Библиотечный урок для 5 класса "Слово о словарях или путешествие в Словоград".
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Максимова Инна Вячеславовна

 

Ключевая роль в формировании информационной грамотности учащихся принадлежит школьной библиотеке, которая призвана содействовать формированию навыков непрерывного образования учащихся путем обучения их информационно - поисковой деятельности.

Одним из средств поиска информации является словарь, один из видов справочной литературы. Словарь является незаменимым подспорьем в учебной деятельности, он также необходим, как и другие школьные принадлежности — учебник, ручка, дневник, тетрадь. Он — друг и помощник, и умение пользоваться им является очень важным в процессе совершенствования  нашей грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Слово о словарях39.62 КБ
Файл презентация280.09 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Марисолинская средняя (полная) общеобразовательная школа

«Слово о словарях

или

 путешествие в Словоград»

Библиотечный урок  для 5 класса

                                                                                                                                 

                                                                                                                                Разработала:

 педагог-библиотекарь

                                                                                                     Максимова И.В.

с. Марисола

2013 г.

Пояснительная записка.

Вся жизнь человека состоит из процессов получения информации и её применения. Компетентностный подход в определении целей и содержания общего образования выдвигает на первый план развитие критического мышления, формирование умения учиться на протяжении всей жизни, что ведет к внедрению в образовательный процесс методов обучения, основанных на самостоятельной деятельности. Основой самостоятельной работы является информационная грамотность, представляющая собой совокупность знаний, умений, навыков, творческих и поведенческих качеств личности при ее взаимоотношениях с информацией, которые помогают эффективно находить, оценивать, использовать  информацию в определенных целях.

Ключевая роль в формировании информационной грамотности учащихся принадлежит школьной библиотеке, которая призвана содействовать формированию навыков непрерывного образования учащихся путем обучения их информационно - поисковой деятельности.

Одним из средств поиска информации является словарь, один из видов справочной литературы. Словарь является незаменимым подспорьем в учебной деятельности, он также необходим, как и другие школьные принадлежности — учебник, ручка, дневник, тетрадь. Он — друг и помощник, и умение пользоваться им является очень важным в процессе совершенствования  нашей грамотности.

В процессе работы на уроке учащиеся познакомятся с видами словарей русского языка, именами их составителей. Форма контроля – игра, направленная на применение детьми полученных знаний на практике: самостоятельное объяснение значения слов, приобретение навыков работы со словарем, словарной статьей.

Методы, применяемые на уроках,  формируют у учащихся интерес к чтению справочной литературы, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие.

Урок состоит из трех этапов: подготовительный, основной, который подразделяется на 2 подэтапа, заключительный.

Целью данного урока является: знакомство со словарями, как одним из видов справочной литературы, формирование навыков самостоятельной работы со словарями, формирование навыков критического мышления, формирование интереса к чтению словаря как незаменимого помощника на пути к знаниям, развитие познавательной активности учащихся.

Задачи: сформировать понятие «словарь», «справочная литература», научит отличать виды словарей, уметь выражать свои мысли и работать в группе.

Оборудование: выставка «Слово о словарях» (толковый, орфографический, фразеологический словари, словарь иностранных слов, биографический словарь),  мультимедийный  проектор, компьютер, микрофон, плакат на доске с тремя островами.

           Раздаточный материал: словари, листы для записи, бумажные человечки.

Слайд№ 2. Эпиграф к уроку: «Словарь – это вселенная в алфавитном порядке». Анатоль Франс. (на доске)

Ход урок.

I.Организационный этап.

Библитекарь. Добрый день, дорогие ребята. Я всем вам желаю хорошего настроения на все 45 минут, которые мы проведем вместе. Давайте договоримся, что на уроке вы  будете соблюдать правила, которые  видите на экране. Давайте прочитаем.

Внимание на экран. Слайд № 3

1.Правило активности.

Всякий должен быть активным

Группа станет очень сильной.

2. Правило корректности.

Не оценивать суждений.

Говорить о том, что нас

Здесь волнует и сейчас.

3. Правило обсуждения.

Ситуация проста:

Должен каждый говорить

И проблему обсудить.

II.Основной этап (1.теоретический и 2.практический)

 1. Ребята посмотрите как много книг в нашей библиотеке. Как вы думаете, про что можно прочитать в книге? Правильно, про все на свете. Ведь вокруг нас столько интересного!

(Мотивация урока.) После этого предлагается маленькая викторина.

Слайд № 4

  1. Как вы думаете, что такое самолет?
  2. Кто такой астронавт?
  3. Что такое эхолот?
  4. В каком году родилась В.Терешкова?
  5. Что значит «засучив рукава?»

Если никто не смог предложить ответа на вопрос библиотекарь спрашивает: «Ребята, а как быть, если мы не можем ответить на какой-то вопрос?» Ребята отвечают, что ответ на любой вопрос можно найти в книге.

Библиотекарь. Ребята, читая книгу, газеты, журналы, вы наверняка встречали слова или целые выражения, которые вам не понятны. К каким книгам вы тогда обращаетесь? (Ответы учащихся).

Слайд № 5 Есть книги, которые создаются специально для того, чтобы отвечать на вопросы, и предлагают только точную и краткую информацию. Такие книги называются справочной литературой. Именно к справочной литературе относятся словари.

           Слайд№ 6. Библиотекарь. (Объявляется тема урока). Сегодня мы совершим путешествие по стране «Словоград» и выявим самых внимательных, сообразительных знатоков словарей. Как вы думаете, кто живет в стране «Словоград»? (ответы детей)

Библиотекарь. Правильно, словари. Но, для начала  нам необходимо познакомиться с жителями этой страны.

Слайд № 7. Внимание учеников обращается на экран. На экране написано слово

С

Л

О

В

А

Р

Ь                                                                                                      

(Интерактивный метод). «Микрофон». Учащиеся с помощью микрофона называют ассоциации, которые возникают с произношением этого слова? (Слово, книга, лист, помощник, переводчик, толкователь, алфавит, поиск, оглавление). Слова появляются на экране. Если учащиеся затрудняются ответить. Библиотекарь помогает им наводящими вопросами.

Библиотекарь. (Мозговой штурм) Ребята, а какие словари вы знаете? (Ответы детей)

А теперь познакомимся более подробно с жителями  «Словограда» т.е.(видами словарей).

(Внимание на экран)

Слайд№ 8.Орфографический словарь.

Вспыхает небо, разбужая ветер

Проснувший гомон птичьих голосов.

Проклинывая все на белом свете

Я вновь бежу в нетоптанность лесов.

Шуршат зверушки, выбегнув навстречу,

Приветливыми лапками маша.

Я среди тут пробуду целый вечер,

Бессмертные творения пеша.

Но выползя на миг из тины зыбкой,

Болотная зеленовая тварь,

Совает мне с заботливой улыбкой,

            Большой орфографический словарь.

Библиотекарь. Ребята, вы заметили, сколько здесь ошибок?

Для того чтобы правильно написать то,  или иное слово нам необходимо обратиться к орфографическому словарю.  Слайд № 9. От греческого слова «Орфо» - правильно, «графо» - пишу. В орфографических словарях показано как правильно написать то или иное слово. Без них не обойтись ни одному человеку, стремящемуся писать грамотно. Например, нам необходимо узнать, как пишется слово «запрограммированный». Как пользоваться  орфографическим словарем? Если знаешь алфавит, то очень легко. Надо найти букву,  с которой начинается слово, и искать его по алфавиту, помня, какая буква идет за следующей. (Открываем орфографический словарь русского языка под ред.  С.Г. Бархударов и находим букву  «З», затем последующие буквы, ответ на стр.10).

 Толковый словарь.

(Театрализация). Ученик (читает). В современных эхолотах используют ультразвук, который распространяется в воде со скоростью 1500м в секунду. Эхолот, эхолот….да что же это такое? В учебнике смотрел, нет этого слова.

Ученик (обращается к маме по телефону) Мама, привет! У меня тут в параграфе по физике слово «эхолот», ты не знаешь что это такое?... Нет, не знаешь… И я не знаю. Да, сейчас позвоню Витьке.

(Звонит по телефону)

Ученик. Витя, привет! Ты читал физику? Нет? Открой параграф 87, там слово такое, «эхолот», ты знаешь, что оно значит? Не знаешь? А что ты вообще знаешь? Кому позвонить? Далю? Какому Далю? Ребята, а вы знаете кто такой Даль?

(ответы учащихся)

Слайд № 10. Библиотекарь. А если вам необходимо узнать значение слова, например, «Эхолот», то поможет вам толковый словарь. Толковый словарь объясняет значения слов и их употребление.

Слайд № 11. Самый знаменитый толковый словарь – «Словарь живого великорусского языка». В этом словаре около 200000 слов, а собрал их вместе и объяснил один человек – Владимир Иванович Даль еще в 19 век. Над созданием этого труда он работал около 50 лет, почти всю свою жизнь, а прожил он 71 год.

Слайд № 12. В жизни мы пользуемся другим известным нам словарем «Толковым словарем русского языка» Сергея Ивановича Ожегова. Свой словарь он вместе с группой ученых лингвистов создавал в годы Великой Отечественной войны. Первый том этого словаря вышел в 1949 году.

Толковый словарь отличается от орфографического тем, что в нем содержится краткое толкование, значения каждого слова расположены они также в алфавитном порядке.  Как вы считаете, какой словарь написать труднее: орфографический или толковый? Почему? (Ответы учащихся).

Слайд № 13. Самыми известными толковыми словарями являются:

-«Толковый словарь русского языка» под ред. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой.

-« толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.

-« Большой толковый словарь русского языка» Д.Н. Ушакова

Давайте найдем наше слово «Эхолот». (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / РАН. – 4-е изд-е., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с. ).

Слайд № 14. Словарь иностранных слов.

Библиотекарь. Существуют еще словари иностранных слов. Этот словарь включает те слова, которые пришли к нам из чужих языков. Одним из наиболее полных словарей является «Большой словарь иностранных слов» составитель – А.Ю. Москвин.

Фразеологический словарь.

Библиотекарь. Сегодня я встретила Вову из 6 класса,  он был очень веселый. На мой вопрос: почему он такой веселый?», он ответил: «после неподготовленного домашнего задания по математике, я вышел «сухим из воды». Как вы это понимаете?

Слайд № 15. Ответ на этот вопрос нам может дать фразеологический словарь. Многие народные высказывания, а также выражения классиков попали во фразеологический словарь. Фразеологический словарь рассказывает нам о происхождении и значении различных словосочетаний, которые мы употребляем, чтобы сделать нашу речь более яркой и убедительной. Например: «выводить на чистую воду», «выводить из строя», «играть на нервах».

Как вы все заметили, все слова в словарях расположены в алфавитном порядке, как вы думаете, почему? (Ответы учащихся). (Для удобства). Еще, чтобы быстрее найти ту или иную информацию, словари оснащены оглавлением, а как пользоваться оглавлением вы уже знаете.

 Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока. «Словарь – это вселенная в алфавитном порядке». Анатоль Франс. (на доске). Согласны ли вы с этим высказыванием?

(Ответы учащихся).

Мы коротко  познакомились с вами лишь с основными видами словарей, а ведь их очень- очень много. Например биографический, который помогает  кратко узнать биографию известных личностей, этимологический – для определения происхождения слова, словарь синонимов, антонимов.

Слайд № 16. Перед игрой можно провести физкультминутку. Варианты физкультминуток  см. в приложении.

2.(Контроль.) Библиотекарь. Ну что ж ребята мы совершили с вами путешествие по «Словограду», теперь нам нужно определить кто же у нас является знатоком словарей. Для этого вам необходимо разделиться на команды и придумать название. Можно разделиться при помощи игры «Поход». (Выбираются три капитана, каждый  по очереди называет тех с кем бы он пошел в поход. Далее участник похода выбирает следующего участника и так  пока не наберется команда).

Слайд № 17. Задание № 1. Определите значение слов. Результат поиска записываем на листы ответов. Баллы ставятся за правильность и оперативность ответа.

Вигонь (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. С.81).

Коллоквиум (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. С.283)

Подагра (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. С.531)

          Слайд № 18. Задание № 2. Вставьте пропущенные буквы, используя один из словарей.

Арх…тект…р

Бесчу…ствен…ый

Возвыш…н…ость

Зах…лус…ный

Стю…рдес…а

Ц…ркуль

Слайд № 19. Задание №3. Найдите соответствие слов

Резюме – краткий вывод из сказанного написанного.

Авантитул – начальная страница книги, расположенная перед титульным листом книги.

Конъюнктура – сложившаяся обстановка, временная ситуация в какой – либо области.

Фронтиспис – рисунок, портрет или лица, которому посвящена книга, помещаемый слева от титульного листа.

Слайд № 20. Задание № 4. Найдите в тексте фразеологические обороты.

Однажды меня и моего младшего брата пригласили на рыбалку. Мы с Дениской развесили уши и потеряли голову от счастья. Побежали домой одним духом собирать снасти. В назначенное время мы ждали дядю Юру. Ждали час, два, три. Тут я понял, что дядя Юра просто морочил нам голову. Мой брат как заревет в три ручья от  обиды. Мне стало не по себе. Я чувствовал себя не в своей тарелке. Вот так мы с братом попались на удочку.

Слайд № 21. Задание № 5. Расшифровать высказывание буквы, в  которой  расположены в беспорядке.

«Анигк – икаявел щьве, капо векчело етуме юе тьвасяпольоз» («Книга – великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться».

III. Заключительный.

Слайд № 22. Библиотекарь. Молодцы, ребята! Все хорошо поработали, и знатоками словарей у нас становится команда ______. Вручение грамоты  победителям.

Запомните, что, прежде чем употреблять в своей речи то или иное словосочетание, вы должны точно знать его значение, и в этом вам лучшие помощники словари.

Это так, а не иначе!

Ты мне, друг мой, не перечь!

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

Гаснет устная словесность,

Разговорная краса.

Исчезает в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетке,

Гибнут  в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда

 В быт обыденный верни,

Чтобы речь -  родное чудо

Не скуднела в наши дни.

(Рефлексия). (На партах учащихся лежат формы человечков.) На доске плакат с тремя островами: остров «Все в туман», «Ни в зуб ногой», «Светлая голова» А теперь ребята я вам предлагаю заселить ваших человечков в наши острова.

На этом наше путешествие заканчивается, до новых встреч.

Приложение

1.

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать.

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо-влево

И беритесь вновь за дело!

2.

Возле парты встанем, руки вверх потянем.

Руки опускаем, тело наклоняем.

Вправо – влево раз, два, три.

Влево – вправо посмотри.

А теперь за дело надо браться смело.

3.

 Поднимаемся ребята,

Остановимся у парты.

Вместе весело шагаем,

Ноги выше поднимаем.

Руки вверх, теперь опустим,

В стороны, теперь вперёд.

Время больше не упустим,

Знание нас с Вами ждёт!

Список использованных источников.

1. Библиотечно-библиографические знания – школьникам: практ. пособие/сост. В.Г.валькова. – 3-е изд. Перераб и доп. – М.: Кн.палата, 1989. – 216с.

2. Библиотечные уроки. Выпуск 3. Формирование информационной грамотности учащихся в школьной библиотеке. Методическое пособие / В.Б.Антипова. – М.: Глобус, 2009. – 336 с.

3. Быстрова Е.А. Учебный фразеологический словарь русского языка: пособ.для учащ-ся нац. школ / Е.А.Быстрова, А.П.Окунева, Н.М.Шанский. – Л.: Просвещение, 1984. – 271с.

4.Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. / Крысин Л.П. – М.: Эксмо, 2010. – 994 с.

5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова./С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – 4-е изд-е.- М.:Азбуковник, 1999. – 944с.

6. Орфографический словарь русского языка: 106 000 слов /АНН СССР. Ин-т рус.яз. / под.ред. С.Г. Бархударова. – 28-е изд-е. – М.: Рус.яз., 1990. – 397с.

7. Словари - наши добрые помощники. profistart.ru›ps/blog/3198.html

8. «А где хранят Вселенную?» festival.1september.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Слово о словарях или путешествие в Словоград » Библиотечный урок для 5 класса Разработала: педагог-библиотекарь Максимова И.В.

Слайд 2

«Словарь – это вселенная расположенная в алфавитном порядке» Анатоль Франс

Слайд 3

П р а в и л а Правило активности Правило корректности Правило обсуждения

Слайд 4

Викторина Как вы думаете, что такое «самолет»? Кто такой «астронавт»? Что такое «эхолот»? В каком году родилась В.Терешкова? Что значит «засучив рукава»?

Слайд 5

Справочная литература Книги, которые специально создаются для того, чтобы отвечать на вопросы, и предлагают только точную и краткую информацию. Словарь

Слайд 6

«Путешествие в Словоград »

Слайд 7

Словарь ------- Слово Книга Оглавление Поиск Алфавит Толкователь Поиск Ассоциации

Слайд 8

Вспыхает небо, разбужая ветер Проснувший гомон птичьих голосов. Проклинывая все на белом свете Я вновь бежу в нетоптанность лесов. Шуршат зверушки, выбегнув навстречу, Приветливыми лапками маша. Я среди тут пробуду целый вечер, Бессмертные творения пеша. Но выползя на миг из тины зыбкой, Болотная зеленовая тварь, Совает мне с заботливой улыбкой, Большой орфографический словарь.

Слайд 9

Орфографический словарь « Орфо » - правильно «Графо» - пишу

Слайд 10

Толковый словарь Объясняет значения слов и их употребление

Слайд 11

Толковый словарь «Словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля

Слайд 12

Толковый словарь «Толковый словарь русского языка» Сергея Ивановича Ожегова.

Слайд 13

Толковый словарь

Слайд 14

Словарь иностранных слов Включает те слова, которые пришли к нам из чужих языков

Слайд 15

Фразеологический словарь Рассказывает нам о происхождении и значении различных словосочетаний, которые мы употребляем, чтобы сделать нашу речь более яркой и убедительной.

Слайд 16

Физкультминутка

Слайд 17

Вигонь Подагра Коллоквиум Задание № 1

Слайд 18

Арх… тект … р Бесчу … ствен … ый Возвыш…н…ость Зах … лус … ный Стю … рдес …а Ц… ркуль Задание № 2

Слайд 19

Резюме Авантитул Фронтиспис Конъюнктура Начальная страница книги, расположенная перед титульным листом. Краткий вывод из сказанного. Написанного. Рисунок портрет, помещаемый слева от титульного листа. Сложившаяся обстановка, временная ситуация. Задание №3

Слайд 20

Однажды меня и моего младшего брата пригласили на рыбалку. Мы с Дениской развесили уши и потеряли голову от счастья. Побежали домой одним духом собирать снасти. В назначенное время мы ждали дядю Юру. Ждали час, два, три. Тут я понял, что дядя Юра просто морочил нам голову. Мой брат как заревет в три ручья от обиды. Мне стало не по себе. Я чувствовал себя не в своей тарелке. Вот так мы с братом попались на удочку. Задание №4

Слайд 21

« Анигк – икаявел щьве , капо векчело етуме юе тьвасяпольоз » «Книга – великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться». Задание №5

Слайд 22

Поздравляем!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Библиотечный урок "Словари"

Презентация, рассказывающая о различных словарях...

Библиотечный урок "Словари"

Библиотечный урок "Словари"Словари, словарики..." (библиотечный урок) Цель урока:Познакомить учащихся с различными видами словарей русского языка, с их структурой.Занятие позволяет приобрести:• н...

Словарь – инструмент познания мира. (Библиотечный урок 9 класс)

Цель. Познакомить детей со словарями, как одним из видов справочной литературы. Закрепить уже известные им знания о словарях. Познако­мить с другими видами словарей. Научить детей пользоваться словаря...

Библиотечный урок «Знакомство со словарями и энциклопедиями»

Библиотечный урок «Знакомство со словарями и энциклопедиями»...

Библиотечный урока «Справочная литература: энциклопедии, словари и справочники» для 4 класса

Содержание темы:Представление о справочной литературе, цели обращения к словарям и энциклопедиям, обучение работе с ними. Структура словарей и энциклопедий. Расположение материала. Алфавитный и предме...

Методическая разработка библиотечно - библиографического урока « Наши верные друзья-словари!»

Вся жизнь человека состоит из информации. Люди общаются, выражают свои мысли, говорят о своих потребностях. И начинается это общение еще в раннем детстве. В школе педагоги обучают детей самому главном...

Библиотечный урок «Путешествие в мир энциклопедий и словарей» 2020

Библиотечный урок «Путешествие в мир энциклопедий и словарей»для 9-11 класса коррекционной школы...