"Искусство маленьких шагов"
опыты и эксперименты по русскому языку (5, 6, 7 класс)
Развитие интереса к чтению через творческую деятельность учащихся.
(секция : Детское литературное сочинительство: воспитание читателя творчеством)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие интереса к чтению через творческую деятельность учащихся.
(секция : Детское литературное сочинительство: воспитание читателя творчеством) (1 слайд)
Гоcподи, я прошу нe о чудecaх и нe о мирaжaх, a о cилe кaждого дня. Нaучи мeня иcкуccтву мaлeньких шaгов.
Что же это за «искусство», что за «маленькие шаги»?
Первым это озвучил Антуан де Сент-Экзюпери. Он наиболее известен своим "Маленьким принцем", однако есть и другое произведение, достойное внимания. Называется оно "Молитва". (2 слайд)И есть там такие слова:
Господи, я прошу не о чудесах и не о миражах, а о силе каждого дня. Научи меня искусству маленьких шагов. (3 слайд),(слайд 4 добавить голос из записи молитвы)
То есть каждый день потихоньку двигаться к своей цели.
Известно, что достижение больших целей может показаться сложной и пугающей задачей. Часто мы ощущаем недостаток мотивации и сомнения в своих способностях, что может привести к отложению начала работы над целью. Однако существует мощный психологический принцип, который называется "искусством маленьких шагов". Я хочу рассмотреть, как использование этого принципа может приобщить ребенка к чтению.
«Привить ребенку вкус к чтению-лучший подарок, который мы можем ему сделать»- так говорила Сесиль Лупан, утверждая, что «ребенок-это не сосуд, который нужно заполнить, а огонь-который необходимо зажечь». (5 слайд)
И трудно с этим не согласиться. Для того, чтобы ребенок что-то делал с удовольствием, с интересом, его действительно нужно «зажечь», его нужно не спеша, постепенно приобщить к искусству и умению читать и из литературных произведений добывать необходимую информацию, знания, опыт, умения анализировать ситуации и делать соответствующие выводы
Через чтение ребенок постигает не только умение погружаться в среду описываемых событий, но и сопоставлять ситуации, учиться на примере героев книг, постигать науку самоанализа и ответственности за происходящее.
Слушать и слышать огромная пропасть, так и между понятием читать и прочитывать та же пропасть. А наша задача, сделать чтение не просто увлекательным занятием, но и познавательной необходимостью.
Применяя «искусство маленьких шагов» мы совместно с детьми отправляемся в интереснейшее путешествие, путешествие в мир книги, через творчество. (7 слайд)
Как освоить искусство маленьких шагов ? ( 8слайд)
Все гениальное - просто. Всего 3 пункта:
1. Есть цель? Необходимо ее зафиксировать любым удобным способом: в блокноте, ежедневнике, в заметках телефона. Ошибочно считать, что все можно удержать в голове, что-то да забудется, поэтому фиксируем. В том-то и дело. Когда цель очень важна, для нее будет отведено место. В блокноте и в жизни (смайлик, ассоциативный ряд)
2. Сделайте цель видимой. Можно распечатать, сделать закладки, яркую наклейку. Если же она - глубоко личная, то написать на закладке и держать в ежедневнике, чтобы каждый день натыкаться. Так больше шансов делать по шагу ежедневно.
3. Идите. Маленькими шажками, но каждый день. Даже если будете выделять только три минуты. За год это будет уже минимум 18 часов непрерывной работы в достижении своей цели.
Научившись «искусству маленьких шагов», ребенок применит этот способ достижения цели не только по отношению к предметам в школе, но и будет применять в повседневной жизни для личностного роста.
В реализации поставленных задач принимает участие весь класс, мы тесно связываем урок литературы и урок русского языка. Учу детей читать- чувствовать, читать- думать, чувствовать –сочинять, думать- обучаться, обучаться- творить.(слайды 9,10,11)
Почему через творчество? Да потому, что творчество - это одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других. Это один из способов интеллектуального и эмоционального развития ребёнка. А при работе с текстом это просто необходимо, т.к. ребенок получит возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации, приобретает опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Работая с текстом художественной литературы, ребенок учиться находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- определять тему и главную мысль текста;(12 слайд)
- делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
-понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
- понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
- использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
И самое главное –это приобщаться к чтению. Мы запустили своебразную Реку знаний, каждый кораблик на этой реке проситанная книга за учебный год. (13, 14 слайд)
Когда мы на уроках русского языка изучаем, например, тему «Типы речи», непосредственно переходим к литературным текстам, изучаемым в данный момент по литературе. Таким образом, непосредственно переходим к текстам произведений при написании сочинений на определенную тему определенным типом речи.
При написании сочинений дети используют примеры текстов по типам речи из художественных произведений, при этом не отступаем от намеченной цели- читать каждый день, учить наизусть каждый день хоть прозу, хоть стихи, но читать и заучивать наизусть систематически.
Используя творческий подход на уроках используем различные формы деятельности: (15 слайд)
- читаем по ролям литературное произведение;
- создаем тексты на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
- реконструируем текст, используя различные способы работы с «деформированным» текстом: восстанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи.
- учимся творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
- создаваем иллюстрации по содержанию произведения;
- работаем в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты, анализируя тесты по разным направлениям и разными способами;
- создаваем собственные тексты (повествование, рассуждение; описание). Обложки к произведниям, афиши 17 слайд 18, 19 слайд
Используя «искусство маленьких шагов» мы постепенно, не спеша, от занятия к занятию, от задания к заданию развиваем у детей потребность к чтению и заинтересованность в осознанном чтении. Давая задания по выполнению письменных работ, сочинений и анализов различного рода, непосредственно связываю данный вид деятельности с обращением к литературным произведениям. Для ребенка создается ситуация интереса к прочтению того или иного отрывка произведения, потому что выполнить письменную работу без этого не представляется возможным. Таким образом, благодаря творческому подходу я заинтересовываю ребенка в изучении определенного произведения. СЛАЙД !19Складывается ситуация успеха - прочитал произведение, выполнил письменную работу, приобщился к осмысленному чтению, использовал текст литературного произведения для подтверждения своих мыслей. Ребенок выполнил все поставленные перед ним задачи, а значит, цель достигнута. Подобный подход исключает «копание» в собственных ошибках и скованности при ответах в классе, ребенок уверенно отвечает на вопросы, проработка текста через цветные закладки дает быструю ситуативную реакцию при приведении иллюстраций к своему ответу. Ребенок уверен в себе, уместно приводит пример, старается говорить грамотно и без ошибок.
Не стоит ожидать, что результат в данном виде работы будет виден и ощутим сразу, нет, только поэтапно, меленькими шажками идем к намеченной нами совместной цели, не оказывая никакого давления, потому что творчество и давление – понятия несовместимые.
Как результат нашей работы –это повышение качества знаний на уроках, участие в конкурах сочинений, выразительного чтения проиведений, конкурсах авторских сказок в рамках Всероссийского проекта Россия-страна возможностей. Слайд 20, 21, 22
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
60 маленьких шагов к улучшению жизни за 100 дней
Еще одно руководство к действию по улучшению своей жизни и приведению в порядок не только своих мыслей, но и своих вещей. 8a0d5da3a99a.jpgДля того, чтобы изменить свою жизнь (причем в любую сторон...

Маленькими шагами в большое будущее
В материале обобщен опыт работы по профориентации школьников в среднем и старшем звене школы в школе-интернате №7 ОАО "РЖД" г. Волгограда....
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ: МАЛЕНЬКИЕ ШАГИ К БУДУЩЕМУ УСПЕХУ
Чтобы развивать таланты ребенка, не обязательно буквально с пеленок отдавать его в художественную или музыкальную школу. Все-таки детство - это время игр и беззаботности. Чтобы обнаружить способности ...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «Маленькими шагами в большой мир танца»
Программа рассчитана на 2 года обучения и является подготовительной для перехода на базовый, более сложный уровень. Основной задачей подготовительного уровня является подготовка учащихся к обучению на...

Календарно-тематическое планирование к программе "Маленькими шагами в большой мир танца" для 1-го года обучения
Календарно-тематическое планирование к программе "Маленькими шагами в большой мир танца" для 1-го года обучения...

Методическая разработка. Рабочая программа внеурочной деятельности учебного предмета «Немецкий язык» для 5 класса «Маленькими шагами по Германии» на 2019-2020 учебный год.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса согласно требованиям ФГОС и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается ...

Маленькие шаги к большому успеху
Из опыта кранведческой работы классного руководителя 8А класса в 2020-2021 учебном году...