Работа с текстом В.А. Сухомлинского "Легенда о материнской любви" как способ формирования читательской грамотности обучающихся"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Работа направлена на формирование читательской грамотности оюучающихся и на подготовку к сочинению-рассуждению 9.3.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 136.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Работа с текстом В.А. Сухомлинского «Легенда о материнской любви» как способ формирования читательской грамотности обучающихся
Класс: 8 класс
Цель: научится анализировать текст, сформировать у школьников навыки написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 8 классе (выполнение задания 9.3).
Планируемые результаты:
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме, восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; анализ, умение доказывать;
личностные УУД: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке действий, поступков;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа.
Средства обучения: компьютер, интерактивная доска, презентация, памятки.
Ход урока
- Организационный момент:
1) Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Давайте определим своё настроение, настрой на работу
2) Эмоциональный настрой.
- Что вы видите на картине Луизы Виже-Лебрен «Материнская любовь»?
-Какую тему мы будем сегодня обсуждать?
-Что такое «материнская любовь?
- Сформулируйте тему урока, какие цели поставим перед собой?
(написание сочинения-рассуждения)
- Постановка учебных задач.
- А что мы должны вспомнить, чтобы правильно написать сочинение?
- Вспомните структуру сочинения-рассуждения: из скольких частей состоит?
Перед вами чистые листы. Ваша задача соотнести термин и лексическое значение.
Что такое тезис?
Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.
-А что такое аргументы? Сколько их должно быть в экзаменационном сочинении?
Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.
-А вывод, по вашему мнению, для чего нужен?
Вывод–это заключение, итог проведённого рассуждения.
- Итак, мы повторили основные понятия, необходимые для выполнения нашего задания.
-Давайте вспомним формулировку задания 9.3
- Какие требования выдвигаются? (не менее 70 слов, 2 аргумента, аккуратным разборчивым почерком, не пересказ)
Мы познакомились с заданием 9.3. Можем приступать к работе над сочинением.
Помните, что на любом этапе работы вы можете пользоваться орфографическими словарями, чтобы предупредить появление ошибок.
- Переходим к 1 этапу нашей работы.
- Основная часть
- 1 шаг – восприятие информации, содержащейся в тексте.
Учащимся предлагается текст В.А. Сухомлинского «Легенда о материнской любви».
Выразительное чтение текста учеником
ТЕКСТ 1. Легенда о материнской любви
(1) Был у матери единственный сын.(2) Женился он на девушке изумительной красоты.
(3)Но сердце у девушки было чёрное, недоброе. (4)Привёл сын молодую жену в дом. (5)Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: "Пусть не заходит мать в хату, посели её в сенях".
(6)Поселил сын мать в сенях, запретил ей в хату заходить... (7)Но мало показалось снохе и этого.(8) Говорит она мужу: "Чтобы и духом матери не пахло в хате".
(9)Поселил сын мать в сарай. (10)Только по ночам выходила мать на воздух.
(11)Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая.
(12)Рассвирепела жена, прибежала к мужу: "Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из её груди сердце и принеси мне". (13)Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовало его невиданная красота жены.(14) Говорит он матери: "Пойдёмте, мама, покупаемся в реке».(15) Идут к реке каменистым берегом. (16) Споткнулась мать о камень.(17) Рассердился сын: «Смотрите под ноги. (18) Так мы до вечера будем идти к реке".
(19) Пришли, разделись, искупались. (20) Убил сын мать, вынул из её груди сердце, положил на кленовый листок, несёт. (21) Трепещет материнское сердце.
(22) Споткнулся сын о камень, упал, ударился, упало горячее материнское сердце на острый утёс, окровавилось, встрепенулось и прошептало: "Сыночек, не больно ли ты ушиб колено? (23) Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место".
(24) Зарыдал сын, схватил материнское сердце в ладони, прижал к груди, возвратился к реке, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами.(25) Понял он, что никто не любил и не может любить его так преданно и бескорыстно, как родная мать.
(26) Столь огромной была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына счастливым, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мама и прижала голову сына к груди. (27) Не мог после этого сын возвратится к жене, постылой стала она ему. (28) Не вернулась домой и мать.
(29) Пошли они вдвоём степями и стали двумя курганами. Каждое утро восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов...
В.А.Сухомлинский.
- 2 шаг – осмысление прочитанного
- Предлагаю начать с словарной работы.
Ведущим словом в тексте является «Мама».
Прием понятийных вопросов
- Что включает в себя понятие «мама»? Какие обращения встречали в литературе? А как мы будем говорить о Маме?
Прием «Кластер»
Кластер № 1
с благодарностью с восхищением с радостью | МАМА | с любовью с почтением с уважением с теплотой |
- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «Мама»?
Кластер №2
Каждый ученик записывает в центре листа «мама», вокруг него записывает ассоциации.
начало жизни чистота
продолжение рода …..мама…….. счастье
нравственность тепло
духовность сердце
верность любовь
Прием «Работа с пословицами и поговорками о маме»
- Подберите пословицы, поговорки, можно фразеологические обороты о маме (задание индивидуальное)
Примерный ответ:
Пословицы о материнской любви.
Какие пословицы вы знаете о матери? Можете привести?
Что мать в голову вобьет, того и отец не выбьет.
Не оставляй отца и мать на старости лет, и Бог тебя не оставит.
Материнское сердце в детках, а детское в камне.
На свете все найдешь, кроме отца и матери.
Без отца – полсирота, а без матери и вся сирота.
Пчелки без матки – пропащие детки.
Нет такого дружка, как родная матушка.
При солнце тепло, а при матери добро.
Мать праведна – ограда камена.
Материнские побои не болят.
Материнская любовь и со дна моря поднимает.
При солнце тепло, а при матери добро.
Учащиеся дают определение понятию «Материнская любовь».
Примерные ответы:
Любовь материнская - это самое прекрасное и сильное чувство, это огромная сила, способная творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от опасных болезней. Материнская любовь многогранна, она проявляется в бескорыстной самоотдаче, заботе, волнениях за собственного ребёнка. Материнская любовь
Материнская любовь – это наиболее трудная форма любви, самая сильная, постоянная и бескорыстная. Любовь матери всепрощающа, она не ждёт благодарности и ничего не требует взамен. Материнская любовь считается высшим видом любви и наиболее священной изо всех эмоциональных связей.
Материнская любовь – это огромная сила, созидающая, творящая, вдохновляющая. Она способна творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от опасных болезней. Она может, как наказать, так и миловать.
Материнская любовь многогранна и имеет много составляющих аспектов. Самое главное это то, что она должна быть безусловной и принимающей своего ребенка таким, какой он есть.
Материнская любовь – это сознательная или бессознательная самоотдача, посвящение себя, соприсутствие. Чувство матери – это чистый, тихий свет, который освящает собой мир. Любовь матери – это дающая силы, возрождающая энергия. В материнстве жизнь женщины обретает иной, подлинный смысл. Мать хочет уберечь, защитить своё дитя от всех несчастий и бед.
1. Составление тезисов (примерные ответы):
1.Что такое Материнская любовь? Это самое прекрасное и сильное чувство в мире. Мать никогда не предаст, всегда поддержит, разделит с тобой твою радость и печаль. |
2.Материнская любовь способна творить чудеса, рисковать и жертвовать собой ради ребенка. Любовь матери сопровождает человека всю жизнь, она вечна. |
3.Материнская любовь – это источник жизни на земле, излучающее свет, душевное тепло, нежность и ласку. Мать готова ради своего ребёнка на многое, даже на самопожертвование. |
- А теперь давайте обратимся к тексту и ответим на вопросы:
- О чем вас заставил задуматься текст?
- Часто ли вы задумываетесь о силе материнской любви в Вашей жизни?
- Как вы понимаете значение слов «горячее материнское сердце в предложении 22?
- Ответ на 4 вопрос поможет нам в выполнении тестового задания 7. Давайте вспомним средства выразительности.
- Укажите средства выразительности, которые используются в тексте? Для чего они служат?
2. Составление аргумента из жизненного опыта на основе текста В.А. Сухомлинского.
-Мы написали тезис. Что мы должны теперь с ним делать? (Доказывать, приводя аргументы.)
- Откуда мы должны брать аргументы? (1 – из анализируемого текста, 1 – из своего жизненного опыта.)
- Мы проанализировали текст и можем использовать его в качестве второго аргумента.
- 3 шаг – интерпретация.
- Мы собрали необходимый материал для написания сочинения-рассуждения. Наша задача - написать его.
На слайде представлены темы сочинений (слайд 4)
- Сочинение на тему «Спасибо, мама»
- Сочинение «Что такое Материнская любовь?»
- Итог урока.
- Ребята, ИТАК сколько частей в сочинении? Сколько будет абзацев?
- Если вы каждому аргументу посвятите отдельный абзац, у вас получится 4 части – это тоже правильно, это не ошибка. А вот если напишите, не соблюдая абзацного членения, это будет ошибка, из-за которой вы лишитесь определенного количества баллов
- Домашнее задание
- Дома вы должны написать сочинение-рассуждение, используя составленные в классе материалы.
- Не забудьте про объем сочинения. (Каким он должен быть? Помните, что слова служебных частей речи тоже подсчитываются) И помните еще об одном требовании к сочинению – аккуратном и разборчивом почерке. Не забудьте проверить свою работу.
- Итоговая рефлексия.
- А мы достигли целей, которые ставили в начале урока?
- Давайте посмотрим, все ли так считают.
- Я предлагаю вам продолжить 3 фразы.
Как результат этого урока я:
Знаю…
Понимаю…
Могу использовать информацию ….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление по теме "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся"
Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся...
Мастер-класс "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности"
Вашему вниманию предлагаются приёмы работы с текстом, которые формируют умения воспринимать текст, анализировать, преобразовывать и использовать полученную информацию на новом уровне. Эти приёмы помог...
Мастер-класс "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности"
Вашему вниманию предлагаются приёмы работы с текстом, которые формируют умения воспринимать текст, анализировать, преобразовывать и использовать полученную информацию на новом уровне. Эти приёмы помог...
Доклад на РМО «Способы формирования читательской грамотности обучающихся 5-9 классов»
Материал направлен на освещение вопросов формирования читаельской грамотности на уроказ русского языка и литературы...
Сообщение "Использование различных форм работы с текстом как средство формирования читательской грамотности обучающихся".
Сообщение "Использование различных форм работы с текстом как средство формирования читательской грамотности обучающихся"....
Презентация "Использование различных форм работы с текстом как средство формирования читательской грамотности обучающихся".
Презентация "Использование различных форм работы с текстом как средство формирования читательской грамотности обучающихся."...
Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы». Цель мастер – класса: ...