Работа с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.
статья по теме
Представлен опыт работы с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o.kostyukova.rabota_s_semey_imeyushchey_rebenka_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
О.И.Костюкова
Работа дошкольного учреждения с семьей, имеющей ребенка с интеллектуальной недостаточностью.
Проблема отношения семьи и общества к ребенку с ограниченными возможностями имеет длительную историю.
Отношение к людям с различными видами нарушений на протяжении всей истории развития человечества менялось. Первобытный мир не принимал болезненных детей. Родители неугодных детей, следуя обычаю диктуемому «естественным правом», избавлялись от них. Даже, если ребенок с врожденными проблемами развития выживал, то впоследствии, лишенный заботы окружающих, с не сформированным навыком добычи пищи, погибал. В античном мире существовал культ тела. От больных, хилых младенцев закон требовал избавляться. С развитием цивилизации, с социально-культурными изменениями, происходившими в обществе, менялось отношение государства, общества и семьи к людям с физическими и умственными недостатками. С появлением христианства возникло сострадание к калекам, отмечались факты заботы о лицах с различными проблемами в развитии. Постепенно стали создаваться приюты для «инаковыглядящих», «инакомыслящих».
История развития специальной помощи детям и взрослым с глубокими нарушениями развития в разных странах проходила примерно одни и те же этапы. Вначале появились приюты, интернаты. Они создавались при церквях и медицинских учреждениях. Для врачей медицинских учреждений ставилась задача определить правильный диагноз, спрогнозировать ход развития ребенка с нарушениями и устроить его в подходящее учреждение. С 20-30-х годов XIX века почти до 70-х годов ХХ века такие учреждения строились как отдельные и размещались где-нибудь на окраине населенных пунктов либо в отдаленных местах. В обществе прослеживалась тенденция изолировать людей с проблемами в развитии и неизлечимо больных. Это оправдывалось желанием оградить семью, имеющую ребенка с проблемами в развитии, от обузы, дать возможность родственникам жить полноценной жизнью.
С последней четверти XX века происходят глобальные изменения в отношении цивилизованного общества к лицам с недостатками физического и умственного развития. В 1971 году ООН принимает «Декларацию о правах умственно отсталых лиц», в 1975 – «Декларацию о правах инвалидов», в 1989 году «Конвенцию о правах ребенка» и др. В европейских странах реализуется политика социальной интеграции, предполагающая стирание барьеров, разделяющих людей, ограничивающих их права и возможности. Изменяется правовой статус семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями. Так, если ранее семья следовала указаниям специалистов в вопросе о том, какое образование, и в каком образовательном учреждении должен получить ребенок, то ей признано право выступать в роли эксперта образовательных услуг, подавать апелляцию относительно решений экспертов. Это нормативные акты нашли отражение и в Российском законодательстве последних десятилетий. Проблемы оказания медицинской, психолого-педагогической и социальной помощи детям и взрослым с ограниченными возможностями здоровья, а также их семьям обсуждаются в частности, в законах РФ «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в «Семейном кодексе Российской Федерации» и др. Эти документы, в частности, определяют изменения в отношениях учреждений, оказывающих разнообразную помощь ребенку, с семьями. Так, четко обозначено, что родители несут основную ответственность, за воспитание и развитие ребенка, а создаваемые образовательные учреждения, в том числе дошкольные, призваны оказывать необходимую помощь семье. Наряду с этим, в качестве одной и основных задач, которую должны решать дошкольные учреждения, как обозначено в «Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении», является, оказание консультативной и методической помощи родителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
В начале 90-х годов прошлого столетия в дошкольных образовательных учреждениях стали открываться группы для детей с глубокой умственной отсталостью и со сложным дефектом. В связи с этим появилась необходимость поиска продуктивных форм сотрудничества детского сада с семьями именно этой группы детей. Нынешняя семья имеет доступ к различным источникам информации: интернет, литература, телевидение; имеет выбор образовательной программы, типа учреждения, но родители зачастую не могут сориентироваться в потоке информации, выбрать правильный путь в развитии ребенка. Грамотный специалист способен сориентировать родителей, дать верный совет, как помочь именно данному ребенку.
К настоящему времени накоплен во многих учреждениях интересный опыт работы с семьями таких детей. Отчасти этот опыт в обобщенном виде представлен в литературе (Л.С.Петрова, А.Н.Фомина 2005). Однако более подробной информации практически нет.
С учетом сказанного выше попытаемся кратко охарактеризовать работу с родителями, проводимую нами в средней группе детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в ГДОУ № 97 Фрунзенского района Санкт-Петербурга. Эта работа проводилась в рамках проекта, реализуемого детским садом, который направлен на поиск продуктивных форм сотрудничества с семьей, использование которых обеспечивает оказание ребенку необходимой помощи для раскрытия индивидуальных возможностей его развития.
Приступая к работе, мы поставили перед собой следующие задачи:
- наладить доброжелательный, доверительный и продуктивный контакт с родителями каждого ребенка;
- выяснить содержание развивающей работы с детьми в семье;
- способствовать налаживанию контакта между мамой и ребенком;
- познакомить родителей с разнообразием видов деятельности с детьми в домашних условиях;
- вооружить родителей элементарными умениями организации предметно-игровой деятельности детей;
- развивать у родителей способность замечать положительные изменения в процессе развития ребенка;
- сформировать у родителей навык совместного проживания событий происходящих с ребенком во время пребывания в детском саду, событий семейной жизни.
В процессе поиска и апробации форм работы с семьей принимали участие все специалисты, работающие с группой воспитанников: учитель-дефектолог, воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре. На начальном этапе работы нам важно было собрать как можно больше информации о семье. С этой целью проводилось тщательное изучение каждой семьи, в процессе которого учитель-дефектолог, воспитатели, педагог-психолог проводили: наблюдения за поведением родителей, за взаимодействием мамы и ребенка; беседы, направленные на описание родителями проблем своих детей и на видение путей их решения; анкетирование. Полученные результаты анализировались и обсуждались внимательно и взвешенно, заносились в раздел «Условия воспитания ребенка в семье» «Карты развития ребенка», так как именно они составили основу осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в дальнейшей работе.
Одной из продуктивных форм работы с семьями детей с выраженными нарушениями развития является проведение специалистами индивидуальных консультаций с показом деятельности ребенка. В ходе консультации педагоги старались привлечь маму к совместной деятельности с ребенком и проследить, есть ли контакт между мамой и ребенком, какой вид, стиль общения с ребенком используют родители, отмечалась эмоциональная насыщенность общения и др.
Наши наблюдения показали, что на начальном этапе взаимодействия родители проявляли напряженность и зажатость не только в отношениях с педагогами, но и в общении со своим ребёнком. Некоторые родители были тревожными и растерянными, что вероятно, можно связать с тем, что наше общество, не всегда готово принять ребенка с особенностями в развитии, если эти особенности еще и ярко выражены. Окружение таких семей не всегда корректно в своих вопросах, высказываниях, в реакциях на поведенческие проявления таких детей. Мы наблюдали родителей, которые пришли с негативным багажом взаимодействия семьи и общества. Они проявляли замкнутость, необоснованную обидчивость, порою даже агрессивность.
На данном этапе были выявлены разные группы родителей. Одни родители не замечали прогресса в развитии своих детей, не видели смысла в коррекционно-развивающей работе, были настроены пессимистично. Другие родители завышали возможности своих детей, предъявляли к ним высокие требования и ожидали достижения ими уровня практически нормально развивающихся детей.
С учетом анализа данных полученных на начальном этапе взаимодействия с семьей всеми специалистами выстраивалась дальнейшая комплексная работа с семьей, которая нашла отражение перспективном плане работы с семьей на год.
В процессе взаимодействия с семьей мы использовали традиционные и интерактивные формы работы. На протяжении учебного года: проводились родительские собрания; каждый специалист вел папку с ежемесячно пополнявшимися рекомендациями; обновлялся материал на информационном стенде для родителей; оформлялись фотостенды, на которых отражалась жизнь и деятельность детей всей группы в детском саду; устраивались выставки работ детей и оформлялось портфолио работ каждого ребенка за весь учебный год. Помимо этого: все специалисты проводили индивидуальные консультации и беседы; общими усилиями была создана картотека игр для родителей «Играем дома»; родители приглашались не только поприсутствовать в организованных праздниках и досугах, но и активно поучаствовать в их организации и проведении; все специалисты проводили комплексные занятия с участием родителей. Действенной формой поддержания текущей связи со всеми родителями явилось создание в социальной сети группы «Капитошка». Таким образом, организация совместной деятельности детей и родителей стала приоритетным направлением в сотрудничестве с семьей.
В дополнение к перспективному плану работы с семьей был составлен перспективный план совместной деятельности детей и родителей. Виды деятельности были выбраны с учетом запроса родителей, выявленного с помощью анкетирования. Родители участвовали в музыкально-игровой деятельности, в продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация), в занятиях физической культурой.
В первую очередь мы приглашали принять участие в совместной деятельности с детьми мам, так как мама - наиболее близкий ребенку человек, который зачастую проводит с ним больше времени, чем остальные члены семьи. Но на самые первые организованные с участием родителей виды деятельности большая часть мам отказались прийти, ссылаясь на разные уважительные причины. Тогда мы пригласили участвовать других членов семьи, и на это приглашение откликнулись бабушки. Положительным моментом было то, что на последние организованные совместно с родителями виды деятельности приходили по несколько членов семьи, например, папа и бабушка.
Вся совместная с родителями коррекционно-развивающая деятельность осуществлялась по одной и той же структуре. Каждая встреча начиналась с ритуала приветствия. Дети вместе с родителями вставали в круг, брались за руки, качали руками, хлопали в ладоши и произносили одно, и тоже четверостишье. Только после этого начиналась совместна деятельность. Встреча завершалась релаксацией и ритуалом прощания, для которого также использовалось одно, и тоже четверостишье.
Все виды деятельности проходили в игровой форме. В ходе организованной совместно с родителями коррекционно-развивающей деятельности разные члены семьи имели возможность не только наблюдать за ходом взаимодействия ребенка и специалиста, но и активно включаться в игру, повторять, пробовать разные приемы взаимодействия со своим ребенком. Специалисты старались научить родителей разным способам передачи ребенку общественного опыта. В начале это были совместные действия – взрослый брал в свои руки руки ребенка и выполнял ими определенные действия, сопровождал их простой речевой инструкцией. Затем включались жесты, действия по подражанию, действия по образцу, и словесной инструкции.
В конце каждой организованной совместно с родителями деятельности, специалист рассказывал о коррекционно-развивающих задачах реализуемых в ходе игры, анализировал подобранный дидактический материал для каждого упражнения. Педагог давал рекомендации о вариативности приемов выполнения упражнений ребенком и родителями в домашних условиях. В процессе работы проводилось анкетирование с помощью специально разработанных анкет, в опоре на которое, строилась дальнейшая работа с семьей.
В ходе данной работы были составлены конспекты, в которых отражено содержание и организация различных видов совместной деятельности детей и родителей с участием различных специалистов.
Проводимая работа способствовала формированию доверительных отношений с семьёй. Совместная деятельность стала проходить в комфортной психологической обстановке. Родители стали более активными: стали обращаться с вопросами, предложениями к педагогам группы; стали чаще общаться друг с другом, обмениваться развивающими играми, книгами и т.п. Нам удалось достичь того, что практически все родители научились замечать успехи своих детей, радоваться им, а также стали проявлять желание активно участвовать в работе по активизации развития своего ребенка.
Мы не останавливаемся на достигнутом, радуясь достигнутому, продолжаем искать новые пути совершенствования работы по сотрудничеству с семьей.
Список литературы:
Давыдова О. И., Богославец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в ДОУ. Этнопедагогический подход. – М.: «Творческий центр», 2005.- С. 5-59
Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. – М.: Изд. «Просвещение», 2009. – С. 216 – 311.
Закрепина А. В. Трудный ребенок: пути к сотрудничеству. – М.: «Дрофа», 2007. С. 98- 119.
Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей – М.: «Творческий центр», 2004. - С. 54 - 70
Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. – М.: Изд. Аркти, 2004. – С. 3-32
Виноградова Н. Ф. Воспитателю о работе с семьей. – М.,1989.
Нет «необучаемых» детей. Книга о раннем вмешательстве. /Под ред. Кожевниковой Е. В., Клочковой Е. В. – С-Пб.: Изд. Каро - 2007. – С.6 – 111.
Маллер А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями. Книга для родителей. – М.: «Педагогика – пресс», 1996. – С.4 – 22.
Майер А. А., Давыдова О. И., Воронина Н. В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. – М.: Изд. Творческий центр, 2011.
10.Петрова Л.С., Фомина А.Н. Формы организации работы дошкольного учреждения с семьей ребенка с интеллектуальной недостаточностью //Семья и здоровье ребенка: Материалы XII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Семья и дети».- СПб.: Изд. Политехн. ун-та, 2005.- С.329-332.
11.Зарин А. «Карта развития ребенка».- СПб., Изд.РГП им.А.И.Герцена, 2010.
Педагогика /Под ред. Щукиной Г. И. , Голанта Е. Я, Радиной К. Д. – Л.: Изд. «Просвещение», 1966. – С.625 - 647.
Митрофанова О. Н. Технологии эффективного взаимодействия детского сада и семьи./ Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011. - № 2. – С. 62 – 67.
Арноутова Е. П. В гостях у директора. Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. – М., 2004. – С. 5 – 35.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-психологические аспекты работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях Лекотеки.
Формирование информационной компетентности родителей - первая задача специалистов СРП и Лекотеки, и наиболее доступная. Разные формы работы, всегда проводящиеся с участием родителя, дают много в...
Проектные технологии в работе с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями развития
В настоящее время все чаще в структуре общеобразовательных дошкольных учреждений встречаются группы для детей со сложными нарушениями в развитии.Основная цель таких групп...
Дистационное консультирование и обучение семей имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Дистанционное консультирование и обучение семей имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).В последние годы большую популярность приобретает виртуальное общение. Данное направлен...
Модель работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Число детей с отклонениями в развитии, поведении, с трудностями в обучении, общении, детей с различными патологическими состояниями (неврозы, психопатии, органические поражения центральной нервной с...
"Организация работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья"
Организация работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья Рождение ребенка-инвалида нарушает обычную жизнь семьи. Родители чувствуют св...
Работа с семьей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Работа с семьей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья...
Проблематика семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья
Ежегодно в России рождается пятьдесят тысяч инвалидов с детства. Тяжело быть инвалидом в возрасте 20 лет и выше, а еще тяжелее быть им с самого рождения, ведь в детские годы ребенок постигает и учится...