Олимпиада "Русский язык и культура речи"
олимпиадные задания по русскому языку (11 класс)
Олимпиада призвана способствовать повышению качества подготовки выпускников среднего профессионального образования в интересах развития личности и ее творческих способностей, обеспечения конкурентоспособности будущих специалистов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.razrabotka_olimpiada_russkiy_yazyk_i_kultura_rechi_kuznetsova.docx | 33.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Новгородской области
Областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Новгородский строительный колледж»
УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УМР __________Ю.А. Тюхтина «_____»__________ 2022 г. |
Методическая разработка
Олимпиада по русскому языку и культуре речи
для студентов первых курсов всех специальностей Новгородского строительного колледжа
Внутренняя экспертиза: Методист __________ Е.М.Трошкина «___»_____________2022г. | Принято на заседании цикловой методической комиссии Протокол № _____ от «___»___________2022 г. Председатель ЦМК _________________А.И. Соколова Разработала преподаватель М.А.Кузнецова /____________/ |
Великий Новгород
2022
Методические разработка предназначена для проведения олимпиады по русскому языку и культуре речи среди студентов Новгородского строительного колледжа.
Составитель:
ОГБПОУ «Новгородский строительный колледж»
Преподаватель русского языка и литературы __________М.А.Кузнецова
Содержание
Положение о проведении олимпиады по русскому языку и культуре речи среди студентов колледжа ……………………………………………………4
Задания олимпиады по русскому языку и культуре речи…………………...7
Ответы и критерии оценивания олимпиадных заданий по русскому языку и культуре речи…………………..……………………………………………...10
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОВЕДЕНИИ ОЛИМПИАДЫ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ
среди студентов ОГБПОУ «Новгородский строительный колледж»
Настоящее положение определяет порядок организации и проведения Олимпиады по русскому языку и культуре речи среди студентов ОГБПОУ «Новгородский строительный колледж», а также порядок участия в олимпиаде студентов и определения победителей.
Олимпиада призвана способствовать повышению качества подготовки выпускников среднего профессионального образования в интересах развития личности и ее творческих способностей, обеспечения конкурентоспособности будущих специалистов.
1.Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с:
- Законом Российской Федерации «Об образовании» (в редакции ФЗ от 13.01.1996 г. №12-ФЗ)
- Приказом Министерства образования Российской Федерации «Положение об олимпиаде среди студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования».
- Положением об олимпиаде среди студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.
- Уставом колледжа.
1.2. Олимпиада проводится с целью:
- Проведения среза знаний студентов по русскому языку и культуре речи.
- Активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
- Развития интереса к изучению русского языка и культуре речи.
- Выявления одаренных и талантливых студентов, их дальнейшего интеллектуального развития и профессиональной ориентации;
- активизации творческой деятельности преподавателей;
- формирования команды студентов для участия в областной олимпиаде.
1.3. В олимпиаде могут принимать участие студенты 1курсов всех специальностей строительного, инженерного отделения и отделения экономики и права.
2. Порядок организации и проведения олимпиады
2.1 Олимпиада проводится согласно плану работы преподавателя (в январе-феврале). Олимпиада среди студентов колледжа предшествует региональному этапу олимпиады по русскому языку и культуры речи среди студентов СПО.
2.2 Олимпиада по русскому языку и культуре речи проходит в один (письменный) тур в виде ответов на конкретно поставленные вопросы или решений лингвистических и творческих задач. Время выполнения олимпиадных заданий – 2 часа. Каждый участник должен быть обеспечен комплектом заданий, бланком для ответов и канцелярскими принадлежностями (бумага, ручки). По окончании времени проведения Олимпиады работы участников собираются и сдаются жюри конкурса. Жюри проверяет и оценивает выполненные олимпиадные задания.
2.3. В состав жюри входят преподаватели русского языка и литературы.
2.4. Итоги олимпиады сообщаются участникам не позднее трех рабочих дней с момента её проведения.
2.5. Участники олимпиады имеют право после оглашения результатов ознакомиться с проверенной работой и, в случае несогласия с итогами, в тот же день подать заявление в апелляционную комиссию. При разборе апелляции комиссия имеет право, как повысить, и так и понизить оценку по апелляционному вопросу в случае обнаружения ошибок, не замеченных при первоначальной проверке. Решение апелляционной комиссии окончательное и обжалованию не подлежит.
2.6. Основание для допуска студентов к участию в олимпиаде является хорошая успеваемость («4» и «5» по дисциплине «Русский язык»).
2.7. Студенты, занявшие 1-3 места среди студентов НСК, входят в состав команды колледжа для участия в региональной олимпиаде.
3. Поощрение победителей олимпиады.
3.1. Студенты, набравшие наибольшее количество баллов, становятся победителями.
3.2. Победители принимают участие в олимпиаде по русскому языку и культуре речи среди студентов учреждений среднего профессионального образования Великого Новгорода и Новгородской области.
Олимпиада по русскому языку и культуре речи
среди студентов ОГБ ПОУ «Новгородский строительный колледж»
Время выполнения- 80 минут
ФИО студента _______________________________________________________ группа________
1. Задание: расставьте ударение в словах.
Баловать, диспансер, закупорить, камбала, кладовая, намерение, столяр, силос., красивее, каталог, жалюзи.
2
Установите соответствие между стилями современного русского языка | ||
1 | Научный стиль ______ | А. статьи в газетах, выступления журналистов по радио и телевидению, интервью, репортажи, политически выступления, радио- и телепередачи |
2 | Официально-деловой стиль ______ | Б. разнообразные бытовые темы: впечатления о прошедшем дне, воспоминания. |
3 | Газетно-публицистический стиль _______ | В. научные труды, учебники, доклады о различных экспедициях, находках и т.д. |
4 | Разговорно-бытовой стиль _______ | Г. доклады о ходе работы, финансовые отчеты, приказы, распоряжения, инструкции по заполнению документов, доверенности, завещания, дарственные |
3.Определите стиль и тип речи.
Графит - мягкое темно-серое вещество с металлическим блеском. Плотность его колеблется от 2,17 до 2,3 г/см3. Кристаллическая решетка графита имеет сложное слоистое строение. Расстояние между слоями в кристалле графита больше расстояния между соседними атомами углерода в одной плоскости в 2,5 раза, поэтому связь между атомами углерода в одном слое гораздо прочнее, чем связь между атомами углерода, находящимися в различных слоях. Каждый атом углерода в кристаллической решетке графита образует три прочные ковалентные связи с атомами углерода, расположенными в том же слое. В образовании этих связей участвуют три электрона атома углерода, а четвертый валентный электрон является относительно свободным. Наличие свободных электронов обусловливает электропроводность графита.
_________________________________________________
4Какие из приведённых ниже языков являются славянскими:
Польский, чешский, венгерский, румынский, болгарский, македонский, греческий, албанский, хорватский, итальянский, грузинский, русский, армянский, белорусский, литовский, украинский, молдавский.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Задание: найдите и исправьте ошибки в предложениях.
С утра было холодно и ветрено, и Серафима Петровна одела тёплую кофту и завернулась в пуховой платок.___________________________________________
_____________________________________________________________________
Вопреки неблагоприятной сводки, мы решили продолжить путь.______________
_____________________________________________________________________
Он посоветовал журналисту написать статью про то, которое бы вызвало удивление и привлекало внимание._______________________________________
______________________________________________________________________
Увидев, во что превратили люди этот великолепный некогда храм, становится больно и стыдно за своих соотечественников._______________________________
______________________________________________________________________
И Мери, и Бэла страдают благодаря непостоянству Печорина._________________
______________________________________________________________________
6. Какие звуки может обозначать буква С? Приведите примеры.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
7. Задание: Запишите имена числительные в составе словосочетаний:
кошелёк с 562098 рублями;________________________________________________
_______________________________________________________________________
получено от 789440 граждан;______________________________________________
_______________________________________________________________________
8.Задание:
1.Определите значения слов.
2. дайте грамматическую характеристику указанных слов.
Дебаты–__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Фиаско–______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Консенсус -___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
9. Задание: К приведенным ниже латинским пословицам и поговоркам подберите аналогичные или близкие по смыслу пословицы, поговорки или крылатые выражения, существующие в русском языке:
1) Жареный голубь сам не залетит тебе в рот.
_____________________________________________________________________________
2) Гигиена – подруга здоровья.
_____________________________________________________________________________
3) Даже самые твердые скалы выдалбливаются водой.
_____________________________________________________________________________
4) Далеко от глаз – далеко от сердца.
_____________________________________________________________________________
5) До победы не говори о триумфе.
_____________________________________________________________________________
6) Какая мать, такая и дочь.
_____________________________________________________________________________
7) Каждая лисица свой хвост хвалит.
_____________________________________________________________________________
8) Если живешь в Риме, живи по римским обычаям.
_____________________________________________________________________________
10. Задание: выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Изменив первоначальный замысел, ….
- у писателя возник новый план романа.
- роман кончался трагически.
- героем романа стал другой человек.
- автор перенёс действие в деревню.
11. Объясните, почему в русском языке больше согласных, чем в английском, немецком, французском, а гласных, наоборот, значительно меньше?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Задание: какие средства художественной выразительности использовал А. Фет в данном стихотворении? Подчеркните средство выразительности и подпишите его.
На стоге сена ночью южной
Лицом ко тверди я лежал,
И хор светил, немой и дружный,
Кругом раскинувшись, дрожал.
Земля, как смутный сон немая,
Безвестно уносилась прочь,
И я, как первый житель рая,
Один в лицо увидел ночь.
Я ль несся к бездне полуночной,
Иль сонмы звезд ко мне неслись?
Казалось, будто в длани мощной
Над этой бездной я повис.
13. Задание: В языкознании выделяется особый раздел - ономастика, который изучает имена собственные. Собственные имена людей называются "антропонимами", географические названия - "топонимами".
Объясните другие термины ономастики:
Гидронимы - ___________________________________________________________________, спелеонимы - ___________________________________________________________________, космонимы - ____________________________________________________________________, зоонимы - ______________________________________________________________________, хрононимы - ____________________________________________________________________, теонимы - ______________________________________________________________________.
14. Задание: определите, какими частями речи являются выделенные слова.
1)Мудрому дай голову, трусливому дай коня.
2) Это не что иное, как ложь.
3) Он хотел не то сказать что-то, не то закричать.
4) Все, не считая вас двоих, были на собрании.
5) Она положила деньги в сумку, не считая их.
6) Его меньше всего интересовала поэзия.
Ответы и критерии оценивания олимпиадных заданий
по русскому языку и культуре речи
Задание 1.
БаловАть, диспансЕр, закУпорить, кАмбалА, кладовАя, намЕрение, сИлос,
столЯр., красИвее, каталОг, жалюзИ.
Критерии оценивания: по 0,5 балла за слово. Максимальное количество баллов- 5,5.
Задание 2.
2
Установите соответствие между стилями современного русского языка | ||
1 | Научный стиль __В____ | А. статьи в газетах, выступления журналистов по радио и телевидению, интервью, репортажи, политически выступления, радио- и телепередачи |
2 | Официально-деловой стиль ___Г___ | Б. разнообразные бытовые темы: впечатления о прошедшем дне, воспоминания. |
3 | Газетно-публицистический стиль ___А____ | В. научные труды, учебники, доклады о различных экспедициях, находках и т.д. |
4 | Разговорно-бытовой стиль ___Б____ | Г. доклады о ходе работы, финансовые отчеты, приказы, распоряжения, инструкции по заполнению документов, доверенности, завещания, дарственные |
Максимальное количество баллов 4.
Задание 3.
1) научный стиль; описание
Критерии оценивания:
за верный вариант 2.5 балла. Максимальное количество баллов-5.
Задание 4.
Славянскими являются языки:
польский, чешский, болгарский, македонский, хорватский, русский,
белорусский, украинский.
по 1 баллу за верный ответ. Максимальное количество баллов-8.
Задание 5.
1) С утра было холодно и ветрено, и Серафима Петровна надела тёплую кофту и завернулась в пуховой платок.
2) Вопреки неблагоприятной сводкЕ, мы решили продолжить путь.
3) Он посоветовал журналисту написать статью про то, что бы вызвало удивление и привлекало внимание.
4) Когда я увидел, во что превратили люди этот великолепный некогда храм, мне стало больно и стыдно за своих соотечественников.
5) И Мери, и Бэла страдают из-за непостоянства Печорина.
Критерии оценивания:
за каждую исправленную ошибку - 1 балл. Максимальное количество баллов-5.
Задание 6.
[с] – сад, [с'] – сядь,
[з] – сбор, [з'] – косьба
[щ'] – счастье
Критерии оценивания: за каждый правильно названный звук – 1 балл.
Задание 7.
кошелёк с пятьюстами шестьюдесятью двумя тысячами девяноста восемью рублями;
получено от семисот восьмидесяти девяти тысяч четырёхсот сорока граждан;
Критерии оценивания: за каждое правильно написанное словосочетание – 1 балл.
Максимальное количество баллов-2.
Задание 8.
Дебаты – дискуссия, прения, обмен мнениями (сущ., мн.ч.. 2 скл.)
Фиаско – провал, полная неудача, неуспех (сущ., ср.р., нескл.)
Консенсус–1) общее согласие по обсуждаемому или спорному вопросу, достигнутое без процедуры голосования . 2)Согласие, единодушие (сущ., м.р.,2 скл)
Критерии оценивания:
за каждую правильно указанную грамматическую характеристику слов– 1 балл,
за правильно указанное лексическое значение – 1 балл.
Максимальное количество баллов-10 баллов.
Задание 9.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Чистота --залог здоровья.
Вода камень точит.
С глаз долой --из сердца вон.
Не говори "гоп", пока не перепрыгнешь.
Яблоко от яблони недалеко падает.
Каждый кулик своё болото хвалит.
В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
(Возможны синонимичные пословицы)
Критерии оценивания: за верно подобранную пословицу студент получает 1 балл.
Максимальное количество баллов-8.
Задание 10.
Изменив первоначальный замысел, автор перенёс действие в деревню.
Критерии оценивания:
за правильно указанное продолжение предложения студент получает 1 балл.
Максимальное количество баллов-1.
Задание 11.
В русском языке больше согласных звуков, т.к. в английском, немецком и французском языках они не различаются по твёрдости – мягкости. Гласных же звуков меньше, т.к. в английском, немецком и французском языках они различаются не только по постановке ударения (ударные-безударные), но и по долготе-краткости, открытости-закрытости.
. Максимальное количество баллов-2.
Задание 12
В стихотворении использованы различные художественные приемы:
сравнительные конструкции - "земля, как смутный сон немая", "я, как первый житель рая", "казалось, будто в длани мощной над этой бездной я повис"; эпитеты "хор светил, живой и дружный"; метафоры "хор светил"; риторический вопрос - "Я ль несся к бездне полуночной, иль сонмы звезд ко мне неслись?" и др. Образ мироздания создается с использованием лексики высокою стиля "твердь", "бездна полуночная'', "сонмы звезд", "длань мощная", "бездна".
Критерии оценивания:
За каждое подчёркнутое и названное средство художественной выразительности - 1 балл,
Максимальное количество баллов-8.
Задание13.
гидронимы - названия рек, озёр, морей , водохранилищ;
спелеонимы - названия пещер, гротов, пропастей;
космонимы - наименования названия галактик, звездных скоплений, туманностей, созвездий, планет, комет, астероидов;
зоонимы - клички животных;
хрононимы - собственные имена отрезков времени;
теонимы - имена богов, других мифических героев.
Критерии оценивания:
За каждый правильный ответ -1 балл. Максимальное количество баллов -6.
Задание 14.
1) Мудрому дай голову, трусливому дай коня.( существительные)
2) Это не что иное, как ложь. (частица)
3) Он хотел не то сказать что-то, не то закричать. (союз сочинительный)
4) Все, не считая вас двоих, были на собрании. ( предлог производный)
5) Она положила деньги в сумку ,не считая их. ( частица и деепричастие)
6) Его меньше всего интересовала поэзия. (наречие)
Критерии оценивания:
За каждый правильный ответ -1 балл. Максимальное количество баллов -6 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый бинарный урок по дисциплине «Русский язык и культура речи» и «Иностранный язык» (английский язык; немецкий язык; французский язык)
Цели урока: показать своеобразие культур ,особую ментальность; найти точки соприкосновения для лучшего понимания народов посредством малых фольклорных жанров; раскрыть мудрость, поучающий ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ: «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка». Цель урока: формирование...
Язык и культура речи.Нормы русского литературного языка
Материал к уроку...
Лекция по культуре речи "Литературный язык – основа культуры речи. Функциональные стили, области их применения"
1. Понятие культуры речи.2. Формы существования национального языка. Литературный язык, его признаки и свойства.3. Нелитературные разновидности языка.4. Функциональные стили, их ха...
Рабочие программы и КИМы по дисциплинам "Русский язык", "Литература", "Русский язык и культура речи", "Отечественная литература", "Родной язык" и "Родная литература" для отделений Дизайн, Живопись, Реставрация, Музыканты и СКД
Рабочие программы содержат в себе тематику изучаемой дисциплины, количество часов, отведенное на данную дисциплину, а также задания для оценивания изучаемой дичциплины....
План-конспект теоретического занятия№8 в форме круглого стола по теме «Орфоэпические нормы русского языка» (курс «Русский язык», «Русский язык и культура речи»)
В условиях перехода на ФГОС формирование языковой и речевой компетентности студентов колледжа невозможно без знания русского языка. Поэтому актуальным методом в формировании коммуникативной комп...