Есть волшебная страна или путешествие со словарем
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Зотова Елена Алексеевна

Внеклассное занятие для 5 класса. Работа со словарями многим кажется скучной и однообразной.Но это не так! Данный материал может заинтересовать как пятиклассников, так ребят постарше, если провести это занятие в форме игры по станциям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл est_volshebnaya_strana_ili_puteshestvie_so_slovarem.docx337.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема внеурочного занятия «Есть волшебная страна…»

Цель: ознакомление обучающихся с различными видами словарей и их структурой.

Задачи:  

  • вырабатывать умения работы в группе;
  • познакомить с видами словарей и их структурой в игровой форме;
  • закрепить полученные ранее знания и навыки работы со словарями;
  • познакомить с историографией появления словарей;
  • познакомить ребят с деятельностью В.И. Даля;
  • развивать интерес к лингвистике.

Ход занятия:

I. Организационный момент. 1 минута.

II. Беседа с группой. 3 минуты

1. Слово учителя.  Приветствие. Демонстрация отрывка мультфильма «Человек и слово» (1973г.)

2. Беседа.

- О чем мультфильм? Что лежит в основе того, о чем рассказывается в отрывке. Что связывает все моменты жизни, о которых поведал  мультфильм? (Слово)

- Сколько же слов должно быть в языке, чтобы передать все то, о чем разговаривают персонажи этого мультфильма?   Как вы думаете, сколько слов в русском языке? (Нет ответа на этот вопрос, т.к. человечество шагает путем цивилизации,  и  с каждым днем в наш обиход врываются, просачиваются или  просто входят новые слова.)

- Людям,  какой профессии  под силу разобраться в этом словесном хаосе? Как называется дом для слов? (Словарь).  Так какой же сегодня будет тема нашего занятия?                              

Слайд1.

- А чем будем заниматься? Через что нам предстоит пройти, чтобы  поближе познакомиться со словарями?  

- Раз словарь – это волшебная страна, то нам с вами предстоит найти и волшебников – тех, кто наводит в этой словесной чехарде порядок.  Для этого  нужно будет выполнить задания, получив буквы волшебного слова, а в итоге из полученных букв собрать  и назвать его нам.  (лексикограф)

3. Беседа. Слово учителя. Слайд 2.

-  Словари бывают разные. Есть словари, которые рассказывают нам о великих людях, об исторических событиях или о явлениях природы, или об изобретениях. Такие словари называются энциклопедическими. А есть словари, которые помогают нам правильно написать слово, поставить ударение, объяснить значение слова. Такие словари называют  языковые  или лингвистические.

Демонстрация  словарей на слайде презентации.

- В них вы найдете ответы на многие вопросы из разных областей знаний. Но сегодня мы поговорим об языковых словарях.

- Какие словари русского языка вам известны? (Ребята перечисляют)

- В каких случаях словари приходят вам на помощь?(Ответы детей)

III. Работа  со словарями. 

- Для того, чтобы работа была слаженной, предлагаю выбрать в группе Хранителя времени   и Собирателя слов.

Задание 1. (История словарей)

На слайде представлены даты появления словарей, но они перепутаны. Нужно восстановить хронологию .

На выполнение задания 1 минута. За секундной стрелкой следят Хранители времени.

Команды поочередно озвучивают ответы, учитель открывает на слайде поэтапно правильные ответы.

Хранители букв получают часть букв.

                                                                                                                          

 Задание 2. (Орфографический словарь) 

А каким словарем вы пользуетесь чаще всего? (Ответ).

Ребята выбирают орфографические словари для выполнения следующего задания.

В словарях необходимо найти  3 существительных с нулевым окончанием. 1-я группа  в разделе на букву «А»,  2-я  – «Б».

На выполнение задания 1 минута. После озвучивания своих вариантов ребята получают очередную букву.

Задание 3. (Толковый словарь)

Командам задается вопрос  с тремя вариантами ответов. Участники должны назвать правильный ответ :

Посредник — это:

а) тот, кто ходит в гости по средам;

б) тот, при участии которого ведутся переговоры,

в) сидящий посередине.

- Какой словарик справится с подобной работой? (Толковый)

- Я привела толкование современного слова, а одним из первых толковых словарей был составлен  В.И. Далем. И теперь вам предстоит ответить на мой вопрос с его помощью:

1. На улице  вЕдро   или   ведрО?   Т.1, стр.174 - 175

2. Греют лучше  мечтЫ  или   мЕчты?  Т.2, стр.324

На выполнение задания 1 минута. Заслушиваются ответы игроков, вручаются буквы.

Задание 4. (Словарь синонимов/ антонимов)

    - Послушайте мой рассказ. У мамы обезьянки были две дочери. Старшую звали Послушница, младшую - Упрямица. Упрямица любила все делать наоборот. Послушница соберет игрушки, Упрямица разбросает их. Если сестра закроет дверь, Упрямица..... (интонацией незавершенности ведущий стимулирует детей к ответу) откроет. Если принесет... (унесет), пришьет... (оторвет), вычистит... (испачкает), замолчит... (заговорит), повесит... (снимет).

- Какой словарик справится с подобной работой? (Антонимов)  А как называется словарь с близкими по значению словами? (Синонимов)                                                                        

 «Шеренга». Подберите существительное из словаря синонимов, чтобы понять оттенок цвета:

1-я команда: шоколадный, каурый; стр. 223

2-я команда: молочный, кипенный. Стр. 51

На выполнение задания 1 минута. Ребята получают очередную букву.

Задание 5.(Фразеологический словарь)

 Молодцы! Сегодня вы все без исключения трудитесь не покладая рук. Задания выполняете в мгновение ока. И даю голову на отсечение, за вами не заржавеет отгадать наше волшебное слово.  Как называются такие    выражения? (Ответы) Правильно они называются фразеологизмы. А что такое фразеологизмы ? Кто даст определение?(Ответы) Сейчас нам предстоит встретиться с… фразеологическим словарем.

Команды получают по отрывку из рассказа. Нужно  подчеркнуть  все фразеологизмы. По ходу прочтения текста ведущим ребята хором называют фразеологизмы  и объясняют значение одного по собственному выбору.

Проснулся я сегодня НИ СВЕТ НИ ЗАРЯ.  Перекусил  ЧЕМ БОГ ПОСЛАЛ.  СЛОМЯ ГОЛОВУ бросился в школу.  Всю дорогу бежал НИ ЧУЯ НОГ ПОД СОБОЙ.  Забегаю в класс КРАСНЫЙ КАК РАК.  Устал, вспотел, да еще понимаю, что не готов к контрольной: просто НЕ В ЗУБ НОГОЙ.  А тут еще учитель на меня смотрит КАК УДАВ НА КРОЛИКА и говорит: "Ну, что же, Петров, даже контрольную умудряешься проспать".  А я стою и молчу КАК ВОДЫ В РОТ НАБРАЛ.

Задание 6.(Словарь иностранных слов)

- Когда собиралась к вам в гости, наткнулась на очень интересные факт. В наш язык проникло странное слово. Пришло оно из английского, а англичане его переняли у итальянцев. Корень его созвучен с городом Генуя. А моряки предмет с этим названием  использовали в качестве парусов, которые изготавливались во Франции. Затем это странное слово переместилось за океан и попало в США, где стало использоваться в форме множественного числа. Вот как со словами бывает! Есть предположения? О каком слове идет речь?  Вы его любите носить не на руках, а на ногах.

В каком словаре я нашла такую информацию? (В словаре иностранных слов) стр.49 (Джинсы)

Вам предстоит обратиться к этому же словарю и найти примеры слов, которые заимствованы из латинского,

                                                                                                                                                 

итальянского,  французского, английского, японского и  греческого языков. На выполнение задания 1 минута.

 Слово учителя.

 - Ну, вот и закончились у меня буквы. Теперь вам под руководством Хранителей слов предстоит составить из букв слово. Так как называется профессия богатырей, кому под силу справиться с армадой слов, кто может с гордостью называть свою профессию и именоваться самым умным? Лексикографы.

V. Сообщение домашнего задания. 1 минута.

- А в качестве домашнего задания, я предлагаю вам придумать  праздничное  поздравление для лексикографов. Ведь совсем недавно они отмечали профессиональный праздник. Как он называется? (День словарей 22 ноября, в честь дня рождения великого лексикографа В.И. Даля)

VI. Подведение итогов. 2 минуты

- Ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии?

- Сегодняшнее знакомство со словарями вам пригодится в будущем?

- Какие из выполненных на занятии  заданий показались интересными, а какие вызвали затруднения?

VII. Рефлексия. 1 минута

Приложение:

Школьные словари  по количеству команд;  словари для выставочного стенда; карточки с заданиями для команд; карточки с изображением букв.

Л

е

к

с

и

к

о

г

р

а

ф

Приложение.     Бланк ответов по теме «Есть волшебная страна…»

Задание 1. Нужно восстановить хронологию  создания словарей.

На выполнение задания 1 минута. После чего поочередно перечислить ответы. Получить часть букв.

Задание 2.  В орфографическом словаре необходимо найти  

3 существительных с нулевым окончанием.

1 – «А»,  2 – «Б».

На выполнение задания 1 минута. После озвучивания своих вариантов получить очередную букву.

Задание 3.  В «Толковом словаре…»  В.И. Даля  вам предстоит найти ответ.

1. На улице  вЕдро   или   ведрО?  

 Т.1, стр.174 – 175

2. Греют лучше  мечтЫ  или   мЕчты?  Т.2, стр.324

Задание 4.  Подберите существительное, чтобы понять оттенок цвета:

Страница 223                                                   Страница 51

1.Шоколадный

       каурый

  1. Молочный

кипенный

На выполнение задания 1 минута. Получить очередную букву.

Задание 5.  В отрывке из рассказа нужно  подчеркнуть  все фразеологизмы. По ходу прочтения текста учителем вам предстоит хором называть фразеологизмы.  

Проснулся я сегодня ни свет ни заря.  Перекусил  чем Бог послал.  Сломя голову бросился в школу.  Всю дорогу бежал ни чуя ног под собой.  Забегаю в класс красный как рак.  Устал, вспотел, да еще понимаю, что не готов к контрольной: просто не в зуб ногой.  А тут еще учитель на меня смотрит как удав на кролика и говорит: "Ну, что же, Петров, даже контрольную умудряешься проспать?".  А я стою и молчу как воды в рот набрал.

Задание 6.  Вам предстоит обратиться к словарю иностранных слов и найти примеры, которые заимствованы из латинского, итальянского,  французского, английского, японского и  греческого языков. На выполнение задания 1 минута. Оттолкнитесь от стр.49.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по музыку "Путешествие в волшебную страну фольклора"

Данное мероприятие предназначено для учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы. Цель- знакомство с музыкальными жанрами фольклора....

Методическая разработка внеклассного занятия по английскому языку урока-спектакля «Путешествие по волшебной стране английских звуков».

В концепции модернизации Российского образования воспитание определено как приоритетное направление деятельности образовательных учреждений. Сказка является прекрасным материалом для решения развивающ...

Фонетический курс "Путешествие в волшебную страну английских звуков"

Представляю вашему вниманию разработанный мной фонетический курс "Путешествие в волшебную страну английских звуков". Курс получил признание на Всероссийском конкурсе "Современный урок" в 2007 году (ди...

Клуб для родителей "За чашкой чая" "Путешествие в волшебную страну"

Клуб для родителей, имеющих детей с тяжелыми физическими и умственными нарушениями в развитии по ознакомлению с окружающим миром...

Коррекционно-развивающее занятие по психологии "Сказочное путешествие в волшебную Страну"

Данное занятие было выбрано с учётом индивидуальных возможностей и способностей учащихся.Была поставлена цель: Создание дружеской атмосферы между участниками, установление положительных эмоциона...

Презентация и урок английского языка во 2 классе "Путешествие в Волшебную страну"

Повторение числительных, названий животных. Вводится понятие модальный глагол. Знакомство с глаголом can, отработка в речи учащихся глагола can/...