Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «Маленькими шагами в большой мир танца»
рабочая программа на тему
Программа рассчитана на 2 года обучения и является подготовительной для перехода на базовый, более сложный уровень. Основной задачей подготовительного уровня является подготовка учащихся к обучению на базовом уровне. В течение двух лет у детей формируют танцевальные навыки, правильную осанку, умение красиво и легко двигаться, учат согласовывать движения с музыкой, знакомят с танцевальной культурой своего народа и народов других стран.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malenkimi_shagami_v_bolshoy_mir_tantsa.docx | 193.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества» Красненского района
Принята на заседании педагогического совета от 30 августа 2017 г. Протокол № 1 | УТВЕРЖДАЮ Директор МБУ ДО ДДТ _______________ И.Н.Смирных Приказ от ________ 2017 г. № ____ |
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
художественной направленности
«Маленькими шагами в большой мир танца»
Возраст обучающихся – 6-9
Срок реализации – 2 года
Автор-составитель: Дешина И.Н.,
педагог дополнительного образования
Красное
2017
Авторская дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Маленькими шагами в большой мир танца» художественной направленности по хореографическому виду деятельности.
Автор-составитель программы: Дешина Инна Николаевна, педагог дополнительного образования муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества».
Год разработки дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей)
программы – 2017 год
Авторская дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Маленькими шагами в большой мир танца» рассмотрена на заседании педагогического совета от 30 августа 2017 г., протокол № 1.
Программа принята на заседании педагогического совета от 30 августа 2017 г., протокол № 1.
Программа утверждена в статусе «авторская» в 2017 г. и рекомендована к использованию в рамках учреждения.
Председатель педагогического совета __________________И.Н. Смирных
Содержание
I. Пояснительная записка
- Цель и задачи программы______________________________________4
- Направленность и актуальность программы_______________________5
- Отличие от других программ___________________________________6
- Педагогическая целесообразность_______________________________6
- Форма и режим занятий________________________________________7
- Основные периоды освоения программы_________________________8
- Формы подведения итогов_____________________________________8
- Материально-техническое обеспечение занятий___________________8
II. Ожидаемые результаты и способы их проверки______________________9
- Содержание разделов_________________________________________11
- Учебный план_______________________________________________12
- Учебно-тематический план 1-го г.о._____________________________13
- Учебно-тематический план 2-го г.о._____________________________14
- Содержание программы 1-го г.о._______________________________15
- Содержание программы 2-го г.о._______________________________20
V. Методическое обеспечение______________________________________25
VI. Методическая литература_______________________________________31
«Если хочешь воспитать успешную личность – научи ее танцевать!»
Пояснительная записка
«Я хочу танцевать!» - это желание ребенка есть главный девиз данной программы. И это желание будет решающим и определяющим при принятии ребенка в студию.
Призвание это или каприз покажет время, но позволить реализовать себя в этой сфере искусства может каждый, тем более что обучение танцевальному искусству предполагает большие физические и моральные нагрузки и здесь без желания и стремления не обойтись. Ведь не редко, дети, обладающие прекрасными профессиональными данными, в процессе обучения пасуют перед трудностями и, не желая утруждать себя, прерывают учебу. Дети же, не имеющие явных фактурных данных и вызывающие порой недоумение специалистов по поводу выбранного ими вида деятельности, но обладающие сильным желанием и стремлением, преодолевая свои физические недостатки путем самостоятельных занятий, добиваются блестящих результатов. Занятия направлены не на взращивание танцора-профессионала, а стремятся создать условия для развития танцевальных способностей и самораскрытия детей.
Цель программы – создание условий, способствующих раскрытию и развитию природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе обучения искусству танца.
Задачи программы:
Образовательные:
- Сформировать двигательные умения и навыки посредством работы над упражнениями и элементами танцевальных движений.
- Сформировать у детей технику танцевальных движений.
- Сформировать первоначальные хореографические навыки.
- Научить различать направления хореографического искусства (классический танец, народно-сценический танец, эстрадный и детский танцы).
Развивающие:
- Развивать музыкальность, способствовать становлению музыкально-эстетического сознания через возникновение способности чувствовать, эстетически переживать музыку в движении; воспитать музыкальный вкус; способствовать формированию музыкально-культурного кругозора личности.
- Совершенствовать художественно-творческие способности, развивая пластику движений, их ритмичность, выразительность в тесной взаимосвязи с музыкой.
- Развивать элементарные пространственные представления; ориентацию детей в ограниченном сценическом пространстве, в композиционных перестроениях танцевальных рисунков-фигур.
- Формировать правильную осанку, укреплять суставно-двигательный и связочный аппарат, развивать природные физические данные, корректировать опорно-двигательный аппарат.
- Развивать основы музыкальной культуры, танцевальности, артистизма, эмоциональной сферы, координации хореографических движений, исполнительских умений и навыков.
Воспитательные:
- Воспитывать и развивать художественно-творческие способности, инициативу, самостоятельность решений при составлении танцевальных композиций, музыкальных игр и упражнений, инсценировании песен.
- Сформировать у детей такие качества, как трудолюбие, самодисциплина, выдержка, настойчивость, чувство долга.
- Содействовать процессу адаптации через формирование таких качеств, как чуткость, взаимопомощь, отзывчивость.
- Воспитать чувство исполнительской ответственности.
- Помочь развить и укрепить у ребенка уверенность в себе.
Основная направленность данной программы.
Данная программа направлена на удовлетворение потребностей ребенка в его желании танцевать, приобщение его к искусству хореографии, развитие художественного вкуса, постижение прекрасного посредством танца, развитие творческих способностей детей.
Обоснование актуальности программы
Актуальность данной программы состоит в использовании нетрадиционных разнообразных средств и методов физического, эстетического и музыкального воспитания детей, позволяющих насытить образовательный процесс положительными эмоциями, увеличить двигательную активность детей, которая является мощным фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Ведущей идеей программы является то, что основной подачей обучающего материала является игра.
Отличие от других программ.
- В отличие от большинства программ, эта программа позволяет обучаться детям с любым уровнем исходных природных данных (наличие выворотности, танцевального шага и т.д.)
- На занятиях используются здоровьесберегающие технологии (упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки).
- Содержание программы построено на игровых приемах.
- Основной подачей обучающего материала является игра.
- В обучении используются элементы элементы художественной гимнастики, акробатики и игростретчинг.
При составлении программы использован опыт ведущих специалистов хореографии, учтены современные тенденции, рассмотрены различные танцевальные стили и направления. Также использовалась методическая литература и личный опыт.
Педагогическая целесообразность определена тем, что направлена на приобщение каждого ребенка к танцевально-музыкальной культуре, применение полученных знаний, умений и навыков хореографического творчества в повседневной жизни, улучшении своего образовательного результата, на создание индивидуального творческого продукта.
Благодаря систематическому образованию и воспитанию ребенок приобретает эстетическую и танцевальную культуру, развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию хореографического искусства, формируется чувства ответственности в исполнении своей индивидуальности в коллективном процесс (общий танец), проявляется творческий потенциал при выполнении индивидуальных партий (соло) в коллективном постановочном процессе при создании танцевального номера.
Форма и режим занятий
Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие. Занятие может быть традиционным, комбинированным, практическим, репетиционным.
Структура занятия.
- Вводная часть. Организационный момент. Поклон. Марш с определенным музыкально-ритмическим заданием.
- Основная часть. Упражнения на выработку и совершенствование двигательных навыков на основе восприятия музыки по выбору педагога. Это могут быть основные движения, гимнастические комплексы, упражнения для развития мышечной свободы рук, танцевальные элементы, упражнения из области хореографии, способствующие правильной постановке корпуса, позиций ног и рук.
- Ритмические задания и упражнения, направленные на развитие чувства ритма и совершенствования ритмических навыков: определение размера произведений, передача ритмических рисунков через движение, исполнение ритмического «эхо», анализ формы произведений и т.д.
- Музыкально-ритмические игры, инсценировки, упражнения с предметами, разучивание или повторение ранее пройденного танца, отдельные творческие задания.
- Заключительная часть. Краткий анализ урока. Поклон.
На занятиях используются следующие формы работы:
- индивидуальная (самостоятельное выполнение заданий);
- индивидуализированная (где учитываются учебные и индивидуальные возможности воспитанника);
- групповая, которая предполагает наличие системы «педагог-группа-воспитанник»;
- парная, которая может быть представлена постоянными и сменными парами;
- коллективная – концертная деятельность (выступление коллектива с танцевальными номерами).
В учебно-воспитательный процесс включены также нетрадиционные формы проведения занятий: экскурсии в краеведческий музей; занятие-игра «Коробка с карандашами» и т.д.; занятие - сказка; открытые уроки; занятие – путешествие; класс-концерт; видео-урок.
Основные периоды освоения программы.
- 1 год обучения – дети 6-8 лет – 216 ч. в год, 3 раза в неделю по 2 ч.
- 2 год обучения – дети 7-9 лет – 216 ч. в год, 3 раза в неделю по 2 ч.
Программа рассчитана на 2 года обучения и является подготовительной для перехода на базовый, более сложный уровень. Основной задачей подготовительного уровня является подготовка учащихся к обучению на базовом уровне. В течение двух лет у детей формируют танцевальные навыки, правильную осанку, умение красиво и легко двигаться, учат согласовывать движения с музыкой, знакомят с танцевальной культурой своего народа и народов других стран.
Формой подведения итогов по данной программе являются открытые уроки, концертные выступления, отчетный концерт.
На начальном, промежуточном и заключительном этапах работы по условиям программы проводится проверка знаний, умений и навыков обучающихся. Для этого в детском объединении используется мониторинговая и тестовая система отслеживания результатов обучения.
Материально-техническое обеспечение занятий.
Имеющееся:
Хореографический класс;
Магнитофон;
ковер – для занятий партером;
специальная форма и обувь для занятий;
аудиозаписи;
видеозаписи.
Необходимое:
- наличие специального зала, оснащенного зеркалами, тренировочными станками;
- компьютер, видео аппаратура;
- музыкальная аппаратура;
- костюмы для концертных номеров;
- необходимый инвентарь (мячи, обручи, скакалки, ленты и т.д.).
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
По окончании 1-го года обучения воспитанники должны:
Знать:
- назначение хореографического класса и правила поведения в нем;
- основы правильной постановки корпуса;
- основные танцевальные позиции рук и ног;
- названия хореографических упражнений;
- знать различия народной и классической музыки;
- названия упражнений партерной гимнастики и акробатики;
- технологию исполнения упражнений партерной гимнастики и акробатики.
Уметь:
- сохранять правильную осанку;
- ориентироваться в пространстве: выполнять повороты, двигаясь по линии танца;
- согласовывать движения с музыкой;
- координировать движения рук, ног, головы при ходьбе, беге, галопе;
- правильно двигаться в такт музыке, сохраняя красивую осанку;
- слышать и понимать значение вступительных и заключительных аккордов;
- выполнять танцевальные движения с предметом (мяч, обруч, скакалки, ленты);
- работать с предметом в руках под музыку;
- выполнять упражнения партерной гимнастики 1-го года обучения;
- соединять теоретические знания с практической деятельностью;
- грамотно исполнять различные виды бега, подскоки, повороты;
- исполнять танцевальные движения по программе 1го года обучения;
- исполнять танцевальные композиции по программе этого года обучения.
По окончании 2-го года обучения воспитанники должны:
Знать:
- термины: громко—тихо, высоко—низко, характер музыки (бодрый, веселый, печальный, грустный), темп музыки и движения (быстро, медленно), музыкальные размеры, «сильная доля», «фраза», музыкальные жанры – песня, танец, марш;
- правила постановки рук, группировки пальцев в классическом танце;
- правила постановки рук, группировки пальцев в народном танце;
- назначение отдельных хореографических упражнений;
- назначение отдельных упражнений партерной гимнастики;
- технологию исполнения упражнений;
- характерные особенности русского танца;
- названия простых танцевальных шагов, уметь их правильно исполнить;
- основные движения русского танца.
Уметь:
- выполнять простейшие построения и перестроения;
- ритмично двигаться в различных музыкальных темпах;
- передавать хлопками и притопами простейший ритмический рисунок;
- выполнять основные хореографические упражнения по программе этого года обучения;
- грамотно исполнять танцевальные движения по программе 2го года обучения;
- выполнять упражнения партерной гимнастики 2-го года обучения;
- выполнять основные движения упражнений с предметами и без них под музыку в изученных размерах;
- выполнять комплексы упражнений с различными предметами;
- исполнять танцевальные композиции по программе этого года обучения;
- уметь правильно ориентироваться на сценической площадке.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ
Раздел «Первые шаги» является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другими средствами музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.
Общий характер музыки – дети учатся слушать музыку, воспринимать ее характер, отражать его в движениях и пластике, музыкально-танцевальных импровизациях.
Темп – выполняются движения в различных темпах (подскоки, галоп, разные виды бега). Вырабатывается умение не только сохранять заданный темп, но и ускорять и замедлять его вместе с музыкой, а также сохранять заданный темп после временного прекращения музыки.
Динамические оттенки – выполняются движения с различной амплитудой, разной силой мышечного напряжения в зависимости от динамических оттенков музыкального сопровождения.
Строение музыкальной речи – дети учатся четко определять (не только на слух, но и вместе с движениями) вступление, окончание вступления, начало и окончание части, периода, предложения, фразы, акцентировать конец музыкально-танцевальной фразы (притопом, хлопком, прыжком, соскоком на обе ноги и т. д.).
Метроритм – дети учатся воспринимать сильную и слабую доли на слух, отмечая в движениях сильную долю хлопком, взмахом платка, притопом, а также на слух определять музыкальные размеры 2/4,3/4,4/4, осознанно выполняя движения в этих размерах.
Наряду с этим в программу включены упражнения с предметами (мяч, обруч, ленты, скакалка). Дети развивают моторику рук и координацию движения. Эти навыки необходимы для подготовки ребенка к более сложным изучениям движений и комбинаций. С использованием данных предметов у детей расширяются познания в области музыкального и хореографического искусства, а также успешно развивается память, мышление, ловкость и сноровка. Дети учатся через предмет выражать свои эмоции, действия на площадке.
Игрогимнастика. Включает в себя определённые упражнения на полу, которые помогают развить у ребёнка гибкость, растяжку паховых мышц, растяжку мышц спины. Постановку корпуса, силу ног, а также силовые упражнения на развитие пресса. Упражнения разучиваются в игровой форме. Большое внимание уделяется гимнастическим упражнениям, направленным на формировании правильной осанки, укрепление костно-мышечного аппарата, суставов и связок. Изучаются простые акробатические упражнения.
В раздел «Хоровод, да перепляс, закружи скорее нас» входят такие танцевальные формы, как историко-бытовой, народный, бальный, современный и ритмический танец. В процессе обучения рассматривают такие моменты как: происхождение и история танца, характер танца, танцевальный этикет, создание макияжа, прически. Большое внимание уделяется музыкальному сопровождению танцев.
Учебный план
№ п/п | Разделы программы | Количество часов | |
1 год | 2 год | ||
1 | Вводное занятие «Волшебный мир танца» | 2 | 2 |
2 | «Первые шаги» | 104 | 104 |
3 | «Игрогимнастика» | 36 | 36 |
4 | «Хоровод, да перепляс, закружи скорее нас»» | 72 | 72 |
5 | Итоговое занятие (отчетный концерт) | 2 | 2 |
Всего часов: | 216 | 216 |
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план 1-го года обучения.
№ п/п | Содержание и виды работы | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего часов | ||
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | 2 |
2. | «Первые шаги» | 10 | 110 | 120 |
2.1 | Ритмические упражнения | 2 | 20 | 22 |
2.2 | Ориентация в пространстве | 2 | 18 | 20 |
2.3 | Танцевальная азбука | 2 | 24 | 26 |
2.4 | Основные танцевальные движения | 2 | 24 | 26 |
2.5 | Упражнения с предметами (по выбору педагога) | 2 | 24 | 26 |
3. | Игрогимнастика. | 2 | 34 | 36 |
4. | «Хоровод, да перепляс, закружи скорее нас» | 2 | 54 | 56 |
8. | Итоговое занятие | 1 | 1 | 2 |
ИТОГО | 16 | 200 | 216 |
Учебно-тематический план 2-го года обучения.
№ п/п | Содержание и виды работы | Количество часов | |||
Теория | Практика | Всего часов | |||
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | 2 | |
2. | «Первые шаги» | 10 | 110 | 120 | |
2.1 | Ритмические упражнения | 2 | 20 | 22 | |
2.2 | Ориентация в пространстве | 2 | 18 | 20 | |
2.3 | Танцевальная азбука | 2 | 24 | 26 | |
2.4 | Основные танцевальные движения | 2 | 24 | 26 | |
2.5 | Упражнения с предметами (по выбору педагога) | 2 | 24 | 26 | |
3. | Игрогимнастика. | 2 | 34 | 36 | |
4. | «Хоровод, да перепляс, закружи скорее нас» | 2 | 54 | 56 | |
5. | Итоговое занятие | 1 | 1 | 2 | |
ИТОГО | 16 | 200 | 216 | 216 |
Содержание программы
Первый год обучения
(6-8 лет)
- Вводное занятие.
Теория. Знакомство с программой, основными темами, режимом работы, правилами техники безопасности, правилами поведения на занятии. Форма одежды для занятий. Ознакомление воспитанников с искусством хореографии.
Практика.
Разучивание поклона. Разучивание и выполнение простых ритмических упражнений, основанных на изолированных движениях рук, ног, головы, туловища и хлопках.
- Первые шаги.
2.1 Ритмические упражнения.
Теория. Рассказ о том какая бывает музыка и как строится музыкальное произведение. Научить определять характер музыки, ее темп (медленный, быстрый), различать вступление, части, фразы. Знакомство с понятиями: темп, ритм, динамические оттенки, ритмический рисунок, сильная доля, музыкальная фраза.
Практика.
Дети учатся внимательно слушать музыку и выполнять под нее различные ритмические упражнения и движения. Перед исполнением танцевального движения под музыку просчитывается и прохлопывается ритм этого движения. Разучиваются упражнения на развитие чувства ритма: шаги и прыжки с хлопками, простейшие движения руками, ногами и туловищем под музыку.
Ритмическая ходьба с акцентом на счет 1, на счет 2, 3.
Ходьба с хлопками на счет 1,2; 1, 3; 2, 4; 3, 4.
Ходьба с проговариванием слов и с хлопками.
Упражнения с движениями рук в процессе ритмической ходьбы.
Хлопки под коллективный счет.
Три хлопка перед собой, четвертый — над головой.
Разучивание комплексов общеразвивающих упражнений под музыку, составление небольших композиций из этих упражнений.
2.2 Ориентация в пространстве
Теория. Знакомство с понятиями: по линии танца, против линии танца, направление движения. Понятия: линия, шеренга, колонна, диагональ, круг. Рисунок танца «Линия», «Колонна», «Цепочка», «Круг», «Змейка».
Практика.
1. Движение по линии танца, против линии танца.
2. Рисунок танца «Цепочка»
- Перестроение из шеренги в «цепочку».
3. Рисунок танца «Круг»:
- замкнутый круг;
- раскрытый круг (полукруг);
- круг в круге;
- лицом в круг, лицом из круга;
- круг парами;
- круг противоходом.
Научить перестраиваться из одного вида в другой. Передвижение по кругу в различных направлениях.
4. Рисунок танца «Колонна», «Линия»:
- перестроения из круга в колонну, в линию, (на задний, передний план);
- перестроения из нескольких кругов (самостоятельно, выбрав ведущих).
5. Понятие «Диагональ»:
- перестроение из круга в диагональ.
2.3 Танцевальная азбука
Теория. Знакомство с основными позициями и движениями классического, народного и бального танца.
Практика.
- Танцевальные позиции ног – 1, 2, 3, 6.
- Танцевальные позиции рук - подготовительная, 1, 2, 3.
- Полуприседы, подъемы на носки.
- Стойка руки на пояс и за спину.
- Повороты и наклоны головы. Наклоны корпуса вперед, в сторону и назад.
- Выставление ноги вперед и в сторону на носок.
- Комбинации хореографических упражнений.
2.4 Основные танцевальные движения
Теория. Познакомить детей с правилами исполнения разучиваемых движений.
Практика.
Элементы детского танца.
Поклон и реверанс.
Шаги:
- Шаг с носка, на носках, шаг с небольшим подскоком, приставные шаги (вперед, назад, в сторону).
- Приставной шаг с приседанием.
- Приставной шаг с выносом ноги на каблук.
- Шаг-приставка-шаг-точка.
- Шаг галопа вперед и в сторону.
Элементы танца:
- Полуприсед на одной ноге, другую вперед на пятку.
- Пружинные полуприседы.
- Выпады вправо и влево.
- Пятка-носок.
Прыжки:
- Прыжки со сменой ног.
- Подготовка к подскокам.
- Подскок на месте.
- Подскок в продвижении.
- Подскок вокруг себя.
Простые танцевальные комбинации.
Элементы русского танца.
Положение рук в танце: руки на поясе «большой палец обращен назад».
Положение рук в танце: подбоченившись: «кисти сжаты в кулаки и поставлены на пояс».
Работа рук в русском танце.
Навыки работы с платочком;
Русский поклон.
Основные шаги, ходы, бег:
- шаг с вытянутыми носочками (хороводный);
- простой, на полупальцах;
- боковой, приставной;
- боковой ход «припадание» по VI позиции;
- бег с вытянутыми носочками;
- беговой шаг с отбрасыванием согнутых ног назад;
- боковой галоп.
Элементы танца:
- Боковой ход «елочка».
- «Ковырялочка» вперед и в сторону.
- Пружинка с поворотом.
- Приставные шаги в сторону.
- Движение с выставлением ноги на носок.
Подскоки.
Тройные прыжочки.
Хлопки.
Подготовка к «дробям»:
- притопы,
- удары полупальцами,
- удары каблуком.
2.5 Упражнения с предметами (по выбору преподавателя)
Теория. Знакомство с предметом. Правила работы с ним. Техника безопасности при работе с предметами.
Практика.
- Танцевальные движения с мячом. Броски и ловля мяча разными способами. Комплекс упражнений с мячом, в паре. Танцевальная комбинация с мячом. Игры с мячом – «перебрасывание мяча друг другу», « Круговая пляска», «Передача мяча по кругу».
- Танцевальные движения со скакалкой. Махи скакалкой в лицевой плоскости, махи в боковой плоскости, круги в лицевой плоскости, круги в боковой плоскости, перевод скакалки назад и вперед, прыжки выпрямившись с междускоком, прыжки с одной ноги на другую, комплекс движений со скакалкой, в парах , танцевальная комбинация со скакалкой. Игры со скакалкой - «Перешагни через скакалку», «Перетяни соперника», «Быстро по местам», « Невод».
- Танцевальные движения с лентами. Мах в боковой плоскости, в горизонтальной плоскости. Змейка с лентой (вертикальная, горизонтальна), спирали с лентой, танцевальная композиция с лентой (Вальс ¾). Игры с лентой – « Смена мест», « Веселый кружок», «Караси и щуки».
- Танцевальные движения с обручем. Повороты в лицевой, боковой и горизонтальной плоскостях, махи и круги по дуге, по кругу. Перекаты по полу, броски и ловля обруча одной или двумя руками, наклоны, выпады, приседания, прыжки. Комплекс упражнений с обручем. Танцевальная комбинация с обручем. Игры с обручем - «ритмическая эстафета» (по Т.Т. Ротерс), « Серебряные воротца».
3.Игрогимнастика
Теория. Правила выполнения упражнений партерной гимнастики. Техника выполнения акробатических упражнений. Техника безопасности при выполнении упражнений.
Практика. Упражнения на сокращение и расслабление мышц, на развитие силы мышц, эластичности связок и суставов, на гибкость и пластичность. Разучивание комбинаций на основе упражнений.
Упражнения для мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад: «змея поднимает голову», «кобра», «ящерица», «кораблик», «лодочка», «качели», «рыбка», «кузнечик», «собачка», «кошечка», «кукушка». Упражнения для мышц спины и брюшного пресса – наклоны вперед: «книжка», «птица», «летучая мышь», «страус», «орешек», «обезьяна лезет за бананами», «веточка», «уголок», «перочинный ножик», «осьминог», «горка», «черепашка», «волчонок», «Ванька-встанька», «ежик», «слон».
Повороты и наклоны туловища: «маятник», морская звезда», лисичка», «месяц», «муравей», «флюгер», «стрекоза», «повороты».
Укрепление мышц тазового пояса, бедер и ног: «бабочка», неваляшка», «паучок», «павлин», «лягушка», «ножницы», «бег», «краб», «велосипед», «елочка», «паровозик», «жучок», «хлопушка».
Упражнение для развития стоп: «ходьба», «кузнечик», «лошадка», «медвежонок», «телефон», «куколка», «полулотос», «лотос».
Плечевой пояс: «замочек», «зацеп», «пчелка», «домик», «крутые повороты».
Упражнения на равновесие: «аист», «петушок», «оловянный солдатик», «цапля», «ласточка», «орел».
Акробатические упражнения: «Самолет», «Колечко», «Корзинка», «Ласточка с колена», «Мостик из положения лежа», «Березка», «Улитка» (полушпагат), «Стрелочка», «Стойка на руках» (у стены), шпагат «Веревочка».
- «Хоровод, да перепляс, закружи скорее нас»
Теория.
Познакомить детей с различными детскими танцами, рассказать, какой характер и темп у каждого танца.
Практика.
Разучиваются хореографические этюды, направленные на отработку полученных знаний, проработку рисунков танцев, вхождение в хореографический образ. А также несложные танцевальные композиции на материале народного, бального, современного танцев.
- Итоговое занятие
Отслеживанием приобретенных умений является проведение открытого занятия для родителей.
Второй год обучения
(7-9 лет)
1. Вводное занятие.
Теория.
Знакомство с программой, основными темами, режимом работы, правилами техники безопасности, правилами поведения на занятии. Форма одежды для занятий.
Ознакомление воспитанников с искусством хореографии.
Практика.
Повторение материала 1-го года обучения.
2. Первые шаги
2.1 Ритмические упражнения
Теория. Что такое музыкальная речь. Построение (форма) музыкального произведения, количество частей, составляющих его, и характер этих частей.
Практика.
Разучивание новых ритмических упражнений на основе разученных ранее. Упражнения в движении. Составление ритмичных композиций.
Ритмическая ходьба с хлопками в ладоши: на счет 1,2 (на счет 1 с двумя хлопками); на счет 1,3 (на счет 3 с двумя хлопками); на счет 2,4 (на счет 2 с двумя хлопками).
Ходьба с проговариванием слов и с хлопками.
Выполнение движений на нечетный счет, на четный пауза.
Выполнение движений на четный счет, на нечетный пауза.
Упражнения с движениями рук в процессе ритмической ходьбы.
Хлопки в ладоши поочередно выполняют дети и учитель.
2.2 Ориентация в пространстве
Теория. Рисунок танца «Круг», «Спираль», «Змейка», «Воротца».
Практика.
1. Рисунок танца «Круг» (рассказ из истории):
- круг в круге;
- сплетенный круг (корзиночка);
- круг парами.
Научить перестраиваться из одного вида в другой.
2. Рисунок танца «Спираль».
- Игра «Клубок ниток».
3. Рисунок танца «Змейка»:
- горизонтальная;
- вертикальная.
Перестроение из «круга» в «змейку» (самостоятельно, выбрав ведущего).
4. Рисунок танца «Воротца»: Русский танец «Воротца».
Игра – танец «Бесконечный».
2.3 Танцевальная азбука
Теория. Постановка корпуса. Понятие о рабочей и опорной ноге. Правила выполнения прыжков.
Практика.
Позиции и упражнения классического танца на середине зала.
- постановка корпуса (ноги в свободном положении);
- понятия рабочая нога и опорная нога;
- позиции ног;
- постановка корпуса в I – II – III позиции;
- чередование положений;
- легкие прыжки;
- перегиб корпуса вперед и в сторону.
- позиции рук: подготовительная, I-я, II-я, III-я;
- перевод рук из позиции в позицию;
- повороты головы на 1/2; ¼;
- релеве;
- деми плие;
- соте.
Комбинации хореографических упражнений.
2.4 Основные танцевальные движения
Теория. Объясняются правила исполнения каждого танцевального движения.
Практика.
Элементы детского танца.
- Поклон и реверанс
- Танцевальный шаг, шаг на полу пальцах вперед и назад, шаг с носка.
- Легкий бег, русский бег, бег колени вперед.
- Боковой галоп по 3, 6 позиции ног.
- Удары стопой по 6 позиции, в повороте.
- Тройной притоп.
- Хлопки в ладоши по одному и в парах.
- Положение рук в парных танцах (за одну руку, накрест, за две руки).
- Комбинация с галопом.
- Комбинация с притопами.
- Комбинация с хлопками.
Элементы русского танца.
- Поклон: простой, поясной.
- Шаги: шаг на высоких полупальцах, шаг на полупальцах с высоко поднятым коленом вперед, переменный, мелкий шаг с продвижением вперед (хороводный), приставной шаг с приседанием, приставной шаг с притопом.
- Бег: легкий шаг (ноги назад), на месте, стремительный, «лошадки» на месте и в продвижении, «жете» на месте и в продвижении с выводом ног вперед и назад.
- Прыжки: в повороте на 1/2, «разножка», «поджатый»
- Работа рук: за юбку, позиция рук 1, 2, 3.
- Позиции ног: вторая свободная, третья.
- Приседания: полуприседания, полуприседания с каблучком.
- Ковырялочка»: в первоначальном раскладе, в сочетании с притопами.
- Музыкально-ритмические упражнения: притопы (простой, двойной, тройной), дроби, хлопки (в ладоши простые, в ритмическом рисунке, в парах с партнером).
- Па галопа: прямой, боковой.
- Припадания.
- Движение «ключик».
2.5 Упражнения с предметами (по выбору преподавателя)
Теория. Знакомство с предметом. Правила работы с ним. Техника безопасности при работе с предметами.
Практика.
- Танцевальные движения с мячом. Выполнение команд - «Внимание» « И» «Раз», выполнение команд по сигналу: музыкальное вступление, свисток, хлопок. Ритмические команды. Терминология направления движений. Броски и ловля мяча разными способами. Комплекс упражнений с мячом. Танцевальный этюд с мячом.
- Танцевальные движения со скакалкой. Махи скакалкой в лицевой плоскости, махи в боковой плоскости, круги в лицевой плоскости, круги в боковой плоскости, перевод скакалки назад и вперед, прыжки выпрямившись с междускоком, прыжки с одной ноги на другую, движения со скакалкой в парах. Комплекс упражнений со скакалкой.
- Танцевальные движения лентами. Мах в боковой плоскости, в горизонтальной плоскости, змейка с лентой ( вертикальная, горизонтальна), спирали с лентой. Разучивание танцевальной композиции с лентами. Комплекс упражнений с лентой.
- Танцевальные движения обручем. Повороты в лицевой, боковой и горизонтальной плоскостях, махи и круги по дуге. По кругу, перекаты по полу, броски и ловля обруча одной или двумя руками, наклоны, выпады, приседания, прыжки, комплекс упражнений с обручем. Пластический этюд с обручами.
3. Игрогимнастика
Теория. Правила выполнения упражнений партерной гимнастики. Техника выполнения акробатических упражнений. Техника безопасности при выполнении упражнений.
Практика. Повторение и закрепление упражнений 1-го года обучения. Усложнение выученного (ускорение темпа исполнения упражнений, добавление более сложных элементов.) Большое количество упражнений развивающих гибкость.
- Упражнения для стоп «Острые карандаши», «Точим карандаши», «Русалка»
- Упражнения для развития выворотности ног «Лягушка», «Бабочка», «Нога катается на лифте»
- Упражнения для развития танцевального шага «Летучая мышь»
- Упражнения для мышц живота «Рыбка», «Змея», «Корзинка»
- Упражнения для мышц спины «Прямая спина», «Коробка с карандашами», «Самолет», «Лодочка»
- Упражнения для развития гибкости позвоночника «Кошечка», «Улитка»
- Упражнения для мышц тазового пояса «Ящерица»
- Упражнения для укрепления мышц ног «Волшебные палочки», «Молодые и старые карандаши», «Маленькие броски», «Горка».
- Упражнения и позы на растяжку, улучшающие гибкость «Книжечка», «Книжка с картинками».
- Разогрев. Растяжка на шпагат.
Акробатические упражнения: «Ласточка», «Верблюд» (мостик с двух колен), «Птичка», «Улитка в домике», «Колесо», «Шпагат».
4. «Хоровод, да перепляс, закружи скорее нас»
Теория.
Рассказ о правилах выступления на концертах.
Практика.
Разучивается красивый выход на сцену и уход, поклон зрителю.
Разучиваются хореографические этюды, направленные на отработку полученных знаний, проработку рисунков танцев, вхождение в хореографический образ. А также несложные танцевальные композиции на материале народного, бального, современного танцев.
5.Итоговое занятие
Отслеживанием приобретенных умений является проведение открытого занятия для родителей.
Беседа с учащимися и их родителями о перспективах продолжения занятий в хореографическом кружке.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Принципы организации образовательного процесса.
Принцип воспитывающего обучения подразумевает воспитание таких качеств как организованность, дисциплинированность, четкость, аккуратность. Вырабатывается физическая сила, выносливость, ловкость, быстрота реакции, настойчивость, координация и выразительность.
Принцип наглядности помогает учащимся увидеть образ движения. Зрительное восприятие и память воспитываются и закрепляются именно при помощи наглядности. Однократный показ помогает понять структуру движения; кроме того, он требует от учащегося предельной собранности частей туловища, выпрямить осанку и т.д. Этот прием характерен для детей младшего школьного возраста, для детей старшего возраста достаточно объяснения.
При использовании практического метода (многократное выполнение конкретного музыкально-ритмического движения) сначала отрабатываются в подготовительных упражнениях элементы бега, поскоков, подпрыгиваний, упражнений с предметами и т.д., а затем уже включаются в танцевальные игры, этюды, пляски. Такое построение занятий облегчает освоение навыка, и обучающийся может сосредоточить внимание на образах, настроении музыки и передачи ее в выразительных движениях. Подготовительные упражнения облекаются в интересную, занимательную форму, используется при этом игровой и разговорно-игровой приёмы. Игра – спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Игра как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.
В методику проведения занятий вводится разговорно-игровой прием, позволяющий естественному проникновению ребенка в художественный замысел, настраивающий его на эмоциональное освоение движения и помогающий ему скоординировать движения своего тела с музыкой и речевым текстом. Даже самые легкие начальные упражнения и этюды должны представлять собой и восприниматься ребенком как законченный художественно-смысловой образ (а не «сцепление» различных движений).
При разговорно-игровом приеме возникает триединство, где речь, движение и музыка взаимно дополняют друг друга, собираясь в восприятии ребенка в целостный многосторонний образ. Одним из эффективных приемов развития у детей музыкального восприятия является передача характера музыки в движении. Прием контрастного сопоставления, при исполнении различных движений, позволяет в проблемной форме показать, как правильно это делать.
Доступность предлагаемых упражнений – очень важное условие правильного обучения. Следует учитывать трудности каждого упражнения и соразмерять с уровнем технической и волевой подготовленности учащихся. Нарастание трудности изучаемого материала идет по принципу от простого к сложному, от малого к большому: в этом состоит основное условие доступности, без которого невозможен успех в освоении упражнений повышенной трудности.
В практике основания хореографических движений применяется принцип систематичности и последовательности. Постепенное наращивание учебного материала, последовательное добавление нового к тому, что уже хорошо усвоено, обеспечивает наиболее активную, точную, экономную, без лишней напряженности мышечную работу.
Принцип прочного владения материала упражнений также помогает освоению свободы, легкости и точности выполнения изучаемых движений. Многократное и осознанное повторение движений приводит к образованию устойчивого навыка (трюки, сложные вращения). Совершенство, достигнутое в изученных движениях, благотворно влияет на развитие двигательной памяти, которая в свою очередь, немало способствует процессу овладения новыми навыками.
Принцип индивидуально-дифференцированного подхода обеспечивает разнообразие форм обучения, позволяющих максимально учитывать особенности обучающихся, их интересы, склонности, возможности, ценностные и профессиональные ориентации.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы начинается с 6 лет (с того момента, когда они начинают учиться в общеобразовательной школе).
Чтобы воспитание и обучение носило творческий, развивающий характер используются три основных метода – наглядный, словесный и практический и каждый из них применяется с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (объяснительно-иллюстративный метод) через закрепление упражнений (воспроизводящие и творческие) до создания поисковых ситуаций. Педагогические методы тесно связаны между собой, взаимодополняют друг друга.
Словесный метод имеет универсальный характер. Организуя внимание детей, передаются определенные знания, исполнительские и творческие умения и навыки. С помощью слова можно углубить восприятие музыки и движения, сделать его более образным, осмысленным. Беседа, рассказ, пояснение, разъяснение – разновидности этого метода в хореографическом обучении. Одно из направлений беседы – характеристика эмоционально-образного содержания музыки, так как движение – выражение художественного образа, запечатленного в музыке. Дать словесное толкование каждому этюду, объяснить, почему именно эти движения соответствуют содержанию избранной музыке, не всегда возможно. Надо проникнуться музыкой изнутри, ощутить ее всей душой, всем телом, пережить всем существом человека. Каждое движение должно стать необходимым элементом целостной формы, т.е. совокупности ритмических движений, выражающих содержание музыкального произведения. Эти пояснения музыки и движений являются важнейшими для понимания детьми сущности ее содержания.
Наглядный метод в хореографическом воспитании имеет две разновидности: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный. Выбор методов и приемов определяет и этап работы на уроке танца. На первом этапе работы идет прослушивание мелодии (ведущее место занимает наглядно-слуховой и словесный методы). На втором этапе, когда дети осваивают способы исполнительства, возрастает роль практического метода: показа приемов исполнения в сочетании с другими методами – наглядным, словесным. Часто используются тактильно-мышечная наглядность, т.е. прикосновения к ребенку, чтобы уточнить положение головы, отдельных частей тела.
В образовательном процессе применяются такие
педагогические технологии:
1) Игровая технология – которая объединяет достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Их основная цель – обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, умений, навыков. Основным механизмом реализации являются методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность.
2) Технология дифференцируемого обучения – которая ставит своей целью создание оптимальных условий для выполнения задатков, развития интересов и способностей воспитанников. Механизмом реализации являются методы индивидуального обучения.
3)Технология личностно-ориентированного обучения – организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребёнка, учёте особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному и ответственному участнику образовательного процесса. Это формирование целостной, свободной, раскрепощённой личности, осознающей своё достоинство и уважающей достоинство и свободу других людей.
4)Информационные технологии – все технологии, использующие специальные технические информационные средства: компьютер, аудио-, видео-, теле- средства обучения.
5)Здоровьесберегающие технологии – создание комплексной стратегии улучшения здоровья обучающихся, разработка системы мер по сохранению здоровья детей во время обучения и выработка знаний и навыков, которыми должен овладеть обучающийся.
Использование перечисленных выше технологий характеризует целостный образовательный процесс детского объединения и является формой организации творчества детей, где каждый ребенок не только обеспечивается полной свободой творческой инициативы, но и нуждается в продуманной стратегии, отборе средств выражения, планировании деятельности.
Критерии оценки
Критерии оценочной деятельности детей
За период обучения в студии воспитанники получают определенный объем знаний и умений, качество которых проверяется ежегодно. Контроль осуществляется в процессе наблюдения на занятиях, репетициях и концертной деятельности. Оправдывает себя выбор следующих форм контроля:
1.Предварительный контроль – проводится в первые дни обучения и выявляет исходный уровень подготовки. Он проходит в форме собеседования и смотра физических и танцевальных данных учащихся.
2.Текущий (промежуточный) контроль – определяет степень усвоения детьми учебного материала, уровень их подготовленности, помогает своевременно определить отстающих, а также опережающих обучение. Выполняется с помощью специальных тестов, контрольных заданий, а также посредством наблюдения за обучающимися во время концертов, фестивалей, конкурсов, открытых уроков для родителей.
3.Итоговый контроль – проводится с целью определения уровня усвоения программного материала на данном этапе обучения. Проводится в форме контрольных уроков, концертных и конкурсных выступлений.
№ | Вид контроля | Средства | Цель | Действия |
1. | Вводный (предварительный) | Диагностическая беседа, опрос, наблюдения | Выявление требуемых на начало обучения знаний | 1.Возврат к повторению базовых знаний. 2.Продолжение процесса обучения в соответствии с планом. |
2. | Промежуточный | Тестирование, практические работы, наблюдение, игровые конкурсы. | Контроль за ходом обучения. | Коррекция процесса усвоения знаний, умений, навыков. |
3. | Итоговый | Зачеты, Контрольные тесты | Оценка знаний обучающихся за весь курс обучения. Выявление уровня знаний, умений и навыков. | Оценка уровня подготовки. |
К отслеживанию результатов обучения предъявляются следующие требования:
- индивидуальный характер, требующий отслеживание результатов за работой каждого обучающегося;
- разнообразие форм проведения, повышение интереса к его проведению;
- всесторонность, т.е. должна обеспечиваться проверка как практических, так и теоретических и интеллектуальных умений и навыков воспитанников.
Систематически ведется видеосъемка уроков и концертных программ студии. Контрольные уроки и концертные выступления одновременно являются формой самоконтроля воспитанников, зримым результатом их труда: одно дело – услышать оценки родителей и зрителей, другое – видя себя на телеэкране, иметь возможность анализировать свои ошибки, учиться на примере старшеклассников.
Занимаясь в студии, выходя на различные сценические площадки, ребенок постепенно обретает уверенность в своих силах, убеждается в своей внешней привлекательности и социальной значимости, оказывается в центре внимания. Ребенок осознает себя личностью, равноправным участником студии, творцом, создающим нечто, достойное внимания окружающих. Может быть, это и есть самый главный итог работы студии, потому что чувство собственного достоинства, сознание самоценности и самодостаточности юного человека помогут ему в дальнейшем и во взрослой жизни.
Оценка эффективности занятий
Эффективность занятий оценивается педагогом в соответствии с учебной программой, исходя из того, освоил ли ученик за учебный год все то, что должен был освоить. В повседневных занятиях самостоятельная отработка учениками танцевальных движений позволяет педагогу оценить, насколько понятен учебный материал, внести соответствующие изменения.
Важным параметром успешного обучения является устойчивый интерес к занятиям, который проявляется в регулярном посещении занятий каждым учеником, стабильном составе групп. Эти показатели постоянно анализируются педагогом и позволяют ему корректировать свою работу.
В конечном итоге, успех обучения характеризуются участием ребят в концертах, где они могут показать уровень профессиональной обученности.
Условия реализации программы
Реализация содержания данной программы возможна при следующих условиях:
достаточный уровень материально – технического обеспечения:
- наличие специального класса, оснащенного зеркалами, тренировочными станками; для занятий партером – ковер; для занятий акробатики – маты;
- компьютер, видео аппаратура, видеозаписи;
- музыкальная аппаратура, аудиозаписи;
- фотоаппарат, видеокамера;
- специальная форма и обувь для занятий;
- концертные костюмы (сценические);
- необходимый инвентарь (мячи, обручи, скакалки, ленты и т.д.)
программно-методическое обеспечение:
- методические разработки, литература по хореографическому искусству;
- литература по педагогике и психологии;
- методические видеоматериалы различных направлений хореографии.
дидактическое обеспечение:
- наглядные пособия;
- видеозаписи выступлений детских коллективов;
- аудиозаписи;
- иллюстрации;
- фотопортреты танцовщиц, композиторов, гимнасток;
- схемы танцев;
- описание движений;
- индивидуальные карточки для тестов.
Методическая литература.
Литература для педагога
- Балетная гимнастика. Учебное пособие для преподавателей хореографических отделений детских школ искусств. Сост.: Нагайцева Л.Г. Краснодар, 2004г.
- Барышникова Т. Азбука хореографии. Методические указания в помощь учащимся и педагогам детских хореографических коллективов, балетных школ и студий.-СПб.: «Люкси» «Респекс».1996г.-256 с, ил.
- Беспятова Н.К. Программа педагога дополнительного образования. – М., 2003.
- Богаткова Л.Н. Хоровод друзей. – ДЕТГИЗ, 1957. – 686 с.
- Боровиков Л.И Педагог дополнительного образования. Н-ск, 2000
- Буйлова Л.Н. Как разработать авторскую программу дополнительного образования. – М.: ВЛАДОС, 2001.
- Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). – 2-е изд., испр. И доп. – СПб.: ЛОИРО, 2000. – 220 с.
- Ваганова А.Я. Основы классического танца. – Л., 1968г.
- Васильева-Рождественская М.В. Историко-бытовой танец. М: Искусство.1987.
- Вихрева Н.А. Экзерсис на полу./М.:Театралес, 2004г., 82 стр.
- Возрастная и педагогическая психология. Учеб. Пос. для ст-в пед. Ин-ов. Под ред. А.В.Петровского.-М.:1987.
- Гусев Г.П. "Методика преподавания народного танца", учебное пособие для вузов, 2002 г.
- Журнал «Дополнительное образование» 2005-2008.
- Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: В 2 ч. – Учеб.-метод. Пособие. – (Воспитание и дополнительное образование детей). – (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки). – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – Ч.1 – 112 с.: ноты.
- Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: В 2 ч. – Учеб.-метод. Пособие. – (Воспитание и дополнительное образование детей). – (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки). – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – Ч.2 – 104 с.: ноты.
- Лисицкая Т.С. Гимнастика и танец. – М.: Советский спорт, 1988. – 48с., ил. – (Физкультурная библиотека школьника)
- Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. В помощь музыкальным руководителям, воспитателям и родителям/Художники Ю.В.Турилова, В.Н.Куров. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 112 с.: ил. – (Серия: «Детский сад день за днем»).
- Пасюткинская В. Волшебный мир танца. - М., 1985
- Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Внеурочные занятия с учащимися начальных классов (1-4 класс одиннадцатилетней школы) – М.: Просвещение, 1988. – 176 с.
- Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 272 с. + вкл.
- Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей: Учеб. Пособие – СПб. «Музыкальная палитра», 2004. – 44 с.
- Танцы/ Сост. Степанова Л. – Изд-во «Сов. Россия», Москва, 1962. – 130 с.
- Танцы для детей/ Сост. Алексеева Л.Н. – М.:Сов.Россия,1979. – 112 с.
- Ткаченко Т.И. Народный танец. М. 1967.
- Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. – СПб.: «Детство-пресс», - 2003. – 352 с., ил.
- Чибрикова-Луговская А.Е.Ритмика: Ходьба. Упражнения. Игры. Танцы: Метод. Пособие для воспитателей, муз. Руководителей дет. Сада и учителей нач.шк. – М.:Дрофа, 1998. – 104 с.: ил.
Литература для воспитанников
1. Балет. Энциклопедия.- М.: Сов. Энциклопедия, 1981.
2. Блазис К. Искусство танца /Пер. с фр. О.Н. Брошниковского // Классики хореографии. – М. – Л., 1934.
3. Бочарникова Э., Иноземцева Г. Тем, кто любит балет. – М.: Русский язык, 1987
4. Гальперин С.Н. Анатомия и физиология человека (возрастные особенности с основами школьной гигиены). – М., 1974.
5. Гваттерини М. Азбука балета. – М., 2001.
6. Детская энциклопедия «Балет», М.:Астрель Аст 2001.
7. Дешкова И. Загадки Терпсихоры. – М.: Детская литература, 1989.
8. Журнал «Балет» для детей. М.2008.
9. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца. – М. «Искусство»,1986
10. Школьников Л.С. О танцах в шутку и всерьез. М., «Сов. Россия», 1975.- 72с.
Интернет-ресурсы
1. www.baletfoto.ru
- www.ball-dance.narod.ru
- www.ballet.in.ua
- www.balletfriends.ru
- www.balletmusik.ru
- www.bestreferat.ru
- www.dancehelp.ru
- www.dbalet.ru
- www.forumklassika.ru
- www.cheerleading55.ru
- www.cultnet.ru
- www.nsportal.ru
- www.ortodance.ru
- www.piruet.ru
- www.pedgazeta.ru
- www.pedmir.ru
- www.plie.ru
- www.sportgumn.borda.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг образовательных результатов и индивидуального развития учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Радость танца» возраст детей 7-10 лет 3 года обучения
Представленные материалы являются обобщением опыта практического использования диагностики результатов образовательной деятельности, физического, творческого, личностного развития учащих...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Ансамбль эстрадного танца "Ника". Современный танец".
Программа рассчитана для обучения детей 6-17 лет. Срок реализации программы 3 года. Уровень базовый....
Авторская Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Дорога к танцу - 7»
Авторская разноуровневая программа «Дорога к танцу-7» предназначена для преподавания основ хореографического искусства для детей 7 – 17лет.Содержание программы предусматривает систем...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Современные и народные танцы"
Программа расчитана на детей в возрасте от 7 до 13 лет и имеет продолжительность обучения 4 года. Реализация образовательной программы предоставляет возможность каждому ребенку попробовать свои силы в...
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Гимнастика» для адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области хореографического искусства «Азбука танца»
Программа учебного предмета «Гимнастика» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализац...
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы классического танца» для адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области хореографического искусства «Азбука танца»
Программа учебного предмета «Основы классического танца» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности пр...
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы народно-сценического танца» для адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области хореографического искусства «Азбука танца»
Программа учебного предмета «Основы народно-сценического танца»разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельно...