Есть волшебная страна или путешествие со словарем
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Внеклассное занятие для 5 класса. Работа со словарями многим кажется скучной и однообразной.Но это не так! Данный материал может заинтересовать как пятиклассников, так ребят постарше, если провести это занятие в форме игры по станциям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
est_volshebnaya_strana_ili_puteshestvie_so_slovarem.docx | 337.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема внеурочного занятия «Есть волшебная страна…»
Цель: ознакомление обучающихся с различными видами словарей и их структурой.
Задачи:
- вырабатывать умения работы в группе;
- познакомить с видами словарей и их структурой в игровой форме;
- закрепить полученные ранее знания и навыки работы со словарями;
- познакомить с историографией появления словарей;
- познакомить ребят с деятельностью В.И. Даля;
- развивать интерес к лингвистике.
Ход занятия:
I. Организационный момент. 1 минута.
II. Беседа с группой. 3 минуты
1. Слово учителя. Приветствие. Демонстрация отрывка мультфильма «Человек и слово» (1973г.)
2. Беседа.
- О чем мультфильм? Что лежит в основе того, о чем рассказывается в отрывке. Что связывает все моменты жизни, о которых поведал мультфильм? (Слово)
- Сколько же слов должно быть в языке, чтобы передать все то, о чем разговаривают персонажи этого мультфильма? Как вы думаете, сколько слов в русском языке? (Нет ответа на этот вопрос, т.к. человечество шагает путем цивилизации, и с каждым днем в наш обиход врываются, просачиваются или просто входят новые слова.)
- Людям, какой профессии под силу разобраться в этом словесном хаосе? Как называется дом для слов? (Словарь). Так какой же сегодня будет тема нашего занятия?
Слайд1.
- А чем будем заниматься? Через что нам предстоит пройти, чтобы поближе познакомиться со словарями?
- Раз словарь – это волшебная страна, то нам с вами предстоит найти и волшебников – тех, кто наводит в этой словесной чехарде порядок. Для этого нужно будет выполнить задания, получив буквы волшебного слова, а в итоге из полученных букв собрать и назвать его нам. (лексикограф)
3. Беседа. Слово учителя. Слайд 2.
- Словари бывают разные. Есть словари, которые рассказывают нам о великих людях, об исторических событиях или о явлениях природы, или об изобретениях. Такие словари называются энциклопедическими. А есть словари, которые помогают нам правильно написать слово, поставить ударение, объяснить значение слова. Такие словари называют языковые или лингвистические.
Демонстрация словарей на слайде презентации.
- В них вы найдете ответы на многие вопросы из разных областей знаний. Но сегодня мы поговорим об языковых словарях.
- Какие словари русского языка вам известны? (Ребята перечисляют)
- В каких случаях словари приходят вам на помощь?(Ответы детей)
III. Работа со словарями.
- Для того, чтобы работа была слаженной, предлагаю выбрать в группе Хранителя времени и Собирателя слов.
Задание 1. (История словарей)
На слайде представлены даты появления словарей, но они перепутаны. Нужно восстановить хронологию .
На выполнение задания 1 минута. За секундной стрелкой следят Хранители времени.
Команды поочередно озвучивают ответы, учитель открывает на слайде поэтапно правильные ответы.
Хранители букв получают часть букв.
Задание 2. (Орфографический словарь)
А каким словарем вы пользуетесь чаще всего? (Ответ).
Ребята выбирают орфографические словари для выполнения следующего задания.
В словарях необходимо найти 3 существительных с нулевым окончанием. 1-я группа в разделе на букву «А», 2-я – «Б».
На выполнение задания 1 минута. После озвучивания своих вариантов ребята получают очередную букву.
Задание 3. (Толковый словарь)
Командам задается вопрос с тремя вариантами ответов. Участники должны назвать правильный ответ :
Посредник — это:
а) тот, кто ходит в гости по средам;
б) тот, при участии которого ведутся переговоры,
в) сидящий посередине.
- Какой словарик справится с подобной работой? (Толковый)
- Я привела толкование современного слова, а одним из первых толковых словарей был составлен В.И. Далем. И теперь вам предстоит ответить на мой вопрос с его помощью:
1. На улице вЕдро или ведрО? Т.1, стр.174 - 175
2. Греют лучше мечтЫ или мЕчты? Т.2, стр.324
На выполнение задания 1 минута. Заслушиваются ответы игроков, вручаются буквы.
Задание 4. (Словарь синонимов/ антонимов)
- Послушайте мой рассказ. У мамы обезьянки были две дочери. Старшую звали Послушница, младшую - Упрямица. Упрямица любила все делать наоборот. Послушница соберет игрушки, Упрямица разбросает их. Если сестра закроет дверь, Упрямица..... (интонацией незавершенности ведущий стимулирует детей к ответу) откроет. Если принесет... (унесет), пришьет... (оторвет), вычистит... (испачкает), замолчит... (заговорит), повесит... (снимет).
- Какой словарик справится с подобной работой? (Антонимов) А как называется словарь с близкими по значению словами? (Синонимов)
«Шеренга». Подберите существительное из словаря синонимов, чтобы понять оттенок цвета:
1-я команда: шоколадный, каурый; стр. 223
2-я команда: молочный, кипенный. Стр. 51
На выполнение задания 1 минута. Ребята получают очередную букву.
Задание 5.(Фразеологический словарь)
Молодцы! Сегодня вы все без исключения трудитесь не покладая рук. Задания выполняете в мгновение ока. И даю голову на отсечение, за вами не заржавеет отгадать наше волшебное слово. Как называются такие выражения? (Ответы) Правильно они называются фразеологизмы. А что такое фразеологизмы ? Кто даст определение?(Ответы) Сейчас нам предстоит встретиться с… фразеологическим словарем.
Команды получают по отрывку из рассказа. Нужно подчеркнуть все фразеологизмы. По ходу прочтения текста ведущим ребята хором называют фразеологизмы и объясняют значение одного по собственному выбору.
Проснулся я сегодня НИ СВЕТ НИ ЗАРЯ. Перекусил ЧЕМ БОГ ПОСЛАЛ. СЛОМЯ ГОЛОВУ бросился в школу. Всю дорогу бежал НИ ЧУЯ НОГ ПОД СОБОЙ. Забегаю в класс КРАСНЫЙ КАК РАК. Устал, вспотел, да еще понимаю, что не готов к контрольной: просто НЕ В ЗУБ НОГОЙ. А тут еще учитель на меня смотрит КАК УДАВ НА КРОЛИКА и говорит: "Ну, что же, Петров, даже контрольную умудряешься проспать". А я стою и молчу КАК ВОДЫ В РОТ НАБРАЛ.
Задание 6.(Словарь иностранных слов)
- Когда собиралась к вам в гости, наткнулась на очень интересные факт. В наш язык проникло странное слово. Пришло оно из английского, а англичане его переняли у итальянцев. Корень его созвучен с городом Генуя. А моряки предмет с этим названием использовали в качестве парусов, которые изготавливались во Франции. Затем это странное слово переместилось за океан и попало в США, где стало использоваться в форме множественного числа. Вот как со словами бывает! Есть предположения? О каком слове идет речь? Вы его любите носить не на руках, а на ногах.
В каком словаре я нашла такую информацию? (В словаре иностранных слов) стр.49 (Джинсы)
Вам предстоит обратиться к этому же словарю и найти примеры слов, которые заимствованы из латинского,
итальянского, французского, английского, японского и греческого языков. На выполнение задания 1 минута.
Слово учителя.
- Ну, вот и закончились у меня буквы. Теперь вам под руководством Хранителей слов предстоит составить из букв слово. Так как называется профессия богатырей, кому под силу справиться с армадой слов, кто может с гордостью называть свою профессию и именоваться самым умным? Лексикографы.
V. Сообщение домашнего задания. 1 минута.
- А в качестве домашнего задания, я предлагаю вам придумать праздничное поздравление для лексикографов. Ведь совсем недавно они отмечали профессиональный праздник. Как он называется? (День словарей 22 ноября, в честь дня рождения великого лексикографа В.И. Даля)
VI. Подведение итогов. 2 минуты
- Ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии?
- Сегодняшнее знакомство со словарями вам пригодится в будущем?
- Какие из выполненных на занятии заданий показались интересными, а какие вызвали затруднения?
VII. Рефлексия. 1 минута
Приложение:
Школьные словари по количеству команд; словари для выставочного стенда; карточки с заданиями для команд; карточки с изображением букв.
Л | е | к | с | и | к | о | г | р | а | ф |
Приложение. Бланк ответов по теме «Есть волшебная страна…»
Задание 1. Нужно восстановить хронологию создания словарей.
На выполнение задания 1 минута. После чего поочередно перечислить ответы. Получить часть букв.
Задание 2. В орфографическом словаре необходимо найти
3 существительных с нулевым окончанием.
1 – «А», 2 – «Б».
На выполнение задания 1 минута. После озвучивания своих вариантов получить очередную букву.
Задание 3. В «Толковом словаре…» В.И. Даля вам предстоит найти ответ.
1. На улице вЕдро или ведрО? Т.1, стр.174 – 175 | 2. Греют лучше мечтЫ или мЕчты? Т.2, стр.324 |
Задание 4. Подберите существительное, чтобы понять оттенок цвета:
Страница 223 Страница 51
1.Шоколадный каурый |
кипенный |
На выполнение задания 1 минута. Получить очередную букву.
Задание 5. В отрывке из рассказа нужно подчеркнуть все фразеологизмы. По ходу прочтения текста учителем вам предстоит хором называть фразеологизмы.
Проснулся я сегодня ни свет ни заря. Перекусил чем Бог послал. Сломя голову бросился в школу. Всю дорогу бежал ни чуя ног под собой. Забегаю в класс красный как рак. Устал, вспотел, да еще понимаю, что не готов к контрольной: просто не в зуб ногой. А тут еще учитель на меня смотрит как удав на кролика и говорит: "Ну, что же, Петров, даже контрольную умудряешься проспать?". А я стою и молчу как воды в рот набрал.
Задание 6. Вам предстоит обратиться к словарю иностранных слов и найти примеры, которые заимствованы из латинского, итальянского, французского, английского, японского и греческого языков. На выполнение задания 1 минута. Оттолкнитесь от стр.49.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по музыку "Путешествие в волшебную страну фольклора"
Данное мероприятие предназначено для учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы. Цель- знакомство с музыкальными жанрами фольклора....
Методическая разработка внеклассного занятия по английскому языку урока-спектакля «Путешествие по волшебной стране английских звуков».
В концепции модернизации Российского образования воспитание определено как приоритетное направление деятельности образовательных учреждений. Сказка является прекрасным материалом для решения развивающ...
Конспект развлечения для детей "Путешествие в волшебную страну"
сценарий доссуга...
Фонетический курс "Путешествие в волшебную страну английских звуков"
Представляю вашему вниманию разработанный мной фонетический курс "Путешествие в волшебную страну английских звуков". Курс получил признание на Всероссийском конкурсе "Современный урок" в 2007 году (ди...
Клуб для родителей "За чашкой чая" "Путешествие в волшебную страну"
Клуб для родителей, имеющих детей с тяжелыми физическими и умственными нарушениями в развитии по ознакомлению с окружающим миром...
Коррекционно-развивающее занятие по психологии "Сказочное путешествие в волшебную Страну"
Данное занятие было выбрано с учётом индивидуальных возможностей и способностей учащихся.Была поставлена цель: Создание дружеской атмосферы между участниками, установление положительных эмоциона...
Презентация и урок английского языка во 2 классе "Путешествие в Волшебную страну"
Повторение числительных, названий животных. Вводится понятие модальный глагол. Знакомство с глаголом can, отработка в речи учащихся глагола can/...