Тема «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы»
учебно-методический материал по русскому языку

Ольга Сергеевна Минаева

С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов к деятельности учителя стали предъявляться новые требования. Одним из таких требований является реализация универсальных учебных действий в процессе обучения.

 

Под универсальными учебными действиями понимают умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

 

На современном уроке ученик не просто изучает материал, а задействует свой потенциал, выявляет и развивает свои способности. Решение этих задач становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udd_na_uroke.docx25.05 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_formir-ydd.ppt480 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Тема «Формирование универсальных учебных действий
на уроках русского языка и литературы»

Минаева О.С., учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ» города Котовска

С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов к деятельности учителя стали предъявляться новые требования. Одним из таких требований является реализация универсальных учебных действий в процессе обучения.

Под универсальными учебными действиями понимают умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

На современном уроке ученик не просто изучает материал, а задействует свой потенциал, выявляет и развивает свои способности. Решение этих задач становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.

Выделяют следующие виды универсальных учебных действий. Они представлены на слайде.

Безусловно, что на уроке в равной мере должны быть реализованы все четыре вида действий.

Формирование у учащихся личностных УУД

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся  и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

На уроках русского языка личностные УУД развиваются благодаря текстам, данным в учебниках, в презентациях, на заранее подготовленных карточках, при написании сочинений и изложений и т.д.

Эти тексты могут быть нравственного, морального, патриотического, этического и другого содержания. Тем самым развиваются и формируются личностные действия, направленные на осознание и принятие жизненных ценностей, которые позволяют найти свое место в жизни, сориентироваться в моральных нормах. Благодаря этим текстам ученики приходят к пониманию необходимости сохранять и защищать свой родной язык как часть русской национальной культуры, а также работать над развитием своей собственной речи. Приступая к выполнению этих упражнений, к анализу данных текстов, дети с помощью учителя дают нравственную оценку содержанию этих упражнений (дети определяют идею данных текстов).

Примеры заданий представлены на слайде.

Это уже может быть готовый текст.

Задание «Анализ текста». 5 класс.

Тема урока «Части речи» (повторение).

Цель: прийти к пониманию необходимости беречь свой родной язык, ценить его и защищать.

Дети получают карточки с текстом:

       

Выполнить следующие задания:

Озаглавить текст.

Определить основную идею.

Сформулировать ответ на вопрос: «Что является показателем культуры человека?»

Или создать свой собственный текст.

Тема урока: «Имя прилагательное», 5 класс

Задание «Какой я?»

Составьте небольшое сочинение о своих качествах с использованием только имён прилагательных. Постарайтесь привлечь всё, что вы знаете о себе.  «Я» может быть многогранным: внешние качества (физические), сознательные, поведенческие. А также качества могут быть хорошие и плохие. Далее идёт обсуждение, сравнение описания  каждого учащегося с мнением сверстников.

Формирование у учащихся регулятивных УУД.

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.

Типовые задания для формирования регулятивных УУД представлены в виде таблице на слайде

Учебные действия

Типовые задания

Целеполагания

Поиск ответа на вопрос «Для чего необходимо знать (уметь)?»

Планирование

«Как это делать?», «Что и как нужно было сделать, чтобы получился правильный результат?»

Осуществления учебных действий

«Напиши по памяти…», «Прочитай вслух…», «Прочитай про себя…», поиск лишнего слова

Прогнозирование

 «Как думаешь, какой результат может получиться?», «Как думаешь, достаточно знать… для выполнения задания?», «Какие трудности могут возникнуть и почему?»

Контроль и самоконтроль:

Задания типа «Одноклассник сказал… Проверь: прав ли он?», «Такой ли получен результат, как в образце?», «Правильно ли это делается?», «Сможешь доказать?», «Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга», «Проверь по словарю…».

Коррекция

 «Установи правильный порядок предложений в тексте»

Оценка

 «Оцени свою работу на уроке», «Мне понравилось…», «Я хочу похвалить себя (или одноклассников) за то…», «Мне было интересно», «Мне показалось важным…», «Для меня было открытием…», «Сегодня мне было трудно…»

Саморегуляция

 «Ты сможешь прочитать зашифрованное слово (дойти до вершины горы), выполнив ряд заданий»), тренинговые упражнения психологического характера (например, установка «Раз, два, три – слушай и смотри! Три, два, раз – мы начнём сейчас!»), дыхательная гимнастика

Примеры использования регулятивных действий на уроке.

Задание «Выбрать цель урока из предложенных фраз». 5 класс.

Цель: формирование умения определять цель урока по теме урока.

Тема урока «Неопределенная форма глагола».

Выбери из предложенных фраз ту, которая, на твой взгляд, является целью нашего урока:

Дать определение глаголу.

Мне нравится искать глаголы в тексте.

Научиться определять глаголы неопределенной формы, запомнить, какие окончания может иметь неопределенная форма.

Тема урока: повесть М. Горького «Детство», 7 класс

Предлагаю детям заполнить кластер «Свинцовые мерзости жизни» (тема в центре кластера). Дети должны перечислить события, описанные в повести и соответствующие теме кластера, и расположить их по кругу (порка детей, история с напёрстком, история со скатертью, донос на Алексея и др.)

Формирование у учащихся познавательных УУД.

Познавательные УУД включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем. Здесь я использую задания творческого и поискового характера (проблемные вопросы, учебные задачи или проблемные ситуации); дискуссии, беседы, наблюдения, опыты, практические работы; сочинения на заданную тему и редактирование; смысловое чтение и извлечение необходимой информации.

Примеры заданий

Задание «Слепая таблица». 5 класс.

Тема урока: «Сказуемое».

Описание задания: Учащимся предлагается вспомнить все, что они изучали о сказуемом на прошлом уроке, заполнить таблицу и по заполненной таблице рассказать о сказуемом.

 

        Тема урока: «Глагол. Повторение изученного»

Задание: «Дерево познания»

Тема урока «Глагол»

Предлагаю детям выполнить следующее задание: сконструировать Дерево Познания о глаголе. На стволе написано Глагол. На ветвях дети должны написать морфологические признаки глагола (время, спряжение, наклонение и др.), на ответвлениях – уточнить данные морфологические признаки: (время: настоящее, прошедшее и будущее)  и т.д.

Формирование у учащихся коммуникативных УУД

Коммуникативные УУД успешно формируются, если правильно организована на уроках работа в паре. Использование данной формы работы позволяет всем ребятам участвовать в деятельности, трудиться, незанятых детей на уроках не остается.

Наиболее целесообразно применять работу в парах на уроках систематизации и обобщения знаний, поскольку ученики уже имеют определенный багаж знаний по пройденным темам или разделу.

На слайде представлены Плюсы использования групповой работы на уроках

1) Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают

2) Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом

3) Развивается самостоятельность, повышается работоспособность

4) Знания усваиваются лучше.

5) Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх

Примеры

Тема урока:  Рассказ Н. Лескова «Человек на часах», 7 класс

Описание задания: разбиваю детей на группы, даю задание: составить синквейн на тему «Праведник». Полученные синквейны дети записывают  в тетради. Чтение и обсуждение синквейнов.

Тема урока:  «Природа в творчестве русских писателей», 5 класс

Делю весь класс на 4 группы. Распределяю между ними времена года, назначаю ответственного в группе. Дети должны представить своё время года, для этого надо распределить между собой поручения: выучить или сочинить стихотворения об этом времени года, нарисовать рисунок, подобрать пословицы и поговорки, приметы, подобрать репродукции картин и рассказать о них и т.д. Руководитель контролирует ход подготовки к уроку.

Вывод

Проектирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. А мы должны идти в ногу со временем.  

Итак, наша главная цель сегодня – научить учащихся «умению учиться», обеспечить любому ребенку в России тот уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении не только в школе, но и в течение всей жизни.

Поэтому так важна становится задача создания банка типовых заданий и задач, направленных на развитие УУД.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа" города Котовска Тамбовской области Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы Минаева О.С., учитель русского языка и литературы

Слайд 2

Универсальные учебные действия Универсальные учебные действия – совокупность действий учащихся, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса

Слайд 4

Формирование у учащихся личностных УУД. Примеры заданий Задание «Анализ текста». 5 класс. Тема урока «Части речи» (повторение). Цель: прийти к пониманию необходимости беречь свой родной язык, ценить его и защищать. Дети получают карточки с текстом: Самая большая це(н, нн)ость народа - это язык, язык, на котором он пиш..т, говорит, дума..т. Дума..т! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проход..т через родной ему язык. . Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его м..ральный облик, его х..рактер – прислушат(?)ся к тому, как он говорит. Если мы замеча..м манеру человека себя д..ржать, его похо..ку, его пов..дение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека - гораздо более точ(?)ный пок..затель его человеческих качеств, его культуры. Итак, есть язык народа, как пок..затель его культуры, и язык отдельного человека, как пок..затель его лич(?)ных качеств, качеств человека, который пользует(?)ся языком народа. Выполнить следующие задания: Озаглавить текст. Определить основную идею. Сформулировать ответ на вопрос: «Что является показателем культуры человека?» Тема урока : «Имя прилагательное», 5 класс Задание «Какой я?» Составьте небольшое сочинение о своих качествах с использованием только имён прилагательных. Постарайтесь привлечь всё, что вы знаете о себе. «Я» может быть многогранным: внешние качества (физические), сознательные, поведенческие. А также качества могут быть хорошие и плохие. Далее идёт обсуждение, сравнение описания каждого учащегося с мнением сверстников.

Слайд 5

Типовые задания для формирования регулятивных УУД Учебные действия Типовые задания Целеполагания Поиск ответа на вопрос «Для чего необходимо знать (уметь)?» Планирование «Как это делать?», «Что и как нужно было сделать, чтобы получился правильный результат?» Осуществления учебных действий «Напиши по памяти…», «Прочитай вслух…», «Прочитай про себя…», поиск лишнего слова Прогнозирование «Как думаешь, какой результат может получиться?», «Как думаешь, достаточно знать… для выполнения задания?», «Какие трудности могут возникнуть и почему?» Контроль и самоконтроль: Задания типа «Одноклассник сказал… Проверь: прав ли он?», «Такой ли получен результат, как в образце?», «Правильно ли это делается?», «Сможешь доказать?», «Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга», «Проверь по словарю…». Коррекция «Установи правильный порядок предложений в тексте» Оценка «Оцени свою работу на уроке», «Мне понравилось…», «Я хочу похвалить себя (или одноклассников) за то…», «Мне было интересно», «Мне показалось важным…», «Для меня было открытием…», «Сегодня мне было трудно…» Саморегуляция «Ты сможешь прочитать зашифрованное слово (дойти до вершины горы), выполнив ряд заданий» тренинговые упражнения психологического характера (например, установка «Раз, два, три – слушай и смотри! Три, два, раз – мы начнём сейчас!»), дыхательная гимнастика

Слайд 6

Формирование у учащихся регулятивных УУД. Примеры заданий Задание «Выбрать цель урока из предложенных фраз». 5 класс. Цель: формирование умения определять цель урока по теме урока. Тема урока «Неопределенная форма глагола». Выбери из предложенных фраз ту, которая, на твой взгляд, является целью нашего урока: Дать определение глаголу. Мне нравится искать глаголы в тексте. Научиться определять глаголы неопределенной формы, запомнить, какие окончания может иметь неопределенная форма. Тема урока: повесть М. Горького «Детство», 7 класс Предлагаю детям заполнить кластер «Свинцовые мерзости жизни » (тема в центре кластера). Дети должны перечислить события, описанные в повести и соответствующие теме кластера, и расположить их по кругу (порка детей, история с напёрстком, история со скатертью, донос на Алексея и др.)

Слайд 7

Формирование у учащихся познавательных УУД. Примеры заданий Задание «Слепая таблица». 5 класс. Тема урока: «Сказуемое». Описание задания : Учащимся предлагается вспомнить все, что они изучали о сказуемом на прошлом уроке, заполнить таблицу и по заполненной таблице рассказать о сказуемом. Тема урока: «Глагол. Повторение изученного» Задание: «Дерево познания» Тема урока «Глагол» Предлагаю детям выполнить следующее задание: сконструировать Дерево Познания о глаголе . На стволе написано Глагол. На ветвях дети должны написать морфологические признаки глагола (время, спряжение, наклонение и др.), на ответвлениях – уточнить данные морфологические признаки: (время: настоящее, прошедшее и будущее) и т.д. Предложение Вопрос к сказуемому Чем выражено сказуемое Ненависть – плохой советчик. Народные сказки о животных довольно поучительные. Птицы деловито расхаживают по скалам. Сказка – это произведение устного народного творчества.

Слайд 8

Формирование у учащихся коммуникативных УУД . Плюсы использования групповой работы на уроках для формирования коммуникативных УУД: 1) Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают. 2) Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты. 3)Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. 4) Знания усваиваются лучше. 5) Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

Слайд 9

Формирование у учащихся коммуникативных УУД. Примеры заданий Тема урока: Рассказ Н. Лескова «Человек на часах», 7 класс Описание задания: разбиваю детей на группы, даю задание: составить синквейн на тему «Праведник». Полученные синквейны дети записывают в тетради. Чтение и обсуждение синквейнов. Тема урока: «Природа в творчестве русских писателей», 5 класс Делю весь класс на 4 группы. Распределяю между ними времена года, назначаю ответственного в группе. Дети должны представить своё время года, для этого надо распределить между собой поручения: выучить или сочинить стихотворения об этом времени года, нарисовать рисунок, подобрать пословицы и поговорки, приметы, подобрать репродукции картин и рассказать о них и т.д. Руководитель контролирует ход подготовки к уроку.

Слайд 10

Вывод: Итак, наша главная цель сегодня – научить учащихся «умению учиться», обеспечить любому ребенку в России тот уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении не только в школе, но и в течение всей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение и систематизация опыта по теме: "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в 5-9 классах"

Согласно «Концепции модернизации российского образования» в основу обновленного содержания положены ключевые компетентности. «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать...

Мастер-класс Приёмы формирования универсальных учебных действий Учитель русского языка и литературы Богданова Ирина Викторовна ГБОУ СОШ № 456

Задача современного учителя - сделать все возможное, чтобы наши дети стали успешными, активными, творческими и самостоятельными.  Современные дети должны:-...

«Формирование УУД школьника на уроках русского языка и литературы с помощью реализации учебных проектов»

Сатья содержит материал по определению основных УУД обучающихся, классификацию учебных проектов, примеры их реализации на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах....

«УЧЕБНЫЙ ДИАЛОГ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

В последнее время в педагогике большое внимание уделяется диалогу, что объясняется потребностями и запросами современного этапа модернизации российского образования. Проблема общения и диалога между л...

Формирование универсальных учебных действий средствами русского языка и литературы

Формирование универсальных учебных действий средствами русского языка и литературы...

Выступление на заседании ЦМК 05.04.2023. Тема: «Формирование толерантности на занятиях по русскому языку и литературе» учебно-методический материал

Опыт организации работы по воспитанию толерантности обучающихся на занятиях по русскому языку и литературе...

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...