Олимпиада русский язык 8 класс.
олимпиадные задания по русскому языку (8 класс)
Олимпиада по русскому языку 8 класс раработана для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийская Олимпиада школьников.
Русский язык. Школьный этап, 8 класс
1. Прочитайте текст. Выполните задания.
В тексте есть слово, исторически однокоренное словам (1–5), значения которых даны в таблице. Впишите в таблицу угаданные слова.
без каких-либо дополнительных цифр и
символов.
Ниже в отдельное поле для ответа впишите из текста слово, исторически однокоренное словам 1–5 из таблицы. Найденное слово запишите в той форме, в которой оно стоит в тексте.
Имя существительное, «возможность передачи информации на расстояние (одно из значений слова)» | (1) |
Имя существительное, «процесс и результат обработки раны» | (2) |
Имя прилагательное, перен. «основной, центральный» (вопрос, задача) | (3) |
Имя существительное, устар., мн. ч. «цепи, оковы, путы» | (4) |
Имя существительное, «особое изображение начальных букв имени» | (5) |
- Найдите одно «лишнее» слово в приведённом ниже списке: кооперация, коллега, контратака, коллекция.
Для получения корректного ответа необходимо руководствоваться некоторым параметром, учитывающим различия в семантике и этимологии некоторой морфемы.
- В Russian Learner Corpora (RLC, учебный корпус) собраны тексты, написанные изучающими русский язык. В этом корпусе (собрании текстов) ошибки размечены определённым образом (то есть помечены специальным
«ярлычком»). Так, морфологические ошибки бывают таких типов:
- infl – использование неверного окончания;
- num – употребление слова в неверной или нетипичной числовой форме;
- gender – изменение родовой принадлежности слова;
- altern – ошибка в чередовании основы (например, **кормю вместо
кормлю);
- morpho – прочие морфологические ошибки.
Допустим, что в RLC необходимо внести еще одну фразу, где есть слово с морфологической ошибкой, которую допустил иностранец:
Обычно проезжаю 7 километров (из общежития до школи) за 30 мин.
Определите, как должна быть размечена выделенная форма. Выберите правильный(-ые) вариант(-ы) ответа:
- infl
- num
- gender
- altern
- morpho
4 Расставьте ударения в словах:
Иконопись, облегчить, красивее, мизерный, газопровод, включим.
- Прочитайте текст и выполните задания.
А) Выберите правильный перевод выделенной фразы из предложения 1.
- стадо еле идущее
- стадо по зелени (по траве) ходящее
- ходящие со стадом оленей
- стадо бегущих оленей
Б) Выберите правильный перевод выделенной фразы из предложения 2.
- больной и красный в своём стаде
- самый большой и красивый в своём стаде
- болел (переживал) за своё стадо и краснел
- самый белый и самый красный из стада
- всех в стаде болеть и краснеть [заставил]
В) Выпишите из текста указательное местоимение в той форме, в которой оно встречается в тексте.
Г) Что означает слово ста в предложении (4)?
- количество предметов
- признак предмета
- действие
- цель действия
- время выполнения действия
Д) Выпишите из текста слово, исторически родственное существительному со значением «ручное оружие в виде изогнутой упругой дуги, концы которой стянуты тетивой». (Выпишите слово в той форме, в которой оно встречается в тексте.)
6 . Ниже даны предложения, в которых поставлены не все знаки препинания.
- Покажите пожалуйста фотографию всем знакомым.
- Ты с басом Мишенька садись против альта. (И.А. Крылов)
- Тайну твою девушка я не выдам.
- Как хорошо ты о море ночное… (Ф.И. Тютчев)
- А вглядишься получше красавица рот, глаза, ослепительный лоб. (Д.С. Самойлов)
- Щепотки волосков лиса не пожалей, остался б хвост у ней. (И.А. Крылов)
- Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня черноокую девицу, черногривого коня. (М.Ю. Лермонтов)
- Москва как много в этом звуке для сердца русского слилось. (А.С. Пушкин)
- Свет мой зеркальце скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее? (А.С. Пушкин)
- Стихи мои свидетели живые за мир пролитых слёз родитесь вы в минуты роковые душевных гроз… (Н.А. Некрасов)
- Она бабушка мне сразу поверила.
А) Укажите предложения, в которых есть обращение.
Б) Укажите предложение, которое допускает два разных решения.
7 Даны слова, образованные с помощью суффикса -ищ-.
- пожарище, 2) пепелище, 3) умище, 4) хвостище, 5) бородища, 6) городище,
7) клеверище, 8) ручища.
А) Распределите их на две равные группы в соответствии со словообразовательным значением суффикса.
Б) Каким морфологическим признаком производящего слова объясняется различие в окончаниях слов ручища и умище? Ответ напишите одним словом в начальной форме.
8. Прочитайте текст и выполните задания.
Дан текст рассказа Людмилы Петрушевской «Пуськи бятые».
А) Для слова «калушата» определите начальную форму
Б) Для слова «калушата» определите склонение. В ответе склонение обозначьте цифрой (1, 2, 3) или напишите «разносклоняемое».
В) Выпишите глагол, в котором приставка имеет значение приближения, в той форме, в которой он встречается в тексте.
9 Даны контексты употребления одного слова и его омонимов из Национального корпуса русского языка, а также слова, синонимичные каждому из этих омонимов. Соотнесите предложения и обобщённые значения (синонимы), данные ниже. Обратите внимание, что в каждом предложении пропущено слово, обозначенное «Х».
Обобщённые значения (синонимы):
- Мир
- Общество
- Сияние
А) Укажите слово, которое было обозначено как «Х» в контекстах задания 9.
Б)Укажите фразеологизм, который включает слово «Х» в начальной форме и имеет значение «рано».
Всероссийская Олимпиада школьников.
Русский язык. Школьный этап, 8 класс
Ответы и критерии оценивания
- Модель ответа и критерии оценки
1 Слово в тексте обязательными. 1 балл
2. Связь. 1 балл
3. Перевязка. 1 балл
4. Узловой. 1,5 балла
5. Узы. 1,5 балла
6 Вензель. 2 балла
Итого 8 баллов.
- Модель ответа и критерии оценки
Ответ: контратака.1 балл.
Пояснение. Это слово следует исключить, поскольку в нём представлена историческая приставка контр- со значением «против», а в остальных – приставка кон- со значением совместности (из cum- – варианты: com-, con-, cor-).
Итого 1 балл
- Модель ответа и критерии оценки
Ответ: 1, 4. По 2 балла за каждый вариант.
Требуемая мета – infl, поскольку верным окончанием будет -ы, а не **-и. Также можно сказать, что требуется мета altern, поскольку у существительного школа в форме родительного падежа единственного числа должна быть твёрдая основа -школ-, в данном же случае представлена мягкая – -школ’-.
Итого 4 балла.
- Модель ответа и критерии оценки
Иконопись, облегчИть, красИвее, мизЕрный, газопровОд, включИшь
(0,5 б. за слово. Всего- 3б.)
Итого 3 балла
5. Модель ответа и критерии оценки
а) 4. (1 балл.)
б) 2. (1 балл.)
в) той. (1 балл)
г). 3. (1 балл.)
д) отлучи. (1 балл).
Итого 5 баллов.
6 Модель ответа и критерии оценки
А). 2, 3, 4, 9, 10.
Б) 11.
За каждый правильно указанный номер предложения с обращением – по 1 баллу. За правильное указание номера примера с неоднозначным ответом – 2 балла.
Итого 7 баллов.
7 Модель ответа и критерии оценки
А) Группа 1: 1, 2, 6, 7. (Слова со значением «место, где было то, что названо производящей основой».)
Группа 2: 3, 4, 5, 8. (Суффикс -ищ- в значении увеличения.)
Б) Признак: род.
За каждое правильно соотнесённое с группой слово по 0,5 балла, порядок групп не важен.
За указание признака – 1 балл.
Итого 5 баллов.
8 Модель ответа и критерии оценки
А) «калушонок».
Б) 2.
В) Присяпали
По 1 баллу за ответ.
Итого 3 балла.
9. Модель ответа и критерии оценки
- Мир – 5, 6.
- Общество – 2, 4.
- Сияние –1, 3.
За правильное разделение на группы по 2 балла за группу, за любую ошибку – 0 баллов за группу.
А) свет. За верно указанное слово – 1 балл.
Б) ни свет ни заря / чуть свет. За любой указанный фразеологизм – 2 балла.
Итого 9 баллов.
Итого : 45 баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/22/picture-570410-1421932997.jpg)
Олимпиада русский язык 8 класс
Материал для проведения олимпиады по русскому языку с ответами 8 класс...
Готовимся к олимпиадам. Русский язык
Материал можно использовать для подготовки учащихся 9, 10, 11 классов к олимпиадам различного уровня и к сдаче ОГЭ и ЕГЭ, а также в качестве исследовательских заданий на уроках русского языка и литера...
Олимпиада . Русский язык 5 класс
Олимпиадные задания для 5 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/19/picture-792325-1463679939.jpg)
Олимпиада "Русский язык и культура речи"
Олимпиада призвана способствовать повышению качества подготовки выпускников среднего профессионального образования в интересах развития личности и ее творческих способностей, обеспечения конкурентоспо...
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...
![](/sites/default/files/pictures/2024/06/13/picture-1028015-1718247766.jpg)
Проверочная работа по русскому языку Класс: 5 класс
Обобщение тем: имена существительные, которые имеют форму только множественного числа; имена существительные, которые имеют форму только единственного числа; разносклоняемые имена существ...