Работа с текстом В.А. Сухомлинского "Легенда о материнской любви" как способ формирования читательской грамотности обучающихся"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Работа направлена на формирование читательской грамотности оюучающихся и на подготовку к сочинению-рассуждению 9.3.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx136.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Работа с текстом В.А. Сухомлинского «Легенда о материнской любви» как способ формирования читательской грамотности обучающихся

Класс: 8 класс

Цель: научится анализировать текст, сформировать у школьников навыки написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 8 классе (выполнение задания 9.3).

Планируемые результаты:

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме, восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; анализ, умение доказывать;

личностные УУД: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке действий, поступков;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа.

Средства обучения: компьютер, интерактивная доска, презентация, памятки. 

Ход урока

  1. Организационный момент:

1) Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Давайте определим своё настроение, настрой на работу

2)      Эмоциональный настрой.

- Что вы видите на картине Луизы Виже-Лебрен «Материнская любовь»?

https://sun9-17.userapi.com/impg/sNajVcMNQ_5G4dVVDQCQeN1f8eCHdJPON_V9BQ/ySlUBCg1TiM.jpg?size=600x600&quality=96&sign=cdd0035e3a15bed95e64f717a721553b&type=album

-Какую тему мы будем сегодня обсуждать?

-Что такое «материнская любовь?

- Сформулируйте тему урока, какие цели поставим перед собой?

 (написание сочинения-рассуждения)

  1. Постановка учебных задач.

- А что мы должны вспомнить, чтобы правильно написать сочинение?

- Вспомните структуру сочинения-рассуждения: из скольких частей состоит?

Перед вами чистые листы. Ваша задача соотнести термин и лексическое значение.

Что такое тезис?

Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.

-А что такое аргументы? Сколько их должно быть в экзаменационном сочинении?

Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

-А вывод, по вашему мнению, для чего нужен?

Вывод–это заключение, итог проведённого рассуждения.

- Итак, мы повторили основные понятия, необходимые для выполнения нашего задания.

-Давайте вспомним формулировку задания 9.3

- Какие требования выдвигаются? (не менее 70 слов, 2 аргумента, аккуратным разборчивым почерком, не пересказ)

Мы познакомились с заданием 9.3. Можем приступать к работе над сочинением.

Помните, что на любом этапе работы вы можете пользоваться орфографическими словарями, чтобы предупредить появление ошибок.

- Переходим к 1 этапу нашей работы. 

  1. Основная часть
  • 1 шаг – восприятие информации, содержащейся в тексте.

Учащимся предлагается текст В.А. Сухомлинского «Легенда о материнской любви».

Выразительное чтение текста учеником

ТЕКСТ 1. Легенда о материнской любви

(1) Был у матери единственный сын.(2) Женился он на девушке изумительной красоты.

(3)Но сердце у девушки было чёрное, недоброе. (4)Привёл сын молодую жену в дом. (5)Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: "Пусть не заходит мать в хату, посели её в сенях".

(6)Поселил сын мать в сенях, запретил ей в хату заходить... (7)Но мало показалось снохе и этого.(8) Говорит она мужу: "Чтобы и духом матери не пахло в хате".

(9)Поселил сын мать в сарай. (10)Только по ночам выходила мать на воздух.

(11)Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая.

(12)Рассвирепела жена, прибежала к мужу: "Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из её груди сердце и принеси мне". (13)Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовало его невиданная красота жены.(14) Говорит он матери: "Пойдёмте, мама, покупаемся в реке».(15) Идут к реке каменистым берегом. (16) Споткнулась мать о камень.(17) Рассердился сын: «Смотрите под ноги. (18) Так мы до вечера будем идти к реке".

(19) Пришли, разделись, искупались. (20) Убил сын мать, вынул из её груди сердце, положил на кленовый листок, несёт. (21) Трепещет материнское сердце.

(22) Споткнулся сын о камень, упал, ударился, упало горячее материнское сердце на острый утёс, окровавилось, встрепенулось и прошептало: "Сыночек, не больно ли ты ушиб колено? (23) Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место".

(24) Зарыдал сын, схватил материнское сердце в ладони, прижал к груди, возвратился к реке, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами.(25) Понял он, что никто не любил и не может любить его так преданно и бескорыстно, как родная мать.

(26) Столь огромной была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына счастливым, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мама и прижала голову сына к груди. (27) Не мог после этого сын возвратится к жене, постылой стала она ему. (28) Не вернулась домой и мать.

(29) Пошли они вдвоём степями и стали двумя курганами. Каждое утро восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов...

В.А.Сухомлинский.

  • 2 шаг – осмысление прочитанного

- Предлагаю начать с словарной работы.

Ведущим словом в тексте является «Мама».

Прием понятийных вопросов

-  Что включает в себя понятие «мама»? Какие обращения встречали в литературе? А как мы будем говорить о Маме?

Прием «Кластер»

Кластер № 1

с благодарностью

с восхищением

с радостью

МАМА

с любовью

с почтением

с уважением

с теплотой

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «Мама»?

Кластер №2

Каждый ученик записывает в центре листа «мама», вокруг него записывает ассоциации.

начало жизни                                     чистота

продолжение рода    …..мама……..  счастье

 нравственность                                       тепло

духовность                                            сердце

верность                                             любовь

Прием «Работа с пословицами и поговорками о маме»

 - Подберите  пословицы, поговорки, можно  фразеологические обороты о маме (задание индивидуальное)  

Примерный ответ:

Пословицы о материнской любви.

Какие пословицы вы знаете о матери? Можете привести?

Что мать в голову вобьет, того и отец не выбьет.

Не оставляй отца и мать на старости лет, и Бог тебя не оставит.

Материнское сердце в детках, а детское в камне.

На свете все найдешь, кроме отца и матери.

Без отца – полсирота, а без матери и вся сирота.

Пчелки без матки – пропащие детки.

Нет такого дружка, как родная матушка.

При солнце тепло, а при матери добро.

Мать праведна – ограда камена.

Материнские побои  не болят.

Материнская любовь и со дна моря поднимает.

При солнце тепло, а при матери добро.

Учащиеся дают определение понятию «Материнская любовь».

Примерные ответы:

Любовь материнская - это самое прекрасное и сильное чувство, это огромная сила, способная творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от  опасных болезней. Материнская любовь многогранна, она проявляется в бескорыстной самоотдаче, заботе, волнениях за собственного ребёнка. Материнская любовь

Материнская любовь – это наиболее трудная форма любви, самая сильная, постоянная и бескорыстная. Любовь матери всепрощающа, она не ждёт благодарности и ничего не требует взамен. Материнская любовь считается высшим видом любви и наиболее священной изо всех эмоциональных связей.

Материнская любовь – это огромная сила, созидающая, творящая, вдохновляющая. Она способна творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от опасных болезней. Она может, как наказать, так и миловать.

Материнская любовь многогранна и имеет много составляющих аспектов. Самое главное это то, что она должна быть безусловной и принимающей своего ребенка таким, какой он есть.

Материнская любовь – это сознательная или бессознательная самоотдача, посвящение себя, соприсутствие. Чувство матери – это чистый, тихий свет, который освящает собой мир. Любовь матери – это дающая силы, возрождающая энергия. В материнстве жизнь женщины обретает иной, подлинный смысл. Мать хочет уберечь, защитить своё дитя от всех несчастий и бед.

1. Составление тезисов (примерные ответы):

1.Что такое Материнская любовь? Это самое прекрасное и сильное чувство в мире. Мать никогда не предаст, всегда поддержит, разделит с тобой твою радость и печаль.

2.Материнская любовь способна творить чудеса, рисковать и жертвовать собой ради ребенка. Любовь матери сопровождает человека всю жизнь, она вечна.

3.Материнская любовь – это источник жизни на земле, излучающее свет, душевное тепло, нежность и ласку. Мать готова ради своего ребёнка на многое, даже на самопожертвование.

- А теперь давайте обратимся к тексту и ответим на вопросы:

  1. О чем вас заставил задуматься текст?
  2. Часто ли вы задумываетесь о силе материнской любви в Вашей жизни?
  3. Как вы понимаете значение слов «горячее материнское сердце в предложении 22?

- Ответ на 4 вопрос поможет нам  в выполнении тестового задания 7. Давайте вспомним средства выразительности.

  1. Укажите средства выразительности, которые используются в тексте? Для чего они служат?

2. Составление аргумента из жизненного опыта на основе текста В.А. Сухомлинского.

-Мы написали тезис. Что мы должны теперь с ним делать? (Доказывать, приводя аргументы.)

- Откуда мы должны брать аргументы? (1 – из анализируемого текста, 1 – из своего жизненного опыта.)

- Мы проанализировали текст и можем использовать его в качестве второго аргумента.

  • 3 шаг – интерпретация.

- Мы собрали необходимый материал для написания сочинения-рассуждения. Наша задача - написать его.

На слайде представлены темы сочинений (слайд 4)

  1. Сочинение на тему «Спасибо, мама»
  2. Сочинение «Что такое Материнская любовь?»
  1. Итог урока.

- Ребята, ИТАК сколько частей в сочинении? Сколько будет абзацев?

- Если вы каждому аргументу посвятите отдельный абзац, у вас получится 4 части – это тоже правильно, это не ошибка. А вот если напишите, не соблюдая абзацного членения, это будет ошибка, из-за которой вы лишитесь определенного количества баллов

  1. Домашнее задание

- Дома вы должны написать сочинение-рассуждение, используя составленные в классе материалы.

- Не забудьте про объем сочинения. (Каким он должен быть? Помните, что слова служебных частей речи тоже подсчитываются) И помните еще об одном требовании к сочинению – аккуратном и разборчивом почерке. Не забудьте проверить свою работу.

  1. Итоговая рефлексия.

- А мы достигли целей, которые ставили в начале урока?

- Давайте посмотрим, все ли так считают.

- Я предлагаю вам продолжить 3 фразы.

Как результат этого урока я:

 Знаю… 

Понимаю…

 Могу использовать информацию ….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление по теме "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся"

Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся...

Мастер-класс "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности"

Вашему вниманию предлагаются приёмы работы с текстом, которые формируют умения воспринимать текст, анализировать, преобразовывать и использовать полученную информацию на новом уровне. Эти приёмы помог...

Мастер-класс "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности"

Вашему вниманию предлагаются приёмы работы с текстом, которые формируют умения воспринимать текст, анализировать, преобразовывать и использовать полученную информацию на новом уровне. Эти приёмы помог...

Доклад на РМО «Способы формирования читательской грамотности обучающихся 5-9 классов»

Материал направлен на освещение вопросов формирования читаельской грамотности на уроказ русского языка и литературы...

Сообщение "Использование различных форм работы с текстом как средство формирования читательской грамотности обучающихся".

Сообщение "Использование различных форм работы с текстом как средство формирования читательской грамотности обучающихся"....

Презентация "Использование различных форм работы с текстом как средство формирования читательской грамотности обучающихся".

Презентация "Использование различных форм работы с текстом как средство формирования читательской грамотности обучающихся."...

Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

       Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».          Цель мастер – класса: ...