МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ по формированию законопослушного поведения и профилактики саморазрушительного поведения несовершеннолетних ( учащихся 1 - 11 классов)
методическая разработка по теме
Данное методическое пособие предполагает использование различных подходов при работе с подростками:
1. Информационный подход, который фокусируется на повышении уровня информированности подростков по проблемам зависимости и правовым аспектам законодательства.
2. Приобретение и развитие общих жизненных навыков, цель которого состоит в улучшении самопонимания подростков, усиления ответственности при принятии решений, снижении вероятности возникновения проблемных ситуаций.
3. Освоение социальных навыков, дающих возможность приобрести навыки противостояния социальному давлению.
4. Профилактика сексуальных девиаций (ранние беспорядочные половые связи, предупреждение ранней беременности, болезней, передающихся половым путем).
5. Формирование образа «Я» и позитивного самоотношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическое пособия для социальных педагогов..doc | 591.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ДЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ
по формированию законопослушного поведения и профилактики саморазрушительного поведения несовершеннолетних
( учащихся 1 - 11 классов)
Автор - составитель:
Лазашвили Нона Омариевна,
социальный педагог
МКОУ СОШ № 4
г. Сатки Челябинской области
г. Сатка, 2009 год
СОДЕРЖАНИЕ
- ПРОГРАММА по формированию законопослушного поведения и профилактики саморазрушительного поведения несовершеннолетних (учащихся 1 - 11 классов)
……………………………………………………………………………………………… 3
- Содержание программы………………………………………………………………… 4
- Учебно-тематический план социального педагога…………………………………. 6
- Учебно-тематический план педагога-психолога……………………………………. 7
- Занятия 1 МОДУЛЯ……………………………………………………………………… 8
- Знакомство……………………………………………………………………………… 10
- Как бороться с гневом………………………………………………………………… 13
- Вредные привычки и борьба с ними……………………………………………….. 19
- Почему люди дразнятся………………………………………………………………. 23
- Я и моя семья…………………………………………………………………………… 26
- Телевизор – друг наш или враг? …………………………………………………….. 28
- Когда дразнят…………………………………………………………………………… 30
- Задания 2 МОДУЛЯ……………………………………………………………………. 34
- Знакомство……………………………………………………………………………….. 35
- Табак дело тонкое……………………………………………………………………….. 37
- Взаимоотношения полов……………………………………………………………….. 42
- Алкоголь: мифы и реальность………………………………………………………. 44
- На пути к образованному человеку………………………………………………… 48
- Учимся решать конфликты…………………………………………………………… 52
- Способы борьбы со стрессом………………………………………………………….. 56
- Литература ……………………………………………………………………………… 58
ПРОГРАММА по формированию законопослушного поведения и профилактики саморазрушительного поведения несовершеннолетних
( учащихся 1 - 11 классов)
1. Пояснительная записка
Обоснование программы
Велика роль отрицательных социально-культурных воздействий. К ним можно отнести безыдейность, неразвитость духовных потребностей. Это связано с неумением занять свой досуг. Излишки свободного времени превращаются в питательную среду для антиобщественного поведения. Значимы большие недостатки в воспитательной работе, прежде всего в среде молодежи, слабости школьного и семейного воспитания. Огромно влияние микросоциальной среды. В настоящее время молодое поколение России переживает кризисную социально-психологическую ситуацию. Разрушены устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Выработка новых происходит хаотично.
Прогрессивно нарастающие требования социальной среды вызвали появление массовых состояний психоэмоционального напряжения, что наряду со все большей доступностью наркотиков и других психоактивных веществ привело к усилению саморазрушающего поведения, на первое место в котором вышла наркотизация подростков и увеличение правонарушений среди молодежи. В условиях практического отсутствия знаний, навыков и социально-адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения, а также ослабления связей между поколениями, подростки не получают необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку.
Все эти экстремальные социально-психологические условия приводят к необходимости разработки нового, специфического для данной конкретной ситуации подхода к формированию законопослушного поведения, одним из которых является разработка и внедрение концептуально обоснованных профилактических программ нового поколения.
Начиная употреблять ПАВ, подросток не думает, что он может попасть в зависимость от них. Многим кажется, что они справятся, смогут отказаться, когда захотят. Это распространенное заблуждение в молодежной среде очень часто ведет к непоправимым последствиям. Поэтому важна система профилактических мер, направленных на предупреждение возникновения этого явления через развенчание мифов о наркотиках и подачу объективной информации о действии химических веществ на организм. Необходимо также сориентировать подростков на их способность сделать свой собственный выбор, дать им возможность овладения определенными поведенческими навыками, облегчающими следование здоровому образу жизни. Необходимо развивать положительную самооценку у подростка, терпимость к разнообразию людей и их жизненных позиций, тренировать способность подростка сопротивляться давлению и насилию, умению попросить помощи. Иными словами, укреплению вместо устрашения, обучение вместо запретов, диалог вместо монолога, проработка конфликтов вместо их замалчивания. Ставка делается на коллективную активность детей и взрослых. Осуществление данных профилактических мер послужило основой программы, разработанной с целью развития у подростков стратегий и навыков поведения, способствующих формированию законопослушного поведения.
Цель программы: через систему форм и методов воспитать психически здорового, личностно-развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психическими затруднениями и жизненными проблемами.
Задачи программы:
- Формировать у подростков самопринятие, положительное отношение к себе, умение ставить перед собой позитивные цели и контролировать свое поведение.
- Формирование бережного отношения к своему физическому и психическому здоровью, закономерным следствием чего становится избегание вредных привычек.
- Формировать у подростков навыки законопослушного поведения.
- Выработка адекватных и эффективных навыков общения.
- Формирование осознанной позиции, расширение возможностей выбора альтернативных моделей поведения в социальной среде.
2. Содержание программы
Структура программы
Устройство программы, как наиболее эффективное, модульное. В каждом модуле пакет вариативных учебно-методических материалов, содержащий теоретические положения, практические занятия определенного тематического содержания с базовым законодательным аспектом. Каждый модуль вполне самодостаточен и может использоваться самостоятельно, вместе с тем все они связаны единой темой программы «Формирование законопослушного поведения несовершеннолетних» и позицией относительно профилактики аддиктивного поведения.
Программа элективного курса разработана с учетом закономерностей половозрастного развития и ориентирована на различный возраст учащихся. По возрасту наиболее значимо выделение группы детей младшего школьного возраста (7 - 10 лет), среднего школьного возраста (11 – 14 лет), старшего подросткового возраста (15 – 16 лет), юношеского возраста (17 – 18 лет). В соответствии с этим элективный курс состоит из четырех модулей:
1 Модуль: «Я познаю себя» (для учащихся 1-4 классов),
2 Модуль: «Я и они» (для учащихся 5-7 классов),
3 Модуль: «Я познаю других» (для учащихся 8-9 классов),
4 Модуль: «Мой нравственный выбор» (для учащихся 10-11 классов).
Каждый модуль включает в себя 8 занятий. Оптимальный состав группы от 10 до 12 человек, продолжительность занятий - от 45 мин. до 1 часа. Занятия по программе проводятся 2 раза в неделю для каждой возрастной группы (1-4 кл., 5-7 кл., 8-9 кл., 10-11 кл.). Первое занятие проводит социальный педагог, второе - психолог.
Продолжительность программы 1 учебный год, 64 часа: 32 часа для занятий социального педагога, 32 часа для занятий педагога-психолога.
Данная программа предполагает использование различных подходов при работе с подростками:
- Информационный подход, который фокусируется на повышении уровня информированности подростков по проблемам зависимости и правовым аспектам законодательства.
- Приобретение и развитие общих жизненных навыков, цель которого состоит в улучшении самопонимания подростков, усиления ответственности при принятии решений, снижении вероятности возникновения проблемных ситуаций.
- Освоение социальных навыков, дающих возможность приобрести навыки противостояния социальному давлению.
- Профилактика сексуальных девиаций (ранние беспорядочные половые связи, предупреждение ранней беременности, болезней, передающихся половым путем).
- Формирование образа «Я» и позитивного самоотношения.
Этапы работы
1-й этап - диагностический.
Исходное тестирование участников группы с целью выявления особенностей эмоционально-личностной сферы и типичных способов взаимодействия.
2-й этап – реализация программы элективного курса.
Проведение комплексных занятий по темам программы.
3-й этап – анализ полученных результатов.
Проведение контрольного тестирования.
4-й этап – подведение итогов.
Обработка результатов упражнений, проведение «круглого стола» с участием педагога-психолога, соц. педагога, классного руководителя и учителей предметников для анализа и подведения итогов работы.
Условия проведения занятий:
Требования к ведущему группы:
- Владение информацией о наркотических и психоактивных веществах, их действии, последствиях злоупотребления, знание законодательной базы.
- Знание возрастных особенностей подростков, основных видов подростковых неформальных групп, сленга.
- Умение найти контакт с подростковой группой, уважать и ценить мнение каждого члена группы.
- Знание и владение различными формами групповой работы, широкий диапазон поведенческих моделей.
- Умение создать безопасную и поддерживающую обстановку.
- Умение пользоваться невербальными компонентами общения.
Материальное обеспечение:
Изолированное помещение с напольным покрытием, мягкие кресла (или стулья), аудиоаппаратура, видеоаппаратура (желательно), вспомогательные предметы (мяч, бумага, маркеры, наборы иллюстраций, бейджики).
Формы работы:
Беседа
Поведенческий и личностный тренинг (элементы тренинга)
Дискуссия
Беседа
Ролевая игра
Видеолекторий
Ожидаемый результат:
- Повышение уровня развития познавательных интересов подростков, включающие навыки конструктивного взаимодействия, успешности самореализации;
- Активизация внутренних ресурсов личности накануне вступления в самостоятельную жизнь;
- Снижение количества правонарушений за учебный год (по сравнению с прошлым годом).
- Повышение осведомленности подростков по проблемам наркотической и алкогольной зависимости.
- Приобретение подростками навыков устойчивости к групповому давлению и избегания ситуаций, связанных с употреблением ПАВ.
- Приобретение подростками умения адекватно оценивать проблемные ситуации и готовность разрешать их.
3. Учебно-тематический план курса социально педагога
«По формированию законопослушного поведения и профилактики саморазрушительного поведения несовершеннолетних»
№ п/п | Разделы курса, темы | Количество часов | |||
Лекции | презентации | Практические занятия | Сроки проведения | ||
1-4 класс | |||||
1 МОДУЛЬ: «Я познаю себя» (8 часов) | |||||
1 | 1 | 1 нед. сентября | |||
2 | Международные документы о правах ребенка | 1 | * | 1 нед. октября | |
3 | Как бороться с гневом + (презентация) | * | 1 | 5 нед. октября | |
4 | Когда дразнят | 1 | 1 нед. декадря | ||
5 | Почему люди дразнятся? | 1 | 3 нед. января | ||
6 | Я и моя семья (создание презентации о своей семье) | * | 1 | 2 нед. февраля | |
7 | Телевизор – друг наш или враг? | 1 | 2 нед. марта | ||
8 | Вредные привычки и борьба с ними + презентация | 1 | * | 3 нед. апреля | |
5-7 класс | |||||
2 МОДУЛЬ: «Я познаю других» (8 часов) | |||||
1 | Знакомство. | 1 | 2 нед. сентября | ||
2 | 1 | * | 2 нед. Октября | ||
3 | 1 | * | 2 нед. ноября | ||
4 | Взаимоотношения полов | 1 | 2 нед. декадря | ||
5 | Алкоголь: мифы и реальность + презентация | 1 | * | 4 нед. января | |
6 | На пути к образованному человеку | 1 | 3 нед. февраля | ||
7 | Учимся решать конфликты | 1 | 3 нед. марта | ||
8 | Способы борьбы со стрессом | 1 | 4 нед. апреля | ||
8-9 класс | |||||
3 МОДУЛЬ: «Я и они» (8 часов) | |||||
1 | Знакомство. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность | 1 | 3 нед. сентября | ||
2 | Современно ли быть воспитанным | 1 | 3 нед. Октября | ||
3 | Человек и наркотики: кому и зачем это нужно + презентация | 1 | * | 3 нед. ноября | |
4 | Образ «Я» и внешность | 1 | 3нед. декадря | ||
5 | Неагрессивное настаивание на своем | 1 | 5 нед. января | ||
6 | Хочу, могу, умею | * | 4 нед. февраля | ||
7 | 1 | * | 1 нед. апреля | ||
8 | Влияние алкоголя на здоровье подростка + презентация | * | 1 | 5 нед. апреля | |
4 МОДУЛЬ: 10-11 класс | |||||
«Мой нравственный выбор» (8 часов) | |||||
1 | 4 нед. сентября | ||||
Вредные привычки и борьба с ними (лекц. № 2,5) | 1 | 4 нед. октября | |||
Как предохранить себя? + видеофильм | 1 | * | 4 нед. ноября | ||
1 | * | 4 нед. декадря | |||
СПИД – что это? | 1 | * | 1 нед. февраля | ||
Навыки самообладания при общении с неприятными людьми | 1 | 1 нед. марта | |||
Особенности эмоционального общения: положительный эмоциональный контакт | 1 | 2 нед. апреля | |||
1 | 2 нед. мая |
Учебно-тематический план курса педагога-психолога
«По формированию законопослушного поведения и профилактики саморазрушительного поведения несовершеннолетних»
№ п/п | Разделы курса, темы | Количество часов | |||
Лекции | Презента ции | Практические занятия | Сроки проведения | ||
1-4 класс | |||||
«Я познаю себя» (8 часов) | |||||
Мое тело | 1 | 1 нед. сентября | |||
Мои эмоции | 1 | 1 нед. октября | |||
Умею ли я дружить? | 1 | 5 нед. октября | |||
Умение общаться | 1 | 1 нед. декадря | |||
Общение в ситуациях просьбы и отказа | 1 | 3 нед. января | |||
Один на улице | 1 | 2 нед. февраля | |||
Моя будущая жизнь | 1 | 2 нед. марта | |||
Психологическая игра «Волшебная скорая помощь» | 1 | 3 нед. апреля | |||
5-7 класс | |||||
«Я познаю других» (8 часов)
| |||||
1 | Я расту, я меняюсь | 1 | 2 нед. сентября | ||
2 | Как справиться с плохим настроением | 1 | 2 нед. Октября | ||
3 | Мои одноклассники и одноклассницы | 1 | 2 нед. ноября | ||
4 | Что такое ответственность? | 1 | 2 нед. декадря | ||
5 | Для чего нужен конфликт? | 1 | 4 нед. января | ||
6 | Стратегии разрешения конфликтов | 1 | 3 нед. февраля | ||
7 | Критерии взрослости | 1 | 3 нед. марта | ||
8 | Психологическая игра «Репортер» | 1 | 4 нед. апреля | ||
8-9 класс | |||||
«Я и они» (8 часов) | |||||
1 | Каким ты выглядишь в глазах других? | 1 | 3 нед. сентября | ||
2 | Осторожно! Конфликт! | 1 | 3 нед. Октября | ||
3 | Я терпим к Другому | 1 | 3 нед. ноября | ||
4 | Стресс в жизни человека | 1 | 3нед. декадря | ||
5 | Мои ресурсы | 1 | 5 нед. января | ||
6 | Умеешь ли ты сказать «Нет»? | 1 | 4 нед. февраля | ||
7 | Я ставлю цели | 1 | 1 нед. апреля | ||
8 | Психологическая игра «Государство» | 1 | 5 нед. апреля | ||
10-11 класс «Мой нравственный выбор» (8 часов) | |||||
Самопознание – осознание своего «Я» | 1 | 4 нед. сентября | |||
Неповторимость и индивидуальность | 1 | 4 нед. октября | |||
Расскажи мне обо мне | 1 | 4 нед. ноября | |||
Как стать уверенным? | 1 | 4 нед. декадря | |||
Выбор жизненных целей | 1 | 1 нед. февраля | |||
Семья – здоровый стиль жизни | 1 | 1 нед. марта | |||
Почему это опасно | 1 | 2 нед. апреля | |||
Психологическая игра «Вокзал мечты» | 1 | 2 нед. мая |
Занятия 1 МОДУЛЯ:
- Знакомство
- Как бороться с гневом
- Вредные привычки и борьба с ними
- Почему люди дразнятся
- Я и моя семья
- Телевизор – друг наш или враг?
- Когда дразнят
|
Цель: познакомить детей с опытом работы в группе; установить основные правила и обсудить вопросы доверия. Материалы: бумага, фломастеры или маркеры; ватман; булавки, небольшой мячик, цветные карандаши каждому ребенку, свеча в подсвечнике. ХОД ЗАНЯТИЯ I.Разминка 2. Расскажите детям, что на международных конференциях все участники носят карточку с именем (бэдж). Покажите, как это выглядит. Спросите ребят, зачем это нужно. Нравится ли им такая идея, не попробовать ли ее в группе, пока еще не все хорошо знают друг друга? Раздайте фломастеры, попросите детей написать свое имя на листках бумаги и прикрепить их на одежду. Если ребенок не может справиться сам, помогите ему: «Напиши, как ты хочешь, чтобы мы здесь тебя называли. Может быть, это будет не твое настоящее имя. Пиши крупными печатными буквами. Дома ты можешь переписать еще красивее». II. Работа по теме занятия 1. Беседа. Попросите ребят сесть в круг и рассказать о себе, называя имя и то, что они больше всего любят (это может быть любимая еда, игра и т.д.). Лучше всего начать с себя: «Я — нона Омариевна. Я люблю все прекрасное и красивое, поэтому развожу цветы, увлекаюсь оформлением клумб, палисадников. Еще я люблю мандарины». Хорошо, если при этом вы кидаете детям мячик или шарик. Дети отвечают вам и при этом кидают шарик обратно. Здесь можно ввести первое правило: говорит тот, у кого мячик, остальные молчат. (Детям этого возраста такая подача правила более близка, чем «говорим no-одному», к тому же это будет хороший переход к теме правил.) 2. Обсуждение правил занятий. Предложите ребятам обсудить правила, по которым будет жить маленькая группа во время занятий. Спросите детей: - Зачем вообще, по вашему мнению, нужны правила? - Что бывает в жизни, когда кто-то нарушает правила? (дорожно-транспортные происшествия; нарушается игра, если кто-то не играет по правилам; если не по правилам готовить еду, получается невкусно, и т.д.) - Для чего нужны правила в нашей группе? Правила: Обратите особое внимание детей на четвертое правило. Например, вы можете сказать: (Здесь важно показать детям границу того, о чем можно говорить, а о чем — нет. Дети — максималисты и часто не отвечают на вопрос родителей: «Что было на уроке?» — говоря: «Нам не разрешают об этом рассказывать». Это, естественно, вызывает протест и недоумение родителей, да и детям хочется чем-то поделиться. Поэтому хорошо объяснить, привести пример: «Можно рассказать родителям о том, какие мы делали упражнения, в какие игры играли. Но не стоит говорить о том, что ребята – участники занятий не хотели бы делать темой всеобщего обсуждения».) Предложите ребятам придумать еще какие-нибудь правила, чтобы всем в группе было легко и радостно учиться. К таким дополнительным правилам могут относиться: «перекус» после занятия, разрешение родителям вместе с детьми посещать некоторые занятия (заранее продумайте, какие и на каких условиях) и т.д. Обсуждение правил, если вы действительно делаете его обсуждением, а не сообщением, может занять больше времени, чем планируется вначале. 3. Утверждение правил участниками группы. После обсуждения можно зажечь свечку. Каждый ребенок берет ее, принимает правила и передает свечку по кругу, при этом он может сказать, какое правило будет выполнять нелегко. Затем передает свечку по кругу следующему ребенку. Я показываю пример: «Я принимаю правила, буду их выполнять. Трудновато будет с правилом конфиденциаль-ности, но я постараюсь». Такой вариант (со свечкой) привлекает детей, делает атмосферу принятия правил торжественной и немного таинственной. Когда дети дают слово, это символизирует принятие ответственности за психологическую безопасность на занятиях. 4. Игра «Паровозик и вагончики». Если вы уложились во времени, обсуждая правила, поиграйте в игру «Паровозик и вагончики», позволяющую детям запомнить имена друг друга. Попросите ребят встать в круг. Первый ребенок — паровозик. Он начинает двигаться внутри круга, повторяя свое имя: «Сережа, Сережа, Сережа...» Так он подходит к ребенку из круга и обхватывает его сзади за талию, и они начинают двигаться по кругу вместе, хором произнося имя второго ребенка: «Саша, Саша...» – и так далее. Так все дети побывают в роли паровозика, а заодно запомнят имена друг друга. В конце игры получается длинный поезд, включающий всех детей группы. III. Заключительное обсуждение Попросите ребят по кругу друг за другом закончить предложения: (Поскольку вы еще не говорили о чувствах, пожалуйста, помогайте детям подбирать слова, но не останавливайте, когда они пытаются своими словами выразить то, что именно они чувствовали.) 2. Завершение занятия. Поблагодарите детей за участие в занятии и скажите следующее: «Ребята, теперь, на время этих занятий, мы не просто дети и учительница, мы начинаем становиться особой группой, у которой есть свой характер, свои желания и своя история. Эта история началась сегодня. Она будет иметь свое развитие от встречи к встрече. То хорошее, что здесь происходит, возможно, потому, что в этой группе есть каждый из вас. Даже без одного из вас группа уже не будет полной. Для меня это очень важно». IV. Ритуал прощания «До свидания, мы» |
Ритуал «До свидания, мы» проводится в конце каждого занятия курса. |
Занятие 3. КАК БОРОТЬСЯ С ГНЕВОМ
|
Занятие 4. КОГДА ДРАЗНЯТ
|
Цель: актуализировать опыт детей, связанный с ситуациями «когда меня дразнят», «когда я дразню кого-то», «когда при мне кого-то дразнят»; Задачи: научить ребята психологическим средствам дистанцирования в таких ситуациях. Материалы: рассказ А. Раскина «Как папу девочки обижали»; ватман, фломастеры, мячик. Разминка: (Если у детей возникнут трудности, помогите им прояснить, что значит для них «нравится» и «не нравится», какие чувства стоят за этими словами.) ХОД ЗАНЯТИЯ
Прочитайте половину рассказа А.Раскина «Как папу девочки обижали»*. Раскин А. Как папа был маленьким. — М., 2001. Когда папа был маленьким и начал учиться в школе, часто можно было видеть такую картину. Кончилась перемена. Прозвенел звонок. Опустели все коридоры. Все школьники сидят на своих местах. И только один маленький папа стоит у дверей класса и горько плачет. Он плачет, а все в классе хохочут. И когда учительница идет в класс и видит эту картину, она сразу все понимает. — Ну что, мальчик, — говорит она с улыбкой, — опять тебя девочки обижают? И маленький папа, горько плача, кивает головой. Почему же девочки обижали маленького папу? И как они это делали? А очень просто. Когда все прибегали с перемены, девочки занимали парту маленького папы. Три, а то и четыре девочки сидели за этой партой и громко смеялись, глядя на маленького папу. А он был очень тихим и стеснительным мальчиком. У него до школы была только одна знакомая девочка Маша. И он вообще старался держаться подальше от девочек. А девочки это заметили. И стали его дразнить. Вот как все это получилось. И они толкали ту девочку, которая смеялась громче других и чаще всех дразнила маленького папу. Это была очень бойкая и очень симпатичная девочка. Кажется, ее звали Тамара. Или Галя. Одним словом, или Вера, или Люся. Но, скорее всего, Валя. И она, наверно, очень хорошо понимала, что нравится маленькому папе больше всех девочек в классе. Девочки всегда это понимают. Может быть, поэтому она и смеялась так громко. Она смеялась, а маленький папа плакал. СТОП! (Прослушав этот отрывок, дети часто начинают вспоминать различные случаи из жизни, когда дразнили их или их приятелей. Попросите у ребят разрешения разыграть некоторые ситуации из рассказанных ими или заранее приготовьте для инсценировки пару случаев, которые вы подметили в этом классе.) 2. Проигрывание ситуации. Предложите детям разделиться на тройки. Один ребенок выступает в роли дразнящего, другой — в роли того, кого обижают. Третий — наблюдатель. Он поочередно то обращается к чувствам обиженного, то пытается встать на место того, кто обзывает, понять, зачем он это делает. Если вдруг ситуация из игровой переходит в по-настоящему обидную, если дети выходят из роли и начинают ссориться, наблюдатель говорит: «Стоп!» Обсуждение прекращается. Каждый ребенок в тройке должен побывать во всех ролях. Учитель строго следит за временем, отводя на каждую роль не более 3 минут. (Роль наблюдателя в этом упражнении очень важна для ребенка. Можно сказать, что упражнение проводится в основном для проживания именно этой роли. Ребята оказываются в обеих позициях — того, кто дразнит (для некоторых это новая роль), и того, кто слышит дразнилку в свой адрес. Чтобы игра в дразнилку получилась, один должен быть действительно зол (дразнящий «срывает злость»), а другой участник — обижен (если он не обижается, игры не получается). Все это может открыться наблюдателю. Тогда у него появляется возможность как бы отойти на дистанцию от ситуации и посмотреть на нее как на игру, со стороны. Если упражнение будет выполнено правильно, наблюдатель начнет предлагать свои способы поведения, объяснять, как не обижаться в ситуации, когда тебя дразнят.) 3. Изложения «Я - позиции». Предложите каждому ребенку изобразить мимикой, жестом, движением и/или звуком самое сильное чувство, которое возникло у него во время работы в тройках. Остальные дети повторяют это движение. 4. Отработка навыка. Запишите на листе ватмана предложенные ребятами варианты поведения в ситуации, когда кого-то дразнят. Эти записи пригодятся вам на следующем занятии. 5. Заинтересовать на будущее. Пообещайте дочитать рассказ про маленького папу на следующем уроке. 6. Рефлексия. Спросите у ребят: - Понравился ли вам рассказ и чем именно? - Что больше всего запомнилось? 7. Ритуал прощания «До свидания, мы» |
|
Цель: помочь ребятам понять и научиться распознавать в конкретных ситуациях причины, по которым дети дразнят друг друга. Материалы: телевизор и видеомагнитофон; видеокассета с фильмом С. Спилберга «Капитан Крюк» («Hook») — фрагмент, когда мальчишки проверяют Питера Пена, обзывая его; корзинка с «секретинами» — камешками, ракушками, сухим камышом и цветными стеклышками («секретиков» должно быть больше, чем количество участников группы, в полтора-два раза, чтобы не было спора, кому какой «секретик» достанется); текст рассказа А. Раскина «Как папу девочки обижали». Работа группы:
ХОД ЗАНЯТИЯ Разминка.
Вспомните предыдущее занятие, работу в тройках. Скажите: «Вспомните себя в роли наблюдателя. Как вам казалось тогда, что чувствовал тот, кого обзывали? Что чувствовал тот, кто обзывал? Что вы обычно делаете, когда вас дразнят?» (Запишите на доске все предложенные детьми выходы. Спросите про каждый из них: «Кому из вас этот способ помогает?». Например: «Кому помогает не обращать внимания на обидчика? Поднимите руки».) Прочитайте рассказ А. Раскина «Как папу девочки обижали» до конца. — В классе шестнадцать девочек и восемнадцать мальчиков. Шестнадцать девочек дразнят одного и того же мальчика. Спрашивается: почему они не дразнят остальных семнадцать? Кто может решить эту задачу? Весь класс засмеялся. Тогда учительница повторила: — Почему дразнят только одного мальчика? Я спрашиваю совершенно серьезно. И прошу мне ответить. Тогда все замолчали. И только девочки тихонько хихикали. Один мальчик поднял руку и сказал: — Совершенно верно! — сказала учительница под общий смех. — Ведь мы давно договорились, что лучше смеяться, чем плакать. Ты понимаешь это? — спросила она маленького папу. И он, плача, сказал: — Понимаю. — Смотри же, не забывай, — сказала учительница, — а то девочки будут обижать тебя всю жизнь. Маленькому папе совсем этого не хотелось. И в следующий раз, когда девочки сели за его парту и стали смеяться, он уже не плакал. Он просто пошел и сел на место той девочки, которая ему нравилась. И тогда все стали смеяться над ней. Она, конечно, не заплакала, но перестала смеяться. С тех пор девочки перестали обижать маленького папу. Они даже подружились с ним. И всю жизнь его обижали только мальчики. Но ведь мальчики всех обижают. На то они и мальчики. СТОП! - Как вы думаете, почему девочки перестали обижать папу? (Важно прийти к выводу, что папу перестали обижать, потому что он изменил отношение к ситуации и стал по-другому себя вести.) 3. Изложение «Я - позиции». Посмотрите фрагмент видеофильма «Капитан Крюк» (мальчишки проверяют Питера Пена, обзывая его). Обсудите, почему мальчишки во главе с Руфио начали дразнить Питера Пена. - Почему они считали, что настоящий член мальчишеской команды должен уметь ответить на провокации не только кулаками, но и острым словом? 4. Обсуждение ситуации. Обсудите с детьми, в каких случаях их обычно обзывают. Чего добивается человек, когда дразнится? Дети высказывают свои предположения, учитель записывает их на доске и добавляет свои. Могут быть названы такие причины. Человек обзывает тебя, когда: — Ты ведешь себя не лучшим образом: жадничаешь, ябедничаешь. При этом реши, действительно ли это так и можешь ли ты изменить свое поведение. — Его обидел не ты, а кто-то другой, но достается тебе, потому что тебя он не боится. 5. Свободный выбор. Предложите пополнить коллекцию еще одним способом контроля над гневом. Скажите: «Этот способ называется «Секретики». Когда кто-то или что-то сильно испортило вам настроение, полезно вспомнить другое состояние — когда вам хорошо и приятно. Даже если вы ничего не можете вспомнить, придумайте его. Например, представьте, что вы стоите под струями теплого водопада, который омывает вас с головы до ног. Вода струится по вашему телу и приятно щекочет. Или вспомните, как летом вы плаваете и плещетесь в теплом пруду (озере, море). Давайте сделаем это прямо сейчас. Итак, закройте глаза и перенеситесь в ситуацию своего хорошего настроения, когда вам по-настоящему хорошо, а ваше сердце отдыхает и поет.
Да, вам спокойно и тепло. Я вижу это по вашим лицам. Побудьте в хорошем настроении еще немного и потихоньку возвращайтесь обратно в классную комнату. Откройте глаза. С возвращением. Теперь выберите из корзинки с «секретиками» что-то, что бы вам напоминало об этом настроении или этой ситуации. Возьмите эту вещь себе на память и носите в кармане, когда собираетесь в тревожное место. Когда начинаете сердиться, нащупайте ее в кармане и погладьте. Вспомните хорошее настроение и улыбнитесь. 6. Рефлексия Спросите ребят: 7. Домашнее задание 8. Ритуал прощания «До свидания, мы» Дети и учитель встают в круг, и каждый протягивает одну или две руки в центр круга так, что образуется пирамида рук. После чего все хором говорят: «До свидания, мы». |
Занятие 6. Я И МОЯ СЕМЬЯ Автор-составитель: социальный педагог МОУ сош № 4 Лазашвили Н.О.
|
Автор-составитель: социальный педагог МОУ сош № 4 Лазашвили Н.О.
|
"Табак и алкоголь - вредные привычки. Борьба с ними" Автор-составитель: социальный педагог МОУ сош № 4 Лазашвили Н.О.
|
Занятия 2 МОДУЛЯ:
- Знакомство.
- Табак дело тонкое.
- Взаимоотношения полов.
- Алкоголь: мифы и реальность.
- На пути к образованному человеку.
- Учимся решать конфликты.
- Способы борьбы со стрессом.
|
Цель: выработка групповых норм, включение детей в работу, знакомство и определение дальнейших направлений движения Задачи: Время: 45 минут. ХОД ЗАНЯТИЯ Учитель: - На наших встречах мы будем говорить о специфических проблемах, о вас самих, о ваших отношениях с другими людьми, о тех целях, которые вы перед собой ставите. Вы узнаете свои сильные и слабые стороны, научитесь лучше понимать себя и разберетесь, почему вы поступаете так, а не иначе и что вы можете сделать, чтобы стать лучше. Вы научитесь думать позитивно и поймете, что наша жизнь зависит от того, как мы ее воспринимаем. Вместе мы сможем ответить на эти и другие сложные вопросы, освоить эффективные средства общения. I. Принципы работы в группе. По каждому из принципов подростки выражают свое мнение и выносят решение — принять его или отвергнуть. 1. Искренность в общении: В группе не стоит лицемерить и лгать. Группа — это место, где можно рассказать о том, что действительно волнует, обсуждать такие проблемы, которые до момента участия в группе по каким-либо причинам не обсуждались. Если вы не готовы быть искренними в обсуждении какого-то вопроса, лучше промолчать. 2. Обязательное участие в работе группы в течение всего времени: Этот принцип вводится в связи с тем, что ваше мнение очень значимо для других членов группы. Ваше отсутствие может привести к нарушению внутригрупповых отношений, к тому, что у других не будет возможности услышать вашу точку зрения по обсуждаемому вопросу. 3. Право каждого члена группы сказать «стоп»: Можно прекратить обсуждение, если понимаете, что упражнение может затронуть болезненные темы, которые повлекут за собой тяжелые переживания. Участник имеет право не принимать участия в обсуждении. 4. Каждый участник говорит за себя, от своего имени и не говорит за другого. Нас достаточно критикуют и оценивают в жизни. Давайте в группе учиться понимать другого, чувствовать, что человек хотел сказать, какой смысл вложил в высказывание. 7. Не выносить за пределы группы все то, что происходит на занятиях. 8. Внимательно выслушивать мнения других, не перебивать. 9. Ввести знак-регулятор, например поднятая рука, при котором все внимание обращается на учителя. 10. Ввести лимит времени, который будет ограничивать и задавать рамки каждого занятия. II. Представление. III. Взаимное интервью. Участники разбиваются на пары и в течение 10–15 минут проводят взаимное интервью. По окончании каждый представляет своего интервьюируемого. IV. Выводы. |
«ТАБАК – ДЕЛО ТОНКОЕ» Автор-составитель: социальный педагог МОУ сош № 4 Лазашвили Н.О.
| |
Занятие 4. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОЛОВГазета "Школьный психолог" Издательского дома "Первое сентября", № 47/2004
|
|
Цель: предоставить подросткам необходимую информацию для преодоления общепринятых мифов и неправильного понимания значения психоактивных веществ (алкоголя, табака, марихуаны). Время: 45 минут. ХОД ЗАНЯТИЯ I. Описание влияния алкоголя на организм - Алкоголь всасывается через стенки желудка и кишечник и попадает непосредственно в кровяное русло. Затем с кровью он попадает в мозг, оказывая подавляющее действие на активность коры головного мозга. - Алкоголь является психоактивным веществом. Люди употребляют психоактивные вещества вследствие различных причин. Прием психоактивных веществ может иметь вредные последствия. II. Объяснение причин употребления ПАВ. - Какой процент населения употребляет алкогольные напитки? Реальные цифры таковы — 70%. Одна треть всех взрослых не пьет вообще!
Модели поведения: 1. Полная трезвость. Около 30% взрослых не пьют вообще. Причины: нелюбовь к спирт-ному, религиозные убеждения, аллергия, бывшие алкоголики, которые излечились и боят-ся рецидива. 2. Ритуальное употребление алкоголя. Это употребление алкоголя в контексте религиоз-ных служб или семейных ритуалов или обрядов. 3. Социальное употребление алкоголя (за компанию). Около 55% всех взрослых называют себя пьющими за компанию. Они употребляют алкоголь в подходящем месте и в подходя-щее время. 4. Проблемное употребление алкоголя. Алкоголь используется как средство для устране-ния проблем и отрицание чувств. В этом случае пьют слишком много и слишком часто. Такое поведение является разрушающим и часто усиливает проблемы человека, вместо того чтобы устранить их. - Перечислите некоторые из вредных последствий такого типа употребления алкоголя? (драки, плохое самочувствие, дорожно-транспортные происшествия, хронические заболе-вания, связанные с алкоголем). - А какие последствия после употребления алкоголя вы знаете? (ссоры с близким человеком; чувство вины перед другим и перед собой; снижение самоуважения; развод в семье; смерть или несчастный случай.) Учитель: - Существует несколько вариантов употребления алкоголя. Некоторые (например, ритуальные или социальные) обычно считаются приемлемыми для большинства взрослых людей. Тем не менее, отдельные модели употребления алкоголя могут быть опасными и разрушительными. III. Обсуждение мотивации употребления или неупотребления алкоголя.
Оговорить реальное влияние алкоголя на человека: что алкоголь может и чего не может. - Как алкоголь влияет на организм? - Может ли употребление алкоголя помочь человеку расслабиться? - Влияет ли алкоголь одинаково на разных людей? - Почему некоторые люди способны выпить очень много? - Помогает ли алкоголь уснуть? Учитель: - Алкоголь может: помочь расслабиться; снять стресс, снизить боль; помочь уснуть; с его помощью можно манипулировать человеком. Алкоголь не может: сделать тебя «круче», сильнее, красивее; помочь решить проблемы; снять стресс до конца; повысить самооценку. Алкоголь — психоактивное вещество, которое снижает активность организма и дей-ствует как аспирин или другое болеутоляющее лекарство. Алкоголь не может сделать человека сильнее, умнее, приятнее, сексуально привлекательнее, могущественнее, богаче и т.п. IV. Беседа - Алкоголь является психоактивным веществом, содержащимся в спиртных напитках. Алкоголь угнетает работу головного мозга, т.е. заставляет мозг работать более мед-ленно. Небольшое количество алкоголя: уменьшает способность четко мыслить и при-нимать решения; приводит к тому, что люди чувствуют себя более смелыми, чем обыч-но, и идут на риск. Большое количество алкоголя: снижает активность различных отде-лов мозга и нервной системы в целом; вызывает головокружение; снижает координацию; снижает время реакции; затрудняет речь, ходьбу; может явиться причиной смерти. Вместе с выводом алкоголя из организма уходит и хорошее настроение. Период хорошего настроения сменяется плохим настроением, которое обычно сопровождается депрессией, усталостью, тревогой. Наилучший способ поднять настроение — это естественные способы: физкультура, спорт, танцы, объятия, прикосновения, музыка, романтические чувства, молитвы, медитация, дружба, любовь. Чем больше человек употребляет алкоголя, тем больше ему надо, чтобы получить тот же самый эффект. Это является результатом привыкания к алкоголю. Организм постепенно становится толерантным к алкоголю. Важно знать, что возрастание толерантности означает возникновение физической зависимости. Банка пива или бокал вина содержат приблизительно столько же алкоголя, сколько стопка водки, виски, рома, джина. Если человек выпил, то ему захочется спать. Однако, подобно другим депрессантам, алкоголь не погружает его в спокойный сон, приносящий отдых. Сон пьяного или выпившего человека, это не тот же самый сон, что у трезвого. Выпивший накануне обычно встает усталым, нервным и т.п. V. Обобщение основного содержания занятия
|
|
Подростковый возраст характеризуется ростом сознания и самосознания детей, расширяется сфера их знаний о себе, о людях, об окружающем мире. Развитие самосознания подростка находит свое выражение в изменении мотивов основных видов деятельности: учения, общения и труда.Детские мотивы, характерные для младшего школьного возраста, — главным образом внешние и краткосрочные (требование родителей, похвала учителя и т.п.) — теряют свою силу. Новые же, «взрослые» мотивы (внутренние и долгосрочные — саморазвитие, социальные достижения) формируются не сразу.Именно поэтому можно наблюдать снижение интереса учащихся 7-х классов к учению, что нередко приводит к снижению успеваемости. Следовательно, необходимо специально организовывать ситуации, способствующие формированию у подростков мотивации к учению.Цель занятия: Способствовать формированию у учащихся долгосрочной мотивации учебной деятельности. Задачи
Оборудование, материалы На каждую подгруппу — шаблоны фигуры человека, цветная бумага, клей, ножницы, цветные фломастеры. Условия проведения В помещении, где проводится мероприятие, столы составлены таким образом, чтобы образовать 2 рабочих места для групп из 5–6 человек (2 стола, составленных вместе, стулья вокруг них). При этом центральная часть помещения свободна. ХОД ЗАНЯТИЯ Дети заходят в класс и в случайном порядке делятся на 2 группы по 5-6 человек, затем садятся на рабочие места. учитель следит, чтобы в каждой группе было примерно равное количество подростков обоего пола. - Здравствуйте! Сегодня я хочу обсудить с вами, кто такой образованный человек. Наша с вами задача — создать портрет образованного человека. Для этого вы разделены на 2 группы. Сейчас каждой группе я раздам пакеты со всем необходимым для того, чтобы группа могла создать свой портрет образованного человека. В течение 15 минут подумайте и обсудите в группе те качества и свойства, которые определяют образованного человека. Обсудите, как вы эти качества и свойства отразите на портрете. Ваша задача — отобразить не только внешние черты (цвет глаз, форму носа и т.д.), но и внутренние — его характер, способности. Учитель отдает пакеты каждой группе. Ребята приступают к работе. Во время выполнения задания учитель подходит к каждому столу, отвечает на вопросы, при необходимости уточняет задание, интересуется ходом работы, направляет тех, кто зашел в тупик, подбадривает сомневающихся, напоминает о лимите времени. Примечание для учителя. Обычно при выполнении этого задания в классе становится довольно шумно. Но это, как правило, деловой шум, свидетельствующий о том, что среди учеников нет равнодушных. Учащиеся с большим интересом и энтузиазмом выполняют задание: бурно обсуждают качества образованного человека и способы их воплощения на шаблоне, спорят, распределяют роли (кто придумывает, кто рисует, кто вырезает и клеит, кто пишет). Не стоит их утихомиривать, необходимо только следить, чтобы шум оставался «деловым» до конца занятия. Учитель: - Теперь, когда группы создали свой портрет образованного человека, выберите от каждой группы тех ребят, которые представят вашего образованного человека всему классу. Примечание для учителя. Примеры качеств образованного человека, представленные подростками: сообразительный умный, самостоятельно мыслящий любящий науку и учение, мудрый, ответственный трудолюбивый, опрятный пунктуальный, тактичный воспитанный, интересный активный, независимый солидный; человек, уважающий людей патриот и индивидуальность. Учитель: - Спасибо всем, вы отлично поработали. Посмотрите, перед нами 2 образованных человека, которые ... (называет 5–6 качеств, присутствующих в работах ребят). При этом, я думаю, все согласятся, что пока никто из нас не является по-настоящему образованным человеком, мы все только стремимся к этому идеалу. Ребята встают со своих мест, ходят по классу, находят «свое» место. Для тех, кто затрудняется, ориентиром может служить ведущий, который выбрал место ближе к противоположной от доски стене класса. Примечание для учителя. Здесь важно предложить подросткам выполнить задание, условно говоря, в реальном пространстве, что позволит им не только поразмыслить, но и подвигаться по классу в поисках «своего» места. Сначала некоторые ребята (чаще — мальчики) подходят к самой доске, говоря о том, что они уже образованные и им нечему учиться. Но это лишь мальчишеская шутка, игра. Учителю не следует одергивать ребят, делать им замечания, просить быть серьезнее и т.д. После выплеска эмоций каждый подросток довольно серьезно и ответственно начнет искать свое место. Этому во многом способствует включение в выполнение задания ведущего, который служит для подростков своеобразным ориентиром («если уж взрослый человек, педагог (психолог) считает себя недостаточно образованным, то и нам не стыдно признаться в этом...»). Учитель: - Как видите, мы все находимся на разном расстоянии от нашего идеала — образованного человека. - А теперь попробуем все вместе преодолеть этот путь между нами и идеалом. Для этого подойдите ко мне и возьмите по цветному «кирпичику» (полоска цветного картона). Из этих кирпичиков мы выложим дорогу до нашего идеала. Учащиеся выполняют задание — пишут на полосках цветного картона качества или условия, которые им необходимы. Учитель: - Каждый из вас по очереди будет класть свой «кирпичик» на пол, громко называть то качество или условие, которое он написал, и мы все вместе будем продвигаться по выложенной дорожке к нашему идеалу — образованному человеку. Примечание для учителя. Как ни странно, выполнение этого задания для учащихся сложнее, чем поиск качеств образованного человека. Возможно, потому, что они его выполняют самостоятельно, без групповой поддержки. Наверное, с этим связано и меньшее разнообразие качеств, условий. Вот примеры качеств, которые выделили подростки: трудолюбие, усидчивость, усердие, упорство, оптимистичность, умственные способности, эрудированность, смелость. Учитель: - Наконец-то мы дошли! Тяжелый же проделали путь! Для этого нам понадобилось ... (называет несколько качеств, условий, которые написали ребята). Непростая, оказывается, это задача — стать образованным человеком! Ведущий предлагает ребятам образовать тесный круг.
- В заключение я попрошу вас немножко подумать и ответить на вопросы: · Что нового вы узнали сегодня? · Какие вводы сделали для себя? Ребята по желанию отвечают на вопросы. Учитель: - Мне тоже понравился наше с вами занятие. Мне понравилось с вами думать, обсуждать. Спасибо вам! Наш урок закончен, до свидания! |
|
|
Цель: Формирование способов оптимального поведения в состоянии стресса и переживания острых негативных эмоций. Задачи:
Методическое оснащение: репродукции картин (слайдов) И.Е. Репин «Иван Грозный и его сын Иван», «Княжна Тараканова»; пиктограмма «Человек, переживающий стресс»; анкета «Умеете ли вы справляться со стрессом?», Тест «Состояние вашей нервной системы», плакат «Способы борьбы со стрессом». ХОД ЗАНЯТИЯ I. Вводная часть. Актуализация знаний учащихся о негативных эмоциональных и стрессовых состояниях. Демонстрируются репродукции картин, обращается внимание на различия при переживании острых стрессовых состояний (ярость, упадок сил), дается определение понятия «стресс» - совокупность защитных реакций организма, вызванных резкими изменениями статуса или окружающей среды. Стресс - защитная реакция организма, возникающая в ответ на неблагоприятные изменения среды (Г. Селье) Стресс - эмоциональное напряжение, которое возникает в результате неприятных переживаний. Стресс – способ достижения устойчивости организма при действии на него повреждающего фактора, адекватного качественной и количественной характеристике раздражителя Подчеркивается, что в целом стресс – это реакция организма. На доске таблица- пиктограмма «Человек, переживающий стресс»
Таблица заполняется по мере ответов на вопросы в ходе беседы: - Человек в ситуации:
При общении обращается внимание на эффект саморегулирования стрессовых факторов. II. Основная часть. 1. Формирование представлений о способах борьбы со стрессом. Предлагается анкета «Умеешь ли ты справляться со стрессом?». Подводя итоги, говорится о вреде стресса; подчеркивается особый вред постоянно действующих стрессовых факторов. Длительное воздействие стресса приводит к:
Способы быстрого снятия стресса.
Естественные способы саморегуляции:
Саморегуляция - это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием Выделяют следующие способы саморегуляции:
Методы саморегуляции:
2. Упражнения, помогающие справиться со стрессом. Существуют не только психологические способы борьбы со стрессом. Я хочу вам продемонстрировать и физиологические способы борьбы со стрессовой ситуацией. А) Антистрессовые точки, помогающие организму справиться с напряжением и воздействующие на наше подсознание: Лицевая часть головы:
Шейный отдел позвоночника.
Массаж ладоней и пальцев: массировать поочередно каждый палец по 2 минуты.
Массаж и самомассаж ушных раковин:
Массаж глаз. Снимает внутреннюю напряженность на 20-30 %.
Б) Способы, связанные с управлением дыханием Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.
Способ 1 Сидя или стоя постарайтесь, по возможности, расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании. На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна);
Уже через 3–5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней. Способ 2 Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10–15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась. Способ 3 Поскольку в ситуации раздражения, гнева мы забываем делать нормальный выдох:
3. Демонстрируется плакат «Способы борьбы со стрессом»; подумать, какой из способов наиболее оптимальный для учащихся, членов их семьи. III. Заключительная часть. Отработка личной стратегии борьбы со стрессом. Предлагается ответить на вопросы теста «Состояние вашей нервной системы» (По К. Либельт)Обобщение полученных знаний и опыта. IV. Рефлексия Учащиеся делятся на 2 группы, одна из которых должна найти доводы «за», а другая «против» высказываний: «Стресс вреден, если…», «Стресс полезен, если…», затем группы меняются. V. Домашнее задание. Обсудить с членами семьи способы противостояния стрессу. Приложение к занятию Анкета. «Умеете ли вы справляться со стрессом?»
Интерпретация. 0 – 3 очка: вы умеете владеть собой, и, вероятно, счастливы. 4 – 7 очков: ваша способность справляться со стрессом где – то на среднем уровне. Вам очень полезно взять на вооружение некоторые приемы, помогающие справиться со стрессом. 8 и более очков: вам трудно бороться со стрессом, жизненными невзгодами. Если вы не начнете использовать более эффективные методы борьбы со стрессом, у вас могут быть серьезные проблемы со здоровьем. Тест «Состояние вашей нервной системы» (По К. Либельт)Инструкция. Обведите кружком одну из четырех цифр в графах справа напротив описания каждого симптома в зависимости от того, как часто вы обнаруживаете этот симптом у себя.
Обработка результатов Сложите обведенные цифры. Плакат «Основные принципы борьбы со стрессом»
|
Литература:
- Газета "Школьный психолог" Издательского дома "Первое сентября", № 29/2004.
- Астахова А. По ком звонит колокол? Дети и наркотики // Родители. 1997. № 1. С. 15.
- Гурски С. Внимание, родители: наркомания – М.: Профиздат, 1989. С. 128.
- Подлеснова Н., Руденко И. Волшебный напиток: дети и алкоголь // Семья и школа. 1999. № 1-2. С. 14-16.
- Рыбакова Л., Панова Е. Подросток и наркотики // Педагогика. 1998 № 2. С. 45-48.
- Смерть в наркотиках «раю» // СПИД. Секс. Здоровье. 1999. № 2 . С. 20-21.
- Тростанецкая Г., Вителис С. Профилактика ранней алкоголизации и наркомании // Народное образования. 1998. № 9-10. С. 194-197.
- Употребление токсических и наркотических веществ несовершеннолетними // Директор школы. 1999. № 1. С. 97-122.
- Успенская И. Подросток и наркомания в современном мире // Классный руководитель. 1998. № 4 . С. 61-64.
- Г. И. Куценко, Ю. В. Новиков, "Книга о здоровом образе жизни", Москва, "ПРОФИЗДАТ" 1987.
- З. А. Васильева, С. М. Любинская, "Резервы здо ровья", Москва, 1984.
- Н.О. Лазашвили Ситуационные классные часы.
- Плешкова Г. В. Колесов Д. В. «Уроки нравственности и здоровья», М., 1993
- Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. М., Педагогика,1990 г.,160с.
- Раттер М. Помощь трудным детям. М., Прогресс, 1987Г., 424 с.
- Клаин В. Как подготовить ребенка к жизни. Москва – Ленинград. Прогресс. Учебный центр – Антарес, 1991 г., 283 с.
Лазашвили Н.О., 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации социальному педагогу по профилактике девиантного поведения у подростков из неполных семей
Целью работы с родителями является профилактика и коррекция дисгармонии семейных отношений и устранение недостатков семейного воспитания как важнейший фактор, вызывающий отклонения в поведении детей и...
Программа по воспитанию правовой культуры, формированию законопослушного поведения, профилактики безнадзорности, правонарушений и употребления психоактивных веществ, дорожно-транспортного травматизма среди несовершеннолетних обучающихся МКОУ «Лапшихинская
Причины возникновения социальных проблем...
Программа "Формирование законопослушного поведения и профилактика правонарушений"
Системная профилактическая работа в школе...
Система работы соц. педагога по профилактике правонарушений и формированию законопослушного поведения несовершеннолетних
Система работы соц. педагога по профилактике правонарушений и формированию законопослушного поведения несовершеннолетних...
Программа по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних «Я – законопослушный гражданин»
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе. Воспитание п...
Методическая разработка "Технология работы социального педагога по профилактике зависимого поведения несовершеннолетних через включение в социально значимую деятельность"
Опыт работы с подростками девиантного поведения....