Подробное изложение
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Данный материал содержит разработку урока по подготовке к подробному изложению по тексту Паустовского "Первый снег".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podrobnoe_izlozhenie.docx | 28.91 КБ |
Предварительный просмотр:
I.
Тема урока: Подробное изложение (по упражнению №367)
Цель: - обеспечить деятельность учащихся по получению знаний, необходимых для подробного изложения текста.
- содействовать развитию навыков работы с текстом : определение темы, типа речи, главной мысли и стиля; сохраняя при подробном изложении текста его особенности; содействовать устной и письменной речи и навыков грамотного письма. - проверить применение полученных знаний.
ТУ - урок проверки, оценки и коррекция ЗУН учащихся
МО - проблемно - поисковый, индуктивный, словесный, наглядные, практические.
ФО - общеклассная, групповая, индивидуальная
Структура урока
-Прочитайте план, в котором каждая часть выражает главную мысль текста, которую вы должны будете выразить в изложении. -Определите по плану тип речи текста.
Учащиеся читают план.
План:
1 .«Необыкновенная тишина»,
«За окнами все было снежно и безмолвно»,
«Проснулся Рувим»,
«Земля была нарядная».
Составим схему строения текста, чтобы передать в тексте необходимые описания.
Схема строения текста. Описание 1. автор, тишина Повествование 2. комната, вид за окном, птица,
снег
-
земля
-В каких частях текста есть описания деталей текст?
Обратите внимание на грамотное написание трудных слов и предложений. Они на доске.
-Повествование, так как одна картина действий сменяет другую. Но здесь есть и описание места происходящего, предметов, животных, птиц, описание состояния людей. Смотрят, помогают.
-В первой части текста только описание , в остальных частях повествования есть элементы описания: во второй части текста описывается комната, сад за окном, птица, снег; в третьей - нет ;а в четвертой - земля.
Смотрят на доску, при необходимости корректируют.
Задание № 1.
1) В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, 2) и вокруг нее переливался желтоватый круг. 1) Через окно я увидел, 2) как большая серая птица села на ветку клена в саду. 1) Птица медленно поднялась и улетела, 2) а снег все сыпался , как стеклянный дождь, падающий с елки. Он долго смотрел за окно, вздохнул и сказал: «Первый снег очень к лицу земле». А: «П.»
-Каким стилем речи написан рассказ? Задание классу: -Выберите из текста лексический материал, который используется при художественном стиле речи. | Задание № 2. Необыкновенная, странное, туманное, стеклянный, медленно, головокружительная, безмолвно, застенчивая — запомнить. Улетела — полет, переливался —лить, стеклянный — стекла, вздохнул - вздох. -Художественный, слова этого стиля помогают описать совершающиеся изменения, детали текста, выразить авторское к ним отношение. Класс работает с текстом | ||||
ГУ.Усвоение новых знаний. Основное содержание учебного материала: | |||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
Помогает в выборе художественных средств, корректирует. -Для чего необходимо эти художественные средства использовать в изложении? | Называют признаки художественного стиля: много прилагательных, которые используются при описании: «странное ощущение», необыкновенная тишина, «мертвая»; шумливый, беспокойный сад; белый, ровный свет; головокружительная высота; желтоватый круг; стеклянный дождь, земля народная, употребление слов в переносном значении: умер дождь, умер снег, умер сад; в небе стояла луна; посапывает кот. Сравнение : снег, как стеклянный дождь. Действующие события и картины окружающей действительности даны через авторское восприятие. -Они помогут передать главную мысль текста: рассказать, какие происходят изменения во время первого снега и описать изменившиеся предметы. | ||||
IV. Первичная проверка усвоения новых знаний. Основное содержание учебного материала: | |||||
-Каким стилем речи написан рассказ? Задание классу: -Выберите из текста лексический материал, который используется при художественном стиле речи. | Задание № 2. Необыкновенная, странное, туманное, стеклянный, медленно, головокружительная, безмолвно, застенчивая — запомнить. Улетела — полет, переливался —лить, стеклянный — стекла, вздохнул - вздох. -Художественный, слова этого стиля помогают описать совершающиеся изменения, детали текста, выразить авторское к ним отношение. Класс работает с текстом | ||||
ГУ.Усвоение новых знаний. Основное содержание учебного материала: | |||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
Помогает в выборе художественных средств, корректирует. -Для чего необходимо эти художественные средства использовать в изложении? | Называют признаки художественного стиля: много прилагательных, которые используются при описании: «странное ощущение», необыкновенная тишина, «мертвая»; шумливый, беспокойный сад; белый, ровный свет; головокружительная высота; желтоватый круг; стеклянный дождь, земля народная, употребление слов в переносном значении: умер дождь, умер снег, умер сад; в небе стояла луна; посапывает кот. Сравнение : снег, как стеклянный дождь. Действующие события и картины окружающей действительности даны через авторское восприятие. -Они помогут передать главную мысль текста: рассказать, какие происходят изменения во время первого снега и описать изменившиеся предметы. | ||||
IV. Первичная проверка усвоения новых знаний. Основное содержание учебного материала: | |||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
-А теперь пользуясь планом текста и его схемой перескажите текст по пунктам, выполняя требование изложения: подробный пересказ Анализирует каждый пункт плана: раскрытие темы, главной мысли, следование типу и стилю речи. | Пересказ всего текста - одним из учащихся. Учащиеся дают оценку пересказу, вносят коррективы, замечания. Учащиеся проверяют запись. | ||||
VII. Обобщение и систематизация знаний. Основное содержание учебного материала: текст упражнения № 75. | |||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
Повторное чтение текста. -Какое вы должны написать изложение? -О чем оно и какой у него тип речи? Передавая подробное содержание текста, не забывайте соблюдать абзацы, оформляя каждую новую мысль в микротему. Обращайтесь к плану и схеме текста. И конечно же, старайтесь писать грамотно. Желаю успеха. | -Подробное -О первом снеге. Повествование с описанием. -Подбирая художественные выразительные средства, нарисовать картины действий во время первого снега, описать детали картин, состояние людей и авторское отношение к рассказанному. | ||||
IX. Контроль знаний. Основное содержание учебного материала: план и схема строения текста. | |||||
Деятельность учащихся: пишут изложение. | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подробное изложение
Презентация является сопроводительным материалом к уроку развития речи в 8 классе, можно также использовать при подготовке к ГИА....
Подготовка к написанию подробного изложения
Презентация к уроку развития речи "Подготовка к написанию подробного изложения". 5 класс по УМК В.В. Бабайцевой...
Урок русского языка в 5 классе по теме «Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания предмета»
план-конспект урока русского языка по развитию речи...
Типы речи. Рассуждение. Подготовка к подробному изложению с творческим заданием. 5 класс.
Русский язык – серьезный и сложный предмет. Учащимся приходится много писать, а потому учитель – словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Без их применения на уроках р...
Урок развития речи в 5 классе.Подробное изложение повествовательного характера с элементами описания предмета(по отрывку из книги Л.Кассиля"Ранний восход")
Урок является закреплением понятия "подробное изложение",учит подробно излагать повествовательный текст с элементами описания предмета,совершенствовать умение раскрывать тему и основную мысль текста.К...
Презентация по теме "Подробное изложение "Отважный пингвиненок"
Презентация разработана по программе Е.А.Быстровой с соблюдением требований ФГОС. Материал представляет собой поэтапную подготовку к подробному изложению с опорой на рисунки. В презентации есть ...
Подробное изложение текста
Цели: совершенствовать умение учащихся анализировать текст, раскрывать тему и основную мысль повествовательного текста с элементами описания. Закреплять понятие "подробное изложение" текста...