Путешествие по словарям
план-конспект занятия по русскому языку (5, 6, 7 класс)
Предварительный просмотр:
Всероссийский конкурс «Словарный урок»
Разработка урока-игры по русскому языку в 6 классе
по теме «Путешествие по словарям»
Автор: Башмакова Валентина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы,
муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя школа № 21 имени Н.И. Рыленкова
Смоленск, 2022
Пояснительная записка
Тема урока: «Путешествие по словарям».
Актуальность темы обосновывается необходимостью решения проблемы патриотического воспитания школьников в условиях подготовки к празднованию Дня словаря. В ходе урока обучающиеся должны актуализировать ранее полученные знания о словарях, В.И. Дале, углубить их, повысить интерес к изучаемому материалу.
Целевая аудитория урока: 6 класс, 11-12 лет.
Роль и место урока в системе работы: это заключительный урок раздела «Лексика. Культура речи» (программа Т.А. Ладыженской, учебник русского языка М.Т. Баранова и др.). На предыдущих уроках изучались понятия лексики, говорили о разных видах словарей. Поэтому данный материал будет полезным для обучающихся в виде игры для обобщения известного материала.
Цель: создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения полученных знаний, умений и навыков в практической учебной ситуации при помощи использования игровой формы.
Образовательные задачи:
1) создать эмоциональный настрой на работу;
2) выявить тему и цель урока путем рассмотрения галереи словарей;
3) актуализировать знания детей с помощью вопросов по теме;
4) закрепить и систематизировать материал, изученный на уроках;
5) отрефлексировать работу на уроке.
Чтобы реализовать поставленную цель и задачи, нужно тщательно подготовиться к уроку:
1. Продумать систему вопросов по рассматриваемой теме.
2. Организовать работу в командах.
3. Напомнить правила игры «Умники и умницы».
Планируемые результаты:
- знакомятся с историей появления словаря;
- строят речевое высказывание в устной форме;
- учатся приходить к общему решению при коллективном обсуждении;
- представляют результат деятельности команды.
Форма проведения: урок-игра.
Используемые педагогические технологии: игровые и информационно-коммуникационные, элементы технологии обучения в сотрудничестве.
Ресурсы: презентация по теме, ПК, мультимедийный проектор, выставка словарей, часы.
Сценарий урока
Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас необычный урок – урок, посвященный важному празднику. Ежегодно 22 ноября отмечается День словарей и энциклопедий. Этот праздник Общество любителей русской словесности и музея В.И. Даля учредило в 2010 году. Дата выбрана не случайно: в этот день родился великий российский лексикограф Владимир Иванович Даль (1801-1872), автор «Толкового словаря живого великорусского языка».
Урок пройдет в форме игры «Умники и умницы».
Прошу обратить внимание на выставку словарей, ведь они важны в нашей жизни.
Начнем с истории зарождения словарей.
Словари стали составлять ещё на Руси, когда книги писали и переписывали от руки. Часто в тексте встречались непонятные слова. Монахи, переписывающие текст, для экономии времени отмечали неизвестное на полях или между строк. Эти пометы исследователи называли глоссами.
С развитием языка подобных записей становилось всё больше. Подобные тексты вызывали трудности при чтении, поэтому создали отдельные словари-глоссарии. Они были присоединены к произведению и содержали незнакомые слова с пояснением.
Первый, дошедший до наших дней перечень – это приложение к Кормчей книге 1282 года. В него включены были греческие, древнееврейские, церковнославянские слова, библейские имена собственные.
К концу XVI века появляются азбуковники – особый тип толкового словаря, включающий элементы энциклопедии. В это же время вышел первый печатный словарь священника Лаврентия Зизания, известного филолога.
Особенно интенсивно составление словарей стало развиваться в XVIII. Появилось много лексикографических трудов. Происхождением и образованием слов заинтересовались многие писатели того времени: Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков, Татищев. Был создан первый академический словарь русского языка, который включал в себя 43257 слов, регулировал нормы языка.
Во второй половине XIX века был издан знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.
В настоящее время существует огромное количество словарей, так как язык развивается, пополняется словарный состав языка.
Сейчас мы разделимся на 2 команды. В каждой категории есть 5 вопросов разной стоимости. Чем выше цена, тем сложнее вопрос. Для того чтобы обсудить вопрос, вам будет даваться 1 минута. Любой игрок может ответить на вопрос.
Номинация «Виды словарей»
По описанию словаря вы должны отгадать его название.
1 вопрос (10 баллов):
Отгадайте название словаря по описанию: «это словарь, содержащий устойчивые выражения и словосочетания. Сюда же относятся крылатые фразы, пословицы и поговорки».
(Фразеологический словарь)
2 вопрос (20 баллов):
Известно, что эти слова обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избежать повторения одного и того же слова. Они придают красоту и выразительность нашей речи. Назовите этот словарь.
(Словарь синонимов)
3 вопрос (30 баллов):
Этот словарь включает 20 000 слов. При чтении журналов, газет, книг мы часто встречаем слова, которые вошли в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого слова, а также сведения о его происхождении. Как называется словарь?
(Словарь иностранных слов)
4 вопрос (40 баллов):
Этот словарь включает в себя слова двух групп: 1. вышедшие из употребления в связи с появлением новых, но имеющие синонимы в современном русском языке; 2. ушедшие из употребления слова, которые обозначали предметы и явления, отражавшие результат развития общества.
Укажите этот словарь.
(Словарь устаревших слов)
5 вопрос (50 баллов):
Очень важно любить свой край, изучать его историю. Этот словарь раскрывает тайны географических названий. Как называется такой словарь?
(Топонимический словарь)
Номинация «Словарь устаревших слов»
Вам будет указано устаревшее слово, вы будете должны назвать современное.
1 вопрос (10 баллов):
Барбер
(Брадобрей, парикмахер)
2 вопрос (20 баллов):
Колчан
(Футляр, сумка для стрел)
3 вопрос (30 баллов):
Светлица
(Чистая, светлая комната)
4 вопрос (40 баллов):
Вёдро
(Ясная, тихая погода)
5 вопрос (50 баллов):
Вакация
(Каникулы)
Номинация «Фразеологический словарь»
Вы должны дать пояснение сочетаниям.
1 вопрос (10 баллов):
В зените
(Высшая степень, предел чего-то)
2 вопрос (20 баллов):
Эзопов язык
(Иносказательное выражение мыслей, намёков и аллегорий)
3 вопрос (30 баллов):
Танталовы муки
(Страдания, которые происходят от того, что никак не можешь достичь уже видимой желанной цели)
4 вопрос (40 баллов):
Вальпургиева ночь
(Дикое, шумное сборище людей)
5 вопрос (50 баллов):
Человек в футляре
(Человек, который всегда чего-то опасается, боится всяких новшеств, отгородился от общества)
Номинация «Словарь молодёжного сленга»
Что означают данные слова? Дайте пояснение.
1 вопрос (10 баллов):
Муд
(Настроение, состояние)
2 вопрос (20 баллов):
Дноклы
(Одноклассники)
3 вопрос (30 баллов):
Пруфы
(Доказательства)
4 вопрос (40 баллов):
Рил ток
(Достоверная информация)
5 вопрос (50 баллов):
Зумер
(Представитель нового поколения, использующий актуальный сленг, новые технологии и одевающийся по моде)
Номинация «Словарь смоленских говоров»
Ответьте, что означают данные слова.
1 вопрос (10 баллов):
ЖГуЧКА
(Крапива)
2 вопрос (20 баллов):
ПЕВуН
(Петух)
3 вопрос (30 баллов):
ЛеДеНЬ
(Сосулька)
4 вопрос (40 баллов):
ЧИСТиНА
(Просека, поляна в лесу)
5 вопрос (50 баллов):
СКАЧоК
(Кузнечик, сверчок)
Номинация «Толковый словарь живого великорусского языка»
Ответьте на следующие вопросы.
1 вопрос (10 баллов):
«Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля был написан не за один день. И даже не за один год. Составление словаря заняло у Даля много лет. Сколько лет занял этот труд?
(53 года)
2 вопрос (20 баллов):
Что означает первое записанное слово «замолаживает»?
(Пасмурнеет, небо тучами заволакивается)
3 вопрос (30 баллов):
Перед вами фрагмент статьи из словаря В.И. Даля. Отгадайте, о каком животном идёт речь?
«Лютый зверь, бабр; переделан в иркутском гербе на бобра, коего там нет, а бабры заходят».
(Тигр)
4 вопрос (40 баллов):
Среди огромного количества слов в объяснениях есть две картинки. Толкование многих слов, особенно зарубежных, нельзя дать без графического изображения.
В статье «шляпа» нарисованы типы шляп. По картинкам можно различить наименование головных уборов.
Вторая картинка нарисована в ещё одной статье. Среди толкования помещен рисунок коровы с обозначением частей тела. Кроме привычных для нас, там есть устаревшие наименования «завиток» и «подпашек».
Как называется эта статья?
(Статья «говядина»)
5 вопрос (50 баллов):
В 1832 году Даль познакомился с Пушкиным. Они сразу нашли общий язык и подружились, объездив вместе все важнейшие места пугачевских событий. Благодарный народ города поставил писателям памятник, правда, один на двоих. В каком городе находится памятник?
(Оренбург)
Подсчитываем результаты, награждаем победителей.
Сегодня мы вспомнили лишь некоторые словари, их намного больше! Поэтому не бойтесь знакомиться с неизвестным, открывать новые страницы, получать информацию из разных источников. Эти знания помогут вам обогатить речь, сделать её насыщеннее, ярче, красивее.
Спасибо за урок! До новых встреч!
Список используемой литературы
1. Словарь смоленских говоров. - Вып. 1-11. Смоленск, 1974 - 2005.
2. Соболевский А.И. Труды по истории русского языка. Т.1 Изд-во: Язык славянской культуры, 2004. 713 с.
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Электронный ресурс]. Выходные данные : М.: Адепт, ИДДК ГРУПП, 2002,2004.
4. Словарь устаревших слов : около 3500 слов / сост. Константин Васильев. - Санкт-Петербург : Авалонъ : Азбука-классика, 2010. - 319 с.
5. Федоров А.И. Фразеологический словарь русского литературного языка : около 13000 фразеологических единиц - 3-е изд., испр. - Москва : АСТ : Астрель, 2008. 878 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Путешествие в Словарию"
Данное внеклассное мероприятие предназначено для проведения среди обучающихся 5-7 классов, способствует систематизации знаний в работе со справочной литературой,формированию информационной культуры об...

Игра "Мы путешествуем с друзьями по словарям"
Игра "Мы путешествуем с друзьями по словарям" очень понравилась детям. Они узнали очень много интересного о словарях....

"Путешествие со словарем"
Экскурсия…по себе.“Как это - по себе?” – спросите вы недоуменно. Не спешите удивляться: многие названия частей тела человека имеют интересную историю. И познакомиться с этими историями нам помож...

Библиотечный урок для 5 класса "Слово о словарях или путешествие в Словоград".
Ключевая роль в формировании информационной грамотности учащихся принадлежит школьной библиотеке, которая призвана содействовать формированию навыков непрерывного образования учащихся путем обуч...
Урок-путешествие по страницам лингвистических словарей
Познакомить учащихся с многообразием лингвистических словарей, научить пользоваться лингвистическими словарями; повысить интерес учащихся к изучаемому предмету - русскому языку....

Путешествие в мир словарей.
1.Стихотворение С.Маршака «Словарь».2.Рассказ учителя о словарях и их создателях.3.Рассказы детей о словарях и их создателях Аванесов Р.И., Ушаков Д.Н., Ожегов С.И. и других.4.Рассказ о Дале В.И.Текст...

Есть волшебная страна или путешествие со словарем
Внеклассное занятие для 5 класса. Работа со словарями многим кажется скучной и однообразной.Но это не так! Данный материал может заинтересовать как пятиклассников, так ребят постарше, если провести эт...