Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности мастера призводственного обучения
материал по информатике и икт на тему
Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности за межаттестационный период Опрышко Наталии Алексеевны мастера производственного обучения Г(О)БОУ НПО ПУ №14 г. Грязи
Скачать:
Предварительный просмотр:
Согласовано Утверждено
на заседании методического объединения на заседании органа управления ОУ
Протокол № _____ от _________________ Протокол № ______ от ____________
Руководитель МО /Чулкова Н.Ю./ Руководитель ОУ /Зыков С.В./
Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности
учителя, преподавателя, мастера производственного обучения НПО, СПО
за межаттестационный период (за последние 3-5 лет)
__________________________Опрышко Наталии Алексеевны____________________________
ФИО
мастера производственного обучения Г(О)БОУ НПО ПУ №14 г. Грязи
должность, предмет, наименование ОУ
1. Динамика образовательных достижений
1.1. Доля обучающихся (в %), получивших положительные отметки по результатам внешнего мониторинга
Предмет | Доля обучающихся (в %), получивших положительные отметки по результатам внешнего мониторинга |
2010-2011 год | 2011-2012 год | год | год |
Производственное обучение/ Учебная практика | 100% | 100% |
Производственная практика | 100% | 100% |
1.2.Доля обучающихся (в %), получивших отметки «4» и «5» по результатам внешнего мониторинга
Предмет | Доля обучающихся (в %), получивших отметки «4» и «5» по результатам внешнего мониторинга |
2010-2011 год | 2011-2012 год | год | год |
Производственное обучение/ Учебная практика | 73% | 80% |
Производственная практика | 80% | 87% |
1.3. Доля обучающихся (в %), получивших положительные отметки по результатам внутришкольного контроля
(административные контрольные работы)
Предмет | Доля обучающихся (в %), получивших положительные отметки по результатам внутришкольного контроля (административные контрольные работы) |
2010-2011 год | 2011-2012 год | год | год |
Производственное обучение/ Учебная практика | 87% | 100% |
Производственная практика | 93% | 100% |
1.4. Доля обучающихся (в %), получивших отметки «4» и «5» по результатам внутришкольного контроля
(административные контрольные работы)
Предмет | Доля обучающихся (в %), получивших «4» и «5» по результатам внутришкольного контроля (административные контрольные работы) |
2010-2011 год | 2011-2012 год | год |
Производственное обучение/ Учебная практика | 67% | 73% |
Производственная практика | 71% | 73% |
1.5. Доля выпускников (в %), получивших положительные отметки по результатам итоговой аттестации в форме ЕГЭ
Предмет | Доля выпускников (в %), получивших положительные отметки по результатам итоговой аттестации в форме ЕГЭ |
год | год | год | год |
1.6. Доля выпускников (в %), получивших 70 баллов и выше по результатам итоговой аттестации в форме ЕГЭ
Предмет | Доля выпускников (в %), получивших 70 баллов и выше по результатам итоговой аттестации в форме ЕГЭ |
год | год | год | год |
1.7. Доля обучающихся (выпускников) (в %), получивших положительные отметки по итогам учебного года
Предмет | Доля обучающихся (выпускников) (в %), получивших положительные отметки по итогам учебного года |
2010-2011 год | 2011-2012 год | год | год |
Производственное обучение/ Учебная практика | 100% | 100% |
Производственная практика | 100% | 100% |
1.8. Доля обучающихся (выпускников) (в %), получивших отметки «4» и «5» по итогам учебного года
Предмет | Доля обучающихся (выпускников) (в %), получивших отметки «4» и «5» по итогам учебного года |
2010-2011 год | 2011-2012 год | год | год |
Производственное обучение/ Учебная практика | 87% | 93% |
Производственная практика | 93% | 100% |
1.9. Дополнительная аналитическая информация к п. 1.1. - 1.8
- анализ представленных в таблицах результатов;
- дополнительные факты, свидетельствующие о результативности деятельности педагога (поступление в вузы, ссузы, наличие медалистов и т.п.).
НПО имеет свои особенности процесса обучения и воспитания, так как работать приходиться с категорией подростков, которая имеет удовлетворительные оценки в аттестате об основном общем образовании, но в силу своих способностей не могут продолжать обучение в школе. Ребята поступили в училище с целью освоить рабочую профессию.
Внешний мониторинг проводился работодателем во время прохождения производственной практики.
Качество знаний обучающихся выше среднего по училищу.
На протяжении всего представленного периода неуспевающих обучающихся нет.
Качество знаний по предметам остается стабильным, а в некоторых случаях наблюдается динамика повышения.
ЕГЭ по данным предметам не предусмотрено.
В качестве основного показателя уровня знаний и умений используется традиционная пятибалльная система, а с 2011-2012 учебного года согласно новым ФГОС формой аттестации по учебной и (или) производственной практике является дифференцированный зачет, выставляется на основании данных аттестационного листа (характеристики профессиональной деятельности обучающегося на практике) с указанием видов работ, выполненных обучающимся во время практики, их объема, качества выполнения в соответствии с технологией и (или) требованиями организации, в которой проходила практика.
Каждый из обучающихся по-разному осваивает знания и умения, поэтому и система обучения состоит из разных способов контроля. Общий уровень успешности по предмету складывается не только из успеваемости на уроках, но и по результатам выполнения домашней работы, активности обучающихся во внеклассной работе. Чтобы полученные знания и умения достигли уровня сформированной компетенции, необходимо принимать во внимание все формы работы обучающихся, их назначение и качество выполнения. Системная работа по использованию преподавателем современных педагогических технологий в образовательном процессе привела к тому, что успеваемость по предметам профессионального цикла в группах возросла до 100%.
2. Познавательная активность обучающихся по предмету
2.1. Наличие обучающихся – участников и призеров предметных олимпиад, конкурсов, спортивных соревнований, смотров
Наименование мероприятий | Уровень | 2010-2011уч. г. | 2011-2012уч. г. | уч. г. | уч. г. |
Кол-во участников | Кол-во призеров (1-3 место) | Кол-во участников | Кол-во призеров (1-3 место) | Кол-во участников | Кол-во призеров (1-3 место) | Кол-во участников | Кол-во призеров (1-3 место) |
I. Олимпиады (название) | Международные |
Всероссийские |
Региональные |
Муниципальные |
На уровне ОУ |
II. Конкурсы (название) Конкурс профмастерства «Лучший оператор ЭВМ» | Международные |
Всероссийские |
Региональные |
Муниципальные |
На уровне ОУ | 14 | 3 | 15 | 3 |
III. Спортивные соревнования (название) | Международные |
Всероссийские |
Региональные |
Муниципальные |
На уровне ОУ |
IV. Смотры (название) | Международные |
Всероссийские |
Региональные |
Муниципальные |
На уровне ОУ |
2.2. Исследовательская, проектная деятельность по предмету и внеклассная работа
2.2.1. Участие обучающихся в конференциях:
Уровень | уч. г. | уч. г. | уч. г. | уч. г. |
Кол-во участников | Кол-во призеров (1-3 место) | Кол-во участников | Кол-во призеров (1-3 место) | Кол-во участников | Кол-во призеров (1-3 место) | Кол-во участников | Кол-во призеров (1-3 место) |
Международные |
Всероссийские |
Региональные |
Муниципальные |
На уровне ОУ |
2.2.2. Участие обучающихся в проектах:
Уровень | уч. г. | уч. г. | уч. г. | уч. г. |
Кол-во участников | Кол-во призеров (1-3 место) | Кол-во участников | Кол-во призеров (1-3 место) | Кол-во участников | Кол-во призеров (1-3 место) | Кол-во участников | Кол-во призеров (1-3 место) |
Международные |
Всероссийские |
Региональные |
Муниципальные |
На уровне ОУ |
2.3. Работа постоянно действующих факультативов; кружков; курсов по выбору, которыми руководит аттестуемый педагог (целесообразность работы кружков, факультативов, курсов по выбору, влияние данной деятельности на результаты обучения и воспитания).
Название факультатива, кружка, курса по выбору | 2010-2011 уч. г. | 2011-2012 уч. г. | уч. г. | уч. г. |
Кол-во участников | Сохранность контингента (%) | Кол-во участников | Сохранность контингента (%) | Кол-во участников | Сохранность контингента (%) | Кол-во участников | Сохранность контингента (%) |
«Основы работы в Word» | 11 | 100% | 15 | 100% |
Приобщая учеников к информационной культуре, преподаватель не ограничивается только рамками урока производственного обучения. Для достижения наибольшего результата использует разнообразные формы внеурочной деятельности.
В 2010-2011 учебном году Опрышко Н.А. разработала программу факультатива «Основы работы в Word» по учебной дисциплине «Программное обеспечение электронно-вычислительных машин» для обучающихся по профессии «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин». С 2010 г. по данной программе мастером п/о и преподавателем спецдисциплин ведется кружковая работа. Основным направлением работы кружка является помощь в подготовке творческих работ, выпускных квалификационных работ. Материал для кружка распределен таким образом, что каждое занятие представляет собой целостное смысловое, содержательное, логическое единство. Это позволяет лучше поддерживать интерес обучающихся. Занятия приобщают подростков к предметам профессионального цикла, а также прививают интерес и любовь к осваиваемой профессии. Обучающиеся успешно овладевают не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивают более сложный уровень знаний по предмету.
Актуальность занятий с кружковцами очевидна: в настоящее время уже нельзя считать себя образованным человеком, если не иметь навыков работы с компьютерными технологиями, не иметь представлений о приемах поиска нужной информации в компьютере, сети и т.д. Более того, во всех учреждениях и компаниях одним из самых серьезных вопросов является - выбор специалиста, владеющего компьютером.
2.4. Дополнительная аналитическая информация к п. 2.1 – 2.3 (работа с детьми с особыми потребностями; роль педагога в активизации познавательной деятельности обучающихся; роль активизации познавательной деятельности в достижении образовательного результата и др.).
Наиболее значимым мотивом, выражающим прямое отношение к той или иной профессии, являются познавательные интересы, потребности каждый раз овладевать чем-то новым.
Перед системой профтехобразования поставлена серьёзная задача: подготовка квалифицированных кадров и развитие личности будущего рабочего, который сможет свободно ориентироваться в различных системах производства, сумеет себя проявить в условиях рыночной экономики, проявлять профессиональную самостоятельность, сможет рационально планировать и организовать свой труд, осуществлять самоконтроль своим действиям и поступкам.
Организация и обучение подростков самостоятельным работам органически связаны в целом с постановкой производственного обучения, его содержанием, методами, организационными формами.
Мастер в своей работе использует несколько уровней формирования самостоятельных работ учащихся в период производственного обучения. Одна из наиболее простых форм творческой самостоятельности – это деятельность по ранее заданным схемам. Еще более высокий уровень самостоятельности отмечается тогда, когда обучающийся, решая поставленные перед собой задачи, без помощи мастера овладеет новыми знаниями, вырабатывает новые умения, самостоятельно овладевает упражнением.
Первый уровень самостоятельности. Основой работы мастера производственного обучения при подготовке к проведению уроков стал комплексный подход к подбору методов обучения и дидактических материалов для организации активной, познавательной и практической деятельности учащихся. После проведения вводных занятий обучающиеся осваивают программу производственного обучения, овладевают комплексом умений и навыков, включаются практически в учебно-производственный процесс. Труд подростков на этом периоде пока еще носит тренировочный, воспроизводящий характер, но по мере продвижения в усвоении отдельных операций он все более становится универсальным и усложняется. Обучение ведется преимущественно по готовым инструкциям, показанным приемам работы. В этот период обучения закладываются основы бедующей профессии и внимание к обучению обучающихся должно быть особым.
Второй уровень самостоятельности. Накопленный обучающимися опыт выполнения операционных и несложных первоначальных комплексных работ в подготовительный период составляет важнейший фундамент для освоении профессии. В этот период совершенствуются организация труда, повышается уровень планирования и самоконтроля. Воспроизводящая деятельность преобразуется в творческую. Подробный и тщательный инструктаж подростков в начальный период обучения заменяется их самостоятельной работой по технологической документации. В этот период мастер шире организовывает упражнения по составлению рациональных приёмов выполнения учебного задания.
Третий уровень самостоятельности. Производственное обучение включает и период технологической практики на предприятиях. Особой заботой мастера производственного обучения в это время становится организация и выполнение программы предвыпускной практики. Профессиональная самостоятельность обучающихся направляется на овладение новой техникой и технологией, новыми материалами, экономикой и организацией производства. Мастер производственного обучения постоянно направляет подопечных на путь рационализаторской работы, дает рекомендации, указывает техническую литературу и справочники. На производственной практике считает полезным доверять инструктаж самим практикантам. Они должны не только рассказать, но и показать процесс выполнения задания. Такая организация обучения активизирует мышление обучающихся, повышает самостоятельность в выполнении учебного процесса.
Самой высокой оценкой самостоятельности становится выполнение пробных и проверочных работ, защита письменной квалификационной работы. 90% рабочего времени обучающихся мастером отводится на практическое выполнение работ.
Использование на занятиях инструкционно-технологических карт позволяет рационально организовать самостоятельную деятельности подростков, так как в них дается последовательность выполнения операции, технические условия на их выполнение, перечисляется применяемое оборудование. При использовании технологических карт отрабатывается умение действовать по предложенному алгоритму, схеме.
Самоконтроль учащиеся выполняют также по критериям оценки, отраженным в инструкционных картах, с помощью письменных инструкций, необходимых данных, указанных в технических условиях.
Для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках, педагог предоставляет учебный материал в мультимедийном и интерактивном виде. Такой материал представлен в виде:
презентаций (с их помощью иллюстрируется материал, а также предоставляется возможность самостоятельно изучать, что более значимо);
компьютерных тренажеров (обучающимся предоставляется возможность самостоятельно отрабатывать навыки печатания на ПК);
интерактивных программ, тестов (чем больше участия принимает ученик в процессе обучения, тем больше значимости обретают полученные знания, умения и навыки);
тестовых заданий, с помощью которых можно охватить всю группу;
графических демонстрационных материалов (это могут быть как обычные плакаты, стенды, раздаточные материалы, а также изображения, которые обучающийся сам найдёт и просмотрит на ПК).
В работе с обучающимися мастер использует разнообразные методы и приемы, позволяющие сделать непосредственную образовательную деятельность познавательной, увлекательной, разнообразной и интересной (проектные методы, метод управления, метод поощрения, метод внушения, методы контроля и самоконтроля, модульное и блочно-модульное обучение,практические задания, анализ и решение проблемных ситуаций и т.д.).
3. Удовлетворенность организацией образовательного процесса (по предмету)
3.1. Результаты опросов, анкетирования, рейтинг предмета, жалобы со стороны детей и родителей, административные взыскания.
Жалоб со стороны обучающихся и родителей нет. Взысканий со стороны администрации не имеет. Отзывы родителей и обучающихся также говорят о положительном отношении к преподаваемым педагогом предметам. О повышенном интересе к профессии «Оператор ЭВМ» (или «Мастер по обработке цифровой информации») свидетельствует и рост числа учащихся, занимающихся в кружке «Основы работы в Word».
3.2. Наличие благодарностей, поощрений.
Уровень | уч. год | уч. год | уч. год | уч. год |
Международные |
Всероссийские |
Региональные |
Муниципальные |
На уровне ОУ |
3.3. Наличие наград.
Уровень | уч. год | уч. год | уч. год | уч. год |
Отраслевые |
Государственные |
4. Деятельность педагога по воспитанию обучающихся
4.1 Воспитание позитивного отношения обучающихся к общечеловеческим ценностям посредством содержания, форм и методов воспитательной работы. Создание условий для формирования их социальной компетентности.
Важнейшая воспитательная задача в системе НПО — воспитание социально зрелой, активной личности современного рабочего высокой квалификации. Этой задаче должны быть подчинены постановка и подготовка обучающихся по профессии, и организация работы в мастерских, и проведение учебных и производственных практик.
В сфере НПО центральной фигурой в воспитательном процессе является мастер производственного обучения, который формирует не только широкие и глубокие профессиональные знания, умения и навыки, но и воспитывает у будущих молодых рабочих широкий диапазон социальных, нравственных, интеллектуальных, морально-волевых качеств.
Для того чтобы учебно-воспитательная работа с обучающимися, её содержание, формы и методы находились в полном соответствии с постоянно меняющимся характером и условиями их учебно-трудовой деятельности, необходимо дифференцировать её по отдельным периодам обучения.
Дифференциация воспитательных задач дает мастеру производственного обучения возможность определять не только цели, задачи и содержание текущей и перспективной деятельности, но и более предметно осуществлять контроль на каждом этапе за результатами учебно-воспитательного процесса, своевременно вносить в него коррективы, раскрывать перед обучающимися смысл той или иной учебной деятельности, перспектив профессионального роста, т.е. формировать у подростков сознательное отношение к учебе, интерес к профессии. На практике планирование воспитательной работы мастером производственного обучения осуществляется только по основным направлениям: привитие трудовых навыков, воспитание бережливости и умение правильно организовывать рабочее место. В соответствии с ними планируется и система воспитательных мероприятий.
Опрышко Н.А.в своей работе старается обеспечивать профессиональное самоутверждение личности обучающегося, формирует устойчивый интерес к избранной профессии.
4.2. Индивидуализация воспитательного взаимодействия.
Индивидуализации воспитательного взаимодействия происходит за счет организации самоуправления в группе, расширенной сети кружков, секций, а также вовлечение в общеучилищные мероприятия.
Участие обучающихся в самоуправлении расширяет сферу применения способностей и умений подростков, дает каждому возможность развить талант, проявить инициативу, найти дело по душе, каждому включиться в общественную жизнь учебного заведения. Вовлечение подростков в различные объединения, кружки, спортивные секции способствует самоутверждению личности в различных сферах деятельности.
Индивидуальный подход мастера к воспитательной работе проявляется в различных методах и приёмах. Развитие индивидуальных способностей подрастающего поколения происходит через включение их в соответствующую деятельность: беседы; консультации; индивидуальная помощь. Задача мастера: распознать обучающегося, открыть его таланты, обнаружить всё ценное, что присуще его характеру. У каждого обучающегося свой темп продвижения по ступеням изучения дисциплины, поэтому педагог дифференцированно подходит к обучающимся, постоянно помогая подтягиваться одним и стимулируя более быстрое продвижение других. Успешность этого процесса зависит от создания мотивов учения, содействия развитию самостоятельности и самодеятельности подростков. Для само- и взаимообучения на уроках производственного обучения мастер организует индивидуальную, парную и групповую работу. Последняя особенно эффективна при условии, что каждый подросток выполняет в группе свою функцию, решает посильную для него задачу, обращаясь, если необходимо, за помощью к другим членам группы.
Главное во всех индивидуальных контактах мастера с подростками - постоянное развитие их положительных нравственных качеств. Стимулирование и углубление стремления к совершенствованию, формированию мировоззрения обучающихся, их жизненной позиции.
Обучающиеся группы посещают музыкальную школу по классу гитара, спортивные секции по легкой атлетике и гиревому спорту, участвуют во всех общеучилищных мероприятия. Посещение спортивных секций повышает общий физический уровень развития подростков, необходимый для осуществления профессиональной деятельности рабочего.
4.3. Воспитательная направленность содержания учебных программ по предмету
Воспитательная направленность содержания учебных программ по предметам профессиональной подготовки осуществляется через воспитание социально зрелой, активной личности современного рабочего высокой квалификации, востребованного на рынке труда.
Профессиональная подготовка осуществляется в условиях, в которых учебная деятельность приобретает личностный смысл, становится источником саморазвития и делает обучающегося субъектом собственного личностно-профессинального становления.
Профессиональное воспитание, осуществляемое в процессе практического обучения обучающихся, во многом способствует решению вопроса о всестороннем, гармоническом развитии личности молодого рабочего. От того, как ставятся и решаются воспитательные проблемы на уроках теоретического обучения, зависят духовные богатства молодого человека, его общая и профессиональная культура, его научно-технический кругозор, совершенство профессиональных знаний.
Воспитательные возможности заключены в содержании используемых материалов, в методической системе обучения, в личности преподавателя и его поведении. Воспитательный потенциал заложен и в системе обучения. Коммуникативное обучение развивает и воспитывает такие качества, как трудолюбие, настойчивость, инициативность, развивает волю, мышление, внимание, память и т.д. Правильно поставленное обучение выбранной профессии способствует развитию всех указанных выше черт личности.
Согласно новым ФГОС воспитательная работа в группе направлена на реализацию общих компетенций (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Организация дополнительных развивающих мероприятий по учебной практике (производственному обучению) и предметам профессионального цикла также способствует реализации главной цели - воспитание конкурентно способного специалиста на рынке труда, умеющего применять на практике знания, грамотно действовать в нестандартной ситуации.
4.4. Методические разработки, пособия, рекомендации, выступления, доклады по организации и проведению воспитательной работы.
Форма | Уровень | Тематика с указанием года |
Методические разработки, пособия, рекомендации по организации и проведению воспитательной работы | Международный Всероссийский Региональный Муниципальный Уровень ОУ | Открытые внеклассные мероприятия «Мы перед матерью все в долгу» -2011; Открытый классный час «Ты и твоя будущая профессия» - 2012; Общеучилищное мероприятие «70 лет НПО» - 2010-2011 год; |
Выступления, доклады по организации и проведению воспитательной работы | Международный Всероссийский Региональный Муниципальный Уровень ОУ | Выступление на общей линейке «Пивной алкоголизм» - 2010-2011 год; Выступление на общей линейке «Незнание закона не освобождает от ответственности» - 2010-2011 год; Выступление на общей линейке «Уважайте матерей» - 2011-2012 год; Выступление на МО преподавателей спецдисциплин «Нравственное воспитание на уроках профессионального цикла» - 2011-2012 год. |
За время работы накоплен разнообразный методический материал. В методической копилке есть конспекты уроков, разработки внеклассных мероприятий, выступления на педсоветах, методических объединениях, родительских собраниях, анкеты для родителей и учащихся, рекомендации.
5. Условия, обеспечивающие результат
5.1. Проектирование и прогнозирование образовательного процесса
5.1.1. Учебно-методический комплекс (УМК) и обоснование его выбора педагогом.
Киселёв С.В. Оператор ЭВМ: учебник для нач. проф. образования - М.: Академия, 2007
В учебнике представлена информация по аппаратному и программному обеспечению современных персональных компьютеров. Рассмотрены операционные системы (DOS, Windows), офисные программы (Word, Excel, Access), специализированные программы обслуживания персональных компьютеров (программы-утилиты, архиваторы, антивирусы и т.д.). Уделено внимание диагностике неисправностей, отказам и сбоям в работе. Даны основы сетевых технологий (локальные сети, Интернет), а также аппаратной и программной поддержки мультимедиа.
Могилёв А.В., Листрова Л.В., Технология обработки текстовой информации. Технологии обработки графической и мультимедийной информации, СПБ, «БХВ-Петербург», 2010
Книга охватывает темы: "Средства информатизации. Телекоммуникационные технологии", "Методы программирования. Компьютерные вычисления". В книге рассмотрены: принципы и технологии автоматизированной обработки текстовой информации, текстовые редакторы и их возможности, издательские технологии и терминология, гипертекстовое представление информации. Описаны системы автоматического анализа и синтеза текста (лингвистические, распознавания речи и др.), системы автоматизированного перевода. Раскрыты понятия мультимедиа и медиакультуры, компьютерной графики и дизайна, описана работа с графической, звуковой и видеоинформацией, рассмотрены мультимедийные презентационные технологии. По каждой рассматриваемой теме предлагаются контрольные вопросы, темы для рефератов и докладов, вопросы для обсуждения, задачи и упражнения, лабораторные работы.
Свиридова М.Ю. Информационные технологии в офисе. Практические упражнения: учебное пособие для нач. проф. образования. - М.: Академия, 2007.
В учебном пособии для приобретения практических навыков изложены основные приемы работы с наиболее востребованными прикладными офисными программами: текстовым редактором MS Word 2003 и электронными таблицами MS Excel 2003. Рассмотрены особенности работы в операционной системе Windows XP и способы управления файловой системой компьютера. Для учащихся учреждений начального профессионального образования.
Свиридова М.Ю. Электронные таблицы Excel. Учебное пособие. - М.: Академия, 2007.
Представлены основные понятия и правила работы с табличным процессором Microsoft Excel 2003. Подробно описан процесс создания и редактирования таблиц, а также особенности их оформления. Отдельный раздел посвящен расчетам в электронных таблицах. Рассмотрены различные средства автоматизации работы и повышения эффективности использования программы. Описана работа с автофигурами, шаблонами, диаграммами. Для учащихся учреждений начального профессионального образования.
Струмпэ Н.В. Оператор ЭВМ. Практические работы. Учебное пособие. - М.: Академия, 2007.
В учебном пособии представлен комплекс практических заданий для самостоятельного выполнения на персональном компьютере, содержит разделы: операционная система Windows, текстовый редактор MS Word, табличный процессор MS Excel, система управления базами данных MS Access, система разработки презентаций MS PowerPoint. Рекомендуется для самостоятельной практической работы учащихся за персональным компьютером и служит закреплению теоретических знаний, получаемых в рамках изучения дисциплин компьютерного цикла, а также приобретению навыков практической работы за ПК.
Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учебное пособие для студ. сред. проф. образования. 5-е изд. – М.: Академия, 2006.
Учебное пособие предназначено для приобретения практических навыков работы с наиболее часто используемыми в профессиональной деятельности прикладными программами. Содержит задания по основным разделам учебного пособия 'Информационные технологии в профессиональной деятельности' того же автора, изданного в Издательском центре 'Академия'. Эти задания снабжены подробными указаниями для исполнения и уточняющими видами экранов соответствующей программы для наглядности. Для закрепления и проверки полученных навыков практикум содержит дополнительные задания. Максимальный эффект дает параллельное использование учебного пособия и практикума.
Ресурсы сети Internet:
Интернет-Университет Информационных технологий http://www.intuit.ru/
Свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org
http://msdn.microsoft.com/ru-ru/gg638594 - Каталог библиотеки учебных курсов
http://www.dreamspark.ru/- Бесплатный для студентов, аспирантов, школьников и преподавателей доступ к полным лицензионным версиям инструментов Microsoft для разработки и дизайна
Мультипортал http://www.km.ru
Образовательный портал http://claw.ru
http://www.manhunter.ru/webmaster/345_razmeschenie_kontenta_na_html_stranice_poverh_flash.html
http://93.94.223.197/c/document_library/get_file?p_l_id=11021&folderId=27403&name=DLFE-2918.pdf
http://www.webeffector.ru/ (Раскрутка сайтов)
5.1.2. Наличие рабочей программы, ее обоснованность.
Неотъемлемой частью образовательного процесса является практика.
В 2010-2011 учебном году мастером производственного обучения Опрышко Н.А.разработаны рабочие программы по профессии «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин» программа «Производственное обучение» и программа «Производственная практика»
Программа учебной дисциплины «Производственное обучение»
Содержание общеобразовательной подготовки при освоении профессии начального профессионального образования определяется федеральным компонентом среднего (полного) общего образования. Сборник (комплект) учебно-планирующей документации содержит пояснительную записку, рабочий учебный план по профессии, квалификационную и профессиональную характеристику, программы по предметам. Программа учебной дисциплины «Производственное обучение» имеет следующую структуру: пояснительную записку, учебный план, тематический план, список литературы, билеты к экзамену (если предусмотрен экзамен в рабочем учебном плане).
Профессиональная характеристика является составной частью стандарта профессионального образования, раскрывает назначение профессии, уровень квалификации, содержание профессиональной деятельности: её основные виды, а также теоретические основы.
Производственное обучение обучающиеся проходят в кабинете информатики и на предприятии. В кабинете информатики учащиеся осваивают приемы и способы ведения процесса обработки информации на ЭВМ, выполнение ввода-вывода информации с носителей данных, каналов связи, подготовки к работе вычислительной техники и периферийных устройств, ведение установленной документации, работы с клавиатурой, работы в основных операционных системах, осуществление их загрузки и управления, работы в программах-оболочках (файловые менеджеры), выполнение основных операций с файлами и каталогами, управление работой текстовых редакторов, работы с электронными таблицами, ведение обработки текстовой и цифровой информации в них, ввод, редактирование и оформление информации, работы с программами по архивации данных, работы с программами точечной графики, проверки файлов, дисков и папок на наличие вирусов, использование средств защиты информации от несанкционированного доступа и случайных воздействий, использование в работе мультимедийных возможностей ЭВМ, установление причин сбоев в процессе обработки информации и их анализ, устранение программных сбоев, возникающих при работе с ЭВМ и периферийными устройствами, выполнение работы с помощью наиболее распространенных пакетов графических программ.
В конце обучения проводится производственная практика на рабочих местах предприятия.
Обучение заканчивается защитой письменной экзаменационной работы.
Программа «Производственная практика»
Производственная практика является составной частью учебно-воспитательного процесса (УВП), она проводится на завершающем этапе обучения, на рабочих местах в организациях и предприятиях различных организационно-правовых форм на основе прямых договоров, заключаемых между организациями, предприятиями и Государственным областным образовательным учреждением начального профессионального образования профессиональным училищем № 14 г. Грязи.
Целью производственной практики является производственное обучение на штатных рабочих местах и подготовка обучающихся к самостоятельной высокопроизводительной работе по осваиваемой профессии «Оператор электронно-вычислительных машин», а также совершенствование знаний и практических умений, полученных обучающимися в процессе производственного обучения, освоения производственных навыков и умений, новых компьютерных технологий.
Производственная практика по профессии «Оператор электронно-вычислительных машин» проводится на первом курсе обучения на предприятиях города и области, в конце второго полугодия в количестве 560 часов.
Руководство производственной практикой учебной группы осуществляет преподаватель или мастер производственного обучения, назначенный приказом директора Г(О)ОУНПОПУ №14, который несет ответственность за выполнение программы практики.
Руководителем производственной практики непосредственно на предприятии является лицо, назначенное приказом руководителя предприятия из числа инженерно-технических работников или опытных высококвалифицированных рабочих.
С учащимися обязательно проводится инструктаж по технике безопасности, электробезопасности и пожарной безопасности непосредственно на предприятии, т. е. на рабочем месте практиканта.
Продолжительность рабочего дня учащегося во время производственной практики определяется согласно трудовому законодательству из расчета 36 часов в неделю при возрасте 16-18 лет, и до 40 часов в неделю при возрасте старше 18 лет.
Учебные дисциплины «Производственное обучение» и «Производственная практика» предусматривают, согласно Стандарту начального профессионального образования использование следующих уровней:
1 уровень - узнавание изученных ранее объектов, свойств, процессов и выполнение профессиональной деятельности с опорой (подсказкой);
2 уровень - самостоятельное выполнение (по памяти) типовой деятельности;
3 уровень - создание и выполнение алгоритма нетиповой деятельности.
Программы составлены в соответствии с требованиями Госстандарта НПО к уровню, содержанию и качеству подготовки выпускников по профессии «Оператор электронно-вычислительных машин» ОСТ 9 ПО 02.1.9-2002.
Во время прохождения производственной практики учащийся ведет дневник учета выполненных работ за каждый рабочий день. Руководитель практики от предприятия должен оценивать ежедневную работу учащегося и выставлять соответствующую оценку в дневник. По окончании практики учащемуся выдается производственная характеристика, где дается оценка уровня профессиональных качеств учащегося.
Учащийся выполняет выпускную практическую квалификационную работу и пишет экзаменационную письменную работу по индивидуальной теме, полученной перед выходом на практику.
В 2011-2012 учебном году согласно новым стандартам мастером производственного обучения Опрышко Н.А.разработана рабочая программа по профессии «Мастер по обработке цифровой информации» «Учебная практика», «Производственная практика».
Все виды практик (УП и ПП) соответствуют требованиям ФГОС. Для каждого вида практики разработаны программы и КОСы (контрольно-оценочные средства), состоящие из плана прохождения практики, характеристики производственных процессов, в которых участвуют обучающиеся, профессиональных компетенций, приобретаемых обучающиеся на практике, содержание отчетов и порядок их защиты.
Заключены договора с базовыми предприятиями для прохождения практик. Руководителем практики является мастер производственного обучения, преподаватель спецдисциплин, руководящий письменной экзаменационной работой.
При сдаче отчета по практике, составленного в соответствии с программой практики, обучающийся представляет отзыв руководителя практики от предприятия, дневник прохождения практики.
Программа «Учебная практика» (производственное обучение) является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО, входящей в состав укрупненной группы профессий 230000 Информатика и вычислительная техника, по направлению подготовки 230100 Информатика и вычислительная техника по профессии 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации в части освоения основных видов профессиональной деятельности (ВПД): ввод и обработка цифровой информации и хранение, передача и публикация цифровой информациии соответствующих им профессиональных компетенций (ПК):
1.1. Подготавливать к работе и настраивать аппаратное обеспечение, периферийные устройства, операционную систему персонального компьютера и мультимедийное оборудование;
1.2. Выполнять ввод цифровой и аналоговой информации в персональный компьютер с различных носителей;
1.3. Конвертировать файлы с цифровой информацией в различные форматы;
1.4. Обрабатывать аудио и визуальный контент средствами звуковых, графических и видео-редакторов;
1.5. Создавать и воспроизводить видеоролики, презентации, слайд-шоу, медиафайлы и другую итоговую продукцию из исходных аудио, визуальных и мультимедийных компонентов средствами персонального компьютера и мультимедийного оборудования.
2.1. Формировать медиатеки для структурированного хранения и каталогизации цифровой информации;
2.2. Управлять размещением цифровой информации на дисках персонального компьютера, а также дисковых хранилищах локальной и глобальной компьютерной сети;
2.3. Тиражировать мультимедиа контент на различных съемных носителях информации;
2.4. Публиковать мультимедиа контент в сети Интернет.
и общих компетенций (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Цели и задачи программы учебной практики (производственного обучения) – требования к результатам освоения программы производственного обучения.
Количество часов на освоение программы учебной практики (производственного обучения):
всего –210/474часов, в том числе: ПМ 1 -108/240 часов. ПМ 2 -102/234 часов.
В рамках ГИА по профессии «Мастер по обработке цифровой информации» разработаны «Аттестационный лист по учебной практике», «Аттестационный лист по производственной практике», «Карта формирования общих компетенций».
В рамках внедрения ФГОС в 2011-2012 учебном году по профессии «Мастер по обработке цифровой информации» разработаны «Типовые задания для оценки освоения МДК 1 «Технология создания и обработки цифровой информации» по производственному модулю ПМ.01 «Ввод и обработка цифровой информации», «Типовые задания для оценки освоения МДК 2 «Технология публикации цифровой мультимедийной информации» по профессиональному модулю ПМ.02 «Хранение, передача и публикация цифровой информации», «Задания для экзаменующихся».
Все рабочие программы по производственным модулям и учебной дисциплине разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии начального профессионального образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в соответствии с образовательной программой ОУ, уставом ОУ, положением о рабочих программах.
5.1.3. Разработка и реализация авторской образовательной программы, прошедшей внешнюю экспертизу:
Наименование образовательной программы | ФИО эксперта, наименование организации, осуществившей экспертизу |
ПМ «Ввод и обработка цифровой информации» | Экспертный совет ЛИРО от 1.07.2011 г. |
ПМ «Хранение, передача и публикация цифровой информации» | Экспертный совет ЛИРО от 1.07.2011 г. |
УД «Охрана труда и техника безопасности» | Экспертный совет ЛИРО от 1.07.2011 г. |
Данной экспертизе предшествовало экспертное заключение сертифицированного специалиста Кардаш Р.Ф., зам. директора по учебно-методической работе ПЛ №21 г. Липецка и рецензия работодателя ЗАО «Корпорация «ГРИНН» в лице директора филиала Гипермаркет «Линия» Яблокова М.О.
5.1.4. Участие педагога в разработке Программы развития образовательного учреждения.
Мастер производственного обучения участвует в Программе развития образовательного учреждения. Вся работа направляется на реализацию общеучилищной программы, единой областной темы «Методическое сопровождение и внедрение ФГОС». Для этого создаются новые программы учебных дисциплин и производственных модулей, КОС (контрольно-оценочные средства), КИМ (контрольно-измерительные материалы).
Опрышко Н.А. в 2010-2011 уч. году участвовала в процедуре лицензирования на право образовательной деятельности по профессии «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин», вместе с ОУ прошла процедуру аккредитации данной профессии на выпуске.
5.1.5. Соответствие дидактических и методических материалов используемому УМК, их систематизация.
Система УМК по предметам как единый комплекс учебных материалов отражает принцип комплексности. Учебно-методические материалы направлены на реализацию ступени образовательного стандарта по предметной области: каждый элемент комплекса дополняет содержание и функциональные возможности другого. Учебные и методические материалы представлены в комплексе в виде бумажных изданий. Комплекс этих материалов отражает необходимые потребности обучающегося и преподаваля предметов профессионального цикла в предмете.
На основе Федерального государственного образовательного стандарта и учебных программ разработаны дидактические и методические материалы:
В 2011 г. разработаны учебный элемент по профессии «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин» на тему «Вставка объектов в презентацию», дидактический материал для уроков теоретического обучения в виде тестов, карточек, практических заданий.
В 2011 г. разработан сборник практических заданий по программному обеспечению ЭВМ «Задания для MS Excel 2003».
В рамках внедрения ФГОС в 2012 г. по профессии «Мастер по обработке цифровой информации» разработаны «Типовые задания для оценки освоения МДК 1 «Технология создания и обработки цифровой информации» по производственному модулю ПМ.01 «Ввод и обработка цифровой информации», «Типовые задания для оценки освоения МДК 2 «Технология публикации цифровой мультимедийной информации» по профессиональному модулю ПМ.02 «Хранение, передача и публикация цифровой информации».
В рамках ГИА по профессии «Мастер по обработке цифровой информации» разработаны «Аттестационный лист по учебной практике», «Аттестационный лист по производственной практике», «Карта формирования общих компетенций».
Весь материал систематизирован по предметам и темам.
5.1.6. Соответствие оснащенности кабинета используемому УМК.
Учебная мастерская оформлена в соответствии с современными требованиями, оснащена учебно – наглядными пособиями, учебным оборудованием, оргтехникой, мебелью. Учебно – методический комплекс соответствует стандартам образования, образовательной программе и УМК по информатике.
Для реализации профессиональных модулей имеются технические средства обучения:
мультимедийный проектор;
проекционный экран;
принтер цветной лазерный;
принтер черно-белый струйный;
компьютерная техника для обучающихся с наличием лицензионного программного обеспечения;
сервер;
блок питания;
источник бесперебойного питания;
наушники с микрофоном;
цифровой фотоаппарат;
видеокамера;
сканер;
колонки.
Оборудованы рабочие места: рабочие места по количеству обучающихся; компьютеры на рабочем месте учащихся с лицензионным программным обеспечением; наушники и микрофон на рабочем месте учащихся.
Разработан Паспорт кабинета «Информатики и информационных технологий».
5.1.7. Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе: лицензионных, созданных самостоятельно; наличие собственного сайта, страницы на сайте ОУ, блога и др.
Опрышко Н.А. при проведении уроков учебной практики (производственного обучения) применяет образовательные и обучающие программы, создает к урокам презентации, использует мультимедийное оборудование для показа презентаций по различным темам разделов изучаемых предметов.
Мультимедиа-технологии в производственном обучении по данной профессии имеют свою рациональность и практическую ценность. Взаимосвязь общеобразовательных и профессиональных знаний позволяет сформировать личность будущего рабочего. Освоение обучающимися современных информационных технологий положительно влияет на овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками. Предполагает взаимодействие преподавателя спецдисциплин, мастера производственного обучения и учащегося.
Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных и контрольных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
Педагогом разработан мини-сайт в социальной сети работников образования nsportal.ru (ссылка на сайт: http://nsportal.ru/ /сайт пользователей/ Опрышко), который используется для взаимодействия с другими преподавателями и для организации учебной деятельности по предметам профессионального цикла, имеется личная страница на бесплатном школьном портале ProШколу.ru (ссылка на сайт: http://www.proshkolu.ru/user/oprishko2003/), где размещены различные методические материалы и разработки по профессиям «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин», «Мастер по обработке цифровой информации» и по внеурочной деятельности.
В образовательном процессе мастер использует электронные образовательные ресурсы:
Официальный сайт Министерства образования и науки http://www.mon.gov.ru/
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/
5.1.8. Дополнительная аналитическая информация (эффективность использования УМК и программ).
5.2. Обеспечение личностно-ориентированного и индивидуального подхода в обучении и воспитании.
В процессе обучения, в воспитательной деятельности мастер использует инновационные модели - целенаправленные организованные ситуации, создавая условия для реализации права личности на индивидуальный творческий вклад, условия сотворчества и сотрудничества. Расширяет социальный опыт детей средствами внеурочной деятельности (экскурсии, предметные недели, общеучилищные праздники).
Становление личности подростков, прежде всего, происходит на уроке. Главная цель мастера производственного обучения– вызвать у обучающихся эмоциональный интерес, создать условия, максимально раскрывающие творческие способности учащихся. Опрышко Н.А. продумывает структуру каждого урока так, чтобы обучающиеся могли открыть для себя новое, обратили внимание на главное, важное, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Постоянно совершенствует интенсивные методы нового образования: самостоятельное «строительство» знаний путём творческого поиска решений и открытий.
Мастер производственного обучения владеет современными образовательными технологиями (проблемное обучение, разноуровневое обучение, проектные методы обучения, исследовательские методы в обучении, обучение в сотрудничестве (групповая работа), информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии).
5.2.1. Организация и использования материала разного содержания, вида и формы.
Стандарт профессиональной подготовки по всем профессиям, реализуемым в Г(О)БОУ НПО ПУ №14 г. Грязи, требует освоение компетенций по предметам профессионального цикла, а подростки, поступающие в училище, как правило, имеют слабую подготовку и полное отсутствие интереса к учебе. Поэтому добиться прочных знаний крайне проблематично. Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у обучающихся интерес к изучаемому предмету и выбранной профессии.
Одним из методов повышения интереса к предметам профессионального цикла является дифференцированный подход к обучающимся.
Задачей мастера является обеспечение поступательного движения обучающихся к более высокому уровню знаний и умений. Для определения уровня знаний ежегодно на первом курсе проводится единый входной контроль. Далее:
Разрабатываются задания дидактического характера двух вариантов: задания варианта 1 соответствуют обязательному уровню профессиональной подготовки, варианта 2 - более сложные.
К урокам составляются дифференцированные карточки, с учетом возможностей учащихся.
Дифференцированно проводится и контроль усвоения материала. Контрольные и самостоятельные работы составляются разноуровневые (на несколько вариантов). Главная задача – проверить степень усвоения обязательного уровня профессиональной подготовки, определенного стандартом образования. Это дает возможность правильно оценить знания обучающихся, судить об их возможностях, сформированных умениях и навыках, способов деятельности.
Разрабатываются задания в форме тестов. Мастер производственного обучения Опрышко Н.А. использует их на различных этапах урока, при проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения. Тесты, созданные самим педагогом, позволяют наиболее эффективно выявлять качество знаний, индивидуализировать задания, учитывая особенности каждого подростка. Использование тестовых заданий позволяет осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения подростков с учетом их уровня познавательных способностей.
В работе с обучающимися Опрышко Н.А. использует разнообразные методы и приемы, позволяющие сделать непосредственную образовательную деятельность познавательной, увлекательной, разнообразной и интересной (проектные методы, метод управления, метод поощрения, метод внушения, методы контроля и самоконтроля, модульное обучение, практические задания, тренинги, дискуссия, самостоятельная работа учащихся на уроке; работа в группах на местах и у доски; анализ конкретных ситуаций; задания на поиск ошибки; индивидуальная форма организации работы учащихся на уроке; анализ и решение проблемных ситуаций, и т.д.)
5.2.2. Создание условий для творчества в учебной и внеучебной деятельности (проявления инициативы, самостоятельности, избирательности в способах работы, естественного самовыражения каждого обучающегося).
В настоящее время возвращается былая актуальность творческой деятельности. Мастер производственного обучения Опрышко Н.А.дает обучающимся возможность проявить себя в творческой деятельности и тем самым помочь развитию положительных качеств их личности. В большинстве случаев у подростков нарушены такие личностные качества, как самостоятельность, настойчивость, самооценка. Участие обучающихся в творческой деятельности в немалой степени способствует развитию этих качеств.
Опрышко Н.А. учит подростков:
• ориентироваться в задании (анализ и условия работы);
• планировать ход работы (последовательность, приемы работы, материалы и инструменты);
• контролировать свою работу (правильность действий, анализ);
• уметь оформить и защитить свои результаты.
Использует в работе индивидуальные, групповые и коллективные формы обучения, которые помогают развитию самостоятельности учащихся, их самоорганизации.
Своей главной задачей считает помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей профессии. Новые педагогические технологии немыслимы без широкого использования новых информационных технологий, и компьютерных в первую очередь. Именно они позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции новых методов образования, реализовать заложенные в них потенциальные возможности.
Для достижения данной цели Опрышко Н.А.свою работу строит следующим образом:
• структурирует содержание программы, выделяет узловые моменты;
• определяет базовый уровень образования, базовый уровень информационной культуры, минимальный уровень знаний, умений, навыков;
• организует совместную деятельность по формированию базовых уровней, используя дифференцированный и индивидуальный подход, обучение в “сотрудничестве”; формирует информационную культуру.
5.2.3. Создание ситуации выбора (использование форм и методов, позволяющих раскрыть субъективный опыт обучающихся; создание условий для свободного высказывания, использования различных способов выполнения заданий; оценка деятельности не только по результату, но и по процессу).
Использование мастером разноуровневых заданий; подбор вопроса-проблемы, постановка которого служит ядром урока, причём вопрос является злободневным, личностно значимым, обращён к обучающимся данной группы, а ответ, разрешение проблемы требуют тщательного изучения материала урока (карточки с заданиями такого типа разработаны мастером); использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего обучающемуся выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания – применение всего перечисленного позволяют раскрыть субъективный опыт обучающихся, создавать условия для свободного высказывания, использовать различные способы выполнения заданий; оценивать деятельность не только по результату, но и по процессу.
Опрышко Н.А. на своих уроках использует в своей работе технологии, способные предоставить подростку возможность выбора, научить его ориентироваться в потоке информации, выбирать и использовать нужную (материалы справочной, энциклопедической литературы, данные компьютерной сети Internet).Применение данных технологий предполагают:
• организацию совместной деятельности;
• взаимопонимание, общение;
• рефлексию, через которую устанавливается отношение обучающегося к собственной работе.
На уроках производственного обучения часто применяет технологии: “обучение в сотрудничестве”, разноуровневое обучение, которые позволяют вносить новое во все компоненты урока, повышать информативность содержания материала, менять виды и формы урока.
5.2.4. Учет индивидуальных показателей здоровья.
Юношеский развивающийся организм имеет свои особенности. Все эти особенности очень важно учитывать при посадке обучающегося за компьютером, а также при проведении занятий как теоретического, так и практического курса.
Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс - это одно из самых рациональных решений сложившихся проблем в образовании.
Определены пути решения проблемы сохранения здоровья подростков:
1. Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс (уровневой дифференциации, индивидуального обучения, программированного обучения, групповых и игровых технологий, укрупнения дидактических единиц, развивающего обучения)
2. Применение активных методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся.
3. Рациональная организация труда учителя и учеников.
4. Создание комфортного психологического климата.
5. Соблюдение СанПиН и правил охраны труда.
6. Чередование различных видов деятельности на уроке.
7. Использование аудиовизуальных средств обучения.
Учебная мастерская расположена на втором этаже, оборудована жалюзи. Компьютеры установлены в соответствии с нормами, исключая до минимума, воздействие электромагнитного излучения на ребенка. Стены окрашены в светло-бежевых тонах. В кабинете всегда светло и свежо. Обучающийся, заходя в такой кабинет, вне всяких сомнений, настраивается на творческую и плодотворную работу.
Поэтапная смена деятельности, разных методов и форм работы не дает подростку утомить свой организм, помогают избежать однообразия на уроках, монотонности, преждевременной усталости.
Огромное значение имеет организация урока. Мастер на уроках производственного обучения строит занятие в соответствии с динамикой внимания обучающихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ. Во избежание усталости обучающихся происходит смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху подростков.
Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки и рациональное распределение ее во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках проектной работы снижает нагрузку обучающихся по домашней работе; разноуровневые задания способствуют повышению здоровья подростков. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание и поиск ошибок, позволяет избежать монотонности на уроке. На каждом занятии мастер проводит физкультминутки (часто использует электронные физминутки для глаз), зрительную гимнастику, эмоциональную разгрузку.
При подготовке и проведении урока Опрышко Н.А. учитывает:
дозировку учебной нагрузки;
построение урока с учетом динамичности обучающихся, их работоспособности;
соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, хорошая освещенность, чистота);
благоприятный эмоциональный настрой;
профилактика стрессов (работа в парах, группах, стимулирование обучающихся);
оздоровительные моменты и смена видов деятельности на уроке, помогающие преодолеть усталость, уныние, неудовлетворительность;
соблюдает организацию учебного труда (подготовка доски, четкие записи на доске, применение ИКТ).
Таким образом, здоровьесберегающие технологии, которые мастер использует на уроках производственного обучения, способствуют укреплению и сохранению здоровья подростков, развивают творческий потенциал, снимают стресс и повышают интерес к урокам.
5.3. Наличие системы внеклассной работы по предмету
5.3.1. Направленность программы (плана) внеклассной работы по предмету.
Внеклассные мероприятия повышают интерес к предмету, побуждают к самостоятельной работе на уроке и к постоянному поиску чего-то нового. Обучаясь или участвуя во внеклассных мероприятиях, подростки познают окружающую действительность, фантазируют, у них появляется возможность раскрыться и выразиться творчески.
Для проведения внеклассной работы Опрышко Н.А. использует следующие формы:
1. Кружковая работа (Кружок «Основы работы в Word»).
2. Индивидуальные занятия.
3. Участие в конкурсах и олимпиадах (подготовка и участие учащихся в олимпиаде по профессии).
4. Неделя науки (неделя состоит из следующих мероприятий: 1-го тура олимпиады, в котором принимают участие все желающие; занимательные кроссворды; открытый урок; 2-ой тур олимпиады, в котором принимают участие победители 1-го тура; внеклассное мероприятие; выпуск газеты с итогами.).
Внеклассные занятия повышают интерес к предмету, побуждают ребят к самостоятельной работе и на уроках производственного обучения, к постоянному поиску чего-то нового.
Созданная преподавателем система внеклассной работы позволяет реализовать следующие задачи:
привить интерес к выбранной профессии;
развить учебные, познавательные интересы обучающихся;
помочь обучающимся осознать социальную, практическую и личностную значимость внеклассных занятий;
сформировать положительную мотивацию участия во внеклассных мероприятиях;
обеспечить эффективное использование обучающимися своих ресурсов;
способствовать созданию благоприятной атмосферы при проведении внеклассных мероприятий;
Правильно поставленная и систематически проводимая внеклассная работа укрепляет знания обучающихся по изучаемым предметам, приобретенные ими на уроках, расширяет кругозор. На таких занятиях происходит развитие информационных, коммуникативных компетенций обучающегося.
Работа организуется на добровольных началах и позволяет обучающимся проявить свой интерес к определенным видам занятий, предусмотренных планом внеклассной деятельности.
Мероприятия включают в себя такие формы организации учебной деятельности, как беседа, игры, викторины, интегрированные занятия, практикумы, конференции, турниры, олимпиады и тренинги.
5.3.2. Интеграция с другими предметами.
В своей работе мастер интегрирует уроки информационных технологий с основами информатики и вычислительной техники, математикой, обществознанием, черчением; уроки по охране труда с обществознанием, безопасностью жизнедеятельности.
Так, изучая электронные таблицы, можно решать задачи математики и физики, строить графики функций, решать уравнения, выполнять приближенные вычисления, моделировать физические процессы. Осваивая сервисы и службы Интернет, обучающиеся узнают интересные мировые факты, знакомятся с мнением литературных критиков, узнают о последних научных достижениях, обрабатывают и систематизировуют найденную информацию. Изучая базы данных, формировуют навыки классификации и структурирования информации и т.д.
5.3.3. Сотрудничество с учреждениями дополнительного образования.
5.3.4. Использование возможностей культурных, научных и др. учреждений района, города и т.д. в организации внеклассной работы.
Преподаватель со своими обучающимися регулярно посещают ведущие предприятия нашего города, в том числе и места, возможные для прохождения производственной практики.
5.3.5. Дополнительная аналитическая информация (анализ эффективности внеклассной работы по предмету).
Внеклассные мероприятия повышают интерес к предмету, побуждают к самостоятельной работе на уроке и к постоянному поиску чего-то нового. Обучаясь или участвуя во внеклассных мероприятиях, подростки познают окружающую действительность, фантазируют, у них появляется возможность раскрыться и выразиться творчески.
2011- 2012 г. – защита обучающимися рефератов по темам: «Создание анимационной графики в растровом формате по заданным условиям», «Создание электронного почтового ящика», «Основные направления государственной политики в области охраны труда, организация службы охраны труда», «Работа с программой Skype».
2012 г. - олимпиадные задания для обучающихся по профессии «Мастер по обработке цифровой информации»
5.4. Профессиональный рост педагога
5.4.1. Непрерывность повышения квалификации:
– Самообразование
Опрышко Н.А. постоянно совершенствуется в своей профессиональной деятельности, изучает и применяет новые технологии обучения, читает методическую литературу, предметные журналы, является активным пользователем Интернет-сайтов. Интересуется вопросами, связанными с органическим внедрением компьютерных технологий в процесс преподавания предметов профессионально цикла и учебных дисциплин.
Тема самообразования «Применение новых компьютерных технологий в процессе внедрения ФГОС» 2012-2013 год.
Цели самообразования:
Повышение профессионального уровня.
Осуществление практико-ориентированной подготовки обучающихся.
Компьютеризация учебного процесса.
План реализации:
Изучить литературу по данным темам:
Принимать участие в научно-практических конференциях.
Изучать опыт учителей – новаторов, методистов, передового опыта.
Участвовать в системе методической работы: провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий; установить творческое сотрудничество с другими преподавателями; изучить передовой опыт учителей района и области по применению технологий; практические выходы (доклады, рефераты) – на занятиях училищного МО, педагогические советы ОУ; взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы, продолжить разрабатывать дидактические материалы, электронные тесты, презентации к урокам.
– Прохождение курсов повышения квалификации:
Наименование учреждения | Название образовательной программы | Количество часов | Дата прохождения курсов | № удостоверения (свидетельства) |
Липецкий институт развития образования | «Теория и методика преподавания общетехнических и специальных дисциплин» | 72 ч. | 2011 г. | 288 |
НП «Центр охраны труда» Липецкой области | «Член комиссии по общим вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда» | 40 ч. | 2011 г. | 43/15 |
Липецкий институт развития образования | «Содержание управленческой деятельности в условиях реализации ФГОС» | 72 ч. | 2012 г. | 723 |
ОСП «ЛФ» ЗАО ТАНДЕР-ГРЯЗИ-3 | Стажировка на предприятии по профессии, соответствующей квалификации (согласно ОК-016-94): оператор электронно-вычисли-тельных и вычислительных машин 4 разряда | 2011 г. |
– Участие в работе конференций, семинаров:
Уровень и название конференции, семинара и др. | Форма участия | Тема выступления | Дата |
– Участие в работе МО:
Год | Вид деятельности | Результаты работы |
2010-2011 | член МО | Повышение профессионального уровня, доклад на МО по обмену опытом с коллегами «Тестирование как средство контроля в производственном обучении», накопление методического материала. |
2011-2012 | член МО | Повышение профессионального уровня, доклад на МО по обмену опытом с коллегами «Роль мастера производственного обучения в формировании ученического коллектива», накопление методического материала. |
– Работа над методической темой:
Год | Наименование темы | Результаты работы |
2010-2011 | Общеучилищная: Повышение мотивации к профессиональному образованию и становление личности | Результаты мониторинга рынка труда, установление связей по социальному партнерству, 100% обеспечение местами производственной практики для обучающихся по профилю выбранной профессии. |
Единая областная: Методическое сопровождение внедрения ФГОС | Прохождение процедуры аккредитации профессии на выпуске, готовность к переходу на обучение по профессии согласно ФГОС. |
2011-2012 | Общеучилищная: Повышение мотивации к профессиональному образованию и становление личности | Упрочнение связей с работодателем, расширение круга социальных партнеров, прохождение производственных практик на оплачиваемых рабочих местах. |
Единая областная: Методическое сопровождение внедрения ФГОС | Создание, рецензирование у работодателя и прохождение экспертизы ЛИРО Профессиональных модулей. |
5.4.2. Участие в профессиональных конкурсах, в т.ч. в конкурсе ПНПО:
Уровень | Наименование конкурса | Итого (с указанием года) |
Участник | Лауреат | Победитель |
Всероссийский |
Региональный |
Муниципальный |
На уровне ОУ | Конкурс профмастерства «Лучший оператор ЭВМ» | 15 | 3 | 1 |
5.5. Участие в реализации образовательных программ, экспериментальных площадок, лабораторий, ресурсных центров:
Уровень | Тема | Год |
Всероссийский |
Региональный |
Муниципальный |
На уровне ОУ | Реализация образовательной программы по профессии «Оператор ЭВМ» Реализация ОПОП (основной профессиональной образовательной программы) по профессии «Мастер по обработке цифровой информации» | 2011 2012 |
5.6. Дополнительная аналитическая информация.
6. Использование современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе
Наименование технологии | Использование (необходимо оценить по 3-х балльной системе) 0 баллов – оцениваемый показатель отсутствует 1 балл – использование элементов технологии 2 балла – использование технологии в полном объеме |
Развивающее обучение | 1 |
Проблемное обучение | 2 |
Разноуровневое обучение | 2 |
Коллективная система обучения (КСО) | 2 |
Технология решения изобретательных задач (ТРИЗ) | 1 |
Исследовательские методы обучения | 1 |
Проектные методы обучения | 1 |
ИКТ | 2 |
Модульное и блочно-модульное обучение | 1 |
Здоровьесберегающие технологии | 2 |
Система инновационной оценки «Портфолио» | 1 |
Технология дистанционного обучения | 0 |
6.1. Дополнительная аналитическая информации (эффективность использования технологий).
7. Обобщение и распространение опыта
7.1. Презентация опыта на различных уровнях:
Форма | Уровень | Тематика с указанием года |
Проведение мастер-классов для педагогов, руководителей | Всероссийский Региональный Межмуниципальный Муниципальный На уровне ОУ | 2011 г. – открытый урок с мультимедийной поддержкой для мастеров производственного обучения с целью обмена опытом по теме «Поиск информации в Интернете». 2012 г. – открытый урок с мультимедийной поддержкой для мастеров производственного обучения с целью обмена опытом по теме «Архивация файлов». |
Выступления на методических объединениях, конференциях | Всероссийский Региональный Межмуниципальный Муниципальный На уровне ОУ | 2011 г. – выступление в ЛИРО, защита итоговой работы в форме мультимедийной презентации по теме «Вставка объектов в презентацию» (учебный элемент по профессии «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин»); 2012 г. – выступление в ЛИРО, защита итоговой работы в форме мультимедийной презентации по теме «Положение об учебной и производственной практике» (в локальный акт) рамках прохождения курсов повышения квалификации |
7.2. Наличие научно-педагогических и методических публикаций
Уровень | Название публикации | Выходные данные |
Место издания, гриф | Название издательства | Год издания |
Международный Всего: |
Всероссийский Всего: | КОС по ПМ «Ввод и обработка цифровой информации» КОС по ПМ «Хранение, передача и публикация цифровой информации» ПМ 01. Ввод и обработка цифровой информации ПМ 02. Хранение передача и публикация цифровой информации УД «Охрана труда» Учебный план УП и ПП по профессии «Мастер по обработке цифровой информации» Факультатив по спецкурсу «Основы работы в Word» Программа производственной практики по профессии «Мастер по обработке цифровой информации» Программа учебной дисциплины «Охрана труда и техника безопасности» по профессии «Мастер по обработке цифровой информации» Календарно-тематическое планирование по УД «Охрана труда Программа учебной дисциплины «Программное обеспечение ЭВМ» Программа «Производственное обучение» Положение о производственном обучениии и производственной практике НПО Учебный элемент «Вставка объектов в презентацию» Доклад по производственному обучению «Содержание работы мастера производственного обучения» Доклад мастера п/о «Роль мастера производственного обучения в формировании ученического коллектива» Презентация на тему «День матери» Положение о проведении конкурса профмастерства в НПО | в социальной сети работников образования nsportal.ru (ссылка на сайт: http://nsportal.ru/ /сайт пользователей/ Опрышко) на личной странице на бесплатном школьном портале ProШколу.ru (ссылка на сайт: http://www.proshkolu.ru/user/oprishko2003/) | 2012 г. |
Региональный Всего: |
Муниципальный Всего: |
На уровне ОУ Всего: |
7.3. Дополнительная аналитическая информация (влияние обобщения и распространения собственного опыта на профессиональный рост и образовательный результат).
8. Взаимодействие с родителями и представителями социума
8.1. Участие родителей и общественности в родительских собраниях.
Среди воспитанников Г(О)БОУ НПО ПУ №14 г. Грязи много трудных подростков, из неблагополучных семей, из неполных семей. Поэтому работа с родителями требует специфического подхода. Решая задачу по воспитанию подрастающего поколения, мастер работает в тесном содружестве с родителями обучающихся во внеурочной деятельности, держит их в курсе успехов и неудач детей. Проводит встречи с родителями, используя основные формы родительских собраний: собрание-лекторий; тематическая дискуссия с приглашением специалистов; консультация со специалистами. Посещает проблемных обучающих на дому, проводит индивидуальные беседы и с подростками, и с родителями, пытаясь, привлечь внимание родителей к воспитанию их детей.
Есть в группе обучающихся родители, которые принимают активное участие в жизни своих детей, помогают в проведении училищных и групповых мероприятий. Мастер строит свою работу в тесном сотрудничестве с каждым родителем.
Благодаря такой организации внеклассной деятельности и тесного сотрудничества с родителями, обучающиеся мастера Опрышко Н.А. являются активными участниками общешкольных мероприятий, нередко занимают призовые места.
8.2. Привлечение родителей к различным видам деятельности, к управлению образовательным процессом.
Для более успешной социальной адаптации воспитанников мастер производственного обучения проводит классные часы совместно с родителями, на которых сами родители делятся с ребятами жизненным и профессиональным опытом, тем самым внося значительный вклад в профориентационную работу с группой. Также родители привлекаются к совместной работе, а именно, помогают в трудоустройстве обучающихся на производственную практику.
8.3. Использование возможностей социума в реализации образовательных задач.
9. Другие информационные и аналитические данные, свидетельствующие о результативности деятельности педагога
В 2011-2012 учебном году двое обучающихся по профессии «Мастер по обработке цифровой информации» на выпуске получили красный диплом.
10. Рекомендация руководителя ОУ о соответствии уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к квалификационной категории (первой или высшей)
Администрация Г(О)БОУ НПО ПУ №14 г. Грязи рекомендует аттестовать Опрышко Наталию Алексеевну на первую ква-лификационную категорию по должности мастера производственного обучения.
«____» октября 2012 г. __________________________
подпись руководителя ОУ
С аналитическим отчетом ознакомлен (а) __________________________
подпись аттестуемого
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности
Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности за межаттестационный период Опрышко Наталии Алексеевн ы преподавателя спецдисциплин Г(О)БОУ НПО ПУ №14 г. Грязи...
Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности
отчет о результатах работы...
Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности Хертек А-Х.В 2013г
аналитический отчет о результатах педагогической деятельности Хертек Анай-Хаак Викторовны 2013г...
Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности учителя швейного дела за межаттестационный период (за последние 3-5 лет) ГБ(О)С(К)ОУ С(К)О школы- интерната VIII вида №4 Харчиковой Натальи Владимировны
Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности учителя швейного делаза межаттестационный период (за последние 3-5 лет)ГБ(О)С(К)ОУ С(К)О школы- ин...
Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности
Аналитический отчет о результатах педагогической деятельностиБудаакай Надежды Дуктуговны, учителя математика и физики, МБОУ ООШ с.Усть-Хадын...
Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности
Аналитический отчет учителя биологии и химиии...