Олимпиада русский язык 8 класс.
олимпиадные задания по русскому языку (8 класс)

Носовская Татьяна Андреевна

Олимпиада по русскому языку 8 класс раработана для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Всероссийская Олимпиада школьников.

Русский язык. Школьный этап, 8 класс  

 

1. Прочитайте текст. Выполните задания.

В тексте есть слово, исторически однокоренное словам (15), значения которых даны в таблице. Впишите в таблицу угаданные слова.

без каких-либо дополнительных цифр и

символов.

Ниже в отдельное поле для ответа впишите из текста слово, исторически однокоренное словам 1–5 из таблицы. Найденное слово запишите в той форме, в которой оно стоит в тексте.

Имя        существительное,        «возможность        передачи        информации        на

расстояние (одно из значений слова)»

(1)

Имя существительное, «процесс и результат обработки раны»

(2)

Имя прилагательное, перен. «основной, центральный» (вопрос, задача)

(3)

Имя существительное, устар., мн. ч. «цепи, оковы, путы»

(4)

Имя существительное, «особое изображение начальных букв имени»

(5)

  1. Найдите одно «лишнее» слово в приведённом ниже списке: кооперация, коллега, контратака, коллекция.

Для получения корректного ответа необходимо руководствоваться некоторым параметром, учитывающим различия в семантике и этимологии некоторой морфемы.

  1. В Russian Learner Corpora (RLC, учебный корпус) собраны тексты, написанные изучающими русский язык. В этом корпусе (собрании текстов) ошибки размечены определённым образом (то есть помечены специальным

«ярлычком»). Так, морфологические ошибки бывают таких типов:

  • infl – использование неверного окончания;
  • num – употребление слова в неверной или нетипичной числовой форме;
  • gender – изменение родовой принадлежности слова;
  • altern – ошибка в чередовании основы (например, **кормю вместо

кормлю);

  • morpho – прочие морфологические ошибки.

Допустим, что в RLC необходимо внести еще одну фразу, где есть слово с морфологической ошибкой, которую допустил иностранец:

Обычно проезжаю 7 километров (из общежития до школи) за 30 мин.

Определите,        как        должна        быть        размечена        выделенная        форма.        Выберите правильный(-ые) вариант(-ы) ответа:

  1. infl
  2. num
  3. gender
  4. altern
  5. morpho

 4    Расставьте ударения в словах:
 Иконопись, облегчить, красивее, мизерный, газопровод, включим.

  1. Прочитайте текст и выполните задания.

  А) Выберите правильный перевод выделенной фразы из предложения 1.

  1. стадо еле идущее
  2. стадо по зелени (по траве) ходящее
  3. ходящие со стадом оленей
  4. стадо бегущих оленей

Б) Выберите правильный перевод выделенной фразы из предложения 2.

  1. больной и красный в своём стаде
  2. самый большой и красивый в своём стаде
  3. болел (переживал) за своё стадо и краснел
  4. самый белый и самый красный из стада
  5. всех в стаде болеть и краснеть [заставил]

В) Выпишите из текста указательное местоимение в той форме, в которой оно встречается в тексте.

Г) Что означает слово ста в предложении (4)?

  1. количество предметов
  2. признак предмета
  3. действие
  4. цель действия
  5. время выполнения действия

Д) Выпишите из текста слово, исторически родственное существительному со значением «ручное оружие в виде изогнутой упругой дуги, концы которой стянуты тетивой». (Выпишите слово в той форме, в которой оно встречается в тексте.)

 6 . Ниже        даны        предложения,        в        которых        поставлены        не        все        знаки  препинания.

  1. Покажите пожалуйста фотографию всем знакомым.
  2. Ты с басом Мишенька садись против альта. (И.А. Крылов)
  3. Тайну твою девушка я не выдам.
  4. Как хорошо ты о море ночное… (Ф.И. Тютчев)
  5. А вглядишься получше красавица рот, глаза, ослепительный лоб. (Д.С. Самойлов)
  6. Щепотки волосков лиса не пожалей, остался б хвост у ней. (И.А. Крылов)
  7. Отворите        мне        темницу,        дайте        мне        сиянье        дня        черноокую        девицу, черногривого коня. (М.Ю. Лермонтов)
  8. Москва        как        много        в        этом        звуке        для        сердца        русского        слилось. (А.С. Пушкин)
  9. Свет мой зеркальце скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее? (А.С. Пушкин)
  10. Стихи мои свидетели живые за мир пролитых слёз родитесь вы в минуты роковые душевных гроз… (Н.А. Некрасов)
  11. Она бабушка мне сразу поверила.

А) Укажите предложения, в которых есть обращение.

Б) Укажите предложение, которое допускает два разных решения.

7 Даны слова, образованные с помощью суффикса -ищ-.

  1. пожарище, 2) пепелище, 3) умище, 4) хвостище, 5) бородища, 6) городище,

7) клеверище, 8) ручища.

  А) Распределите их на две равные группы в соответствии со словообразовательным значением суффикса.

Б) Каким морфологическим признаком производящего слова объясняется различие в окончаниях слов ручища и умище? Ответ напишите одним словом в начальной форме.

8. Прочитайте текст и выполните задания.

Дан текст рассказа Людмилы Петрушевской «Пуськи бятые».

А) Для слова «калушата» определите начальную форму

Б) Для        слова        «калушата»        определите        склонение.        В        ответе        склонение обозначьте цифрой (1, 2, 3) или напишите «разносклоняемое».

В) Выпишите глагол, в котором приставка имеет значение приближения, в той форме, в которой он встречается в тексте.

9   Даны контексты употребления одного слова и его омонимов из Национального корпуса русского языка, а также слова, синонимичные каждому из этих омонимов. Соотнесите предложения и обобщённые значения (синонимы), данные ниже. Обратите внимание, что в каждом предложении пропущено слово, обозначенное «Х».

Обобщённые значения (синонимы):

  1. Мир
  2. Общество
  3. Сияние

А) Укажите слово, которое было обозначено как «Х» в контекстах задания 9.

Б)Укажите фразеологизм, который включает слово «Х» в начальной форме и имеет значение «рано».

Всероссийская Олимпиада школьников.

Русский язык. Школьный этап, 8 класс  

Ответы и критерии оценивания

  1. Модель ответа и критерии оценки

1 Слово в тексте обязательными. 1 балл

2. Связь. 1 балл

3. Перевязка. 1 балл

4. Узловой. 1,5 балла

5. Узы. 1,5 балла

6 Вензель. 2 балла

Итого 8  баллов.

  1.  Модель ответа и критерии оценки

  Ответ: контратака.1 балл.

 Пояснение. Это слово следует исключить, поскольку в нём представлена историческая приставка контр- со значением «против», а в остальных – приставка кон- со значением совместности (из cum- – варианты: com-, con-, cor-).

  Итого 1 балл

  1. Модель ответа и критерии оценки

Ответ: 1, 4. По 2 балла за каждый вариант.

Требуемая мета – infl, поскольку верным окончанием будет , а не **-и. Также можно сказать, что требуется мета altern, поскольку у существительного школа в форме родительного падежа единственного числа должна быть твёрдая основа -школ-, в данном же случае представлена мягкая – -школ’-.

Итого 4 балла.

  1. Модель ответа и критерии оценки

   Иконопись, облегчИть, красИвее, мизЕрный, газопровОд, включИшь

    (0,5 б. за слово. Всего- 3б.)

   Итого 3 балла

   5. Модель ответа и критерии оценки

а)  4. (1 балл.)

б) 2. (1 балл.)

в) той. (1 балл)

г). 3. (1 балл.)

д)  отлучи. (1 балл).

Итого 5 баллов.

   6  Модель ответа и критерии оценки

А). 2, 3, 4, 9, 10.

Б)  11.

За каждый правильно указанный номер предложения с обращением – по 1 баллу. За правильное указание номера примера с неоднозначным ответом – 2 балла.

Итого 7 баллов.

7 Модель ответа и критерии оценки

А) Группа 1: 1, 2, 6, 7. (Слова со значением «место, где было то, что названо производящей основой».)

Группа 2: 3, 4, 5, 8. (Суффикс -ищ- в значении увеличения.)

Б) Признак: род.

За каждое правильно соотнесённое с группой слово по 0,5 балла, порядок групп  не важен.

За указание признака – 1 балл.

Итого 5 баллов.

8 Модель ответа и критерии оценки

А) «калушонок».

Б) 2.

В) Присяпали

По 1 баллу за ответ.

Итого 3 балла.

9. Модель ответа и критерии оценки

  1.   Мир – 5, 6.
  2. Общество – 2, 4.
  3. Сияние –1, 3.

За правильное разделение на группы по 2 балла за группу, за любую ошибку – 0 баллов за группу.

А) свет. За верно указанное слово – 1 балл.

Б) ни свет ни заря / чуть свет. За любой указанный фразеологизм – 2 балла.

Итого 9 баллов.

Итого : 45 баллов

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада, русский язык,6класс

Олимпиадные задания по русскому языку, школьный тур...

Олимпиада русский язык 8 класс

Материал для проведения олимпиады по русскому языку  с ответами  8 класс...

Готовимся к олимпиадам. Русский язык

Материал можно использовать для подготовки учащихся 9, 10, 11 классов к олимпиадам различного уровня и к сдаче ОГЭ и ЕГЭ, а также в качестве исследовательских заданий на уроках русского языка и литера...

Олимпиада . Русский язык 5 класс

Олимпиадные задания для 5 класса...

Олимпиада "Русский язык и культура речи"

Олимпиада призвана способствовать повышению качества подготовки выпускников среднего профессионального образования в интересах развития личности и ее творческих способностей, обеспечения конкурентоспо...

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...

Проверочная работа по русскому языку Класс: 5 класс

 Обобщение тем: имена существительные, которые имеют форму только множественного числа; имена существительные, которые имеют форму только единственного числа; разносклоняемые имена существ...