"Вместе жить, вместе и умирать"? Урок-дискуссия по творчеству А.С. Пушкина между учащимися 9 и 11 классов.
план-конспект занятия по литературе (9, 11 класс)

Воркунова Ольга Михайловна

Цель этого урока - развитие коммуникативной и дискуссионной культуры. На примере произведений А.С. Пушкина учащиеся попытаются обсудить актуальность семейных ценностей сегодня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vorkunova.docx24.19 КБ

Предварительный просмотр:

«Вместе жить, вместе и умирать»? Урок-дискуссия по творчеству

А.С. Пушкина между учащимися 9 и 11 классов.

Цель: развитие коммуникативной и дискуссионной культуры.

Задачи:

  • создать ситуацию для проявления эмоционально-личностного отношения учащегося к теме;
  • актуализировать знания учащихся творчества А.С. Пушкина;
  • расширить и углубить знания учащихся о таком важнейшем социальном институте, как семья;
  • развивать умения учащихся сопоставлять и анализировать материалы источников, обосновывать собственную позицию.

Оборудование: песочные часы, раздаточный материал, тексты (бумажные и электронные носители).

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Учитель проверяет готовность к уроку. Учащиеся распределены на две группы по гендерному принципу.

  1. Мотивация и целеполагание.

Учитель объясняет цели и задачи данного урока.

Учитель: Сегодня я хотела бы пригласить вас к разговору на важную, животрепещущую тему – тему семьи. Человек, как мне кажется, немыслим без семьи, без близких, которые его окружают. Но разговор этот мне хотелось бы провести на основе известных вам произведений А.С. Пушкина. Почему Пушкин? Потому, что классика современна всегда, а творчество Александра Сергеевича вдвойне. Как говорил А. Платонов, «Пушкин – наш товарищ… Правда, истина, прекрасное… совпадают у него автоматически». И мне хотелось бы, чтобы вы поняли и приняли это.

Почему я вас разделила по гендерному принципу? Потому что в семье две важные составляющие – мужская и женская. И мне хотелось бы, чтобы мы с вами выяснили мужскую и женскую точку зрения на брак, семью. Хотелось бы выяснить, чем отличаются эти точки зрения и что между ними общего.

  1. Актуализация знаний и умений.

Учитель обращается к теме урока и предлагает вспомнить произведения А.С. Пушкина, материал которых будет служить аргументами к высказываниям.

Учитель: Сегодняшний урок мне хотелось бы назвать «Вместе жить, вместе и умирать»? Это слова героини романа Пушкина «Капитанская дочка» Мироновой Василисы Егоровны. Давайте вспомним отрывок из этого произведения (Учитель зачитывает отрывок из романа со слов «Иван Кузьмич оборотился к жене… и до слов «Вместе жить, вместе и умирать»; гл. VII).

Назовите, пожалуйста, в каких произведениях Пушкина мы можем встретить модель взаимоотношений в семье? (Учащиеся называют произведения классика, например, «Евгений Онегин», сказки, «Повести Белкина» и др.)

  1. Применение знаний и умений, организация дискуссии.
  1. Учитель объясняет условия работы в группах и ведения дискуссии:
  • лидер группы, отвечает за организационную работу в группе;
  • обсуждение проблемных вопросов происходит по времени;
  • лидер называет имя отвечающего на вопрос.
  1. Учитель предлагает группам обсудить предложенные вопросы, следит за ходом дискуссии, координирует и контролирует деятельность учащихся, подводит промежуточные итоги дискуссии.

Вопросы:

  1. Назовите одно самое важное качество, которым должна обладать будущая жена, и одно качество, которым должен обладать будущий муж. Обоснуйте, почему именно эти качества важны для построения надёжной семьи? (Время обсуждения 2 мин.; учитель выписывает на доске названные качества «мужской» и «женской» команд, сравнивает их; время представления ответа по 2 минуты)
  2. Назовите отрицательный и положительный пример семейных отношений, показанных в произведениях А.С.Пушкина. Что мешает героям быть счастливыми? Обоснуйте свой ответ. (Время обсуждения 2 мин.; учитель выписывает на доске названные примеры «мужской» и «женской» команд, сравнивает их время представления ответа по 2 минуты)
  3. «Дом» в переводе с греческого означает «место для детей». Можно ли применить такую трактовку к слову «семья»? Подтвердите или опровергните это с помощью произведений А.С.Пушкина. (Время обсуждения в группе 3 мин; время представления ответа по 3 мин.)
  4.  Какое произведение Пушкина вы бы экранизировали сейчас, если бы вам предложили снять фильм на семейную тему для молодёжи? Обоснуйте ответ. (Время обсуждения в группе 3 мин; время представления ответа по 3 мин.)
  1. Идет обсуждение аргументов, выработка позиции группы.
  2. Учитель подводит итоги урока-дискуссии.

Учитель: Говоря о счастливой семье, мне кажется, нужно иметь в виду такие её составляющие как верность и преданность друг другу до конца (недаром мною выбраны в качестве заглавия урока слова Василисы Егоровны о преданности). Но это невозможно, если в браке отсутствует любовь и уважение между супругами. Я думаю и произведения, и герои Александра Сергеевича подтвердили нам это. И очень хорошо сказал о семейном благополучии русский христианский философ Иван Александрович Ильин: «Всякая семья возникает из любви и даёт человеку счастье. Научить детей любви родители могут лишь тогда, если они в браке умели любить». Именно эти слова я хотела бы предложить в качестве итогового эпиграфа (Открывается доска с эпиграфом).

Примечание:

  1. Чтобы дискуссия состоялась, учитель по ходу обсуждения предлагает каждой из групп задавать вопросы, высказывать своё согласие или несогласие с мнением оппонента.
  2. Если обсуждение «затянется», учитель может на своё усмотрение исключить любой из вопросов для обсуждения.
  1. Рефлексия.
  1. Учитель обращается к учащимся:
  1. Чьи ответы участников противоположной группы вы бы отметили и почему?
  2. Что нового вы почерпнули сегодня на уроке?
  1. Учитель обращается к гостям с вопросом о том, какое произведение Пушкина воплощает лучшие семейный традиции. Какого героя или героиню мы бы могли назвать образцовым семьянином?
  1. Домашнее задание.

Учитель предлагает составить синквейн на тему «Семья».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН между учащимися 5 классов

В октябре провели КВН между учащимися 5абв классов. Очень хорошо подготовились и заняли первое место команда 5б класса....

Презентация "Наталья Гончарова и Александр Пушкин" для учащихся 9 класса

Дапнная работа ожет  использоваться на уроке литературы в 9 классе по теме "Женские образы в поэзии А.Пушкина". Работа дает представление о роли Натальи Гончаровой в Жизни известного русского поэ...

КВН "Мы вместе!" между учащимися I вида (посвящен 22 зимним олимпийским играм).

О мероприятии: Цель мероприятия: пропаганда здорового образа жизни, расширение представлений об Олимпийских играх и зимних видах спорта с оречевлением материала. В игровой форме закреплялись знания уч...

КВН между учащимися начальных классов ,, Wir lernen Deutsch”

Предлагаю КВН для учащихся младших классов...

Внеклассное мероприятия Математический КВН между учащимися 5 классов

Цель: формирование творческого подхода к изучению математики, воспитание культуры совместного творчества.Задача: формирование командного духа, повышение мотивации к изучению математики, ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе «Знаете ли вы Пушкина?» для учащихся 9 класса.

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе«Знаете ли вы Пушкина?» для учащихся 9 класса   ​Цель: повышение интереса к творчеству А.С. Пушкина.З...