«Портфолио как система оценки сформированности социальной и личностно-ориентированной компетентностей учащегося»
методическая разработка на тему

 Портфолио (в широком смысле этого слова) - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников. Он относится к ряду истинных индивидуализированных оценок и ориентирован не только на процесс оценивания, но и самооценивания. Основной целью оценивания является оказание помощи учащимся в развитии их способностей анализировать собственную деятельность, сопоставлять её с общепринятыми стандартами и на основе этого пересматривать, совершенствовать, перенаправлять свою энергию, проявлять инициативу для достижения собственного прогресса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема  3 го модуля: «Оценка содержания образования».

    Цель: способствовать использованию современных способов оценки образовательных достижений, современных технических средств в мониторинге исследования результатов образования.

Личная тема: «Портфолио как система оценки сформированности социальной и личностно-ориентированной компетентностей учащегося».

Портфолио (в широком смысле этого слова) - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников. Он относится к ряду истинных индивидуализированных оценок и ориентирован не только на процесс оценивания, но и самооценивания. Основной целью оценивания является оказание помощи учащимся в развитии их способностей анализировать собственную деятельность, сопоставлять её с общепринятыми стандартами и на основе этого пересматривать, совершенствовать, перенаправлять свою энергию, проявлять инициативу для достижения собственного прогресса.

Портфолио не только является современной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся; формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. И как результат - способствовать повышению качества образования в целом. Описанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика, отвечающей задачам предпрофильной подготовки и в дальнейшем - профильного обучения.

Необходимо реально оценить возможности учащихся, педаго гов, родителей в возможности предоставления материалов, позво ляющих составить «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание его индивидуального прогресса в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.

Поэтому возникает необходимость ответить на следующие вопросы:

- Какой срок является оптимальным для накапливания материала?

  1. Как могут взаимодействовать ученики, учителя и родители при формировании портфолио?
  2. Как влияют различные варианты формирования портфолио на степень учебной мотивации учащегося, на развитие его социальной активности?
  3. Какую необходимо вести работу с учащимися, чтобы запол нение в 9 классе документов, определяющих индивидуальный об разовательный рейтинг выпускника основной школы, позволило преодолеть комплекс школьной неполноценности, которым стра дают многие дети, чтобы мотивация достижений сопровождала их в последующей жизни

Безусловно, существуют реальные трудности и противоречия во внедрении данной инновации в учебный процесс. Но вместе с тем учебные портфолио дают новый толчок развитию проблемы оценки, показывают возможные направления обновления традици онной системы и в конечном счете формируют новое понимание самого процесса обучения.

Для организации этой работы необходимо было изучить и сис тематизировать многообразный материал, познакомиться с опытом работы, сложившимся в различных регионах России.

Существует ряд проблем общей неготовности участников обра зовательного процесса к работе с новым методом оценивания обра зовательной деятельности:

  1. имеет место неподготовленность (моральная и профессио нальная) классных руководителей по организации деятельности ведения и оформления портфолио учащимися;
  2. у учащихся недостаточно развита мотивация достижений, имеются трудности в вопросах целеполагания, самостоятельного планирования и организации собственной учебной деятельности, умения систематизировать и анализировать собственный собран ный материал и опыт;
  3. неподготовленность родителей к осознанию важности и зна чимости портфолио как документа, позволяющего подтвердить уровень имеющихся знаний учащихся и сделать правильный выбор дальнейшего профиля обучения. Первоначально у родителей дей ствует стереотип: нейтрально-спокойное отношение к деятельности

педагогов и детей, а порой и категоричная оценка: «В современном обществе, к сожалению, значимы не результаты, а иные, точнее финансовые, возможности».

Необходимо заранее готовить учащихся к осознанному подхо ду к сбору материалов и дальнейшему оформлению портфолио, что является основой для определения образовательного рейтинга вы пускника основной школы.

Поскольку портфолио можно назвать системой оценки сформированности компетентностей учащегося, то мне хотелось бы рассказать вам о том, как я на своих мероприятиях стараюсь формировать компетенции. Так как при выходе из школы у учащегося, который имеет своё портфолио, должны быть  сформированы социальная и личностно-ориентированная компетентность.

 

В своей деятельности использую различные  технологии работы.

Технологии социальной работы:

· Социальная диагностика - это комплексный процесс исследования социального явления с целью обнаружения, распознания и изучения причин наследственных связей, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития.

·
Социальная реабилитация - это процесс, направленный на восстановление способностей человека к жизни деятельности в социальной среде предполагает реабилитацию на медицинском, бытовом, ролевом, личностном уровнях, в глазах общества. 

·
Социальное обеспечение - это система оказания социальных услуг в рамках государственной системы, материального обеспечения и обслуживания лиц нуждающихся в социальной помощи.

·
Социальная терапия - это целенаправленный процесс практического воздействия, государственных структур, общественных организаций на конкретные формы социальных отношений.

·
Социальное консультирование - это технология оказания социальной помощи путем целенаправленного, информированного воздействия на человека по поводу его социализации.

·
Социальная адаптация - это система методов и приемов, направленных на оказание поддержки людям в процессе их социализации или приспособление к новым условиям в связи с изменением социального статуса, а также неадаптированным личностям.

·
Социальный контроль - это механизм, с помощью которого реализуется совокупность процессов организованного воспитательного характера. В социальной системе он направлен на обеспечение функционирования систем в соответствии с определенными нормами. 

·
Социальная опека - это особая форма государственной защиты прав личности и имущества недееспособных граждан. 

Владение технологиями позволяет оптимизировать свою профессиональную деятельность, поднять на уровень профессиональное мастерство. В этом случае к огромному арсеналу методов, приемов и способов деятельности социальный педагог подходит с позиции необходимости и достаточности. Характер технологии, используемой социальным педагогом, задается проблемой ребенка, особенностями его личности, воспитательного микросоциума, уровнем социальной адаптации и возможностями самого специалиста.

· Социальная профилактика - это совокупность мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию причин, вызывающих негативное отклонение в развитии и поведении. 

Одним из условий эффективности профилактической работы является проведение мероприятий и классных часов. Для плодотворной работы и достижения результата я использую различные формы проведения мероприятий. Например, показ фильма (психологический фильм) с дальнейшим обсуждением.

Если это мероприятие расписать по составляющим частям, то оно будет выглядеть следующим образом:

  1. Распределение классного коллектива по группам

(распределение по группам, выбор докладчика внутри каждой группы) - (учащиеся взаимодействуют друг с другом, проявляют навыки работы в группе, владеют различными ролями. Формируется коммуникативная, ценностно-смысловая, социально-трудовая компетенции.)

  1.  Просмотр фильма (при помощи реальных объектов (ТСО, TV, компьютер и т. д.), информационных технологий (СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, сохранять, преобразовывать и передавать её. Формируется информационная, коммуникативная  компетенции).
  2. Определение главной проблемы фильма

(обсуждение фильма в группе, дискуссия, аукцион мнений, принятие единого решения) - Ученик проявляет креативные навыки продуктивной деятельности: добывает знания непосредственно из реальности,  овладевает приёмами действия в нестандартных ситуациях. В рамках формируемой компетенции определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, исследование статистических и иных методов познания. Формируется совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесёнными с реальными познавательными объектами (знания, умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности). Формируется учебно-познавательная компетенция, коммуникативная.

  1. Выступление докладчиков групп

(монолог, доклад информации, презентация) – учащиеся излагают добытые знания непосредственно из реальности, при помощи информационных технологий самостоятельно нашли, проанализировали и отобрали необходимую информацию, организовали, сохранили, преобразовывали и передавали  её для внимания аудитории.  (Формируется коммуникативная, информационная социально-трудовая компетенции.)

  1. Работа группы с заданием  на решение заданной проблемы (продумать свое решение данной проблемы (дискуссия, коллаж мыслей и знаний, витрина мыслей, поиск выходов из нестандартной ситуации) - учащиеся взаимодействуют друг с другом при выработке решений  и поиске выходов.
  2. Выступление докладчиков групп с предложением своего  решения проблемы

(монолог, доклад информации, презентация) - учащиеся излагают добытые знания непосредственно из реальности, при помощи информационных технологий самостоятельно нашли, проанализировали и отобрали необходимую информацию, организовали, сохранили, преобразовывали и передавали  её для внимания аудитории.  (Формируется коммуникативная, информационная социально-трудовая компетенции.) 

  1. Подведение итогов занятия, рефлексия – учащиеся овладевают умениями самооценки и самоанализа, т.е. в ходе подведения итогов работы у учащихся формируются:

навыки и умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями;

на основе полученной информации, рассмотрев все возможные варианты, принимать правильное само стоятельное решение, а также систематизировать, анализировать собранный материал;

повысить учебную мотивацию и мотивацию успеха учебной деятельности. (Компетенция личностного самосовершенствования)

В мероприятиях социальной направленности нет единственного выхода. Целью проведения моих мероприятий является научить детям, что есть множество путей решения какой-либо одной проблемы. В результате учащийся должен  овладеть способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии, необходимых современному человеку, формировании психологической культуры, культуры мышления и поведения,  освоение способов физического и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки в соответствии с требованиями модернизации образовательного процесса. Ведь

реальным объектом в формировании компетенций выступает сам ученик.) 

Практическим результатом сформированности компетенции личностного самосовершенствования предлагаю вашему вниманию достижения ученика 9А класса Калимуллина Раиля:

- Почетная грамота за достижения в учебе – 14

- Почетная грамота за достижения в спортивной жизни и творчестве  –14

- Похвальные листы - 5

- Сертификат за участие в всероссийском конкурсе «Медвежонок» – 4 

- Сертификат за участие в международном конкурсе «Золотое Руно» - 3

- Сертификат за участие в всероссийском конкурсе «Вини-Пух» – 1

- Сертификат за участие в международном конкурсе «Кенгуру» - 5

- Сертификат за участие в международном  конкурсе «Британский Бульдог» – 1

- Диплом участника олимпиады (школьный этап) – 6

- Диплом участника олимпиады (муниципальный этап) – 2

- Диплом главы гп. Пойковский - 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль Портфолио в системе оценки результатов освоения ООП НОО в условиях введения ФГОС нового поколения

Статья содержит описание опыта работы МКОУ "Гимназия имени Горького А.М."  с Портфолио учащихся как одной из составляющих накопительной  оценки достижения планируемых результов обучающимися ...

Личностно ориентированный подход к учащимся на уроках литературы в инновационной среде школы

Презентация "Личностно ориентированный подход к учащимся" поможет при изучении данной темы и при подготовке публичного выступления...

Личностно ориентированный подход к учащимся при обучении математики

Выступление на заседании методического объединения учителей математики  - работа над методической проблемой "Личностно ориентированный подход  к учащимся при обучении математики."...

Дифференцированный подход как условие личностно-ориентированного обучения слабоуспевающих учащихся

Опыт: "Дифференцированный подход как условие личностно-ориентированного обучения слабоуспевающих учащихся"...

Портфолио как средство оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы

Портфолио - одна из форм оценки ученика по требованиям ФГОС НОО.  В статье  автор делится опытом  оценки УУД у школьников с позиции ученика, учителя, администрации....

Оценка сформированности навыков работы с текстом у учащихся основной школы.

В работе представлены критерии оценки сформировнности навыков работы с текстом у учащихся основной школы. Эти критерии может использовать каждый участник образовательного процесса. Учитель  сможе...

«Система обучения химии на основе личностно- ориентированного подхода в физико-математическом лицее с использованием современных методов »

Разработанная мной технология предполагает оптимизировать процесс обучения учащихся химии  в физико-математическом лицее с учетом содержания психолого–педагогических характеристик каждого ребенка...