Внеклассное мероприятие "Путешествие в Словарию"
методическая разработка на тему
Данное внеклассное мероприятие предназначено для проведения среди обучающихся 5-7 классов, способствует систематизации знаний в работе со справочной литературой,формированию информационной культуры обучающихся,воспитывает познавательный интерес и любовь к книге как источнику знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie.docx | 26.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие «Путешествие в страну Словарию»
Цели:
1.Систематизация знаний обучающихся в работе со справочной литературой;
2. Формирование информационной культуры;
3. Воспитание познавательного интереса и любви к книге как к источнику знаний.
Оборудование: карта страны «Читалия», выставка книг «Весь мир», плакат «Страна Читалия», макет экрана монитора, макет книги «Энциклопедия», макеты словарей, энциклопедий.
Декорации: деревья, река, макет яхты.
Методическое обеспечение: презентация.
Роли: Мудрец, мудрая Сова, диктор-диспетчер, скоморохи(2), 11 томов Детской Энциклопедии, ведущие(2), ямщик, В.И. Даль, библиотекарь, ученик.
Приложение к презентации
1 слайд – заголовок мероприятия;
2 слайд – цели мероприятия;
3 слайд – 1-й ведущий:
Усердней с каждым днём смотрю в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз зайдёт искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
2-й ведущий:
На всех словах – события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: «Век. От века. Вековать.
Век доживать. Век заживать чужой.
1-й ведущий:
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
Библиотекарь: «Тема нашего занятия – справочная литература. Своё занятие мы проведём в необычной форме. Научившись пользоваться справочной литературой, вы полюбите эти книги не только за то, что они приносят большую пользу, но и за то, что есть в них прекрасного и величественного.»
Мудрец (несёт огромную книгу с названием: «Энциклопедия»): Подождите, подождите. Мы же решили путешествовать в страну «Читалия».
Ученик (читает по слогам): «Эн-ци-кло-пе-ди-я»- красивое слово, а что оно значит?»
Библиотекарь: «Сейчас узнаешь, мы для этого и решили путешествовать. Но как?»
Мудрец: « У нас есть возможность. Ведь страна «Читалия»существует в нашем воображении. Значит, едем на виртуальном транспорте.
Библиотекарь: «Тогда в путь!»
4 слайд – звучит песня «Гимн Незнайки и его друзей» (сл. Ю.Энтина, муз. М Минаковой).
Диктор: «Внимание, внимание! Вас приветствует столица Читалии – Словария! Основана в 5 веке. Перестраивается и обновляется постоянно!»
5 слайд – «Словарь – это вся Вселенная в алфавитном порядке».
Мудрец (смотрит по сторонам): « Как же здесь не заблудиться?»
Библиотекарь: «А здесь живёт наш земляк – Владимир Даль.(на сцене появляются ямщик и В.Даль)
Ямщик ( в тулупе, в руках держит кнут): «Ну что, барин, будем ехать или ещё чуть погреемся?»
Даль: «А доберёмся в такую пургу?»
Ямщик: « Не сомневайтесь, барин. Пурга-то замолаживает!»
Даль: «Как это «замолаживает»?»
Ямщик: «Пасмурнеет, к теплу.»
Даль: «Это что же, у вас в Новгородской губернии так говорят?»
Ямщик: « Так, барин!»
Даль: «Небо тучами заволакивает, к ненастью клонит. (Вытаскивает записную книжку, записывает окоченевшими пальцами. Ямщик уходит.) Этот морозный мартовский день стал главным в моей жизни. Я записал первое слово. А затем многое в моей жизни было. Но одно важно. Узнал о моём увлечении словами друг Пушкин. И стал уговаривать: «Займись составлением словарей!» Думал, не осилю. Но, слава Богу, словари родились.»(6,7 слайды).
Мудрец: « Вот теперь в столице Словарии живут и словари В.Даля. Их 4 тома. Ребята, и всё-таки, столько словарей! Как не заблудиться?»
Ученик: «А я знаю! Если хочешь правильно написать слово, обращайся к орфографическому словарю. Чтобы узнать, как правильно произнести слово, берём орфоэпический словарь».
Мудрец (к зрителям): «А если мы хотим знать, каково происхождение слова?»
Зрители: «Это написано в этимологическом словаре!»(8 слайд)
Мудрец: «А если интересно значение слова, его использование и грамматические формы?»
Зрители: «Это мы найдём в толковом словаре!»
Мудрец: «А если я хочу узнать о природных явлениях, географических открытиях?»
Зрители: «Обращайтесь к энциклопедическому словарю!»(9 слайд)
1-й ведущий: «А я вот нашла словарь необыкновенный: «Крылатые слова». Авторы – Ашукины».(10 слайд)
Ученик: «Крылатые слова? Надо же! Они что, летают?»
2-ведущий: «А давайте спросим ребят, знают ли они такие необыкновенные выражения!?» ( «Мамаево побоище», «манна небесная», «слона не приметил» и т.д.)
Мудрец: «Ой, ой! (смотрит на часы) Нам пора, время!»
Библиотекарь: «Да, нам пора на остров Энциклопедический!»
11,12 слайды – играет музыка, смена декораций.
Диктор: «Внимание! Внимание! Вы прибыли на остров Энциклопедический! Он находится среди океана Знаний. Современный, красивый, население отличается высокой культурой и интеллектуальным уровнем!»
Мудрец: «Если вам нужно узнать всё о слове или выражении, то обращайтесь к словарям. Это - в столице Словарии. А если вам нужны более подробные сведения, тогда обращайтесь к энциклопедиям. Это всё на нашем острове!»
2-й ведущий:
Каждый грамотный читатель
Всё здесь может разузнать.
Только надо не лениться,
Над томами потрудиться,
Если хочешь много знать!
Мудрая Сова: «Слово «энциклопедия» означает «круг знаний».
Мудрец (поворачивается к ученику): «Ты понял, что такое энциклопедия? Первые энциклопедии появились в древнем Китае – это 10-12 века до н.э., в Европе они появились только в 18 веке, в России – в 1925 году. Но оставим историю. Сегодня, уважаемые путешественники, у нас праздник – День Детской Энциклопедии.
(Выбегают скоморохи)
1-й скоморох: «Все на праздник, на весёлую ярмарку!
2-й скоморох: «Налетай, выбирай, узнавай!»(Скоморохи достают эмблемы к каждой энциклопедии, зрители должны узнать том по эмблеме)
1-й скоморох: «Ярмарка у нас сегодня необычная, ярмарка наша энциклопедическая!»
2-й скоморох: «На вопросы отвечайте, товар в награду получайте!»
13 слайд - выходит 1-й том:
О своём организме хочешь узнать?
О том, как здоровым и нравственным стать?
Как победить нам болезни навек?
Читай эту книгу – том «Человек».
1-й скоморох: Вопрос на засыпку. Что такое энциклопедия?
14 слайд – выходит том «Сельское хозяйство»:
Путешествие прекрасно,
Потому что безопасно,
Здесь накормят и напоят,
Добрым словом успокоят.
Взглянешь лишь на этот том –
Себя представишь за столом.
2-й скоморох: «А какие виды энциклопедий вы знаете? (Универсальные, отраслевые). Молодцы!»
1-й скоморох: «А вот и том «Искусство»!»
15 слайд:
Прекрасного мир в нём –
От рисунков пещерного человека
До творений 20-го века!
2-й скоморох:
Можно здесь передохнуть,
А потом продолжить путь. (Звучит песня)
1-й скоморох:
Сейчас потолкуем о книге другой:
Тут синее море, тут берег крутой.
С этим томом вы узнали
Много стран и городов,
С караванами блуждали,
Пили воду ледников.
Глубоко спускались в недра,
В воздух поднимались,
В океанах и морях
Всех вы искупались. (Выходит том «Земля») – 16 слайд:
Если в руки этот том
Взять не поленитесь,
Знаниями о Земле вы обогатитесь.
Станет вся Земля знакома
Вам от этого вот тома.
2-й скоморох: « А скажите, какие виды универсальных энциклопедий вы знаете? (БСЭ, МСЭ, ДЭ)
1-й скоморох: «А вот том следующий идёт!»
17 слайд – выходит том «Из истории человеческого общества»:
Историю человеческого общества
Вам изучать хочется?
Возьмите в руки этот том –
И вмиг перелетите
В египетский роскошный дом
Царицы Нефертити;
Затем вы в средние века
Отправитесь в полёт…
И возвратит оттуда вас
Отнюдь не самолёт!
18 слайд – выходит том «Небесные тела»:
Это что там за стрела
Небо чёрное зажгла?
Небо чёрное зажгла –
В землю с грохотом ушла?
Про космос и его дела
Расскажет том «Небесные дела»!
Библиотекарь: «Ещё вопрос: для какого возраста предназначена ДЭ?»
19 слайд – выходит том «Зарубежные страны»:
О странах зарубежных
Мы радостно читаем, Свою страну родную
Детально изучаем.
20 слайд – выходит том «Техника и производство»:
Энциклопедию читать решили?
В энциклопедии – большая сила!
Как бумагу производят,
Полезные ископаемые находят,
Воду питьевую как получить,
Книги напечатать, мир подводный изучить –
Всё узнать от А до Я
О технике и производстве
Вы сможете, друзья!
2-й скоморох (зрителям): «А вам вопрос: обязательно ли знать все статьи в энциклопедии?»
21 слайд – выходит том «Язык и литература»:
Погляди-ка на страницу:
Зверя нет и нет здесь птицы,
А живёт здесь царь Гвидон,
Робинзон, Айвенго славный…
Может, этот том не главный –
Всё же очень важный он!
1-й скоморох: «Как располагается материал в ДЭ?» (ответы детей)
1-й ведущий:
В мир фауны и флоры
Отправимся теперь.
Ещё один солидный том
Откроет эту дверь!
22 слайд – выходит том «Растения и животные»:
Природу – чтобы стать царём –
Нам надо изучать,
Учиться друга от врага
Хотя бы отличать.
В животных и растений мир
Заканчивая путь,
Ты в кладовую солнца
Заехать не забудь!
Мудрая Сова: «А знаете ли вы отраслевые энциклопедии? (географическая, химическая)
2-й ведущий:
Химия жизни и радиофизика,
Волны и квантовы полимеры,
Как, из чего вещества все построены -
Это из данного тома примеры.
23 слайд – выходит том «Вещество и энергия»:
Может, нет в вас Эдисонов,
Далеко вам до Ньютонов,
И совсем был не таков
Папа радио – Попов.
Пусть паскали, ватты, герцы
Не вошли вам в плоть и кровь,
Но разбудит в вашем сердце
К химии и физике любовь!
Мудрая Сова: «Скажите, а какие энциклопедии есть у вас дома? (Зрители отвечают) Да, я знаю, эти книги- интересные новые серии детских энциклопедий, некоторые из них есть и в вашей школьной библиотеке. Их образцы вы можете увидеть на нашей выставке «Весь мир»!»
Библиотекарь: «А не зайти ли нам в некоторые дома на этом острове? Вот вам пригласительные билеты.» (Раздаёт карточки с вопросами: что означает слово «каникулы»? какое значение имеет слово «гимназия»? Получившие карточки ищут ответы в словарях, зачитывают, называют источник.)
Мудрец: «Молодцы. Недаром это мои любимые книги – энциклопедии!»
Все тома выходят на сцену и поют песню энциклопедий(24 слайд).
Все тома:
Мы научим вас всё знать, всё знать,
Знанья получать и мир познать,
Книги прочитать, все книги прочитать,
Эрудитом стать.
Если бы не я, не я, не я,
Не было б тебя, тебя, тебя,
Не были бы мы, такие, как сейчас, - умные такие!
Это все мы – мы без денег делаем тебя богаче,
Это все мы – много знаний на своих страницах прячем!
Библиотекарь: «Спасибо тебе, Мудрая Сова, за гостеприимство, но я хочу сказать, что сейчас появились современные энциклопедии – в Интернете. Там вы найдёте любую информацию не только о своей стране, но и о жизни за океаном, в других странах.
Мудрец: «Да, да, ребята. Там даже есть информация о нашей школе. Хотите узнать? В Интернете есть специальный сайт. Но нам пора, дальше наш путь – по проливу Справочный!»
Библиотекарь: «А поплывём мы на виртуальной яхте с алыми парусами. Она вам нравится?
Прикрепляется макет яхты (25 слайд).
Диктор: «Внимание! Мы плывём по проливу Справочный. Он разделяет материк и остров Энциклопедический в стране Читалии.
Мудрец: «По проливу проведёт нас опытный проводник в мире книг – Библиотекарь».
Библиотекарь: «Анатоль Франс говорил: «Словарь – это вся Вселенная в алфавитном порядке». Если хорошо подумать, то это книга книг. А что такое справочник? Попробуйте вспомнить, какую литературу мы называем справочной?
Мудрец: « Я вспомнил. Справочники – это книги с краткой информацией по отдельным вопросам!»
Библиотекарь: «Правильно, мы можем продолжить путешествие. Чтобы спокойно проплыть по этому проливу, нужно выдержать экзамен. Внимание, викторина!
Ведущие:
- Где выдают книги для временного пользования? ( В библиотеке)
- Люди, которые пишут стихи? ( Поэты)
- Где печатают книги? (В типографии)
- Кто оформляет, иллюстрирует книги? (Художник)
- В каких книгах объясняется написание слова? (Орфографический словарь)
- Вы пришли в библиотеку.
Кто вам помощь здесь окажет?
Кто поможет выбрать книгу,
Что стоит где, кто расскажет? ( Библиотекарь)
- Какой предмет разделяет книги разных авторов?( Разделитель)
- Как называется библиотека, которую собирают дома? (Домашняя)
- Кто работает в библиотеке? ( Библиотекарь)
- Открыть свои тайны
Любому готова.
Но ты от неё
Не услышишь и слова. (Книга)
11. Карточка, в которой записывают данные читателя и ведётся учёт книги. ( Формуляр)
- Какой праздник отмечают 23 апреля? (Всемирный день книги)
- Как зовут нашего школьного библиотекаря?
- Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный …(Каталог)
- Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком. (Книги)
- Тот, кто написал книгу. (Автор)
Библиотекарь: «Участвуя в викторине, мы незаметно проплыли по проливу Справочный. Так кто же понял, что такое справочники?
Ученик: «Это книги с краткой информацией по отдельным вопросам!»
Библиотекарь: «Молодцы! А кто назовёт примеры справочников? (Ответы) А школьное расписание уроков – это тоже справочник?
Мудрец: «Конечно, нет! Зато есть справочник по математике, биологии и т.д.»
Библиотекарь: «Достаточно, достаточно! Нам не хватит времени все их перечислить!»
Мудрая Сова: «Это очень важные книги. В них мудрости разных наук, знания многих народов».
Библиотекарь: «Да, и такие книги лучше всего держать под рукой. В заключение расскажу вам одну притчу: «Как-то привели человека к мудрецу, чтобы он определил уровень его развития и культуры. Но человек на все вопросы молчал, тогда мудрец вскликнул: «Скажи хоть одно слово – и я скажу, кто ты!»
Мудрая Сова: «Речь – это зеркало ума и души. А книги – это источник, из которого наполняются ум и душа. Читайте книги. Познавайте мир!
Библиотекарь: «Спасибо всем зрителям за внимание, а всем участникам – за прекрасное путешествие!»(26 слайд)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие по русскому языку "Словарь-Вселенная в алфавитном порядке" с использованием презентации
Познакомить учащихся 6 класса с основными типами словарей.Пробудить любознательность и интерес к работе с ними....
Статья. Использование на внеклассных занятиях толкового словаря для формирования интеллектуальных навыков, развития речи и обогащения словарного запаса учащихся младшего школьного возраста
Данная статья предназначена для воспитателей и учителей, которые работают со слабослышашими и глухими учащимися. В ней представлены медодические рекомендации по использованию толкового ...
Тема: Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей, словари лингвистические и нелингвистические.
Цели: 1. Знать особенности словарей, отражающие нормы правописания и произношения, энциклопедические и толковые словари, их структуру.2. Уметь ими пользоваться в исследовательской деятельности, при по...
внеклассное мероприятие "День словаря"
мероприятие, посвящённое Дню словарей...
Внеклассное мероприятие "День словаря"
Мероприятие по русскому языку для учеников 5-8 классов ко Дню Словаря 29 ноября...
Внеклассное мероприятие «День словарей»
Внеклассное мероприятие«День словарей»(сценарий мероприятия) Цели:- познакомить учащихся с личностью В.И.Даля;- рассказать о его вкладе в изучении и развитии русск...
Внеклассное мероприятие по словарям
Внеклассное мероприятие по словарям...