Подробное изложение. Выстрел мимо
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка Башмаковой Валентины Анатольевны
Тема урока: Подробное изложение «Выстрел мимо»
5 класс
УМК под ред. А.Д. Шмелёва
Дата
Тип урока: урок развития речи
Представление о результатах:
- личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- метапредметные: применение приобретенных ЗУН в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных ЗУН анализа языковых явлений на метапредметном уровне.
- предметные: знать признаки текста (основная мысль текста, смысловая законченность, порядок следования предложений в тексте); уметь составлять текст из разрозненных предложений; озаглавить текст; выделять части текста; составлять простой план.
Познавательные УУД: уметь понимать информацию, представленную в различных формах, выполняют учебно-познавательные действия, осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД: уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу.
Цель урока:
- Образовательная: обучать правильно понимать информацию устного сообщения.
- Развивающая: развивать письменную речь учащихся.
- Воспитательная: любовь и уважение к родному языку.
№ п/п | Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I | Мотивация к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению материала. | - Здравствуйте! Сообщение о том, что предстоит письменно пересказать текст, который будет прочитан, т.е. написать изложение. Текст надо пересказать подробно, последовательно, полно раскрыть его тему и основную мысль. | Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку. |
II | Актуализация знаний | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей, прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. | - Что значит подробно пересказать текст? (Подробно пересказать текст – значит полно, со всеми подробностями, последовательно изложить содержание текста; понять и использовать слова и выражения автора, чтобы лучше раскрыть тему и основную мысль текста.) | Фронтальный опрос. Проводят наблюдение над языковым материалом. |
III | Пробное учебное действие | Прослушивание текста, выделение микротем. | Выстрел мимо Почти не задевая невысокие кусты неслась по болоту волчья стая — матёрый с волчицей и три переярка. Где-то позади раздавался многоголосый собачий лай. Охотников не было видно, они затеяли, чувствовалось, хитрую облаву. Миновав болото, стая взлетела на косорог. На мгновение матёрый замер, чтобы оглядеться, куда бежать дальше. И стая замерла'. В это мгновение притаившийся за подветренным кустом охотник взял матёрого на мушку, указательный палец застыл на курке. Прицел — лучше не бывает. Казалось, ещё одна секунда, и волчий вожак рухнет замертво. Но охотник был с каким-то особенно добрым человеческим сердцем. Он смотрел на вожака стаи и думал: остановился-то зверь ради стаи, чтоб не попасть впросак, чтоб уцелеть, чтоб выжить. Сердце охотника ёкнуло, указательный палец шевельнулся. Раздался выстрел. На привале охотники долго журили промахнувшегося товарища, из-за которого ушла вся стая. Никто мысли не допускал, что стрелял он не в волка, а мимо. (П. Дудочкин) | Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания. Воспринимают на слух информацию, выделяют микротемы, озаглавливают текст. Обдумывают ответы на вопросы и озвучивают их. |
IV | Выявление места и причины затруднения | Обсуждение содержания текста, осмысление. Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности. | Анализ текста А) Беседа по тексту - Что отражает название рассказа – тему или основную мысль текста? ( Основную мысль текста.) - О чем говорится в тексте (его тема)? (Охота) - Как вы думаете, какую основную задачу поставил автор: сообщить и объяснить точные факты или словами нарисовать увиденную картину, вызвать у читателя определенные чувства? - От какого лица ведется повествование? Как начинается повествование? (Повествование ведется от 3 лица. Повествование начинается словами «Почти не задевая невысокие кусты…») Композиция рассказа
Почти не задевая невысокие кусты, неслась по болоту волчья стая — матёрый с волчицей и три переярка.
Миновав болото, стая взлетела на косорог.
В это мгновение притаившийся за подветренным кустом охотник взял матёрого на мушку, указательный палец застыл на курке.
На привале охотники долго журили промахнувшегося товарища, из-за которого ушла вся стая. Б) Словарная работа 1. Матёрый - полный сил, крепкий, достигший полной зрелости (о животных). 2. Переярок - молодой волк на втором году жизни. Весной и летом держится отдельно, осенью присоединяется к семье волков с молодыми этого года (прибылыми), образуя стаю. 3. Облава - способ охоты, при котором зверей, а иногда и птиц, выгоняют (выпугивают) на места, где стоят охотники. Организацией облавы руководит опытный охотник, который определяет местонахождение зверя, расставляет стрелков в местах вероятного хода (лаза) зверя и направляет загонщиков. 4. Косогор - склон горы, холма. 5. Взять на мушку - прицеливаться в кого-либо. 6. Попасть впросак - оказываться в неприятном, неловком, невыгодном для себя положении. 7. Ёкнуть – замереть. 8. Журить - упрекать, корить. В) Слова для записи Матёрый, переярок, многоголосый, позади, облава, косогор, притаившийся, подветренный куст, замертво, попасть впросак, журить, промахнувшийся. Г) Пересказ текста - Послушайте пересказ этого текста. Можно ли этот пересказ назвать подробным? Докажите свой ответ. | Работают над заданием. Отвечают на вопросы, под руководством учителя составляют план работы над изложением. |
V | Творческая деятельность по реализации построенного проекта | Составление плана, осмысление содержания текста по микротемам. | Работа над планом Вспоминаем с учениками, как составляется план текста. Затем коллективно текст делится на смысловые части, определяется тема каждой части и дается ей заглавие. Наиболее удачные заголовки записываю на доске. Примерный план А) Хитрая облава. Б) Стая замерла. В) Доброе человеческое сердце. Г) Выстрел мимо. Повторное чтение текста | Составляют план изложения совместно с учителем. |
VI | Практическая деятельность по реализации построенного проекта | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. | Написание изложения Перед написанием изложения напоминаю, что повествование нужно вести от 3 лица. Слова с неизученными орфограммами заранее записаны на доске. Самоконтроль После написания работ ученикам предлагается прочитать созданные им тесты, проверить, все ли правильно и точно изложено, внести необходимые исправления. | Работают с заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Задают вопросы для уточнения информации Письменная работа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подробное изложение
Презентация является сопроводительным материалом к уроку развития речи в 8 классе, можно также использовать при подготовке к ГИА....
Подготовка к написанию подробного изложения
Презентация к уроку развития речи "Подготовка к написанию подробного изложения". 5 класс по УМК В.В. Бабайцевой...
Урок русского языка в 5 классе по теме «Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания предмета»
план-конспект урока русского языка по развитию речи...
Типы речи. Рассуждение. Подготовка к подробному изложению с творческим заданием. 5 класс.
Русский язык – серьезный и сложный предмет. Учащимся приходится много писать, а потому учитель – словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Без их применения на уроках р...
Урок развития речи в 5 классе.Подробное изложение повествовательного характера с элементами описания предмета(по отрывку из книги Л.Кассиля"Ранний восход")
Урок является закреплением понятия "подробное изложение",учит подробно излагать повествовательный текст с элементами описания предмета,совершенствовать умение раскрывать тему и основную мысль текста.К...
Подробное изложение
Данный материал содержит разработку урока по подготовке к подробному изложению по тексту Паустовского "Первый снег"....
Презентация по теме "Подробное изложение "Отважный пингвиненок"
Презентация разработана по программе Е.А.Быстровой с соблюдением требований ФГОС. Материал представляет собой поэтапную подготовку к подробному изложению с опорой на рисунки. В презентации есть ...