать при организации образовательного процесса благоприятный климат, атмосферу толерантности и взаимопомощи во всех классах, в которых работаю.
Известное античное изречение гласит «Мы учимся не для школы, а для жизни». Значит нужно учить так, чтобы каждый ребёнок был успешным и счастливым сейчас и в будущем.
План-конспект открытого урока биологии
Учитель: Скачкова Марина Владимировна, учитель биологии МБОУ «Большелычакская МОШ».
Дата: 13 ноября 2013 года
Класс: 5
УМК: «Сфера жизни» Сонина Н. И.
Тема урока: Бактерии.
Место урока в программе: третий урок в разделе «Многообразие живых организмов».
Цели:
- Предметно-дидактическая: формирование представлений об отличительных признаках представителей царства Бактерии и их значении в природе и в жизни человека.
- Деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов.
Ожидаемые результаты:
- Личностные:
- Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;
- Ответственно относятся к выполнению учебных задач;
- Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.
- Метапредметные:
- Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;
- Выдвигают простейшие гипотезы;
- Выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;
- Работают с информацией и преобразуют её;
- Находят причинно-следственные связи;
- Оценивают свою работу и работу своих одноклассников.
- Предметные:
- Знают отличительные признаки бактериальной клетки, умеют находить бактерии на рисунках в сравнении с представителями других царств;
- Имеют представление о распространении бактерий на Земле, особенностях их жизнедеятельности;
- Называют примеры значения бактерий в природе и в жизни человека; меры профилактики бактериальных инфекций.
- Тип урока:
- По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;
- По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;
- По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.
- Методы:
- Основной: проблемно-поисковый (решение проблемных задач);
- Дополнительные:
- словесные (беседа, диалог);
- наглядные (работа с рисунками, схемами);
- практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования);
- дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).
- Основные вопросы:
- Места обитания и существенные признаки бактерий: строение клетки и жизненные формы;
- Процессы жизнедеятельности: питание, размножение, образование спор;
- Значение бактерий в природе и в жизни человека;
- Меры профилактики бактериальных инфекций.
- Средства обучения:
- Учебник Сонин Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс. М.: Дрофа, 2012;
- Рабочая тетрадь к учебнику;
- ЦОР «Деление бактериальной клетки», «Спорообразование у бактерий».
- Дополнительный текстовый материал;
- Презентация «Бактерии»;
- Оценочный лист.
- Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, интерактивная система голосования.
- Ход урока (см. технологическую карту).
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме «Бактерии»
Этап | Содержание | Методы | Учебно-познавательные задачи урока | Формы контроля | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||
Организационный | Здравствуйте! Я очень рада видеть вас и наших уважаемых гостей на сегодняшнем уроке! Проверьте готовность к уроку. Обратите внимание, что у каждого из вас на столах лежат оценочные листы. В течение урока вы в них будете оценивать свою работу и работу товарищей. | Приветствует обучающихся, просит их проверить готовность к уроку. | Осуществляют самопроверку готовности к уроку. | Самопроверка | Регулятивные
| |
Ориентировочно-мотивационный – стадия вызова | Слайд 1. Эти организмы появились и распространились на Земле раньше других. Они встречаются в почве, в воздухе, в воде, обитают и в телах других организмов, найдены в гейзерах, солёных озёрах, таких, как Мёртвое море, в Антарктиде и в Арктике, могут жить даже в реакторах атомных станций. О них наш сегодняшний разговор. Кто озвучит тему урока? Слайд 2. Что бы вы хотели узнать на уроке? На какие вопросы получить ответы? | Словесный (беседа), наглядный | Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока. |
| Словесная оценка учителя | Регулятивные
|
Учебно-познавательная деятельность:
| Бактерии существовали на нашей планете уже несколько миллиардов лет назад, но люди узнали о них сравнительно недавно. Почему? Слайд 3. Какие организмы, из изображённых на слайде, нельзя отнести к бактериям? Почему? Слайд 4. На экране вы видите два организма. Являются ли они бактериями? Почему? Вы можете работать индивидуально или в парах. Учебник § 11, с. 60. | Дедуктивный (применение знаний) Проблемный, наглядный |
|
| Словесная оценка учителя Самопроверка по образцу Самопроверка по образцу Само- и взаимопроверка по образцу Самопроверка по образцу Взаимопроверка Самопроверка Самопроверка Взаимопроверка Взаимопроверка Словесная оценка учителя | Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Личностные:
|
Итак, мы смогли отличить бактерию от другого одноклеточного организма. Выполните задание 64, с. 34 рабочей тетради. Поработаем со схемой бактериальной клетки в рабочей тетради (задание № 65, с. 34). Кто хочет показать основные части клетки бактерии на рисунке? Проверьте работу в рабочей тетради у своего соседа, проставьте отметку в оценочный лист. Слайд 5. Формы бактериальных клеток разнообразны. | Дедуктивный (применение знаний), практический (заполнение схемы), наглядный | Организует первичное закрепление материала. |
| |||
Какой процесс лежит в основе увеличения численности бактерий? Как, на ваш взгляд, могут размножаться бактерии? Обсудите в группе и выскажите предположение. Выполните в рабочей тетради задание № 67, с. 34 и проверьте выполнение у своего соседа, проставьте отметку в оценочный лист. | Практический (заполнение схемы), наглядный |
|
| |||
Слайд 6. В группах проанализируйте информацию слайда и сделайте предположение о питании бактерий. | Наглядный, дедуктивный (анализ) |
| ||||
Слайд 7. Академик В. И Вернадский подсчитал, что в благоприятных условиях потомство всего одной бактерии может заполнить впадину Тихого океана за 5 дней. Почему этого не происходит? Что происходит с бактериями в неблагоприятных условиях? Обсудите вопрос в группе, выскажите предположение. Выполните задание № 66 рабочей тетради, осуществите взаимопроверку, проставьте отметку в оценочный лист (учебник с. 60). | Проблемный, наглядный |
|
| |||
Можно ли на Земле обойтись без бактерий? Изучите дополнительную информацию о бактериях и найдите примеры: 1 группа – положительного значения бактерий в природе; 2 группа – пользы бактерий для человека; 3 группа – вреда бактерий для человека; 4 группа – способов сохранения продуктов питания; 5 группа – методов профилактики бактериальных инфекций. Слайды 8 – 15. Сформулируйте вывод о значении бактерий в природе и в жизни человека. Оцените свою работу над этим заданием, проставьте отметку в оценочный лист. Подсчитайте сумму баллов. | Проблемный, практический, индуктивный, наглядный |
|
| |||
Закрепление, рефлексия, подведение итогов урока | Сегодня мы познакомились с царством Бактерии. А теперь возьмем в руки пульты для голосования и ответим на несколько вопросов о бактериях. Проверим ответы. Кто правильно ответил на все 5 вопросов? Аплодисменты. Вернёмся к целям, поставленным в начале урока. Удалось ли их достичь? Довольны ли работой на уроке? Оцените своё настроение в оценочном листе. | Словесный (беседа), практический (работа с системой голосования) |
|
| Самопроверка | Регулятивные
|
Домашнее задание: § 11, вопросы на с. 63 (у), задания р. т. № 63, 68 – 72, не менее 3-х по выбору. По желанию подготовить короткие сообщения о бактериальных болезнях людей. |
Приложение к плану-конспекту открытого урока биологии в 5 классе по теме «Бактерии»
Дополнительная информация для работы в группах
По результатам жизнедеятельности бактерий выделяют несколько групп.
Бактерии гниения разлагают органические вещества отмерших растений и животных, выделения живых организмов и другие органические отходы, превращают их в перегной, участвуя, таким образом, в образовании почвы. Бактерии гниения – своеобразные санитары нашей планеты.
Следующая группа – почвенные бактерии. Они перерабатывают перегной до минеральных веществ, которые снова могут поглощаться растениями из почвы.
Есть бактерии, которые способны усваивать азот из воздуха и переводить его в состояние, пригодное для дальнейшего использования растениями. Можно сказать, что эти бактерии производят натуральные азотные удобрения. Они поселяются на корнях бобовых растений, таких как горох, фасоль, клевер, люцерна, образуя на них клубеньки, и поэтому получили название клубеньковые бактерии.
Под действием молочнокислых бактерий молоко превращается в простоквашу, сливки в сметану. Они же участвуют в сквашивании капусты.
Есть бактерии, живущие в кишечнике человека (от 300 до 1000 видов). Учёные считают, что их общая масса может достигать 1 кг, а численность их клеток в 10 раз превышает численность клеток человеческого тела. Они играют важную роль в пищеварении, синтезируют витамины, необходимые человеку, вытесняют патогенные вредные бактерии. Можно сказать, что микрофлора человека является дополнительным «органом», участвующим в переваривании пищи и защите организма от инфекций.
Деятельность бактерий можно оценить не только положительно. Много неприятностей приносят нам бактерии, деятельность которых приводит к порче продуктов питания (бактерии гниения). Это они вынуждают нас хранить продукты в холодильнике. Чтобы продукты не портились, их солят, сушат, засахаривают, маринуют, консервируют, то есть создают для бактерий неблагоприятные условия.
Целлюлозоразрушающие бактерии портят книги в книгохранилищах, чем наносят непоправимый урон, например, когда под их действием страницы старинных рукописей рассыпаются.
Некоторые виды бактерий (патогенные) поселяются в организмах растений, животных, человека, отравляют их продуктами своей жизнедеятельности, то есть вызывают болезнь. Например, у человека бактериальными являются такие заболевания, как ангина, туберкулёз, дизентерия, дифтерия, холера, тиф, чума и многие другие.
Чтобы избежать бактериальной инфекции, нужно соблюдать определённые правила: правильно хранить и приготавливать продукты питания, мыть овощи, фрукты, не пить сырую воду, следить за чистотой своего тела и жилища, вовремя делать профилактические прививки. Бактерии погибают при воздействии высоких температур, прямого солнечного света, воздействии дезинфицирующих средств, например хлорки.
Вопросы для интерактивного тестирования по теме «Бактерии»
А1. Бактерии – это организмы:
- только одноклеточные;
- только многоклеточные;
- и одноклеточные, и многоклеточные.
А2. В клетке бактерий есть:
- оболочка, цитоплазма, ядро;
- цитоплазма, ядро, нуклеиновая кислота;
- оболочка, цитоплазма, нуклеиновая кислота.
А3. Бактерии:
- питаются готовыми питательными веществами;
- сами способны создавать питательные вещества;
- верно 1 и 2.
А4. Определите правильное высказывание.
- Бактерии размножаются спорами.
- Споры помогают бактериям переживать неблагоприятные условия и распространяться.
- Споры бактерий быстро погибают в неблагоприятных условиях.
А5. Определите правильное высказывание.
- Все бактерии приносят вред другим живым организмам.
- Целлюлозоразрушающие бактерии приносят пользу человеку.
- Человек использует бактерий для создания некоторых продуктов питания.
Оценочный лист к уроку
Фамилия, имя ученика________________________________________________________________
Задания | Баллы | Критерии оценки |
Задание № 64 | 3 балла – правильно названы 3 особенности строения. | |
2 балла – правильно названы 2 особенности строения. | ||
1 балл – правильно названа 1 особенность строения. | ||
0 баллов – задание не выполнено. | ||
Задание № 65 | 3 балла – правильно названы 3 части бактериальной клетки. | |
2 балла – правильно названы 2 части бактериальной клетки. | ||
1 балл – правильно названа 1 часть бактериальной клетки. | ||
0 баллов – задание не выполнено. | ||
Задание № 67 | 2 балла – правильно назван процесс, изображённый на схеме, дана его характеристика. | |
1 балл – правильно дан ответ на один из вопросов задания. | ||
0 баллов – задание не выполнено. | ||
Задание № 66 | 2 балла – правильные ответы на два вопроса задания. | |
1 балл – правильно дан ответ на один из вопросов задания. | ||
0 баллов – задание не выполнено. | ||
Работа с дополнительной информацией | 2 балла – задание выполнено полностью и правильно, активное участие в работе группы. | |
1 балл – задание выполнено не полностью, активное участие в работе группы. | ||
0 баллов – задание не выполнено или в работе группы не участвовал. | ||
Итого | Максимальный балл – 12. | |
Оценка за работу на уроке | 10 – 12 баллов – оценка 5. | |
8 – 9 баллов – оценка 4. | ||
5 – 7 баллов – оценка 3. | ||
Меньше 5 баллов – оценка 2. | ||
Оцени свое настроение на уроке (поставь галочку) | ||
Урок по природоведению в 5 классе
по теме: «Как человек появился на Земле»
Цель: сформировать целостную научную картину появления человека на Земле.
Задачи урока:
- Сформировать представление о первых людях, появившихся на Земле, их образе жизни, изменении в строении и поведении в процессе исторического развития.
- Развивать умение самостоятельно работать с текстом, извлекать из различных источников необходимую информацию, оперировать ею и использовать для решения поставленных задач; работать в группе; развивать диалогическую и монологическую речь обучающихся.
- Воспитывать интерес к предмету через изучение исторического развития человека; аккуратность и добросовестность; ответственность за результаты своего труда.
УУД
Предметные умения: научиться называть этапы происхождения человека, предков человека, их характерные черты, образ жизни.
Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные – применять приёмы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации; формулировать проблему, отвечать на вопросы учителя; регулятивные: планирование – составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места установкой на функциональность; коммуникативные: обмениваться мнениями в парах, слушать друг друга, понимать позицию партнёра, в том числе и отличную от своей; строить понятные речевые высказывания, делиться своими впечатлениями.
Личностные умения: проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук.
Тип урока:
Урок изучения нового материала.
Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, презентация «Как человек появился на Земле», ЦОР, дополнительный материал, учебники, тетради.
Методы обучения и формы работы:
- частично-поисковый (эвристический)
- парная;
- объяснительно-иллюстративный,
- деятельностный,
- проблемный.
Этапы урока:
1. Организационный момент – 1мин.
2. Актуализация знаний учащихся– 3 мин.
3. Формулировка темы и целей урока – 5 мин.
4. Усвоение новых знаний и способов действий – 20 мин.
5. Первичная проверка и закрепление новых знаний – 6 мин.
6. Домашнее задание – 2 мин.
7. Подведение итогов урока, рефлексия, оценка – 3 мин.
Ход урока
Деятельность участников урока на каждом этапе | |
Учитель | Учащиеся |
1 этап – организационный – 1 мин. | |
распределение по группам | |
До начала урока учащиеся садятся парами. Здравствуйте! Очень рада видеть вас на сегодняшнем уроке! Давайте улыбнёмся друг другу! Проверьте всё ли у вас готово к уроку? (учебники, тетради, ручки) | Учащиеся рассаживаются по группам. Готовят к уроку – учебники, тетради, ручки. |
2 этап – актуализация знаний – 3 мин. | |
Учитель: - Ребята, мы закончили с вами изучать очередной раздел учебника. Вспомните, как он назывался? Живые организмы заполняют все уголки нашей планеты. Моря и реки, горы и равнины, даже воздух населен живыми существами. -Как вы думаете, является ли человек частью живой природы? - Какие признаки на это указывают? -К какому царству живой природы относится человек? -С какой группой животных человек имеет большее сходство? Какие признаки на это указывают? -Чем человек отличается от животных? | «Жизнь на Земле». Примерные ответы: Да, т.к. для человека характерны все признаки живого: рост, развитие, обмен веществ, размножение и т.д. - к царству «Животные» - с позвоночными, млекопитающими (наличие позвоночника, молочных желез…) -Версии детей…(речь, мышление, творчество…) |
3 этап – формулировка темы и целей урока – 5 мин. | |
Подведение к теме урока Учитель: На земном шаре сегодня проживает более 6,5 млрд. человек. Люди заселяют почти всю территорию планеты. Неосвоенных земель на ней почти не осталось. Однако так было не всегда. Посмотрите, пожалуйста, на экран и попробуйте догадаться какова тема сегодняшнего урока? Слайд 1 (на экран проецируются 2 версии происхождения человека: метафизическая и научная) -Что изображено на рисунках? -Сформулируйте тему урока. (Если будут затруднения: Почему между двумя картинками стоит знак «?») Щелчок «Как человек появился на Земле» -Как вы думаете, какая из этих версий является научной? -Попробуйте сформулировать цель нашего урока, на основе которой мы составим план наших действий при изучении этой темы. (вывешивает на доску план урока: Слайд 2 1. Время 2. Место 3. Причины 4. Предок 5.Этапы 6.Характерные черты 7. Образ жизни
- С какими источниками информации мы будем работать при изучении темы? |
Версии учащихся: … Как человек появился на Земле. Происхождение от обезьяны - Изучить Учащиеся формулируют цель урока. Нам нужно узнать, когда, как и где появился первый человек, кто был его предком. Как шло развитие человека из обезьяны и как они выглядели на каждом этапе своего развития - Учебник, презентация. |
4 этап - открытие новых знаний и применение – 20 мин. | |
Учитель: Перед вами на столе лежит листочек с задачей. В течение 2 мин. решите ее. Задача: «Первобытный человек пригласил динозавра в свою пещеру и попросил прийти ровно в 10 часов утра. Длина динозавра от кончика носа до кончика хвоста – 200 метров. В каком часу должен выйти динозавр, чтобы двигаясь со скоростью 3 км/час, целиком прийти к пещере человека без опозданий?» Проверка задачи, обсуждение вслух. - Как вы считаете, первобытный человек мог встретиться с динозавром? -Вспомните, когда вымерли динозавры? (если возникли затруднения, обратиться к учебнику стр 53) | (Задача не имеет решения, т.к. динозавры вымерли раньше появления человека на планете). Динозавры вымерли 65 млн. лет назад. |
Самостоятельная работа с учебниками и дополнительными материалами по изучению нового материала – 18мин. | |
- А когда и где появились на Земле первые люди? Ознакомьтесь с текстом учебника на с.128, ответьте на эти вопросы. Постановка проблемного вопроса. Учитель: Как вы думаете, современные обезьяны являются предками или родственниками человека? - Ваши мнения разошлись. Давайте проверим, кто из вас прав. Вместе подумаем над очень важным, интересным вопросом – кто наши предки и составим родословное древо всего человечества. (на доске нарисована схема родословного дерева) Работать вы будете в парах. Каждой паре дается задание изучить одного предка человека по плану и подготовить свое выступление. Для этого вам нужно: - изучить материалы учебника ответить на поставленные в задании вопросы и рассказать о своем представителе прикрепив его изображение на родословное древо. Задания 1 пара: - Дриопитеки – это… - Когда обитали? 2 пара: - Австралопитеки – это… - Образ жизни. - Характерные черты. - Важнейшее достижения? 3 пара: - Человек умелый – это… - Когда появились на Земле? - Характерные черты. - Важнейшее достижение? 4 пара: - Человек прямоходящий- - Когда появились на Земле? - Опишите внешнее строение- - Важнейшее достижение? 5 пара: - Человек разумный (Неандерталец) - Когда появились на Земле? - Опишите внешнее строение- - Важнейшее достижение? 6 пара: - Человек разумный (Кроманьонец) - Когда появились на Земле? - Опишите внешнее строение- - Важнейшее достижение? На эту работу вам дается 5 минуты и по 2 минуты на защиту ваших выступлений. Итак, откройте, пожалуйста, учебники и приступайте к выполнению задания. Выступление пар. Решение проблемной ситуации - Итак, вернёмся к спорному вопросу. Так современные обезьяны являются предками или родственниками человека?
Ребята, сегодня на уроке вы узнали, когда и как появился человек на Земле. Составили родословное древо современного человека. | Работа с учебником. 2 млн. лет назад в Африке. Дриопитек (древесная обезьяна) Версии учащихся Учащиеся отвечают на вопросы на основании материалов учебника и дополнительной литературы. По окончании 5 минут работы представители от каждой группы выходят к доске и (отвечают по плану). Сообщение учащегося в течение 2 минут. Затем прикрепляют лист на схему родословного древа. Во время выступления ученика на экране появляются слайды с представителями древних предков человека. По мере выступления учащиеся в тетради заполняют схему родословного дерева. Работа в парах, поиск информации в учебниках и дополнительной литературе. Родственниками. |
5 этап – первичная проверка и закрепление новых знаний – 6 мин. | |
- Теперь давайте выполним задание для закрепления изученного материала. -Расставьте представителей древних предков человека в хронологическом порядке, начиная от самого первого предка человека. (Задание из ЦОР) - Давайте подведем итоги! -Выполнили ли мы с вами задачи, которые были поставлены вначале урока? | Дриопитеки, австралопитеки, человек умелый, человек прямоходящий, человек разумный – неандерталец, кроманьонец, современный человек Устно |
6 этап – домашнее задание – 2 мин. | |
Домашнее задание: Обязательно: изучить текст учебника параграф 27. Выполнить задание в рабочей тетради №191-193 на с. 89,90 Задание для любознательных на выбор: - взять интервью у учителей истории «Происхождение человека с точки зрения данной науки». - составить кроссворд по данной теме. | |
6 этап – Подведение итогов урока, рефлексия, оценка – 3 мин. | |
Учитель: Настало время оценить вашу работу. Я знал(а)______________________________ Я узнал (а)новое ________________________ Что не получилось(почему)?______________ Наш урок подошел к концу. Спасибо за активную работу, до свидания! | Учащиеся оценивают свою работу. Ребята выбирают соответствующие листочки и прикрепляют их на доску. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности
Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности за межаттестационный период Опрышко Наталии Алексеевн ы преподавателя спецдисциплин Г(О)БОУ НПО ПУ №14 г. Грязи...
Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности мастера призводственного обучения
Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности за межаттестационный период Опрышко Наталии Алексеевны мастера производственного обучения Г(О)БОУ НПО ПУ №14 г. Грязи...
Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности
отчет о результатах работы...
Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности Хертек А-Х.В 2013г
аналитический отчет о результатах педагогической деятельности Хертек Анай-Хаак Викторовны 2013г...
Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности учителя швейного дела за межаттестационный период (за последние 3-5 лет) ГБ(О)С(К)ОУ С(К)О школы- интерната VIII вида №4 Харчиковой Натальи Владимировны
Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности учителя швейного делаза межаттестационный период (за последние 3-5 лет)ГБ(О)С(К)ОУ С(К)О школы- ин...
Аналитический отчёт о результатах педагогической деятельности учителя высшей категории
Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности Григорьевой Ольги Васильевны учителя математики муниципального образовательного учреждения Судиславская средняя общеобразо...
Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности
Аналитический отчет о результатах педагогической деятельностиБудаакай Надежды Дуктуговны, учителя математика и физики, МБОУ ООШ с.Усть-Хадын...