Подготовка кадров к работе в летнем оздоровительном лагере. Сопровождение детей группы риска
статья по психологии
Сопровождение детей группы риска
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_soprovozhdenie_detey_gruppy_riska.docx | 25.13 КБ |
Предварительный просмотр:
3. Психолого-педагогическое сопровождение детей «группы риска» в в условиях детского оздоровительного лагеря.
Актуальность данной темы особенно возрастает в летний период; это связано с тем, что именно в этот период значительно ослабевает воспитательное влияние на подростка образовательных учреждений.
Организованный летний отдых — это не только защита от негативного воздействия социальной среды, но и возможность для духовного, интеллектуального и творческого развития подростка.
Организация досуговой и трудовой занятости в летний период предоставляет подростку идеальные условия для поиска себя и проб всевозможных поведенческих и социальных ролей, что является важнейшим психолого-педагогическим посылом для организации эффективной первичной профилактической работы с подростками
Подростковый возраст — период конфликтов с самим собой и другими, когда частыми спутниками ребёнка становятся смена настроений и непонимание себя.
Психологическое состояние подростков характеризуется:
неустойчивостью [противоречивостью]: настойчивость может смениться апатией, отсутствием желаний что-либо делать; повышенная самоуверенность, безапелляционность в суждениях быстро сменяется
ранимостью и неуверенностью в себе; потребность в общении сменяется желанием уединиться; развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью; романтические настроения нередко граничат с
цинизмом, расчетливостью; нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;
осознанием собственной индивидуальности: появление интереса к своему внутреннему миру, формирование самооценки;
приоритетом в общении со сверстниками, потребностью в близких отношениях и признании окружающих: особое значение для подростка приобретает причисление себя к референтной [значимой] группе;
«чувством взрослости»: демонстрация взрослости, независимости, желание разрыва семейных
связей и сопротивление родителям;
любознательностью, пытливостью ума, стремлением к познанию и информации: подросток стремится
овладеть как можно большим количеством знаний; постепенно развивается критическое мышление;
интересом к лицам противоположного пола: именно в это время вспыхивают искры первой романтической влюбленности. Именно в это время человек начинает учиться любить и строить близкие отношения.
Кризис подросткового возраста
Кризис [противоречие] подросткового возраста заключается в том, что подросток стремится получить статус взрослого и взрослые возможности, но в сочетании с избеганием взрослой ответственности.
В подростковом возрасте можно выделить основные типы кризисов:
«Кризис независимости» характеризуется негативизмом, упрямством, грубостью, бунтарством под
ростка по отношению к социальному окружению.
«Кризис зависимости» характеризуется чрезмерным послушанием, возвратом к детским интересам
и формам поведения, зависимостью от взрослых, несамостоятельностью, инфантильностью в суждениях
и поступках, подчинением мнению большинства, стремлением быть «как все».
К категории детей «группы риска» относятся дети:
состоящие на внутришкольном учете;
имеющие стойкую недисциплинированность;
замеченные в употреблении токсических, алкогольных веществ;
склонные к прогулам школы, конфликтам с учителями, родителями, ребятами и т.д.
Особенности семей, в которых воспитываются дети «группы риска»
Чаще всего дети «группы риска» воспитываются в:
семьях, в которых родители ведут асоциальный образ жизни (злоупотребляют спиртными напитками, не работают, привлекались к судимости, жестоко обращаются с детьми);
семьях, находящихся в социально уязвимом положении (неполные семьи, многодетные семьи, опекунские семьи, малообеспеченные семьи и т.д.);
семьях, в которых родители занимаются своими делами, часто самоустраняются от воспитания детей.
Организация психолого-педагогического сопровождения летнего отдыха детей способствует успешной адаптации детей к новым условиям пребывания в детском коллективе, обеспечивает полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка, способствует социально- психологической грамотности педагогов.
Объектом сопровождения выступает воспитательный процесс, предметом деятельности являются ситуации развития ребенка как система отношений: с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками) и с самим собой.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка во время пребывания в летнем лагере является обеспечение нормального его развития, в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте; и с учетом его интересов и способностей.
Задачи:
- создание оптимальных условий для полноценного, безопасного отдыха детей;
- создание условий для укрепления физического и психологического здоровья детей;
- разработка и внедрение мероприятий, способствующих развитию индивидуальных способностей детей, позитивных личностных качеств;
- повышение психологической компетентности педагогов, родителей
Виды деятельности по психолого-педагогическому сопровождению
- Диагностика (индивидуальная и групповая)
- Консультирование (индивидуальное и групповое)
- Развивающая работа (индивидуальная и групповая)
- Коррекционная работа
- Психологическое просвещение
- Профилактика
Формы и методы работы
- Познавательно-развлекательные игры
- Развивающие игры
- Ролевые игры
- Беседы
- Психологический тренинг
- Конструирование, рисование
- Музотерапия, сказкотерапия
Работа педагога-психолога по сопровождению отдыха детей осуществляется в нескольких направлениях:
-работа с детьми;
-работа с педагогами;
-работа с родителями;
Основные виды деятельности:
-индивидуальное и групповое консультирование;
-диагностическая деятельность;
-просветительская деятельность;
-групповые формы занятий с детьми;
Задачами профилактики для детей «группы риска» в период летней оздоровительной кампании являются:
формирование многообразного, полноценного, успешного социального опыта и социальной активности;
профилактика употребления ПАВ, формирование основ ЗОЖ;
развитие положительного потенциала и способностей личности;
коррекция девиантного поведения;
снижение уровня напряжения несовершеннолетнего, обучение основам саморегуляции деструктивных состояний;
формирование эффективной модели конструктивной социальной адаптации и самореализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа для работы в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей «Азбука туриста»
Лето - радостная пора для детей и время тревог и забот для взрослых. Необходимо организовать отдых под присмотром, чтобы он оказался полезным и полноценным.Интересным и полезным нап...
Программа для работы в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей «Азбука туриста»
Лето - радостная пора для детей и время тревог и забот для взрослых. Необходимо организовать отдых под присмотром, чтобы он оказался полезным и полноценным.Интересным и полезным нап...
Подготовка кадров к работе в летнем оздоровительном лагере. Разрешение конфликтов
Разрешение конфликтов в детском оздоровительном лагере...
Подготовка кадров к работе в летнем оздоровительном лагере. Особенности формирования временного детского коллектива
Особенности формирования временного детского коллектива...
Подготовка кадров к работе в летнем оздоровительном лагере. Особенности физиологического и психологического развития детей младшего школьного возраста.
Особенности физиологического и психологического развития детей младшего школьного возраста....
Подготовка кадров к работе в летнем оздоровительном лагере. Особенности физиологического и психологического развития детей среднего школьного возраста.
Особенности физиологического и психологического развития детей среднего школьного возраста....
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ В ЛЕТНИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ С ВОСПИТАННИКАМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ НА ПОСТИНТЕРНАТНОМ СОПРОВОЖДЕНИИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
В данной статье я делюсь опытом работы в летних оздоровительных лагерях с сиротами, который учатся в учреждениях профессионального обучения и находятся на постинтернатном сопровождении.Ключевые ...