Проект "Мы вместе"
рабочая программа по теме
Проект направлен на комплексную социально-воспитательную, социально-педагогическую и информационную помощь семьям переселенцев из регионов РФ и стран ближнего и дальнего зарубежья, имеющих детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект "Мы вместе" | 178.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект направлен на комплексную социально-воспитательную, социально-педагогическую и информационную помощь семьям переселенцев из регионов РФ и стран ближнего и дальнего зарубежья, имеющих детей.
Паспорт проекта
1. | Наименование проекта: | Проект, направленный на комплексную социально-воспитательную, социально-педагогическую и информационную помощь семьям переселенцев из регионов РФ и стран ближнего и дальнего зарубежья, имеющих детей «Мы вместе» (далее переселенцы с детьми) |
2. | Цель проекта: | Содействие в успешной адаптации и интеграции в общество семей переселенцев с детьми. |
3. | Авторы проекта: | Социальные педагоги комнаты школьника «Шанс» Илькаева Ильсияр Халилулловна, Абдулова Фания Тухфатовна, Семененко Лариса Фаиловна |
4. | Срок реализации проекта: | Январь 2012г. – декабрь 2012 г. |
5. | Категория участников: | 5-10 семей переселенцев, имеющих детей, 9-12 детей переселенцев, посещающие к/ш «Шанс» в возрасте от 8 до12 лет |
6. | Количество участников: | Охват около 50 человек – семьи переселенцев с детьми |
7. | Организации-партнеры |
|
8. | Место реализации: | Муниципальное бюджетное учреждение «Комплексный центр социально-досугового обслуживания детей и молодежи»; к\ш «Шанс» |
9. | Адрес, телефон | ЯНАО, Тюменская область, г. Ноябрьск, ул. Ленина, д.19, т. 8(3496) 39-22-70 |
I. Актуальность проекта
Ямал – один из самых многонациональных регионов России. На сегодняшний день на территории округа проживают представители 112 национальностей, из которых 18 – представители народов бывших союзных республик (это почти пятая часть населения), 17 – выходцы из стран дальнего зарубежья, 77 – народы России. В Ноябрьске проживают более 109 тысяч человек, что составляет 21% жителей всего Ямала.
По итогам 2011года Ямало-Ненецкий автономный округ занял третье место в России по качеству жизни после Москвы и Санкт-Петербурга. Об этом сообщила пресс-служба Губернатора ЯНАО, основываясь на данных Института региональной информации совместно с Лабораторией математических методов политического анализа и прогнозирования факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Рейтинг регионов выстраивается на основе индекса качества жизни и определяется по таким показателям как размер индивидуальных доходов населения, миграционная привлекательность региона, выживаемость детей до одного года, уровень безопасности жизни, развитость рынков услуг, доступность рабочих мест. Важно отметить, что в 2010 году Ямало-Ненецкий автономный округ в рейтинге регионов занимал 10 место. Как отмечают исследователи, рост позиции региона, в том числе, связан с повышением уровня миграционной привлекательности ЯНАО на 45% , вызванной освоением месторождений нефти и газа [1].
Переселение – естественный процесс, которым охвачен практически весь современный мир. Россия – не исключение. Миграционные потоки в нашей стране в последние годы значительно возросли. Отсутствие у подавляющего большинства семей переселенцев, элементарных социально-бытовых условий (регистрации, постоянного жилья, работы, незнание языка) самым негативным образом сказывается на психологическом климате в семье. Изменения, происходящие в ситуации переселения, могут вызвать негативное воздействие на адаптацию каждого члена семьи, вызывая внутрисемейные конфликты. Ведь условия, в которые попадают семьи, могут восприниматься ими как определённого рода «жестокость» со стороны общества, вызывая тем самым реакцию протеста, защиты, агрессии, нежелания выполнять правила, общепринятые в данном обществе. При этом растёт подверженность детей физическому, психическому, социальному риску, снижается родительское удовлетворение, растёт количество домашних конфликтов. Дети из подобных семей зачастую нуждаются в полноценном питании и оздоровлении, а семьи – в дополнительной адресной социальной и психолого-педагогической помощи. Несовершеннолетним переселенцам приходится приспосабливаться к новым социально-экономическим условиям (город, микросоциум, межличностные отношения). Ребенок оказывается, окружен проблемами, непониманием: так, переехав на новое место жительства, многие дети с трудом адаптируются в среде сверстников, замыкаются в себе, изменяются отношения родителей к детям, ослабевает воспитательная функция, и данные семьи нередко попадают в категорию «группы риска».
Проект «Мы вместе» позволит семьям переселенцев, их детям скорее достичь аккультурации и избежать «культурного шока», обусловленная негативными последствиями переселения, возникающими в новой этнокультурной среде, или испытать его в смягченных и менее депрессивных формах. Запланированные мероприятия предполагается реализовывать на базе комнаты школьника «Шанс» в двух основных направлениях: работа с семьями переселенцев, работа с детьми переселенцами. Для семей по актуальным проблемам планируется проведение индивидуальных и групповых консультаций, направленных на их эффективную адаптацию в новых социальных, культурных условиях. С несовершеннолетними будут проходить игры, беседы, формирующие представление о городе Ноябрьск и его жителях, о понятии дружбы, так как очень важно научить детей разных национальностей дружить и жить в одном коллективе.
Цель проекта: содействие в успешной адаптации и интеграции в общество семей переселенцев с детьми.
Задачи:
- способствовать эффективной адаптации к новым жизненным условиям семей переселенцев, имеющих детей;
- содействовать укреплению межнациональных отношений, обмену культурными традициями;
- развивать у представителей различных народностей толерантное
отношения друг к другу;
- организовать оказание комплексной социально-воспитательной,
социально-педагогической и информационной помощи семьям
переселенцев, их детям;
- способствовать повышению уровня самооценки переселенцев, их детей;
- содействовать ознакомлению участников проекта с историческим и
культурным развитием города Ноябрьск.
Принципы построения проекта:
- признание и уважение общечеловеческих ценностей;
- развитие национально-культурной идентичности;
- обеспечение в социальной, культурной адаптации в поликультурной среде;
- поддержка индивидуальности детей переселенцев в условиях ненасильственного гуманистического развития;
- личностно ориентированный подход.
II. Ведущие направления реализации проекта
- Диагностическое.
Выявления уровня социальной адаптированности, автономности и нравственной воспитанности детей (методика изучения социализированности личности), исследование национальной толерантности детей от 9-12 лет (методика «Сестренки»). Для анализа результатов в декабре 2012 года проводится повторное диагностическое исследование: анализ толерантности у детей (личностное анкетирование), сочинение на тему: «Что я узнал(а) о Ноябрьске».
- Адаптационное.
Данное направление реализации проекта состоит из комплекса занятий для детей из семей переселенцев, которые расположены в определенной последовательности, и с учетом психолого-возрастных особенностей. В игровой форме ребята познакомятся с особенностями русского менталитета. Занятия будут способствовать воспитанию у детей толерантного сознания, необходимого для жизни в современном российском обществе, как результат успешности социокультурной адаптации.
Консультации, информирования и беседы – это основные виды работы с родителями переселенцев. Среди таких семей, преобладают лица, имеющие низкий уровень образования, квалификации, со слабым знанием русского языка, правовой непросвещенности, норм общения и правил проживания в нашей стране. Проведение консультации, бесед семьям по социально-педагогическому, социально-воспитательному направлению, а также предоставление различных информации способствует быстрой и комфортной адаптации их в новых условиях.
- Воспитательное.
Проект будет способствовать воспитанию в детях терпимости и снижению агрессивности. Работа в группе помогает создать гуманную атмосферу, помогающую детям-переселенцам чувствовать себя комфортно в инокультурном пространстве. Для этого необходимо воспитание детей в духе дружбы, взаимопонимания, доброжелательного отношения к людям других национальностей, ибо гражданское согласие и терпимость в межнациональных отношениях являются решающим условием экономического и духовного развития общества.
III. Этапы и сроки реализации проекта
I . ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП (январь 2012г. - январь 2012г.)
- поиск заинтересованных участников;
- создание актива;
- методическое наполнение проекта;
- обеспечение необходимой материально-технической базы;
II. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП (январь 2012г. – декабрь 2012г.)
- установление контакта с группой участников проекта;
- ознакомление воспитанников комнаты школьника с условиями и правилами коллективной деятельности;
- реализация тематических мероприятий;
- формирование творческих способностей детей: любознательности, воображения, эмоциональности, самостоятельности, творческого отношения к деятельности;
- проведение консультативных и информационных работ с родителями детей переселенцев.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (декабрь 2012г.)
- анализ результатов реализации проекта;
- оценка эффективности проекта;
- обобщение опыта работы;
- внесение дополнений и изменений в проект и определение перспективы деятельности на следующий год.
IV. Ресурсное обеспечение проекта
Материальное-техническое обеспечение предполагает наличие необходимого помещения для проведения запланированных в проекте мероприятий, инвентарем, канцелярскими принадлежностями, информационными и тестовыми материалами на каждого участника.
Информационно-методическое обеспечение осуществляется за счет фонда городских библиотек и информационно-методической службы Комплексного центра социально-досугового обслуживания детей и молодежи, копилки сценариев к/ш «Шанс».
Кадровое обеспечение: социальные педагоги к/ш «Шанс» Илькаева И.Х. Абдулова Ф.Т., Семенеко Л.Ф. осуществляют общее руководство по реализации проекта, несут ответственность за достижение цели и выполнение поставленных задач, координируют работу.
Управление реализацией проекта осуществляется директором МБУ КЦСДОДиМ, заместителем директора по основной деятельности, начальником отдела социально-педагогической работы, методистами.
V. Ожидаемые результаты
- социально-воспитательное, социально-педагогическое и информационное сопровождение семьей переселенцев с детьми;
- успешная социализация и интеграция семей переселенцев и их детей в изменившихся социальных условиях;
- освоение культурного и исторического наследия города Ноябрьск;
- осознание детьми переселенцев стойкого уважительного отношения друг к другу представителей различных народностей;
- повышение уровня самооценки переселенцев, их детей;
VI. Критерии эффективности проекта
Показатели | Как измеряются |
Количественные | |
количество вовлечённых в реализацию проекта семей | мониторинг сохранности контингента участников |
количество вовлечённых в реализацию проекта несовершеннолетних | мониторинг сохранности контингента участников |
количество мероприятий, направленных на адаптацию семей переселенцев, имеющих детей | ежемесячные, квартальные, годовые отчёты (свод статистических данных) |
количество проведённых консультаций и бесед по проекту | ежемесячные, квартальные, годовые отчёты (свод статистических данных) |
количество оказанной материальной помощи семьям переселенцев с детьми | ежемесячные, квартальные, годовые отчёты (свод статистических данных) |
Качественные | |
удовлетворенность семей в получении комплексной социально-воспитательной, социально-педагогической и информационной помощи | отзывы семей в журнале «ваши отзывы и предложения» |
разработка нового проекта по адаптации семей переселенцев с детьми. | пополнение методической копилки, разнообразных форм проведения мероприятий |
направленность проекта на социализацию и интеграцию в общество семей переселенцев и их детей | анализ деятельности социального педагога |
положительный резонанс и отзыв о мероприятиях проекта | освещение в интернете на сайте УДСМ |
взаимосвязь и сотрудничество с различными службами города, религиозными организациями, диаспорами. | соглашения по сотрудничеству |
VII. Тематический план мероприятий по проекту
Данный раздел проекта состоит из двух блоков:
- реализация с детьми тематического плана мероприятий;
- проведение консультативной и информационной работы с их родителями.
1. Реализация тематических мероприятий с детьми по проекту «Мы вместе» осуществится 1 раз в месяц социальным педагогом комнаты школьника «Шанс» - Семененко Ларисой Фаиловной. Первые занятия проводятся с целью знакомства и формирования у детей доброжелательного отношения друг к другу. Общение в процессе игр и занятий само по себе вызывает определенные личные отношения, у детей формируется нравственные чувства. Задания и упражнения на занятиях подобраны таким образом, что они интересны, и позволяют не только что-то узнать, но и создать благоприятную атмосферу в группе, заинтересовать их.
В следующем этапе реализации проекта разработан цикл занятий по культуре поведения и манере общения. На этих занятиях основное внимание обращается поведению детей дома, в школе, на улице, и манере общения друг с другом и с взрослыми. Предлагая им различные игры, жизненные и провокационные ситуации, давая их поступкам доброжелательную оценку, формируется в каждом ребёнке внутренняя потребность строить общение с помощью вежливых слов, что способствует более успешной адаптации детей переселенцев в культурной среде. После того, как дети научатся общаться в группе, между ними установились дружеские отношения, проводится цикл занятий, целью которых является - повышение уровня культуры детей переселенцев путем знакомства с нашим городом. Последние занятия пройдут в игровых формах, которые пробудят у детей интерес к русской культуре, и поможет включиться в новую для ребенка среду - русскоязычную.
Название мероприятия | Форма проведения | Цель мероприятия | Ответственные | |
Январь 2012г. | ||||
«Мы – твои друзья» | этическая беседа | Содействие формированию у детей положительное отношение к себе и к окружающим; установление положительной атмосферы в группе, содействие развитию этических норм поведения. | Семененко Л.Ф. | |
Февраль 2012г. | ||||
«Дружба-это здорово!» | беседа с элементами игры | Воспитывать справедливое отношение друг к другу и стремление не обижать друг друга. | Семененко Л.Ф. | |
Март 2012г. | ||||
«Мир вокруг нас» | беседа с элементами игры | Приобщение воспитанников к духовно-нравственным ценностям, познакомить с обычаями и традициями русского народа. | Семененко Л.Ф. | |
Апрель 2012г. | ||||
«Моя семья» | семейная гостиная | Формирование у детей понятий «семья», «члены семьи», способствовать развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи в семейной жизни | Семененко Л.Ф. | |
Май 2012г. | ||||
«Я на улице» | интерактивная игра | Содействие формированию культуры общения и культуры поведения, учить находить правильные решения в различных проблемных ситуациях. | Семененко Л.Ф. | |
Июнь 2012г. | ||||
«Мы в гостях» | сюжетно-ролевая игра | Содействие формированию умения употреблять в своей речи различные формы выражения извинения; воспитывать культуру речи | Семененко Л.Ф. | |
Июль 2012г. | ||||
«Люблю тебя, мой край родной» | беседа с элементами игры | Закрепление знаний детей о городе, его истории, привитие детям интереса к истории родного края, воспитывать любовь к своей малой родине. | Семененко Л.Ф. | |
Август 2012г. | ||||
«Люблю и знаю свой край» | Викторина | Воспитание бережного отношения к природе нашего края. | Илькаева И.Х. | |
Сентябрь 2012г. | ||||
«Игры нашего двора» | интерактивная игра | Развитие у детей положительных качеств: уверенность, решительность, предприимчивость, активность. | Семененко Л.Ф. | |
Октябрь 2012г. | ||||
«В гостях у матрёшки» | интерактивная игра | Содействие формированию у детей художественно-эстетического вкуса, научить принимать и понимать другую культуру, сохраняя свою. | Семененко Л.Ф. | |
Ноябрь 2012г. | ||||
«Прекрасная страна» | беседа с элементами игры | Приобщение детей переселенцев к русской культуре. | Семененко Л.Ф. | |
Декабрь 2012г. | ||||
«Путешествие с страну сказок» | интерактивная игра | Развитие у детей творческого воображения, воспитывать доброту, желание оказывать помощь. | Семененко Л.Ф. |
2. Социально-педагогическая и социально-воспитательная помощь родителям детей переселенцев предоставляется в виде консультации, информирований и бесед. Ответственными за данный блок реализации проекта являются Абдулова Фания Тухфатовна и Илькаева Ильсияр Халилулловна социальные педагоги к/ш «Шанс». Основное назначение данного блока - это предоставление необходимой помощи родителям при решении существующих проблем. Реализация выстроена по принципу личностно-ориентированный подход, так как в здесь учитывается индивидуальные проблемы каждой семьи, и связи с этим в тематическом плане реализации проекта могут варьироваться темы бесед и консультации.
Начальным этапом является сбор социального анамнеза по семье для выяснения проблем и выстраивания дальнейшего плана работы.
Не все семьи заявляют о себе, не все знают, куда нужно обратиться, и не все имеют представление о том, что имеют право на оказание помощи. И поэтому следующим этапом является оказание консультаций, проведение бесед, информирование переселенцев, с тем, чтобы они знали свои права и обязанности, знали, куда и с какой целью можно обратиться и действовали самостоятельно, а не сидели и ждали только какой-то денежной помощи. При необходимости семьям переселенцам будет оказано содействие в трудоустройстве в соответствии с его профессией (специальностью), в устройстве детей переселенцев в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, оказана материальная помощь в виде продуктовых наборов и вещей (в рамках благотворительных акции).
Форма проведения | Направления работы | Цели | Ответственные | ||
Январь 2012г. | |||||
беседа | по социальным и личным проблемам | выявление проблем и раскрытие потенциала каждой личности и семьи. | Илькаева И.Х. Абдулова Ф.Т. | ||
Февраль 2012г. | |||||
информирование | о деятельности УСЗН в г.Ноябрьск | повышение информированности семей для эффективной интеграции переселенцев в общество | Илькаева И.Х. | ||
Март 2012г. | |||||
информирование | о работе Отдела Управления Федеральной миграционной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу в г. Ноябрьск, паспортных столов города. | повышение информированности семей для эффективной интеграции переселенцев в общество | Абдулова Ф.Т. | ||
Апрель 2012г. | |||||
информирование | о работах общественных организации (диаспорах) и служб города, оказывающих помощь переселенцам | повышение информированности семей для эффективной интеграции переселенцев в общество | Илькаева И.Х. | ||
Май 2012г. | |||||
консультация | по вопросам семьи и воспитанию детей | оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу в воспитании детей | Абдулова Ф.Т. | ||
Июнь 2012г. | |||||
консультация | по семейным взаимоотношениям | выявление, предотвращение конфликтов в семьях, развитие терпимости, толерантности. | Илькаева И.Х. | ||
Июль 2012г. | |||||
беседа по национальному вопросу | «Все свои, давайте жить дружно» | воспитание уважения и любви родителей к детям, окружающим, новой земле, новой культуре | Абдулова Ф.Т. | ||
Август 2012г. | |||||
беседа | «Закон, семья, ребенок» | нравственное и правовое воспитание семей | Илькаева И.Х. | ||
Сентябрь 2012г. | |||||
организационно-деятельностная игра | "Мои права и права других людей" | получить понятие о правах личности как основы адекватного взаимодействия с окружающими, найти взаимосвязь между чувством уверенности в себе и поведением человека | Илькаева И.Х. | ||
Октябрь 2012г. | |||||
консультации | на формирование позитивных интересов | повышение информированности переселенцев путём знакомства их, с организациями города занимающихся досугом населения. | Абдулова Ф.Т. | ||
Ноябрь 2012г. | |||||
нравственно-правовой вечер для родителей | "Отвести беду" | правовое просвещение родителей. | Илькаева И.Х. | ||
Декабрь 2012г. | |||||
творческая работа с семьёй | "Верно ли, что мечта - парус жизни?" | сплочение семьи, формирование представления об общечеловеческих ценностях. | Абдулова Ф.Т. Илькаева И.Х. Идиатуллина Л.Ф. | Абдулова Ф.Т. |
* в зависимости от проблем семьи темы бесед и консультации могут изменяться;
* итоговые мероприятия по работе с детьми и родителями могут проводиться совместно
VIII. Список используемой литературы
Гукаленко О.В. Теоретико-методологические основы педагогической поддержки защиты учащихся-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве. Автореферат дисс. на соискание ученой степени доктора педагогических наук. – Ростов н/Д: РГПУ, 2000. й
Данилюк А.Я. Понятие и понимание национальной школы / Педагогика. - 1997. - № 1.
Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. - М., Народное образование,1999.
Снежкова И.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества / Советская этнография – 1982.
Косик В.И. Тревоги и заботы национальной школы.//Педагогика. - 1997.
Лебедева Н. М. Социальная психология этнических миграций. М.: ИЭА РАН. 1993.
[1] http://www.yamal-spb.ru/2/news/1104
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Те правила, которые не должны забывать родители, вступив вместе со своими детьми на путь обучения в школе!
Те правила, которые не должны забывать родители, вступив вместе со всоими детьми на путь обучения в школе!...
Родительское собрание "Вместе, но не вместо"
Как помочь ребенку в выборе профессии?...
«"АНСАМБЛЬ" – ЭТО ЗНАЧИТ "ИГРАЕМ ВМЕСТЕ", А ВМЕСТЕ, КОНЕЧНО, ИГРАТЬ ИНТЕРЕСНЕЙ!»
Сценарий тематической лекции-концерта ансамблевой музыки учащихся и преподавателей отделения духовых инструментов ДМШ....
Статья по музыке на тему:« Вместе с ней, вместе с мамочкой моей».
В статье дан материал из опыта работы. Рекомендован музыкальным руководителям....
"Вместе жить, вместе и умирать"? Урок-дискуссия по творчеству А.С. Пушкина между учащимися 9 и 11 классов.
Цель этого урока - развитие коммуникативной и дискуссионной культуры. На примере произведений А.С. Пушкина учащиеся попытаются обсудить актуальность семейных ценностей сегодня....
Внеклассное мероприятие «Вместе дружно поживаем, вместе книжечки читаем!»
Описание материала: Данное мероприятие проводится в детском доме или школе-интернате, где наряду с детьми участвуют и педагоги. Для нашей школы – это обычная практика, поэтому мероприятия ...
«Вместе, но не вместо…, или как помочь ребенку в выборе профессии»
Родительское собрание...