Оценка сформированности навыков работы с текстом у учащихся основной школы.
методическая разработка на тему

Ширнина Марина Борисовна

В работе представлены критерии оценки сформировнности навыков работы с текстом у учащихся основной школы. Эти критерии может использовать каждый участник образовательного процесса. Учитель  сможет дать оценку уровня сформированности у учащихся  читательских умений, поможет стимулировать школьника стремиться к объективному контролю, мотивировать учеников   на самостоятельные шаги в  образовательной деятельности. Ученик получит возможность оценить степень владения сложным умением искать, понимать и применять информацию, преобразовывать и оценивать ее, формировать потребность в адекватной и конструктивной самооценке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оценка сформированности навыков работы с текстом.

Традиционно сложилось, что формой оценки достижений учащихся школы являются показатели полноты и глубины освоения школьной программы, выраженные в баллах по пятибалльной шкале.

По мнению И.С. Якиманской, сложившаяся система критериев эффективности обучения не учитывает в должной мере психологическую природу усвоения знаний, ведет к отрыву результативных характеристик знания от  процесса его формирования.

 Для оценки умственной деятельности ученика, позволяющей охарактеризовать уровень его развития,  в психодиагностике используются следующие уровни

 1   уровень информированности (содержательный уровень) ученика позволяет выявить и оценить, что знает и чем владеет;

  1. уровень сформированности способов учебной работы (логический уровень) оценивает эффективность усвоения знаний (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, приемы обработки информации и др.);
  2. уровень развитости (собственно психологический) оценивает способность самостоятельно добывать и использовать знания.

В традиционной практике в качестве критериев оценки знаний, умений и навыков используется, как правило, первый, информационный. уровень, частично - логический, и практически не используются показатели успеваемости, свидетельствующие об уровне развития самостоятельности, продуктивности, гибкости, критичности мышления и поведения.

 Согласно новым стандартам, оценивание становится одним из средств управления всем процессом обучения учащихся для достижения запланированных образовательных результатов. Оценка  достижения планируемых результатов образования выступает одновременно  как цель и элемент содержания, и как средство обучения и учения. Так, входя в состав универсальных учебных действий, оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать. С другой стороны, система оценивания позволяет получать интегральную и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения, отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении планируемых результатов, обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей, отслеживать эффективность образовательной программы.

 В основе норматива оценивания результатов освоения ООП  положен государственный стандарт, программы изучаемой учебной дисциплины.
Каждый учитель, изучив программы и стандарт, определяет  перечень умений и навыков, которыми ученик должен овладеть в течение учебного года по предмету.
 

При оценивании учитывается:

  • уровень освоенной системы основополагающих элементов научного знания,
  • способы действий в отношении к системе знаний, необходимых для обучения на последующей ступени общего образования,
  •  уровень владения универсальными учебными действиями, составляющих основу умения учиться,  
  • приобретенный опыт получения, применения и преобразования знаний и способов действий.

В связи с этим становится актуальной введение критериально - ориентированной диагностики уровня сформированности  умений и навыков у  школьников, обеспечивающих их развитие.

Критериально- ориентированные тесты (от греческого kcriterion –признак, на основании которого производится диагностика)- класс тестов достижений. Это психодиагностические методики, направленные на выявление степени овладения человеком определенной учебной или профессиональной деятельностью. Для оценки индивидуальных результатов используется не сравнение индивидуальных результатов со статистическими нормами, а констатация наличия или отсутствия определенного психологического (определил или не определил, выделил, составил…) компонента в общей структуре оцениваемого действия.

Такой подход налагает особые требования на выстраивание системы оценивания, в частности: включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);  использование разнообразных видов, методов, форм и объектов оценивания.

В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом. Читательские умения, формируемые у учащихся, являются общеучебными, обеспечивающими возможность успешного усвоения новых знаний, умений в различных предметных областях.

Ученик должен уметь:

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его смысл; находить в тексте информацию ;
  • решать учебные задачи, требующие  понимания текста;
  • структурировать текст,  использовать в тексте таблицы, изображения;
  • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы;
  • использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте.

Для оценивания сформированности у учащихся навыков работы с текстом, предлагаю использовать критерии, предложенные ниже.

Используя эти критерии учащиеся  оценивают свои умения по каждому пункту –да/нет. Школьник, диагностируя себя, получает возможность проанализировать, какими умениями по работе с текстом он владеет, над чем еще нужно работать, тем самым мотивирует себя на дальнейшую работу. Учитель определяет баллы на свое усмотрение – можно по 1 баллу – самые простые  умения, 2 – средней сложности, 3 балла – высокий уровень сложности.

Общая сумма баллов – 100%. Процент выполнения 85% и выше – высокий уровень сформированности читательских умений, 60% - 85% – средний уровень, 45% - 60% – низкий уровень, ниже 45% – у ребёнка слабо сформированы базовые читательские умения, требуется коррекционная работа.

            Критерии оценивания сформированности навыка работы с текстом

Метапредметные результаты

Критерии

Показатель критерия

ученик ДА(нет)

учитель балл 

1

Поиск информации и понимание прочитанного

15 б -max

Умение определять тему и главную мысль текста (3б)

Определил и написал только тему текста, не смог найти в тексте предложение, передающее главную мысль

1

Определил и записал тему и главную мысль текста

2

Проводит смысловую группировку текста, выделил опорные пункты

3

Умение составлять план текста (3б)

Составил простой план, пропущена одна смысловая часть текста;

1

В плане отражены все смысловые части текста, но нарушена последовательность частей

2

Составил  план, в котором отразил все смысловые части, последовательность частей не нарушена

3

Умение расчленять текст на смысловые части, озаглавить их

(3 б)

Расчленил текст на смысловые части

1

Расчленил текст на смысловые части и озаглавил их,  нарушил последовательность событий  

2

Расчленил текст на смысловые части и озаглавил их, выдержал последовательность событий

3

Умение отвечать на вопросы по содержанию текста (3б)

Ответ правильный, но односложный

1

Сформулированный ответ правильный, односложный, подтвержденный информацией из текста

2

Ответ оформлен как законченное речевое высказывание, подтвержденное информацией из текста

3

Умение соотнести части плана между собой (3 б)

Выделил основные части плана

1

Соотнес части плана между собой, но нарушил логику  

2

Осуществляет смысловое и логическое соотнесение частей плана между собой.

3

2

Преобразование и интерпретация информации

38 б -max

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

16 б

  • Обозначает символом и знаком предмет и/или явление

1

  • Определяет логические связи между предметами и/или явлениями, обозначает данные логические связи с помощью знаков в схеме

2

  • Создает абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

2

  • Строит модель/схему на основе условий задачи и/или способа решения задачи

2

  • Создает вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

3

  • Преобразовывает модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область

3

  • Переводит сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот

3

 Умение преобразовывать информацию из сплошного текста в схемы, таблицы

12 б

Расчленение текста на смысловые части, озаглавить  их

1

 Установление причинно- следственных и других связей между смысловыми частями.

2

  • Представление содержания текста (превращение сложной, объёмной информации в более компактную и визуально удобную)в виде схемы или таблицы

3

  • Умеет преобразовывать  текст в таблицы и схемы строго в соответствии с разработанными критериями-шаблонами.

3

  • Строит алгоритм действия.

3

 Умение составлять тезисы как форму выражения основной мысли представленного текста.

 10б

Извлечение основной информации из текста небольшого объёма и представление в виде тезиса,

отражение в тезисе  основной информации микротемы.

1

Наличие в тезисах всех основных объектов:  явлений, признаков и т. д.

2

Пропорциональность

(сжатие объёма  абзаца до 30%)

2

Формулирование всех предложений в тезисе в виде простых утвердительных предложений.

2

 Детализирование тезисов путём приведения примеров из текстов, дополнением научной информации.

3

3

Оценка информации

3 б -max

Умение устно выказывать свое отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний 3б

Высказал свое отношение  на уровне нравится – не нравится, не смог оценить полезность информации для себя

1

Высказывает оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте.

2

Переносит полученную информацию на собственные действия

3

Считаю, что эти критерии может использовать каждый участник образовательного процесса. Учитель  сможет дать оценку уровня сформированности у учащихся  читательских умений, поможет стимулировать школьника стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, мотивировать учеников   на самостоятельные шаги в  образовательной деятельности. Ученик получит возможность оценить степень владения сложным умением искать, понимать и применять информацию, преобразовывать и оценивать ее, формировать потребность в адекватной и конструктивной самооценке. 

Список используемых материалов.

1) Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Оценка метапредметных результатов в основной школе: проблемы, поиски, решения». Пермский государственный национальный исследовательский университет, Министерство образования Пермского края, 2012 г http://meta.psu.ru/projectdev/preyentkonf

2) Материалы  сайта  городского методического центра г. Москва «Перечень планируемых метапредметных результатов освоения образовательной программы»

http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/informatika-ikt/fgos/perechen-planiruemykh-metapredmetnykh-rezultatov-osvoeniya-obrazovatelnoj-programmy.html 

3) Материалы Ванюшевой Н.Р. «Общеучебные и предметные навыки и умения по литературе», размещенные на главной странице «Первого сентября» http://lit.1september.ru/article.php?ID=200801012

4) Материалы презентации «Оценка достижений школьниками планируемых  результатов обучения» (метод совещание Школы ДО)

5) Психологический словарь – определение «Критериально- ориентированные тесты» http://dic.academic.ru/dic.nsf/psihologic/910/%D0%9A%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D0%9E%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%A2%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8B

6) Минова М.В., Захарова Т.М. «Формирование понимающих способностей школьников на учебных занятиях»

7) Фишман И.С., Голуб Г.Б. «Формирующая оценка образовательных  результатов учащихся»

8) Якиманская И.С. «Технология личностно- ориентированного образования»

9) Ярулов  А.А. «Критериально- ориентированная диагностика в образовательном процессе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио как форма оценки учащихся основной школы ( из опыта работы)

В работе представлен материал для создания портфолио учащимся основной школы. Материал предназначен для широкого круга педагогической общественности...

Контроль уровня сформированности лексических навыков у учащихся основной школы посредством использования игровых технологий

В начале обучения любому предмету, особенно иностранному языку,необходимо заинтересовать ученика и вызвать желание в изучениидисциплины. Именно игры вызывают огромный интерес школьников. Мыможем приве...

План реализации программы мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся основной школы

Подробный план реализации программы мониторинга уровня сформированности УУД учащихся основной школы...

Материал для формирования навыков работы с текстом для учащихся 2 класса

Данный материал содержит небольшой текст для чтения и ряд заданий к тексту. Данная работа направлена на формирования навыков работы с текстовым материалом....

Программа мониторинга уровня сформированности УУД у учащихся основной школы

Программа мониторинга уровня сформированности УУД у учащихся основной школы...

«Особенности сформированности навыков здорового образа жизни у учащихся начальной школы с задержкой психического развития».

Состояние здоровья подрастающего поколения это важнейший показатель благополучия общества, государства, которое отражает не только настоящую ситуацию, но и дает точный прогноз на будущее. Самый благоп...

Сотрудничество специалистов школы и родителей в интерактивной среде «Говорящие уроки» для объективной оценки сформированности навыка чтения у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (из опыта работы)

В статье представлен опыт сотрудничества специалистов школы с родителями (законными представителями) в процессе мониторинга учебных достижений обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развити...