Проект "Мы вместе"
рабочая программа по теме

Проект направлен на комплексную социально-воспитательную, социально-педагогическую и информационную помощь семьям  переселенцев  из регионов РФ и стран ближнего и дальнего зарубежья,  имеющих детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon проект "Мы вместе"178.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект направлен на комплексную социально-воспитательную, социально-педагогическую и информационную помощь семьям  переселенцев  из регионов РФ и стран ближнего и дальнего зарубежья,  имеющих детей.

Паспорт проекта

1.

Наименование проекта:

Проект, направленный на комплексную социально-воспитательную, социально-педагогическую и информационную помощь семьям переселенцев из регионов РФ и стран ближнего и дальнего зарубежья,  имеющих детей «Мы вместе» (далее переселенцы с детьми)

2.

Цель проекта:

Содействие в успешной адаптации и интеграции в общество семей переселенцев с детьми.

3.

Авторы

проекта:

Социальные педагоги комнаты школьника «Шанс» Илькаева Ильсияр Халилулловна, Абдулова Фания Тухфатовна, Семененко Лариса Фаиловна

4.

Срок реализации проекта:

Январь 2012г. – декабрь 2012 г. 

5.

Категория участников:

5-10 семей переселенцев, имеющих детей, 9-12 детей переселенцев, посещающие к/ш «Шанс» в возрасте от 8 до12 лет

6.

Количество участников:

Охват около 50 человек – семьи переселенцев с детьми

7.

Организации-партнеры

  1. Храм Божия Архистратига Михаила;
  2. Соборная мечеть;
  3. МБОУ СОШ №6;
  4. Диаспоры.

8.

Место реализации:

Муниципальное бюджетное учреждение «Комплексный центр социально-досугового обслуживания детей и молодежи»;

к\ш «Шанс»

9.

Адрес, телефон

ЯНАО, Тюменская область,

г. Ноябрьск, ул. Ленина, д.19,

т. 8(3496) 39-22-70 

I. Актуальность проекта

          Ямал – один из самых многонациональных регионов России. На сегодняшний день на территории округа проживают представители 112 национальностей, из которых 18 – представители народов бывших союзных республик (это почти пятая часть населения), 17 – выходцы из стран дальнего зарубежья, 77 – народы России. В Ноябрьске проживают более 109 тысяч человек, что составляет 21% жителей всего Ямала.

По итогам 2011года Ямало-Ненецкий автономный округ занял третье место в России по качеству жизни после Москвы и Санкт-Петербурга. Об этом сообщила пресс-служба Губернатора ЯНАО, основываясь на данных Института региональной информации совместно с Лабораторией математических методов политического анализа и прогнозирования факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Рейтинг регионов выстраивается на основе индекса качества жизни и определяется по таким показателям как размер индивидуальных доходов населения, миграционная привлекательность региона, выживаемость детей до одного года, уровень безопасности жизни, развитость рынков услуг, доступность рабочих мест. Важно отметить, что в 2010 году Ямало-Ненецкий автономный округ в рейтинге регионов занимал 10 место. Как отмечают исследователи, рост позиции региона, в том числе, связан с повышением уровня миграционной привлекательности ЯНАО на 45% , вызванной освоением месторождений нефти и газа [1].  

Переселение – естественный процесс, которым охвачен практически весь современный мир. Россия – не исключение. Миграционные потоки в нашей стране в последние годы значительно возросли. Отсутствие у подавляющего большинства семей переселенцев, элементарных социально-бытовых условий (регистрации, постоянного жилья, работы, незнание языка) самым негативным образом сказывается на психологическом климате в семье. Изменения, происходящие в ситуации переселения, могут вызвать негативное воздействие на адаптацию каждого члена семьи, вызывая внутрисемейные конфликты. Ведь условия, в которые попадают семьи, могут восприниматься ими как определённого рода «жестокость» со стороны общества, вызывая тем самым реакцию протеста, защиты, агрессии, нежелания выполнять правила, общепринятые в данном обществе. При этом растёт подверженность детей физическому, психическому, социальному риску, снижается родительское удовлетворение, растёт количество домашних конфликтов. Дети из подобных семей зачастую нуждаются в полноценном питании и оздоровлении, а семьи – в дополнительной адресной социальной и психолого-педагогической помощи. Несовершеннолетним переселенцам приходится приспосабливаться к новым социально-экономическим условиям (город, микросоциум, межличностные отношения). Ребенок оказывается, окружен проблемами, непониманием: так, переехав на новое место жительства, многие дети с трудом адаптируются в среде сверстников, замыкаются в себе, изменяются отношения родителей к детям, ослабевает воспитательная функция, и данные семьи нередко попадают в категорию «группы риска».

Проект «Мы вместе» позволит семьям переселенцев, их детям скорее достичь аккультурации и избежать «культурного шока», обусловленная негативными последствиями переселения, возникающими в новой этнокультурной среде, или испытать его в смягченных и менее депрессивных формах. Запланированные мероприятия предполагается реализовывать на базе комнаты школьника «Шанс» в двух основных направлениях: работа с семьями переселенцев, работа с детьми переселенцами. Для семей по актуальным проблемам планируется проведение индивидуальных и групповых консультаций, направленных на их эффективную адаптацию в новых социальных, культурных условиях. С несовершеннолетними будут проходить игры, беседы, формирующие представление о городе Ноябрьск и его жителях, о понятии дружбы, так как очень важно научить детей разных национальностей дружить и жить в одном коллективе.

Цель проекта: содействие в успешной адаптации и интеграции в общество семей переселенцев с детьми.

Задачи:

  1. способствовать эффективной адаптации к новым жизненным условиям семей переселенцев, имеющих детей;
  2. содействовать укреплению межнациональных отношений, обмену культурными традициями;
  3. развивать у представителей различных народностей толерантное  

       отношения друг к другу;

  1. организовать оказание комплексной социально-воспитательной,  

       социально-педагогической и информационной помощи семьям

       переселенцев, их детям;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

  1. способствовать повышению уровня самооценки переселенцев, их детей;
  2. содействовать ознакомлению участников проекта с историческим и

       культурным развитием города Ноябрьск.

          Принципы построения проекта:

  1. признание и уважение общечеловеческих ценностей;
  2. развитие национально-культурной идентичности;
  3. обеспечение в социальной, культурной адаптации в поликультурной среде;
  4. поддержка индивидуальности детей переселенцев в условиях ненасильственного гуманистического развития;
  5. личностно ориентированный подход.

II. Ведущие направления реализации проекта

  1. Диагностическое. 

Выявления уровня социальной адаптированности, автономности и нравственной воспитанности детей (методика изучения социализированности личности), исследование национальной толерантности детей от 9-12 лет (методика «Сестренки»). Для анализа результатов в декабре 2012 года проводится повторное диагностическое исследование: анализ толерантности у детей (личностное анкетирование), сочинение на тему: «Что я узнал(а) о Ноябрьске».

  1. Адаптационное.

Данное направление реализации проекта состоит из комплекса занятий для детей из семей переселенцев, которые расположены в определенной последовательности, и с учетом психолого-возрастных особенностей.  В игровой форме ребята познакомятся с особенностями русского менталитета. Занятия будут способствовать воспитанию у детей толерантного сознания, необходимого для жизни в современном российском обществе, как результат успешности социокультурной адаптации.

Консультации, информирования и беседы – это основные виды работы с родителями переселенцев. Среди таких семей, преобладают лица, имеющие низкий уровень образования, квалификации, со слабым знанием русского языка, правовой непросвещенности, норм общения и правил проживания в нашей стране. Проведение консультации, бесед семьям по социально-педагогическому, социально-воспитательному направлению, а также предоставление различных информации способствует быстрой и комфортной адаптации их в новых условиях.

  1. Воспитательное.

         Проект будет способствовать воспитанию в детях терпимости и снижению агрессивности. Работа в группе помогает создать гуманную атмосферу, помогающую детям-переселенцам чувствовать себя комфортно в инокультурном  пространстве. Для этого необходимо воспитание детей в духе дружбы, взаимопонимания, доброжелательного отношения к людям других национальностей, ибо гражданское согласие и терпимость в межнациональных отношениях являются решающим условием экономического и духовного развития общества.

III. Этапы и сроки реализации проекта

I .  ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП (январь 2012г. - январь 2012г.)

-    поиск заинтересованных участников;

-    создание актива;

-    методическое наполнение проекта;

-    обеспечение необходимой материально-технической базы;

     

II. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП  (январь 2012г. – декабрь 2012г.)

-     установление контакта с группой участников проекта;

-  ознакомление воспитанников комнаты школьника с условиями и правилами  коллективной деятельности;

-       реализация тематических мероприятий;

- формирование творческих способностей детей: любознательности,   воображения, эмоциональности, самостоятельности, творческого отношения к деятельности;

-    проведение консультативных и информационных работ с родителями детей переселенцев.

 

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (декабрь 2012г.)

-   анализ результатов реализации проекта;

-   оценка эффективности проекта;  

-   обобщение опыта работы;

- внесение дополнений и изменений  в проект и определение перспективы  деятельности на следующий год.

IV. Ресурсное обеспечение проекта

Материальное-техническое обеспечение предполагает наличие необходимого помещения для проведения запланированных в проекте мероприятий, инвентарем, канцелярскими принадлежностями, информационными и тестовыми материалами на каждого участника.

Информационно-методическое обеспечение осуществляется за счет фонда городских библиотек и информационно-методической службы Комплексного центра социально-досугового обслуживания детей и молодежи, копилки сценариев к/ш «Шанс».

          Кадровое обеспечение: социальные педагоги к/ш «Шанс»              Илькаева И.Х. Абдулова Ф.Т., Семенеко Л.Ф. осуществляют общее руководство по реализации проекта, несут ответственность за достижение цели и выполнение поставленных задач, координируют работу.

Управление реализацией проекта осуществляется директором МБУ КЦСДОДиМ, заместителем директора по основной деятельности, начальником отдела социально-педагогической работы, методистами.

V. Ожидаемые результаты

  1. социально-воспитательное, социально-педагогическое и информационное сопровождение семьей переселенцев с детьми;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    
  2. успешная социализация и интеграция семей переселенцев и их детей в изменившихся социальных условиях;
  3. освоение культурного и исторического наследия города Ноябрьск;
  4. осознание детьми переселенцев стойкого уважительного отношения друг к другу представителей различных народностей;
  5. повышение уровня самооценки переселенцев, их детей;

VI. Критерии эффективности проекта

Показатели

Как измеряются

Количественные

количество вовлечённых в реализацию проекта семей

мониторинг сохранности контингента участников

количество вовлечённых в реализацию проекта несовершеннолетних

мониторинг сохранности контингента участников

количество мероприятий, направленных на адаптацию семей переселенцев, имеющих детей

ежемесячные, квартальные, годовые отчёты (свод статистических данных)

количество проведённых консультаций и бесед по проекту

ежемесячные, квартальные, годовые отчёты (свод статистических данных)

количество оказанной материальной помощи семьям переселенцев с детьми

ежемесячные, квартальные, годовые отчёты (свод статистических данных)

Качественные

удовлетворенность семей в получении комплексной социально-воспитательной, социально-педагогической и информационной помощи

отзывы семей в журнале «ваши отзывы и предложения»

разработка нового проекта  по адаптации семей переселенцев с детьми.

пополнение методической копилки, разнообразных форм проведения мероприятий

направленность проекта на социализацию и интеграцию в общество семей переселенцев и их детей

анализ деятельности социального педагога

положительный резонанс и отзыв о мероприятиях проекта

освещение в интернете на сайте УДСМ

взаимосвязь и сотрудничество с различными службами города, религиозными организациями, диаспорами.

соглашения по сотрудничеству

VII. Тематический план мероприятий по проекту

Данный раздел проекта состоит из двух блоков:  

  1. реализация с детьми тематического плана мероприятий;
  2. проведение консультативной и информационной работы с их родителями.

        1. Реализация тематических мероприятий с детьми по проекту «Мы вместе» осуществится 1 раз в месяц социальным педагогом комнаты школьника «Шанс» - Семененко Ларисой Фаиловной. Первые занятия проводятся с целью знакомства и формирования у детей доброжелательного отношения друг к другу. Общение в процессе игр и занятий само по себе вызывает определенные личные отношения, у детей формируется нравственные чувства. Задания и упражнения на занятиях подобраны таким образом, что они интересны, и позволяют не только что-то узнать, но и создать благоприятную атмосферу в группе, заинтересовать их.

В следующем этапе реализации проекта разработан цикл занятий по культуре поведения и манере общения. На этих занятиях основное внимание обращается поведению детей дома, в школе, на улице, и манере общения друг с другом и с взрослыми. Предлагая им различные игры, жизненные и провокационные ситуации, давая их поступкам доброжелательную оценку, формируется в каждом ребёнке внутренняя потребность строить общение с помощью вежливых слов, что способствует более успешной адаптации детей  переселенцев в культурной среде. После того, как дети научатся общаться в группе, между ними установились дружеские отношения, проводится цикл занятий, целью которых является - повышение уровня культуры детей переселенцев путем знакомства с нашим городом. Последние занятия пройдут в игровых формах, которые пробудят у детей интерес к русской культуре, и поможет включиться в новую для ребенка среду - русскоязычную.

Название

мероприятия

Форма проведения

Цель мероприятия

Ответственные

Январь 2012г.

«Мы – твои друзья»

этическая беседа

Содействие формированию у детей положительное отношение к себе и к окружающим; установление положительной атмосферы в группе, содействие развитию этических норм поведения.

Семененко Л.Ф.

Февраль 2012г.

«Дружба-это здорово!»

беседа с элементами игры

Воспитывать справедливое отношение друг к другу и стремление не обижать друг друга.

Семененко Л.Ф.

Март 2012г.

«Мир вокруг нас»

беседа с элементами игры

Приобщение воспитанников к духовно-нравственным ценностям, познакомить с обычаями и традициями русского народа.

Семененко Л.Ф.

Апрель 2012г.

«Моя семья»

семейная  гостиная

Формирование у детей понятий «семья», «члены семьи», способствовать развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи в семейной жизни

Семененко Л.Ф.

Май 2012г.

«Я на улице»

интерактивная игра

Содействие формированию культуры общения и культуры поведения, учить находить правильные решения в различных проблемных ситуациях.

Семененко Л.Ф.

Июнь 2012г.

«Мы в гостях»

сюжетно-ролевая игра

Содействие формированию умения употреблять в своей речи различные формы выражения извинения; воспитывать культуру речи

Семененко Л.Ф.

Июль 2012г.

«Люблю тебя, мой край родной»

беседа с элементами игры

Закрепление знаний детей о городе, его истории, привитие детям интереса к истории родного края, воспитывать любовь к своей малой родине.

Семененко Л.Ф.

Август 2012г.

«Люблю и знаю свой край»

Викторина

Воспитание бережного отношения к природе нашего края.

Илькаева И.Х.

Сентябрь 2012г.

«Игры нашего двора»

интерактивная игра

Развитие у детей положительных качеств: уверенность, решительность, предприимчивость, активность.

Семененко Л.Ф.

Октябрь 2012г.

«В гостях у матрёшки»

интерактивная игра

Содействие формированию у детей художественно-эстетического вкуса, научить принимать и понимать другую культуру, сохраняя свою.

Семененко Л.Ф.

Ноябрь 2012г.

«Прекрасная страна»

беседа с элементами игры

Приобщение детей переселенцев к русской культуре.

Семененко Л.Ф.

Декабрь 2012г.

«Путешествие с страну сказок»

интерактивная игра

Развитие у детей творческого воображения, воспитывать доброту, желание оказывать помощь.

Семененко Л.Ф.

2. Социально-педагогическая и социально-воспитательная помощь родителям детей  переселенцев предоставляется в виде консультации, информирований и бесед. Ответственными за данный блок реализации проекта являются Абдулова Фания Тухфатовна и Илькаева Ильсияр Халилулловна социальные педагоги к/ш «Шанс». Основное назначение данного блока - это предоставление необходимой помощи  родителям  при решении существующих проблем. Реализация выстроена по принципу личностно-ориентированный подход, так как в здесь учитывается индивидуальные проблемы каждой семьи, и связи с этим в тематическом плане реализации проекта могут варьироваться темы бесед и консультации.

Начальным этапом является сбор социального анамнеза по семье для выяснения проблем и выстраивания дальнейшего плана работы.

Не все семьи заявляют о себе, не все знают, куда нужно обратиться, и не все имеют представление о том, что имеют право на оказание помощи. И поэтому следующим этапом является оказание консультаций, проведение бесед, информирование переселенцев, с тем, чтобы они знали свои права и обязанности, знали, куда и с какой целью можно обратиться и действовали самостоятельно, а не сидели и ждали только какой-то денежной помощи. При необходимости семьям переселенцам будет оказано содействие в трудоустройстве в соответствии с его профессией (специальностью), в устройстве детей переселенцев в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, оказана материальная помощь в виде продуктовых наборов и вещей (в рамках благотворительных акции).

Форма проведения

Направления работы

Цели 

Ответственные

Январь 2012г.

беседа

по социальным и личным проблемам

выявление проблем и раскрытие потенциала каждой личности и семьи.

Илькаева И.Х.

Абдулова Ф.Т.

Февраль 2012г.

информирование

о деятельности УСЗН в г.Ноябрьск

повышение информированности семей для эффективной интеграции переселенцев в общество

Илькаева И.Х.

Март 2012г.

информирование

о работе Отдела Управления Федеральной миграционной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу в г. Ноябрьск, паспортных столов города.

повышение информированности семей для эффективной интеграции переселенцев в общество

Абдулова Ф.Т.

Апрель 2012г.

информирование

о работах общественных организации (диаспорах) и служб города, оказывающих помощь переселенцам

повышение информированности семей для эффективной интеграции переселенцев в общество

Илькаева И.Х.

Май 2012г.

консультация 

по вопросам семьи и воспитанию детей 

оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу в воспитании детей

Абдулова Ф.Т.

Июнь 2012г.

консультация

по семейным взаимоотношениям

выявление, предотвращение конфликтов в семьях, развитие терпимости, толерантности.

Илькаева И.Х.

Июль 2012г.

беседа

по национальному вопросу

«Все свои, давайте жить дружно»

воспитание уважения и любви родителей к детям, окружающим, новой земле, новой культуре  

Абдулова Ф.Т.

Август 2012г.

беседа

«Закон, семья, ребенок»

нравственное и правовое воспитание семей

Илькаева И.Х.

Сентябрь 2012г.

организационно-деятельностная игра

"Мои права и права других людей"

получить понятие о правах личности как основы адекватного взаимодействия с окружающими, найти взаимосвязь между чувством уверенности в себе и  поведением человека

Илькаева И.Х.

Октябрь 2012г.

консультации

на формирование позитивных интересов

повышение информированности переселенцев путём знакомства их, с организациями города занимающихся досугом населения. 

Абдулова Ф.Т.

Ноябрь 2012г.

нравственно-правовой вечер для родителей

"Отвести беду"

правовое просвещение родителей.

Илькаева И.Х.

Декабрь 2012г.

творческая работа с семьёй

"Верно ли, что мечта - парус жизни?"

сплочение семьи, формирование представления об общечеловеческих ценностях.

Абдулова Ф.Т.

Илькаева И.Х.

Идиатуллина Л.Ф.

Абдулова Ф.Т.

* в зависимости от проблем семьи темы бесед и консультации могут изменяться;

* итоговые мероприятия по работе с детьми и родителями могут проводиться совместно

 

VIII. Список используемой литературы

      Гукаленко О.В. Теоретико-методологические основы педагогической поддержки защиты учащихся-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве. Автореферат дисс. на соискание ученой степени доктора педагогических наук. – Ростов н/Д: РГПУ, 2000. й

      Данилюк А.Я. Понятие и понимание национальной школы / Педагогика. - 1997. - № 1.

      Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. - М., Народное образование,1999.

      Снежкова И.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества /  Советская этнография – 1982.

      Косик В.И. Тревоги и заботы национальной школы.//Педагогика. - 1997.

      Лебедева Н. М. Социальная психология этнических миграций. М.: ИЭА РАН. 1993.


[1] http://www.yamal-spb.ru/2/news/1104


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Те правила, которые не должны забывать родители, вступив вместе со своими детьми на путь обучения в школе!

Те правила, которые не должны забывать родители, вступив вместе со всоими детьми на путь обучения в школе!...

Родительское собрание "Вместе, но не вместо"

Как помочь ребенку  в выборе профессии?...

«"АНСАМБЛЬ" – ЭТО ЗНАЧИТ "ИГРАЕМ ВМЕСТЕ", А ВМЕСТЕ, КОНЕЧНО, ИГРАТЬ ИНТЕРЕСНЕЙ!»

Сценарий тематической лекции-концерта ансамблевой музыки учащихся и преподавателей отделения духовых инструментов ДМШ....

Статья по музыке на тему:« Вместе с ней, вместе с мамочкой моей».

В статье дан материал из опыта работы. Рекомендован музыкальным руководителям....

"Вместе жить, вместе и умирать"? Урок-дискуссия по творчеству А.С. Пушкина между учащимися 9 и 11 классов.

Цель этого урока - развитие коммуникативной и дискуссионной культуры. На примере произведений А.С. Пушкина учащиеся попытаются обсудить актуальность семейных ценностей сегодня....

Внеклассное мероприятие «Вместе дружно поживаем, вместе книжечки читаем!»

Описание материала: Данное мероприятие проводится в детском доме или школе-интернате, где наряду с детьми участвуют и педагоги. Для нашей школы – это обычная практика, поэтому  мероприятия ...