Проектные технологии в работе с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями развития
материал по теме

Арсиенко Татьяна Владимировна

В настоящее время все чаще в структуре общеобразовательных дошкольных учреждений  встречаются группы для детей со сложными нарушениями в развитии.Основная цель   таких   групп: своевременная систематическая психолого-педагогическая и коррекционная помощь детям, консультативно-методическая поддержка родителей в организации воспитания и обучения ребенка, социальная адаптация и формирование предпосылок учебной деятельности. Достижение максимально возможных результатов в коррекции и развитии детей с учетом их индивидуальных возможностей и способностей, возможность поверить в свои силы, найти друзей, ровесников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Арсиенко Татьяна Владимировна,

учитель- дефектолог

высшей квалификационной категории

Проектные технологии в работе с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями развития    

        В настоящее время все чаще в структуре общеобразовательных дошкольных учреждений  встречаются группы для детей со сложными нарушениями в развитии. Открытие таких групп  не «дань моде», а  насущная необходимость.

        Основная цель   таких   групп: своевременная систематическая психолого-педагогическая и коррекционная помощь детям, консультативно-методическая поддержка родителей в организации воспитания и обучения ребенка, социальная адаптация и формирование предпосылок учебной деятельности. Достижение максимально возможных результатов в коррекции и развитии детей с учетом их индивидуальных возможностей и способностей, возможность поверить в свои силы, найти друзей, ровесников.

        Рождение ребенка - главное событие семейной жизни. А вот рождение ребенка с нарушениями в развитии часто расценивается и семьей и окружающими, как «горе», «крушение надежд», «тяжкий крест». Появление в семье особого ребенка вызывает комплекс проблем, к решению которых родители не готовы. В результате семья оказывается в трудной жизненной ситуации, для преодоления которой требуется помощь в решении психологических, медицинских, педагогических, социальных, правовых проблем, вызванных появлением ребенка.

         Многие люди, имеющие детей с ограниченными возможностями развития,  по прошествии лет, говорят, что именно рождение особого ребенка, дало их семьям удивительный опыт переосмысления жизни, научило принятию, надежде, вере.

        Многочисленные проблемы медицинского, социального, психологического характера, не всегда правильное отношение окружающих к ребёнку со сложными нарушениями, вызывают необходимость оказания активной психолого-педагогической поддержки семье  со стороны образовательного учреждения.

        Учитель-дефектолог, обеспечивающий образовательный, воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребёнка, родителей и социума, стремится к активному диалогу и широкому взаимодействию с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями развития. Помочь особому ребенку почти невозможно без включения в коррекционную работу его близких.  Совместное участие всех членов семьи в воспитании и обучении ребёнка укрепляет семью, дает ребенку чувство защищенности, а педагогу – поддержку.

         В педагогике, как и в медицине, важен принцип «Не навреди!». Именно поэтому сегодня речь идет не просто об обмене информацией между родителями и педагогами о развитии, успехах и трудностях особого ребенка. Актуальным является включение семьи в жизнь  ребенка со сложными нарушениями в детском саду.

        Выявленная проблема показала  востребованность вопроса о партнерстве учителя- дефектолога с семьями воспитанников. Для более эффективной работы необходимо расширить рамки сотрудничества. Исходя из практического опыта взаимодействие с родителями более эффективно в неформальной обстановке. Поэтому помощь семье заключается в активном воздействии на близких ребенку взрослых с целью изменить позиции в отношении к нему, вооружение родителей адекватными способами коммуникации.

        Чтобы взаимодействие с родителями было продуктивным,  возникла идея использования инновационной  формы работы с учетом современных подходов к организации деятельности дошкольников, позволяющих на практике применить принцип сотрудничества. Не случайно  одним из актуальных способов взаимодействия ребенка и взрослого все чаще называется метод проектов.

        Метод проектов -это способ взаимодействия с окружающей ребенка средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Проектная деятельность осуществляется в пространстве возможностей, где нет четко заданных норм.

        Так же метод проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но так же стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

        Кроме того, использование проектной деятельности способствует развитию креативности учителя- дефектолога, повышению его профессиональной компетентности и, как следствие, повышению качества образовательного процесса в дошкольном учреждении.

        Таким образом, внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проекта способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей особых детей и других членов семьи.

        В связи с этим и возникла необходимость создания проекта «Вместе дружная семья». 

Актуальность: предлагаемый проект направлен на интенсификацию работы с семьей на основе  двустороннего воздействия.

        Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни- основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому.

Цель: укрепить взаимодействие субъектов воспитания детей с ограниченными возможностями развития в совместной реализации образовательного процесса через нетрадиционные формы работы.

Участники проекта: дети с ограниченными возможностями развития,  их родители, педагоги группы.

Задачи:

  1. Интенсификация работы  с семьей на основе инновационных форм работы.
  2. Исследовать семьи воспитанников в целях выявления потребности в образовательных услугах, опыта семейного воспитания и степень включения родителей в деятельность группы.
  3. Формировать у детей представления о семье, воспитывать любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.
  4. Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо- поисковую деятельность.
  5. Развивать коммуникативные навыки детей.
  6. Обогащать детско- родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
  7. Совершенствовать стиль партнерских отношений.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  1. Знание детьми информации о своей семье.
  2. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
  3. Умение организовать элементы сюжетно- ролевых игр на основе имеющихся знаний о семье.
  4. Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.

Разработка проекта:

  1. Ознакомительный этап.
  1. Донести до участников проекта важность данной темы: «Вместе дружная семья».
  2. Информационно- аналитическая деятельность ( анкетирование, опросы, выбор индивидуального маршрута, разработка стратегии и тактики).
  3. Создать развивающую среду: подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности (дидактические игры, иллюстрированный материал); подборка музыкального сопровождения.
  4. Подобрать материал для продуктивной деятельности.
  5. Составить перспективный план.

  1. Подготовительный  этап.

Раздел программы        Формы и методы работы

Игровая                         Сюжетно- ролевые игры «Семья», «Дом»,  «День деятельность                рождения»              

                                 Дидактические игры: «Покажи», «Кто у кого»,                                 «Чья ручка», «Назови ласково», «Кого нстало?»

                                    Игра- драматизация по сказке «Репка»

Познавательное             Тематические занятия «Я и моя семья», развитие                                 «Домашние           животные», «Домашние                                         птицы»

Речевое                          Чтение художественной литературы на тему развитие                            «Семья»:  сказки «Три медведя», «Волк и                                         семеро козлят»

Продуктивная               Рисование на тему: «Мой дом»

деятельность                Выставка поделок «Осенняя фантазия»

Работа с                           Выполнение совместной творческой и                 

родителями                        практической работы   на тему «Вместе дружная                                семья»

                                           Фотовыставка «Счастливый выходной день»

III. Основной.

Представление программы проекта «Вечер дружной семьи» (досуг).

Цель: привлечь внимание к семье, показать ее ценность для каждого человека.

Задачи:

  1. Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии  с родителями.
  2. Укрепить привязанность к членам своей семьи, формировать нравственное отношение к семейным традициям.
  3. Вовлечь родителей в совместную с детьми деятельность.
  4. Развивать творческие способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности.
  5. Обогащать родительско - детские отношения.

План проведения:

  1. Выступление педагога.
  2. Представление родителями и детьми собственных проектов «Моя семья».
  3. Фотоконкурс «Счастливый выходной день»
  4. Игровая часть программы для взрослых и детей.
  5. Награждение номинантов.

Итоги реализации проекта.

        За сравнительно короткое время реализации проекта уровень сформированности  положительного образа семьи у детей значительно повысился.

Результаты проекта:

  1. Каждая семья оформила презентацию «Моя семья».
  2. Многие родители проявили творчество при выполнении задания.
  3. Готовясь к выставке «Осенняя фантазия», дети вместе с родителями подбирали материал, изготавливали поделки.

Новизна:

        Особенность проекта в том, что вместе с семьей ребенок с ограниченными возможностями развития, не только познает, осваивает новое, но и трудится, и активно отдыхает. Работа проходит в одной команде «Педагоги-дети-родители», где родители становятся активными участниками жизни детей в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.

Представлен опыт работы с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями....

Социально-психологические аспекты работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях Лекотеки.

Формирование информационной компетентности родителей - первая задача специалистов СРП и Лекотеки, и наиболее доступная. Разные формы работы, всегда проводящиеся с участием родителя, дают много в...

Дистационное консультирование и обучение семей имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Дистанционное консультирование и обучение семей имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).В последние годы большую популярность приобретает виртуальное общение. Данное направлен...

Модель работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Число детей с отклонениями в развитии, поведении, с трудностями в обуче­нии, общении, детей с различными патологическими состояниями (неврозы, пси­хопатии, органические поражения центральной нервной с...

"Организация работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья"

Организация работы  с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья        Рождение ребенка-инвалида нарушает обычную жизнь семьи. Родители чувствуют св...

Работа с семьей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Работа с семьей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья...

Проблематика семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья

Ежегодно в России рождается пятьдесят тысяч инвалидов с детства. Тяжело быть инвалидом в возрасте 20 лет и выше, а еще тяжелее быть им с самого рождения, ведь в детские годы ребенок постигает и учится...