Игра-путешествие «Копилка правовых знаний»
методическая разработка (8 класс) на тему
Цель: профилактика правонарушений среди подростков
Задачи:
· Ознакомить участников игры со статистикой правонарушений, совершённых подростками Шабалинского района;
· Помочь подросткам выработать уважительное отношение к закону;
· Воспитывать чувство ответственности за свои поступки и их последствия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 153.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра-путешествие «Копилка правовых знаний»
Цель: профилактика правонарушений среди подростков
Задачи:
- Ознакомить участников игры со статистикой правонарушений, совершённых подростками Шабалинского района;
- Помочь подросткам выработать уважительное отношение к закону;
- Воспитывать чувство ответственности за свои поступки и их последствия.
Оформление
- Плакаты, высказывания по теме мероприятия.
- На центральной стене большая ромашка. В центре цветка изображён подросток с копилкой в руках. На лепестках ромашки названия станций.
- Над ромашкой название игры «Копилка правовых знаний».
- Стулья для участников мероприятия расставлены по секторам. Каждый сектор для отдельной команды.
Оборудование
- Видеоаппаратура;
- Диск с фильмом «У тюрьмы не детское лицо»;
- Маршрутные листы (8 – по числу команд);
- Жетоны (80 штук);
- Необходимые материалы для каждой станции (бумага, фломастеры, маркеры, краски, карандаши, раздаточный материал);
- Таблички с названиями станций, бланки «Благодарностей»;
- 8 кабинетов, подготовленных для станций;
- Сладкие призы для каждой команды;
- Колокольчик для подачи сигнала о переходе на другую станцию;
- Скотч, английские булавки, клей.
Содержание
- Вступление.
- Просмотр видео сюжета из фильма «У тюрьмы не детское лицо».
- Выступление школьного инспектора по теме «Статистика правонарушений, совершённых подростками Шабалинского района».
- Игра-путешествие «Копилка правовых знаний».
- формирование команд, разъяснение условий игры, вручение маршрутных листов;
- путешествие по станциям (плакатная, кроссвордная, ситуационная, анкетная, разгрузочная, сказочная, пешеходная, правовая)
- Выступление представителя ДПС;
- Подведение итогов, вручение «Благодарностей», награждение сладкими призами.
При входе в оформленный зал, каждый участник занимает место в соответствующем секторе.
Небольшое вступление (2-3 минуты) и просмотр отрывка из фильма «У тюрьмы не детское лицо» настраивает ребят на серьёзное восприятие обозначенной темы.
Школьный инспектор рассказывает о статистике правонарушений, совершённых подростками Шабалинского района, сообщает об ответственности несовершеннолетних перед законом за отдельные правонарушения и преступления.
Игра-путешествие занимает около 50-ти минут. Из работ ребят (плакаты) оформляется выставка «НЕ нарушай закон».
Пока педагоги, работающие на станциях, подводят окончательные итоги, перед участниками мероприятия выступает представитель ДПС. Он рассказывает о статистике дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков.
Называются победители, вручаются «Благодарности» и сладкие призы.
Звучит заключительное слово.
Содержание игры-путешествия
На каждой станции команда находится в течение 5 минут и может заработать от 1 до 3 жетонов. Перемещаются команды согласно маршрутному листу.
Станция Плакатная
Члены команды за 7 минут должны нарисовать плакат на тему «Не нарушай закон».
Станция Кроссвордная
Каждой команде предлагается решить кроссворд из 7-ми слов. (См. приложение 2).Если в течение 6-ти минут ребята не справились со всем заданием, педагог оказывает им помощь.
Станция Ситуационная
Команде предлагается рассмотреть несколько ситуаций, связанных с нарушением закона подростками и назвать наказание, которое за этим последует. (См. приложение 2).
Станция Сказочная
Ведущий предлагает взглянуть на сюжеты известных сказок с точки зрения юриста. Подростки должны отгадать о какой сказке идёт речь.
Станция Анкетная
Команде предлагается ответить на 6 вопросов анкеты «Знаешь ли ты свои права и обязанности». (См. приложение №1)
Станция Правовая
Ведущий на станции школьный инспектор. Учащиеся должны продемонстрировать знание законов, с которыми чаще всего сталкиваются подростки.
Станция Пешеходная
Ведущий на станции представитель ДПС. Участникам команды предлагается показать знание правил дорожного движения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
А Н К Е Т А
«Знаете ли вы свои права и обязанности»
- С какого возраста человек считается совершеннолетним?
а) с 14 лет б) с 16 лет в) с 18 лет г) с 21года
- Кто несёт ответственность за содержание, воспитание и обучение несовершеннолетних?
а) школа б) родители (опекуны) в) учреждения дополнительного
образования г) органы опеки и попечительства
- Какие нормативные документы определяют права и обязанности
несовершеннолетних в учебном заведении?
а) Конституция б) закон «Об образовании» в) трудовой договор
г) Устав образовательного учреждения
4. С какого возраста несовершеннолетний может быть привлечён к уголовной ответственности?
а) с 18 лет б) с 12 лет в) с 14 лет г) с 16 лет
5. С какого возраста употребление спиртных напитков не наказывается законом?
а) с 21 года б) с 14 лет в) с 18 лет г) с 16 лет
6. В каком возрасте подросток может быть принят на работу?
а) с 12 лет б) с 18 лет в) с 14 лет г) с 16 лет
7. Кто несёт ответственность за правонарушения совершённые несовершеннолетним?
а) школа б) суд в) родители (опекуны) г) комиссия по делам
несовершеннолетних
А Н К Е Т А
«Знаете ли вы свои права и обязанности»
- С какого возраста человек считается совершеннолетним?
а) с 14 лет б) с 16 лет в) с 18 лет г) с 21года
- Кто несёт ответственность за содержание, воспитание и обучение несовершеннолетних?
а) школа б) родители (опекуны) в) учреждения дополнительного
образования г) органы опеки и попечительства
- Какие нормативные документы определяют права и обязанности
несовершеннолетних в учебном заведении?
а) Конституция б) закон «Об образовании» в) трудовой договор
г) Устав образовательного учреждения
4. С какого возраста несовершеннолетний может быть привлечён к уголовной ответственности?
а) с 18 лет б) с 12 лет в) с 14 лет г) с 16 лет
5. С какого возраста употребление спиртных напитков не наказывается законом?
а) с 21 года б) с 14 лет в) с 18 лет г) с 16 лет
6. В каком возрасте подросток может быть принят на работу?
а) с 12 лет б) с 18 лет в) с 14 лет г) с 16 лет
7. Кто несёт ответственность за правонарушения совершённые несовершеннолетним?
а) школа б) суд в) родители (опекуны) г) комиссия по делам
несовершеннолетних.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
СИТУАЦИИ
- Однажды вечером Володя – 15 лет, Сергей – 17 лет, Андрей – 19 лет купили пиво «Клинское», устроились на террасе детского сада и стали распивать его. Через некоторое время появились представители милиции, составили на подростков протоколы.
Что было дальше?
Ответ: Володя – протокол на родителей, обсуждение на заседании Комиссии по делам несовершеннолетних, административное наказание
- штраф 300р.
Сергей – протокол на подростка, обсуждение на заседании Комиссии по делам несовершеннолетних, административное наказание
- штраф 100р.
Андрей – Протокол по статье 6.10, обсуждение на заседании Комиссии по делам несовершеннолетних за вовлечение несовершеннолетних в распитие спиртных напитков, административный штраф от 500р. до 1500р.
- На автобусной остановке 2 подростка обратили внимание на пожилого
мужчину, который разговаривал по сотовому телефону. Больше никого
рядом не было. Друзья договорились, что один отвлекает мужчину
вопросом, а другой в это время выхватывает телефон и убегает.
Их замысел осуществился, но когда подростки убегали, мимо
проходившая женщина узнала своего соседа-школьника. Вскоре ребята
оказались в милиции.
Что было дальше?
Ответ: Подростки совершили открытое хищение - грабёж (ст. 161, ч. 2).Их ожидает суд. Данная статья попадает в разряд особо опасных преступлений, несовершеннолетние подлежат уголовной ответственности с 14 лет. Суд может приговорить виновных к лишению свободы сроком от 4 месяцев, до 12 лет. Если преступление совершено впервые, суд может вынести условное наказание, или принудительные исправительные работы, и возмещение потерпевшему материального и морального ущерба.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
КРОССВОРД
6п | |||||||||||||||||
5х | р | ||||||||||||||||
4р | у | е | |||||||||||||||
о | л | с | |||||||||||||||
2к | 3х | д | и | т | 7с | ||||||||||||
о | и | и | г | у | в | ||||||||||||
н | щ | т | а | п | е | ||||||||||||
1н | е | с | о | в | е | р | ш | е | н | н | о | л | е | т | н | и | й |
т | н | л | с | е | о | ||||||||||||
и | и | и | т | н | ф | ||||||||||||
т | е | в | и | о | |||||||||||||
у | о | е | р | ||||||||||||||
ц | |||||||||||||||||
и | |||||||||||||||||
я |
- Человек, не достигший 18-тилетнего возраста.
- Основной закон государства.
- Поступок человека, присвоившего чужую вещь без разрешения.
- Кто в соответствии с законодательством осуществляет защиту прав и интересов ребёнка?
- Нецензурная брань подростка – это мелкое ….
- Поступок, который очень опасен и вреден для общества, личности, государства.
- Сигнальный фонарь с разноцветными стёклами для регулирования движения на улицах.
КРОССВОРД
6п | |||||||||||||||||
5х | р | ||||||||||||||||
4р | у | е | |||||||||||||||
о | л | с | |||||||||||||||
2к | 3х | д | и | т | 7с | ||||||||||||
о | и | и | г | у | в | ||||||||||||
н | щ | т | а | п | е | ||||||||||||
1н | е | с | о | в | е | р | ш | е | н | н | о | л | е | т | н | и | й |
т | н | л | с | е | о | ||||||||||||
и | и | и | т | н | ф | ||||||||||||
т | е | в | и | о | |||||||||||||
у | о | е | р | ||||||||||||||
ц | |||||||||||||||||
и | |||||||||||||||||
я |
- Человек, не достигший 18-тилетнего возраста.
- Основной закон государства.
- Поступок человека, присвоившего чужую вещь без разрешения.
- Кто в соответствии с законодательством осуществляет защиту прав и интересов ребёнка?
- Нецензурная брань подростка – это мелкое ….
- Поступок, который очень опасен и вреден для общества, личности, государства.
- Сигнальный фонарь с разноцветными стёклами для регулирования движения на улицах.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Сказки глазами юриста.
В какой сказке личность, во всех отношениях серая, осуществляет коварный план убийства двух лиц и лишь благодаря вмешательству смелых людей всё заканчивается благополучно? («Красная шапочка»).
- В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию под вывеской обаятельной личности, совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано? (Волк и семеро козлят»).
- В какой сказке ушел из дома очень румяный молодой человек. Ушёл среди бела дня. Трижды был замечен в лесу при встрече с неизвестными, последняя оказалась для него роковой? («Колобок»).
- В какой сказке одна дама, воспользовавшись добрым поступком мужа, использует его для обогащения, но впоследствии теряет всё из-за своей жадности? («Сказка о рыбаке и рыбке»).
- Героиня какой сказки, облачённая в дорогую, не имеющую клейма шубку, явилась в гости, да так и не захотела уйти оттуда. К кому только не обращался хозяин дома о выселении гостьи, пока её действия не были квалифицированны, как незаконный захват жилища? (« Заячья избушка»).
- В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. («Сказка о попе и о работнике его Балде»).
- В какой сказке Чуковского гнусное насекомое занимается шантажом, приказывая: «Принесите-ка мне, звери, ваших детушек, я сегодня их за ужином скушаю»? («Тараканище»).
- Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, а именно: украв одеяние невесты младшего сына царя, сжигают его. («Царевна лягушка»).
- В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить её на части, но не сумевшим это сделать. В итоге – богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба»).
- В этой сказке речь идёт о некоем спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнование с препятствиями. Хитрость и выдержка помогли ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает. («Колобок»).
Игра -путешествие
« Копилка правовых знаний »
Разработала и провела
социальный педагог
МОУСОШ с УИОП пгт Ленинское
Попова
Нина Николаевна
март 2008 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия к неделе правовых знаний "Сказочно- правовая викторина" для учащихся 5-6 классов.
Игра "ПРАВА ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ"...

Проект "От правового знания - к правовой компетентности"
Проект раскрывает систему создания правовой школьной службы....
Правовое просвещение. Единый День правовых знаний
Единый день правовых знаний проводится в рамках просветительского направления социальной службы, а также в целях формирования правовой культуры, общественных целей, воспитания и уважения к правам и со...

Изучение понятия правовой нормы на уроках правовых знаний
В данной статье описан методический прием, который позволяет наиболее полно раскрыть понятие правовой нормы....

Игра-путешествие в Страну Правовых Знаний
Цель: способствовать формированию правовой культуры учащихся.Задачи: - Закрепить знания детей о праве на имя и фамилию, о праве на личную неприкосновенность, жизнь и свободу, о праве на медицинское об...