Конспект урока в 5 классе на тему:«Слитное и раздельное написание НЕ с именами прилагательными»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
Тема урока: «Слитное и раздельное написание НЕ с именами прилагательными»
Цель урока: Ознакомить с правилами слитного и раздельного написания «не» с прилагательными.
Задачи:
1)продолжить изучение темы «Прилагательное как часть речи»; 2)формировать умения у обучающихся навыков правописания не с именами прилагательными; обобщение и систематизация знаний о правописании не с именами существительными.
3)развивать зрительную, ассоциативную память, речемыслительную деятельность;
4)воспитывать мотивацию к учению, любовь к родному языку.
Планируемые
Образовательные результаты:
Предметные:
- знать основные понятия морфологии и правила написания НЕ с прилагательными;
- правильно писать НЕ с именами прилагательными, объяснять условия выбора написаний (устно) и обозначать их графически, сравнивать написание НЕ с прилагательными и существительными.
Уметь:
- различать самостоятельные и служебные части речи;
- составлять предложения;
- применять правило написания НЕ с прилагательными на письме;
- обозначать условия выбора написания;
- подбирать синонимы к словам;
- ставить знаки препинания при письме.
Личностные:
- уважительное отношение к родному языку;
- оценка и самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом;
- понимание значения получаемых знаний в дальнейшем.
Метапредметные:
- умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий;
- осуществлять самоконтроль, самокоррекцию;
- оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других;
- учиться работать в группе;
- формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения;
- использовать полученные на уроке знания в жизни.
Тип урока: (в основе системно-деятельностный подход)
комбинированный (урок изучения нового материала с элементами повторения).
Форма урока: урок-исследование.
Методические приёмы: повторение, тренировочные упражнения, исследование, формулировка выводов, обобщение, объяснительно-иллюстративный, ИКТ.
Технология:проблемный диалог, здоровьесбережение, индивидуальная, фронтальная работа на уроке.
Ход урока
1Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
- Прочитайте советы М.В.Ломоносова, раскройте скобки, объясните правописание не с глаголами.
М.В.Ломоносов о поведении учащихся
1.С учителями общаться очень вежливо, (не) упрямиться и (не) спорить с ними ни о чем.
2.Избегать ссор между собою и (не) производить никакого шума и стука.
3.(Не) быть гордым и грубым.
4.Береги время учебы: оно (не) вернется, его (не) наверстаешь. А всё, что учишь, пригодится!
-Ребята, как вы думаете, какой главный совет дает нам М.В.Ломоносов?
Запишите число, классная работа.
2 этап : актуализация знаний.
-Чтобы определить тему сегодняшнего урока, нужно сделать несколько заданий.
Определите по лексическому значению слово и запишите его. (к доске выбегает ребенок)
Грубый, невоспитанный человек (невежа)
Человек, которому не сидится на месте (непоседа).
Недоучившийся, мало знающий человек (недоучка)
-Что объединяет все записанные вами существительные? (Они характеризуют человека, все они общего рода)
-Почему все эти слова пишутся с не слитно?
-А что еще о правописании не с именами существительными вы знаете?
3 этап:
Постановка цели и задач урока.(Создание проблемной ситуации) .
Посмотрите внимательно на слова на слайде и объясните правописание слов.
(Не)настье; (не)друг, а враг; (не)брежный; (не)правда; (не)веселый.
Далеко( не) интересный
-Все ли слова смогли объяснить?
-В каких словах вы почувствовали затруднения ?( В словах (не)брежный, (не)веселый, далеко(не) интересный)
- А данные слова являются какой частью речи? (Прилагательными)
-Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить на уроке?
-Давайте сформулируем тему урока и запишем ее в тетрадь
-Попытайтесь сформулировать цель и задачи, стоящие перед нами на уроке.
Используйте опорные слова на доске.
1) Повторить… .
2) Узнать...
3) Научиться … .
4 этап:
Первичное усвоение новых знаний .
Попробуем это сделать.
Гипотеза( научное предложение, выдвигаемое для объяснения чего-либо)
: Имя прилагательное очень тесно связано с именем существительным, соответственно можно предположить ,что при написание не с прилагательными мы, возможно, можем воспользоваться уже известными правилами?
-Но это только гипотеза, попробуем её проверить.
Перед вами лежат карточки №1 .попробуйте объяснить, как пишется НЕ с именем прилагательным? Парная работа (Распределите слова по колонкам : слитно или раздельно) ( Подготовка к впр 2 задание АНАЛИЗ СЛОВА,РАЗБОР+ задание 12 Лексический анализ слова, подобрать синоним)
Правописание не с прилагательными Не весёлый, а грустный; Ненастный Недобрый (злой), нехороший (плохой) вовсе не глубокая река; Сказка ничуть не страшная. Мальчик (не) уклюж(медлительный, неповоротливый) |
-Представители групп выступают со своими предложениями, объясняют ,как и почему они пришли к таким выводам, проверяем , ставим + там, где верно
-Что общего между написанием не с существительными и прилагательными?
-А какие примеры вызвали затруднение? Почему?
Работа с учебником
- Как вы думаете, где можно найти нужную информацию? Откройте учебник, прочитайте правило.
-Есть ли какая-то новая информация по данной теме? То чего мы не знали?
-С краткими прилагательными НЕ пишется так же, как и с полными прилагательными.
4 Физминутка.
5Первичное закрепление.
Творческая работа. Дифференцированное задание.
Выполняется по вариантам. Для слабоуспевающих учащихся дается образец и правило.
1вариант. С данными существительными составить предложения так , чтобы НЕ писалось слитно( предложения должны быть связаны с профессиями людей): повторить синонимы
встреча (нерадостная, невеселая, неожиданная, нечаянная)
почерк (неразборчивый, некрасивый, небрежный, неаккуратный)
работа (нетрудная, небрежная, нелегкая, ненужная, недобросовестная)
Образец.
Встреча нерадостная (можно заменить синонимом «грустная»)
Встреча нечаянная (без НЕ не употребляется)
2вариант. С данными существительными составить предложения так , чтобы НЕ писалось раздельно: повторить антонимы;сложное предложение
задача (нетрудная, а легкая; отнюдь не легкая)
рассказ (не интересный, а скучный; нисколько не занимательный)
погода (не солнечная, а пасмурная; совсем не жаркая)
Образец
погода не солнечная, а пасмурная (есть противопоставление с союзом «а»)
погода совсем не жаркая (есть усиление отрицания «совсем не»).
- Проверяем, ставим + если все верно
Работа с учебником. Выполнение упр 665
6 этап. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Домашнее задание: пар. 108 ,упр 666
7 этап. Подведение итогов. Рефлексия
Давайте подведем итоги уроки. Все ли цели достигнуты? Что узнали нового и интересного? Что было непонятно?
Выставление отметок
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
(Не)настье; (не)друг, а враг; (не)брежный; (не)правда; (не)веселый. Далеко( не) интересный
Слитное и раздельное написание НЕ с именами прилагательными
Гипотеза : Имя прилагательное очень тесно связано с именем существительным, соответственно можно предположить ,что при написание не с прилагательными мы, возможно, можем воспользоваться уже известными правилами?
Творческая работа К данными существительным подберите имена прилагательные и составьте предложения (они должны быть связаны с профессиями людей) так , чтобы 1 вариант НЕ писалось слитно : встреча , почерк , работа 2вариант . НЕ писалось раздельно: задача, рассказ, погода
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе на тему "Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными"
Данная разработка помогает легко и доступно донести до детей орфографическое правило написания НЕ с существительными....

Интегрированный урок английского и русского языка в 6 классе по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами, существительными, прилагательными» - «Rules of writing negative prefixes»
Целью данного урока стало нахождение общего и закономерностей в образовании новых слов при помощи негативных приставок в английском и русском языках, объяснение их прапвописания с разными частями речи...

Урок в 6 классе по теме: "Слитное и раздельное написание НЕ с именами прилагательными" ( с презентацией)
Технологическая карта урока...
Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме "Слитное/раздельное написание НЕ с прилагательными".
Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами повторения)....

Конспект урока-практикума в 7 классе на тему: «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи».
Коспект урока по русскому языку для учащихся 7 класса в нетрадиционной форме....

Конспект урока русского языка в 7 классе на тему "Слитное и раздельное написание наречий с приставками"
Урок-введение в тему. Цель: путем анализа правописания наречий сформулировать правило и составить алгоритм действий при выборе орфограммы. При планировании урока использованы элементы структуры урока ...

План-конспект урока русского языка на тему "Слитное написание союзов тоже, также, зато"
Урок повторения и совершенствования знаний учащихся по теме "Союз", с использованием современных развивающих технологий. Формирование навыков слитного написания союзов, развитие творческой, речевой и ...