Подробное изложение. Выстрел мимо
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Башмакова Валентина Анатольевна

     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podrobnoe_izlozhenie._vystrel_mimo.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка Башмаковой Валентины Анатольевны

Тема урока: Подробное изложение «Выстрел мимо»

5 класс

УМК под ред. А.Д. Шмелёва

Дата  

                                                                                                                 Тип урока:   урок развития речи

Представление о результатах:

        - личностные:   понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

       - метапредметные:  применение приобретенных ЗУН в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных ЗУН анализа языковых явлений на метапредметном уровне.

- предметные: знать признаки текста (основная мысль текста, смысловая законченность, порядок следования предложений в тексте); уметь составлять текст из разрозненных предложений; озаглавить текст; выделять части текста; составлять простой план.

Познавательные УУД:  уметь понимать информацию, представленную в различных формах, выполняют учебно-познавательные действия, осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД: уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:  принимать и сохранять учебную задачу.

Цель урока:

  • Образовательная: обучать правильно понимать информацию устного сообщения.
  • Развивающая: развивать письменную речь учащихся.
  • Воспитательная: любовь и уважение к родному языку.

№ п/п

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I

Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению материала.

- Здравствуйте!

Сообщение о том, что предстоит письменно пересказать текст, который будет прочитан, т.е. написать изложение. Текст надо пересказать подробно, последовательно, полно раскрыть его тему и основную мысль.

Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку.

II

Актуализация знаний

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей, прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

- Что значит подробно пересказать текст?

(Подробно пересказать текст – значит полно, со всеми подробностями, последовательно изложить содержание текста; понять и использовать слова и выражения автора, чтобы лучше раскрыть тему и основную мысль текста.)

Фронтальный опрос.

Проводят наблюдение над языковым материалом.

III

Пробное учебное действие

Прослушивание текста, выделение микротем.

Выстрел мимо

Почти не задевая невысокие кусты неслась по болоту волчья стая — матёрый с волчицей и три переярка. Где-то позади раздавался многоголосый собачий лай. Охотников не было видно, они затеяли, чувствовалось, хитрую облаву.

Миновав болото, стая взлетела на косорог.  На мгновение матёрый замер, чтобы оглядеться, куда бежать дальше. И стая замерла'.

В это мгновение притаившийся за подветренным кустом охотник взял матёрого на мушку, указательный

палец застыл на курке. Прицел — лучше не бывает. Казалось, ещё одна секунда, и волчий вожак рухнет замертво. Но охотник был с каким-то особенно добрым человеческим сердцем. Он смотрел на вожака стаи и думал: остановился-то зверь ради стаи, чтоб не попасть впросак, чтоб уцелеть, чтоб выжить. Сердце охотника ёкнуло, указательный палец шевельнулся. Раздался выстрел.

На привале охотники долго журили промахнувшегося товарища, из-за которого ушла вся стая. Никто мысли не допускал, что стрелял он не в волка, а мимо.

(П. Дудочкин)

Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания. Воспринимают на слух информацию, выделяют микротемы, озаглавливают текст. Обдумывают ответы на вопросы и озвучивают их.

IV

Выявление места и причины затруднения

Обсуждение содержания текста, осмысление.

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности.

Анализ текста

А) Беседа по тексту

- Что отражает название рассказа – тему или основную мысль текста?

( Основную мысль текста.)

- О чем говорится в тексте (его тема)?

(Охота)

- Как вы думаете, какую основную задачу поставил автор: сообщить и объяснить точные факты или словами нарисовать увиденную картину, вызвать у

читателя определенные чувства?

- От какого лица ведется повествование? Как начинается повествование?

(Повествование ведется от 3 лица. Повествование начинается словами «Почти не задевая невысокие кусты…»)

Композиция рассказа

  1. Вступление.

Почти не задевая невысокие кусты, неслась по болоту волчья стая — матёрый с волчицей и три переярка.

  1. Завязка.

Миновав болото, стая взлетела на косорог.

  1. Кульминация.

В это мгновение притаившийся за подветренным кустом охотник взял матёрого на мушку, указательный палец застыл на курке.

  1. Развязка.

На привале охотники долго журили промахнувшегося товарища, из-за которого ушла вся стая.

Б) Словарная работа

1. Матёрый - полный сил, крепкий, достигший полной зрелости (о животных).

2. Переярок - молодой волк на втором году жизни. Весной и летом держится отдельно, осенью присоединяется к семье волков с молодыми этого года (прибылыми), образуя стаю.

3. Облава -  способ охоты, при котором зверей, а иногда и птиц, выгоняют (выпугивают) на места, где стоят охотники. Организацией облавы руководит опытный охотник, который определяет местонахождение зверя, расставляет стрелков в местах вероятного хода (лаза) зверя и направляет загонщиков.

4. Косогор - склон горы, холма.

5. Взять на мушку - прицеливаться в кого-либо.

6. Попасть впросак - оказываться в неприятном, неловком, невыгодном для себя положении.

7. Ёкнуть – замереть.

8. Журить - упрекать, корить.

В) Слова для записи

Матёрый, переярок, многоголосый, позади, облава, косогор, притаившийся, подветренный куст, замертво, попасть впросак, журить, промахнувшийся.

Г) Пересказ текста

- Послушайте пересказ этого текста. Можно ли этот пересказ назвать подробным? Докажите свой ответ.

Работают над заданием. Отвечают на вопросы, под руководством учителя составляют план работы над изложением.

V

Творческая деятельность по реализации построенного проекта

Составление плана, осмысление содержания текста по микротемам.

Работа над планом

Вспоминаем с учениками, как составляется план текста. Затем коллективно текст делится на смысловые части, определяется тема каждой части и дается ей заглавие. Наиболее удачные заголовки записываю на доске.

Примерный план

А) Хитрая облава.

Б) Стая замерла.

В) Доброе человеческое сердце.

Г) Выстрел мимо.

Повторное чтение текста

Составляют план изложения совместно с учителем.

VI

Практическая деятельность по реализации построенного проекта

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике.

Написание изложения

Перед написанием изложения  напоминаю, что повествование нужно вести от 3 лица.

Слова с неизученными орфограммами заранее записаны  на доске.

Самоконтроль

После написания работ ученикам предлагается прочитать созданные им тесты, проверить, все ли правильно и точно изложено, внести необходимые исправления.

Работают с заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Задают вопросы для уточнения информации Письменная работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подробное изложение

Презентация является сопроводительным материалом к уроку развития речи в 8 классе, можно также использовать при подготовке к ГИА....

Подготовка к написанию подробного изложения

Презентация к уроку развития речи "Подготовка к написанию подробного изложения". 5 класс по УМК В.В. Бабайцевой...

Типы речи. Рассуждение. Подготовка к подробному изложению с творческим заданием. 5 класс.

Русский язык – серьезный и сложный предмет. Учащимся приходится много писать, а потому учитель – словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Без их применения на уроках р...

Урок развития речи в 5 классе.Подробное изложение повествовательного характера с элементами описания предмета(по отрывку из книги Л.Кассиля"Ранний восход")

Урок является закреплением понятия "подробное изложение",учит подробно излагать повествовательный текст с элементами описания предмета,совершенствовать умение раскрывать тему и основную мысль текста.К...

Подробное изложение

Данный материал содержит разработку урока по подготовке к подробному изложению по тексту Паустовского "Первый снег"....

Презентация по теме "Подробное изложение "Отважный пингвиненок"

Презентация разработана по программе Е.А.Быстровой с соблюдением требований ФГОС. Материал представляет собой поэтапную подготовку к подробному изложению с опорой на рисунки. В презентации есть ...