Урок в 6 классе по теме: "Слитное и раздельное написание НЕ с именами прилагательными" ( с презентацией)
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Технологическая карта урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r_ya_6_kl_ne_s_pril.doc | 88 КБ |
r_ya_6_kl_ne_s_pril.ppt | 971 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор работы: Моисеева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Городецкая СОШ»
Урок русского языка в 6 классе
Тема: Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными (с презентацией)
Цель деятельности учителя | Актуализировать знания о написании НЕ с существительными, формировать умение различать приставку НЕ и частицу НЕ; отработать умение применять алгоритм правильного написания НЕ с прилагательными. |
Тип урока | урок открытия новых знаний. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем усвоения и уровень владения компетенциями): правильно писать не с именами прилагательными, объяснять условия выбора написаний (устно) и обозначать их графически, сравнивать написание не с прилагательными и существительными. Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность): умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль и самоконтроль, строить рассуждения. |
Методы и формы обучения | Создание проблемных ситуаций, наблюдение над языком, ИКТ, здоровьесбережение; индивидуальная, групповая, фронтальная работа на уроке. |
Оборудование | Экран (интерактивная доска), компьютер, мультимедийный проектор. |
Наглядно-демонстраци-онный материал | Мультимедийная презентация по теме урока, выполненная учителем. |
Учебные пособия | Учебник «Русский язык» 6 класс, С. И. Львова, В. В. Львов 1и 3 части. |
Основные понятия | Прилагательное, приставка не, частица не. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. (Слайд 1) | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: Планируют необходимые действия, операции. |
II. Языковая разминка. | – Запишите предложения: Мы знаем, что искусство – величайшее богатство, которое было создано человеком. Самое чудесное, самое удивительное в мире – человек. (В. Сухомлинский) Литературе я обязан счастливейшими днями моей жизни. (А.П. Чехов) 1. – Объясните постановку знаков препинания, подчеркните орфограммы. 2. – Произведите синтаксический разбор последнего предложения. 3. – Назовите имена прилагательные, укажите их форму, морфологические признаки и синтаксическую роль. | Записывают предложения, выполняют задания. | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. |
III. Актуализация и пробное учебное действие | Словарный диктант. Не был на олимпиаде, недоумевал по поводу случившегося, самовлюблённый невежда, шапка-невидимка, не друг, а враг; ошибся из-за невнимательности, невзлюбил сотрудника, ужасная непогода, не заяц, не успел на поезд. (Слайд 2) – Какой опознавательный признак объединяет написания? – Сколько видов орфограмм встретилось в диктанте? – Обозначьте условия слитного и раздельного написания не. – Есть ли одинаковое условие для существительных и глаголов? (Без не не употребляются: недоумевал, невзлюбил, невежда.) | Обдумывают ответы на вопросы, участвуют в диалоге с учителем. | Познаватель-ные: выполняяют учебнопоз-навательные действия в материализо-ванной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: слушают, задают вопросы с целью получе-ния необходи-мой для реше-ния проблемы информации и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, выска-зывают и обос-новывают свою точку зрения. |
IV Выявление проблемы | Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаток своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя) – Вспомните, какую часть речи мы изучаем, и попробуйте предположить тему урока на основе предыдущего задания. – Проверьте себя по учебнику (§ 31). – Составьте план урока, ориентируясь на изученные правила правописания не с существительными и глаголами. | Устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, отвечают на вопросы | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему урока и его цель (задачи). Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков |
V. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. | 1. Наблюдение по учебнику либо с помощью презентации . 1. Упр. 431 – выявление условий написания прилагательных с не с опорой на известное правило правописания не с именами существительными. Учащиеся выявляют два условия слитного написания: 1) неупотребление прилагательного без не (неотложное, неожиданное); 2) замена близким по значению словом (недавний – предшествовавший, близкий по времени); одно условие раздельного – противопоставление с союзом а (не лёгкий, а серьёзный). Назвать условие раздельного написания не породисты, не дорогой учащиеся затрудняются. Ответы на вопросы после упражнения. После наблюдения делается самостоятельный вывод о написании не с прилагательными. 2. Упр. 432 – чтение текста правила в рамке, сравнение с собственными наблюдениями и выводами, выявление нового условия написания. – Что нового узнали из правила? (О раздельном написании не с прилагательными при наличии пояснительных слов.) – Сколько условий слитного написания не с прилагательными? Сколько условий раздельного написания? – Какие условия общие для существительных, прилагательных и глаголов? – Какие условия общие для существительных и прилагательных? – Буквенной или небуквенной является эта орфограмма? Как называется такой тип орфограммы? – Проанализируйте графическое обозначение орфограммы. – Составьте схему (графическую модель)
| Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Слушают учителя, участвуют в диалоге с ним, определяют тему урока. Под руководством учителя работают с текстом учебника. Записывают в тетрадь для правил таблицу с написанием НЕ с прилагательными. | Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения. 2. Извлекать информацию из разных источников, преобразовывать её из одной формы в другую (таблицу в текст, текст в схему, обобщающую таблицу). |
Физминутка | Мы – весёлые мартышки, мы играем громко слишком. Всё ногами топаем, всё руками хлопаем, Надуваем щёчки, скачем на носочках. Дружно прыгнем к потолку, пальчик поднесём к виску И друг другу даже язычки покажем! Шире рот откроем, гримасы все состроим. Как скажу я слово три, все с гримасами замри. Раз, два, три! | Выполняют упражнения. | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. |
VI. Первичное применение знаний, развитие учебно-языковых и правописных умений. | Упр. 433 – развивается умение писать не с именами прилагательными с опорой на алгоритм, объяснять условия выбора написания. Выполняется письменно (на доске 2–3 примера) с устным комментированием, затем самостоятельно. Проверка коллективная. (Слайд 3) – Составьте на основе правила обобщающую таблицу: «Правописание не с существительными и прилагательными»
(Слайд 4) Упр. 434 – развивается умение подбирать к именам прилагательным синонимы с не (на основе предложенных слов), графически объяснять условия выбора орфограммы-контакта. (Слайд 5) Выполняется письменно самостоятельно. Взаимопроверка. Выполняется устно. Упр. 437 – развивается умение конструировать на основе образца прилагательные с не, которые пишутся слитно и раздельно, графически обозначать условия слитного и раздельного написания. Упражнения можно выполнять параллельно по группам: например, 4 группы, по три примера для каждой группы. Самопроверка в группе. | Работают с заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. 3. Преобразовывать информацию (текст в алгоритм), действовать по алгоритму. |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) | – Приведите примеры, иллюстрирующие все пункты правила правописания не с прилагательными. (Слайды 6 и 7) – Какие универсальные умения развивали на уроке? – Были ли трудности? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок? – Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал). – По каким критериям будете оценивать себя? | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Познавательные: приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания |
VIII. Домашнее задание. | 1. уметь рассказать правило по схеме. 2. Упр. 436. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Самовлюблённый (не)вежда, шапка-(не)видимка, (не)друг, а враг, ошибся из-за (не)внимательности, ужасная (не)погода, (не)заяц. На основе представленного материала и изучаемой части речи сформулируйте тему урока. Определяем тему урока Запишите, раскрыв скобки. Самовлюблённый невежда, шапка-невидимка, не друг, а враг, ошибся из-за невнимательности, ужасная непогода, не заяц. Проверьте себя Правописание не с именами прилагательными.
Решаем проблему, открываем новые знания Выполните упр. 433. Выявите условия слитного написания НЕ с прилагательными. Назовите условия раздельного написания НЕ с прилагательными. Слитно: 1) без НЕ не употребляется 2) есть близкое по значению слово Раздельно: 1) противопоставление с союзом а 2) ? Сделайте вывод о написании НЕ с прилагательными. Сравните его с правилом в учебнике (упр. 432 с. 187). не брежная не лепая не добрый ( злой ) Путь не долог, а близок не породистый не дорогой вовсе отнюдь
На основе правила составьте обобщающую таблицу. Проверь себя Н е употребляется без не ( невежа, неуклюжий ) Есть близкое по значению слово, выражение ( недруг, нестрогий ) Есть противопоставление ( не правда, а ложь; не большой, а маленький ) Не образует нового слова ( не волк, не каменный ) Слова далеко , отнюдь , вовсе + слова с ни ( вовсе не трудная; никому не известный )
Развиваем умения Выполните упр. 434. Проверь себя Необыкновенный – невиданный, особенный. Неправильный – неверный, ошибочный, ложный. Неприятный – ненавистный, досадный. Неясный – непонятный, мрачный.
Рефлексия Ответь на вопросы теста. 2. Выбери «лишнее» слово: А. ( не)настный Б. (не)насытный В. ( не)весёлый Г. ( не)уклюжий Проверь себя
Рефлексия Ответь на вопросы теста. НЕ с прилагательным пишется слитно: А. вовсе (не)лёгкий выбор Б. (не)лёгкий, а трудный выбор В. отнюдь (не)лёгкий выбор Г. (не)лёгкий выбор Проверь себя
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе на тему "Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными"
Данная разработка помогает легко и доступно донести до детей орфографическое правило написания НЕ с существительными....
Интегрированный урок английского и русского языка в 6 классе по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами, существительными, прилагательными» - «Rules of writing negative prefixes»
Целью данного урока стало нахождение общего и закономерностей в образовании новых слов при помощи негативных приставок в английском и русском языках, объяснение их прапвописания с разными частями речи...
Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме "Слитное/раздельное написание НЕ с прилагательными".
Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами повторения)....
Технологическая карта урока по теме: "Слитное и раздельное написание Не с именами существительными".
Цель: Образовательная: научить правильно писать не с именами существительными, объяснять условия выбора написаний (устно) и обозначать их графически....
Презентация к уроку русского языка в 7 классе на тему :" Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О, Е"
Цель урока:1. Образовательная: повторить правописание НЕ с разными частями речи; сформировать умение написания НЕ с наречиями на О, Е.2. Развивающая: развивать навыки грамотного письма, умение аргумен...
Тема «Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными»
Тема: «Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными».Тип: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.Цели:Деятельностная: научить детей новым способа...
Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными
Урок русского языка в 6 классе....