Внеклассное мероприятие "Путешествие в Словарию"
методическая разработка на тему

Захарова Анна Вячеславовна

Данное внеклассное мероприятие предназначено для проведения среди обучающихся 5-7 классов, способствует систематизации знаний в работе со справочной литературой,формированию информационной культуры обучающихся,воспитывает познавательный интерес и любовь к книге как источнику знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «Путешествие в страну Словарию»

Цели:

1.Систематизация знаний обучающихся в работе со справочной литературой;

2. Формирование информационной культуры;

3. Воспитание познавательного интереса и любви к книге как к источнику знаний.

Оборудование: карта страны «Читалия», выставка книг «Весь мир», плакат «Страна Читалия», макет экрана монитора, макет книги «Энциклопедия», макеты словарей, энциклопедий.

Декорации: деревья, река, макет яхты.

Методическое обеспечение: презентация.

Роли: Мудрец, мудрая Сова, диктор-диспетчер, скоморохи(2), 11 томов Детской Энциклопедии, ведущие(2), ямщик, В.И. Даль, библиотекарь, ученик.

Приложение к презентации

1 слайд – заголовок мероприятия;

2 слайд – цели мероприятия;

3 слайд – 1-й ведущий:

 Усердней с каждым днём смотрю в словарь.

  В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз зайдёт искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь.

2-й ведущий:

На всех словах – события печать.

Они дались недаром человеку.

Читаю: «Век. От века. Вековать.

Век доживать. Век заживать чужой.

1-й ведущий:

В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.

Библиотекарь: «Тема нашего занятия – справочная литература. Своё занятие мы проведём в необычной форме. Научившись пользоваться справочной литературой, вы полюбите эти книги не только за то, что они приносят большую пользу, но и за то, что есть в них прекрасного и величественного.»

Мудрец (несёт огромную книгу с названием: «Энциклопедия»): Подождите, подождите. Мы же решили путешествовать в страну «Читалия».

Ученик (читает по слогам): «Эн-ци-кло-пе-ди-я»- красивое слово, а что оно значит?»

Библиотекарь: «Сейчас узнаешь, мы для этого и решили путешествовать. Но как?»

Мудрец: « У нас есть возможность. Ведь страна «Читалия»существует в нашем воображении. Значит, едем на виртуальном транспорте.

Библиотекарь: «Тогда в путь!»

4 слайд – звучит песня «Гимн Незнайки и его друзей» (сл. Ю.Энтина, муз. М Минаковой).

Диктор: «Внимание, внимание! Вас приветствует столица Читалии – Словария! Основана в 5 веке. Перестраивается и обновляется постоянно!»

5 слайд – «Словарь – это вся Вселенная в алфавитном порядке».

Мудрец (смотрит по сторонам): « Как же здесь не заблудиться?»

Библиотекарь: «А здесь живёт наш земляк – Владимир Даль.(на сцене появляются ямщик и В.Даль)

Ямщик ( в тулупе, в руках держит кнут): «Ну что, барин, будем ехать или ещё чуть погреемся?»

Даль: «А доберёмся в такую пургу?»

Ямщик: « Не сомневайтесь, барин. Пурга-то замолаживает!»

Даль: «Как это «замолаживает»?»

Ямщик: «Пасмурнеет, к теплу.»

Даль: «Это что же, у вас в Новгородской губернии так говорят?»

Ямщик: « Так, барин!»

Даль: «Небо тучами заволакивает, к ненастью клонит. (Вытаскивает записную книжку, записывает окоченевшими пальцами. Ямщик уходит.)  Этот морозный мартовский день стал главным в моей жизни. Я записал первое слово. А затем многое в моей жизни было. Но одно важно. Узнал о моём увлечении словами друг Пушкин. И стал уговаривать: «Займись составлением словарей!» Думал, не осилю. Но, слава Богу, словари родились.»(6,7 слайды).

Мудрец: « Вот теперь в столице Словарии живут и словари В.Даля. Их 4 тома. Ребята, и всё-таки, столько словарей! Как не заблудиться?»

Ученик: «А я знаю! Если хочешь правильно написать слово, обращайся к орфографическому словарю. Чтобы узнать, как правильно произнести слово, берём орфоэпический словарь».

Мудрец (к зрителям): «А если мы хотим знать, каково происхождение слова?»

Зрители: «Это написано в этимологическом словаре!»(8 слайд)

Мудрец: «А если интересно значение слова, его использование и грамматические формы?»

Зрители: «Это мы найдём в толковом словаре!»

Мудрец: «А если я хочу узнать о природных явлениях, географических открытиях?»

Зрители: «Обращайтесь к энциклопедическому словарю!»(9 слайд)

1-й ведущий: «А я вот нашла словарь необыкновенный: «Крылатые слова». Авторы – Ашукины».(10 слайд)

Ученик: «Крылатые слова? Надо же! Они что, летают?»

2-ведущий: «А давайте спросим ребят, знают ли они такие необыкновенные выражения!?» ( «Мамаево побоище», «манна небесная», «слона не приметил» и т.д.)

Мудрец: «Ой, ой! (смотрит на часы) Нам пора, время!»

Библиотекарь: «Да, нам пора на остров Энциклопедический!»

11,12  слайды – играет музыка, смена декораций.

Диктор: «Внимание! Внимание! Вы прибыли на остров Энциклопедический! Он находится среди океана Знаний. Современный, красивый, население отличается высокой культурой и интеллектуальным уровнем!»

Мудрец: «Если вам нужно узнать всё о слове или выражении, то обращайтесь к словарям. Это - в столице Словарии. А если вам нужны более подробные сведения, тогда обращайтесь к энциклопедиям. Это всё на нашем острове!»

2-й ведущий:

Каждый грамотный читатель

Всё здесь может разузнать.

Только надо не лениться,

Над томами потрудиться,

Если хочешь много знать!

Мудрая Сова: «Слово «энциклопедия» означает «круг знаний».

Мудрец (поворачивается к ученику): «Ты понял, что такое энциклопедия? Первые энциклопедии появились в древнем Китае – это 10-12 века до н.э., в Европе они появились только в 18 веке, в России – в 1925 году. Но оставим историю. Сегодня, уважаемые путешественники, у нас праздник – День Детской Энциклопедии.

(Выбегают скоморохи)

1-й скоморох: «Все на праздник, на весёлую ярмарку!

2-й скоморох: «Налетай, выбирай, узнавай!»(Скоморохи достают эмблемы к каждой энциклопедии, зрители должны узнать том по эмблеме)

1-й скоморох: «Ярмарка у нас сегодня необычная, ярмарка наша энциклопедическая!»

2-й скоморох: «На вопросы отвечайте, товар в награду получайте!»

13 слайд - выходит 1-й том:

О своём организме хочешь узнать?

О том, как здоровым и нравственным стать?

Как победить нам болезни навек?

Читай эту книгу – том «Человек».

1-й скоморох: Вопрос на засыпку. Что такое энциклопедия?

14 слайд – выходит том «Сельское хозяйство»:

Путешествие прекрасно,

Потому что безопасно,

Здесь накормят и напоят,

Добрым словом успокоят.

Взглянешь лишь на этот том –

Себя представишь за столом.

2-й скоморох: «А какие виды энциклопедий вы знаете? (Универсальные, отраслевые). Молодцы!»

1-й скоморох: «А вот и том «Искусство»!»

15 слайд:

Прекрасного мир в нём –

От рисунков пещерного человека

До творений 20-го века!

2-й скоморох:

Можно здесь передохнуть,

А потом продолжить путь. (Звучит песня)

1-й скоморох:

Сейчас потолкуем о книге другой:

Тут синее море, тут берег крутой.

С этим томом вы узнали

Много стран и городов,

С караванами блуждали,

Пили воду ледников.

Глубоко спускались в недра,

В воздух поднимались,

В океанах и морях

Всех вы искупались. (Выходит том «Земля») – 16 слайд:

Если в руки этот том

Взять не поленитесь,

Знаниями о Земле вы обогатитесь.

Станет вся Земля знакома

Вам от этого вот тома.

2-й скоморох: « А скажите, какие виды универсальных энциклопедий вы знаете? (БСЭ, МСЭ, ДЭ)

1-й скоморох: «А вот том следующий идёт!»

17 слайд – выходит том «Из истории человеческого общества»:

Историю человеческого общества

Вам изучать хочется?

Возьмите в руки этот том –

И вмиг перелетите

В египетский роскошный дом
Царицы Нефертити;

Затем вы в средние века

Отправитесь в полёт…

И возвратит оттуда вас

Отнюдь не самолёт!

18 слайд – выходит том «Небесные тела»:

Это что там за стрела

Небо чёрное зажгла?

Небо чёрное зажгла –

В землю с грохотом ушла?

Про космос и его дела

Расскажет том «Небесные дела»!

Библиотекарь: «Ещё вопрос: для какого возраста предназначена ДЭ?»

19 слайд – выходит том «Зарубежные страны»:

О странах зарубежных

Мы радостно читаем, Свою страну родную

Детально изучаем.

20 слайд – выходит том «Техника и производство»:

Энциклопедию читать решили?

В энциклопедии – большая сила!

Как бумагу производят,

Полезные ископаемые находят,

Воду питьевую как получить,

Книги напечатать, мир подводный изучить –

Всё узнать от А до Я

О технике и производстве

Вы сможете, друзья!

2-й скоморох (зрителям): «А вам вопрос: обязательно ли знать все статьи в энциклопедии?»

21 слайд – выходит том «Язык и литература»:

Погляди-ка на страницу:

Зверя нет и нет здесь птицы,

А живёт здесь царь Гвидон,

Робинзон, Айвенго славный…

Может, этот том не главный –

Всё же очень важный он!

1-й скоморох: «Как располагается материал в ДЭ?» (ответы детей)

1-й ведущий:

В мир фауны и флоры

Отправимся теперь.

Ещё один солидный том

Откроет эту дверь!

22 слайд – выходит том «Растения и животные»:

Природу – чтобы стать царём –

Нам надо изучать,

Учиться друга от врага

Хотя бы отличать.

В животных и растений мир

Заканчивая путь,

Ты в кладовую солнца

Заехать не забудь!

Мудрая Сова: «А знаете ли вы отраслевые энциклопедии? (географическая, химическая)

2-й ведущий:

Химия жизни и радиофизика,

Волны и квантовы полимеры,

Как, из чего вещества все построены -

Это из данного тома примеры.

23 слайд – выходит том «Вещество и энергия»:

Может, нет в вас Эдисонов,

Далеко вам до Ньютонов,

И совсем был не таков

Папа радио – Попов.

Пусть паскали, ватты, герцы

Не вошли вам в плоть и кровь,

Но разбудит в вашем сердце

К химии и физике любовь!

Мудрая Сова: «Скажите, а какие энциклопедии есть у вас дома?  (Зрители отвечают) Да, я знаю, эти книги- интересные новые серии детских энциклопедий, некоторые из них есть и в вашей школьной библиотеке. Их образцы вы можете увидеть на нашей выставке «Весь мир»!»

Библиотекарь: «А не зайти ли нам в некоторые дома на этом острове? Вот вам пригласительные билеты.» (Раздаёт карточки с вопросами: что означает слово «каникулы»? какое значение имеет слово «гимназия»? Получившие карточки ищут ответы в словарях, зачитывают, называют источник.)

Мудрец: «Молодцы. Недаром это мои любимые книги – энциклопедии!»

Все тома выходят на сцену и поют песню энциклопедий(24 слайд).

Все тома:

Мы научим вас всё знать, всё знать,

Знанья получать и мир познать,

Книги прочитать, все книги прочитать,

Эрудитом стать.

Если бы не я, не я, не я,

Не было б тебя, тебя, тебя,

Не были бы мы, такие, как сейчас, - умные такие!

Это все мы – мы без денег делаем тебя богаче,

Это все мы – много знаний на своих страницах прячем!

Библиотекарь: «Спасибо тебе, Мудрая Сова, за гостеприимство, но я хочу сказать, что сейчас появились современные энциклопедии – в Интернете. Там вы найдёте любую информацию не только о своей стране, но и о жизни за океаном, в других странах.

Мудрец: «Да, да, ребята. Там даже есть информация о нашей школе. Хотите узнать? В Интернете есть специальный сайт. Но нам пора, дальше наш путь – по проливу Справочный!»

Библиотекарь: «А поплывём мы на виртуальной яхте с алыми парусами. Она вам нравится?

Прикрепляется макет яхты (25 слайд).

Диктор: «Внимание! Мы плывём по проливу Справочный. Он разделяет материк и остров Энциклопедический в стране Читалии.

Мудрец: «По проливу проведёт нас опытный проводник в мире книг – Библиотекарь».

Библиотекарь: «Анатоль Франс говорил: «Словарь – это вся Вселенная в алфавитном порядке». Если хорошо подумать, то это  книга книг. А что такое справочник? Попробуйте вспомнить, какую литературу мы называем справочной?

Мудрец: « Я вспомнил. Справочники – это книги с краткой информацией по отдельным вопросам!»

Библиотекарь: «Правильно, мы можем продолжить путешествие. Чтобы спокойно проплыть по этому проливу, нужно выдержать экзамен. Внимание, викторина!

Ведущие:

  1. Где выдают книги для временного пользования? ( В библиотеке)
  2. Люди, которые пишут стихи? ( Поэты)
  3. Где печатают книги? (В типографии)
  4. Кто оформляет, иллюстрирует книги? (Художник)
  5. В каких книгах объясняется написание слова? (Орфографический словарь)
  6. Вы пришли в библиотеку.

Кто вам помощь здесь окажет?

Кто поможет выбрать книгу,

Что стоит где, кто расскажет? ( Библиотекарь)

  1. Какой предмет разделяет книги разных авторов?( Разделитель)
  2. Как называется библиотека, которую собирают дома? (Домашняя)
  3. Кто работает в библиотеке? ( Библиотекарь)
  4. Открыть свои тайны

         Любому готова.

          Но ты от неё

          Не услышишь и слова. (Книга)

     11. Карточка, в которой записывают данные читателя и ведётся учёт книги. ( Формуляр)

  1.  Какой праздник отмечают 23 апреля? (Всемирный день книги)
  2. Как зовут нашего школьного библиотекаря?
  3. Чтоб скорей в библиотеке

Отыскать ты книгу смог,

В ней бывает картотека,

Специальный …(Каталог)

  1. Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком.

Разговаривает с нами

Всем понятным языком. (Книги)

  1. Тот, кто написал книгу. (Автор)

Библиотекарь: «Участвуя в викторине, мы незаметно проплыли по проливу Справочный. Так кто же понял, что такое справочники?

Ученик: «Это книги с краткой информацией по отдельным вопросам!»

Библиотекарь: «Молодцы! А кто назовёт примеры справочников? (Ответы) А школьное расписание уроков – это тоже справочник?

Мудрец: «Конечно, нет! Зато есть справочник по математике, биологии и т.д.»

Библиотекарь: «Достаточно, достаточно! Нам не хватит времени все их перечислить!»

Мудрая Сова: «Это очень важные книги. В них мудрости разных наук, знания многих народов».

Библиотекарь: «Да, и такие книги лучше всего держать под рукой. В заключение расскажу вам одну притчу: «Как-то привели человека к мудрецу, чтобы он определил уровень его развития и культуры. Но человек на все вопросы молчал, тогда мудрец вскликнул: «Скажи хоть одно слово – и я скажу, кто ты!»

Мудрая Сова: «Речь – это зеркало ума и души. А книги – это источник, из которого наполняются ум и душа. Читайте книги. Познавайте мир!

Библиотекарь: «Спасибо всем зрителям за внимание, а всем участникам – за прекрасное путешествие!»(26 слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по русскому языку "Словарь-Вселенная в алфавитном порядке" с использованием презентации

Познакомить учащихся 6 класса с основными типами словарей.Пробудить любознательность и интерес к работе с ними....

Статья. Использование на внеклассных занятиях толкового словаря для формирования интеллектуальных навыков, развития речи и обогащения словарного запаса учащихся младшего школьного возраста

Данная статья предназначена для воспитателей и учителей, которые работают со слабослышашими и глухими учащимися. В ней представлены медодические рекомендации по использованию толкового ...

Тема: Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей, словари лингвистические и нелингвистические.

Цели: 1. Знать особенности словарей, отражающие нормы правописания и произношения, энциклопедические и толковые словари, их структуру.2. Уметь ими пользоваться в исследовательской деятельности, при по...

внеклассное мероприятие "День словаря"

мероприятие, посвящённое Дню словарей...

Внеклассное мероприятие "День словаря"

Мероприятие по русскому языку для учеников 5-8 классов ко Дню Словаря 29 ноября...

Внеклассное мероприятие «День словарей»

Внеклассное мероприятие«День словарей»(сценарий мероприятия)   Цели:- познакомить  учащихся с личностью   В.И.Даля;- рассказать о его вкладе в изучении и развитии русск...

Внеклассное мероприятие по словарям

Внеклассное мероприятие по словарям...