Программа "Здоровье - детям"
методическая разработка по теме
Программа разработана для формирования здоровьесберегающего пространства школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zdorove_detyam.doc | 383.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики
Отдел образования и молодежной политики Ядринской районной администрации
МОУ «Верхнеачакская средняя общеобразовательная школа»
Программа
«Здоровье - детям»
Автор: социальный педагог
МОУ «Верхнеачакская СОШ»
Иванова Ирина Геннадьевна
Верхние Ачаки, 2009
Счастье – как здоровье, когда его не замечают, значит, оно есть.
И.С.Тургенев
Программа «Здоровье детям»
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
- Федеральный закон “О санитарно-гигиеническом благополучии населения” от 30.03.1999 № 52-ФЗ. (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г.)
- Федеральный закон “Об образовании” № 12 – ФЗ от 13.01.1996 (с изменениями и дополнениями)
- Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.1178-02 от 28.11.2002.
- Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков СанПиН 2.4.6.664-97 от 04.04.1997.
Пояснительная записка
Сейчас, когда в нашей стране происходят коренные изменения в общественной и государственной системе, необходима продуманная подготовка молодежи к жизни в новых сложных условиях. Укрепление психического и физического здоровья детей и забота о нем – одна из главных задач школьного образования
Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе, состояние здоровья ухудшается в несколько раз. Все больше детей рождается больными, все больше выпускников школ имеют хронические заболевания, все меньше людей призывного возраста способны служить в армии по причине заболеваний. Растет наркомания, увеличивается число курящих и пьющих школьников.
Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Необходимо создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни, сохранение здоровья физического, психического и духовного. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Уровень здоровья учащихся с 1 по 11 класс снижается. И происходит это именно в школьные годы. Необходимость усиления работы по укреплению здоровья детей очевидна. В процессе взросления проявляется еще один фактор, негативно влияющий на образ жизни детей, и как результат, на состояние их здоровья. Это вредные привычки, прежде всего курение и употребление алкоголя. Среди причин ухудшения состояния здоровья школьников можно выделить следующие:
- социально-экономические, вследствие которых многие семьи не в состоянии обеспечить необходимый уход за детьми;
- увеличение учебной нагрузки в связи с изменением программ, введением ЕГЭ, ростом требований к уровню подготовки выпускников; недостаточная адаптация учебного процесса к индивидуально-психологическим особенностям детей.
В последние годы ухудшается и состояние здоровья учащихся нашей школы. Об этом свидетельствуют итоги медосмотров. Сегодня у детей (всего в школе 246 уч-ся) все чаще отмечаются заболевания: сердечнососудистые (6 уч-ся), желудочно-кишечного тракта (27 уч-ся), эндокринной системы (40 уч-ся), нарушение осанки (14 уч-ся), зрения (22 уч-ся), хронические заболевания носоглотки (10 уч-ся), кариес зубов (24 уч-ся). Диагноз «здоров» имеют только 49 учащихся школы.
Школьникам нужны знания об охране и укреплении своего здоровья и здоровья окружающих людей. Необходимо воспитывать у детей и подростков привычки к здоровому образу жизни, к соблюдению правил личной, общественной гигиены и психогигиены в связи с растущими психоэмоциональными нагрузками на детей как в школе, так и дома.
Состояние здоровья учащихся школы
Для того чтобы улучшить состояние здоровья учащихся необходимо объединение усилий педагогов, врачей, психологов и родителей. Актуальным для коллектива стало формирование здоровьесберегающего пространства школы. Одним из способов решения данной проблемы является разработка той программы, которая может продуктивно работать в условиях данной школы, в условиях данной местности, используя её особенности. Школе необходимо более серьезно подходить к данной проблеме. Нужно сделать так, чтобы школу заканчивало как можно больше здоровых людей, способных к освоению будущей профессии, к занятиям любимым делом.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель:
- Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
- Привлечение внимания общественности к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей.
- Создание системы взаимосвязи и сотрудничества со всеми заинтересованными службами.
- Создание и апробация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Задачи:
1. Внедрение современных методов мониторинга здоровья.
2. Снижение уровня заболеваемости учащихся.
3. Соблюдение валеологических требований на занятиях.
4. Пропаганда здорового образа жизни (проведение конкурсов, издание рекламно-информационной литературы, газеты).
5. Формирование у педагогов, учащихся и родителей здорового образа жизни.
6. Формирование системы спортивно-оздоровительной работы.
7.Отработка механизмов совместной работы школы, учреждений культуры, фельдшерского пункта направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся.
8. Укрепление материально-технической базы МОУ «Верхнеачакская СОШ»
Сроки реализации программы: 2009-2012 гг.
Кадровое обеспечение
Группа | Функции | Состав |
Административно-координационная | Осуществление общего контроля и руководства. Распределение объектов и сфер управления. Руководство деятельностью коллектива. Анализ ситуации и внесение коррективов | Директор школы Зам.директора по ВР и по УР |
Консультативная научно-методическая | Координация реализации программы. Проведение семинаров, консультаций. Подготовка и издание методических рекомендаций. Аналитическая деятельность | Зам.директора по ВР Зам.директора по УВР Педагог-психолог Социальный педагог Медсестра фельдшерского пункта |
Педагоги школы | Проведение мероприятий по плану Осуществление программы в воспитательной работе с классом. Освоение и внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе | Кл.руководители Социальные педагоги Учителя-предм. Кл.руководители Учителя |
Специалисты, сотрудничающие со школой в области профилактической работы | Оказание профессиональной помощи учащимся, родителям, педагогам. Проведение консультаций, тренингов. Участие в мероприятиях школы | Врачи Ядринской ЦРБ Фельдшер Верхнеачакской ФАП |
Методическое обеспечение
Направление деятельности | Содержание |
Информационное обеспечение | 1. Нормативно-правовое обеспечение 2. Программное обеспечение (авторские программы спецкурсов, факультативов, элективных курсов секционных занятий и др.). 3. Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям). 4. Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчетов |
Организационно-методическое обеспечение | 1. Создание методического объединения классных руководителей по проблеме изучения и применения здоровьесберегающих технологий. 2. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров, курсы повышения квалификации в ЧРИО г.Чебоксары 3. Изучение и обобщение опыта работы педагогов. 5. Мониторинг деятельности |
Основные направления программы:
- создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей;
- подготовка педагогов по вопросам охраны здоровья детей;
- обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи;
- введение в содержание воспитания и образования детей занятий о своём здоровье и навыков ценностного отношения к нему;
- обеспечение двигательной активности детей;
- организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи детям;
- пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры);
- широкое привлечение учащихся и их родителей к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.
Формы работы, используемые при реализации программы
В процессе реализации программы используются следующие формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы:
- уроки физической культуры;
- мероприятия в режиме учебного для школы (физкультурные минутки во время уроков, подвижные игры на перемене);
- спортивные праздники;
- соревнования по различным видам спорта;
- туристические походы, экскурсии;
- спортивные викторины;
- теоретические занятия, беседы, семинары;
- теоретический зачет в 9-х, 11-х классах, экзамен по предмету
- туристические слёты;
- занятия по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности;
- тестирование уровня физического развития и двигательных качеств учащихся;
Для того, чтобы отслеживать динамику работы и развития данной программы необходимо, так же привлечь медицинских работников. Медицинский осмотр учащихся не должен проводиться по схеме «рост», «вес», «размер сапог»… Он должен проводиться углубленно, всеми специалистами на хорошем оборудовании.
Таким образом, программа «Здоровье -детям», носящая комплексный характер, должна консолидировать усилия педагогов, администрации, медиков, родителей и конечно самих учащихся в деле полдержания здорового образа жизни и их физического развития.
Медицинское обеспечение программы
Медицинское обеспечение включает:
- распределение учащихся по группам здоровья;
- рекомендации врача и медсестры ФАПа в организации занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе;
- составление списков учащихся, освобожденных от занятий физической культурой;
- беседы врача с учащимися о личной гигиене и вредных привычках;
- профилактические прививки учащихся и учителей;
- диспансеризацию педагогического коллектива.
Психолого-педагогическое и социальное обеспечение программы
Предполагает:
- предупреждение конфликтных ситуаций «учитель-ученик», «ученик-ученик»; реализацию программ, направленных на установление доброжелательных отношений в детском, и шире, во всем школьном коллективе;
- решение проблем, связанных с трудностями, возникающими у учащихся в процессе занятий физической культурой (закомплексованность учащихся, неуспешность); ориентация на успех в физическом развитии;
- контроль медицинского обслуживания учащихся;
- контроль качества питания учащихся в школьной столовой.
Материально-техническое обеспечение программы и источники её финансирования
Материально-техническое обеспечение программы включает в себя:
- спортивный инвентарь и спортивное оборудование школы;
- средства ИКТ;
Источниками финансирования программы являются:
- бюджетные и внебюджетные средства.
Ожидаемые конечные результаты программы:
- Укрепление здоровья школьников через овладение умениями и навыками заботы о своем здоровье.
- Улучшение санитарно-гигиенических условий в школе.
- Налаживание эффективного межведомственного сотрудничества.
- Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни
- Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников
К программе прилагаются:
- Тематика классных часов (темы распределены поклассно, с учетом возрастных особенностей обучающихся. Формы работы, проводимых мероприятий, средств для их проведения выбирают активные участники процесса (классные руководители, учащиеся, родители, социальные педагоги и др.) (Приложение 1)
- Комплекс упражнений физкультурных минуток (Приложение 2)
- Комплекс упражнений гимнастики для глаз (Приложение 3)
- Примерный объём двигательной активности обучающихся (Приложение 4)
- Гигиенические требования к расписанию уроков (Приложение 5)
План реализации программы
I. Исследование и комплексная оценка состояния образовательной среды и состояния здоровья учащихся. | ||||
№ п/п | Мероприятия | Сроки 2009-2010уч.г 2010-2011уч.г 2011-2012уч.г | Классы | Ответственный |
1. | Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах. Комплектации на их основе физкультурных групп. | сентябрь октябрь | 1-11 | Мед. работники, классные руководители, учителя физкультуры |
2. | Профосмотры детей в условиях школы. | В течение года | 1-11 | Мед. работники |
3. | Анализ случаев травматизма. | В течение года | 1-11 | Мед. работники, зам. директора по ВР, социальные педагоги |
4. | Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни. | В течение года | 1-11 | Классные руководители и социальные педагоги |
II. Мониторинг психофизического здоровья учащихся. | ||||
1. | Тестирование оценки физических качеств учащихся и двигательной активности. | В течение года | 1-11 | Учитель физкультуры |
2. | Психофизический мониторинг здоровья учащихся: тест на адаптацию в начальной школе, в5 классе, в 10 классе. тест на тревожность. | Сентябрь - январь | 1,5,10. | Социальные педагоги, психолог |
3. | Возрастные кризисы детства (занятие по программе «Возьмёмся за руки, друзья») | октябрь | 1-11 | Социальные педагоги психолог |
III. контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима в школьном учреждении. | ||||
1. | Эстетическое оформление классов и школы | В течение года | 1-11 | Зам. директора по ВР, кл.рук. |
2. | Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок. | В течение года | 1-11 | Зам.директора по УР |
3. | Осмотр кабинетов на их соответствие гигиеническим требованиям: Проветривание, Освещение, Отопление, Вентиляция, Уборка | Регулярно | Все классы | Директор школы Зам. директора по ВР |
4. | Контроль за качеством питания и питьевым режимом. | Регулярно | Директор, зам. директора по ВР | |
5. | Диагностика загруженности учащихся домашними заданиями. | Регулярно | Зам.директора по УР | |
6. | Организация активного отдыха на переменах | Регулярно | 1-7 | Дежурный учитель, классные руководители, соцпедагоги |
IV. Медицинское обслуживание и профилактика заболеваний. | ||||
1. | Прививки детей согласно плану. | В течение года | 1-11 | Мед. работники |
2. | Профилактическая работа во время карантина. | В течение года | 1-11 | Мед. работники |
3. | Профилактическая работа через беседы, уголки здоровья, полезные советы. | В течение года | 1-11 | Кл.руководители, мед. работники, социальные педагоги |
V. Физическое воспитание, организация активно-двигательного досуга. | ||||
1. | Профилактика нарушения осанки на уроках физкультуры. | В течение года | 1-11 | Учитель физкультуры |
2. | Подвижные перемены с использованием возможностей спортивного зала | В течение года | 1-11 | Учителя физкультуры, классные руководители. |
3. | Организация школьных соревнований и участие школьников в районных и республиканских соревнованиях. | В течение года | 1-11 | Учитель физкультуры, классные руководители |
4. | Организация дней и недель здоровья, прогулок, экскурсий и походов. | В течение года | 1-11 | Зам. директора по ВР, классные руководители, социальные педагоги |
5. | Работа спортивных секций. | В течение года | 4-11 | Учитель физкультуры |
VI. Профилактика травматизма. | ||||
1. | Занятия по правилам дорожного движения. | В течение года | 1-11 | Учитель ОБЖ, классные руководители. |
2. | Тематические уроки по профилактике травматизма в рамках курса ОБЖ. | По программе | 1-11 | Учитель ОБЖ |
3. | Инструктаж сотрудников школы и учащихся по правилам техники безопасности | Сентябрь | 1-11 | Директор школы, классные руководители. |
VII. Пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек. | ||||
1. | Тематические уроки в рамках курса ОБЖ. | В течение года | 1-11 | Учитель ОБЖ |
2. | Тематические классные часы (см. ниже) | В течение года | 1-11 | Классные руководители, социальные педагоги |
3. | Тематические родительские собрания | В течение года | 1-11 | Зам. директора по ВР, кл.руководители |
4. | Конкурсы, викторины | По плану | 1-11 | Зам. директор по ВР, кл.руководители, социальные педагоги |
Заключение
Данная программа рассчитана на 3 учебных года и предполагает постоянную работу по её дополнению и совершенствованию.
Успешность осуществления поставленной цели будет во многом зависеть от включенности педагогического коллектива в процесс реализации данной программы, осознанного понимания каждым учителем значимости стоящих перед ним задач.
Приложение 1
Примерная тематика классных часов.
1 класс
- Твой новый режим дня.
- В гостях у Мойдодыра.
- «Если хочешь быть здоров» - игра-путешествие.
- Кто спортом занимается, тот силы набирается.
- Игры на свежем воздухе.
- День туризма.
2 класс
- Веселые старты.
- А ну-ка, мальчики!
- День туризма.
- Экскурсия по окрестностям села.
- Культура поведения в общественных местах.
- Культура поведения за столом.
3 класс
- О личной гигиене.
- Питание и здоровье.
- Игры на свежем воздухе.
- День туризма.
- Дальше, быстрее, сильнее!
- Профилактика простудных заболеваний.
- Береги здоровье смолоду.
4 класс
- Сильные и ловкие.
- День отдыха и спортивных игр. Экскурсия в лес.
- Папа, мама, я – спортивная семья.
- Как расти здоровым. О правильном питании.
- Дружи с водой.
- Культура одежды.
5 класс
- Режим дня в школе и дома.
- Зимние заботы и забавы.
- Игры в спортивном зале: пионербол.
- Что такое физическое здоровье.
- Как развивать силу.
- Кто нас лечит.
- Культура питания.
- Как нужно одеваться.
- Гигиена мальчика и девочки.
- Злой волшебник табак.
- О вреде алкоголя.
- Определение здорового образа жизни.
6 класс
1. Спорт и здоровье.
2. Телосложение человека и физические упражнения.
3. Утренняя гимнастика.
4. Гигиена в быту.
5. Курить - здоровью вредить.
6. О вредных привычках.
7.Что такое здоровье?
- класс
1. Из истории Олимпийских игр.
2. Как человек двигается.
3. Чтобы не было травм.
4. Как физкультура влияет на здоровье.
5. Футбол для юных.
6.Профилактика простудных заболеваний, заболеваний органов зрения.
- класс
1.Звезды Чувашского спорта.
2.Курение и алкоголь - враги здоровья.
3.Самоконтроль на занятиях по физкультуре.
4.Футбол на снегу.
5.Гигиена девочки.
6.Для вас, мальчики…
7. Имя беды – наркотик.
8. Покончить с грубостью.
- класс
1.Как правильно питаться.
2.Всесторонее развитие человека.
3.Развиваем силу и ловкость.
4.Баскетбол и волейбол.
5.Гигиена в нашем возрасте.
6. Береги здоровье смолоду.
7. О вкусах не спорят, о манерах надо знать.
8. Гармония тела.
9. Роль спорта в жизни человека.
10. Как одеваться: стильно, модно, удобно.
10-11 классы
1.Молодость, старость, бессмертие…
2.Что нужно знать юношам о своем здоровье .
3. Для вас, девушки…
4. Готовьтесь к службе в армии.
5. Олимпийцы Чувашии.
6.Развиваем выносливость.
7. Физкультура в семье.
8. Система питания старшеклассника.
9. Культура гигиены девушки.
10. Культура гигиены юноши.
11. Покончить с грубостью
12. Победить зло.
13. Зависимость.
14. Как сказать НЕТ.
15. Почему некоторые привычки называются вредными?
Приложение 2
Комплекс упражнений физкультурных минуток
I. Стоя около парты
Комплекс 1
1. И.п. – основная стойка, руки на пояс.
1 – руки в стороны; 2 – руки вверх, хлопок над головой; 3 – руки в стороны; 4 – исходное положение.
2. И.п. – стойка ноги врозь, руки вниз.
1 – руки вверх; 2–3 – наклон вперед, хлопки по коленям; 4 – исходное положение.
3. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1 – поворот вправо, правую руку в сторону; 2 – исходное положение. То же влево.
4. И.п. – основная стойка, руки перед грудью. 1 – руки вверх; 2 – наклон вправо;
3 – выпрямиться; 4 – исходное положение.
5. И.п. – основная стойка, руки перед грудью. 1–4 – вращение кисти одной руки вокруг другой; 5–8 – в другую сторону.
Комплекс 2
1. И.п. – руки скрещены за спиной с захватом за предплечья (3–4-й классы), руки на пояс (1–2-й классы). 1–2 – подняться на носки; 3–4 – исходное положение.
2. И.п. – основная стойка, руки на пояс.
1–3 – пружинистые полуприседания; 4 – исходное положение.
3. И.п. – стойка ноги на ширине плеч, руки к плечам. 1 – поворот вправо, руки в стороны; 2 – исходное положение. То же влево.
4. И.п. – стойка ноги вместе, руки на пояс. 1 – прыжком поворот вправо; 2 – исходное положение. То же с поворотом влево.
Комплекс 3
1. И.п. – основная стойка, руки вниз.
1–4 – поднимая руки вверх, сжимать и разжимать пальцы; 5–8 – опуская руки вниз.
2. И.п. – стойка ноги врозь, руки вниз.
1 – поворот вправо, руки за голову; 2 – исходное положение. То же влево.
3. И.п. – стойка ноги на ширине ступни, руки на пояс. 1 – поднять согнутую в колене ногу, хлопнуть по колену (1–2-й классы), хлопнуть под коленом (3–4-й классы); 2 – исходное положение. То же другой ногой.
4. И.п. – стойка руки на пояс. 1 – прыжком ноги врозь; 2 – исходное положение. Повторить 3–4 раза.
Комплекс 4
1. И.п. – стойка ноги вместе, кисти к плечам. 1 – руки вверх; 2 – руки в стороны;
3 – руки вверх; 4 – исходное положение.
2. И.п. – основная стойка, руки вниз.
1 – наклон вправо, руки на пояс; 2 – исходное положение. То же влево.
3. И.п. – стойка ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1 – наклон вперед, коснуться
голени (1–2-й классы), коснуться носка
(3–4-й классы); 2 – исходное положение.
4. И.п. – стойка ноги на ширине плеч, руки на пояс. 1 – руки к плечам; 2 – исходное положение.
Комплекс 5
1. И.п. – основная стойка, руки вниз.
1–2 – руки через стороны вверх; 3–4 – опустить – исходное положение.
2. И.п. – стойка ноги врозь, руки вниз.
1–2 – дугами руки вверх, наклон вправо;
3 – наклон влево; 4 – исходное положение.
3. И.п. – стойка ноги врозь, руки вниз.
1 – поворот вправо со свободным захлестом рук вокруг туловища; 2 – исходное положение. То же влево.
4. И.п. – основная стойка, руки вверх
(3–4-й классы), руки на пояс (1–2-й классы). 1–2 – присед, руки вперед; 3–4 – исходное положение.
Комплекс 6
1. И.п. – основная стойка, руки вниз.
1 – поднять руки к плечам; 2 – руки вверх;
3 – руки к плечам; 4 – исходное положение.
2. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон вправо; 2 – исходное положение. То же влево.
3. И.п. – основная стойка, руки на пояс.
1 – правую ногу назад на носок; 2 – исходное положение. То же левой ногой.
4. И.п. – основная стойка, руки на пояс.
1 – наклон головы вправо; 2 – исходное положение. То же влево.
Комплекс 7
1. И.п. – основная стойка, руки вниз.
1 – руки в стороны; 2 – руки вверх, хлопок над головой; 3 – руки в стороны; 4 – исходное положение.
2. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон вперед, прогнуться, руки в стороны; 2 – руки вниз, хлопок перед собой;
3 – руки в стороны; 4 – исходное положение.
3. И.п. – стойка ноги врозь, руки вниз.
1 – поворот вправо со свободным захлестом рук вокруг туловища; 2 – исходное положение. То же влево.
4. И.п. – основная стойка, руки на пояс.
1 – правую ногу назад на носок, руки к плечам; 2 – исходное положение. То же левой ногой.
Комплекс 8
1. И.п. – основная стойка. 1 – шаг вправо, руки в стороны; 2 – исходное положение. То же шаг влево.
2. И.п. – основная стойка, руки к плечам. 1 – согнуть правую ногу, левым локтем коснуться колена; 3–4 – исходное положение.
3. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон вправо; 2 – исходное положение. То же влево.
4. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс (1–2-й классы), руки за голову (3–4-й классы). 1–4 – наклоняясь вперед, круговые движения туловищем вправо; 5–8 – то же влево.
Комплекс 9
1. И.п. – основная стойка, руки на пояс. 1–2 – правую ногу назад на носок, руки к плечам; 3–4 – исходное положение.
2. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1–2 – два пружинящих наклона к правой ноге; 3–4 – исходное положение. То же к левой ноге.
3. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1–4 – круговые движения туловища вправо; 5–8 – то же влево.
4. И.п. – основная стойка, руки на пояс.
1 – прыжком ноги врозь; 2 – прыжком ноги в исходное положение. Повторить 4–5 раз.
Комплекс 10
1. И.п. – основная стойка, руки на пояс.
1 – руки за голову; 2 – исходное положение.
2. И.п. – основная стойка, руки на пояс.
1 – руки в стороны; 2 – поднять правую ногу, согнутую в колене, хлопок под ней; 3 – опустить ногу, руки в стороны; 4 – исходное положение.
3. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1 – наклон вправо; 2 – исходное положение. То же влево.
4. И.п. – основная стойка. 1 – руки к плечам; 2 – подняться на носки; 3 – опуститься на всю ступню, руки к плечам; 4 – исходное положение.
II. Сидя за партой
Комплекс 1
1. И.п. – руки на парту вперед. 1–2 – поднять руки вверх, прогнуться; 3–4 – исходное положение.
2. И.п. – руки на край парты, согнуты и сжаты в кулаки. 1–4 – выпрямляя руки и разжимая пальцы, дотронуться до противоположного края парты; 5–8 – исходное положение.
3. И.п. – руки за голову, локти вперед.
1–2 – развести локти в стороны; 3–4 – исходное положение.
4. И.п. – руки к плечам. 1–3 – локти в стороны; 4 – исходное положение.
Комплекс 2
1. И.п. – сидя за партой, руки за голову, локти свести. 1–2 – локти в стороны, прогнуться; 3–4 – расслабляя мышцы, принять исходное положение.
2. И.п. – сидя за партой, руки за голову. 1–2 – поворот вправо, руку в сторону, коснуться сзади стоящей парты; 3–4 – исходное положение. То же влево.
3. И.п. – сидя за партой, руки к плечам, пальцы сжаты в кулаки. 1 – руки вперед, пальцы разжать; 2 – исходное положение.
4. И.п. – стоя у парты, руки на пояс.
1 – руки в стороны; 2 – вверх; 3 – в стороны; 4 – исходное положение.
Комплекс 3
1. И.п. – сидя за партой, руки к плечам, ноги расставлены. 1–2 – поворот туловища вправо, руки вверх; 3–4 – исходное положение.
2. И.п. – сидя за партой, руки за голову. 1–2 – поднять руки вверх, туловище держать прямо; 3–4 – исходное положение.
3. И.п. – стоя за партой, руки на парту.
1–2 – сесть за парту; 3–4 – исходное положение.
4. И.п. – стоя за партой, руки на пояс;
1 – руки в стороны; 2 – руки вверх, потянуться; 3 – руки в стороны; 4 – исходное положение.
Комплекс 4
1. И.п. – сидя за партой, руки за голову. 1–2 – руки вверх, потянуться; 3–4 – исходное положение.
2. И.п. – сидя за партой, ноги на ширину плеч, руки на пояс. 1–2 – наклон вправо;
3–4 – исходное положение. То же влево.
3. И.п. – сидя за партой. 1–2 – встать, выпрямиться; 3–4 – исходное положение.
4. И.п. – сидя за партой, руки к плечам. 1–2 – руки вверх; 3–4 – исходное положение.
Комплекс 5
1. И.п. – сидя за партой, руки на парту ладонями вниз. 1–4 – поочередное продвижение вперед то левой, то правой руки с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.
2. И.п. – основная стойка у парты, руки к плечам. 1–4 – одновременные круговые движения вперед; 5–8 – назад. Повторить 3 раза.
3. И.п. – сидя за партой, руки за голову, пальцы “в замок”. 1–2 – руки вверх
ладонями вверх; 3–4 – исходное положение. Темп средний.
4. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – поворот вправо, руки в стороны; 2 – исходное положение. То же влево.
III. В игровом варианте
“Гуси серые”
Гуси серые летели (бег на месте или врассыпную, движения руками, как крыльями).
Да, летели. Да, летели (продолжение бега).
И присели, посидели (два приседа).
Да и снова полетели (снова бег).
А потом опять присели (присед).
Игровое упражнение повторить 2–3 раза.
“Мы топаем ногами”
Мы топаем ногами. Топ, топ, топ (ходьба на месте).
Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши).
Качаем головой (наклоны головы вправо, влево).
Мы руки поднимаем (руки вверх).
Мы руки опускаем (руки вниз).
Мы руки разведем (руки в стороны).
И побежим кругом (бег).
“Вышла мышка”
Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне).
Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы “трубочкой” перед глазами).
Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони).
Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук – “дернули за гири”).
Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).
Убежали мышки вон (бег на месте или к своему месту).
Игровое упражнение повторить 2–3 раза.
“Печка горяча”
Ча-ча-ча (три хлопка в ладоши).
Печка очень горяча (четыре полуприседа).
Чи-чи-чи (три хлопка над головой).
Печет печка калачи (четыре прыжка на месте).
“Ровным кругом”
Ровным кругом
Друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте,
Дружно вместе
Сделаем вот так...
Играющие образуют круг, в центре находится водящий. Взявшись за руки, дети идут по кругу и произносят текст. По окончании они останавливаются, а водящий (затейник) показывает какие-либо движения; дети повторяют их. Затем выбирается новый водящий, игра возобновляется.
“У реки росла рябина”
У реки росла рябина (из положения упор присев постепенное выпрямление туловища, руки вперед вверх).
А река текла, рябила (повороты вправо и влево с плавными движениями рук).
Посредине глубина (наклоны вперед, руки прямые).
Там гуляла ры-би-на (приседы).
Эта рыба – рыбий царь (прыжки).
Называется – пескарь (ходьба на месте).
При проведении физкультминуток с игровыми упражнениями возможно использование также игр малой подвижности: “Летает –
не летает”, “Великаны и гномы”, “Эхо”, “Хоровод”, “Угадай, чей голосок” и др.
Приложение 3
Комплекс упражнений гимнастики для глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
6. Расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте, что кончик носа - это ручка, которой можно писать (или вообразите, что линию носа продолжает длинная указка-ручка, - все зависит от того, как вам удобнее, главное, чтобы вы и ваши глаза не напрягались). Теперь пишите (или рисуйте) в воздухе своей ручкой. Что именно, не важно. Напишите разные буквы, названия городов и стран, небольшое письмо любимому человеку. Нарисуйте домик с дымом из трубы (такой, как рисовали в детстве), просто кружочек или квадратик.
7. Согните руки в локте так, чтобы ладони находились чуть ниже уровня глаз. Разомкните пальцы. Делайте плавные повороты головой вправо-влево, при этом смотрите сквозь пальцы, вдаль, а не на них. Пусть взгляд скользит, не задерживаясь на чем-то одном. Если вы делаете все правильно, руки будут "проплывать" мимо вас: вам должно казаться, что они движутся.
Приложение 4
Примерный объём двигательной активности обучающихся
Классы | Ежедневный объем времени (ч) | Культурно-оздоровительное мероприятие | Уроки физкультуры в неделю | Внеклассные формы занятий в неделю спортсекции, кружки физкультуры группы ОФП (ч) | Общие мероприятия для обучающихся | Самостоятельные занятия физкультурой не менее (мин.) | ||||
I | 2 | 5-6 | 5 | 15-20 | 1 | 2 | 1,10 | 6-8 | Е | 10-15 |
II | 2 | 5-6 | 5 | 15-20 | 1 | 2 | 1,30 | 6-8 | Ж | 15-20 |
III | 2 | 5-6 | 5 | 15-20 | 1 | 2 | 1,30 | 6-8 | Е | 15-20 |
IV | 2 | 5-6 | 5 | 15-20 | 1 | 2 | 1,30 | 6-8 | М | 15-20 |
V | 2 | 5-7 | 5 | 35-45 | 1 | 2 | 1,30 | 8-9 | Е | 20-25 |
VI | 2 | 5-7 | 5 | 35-45 | 1 | 2 | 1,30 | 8-9 | С | 20-25 |
VII | 2 | 6-8 | 5 | 35-45 | 1 | 2 | 2 | 8-9 | Я | 20-25 |
VIII | 2 | 6-8 | 5 | 35-45 | 1 | 2 | 2 | 8-9 | Ч | 20-25 |
IX | 2 | 6-8 | - | 35-45 | 1 | 2 | 2 | 8-9 | Н | 25-30 |
X | 2 | 6-8 | - | 15-20 | - | 2 | 2 | 10 | О | 25-30 |
XI | 2 | 6-8 | - | 15-20 | - | 2 | 2 | 10 |
| 30-35 |
Приложение 4
Гигиенические требования к расписанию уроков
Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10—12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.
Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени основные предметы должны проводиться на 2—3 уроках, а для обучающихся II и III ступени — на 2,3,4 уроках.
Неодинакова умственная работоспособность обучающихся и в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.
Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2—4 уроках в середине учебной недели.
Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.
При составлении расписания уроков рекомендуем пользоваться таблицей И.Г. Сивкова (1975 г.), в которой трудность каждого предмета ранжируется в баллах.
Предмет | Количество баллов |
Математика, русский язык (для национальных общеобразовательных учреждений) |
11 |
Иностранный язык | 10 |
Физика, химия | 9 |
История | 8 |
Родной язык, литература | 7 |
Естествознание, география | 6 |
Физкультура | 5 |
Труд | 4 |
Черчение | 3 |
Рисование | 2 |
Пение | 1 |
Дополнением к таблице И.Г.Сивкова могут служить данные опроса обучающихся современных общеобразовательных учреждений, которые к наиболее трудным предметам относят информатику, профильные дисциплины, новые для них предметы. Указанные предметы следует оценивать не менее чем в 10 баллов.
При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду. К такому распределению недельной учебной нагрузки следует стремиться при составлении расписа ния для 9—11 классов.
Для обучающихся в 5—11 классах распределять учебную нагрузку в недельном цикле следует таким образом, чтобы ее наибольшая интенсивность (по сумме баллов за день) приходилась на вторник и четверг, в то время как среда была бы несколько облегченным днем.
Расписание составлено правильно, когда наибольшее число баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование образовательной среды для развития одаренных детей, в рамках ГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Салтыковского детского дома.
Доклад для областного семинара...
Совместный урок английского языка"Дети России, дети Китая - дети общей планеты Земля!" (из опыта работы)
В рамках установления и дальнейшего поддержания дружественных отношений между детьми и педагогами г.Белогорска(Амурской области) и г.Хэйхэ (КНР) был мной организован и...
ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"
Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"...
Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте
Общие правилаК террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует всегда быть настороже. Главное правило: избегайте без необходимости посещения регионов, городов, мест и ме...
Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...