Программа детского пришкольного профильного лагеря "Радуга"
проект (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Реализация программы летнего профильного лагеря позволяет сформировать положительную мотивацию учащихся к обучению, создать коллектив единомышленников, сплочённый совместной интеллектуальной и творческой деятельностью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49.51 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность данной программы естественнонаучная.
Целью воспитательной системы лицея №82 является создание оптимальных условий для раскрытия творческого потенциала лицеиста, формирования социально-ориентированной личности лицеиста – гражданина России в рамках развития детского самоуправления и поддержки традиций школы (при приоритетной реализации учебных программ повышенного уровня сложности). При таком подходе каждый ребёнок считается личностью с высокими интеллектуальными возможностями, одарённой. Но одарённость рассматривается не только как одарённость академическая. Дети лицея участвуют в олимпиадах и конкурсах высокого интеллектуального уровня различной направленности, что позволяет выявить ребят, обладающих нестандартных мышлением, значительным творческим потенциалом и собственно интеллектуально развитых детей. Внеурочная и урочная деятельность в лицее взаимосвязаны и найдут продолжение в организации летнего отдыха, учитывающего возможности и потребности ребят высокого уровня познавательной мотивации.
Одна из особенностей работы лицея – качественная подготовка обучающихся по предметам учебного плана, в т.ч. предметам, изучающимся на углублённом уровне, воспитание интереса к естественнонаучным дисциплинам, расширение общекультурного кругозора, формирование коммуникативных компетенций у учащихся. В такой деятельности важны и академические знания, и умение общаться, и готовность творчески решать поставленные задачи.
В лицее №82 ключевыми составляющими учебного процесса являются проектная, учебно-исследовательская, коллективно-творческая деятельность учащихся. Лицей показывает высокий результат участия в межрегиональных, всероссийских олимпиадах, конкурсах, мероприятиях. На всех уровнях обучения прослеживается межпредметная интеграция. Уже в начальной школе учащиеся начинают пробовать себя в учебных исследованиях, участвуя, например в НОУ, проводя недели знаний «Кубик Рубика», организовывая Литературный фестиваль, издавая лицейскую газету. Курс МДО в начальной школе поддерживает прочные междисциплинарные связи.
В средней и старшей школе запущен и успешно реализуется проект «Глобальная школьная лаборатория». «Глобальная школьная лаборатория» (ГлобалЛаб) объединяет всех, кому интересны совместные исследовательские проекты. Принципиальной особенностью проектов, выполняемых в ГлобалЛаб, служит их совместный характер и нацеленность на стимулирование сотрудничества учащихся путём создания ситуаций, в которых для формирования коллективного экспериментального знания используются данные, полученные всеми членами сообщества. Участвуя в проекте, школьники из объекта получения знаний переходят в категорию субъекта конструирования собственного знания. Это повышает их мотивацию, знакомит с научным подходом, делает знания личностно значимыми. Знакомясь с работами других команд, все участники ГлобалЛаб ощущают себя частью исследовательского сообщества школьников.
На сегодняшний день используются повсеместно информационные технологии. Учащихся привлекает идея использования информационных технологий при обработке информации с помощью современных технических средств. Одним из путей повышения мотивации к учебной деятельности, знакомству и практическому применения информационных технологий является игра геокэшинг. Цель игры геокэшинг – распространение новых информационных технологий и использование их во внеурочной деятельности. Задачи, решаемые при реализации игры геокэшинг: развитие активной жизненной позиции; формирование коммуникативных умений обучаемых, культуры общения в жизненных ситуациях; формирование исследовательских умений учащихся; развитие спортивной и творческой деятельности команд.
Ребята участвуют в областной и городской технической олимпиадах. В рамках Областной технической олимпиады предлагается разработка концептуального эскизного научно-технического проекта, который должен носить глобальный характер, в меру фантастический, но с обязательным включением элементов реальных конструкций, и его публичную защиту. Публичная защита должна носить хорошо организованную PR-акцию.
Участие лицеистов в олимпиадном движении, различных процедурах творческой деятельности организуются не только в учебное время, но и рамках дополнительного образования. Продуктивно используется возможности летнего, осеннего, зимнего, весеннего школьного лагеря и лагерей, организуемых вузами и различными образовательными учреждениями. В данную работу по поддержке и развитию одарённых детей логично встраивается привлечение учащихся в возрасте 11-17 лет к занятиям в рамках летнего профильного лагеря на базе МАОУ лицея №82.
Реализация программы летнего профильного лагеря позволит сформировать положительную мотивацию учащихся к обучению, создать коллектив единомышленников, сплочённый совместной интеллектуальной и творческой деятельностью. Позволит создать особую развивающую среду, в которой дети получают возможность найти общий язык с ребятами разного возраста, получат новые знания в областях научно-естественного направления, получат возможность реализовать свои интеллектуальные и творческие способности.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Проблемы летнего отдыха и занятости детей остаются для родителей актуальными. Как людям заботливым и ответственным, им хочется создать для своего ребёнка условия, максимально удовлетворяющие его и свои потребности, а это значит, отдых должен быть интересным, познавательным и безопасным. В лицее № 82 уже много лет существует школьный оздоровительный лагерь для детей младшего школьного возраста. Т.о., смена профильного лагеря будет логическим продолжением образовательного и воспитательного процесса лицея для подростков и молодёжи. Актуальность, педагогическая целесообразность создания такой смены состоит в том, что это возможность создать условия для реализации познавательной, воспитательной, коммуникативной, спортивно-оздоровительной деятельности. Работа педагогов будет направлена на развитие и укрепление интереса учащихся к научным знаниям, укрепление психических сил, социализацию ребёнка, на обогащение положительными эмоциями и яркими впечатлениями. Проведённое анкетирование показало, что 70% опрошенных родителей заинтересованы в том, чтобы их дети были заняты в лицее в июне в оздоровительном и профильном лагерях. 60% опрошенных учащихся хотят реализовать свои возможности во внеурочной деятельности, найти новых друзей, участвовать в научных и творческих экспериментах. По итогам изучения запроса учащихся и их родителей (законных представителей) формируется смена в количестве 20 человек из числа учащихся 5-10 классов. Продолжительность смены 21 календарный день.
В связи с пожеланиями детей и родителей в профильной смене предусмотрены занятия по экономике, математике, физике, английскому языку, информатике, журналистике, экологии. А также предусмотрены занятия театральной деятельностью и спортом.
Программа является краткосрочной (рассчитана на 1 смену)
Цель – создание благоприятных условий для развития самоактуализации, мотивации и социализации подростков.
Задачи:
- Стимулировать положительную мотивацию учащихся к обучению.
- Развивать исследовательские умения учащихся.
- Развивать активную жизненную позицию учащихся.
- Создать коллектив подростков на принципах сотрудничества. Формировать коммуникативные умения обучающихся, культуру общения в жизненных ситуациях.
- Создать условия для реализации творческих способностей детей.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ
Концептуальные основы программы опираются на идеи гуманистической педагогики и психологии. Основная идея лагеря строится на сочетании гуманистического принципа воспитания с деятельностным подходом.
Принцип самореализации
- Осознание детьми перспектив видов деятельности, реализуемых в лагере;
- Добровольное включение подростков в ту или иную деятельность;
- Обязательный учёт половозрастных и индивидуальных особенностей детей;
- Создание ситуации успеха, поощрение достигнутого;
- Признание личности человека высшей социальной ценностью.
Принцип включённости в социально-значимые отношения:
- Создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой;
- Предоставление возможности и права отстаивать своё мнение.
Принцип взаимосвязи педагогического и детского соуправления:
- Создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения;
- Формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.
Основополагающими идеями программы являются:
- Устойчивое стремление к личностному росту и самосовершенствованию;
- Развитии мотивации к приобретению новых знаний и умений.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Педагогический проект осуществляется на основе нормативно-правового обеспечения:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Национальный стандарт Российской Федерации «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления». Утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. N 565-ст.
- Методические рекомендации по совершенствованию воспитательной и образовательной работы в детских оздоровительных лагерях, по организации досуга детей (Письмо Минобрнауки России от 14.04.2011 г. № МД-463/06).
- Рекомендации по порядку проведения смен в учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков (Письмо Департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки России от 31 марта 2011 года № 06-614).
- Методические рекомендации по организации отдыха и оздоровления детей (создание авторских программ работы педагогических кадров) (Письмо Минобрнауки России от 26.10.2012 г.№ 09-260).
- План мероприятий («дорожная карта»). Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки (Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 Г. № 2620-р).
- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012—2017 годы (Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761).
- Конституция РФ.
- Конвенция ООН о правах ребёнка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года).
- ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 21.12.04.№ 170 ФЗ.
- Порядок проведения смен профильных лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха (утверждены приказом Министерства образования РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ).
- Постановление Правительства Нижегородской области «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодёжи Нижегородской области» от 25.03.2009 N 149 (ред. от 13.11.2012 N 813).
- Постановление администрации г.Н.Новгорода «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодёжи» от 29.10.2013 № 4191.
- Областная целевая программа «Развитие системы отдыха и оздоровления детей и молодежи Нижегородской области на 2012-2014 годы» (утв. Постановлением Правительства Нижегородской области от 30.11.2011 № 976) .
- Приказ Департамента образования Администрации города Нижнего Новгорода «О мерах по организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и молодёжи г. Нижнего Новгорода в 2017 г.» № 365 от 19.05.2017
- Устав МАОУ «Лицей №82».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЕ и ГУМАНИТАРНОЕ
Цель: подготовка и проведение КТД, исследований, проектов с учётом типологических и возрастных особенностей подростков
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Цель: использование новых форм работы с целью приобщения детей к познавательной деятельности
Формы: экскурсии, видеоролики, мини спектакли
СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Цель: сохранение здоровья воспитанников, формирование понятия «здоровый образ жизни».
Формы работы: соревнования, беседы о правилах безопасности, зарядка
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Цель: создание доверительного, психологически комфортного общения
Задачи: организация психолого-педагогического сопровождения детей по снятию внутренних и внешних конфликтов, существующих в сфере общения
- изучение психологических особенностей каждого ребёнка
САМОУПРАВЛЕНИЕ
Цель: развития организаторских способностей.
Задачи:
- создания в лагере условий для развития физического, творческого и интеллектуального потенциала детей;
- содействия в создании благоприятного психологического климата;
- оказания помощи в проведении оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и творческих дел.
ВИДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ
- Коллективно-творческие дела
- Игровые программы, игры, конкурсы, концерты
- Индивидуальные и групповые беседы
- Психологические тренинги
- Командная работа
- Лекции
- Опыты
- Экскурсии
Вся работа профильного лагеря состоит из комплекса учебных, воспитательных, физкультурно-оздоровительных мероприятий, а также общественно-полезного труда.
Она строится с ориентацией на следующий примерный распорядок дня:
8.30–8.45 Встреча детей
8.45-9.00 Утренняя зарядка
9.05-9.25 Завтрак
9.30–12.55 Учебные занятия и экскурсии
13.00-13.20 Обед
13.25–14.45 Театральные, спортивные, отрядные мероприятия
Образовательный процесс в лагере является продолжением учебно-воспитательного процесса, проводимого в лицее, предусматривает различные формы обучения и воспитания, направленные на развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся, самосознания, дисциплины, трудолюбия, чувства коллективизма и взаимопомощи.
Основные принципы организации учебной деятельности
- обеспечение организации психологического комфорта ребенка на учебных занятиях с целью сохранения его психического, физического и духовного здоровья;
- создание условий для саморазвития учащихся, выстраивания своей индивидуальной траектории учебной деятельности;
- обеспечение оптимального сочетания успешности в обучении с интеллектуальным напряжением и преодолением трудностей
С учётом требований здоровьесберегающих технологий при организации занятий в лагере соблюдаются следующие условия:
- ежедневно проводятся от 2 до 6 занятий по 40 минут (в т.ч. тренинги, концерты, мероприятия, экскурсии)
- между занятиями – 10-минутные физкультурные разминки
- ежедневно проводится зарядка
Помимо учебных предметов, в расписание включены психологические тренинги, уроки на свежем воздухе, часы профориентации.
Основные принципы организации воспитательной деятельности
- Принцип открытости
- Принцип обратной связи
- Принцип сотворчества
- Принцип успешности
- Принцип деятельности
- Принцип привлекательности будущего дела
Развитие детского самоуправления
Ученическое самоуправление в лагере – это демократическая форма организации жизнедеятельности ученического коллектива, обеспечивающая
- развитие самостоятельности учащихся;
- оптимальное решение повседневных задач с учетом интересов детей;
- подготовку к будущему выполнению обязанности по участию в руководстве государственными и общественными делами, т. е, приобретение каждым подростком знаний, умений и навыков управленческой деятельности.
Структура самоуправления
- Общий сбор лагеря – высший законодательный орган смены при равном представительстве детей и взрослых. Избирается на общем собрании детей и воспитателей, принимает решения, касающиеся жизнедеятельности всех участников смены, утверждает планы. Собирается 3 раза в смену.
- Совет лагеря – детский исполнительный орган самоуправления, состоящий из президента смены и его двух заместителей. Собирается один раз в день. Планирует работу на день, подводит итоги дня, осуществляет обмен информацией, контролирует работу отряда в течение дня.
Творческие микрогруппы – временные детские объединения, которые разрабатывают и организуют различные конкурсные программы, праздники и т.д.
Направление деятельности | Виды и формы работы |
Естественно-научное и гуманитарное | Лекции |
Олимпиады, исследования | |
Опыты | |
Экскурсии | |
«Геокешин», «ГлобалЛаб», «Журналистика», «Познаём опытным путём», «Занимательная математика» | |
Творческая деятельность | Групповая работа, беседы, |
Постановки, | |
Концерты | |
Спортивно-оздоровительная деятельность | Зарядка |
Спортивное ориентирование | |
Соревнования | |
Психологическое направление | «Я всё смогу» психологические тренинги |
«Верёвочный курс» | |
| |
Самоуправление | Концерт Мастер-класс Игры |
Ответственные – руководители кружков, воспитатель
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ
Этапы реализации программы
- Подготовительный этап
За 1,5 месяца до открытия лагеря начинается подготовка к летнему сезону. На этом этапе проводятся совещания при директоре и оперативные совещания работников по подготовке школы к летнему сезону. Отбор педагогических кадров для работы в профильном лагере. Знакомство работников лагеря с методическим материалом, подготовка программ учебных курсов для профильного лагеря. Подготовка документации для деятельности лагеря (расписание занятий, должностные обязанности, инструкции и др.)
- Организационный этап
Короткий. Всего 2-3 дня. Основная деятельность этого этапа:
- встреча детей, проведение входящей диагностики, анкетирование;
- запуск программы;
- формирование органов самоуправления;
- знакомство с правилами жизнедеятельности в лагере.
- Основной этап
Реализация основных мероприятий смены.
Вовлечение детей в различные виды коллективно-творческих дел, реализации проектов.
- Аналитический этап
Подведение итогов смены. Анализ предложений, данных детьми, родителями. Педагогами по деятельности летнего профильного лагеря.
Карта ресурсов
применение | Финансиро- вание | ответственные | |
Кабинеты | Комната отдыха | Материальная база лицея | Воспитатели, технический персонал |
Спортивный зал | занятия спортом, состязания, линейка (в случае плохой погоды) | Материальная база лицея | Спортивный руководитель |
Спортивная площадка | Линейка, проведение общеотрядных игр на воздухе, спартакиады | Материальная база лицея | Спортивный руководитель |
Школьный двор | Отрядные дела | Материальная база лицея | Воспитатели, администрация лагеря |
Актовый зал | Праздничные мероприятия и концерты, постановки спектаклей театров, работа детской творческой мастерской | Материальная база лицея | Администрация лагеря |
Медицинский кабинет | Медицинский контроль мероприятий лагерной смены | Материальная база лицея | Медицинский работник лицея |
Школьная библиотека | Литература для педагогов и детей лагеря | Материальная база лицея | Библиотекарь |
Школьная столовая | Завтрак, обед | Фонд социального страхования | Зав. пищеблоком |
Спортивный инвентарь | Спортивные состязания, игры на воздухе | Материальная база лицея | Спортивный руководитель |
Школьное радио | Проведение тематических радиопередач, объявление режимных моментов жизни лагеря, прослушивание музыки. | Материальная база лицея | Педагог-организатор |
Комнаты гигиены | Туалет | Материальная база лицея | Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал лицея |
Кадровое обеспечение
К работе в лагере, помимо начальника и воспитателей, привлекаются учителя-предметники, имеющие первую и высшую квалификационные категории, психологическая служба лицея, педагог-организатор, вожатые из числа подростков трудового лагеря, библиотекарь, учителя физкультуры, медицинские работники лицея.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ребёнок мотивирован на дальнейшее получение знаний;
Ребёнок может проявить свои исследовательские способности, умения;
Ребёнок приобретает установку на саморазвитие;
В конце смены мы видим сплочённый коллектив детей, основанный на принципах взаимоуважения и сотрудничества.
Ребёнок может проявить свои творческие способности, умения;
МОНИТОРИНГ
Метод наблюдения;
Анкетирование в начале и в конце смены;
Конечный продукт, полученный в результате занятий математикой – работа каждого ребёнка, участвующая в региональной летней олимпиаде.
Конечный продукт, полученный в результате занятий в театральной студии, занятий информатикой - спектакль и фильм о жизни в лагере с интервью участников.
Список литературы
- «Время жить в России»: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов в сфере образования и воспитания. – Н.Новгород, 2013
- Интересные каникулы.: Сборник программ и сценариев для оздоровительно-образовательных центров, детских лагерей и площадок/ под ред. А.Г. Лазаревой. – М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2012
- Интерактивные модели летнего отдыха. – Н.Новгород, Изд-во ООО»Педагогические технологии», 2012
- «Лазурный» (рецепты хорошего настроения): Сборник сценариев досуговых программ. – Н.Новгород, 2013
- Летний оздоровительный лагерь/ сост. Е.А. Гурбина. –Волгоград: Учитель, 2005
- «Равный – Равному»: Сборник игровых программ. – Н.Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2010
Содержание
- Информационная карта программы стр. 2-3
- Пояснительная записка стр. 4-5
- Аналитическая часть стр. 6
- Цели и задачи стр. 6
- Концептуальные основы стр. 7
- Нормативно-правовое обеспечение стр.8
- Содержание программы стр. 9-11
- Механизм реализации стр.12-13
- Ожидаемые результаты стр.14
- Мониторинг реализации программы стр. 14
- Список литературы стр. 15
- Приложения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/18/picture-276715-1395165380.jpg)
Программа детского пришкольного оздоровительного лагеря
Комплексное психолого-педагогическое, экологическое, физкультурно – оздоровительное, гражданско – патриотическое, художественно – эстетическое развитие в процессе совместной деятельности в условиях де...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/16/picture-769023-1458134189.jpg)
программа пришкольного профильного лагеря «Мы разные, но мы вместе»
Что может быть прекраснее в жизни ребенка? Каникулы! Но просто отдыхать и ничего не делать может показаться скучным довольно скоро. «Полезный» отдых – это совпадение интересов родителей и д...
Программа детского пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием "Дружный-2016"
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможнос...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/30/picture-823067-1475226460.jpg)
Программа пришкольного профильного лагеря "Радуга"
Программа пришкольного профильного лагеря экологической направленности "Радуга" с дневным пребыванием детей...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/24/picture-1107289-1548333378.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для пришкольных профильных лагерей «Школа 3D моделирования»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для пришкольных профильных лагерей «Школа 3D моделирования»...
Программа детского пришкольного оздоровительного лагеря «Непоседы» с дневным пребыванием детей
Программа детского пришкольного оздоровительного лагеря«Непоседы»с дневным пребыванием детей...