Стихотворные уроки по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку

Матюшенко Татьяна Алексеевна

Методичекские разработки для проведения стихотворных уроков по русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплект методических материалов

 для проведения стихотворных уроков русского языка

Автор: учитель русского языка и литературы

Матюшенко Татьяна Алексеевна

Организационный момент

ВАРИАНТ 1

Прозвенел звонок, начался урок…

Здравствуй, дружный  …  класс!

Рада видеть я всех вас!

Ровно встали, замолчали…

Присмирели – тихо сели…

ВАРИАНТ 2

Всех приветствую, ребята!

Начинается урок!

Ну-ка, ровненько все встали!

Прозвенел уже звонок!!!

А теперь тихонько сели,

Мы  в стихах начнем урок!

ВАРИАНТ 3

Дети, здравствуйте! Садитесь.
Не крутитесь, не вертитесь.
На работу все настройтесь!
И тетрадочки откройте…

Самоопределение  к  деятельности

ВАРИАНТ 1

Все тетради открываем,

Пару строчек отступаем.

Ручки в руки мы возьмём

И число писать начнём…

Классная работа, тема –

Пишем без ошибок – верно!

Теперь на тему посмотрите

И цель урока сообщите!

ВАРИАНТ 2

Ребята, тему прочитали!

И в тетради записали...

Вы подумайте теперь –

А какая у нас цель?

Работа на уроке

(Во время работы на уроке можно использовать/не использовать данные фразы в зависимости от того, какой вид деятельности выполняется (на усмотрение учителя!)

Чтобы не было нам грустно,

Поработаем мы устно.

Проверим ваши знания,
Выполнив задание…

Глазки все вы поднимите
И на доску посмотрите.

Мы задание разобрали,

Сделайте его вы сами!

Вслух ничего не говорим!

Красиво пишем и молчим!

Сегодня, дети, вы «в ударе»!

Поработаем-ка в паре!!!

Я вам всем, конечно, верю,

Но пройду и всё проверю!

Мы в это время не играем,

А задание выполняем!

(Далее на месте многоточия учитель называет имя или фамилию ученика)

Пусть … к доске идёт (или: … пусть к доске идёт)

И разбор произведёт!

Во время работы у доски возможны комментарии:

Верно, дальше продолжай,

Про вопрос не забывай!

Ты уверен(а) или(иль) нет?

Дай нам правильный ответ!

 Всё, ребята, или нет?

  …, дай-ка нам ответ!

Оценивание

«5» - У меня претензий нет

         Тебе пятёрка за ответ!

«4» - Так как замечанья были,

         Тебе поставим мы 4.

«3» - Было много замечаний,

       Тебе пока мы 3 поставим.

«2» - Очень я огорчена,

      Тебе сегодня только 2.

Подведение итогов

ВАРИАНТ 1

Вы, ребята, молодцы! Славно поработали!

И оценок вы немало сегодня заработали.

Многое мы повторили, основное – не забыли.

Теперь карточки возьмите и главное с урока запишите!

ВАРИАНТ 2

Теперь друг с другом обсудите,

Что мы сегодня изучили.

И нам, пожалуйста, скажите,

Чтоб ничего мы не забыли!

ВАРИАНТ 3

Многое мы повторили,

Основное – не забыли.

Я вас всех благодарю!

За активность вас хвалю!

ВАРИАНТ 4

Вы, ребята, молодцы! Отлично поработали!

И оценок очень много сегодня заработали.

А теперь вас попрошу, чтоб себе похлопали!!!



Предварительный просмотр:

Стихотворный урок русского языка

 по теме «Синтаксис». 5 класс

I Организационный момент

Прозвенел звонок, начался урок…

Здравствуй, дружный пятый класс!

Рада видеть я всех вас!

Ровно встали, замолчали…

Присмирели – тихо сели…

Наш сегодняшний урок

Поможет подвести итог

Всему разделу «Синтаксис».

Повторим мы всё «на бис!»:

И члены предложения,

И знаки препинания,

И их употребление

(Проверим наши знания).

Все тетради открываем,

Пару строчек отступаем.

Ручки в руки мы возьмём

И число писать начнём…

Классная работа, тема –

Пишем без ошибок – верно!

II Актуализация знаний

Чтобы не было нам грустно,

Поработаем мы устно.

Есть члены предложения –

Главные и второстепенные.

Три новых члена мы узнали,

К второстепенным отнесли.

Вы на слово посмотрите

И эти члены назовите

(Я  вам – слово, вы – ответ.

Меня вы поняли иль нет?..)

Учитель пишет на доске слова, являющиеся разными членами предложения (лучше подготовить презентацию. Это сэкономит время!).:

- подлежащее, - сказуемое,

-  обстоятельство, - определение

И, конечно,  - дополнение.

III Работа по теме урока

Учитель:

 Выполним теперь задание.

Возьмём простое слово «лес».

Изменим его дружно,

И без каких-либо чудес

Составим слова нужные.

Я предложения начну, и вы начало пишите,

И по вопросу, в скобках данному, сами его допишите.

Работа под диктовку:

Подумав лишь мгновение, создайте продолжение:

Я соберу грибы ( ГДЕ?)…

И все их маме отнесу.

ВСЛУХ НИЧЕГО НЕ ГОВОРИМ!!!

КРАСИВО ПИШЕМ И МОЛЧИМ!

В соответствии с вопросом это слово подчеркните …(молча, вслух не говорите).

Придумай продолжение второму предложению:

Я люблю бродить весной

В нашей стороне … (КАКОЙ?)

ТИШЕ, ТИШЕ, ВЫ МОЛЧИТЕ!

Запишите – подчеркните…

Пишем третье предложение (учитель пишет его на доске и ставит цифру 4):

На скамейке под навесом    

Еловым я любуюсь …  А ТЕПЕРЬ ВОТ ВСЛУХ СКАЖИТЕ!

Подчеркнули?.. Молодцы!

Работа у доски:

  1. Пусть … к доске идёт (или: … пусть к доске идёт)

          И разбор произведёт!

Во время работы ученика у доски учитель комментирует:

Верно, дальше продолжай,

Про вопрос не забывай! /

Ты уверен(а) или(иль) нет?

Дай на правильный ответ! /

Всё, ребята, или нет?

… дай-ка нам ответ!

Оцениваем сразу после выполнения:

«5» - У меня претензий нет

Тебе пятёрка за ответ!

«4» - Так как замечанья были,

Тебе поставим мы 4.

«3» - Было много замечаний,

Тебе пока мы 3 поставим.

«2» - Очень я огорчена,

Тебе сегодня только 2.

  1. УЧИТЕЛЬ:   …   с дневником идёт, вот эту карточку берёт (см. ниже).

Читай задание, не спеши и предложение запиши.

Знаки все ты в нём расставь и в слова все буквы вставь.

КАРТОЧКА для работы у доски:

ЗАДАНИЕ: Знаки в предложении  расставь и в слова все буквы вставь.

Послушай-ка  с..сед   тут ловчий перервал в ..твет  ты сер  а  я  приятель

сед  и  волч(?)ю вашу я д..вно натуру знаю.(И.А. Крылов)

ПОСЛЕ  НАПИСАНИЯ: …(имя)! Ты все знаки объясни, ничего не упусти!

(ОЦЕНИВАНИЕ по предыдущим замечаниям)

УЧИТЕЛЬ:   Последнее задание – самостоятельное,

При выполнении будьте внимательными!

Текст со слайда вы спишите,

Все, что нужно, подчеркните.

Как закончите – сдадите!

Я работы посмотрю

И, проверив, оценю!

IV Подведение итогов 

(раздать итоговые карточки)

Вы, ребята, молодцы! Славно поработали!

И оценок вы немало сегодня заработали.

Многое мы повторили, основное – не забыли.

Теперь все карточки возьмите и ответы запишите

(Когда заполните – сдадите).

V Домашнее задание

Задание на дом – на доске – запишите в дневнике!



Предварительный просмотр:

Стихотворный урок русского языка

 по теме «Разносклоняемые существительные». 6 класс

Проверочный диктант с грамматическим и творческим заданиями

I Организационный момент

Здравствуйте! Начнем урок!

Прозвенел уже звонок!

Мы тетрадочки возьмем

И диктант писать начнем!

II Работа по теме урока

  1. Чтение текста учителем:

Однажды в нашем племени

(Не помню точно времени)

Жил мужичок по имени...

Я имя позабыл!

Ходил он с лысым теменем

И с тяжкой думой-бременем -

Что лошадь не купил.

И дума эта семенем

В его душе росла.

Но лишь корова с выменем

У мужичка была.

Мечтал он: ноги в стремени

(И нет уж больше бремени),

В руках с красивым знаменем,

Горящим ярким пламенем,

Отправится он в путь.

И никому из племени

Его уж не вернуть!

  1. Диктант.
  2. Проверка  написанного.
  3. Самостоятельное выполнение заданий:
  1. Грамматическое задание: выделить окончания и суффиксы разносклоняемых существительных. Определить их падеж.
  2. Творческое задание: придумать продолжение этой истории (в стихотворной или прозаической форме).

III Итог урока 

Ученики сдают тетради на проверку.



Предварительный просмотр:

Методическая копилка

для проведения элементов уроков в стихотворной форме

Разбор словосочетания

Теперь вокруг вы посмотрите

И предметы назовите…

Словосочетания сочините

И примеры приведите… (приводят примеры сс)

Отлично! Парочку возьмём и разбор произведём.

(РАБОТА У ДОСКИ И В ТЕТРАДИ)

Лексика

Значение слов похоже очень,

Но пишем их по-разному.

Без сомненья скажем мы –

Это что? …      (синонимы)

         Если слов значенье разное,

         Но внешне словно близнецы,

         То ответим дружно мы:

         «Их зовут … !»      (омонимы)

Ночь пройдет, наступит день.

Свет прогонит тьму!

Лень мы с вами все прогоним –

Подберем … !      (антоним)

Имя прилагательное

Знать про имя прилагательное –

Для нас задача обязательная!

Что о нем, ребята, знаете?

Руку поднимаете, тут же отвечаете!

Слово «прилагательное»

В столбик запишите…

И на каждую из букв

По слову напишите!

Но учтите, все слова -

Это обязательно! –

Должны быть прилагательными!!!

Фразеология (физминутка)

Встали ровно, подтянулись.

Проглотили вы аршин!..

Дали дружно задний ход…

А теперь – полный вперед!

Рукава мы засучим: бить баклуши не хотим!!!

В потолок плевать не будем, вновь работать мы начнем!

Наречие

Что за часть речи – наречие?

На этот вопрос я отвечу вам!

Обозначает наречие признак действия:

«ВЧЕРА рассказал нам известия».

Рассказал нам (когда?) вчера.

А теперь он уехал куда?

С какой целью? Как? И когда?

У наречия много вопросов:

Каким образом? Сколько? Зачем?

Где? Откуда? Куда? Почему?

Я чуть позже вам все назову!

Наречие не изменяется –

Не склоняется и не спрягается.

Часть речи самостоятельная.

В предложении является обстоятельством –

Подчеркивается пунктиром с точкой.

И на этом пока закончим!

Междометие

Я прошу, ребят, отметьте –

Наша тема «Междометие»…

Что за слово необычное?

И для слуха непривычное!

Я скажу вам по секрету,

Мы с детства знаем междометия!

И всему известны свету

АХ и ОХ, и АЙ, и ОЙ!

Ай-я-яй и ой-ё-ёй…

УХ! АУ! ШАБАШ и ЭЙ!

ЭХ, АЙ-АЙ и Э-ГЕ-ГЕЙ!

Много в речи междометий

Мы используем, друзья.

Мы не знали лишь, ребята,

Что это …?! (междометия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Урок по русскому языку: Русский язык – один из развитых языков мира

Урок вводно-ознакомительный, направлен на расширение представления о русском языке, еего силе и возможностях....

Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"

Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...

Конспекты уроков по русскому языку на темы "ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА", "ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА"

Цели: дать представление о происхождении языка и истории народа, создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, сам...