Олимпиада "Русский язык и культура речи"
олимпиадные задания по русскому языку (11 класс)

Кузнецова Мария Александровна

Олимпиада призвана способствовать повышению качества подготовки выпускников среднего профессионального образования в интересах развития личности и ее творческих способностей, обеспечения конкурентоспособности будущих специалистов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Новгородской области

Областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Новгородский строительный колледж»

УТВЕРЖДАЮ

 Зам. директора по УМР

__________Ю.А. Тюхтина

«_____»__________ 2022 г.

Методическая разработка

Олимпиада по русскому языку и культуре речи 

для студентов первых курсов всех специальностей Новгородского строительного колледжа

Внутренняя экспертиза:

Методист

__________ Е.М.Трошкина

«___»_____________2022г.

Принято на заседании цикловой

методической комиссии

Протокол № _____

 от «___»___________2022 г.

Председатель ЦМК

_________________А.И. Соколова 

Разработала преподаватель

М.А.Кузнецова /____________/



Великий Новгород

2022



Методические разработка предназначена для проведения олимпиады по русскому языку и культуре речи среди студентов Новгородского строительного колледжа.


Составитель: 

 

ОГБПОУ «Новгородский строительный колледж»

Преподаватель     русского языка и литературы __________М.А.Кузнецова

 


Содержание

Положение о проведении олимпиады по русскому языку и культуре речи среди студентов колледжа ……………………………………………………4

Задания олимпиады по русскому языку и культуре речи…………………...7

Ответы  и критерии оценивания олимпиадных заданий по русскому языку и культуре речи…………………..……………………………………………...10




ПОЛОЖЕНИЕ

О ПРОВЕДЕНИИ ОЛИМПИАДЫ 

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

среди студентов ОГБПОУ  «Новгородский строительный колледж»

Настоящее положение определяет порядок организации и проведения Олимпиады по русскому языку и культуре речи среди студентов ОГБПОУ «Новгородский строительный колледж», а также порядок участия в олимпиаде студентов и определения победителей.

Олимпиада призвана способствовать повышению качества подготовки выпускников среднего профессионального образования в интересах развития личности и ее творческих способностей, обеспечения конкурентоспособности будущих специалистов.

1.Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с:

  • Законом Российской Федерации «Об образовании» (в редакции ФЗ от 13.01.1996 г. №12-ФЗ)
  • Приказом Министерства образования Российской Федерации «Положение об олимпиаде среди студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования».
  • Положением об олимпиаде среди студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.
  • Уставом колледжа.

1.2. Олимпиада проводится с целью:

  • Проведения среза знаний студентов по русскому языку и культуре речи.
  • Активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
  • Развития интереса к изучению русского языка и культуре речи.
  • Выявления одаренных и талантливых студентов, их дальнейшего интеллектуального развития и профессиональной ориентации;
  • активизации творческой деятельности преподавателей;
  • формирования команды студентов для участия в областной олимпиаде.

1.3. В олимпиаде могут принимать участие студенты 1курсов всех специальностей строительного, инженерного отделения и отделения экономики и права.

2. Порядок организации и проведения олимпиады 

2.1 Олимпиада проводится согласно плану работы преподавателя (в январе-феврале). Олимпиада среди студентов колледжа предшествует региональному этапу олимпиады по русскому языку и культуры речи среди студентов СПО.

2.2 Олимпиада по русскому языку и культуре речи проходит в один (письменный) тур в виде ответов на конкретно поставленные вопросы или решений лингвистических и творческих задач. Время выполнения олимпиадных заданий – 2 часа. Каждый участник должен быть обеспечен комплектом заданий, бланком для ответов и канцелярскими принадлежностями (бумага, ручки). По окончании времени проведения Олимпиады работы участников собираются и сдаются жюри конкурса. Жюри проверяет и оценивает выполненные олимпиадные задания.

2.3. В состав жюри входят преподаватели русского языка и литературы.

2.4. Итоги олимпиады сообщаются участникам не позднее трех рабочих дней с момента её проведения.

2.5. Участники олимпиады имеют право после оглашения результатов ознакомиться с проверенной работой и, в случае несогласия с итогами, в тот же день подать заявление в апелляционную комиссию. При разборе апелляции комиссия имеет право, как повысить, и так и понизить оценку по апелляционному вопросу в случае обнаружения ошибок, не замеченных при первоначальной проверке. Решение апелляционной комиссии окончательное и обжалованию не подлежит.

2.6. Основание для допуска студентов к участию в олимпиаде является хорошая успеваемость («4» и «5» по дисциплине «Русский язык»).

2.7. Студенты, занявшие 1-3 места среди студентов НСК, входят в состав команды колледжа для участия в региональной олимпиаде.

3. Поощрение победителей олимпиады.

3.1. Студенты, набравшие наибольшее количество баллов, становятся победителями. 

3.2. Победители принимают участие в олимпиаде по русскому языку и культуре речи среди студентов учреждений среднего профессионального образования Великого Новгорода и Новгородской области.





Олимпиада по русскому языку и культуре речи

среди студентов ОГБ ПОУ «Новгородский строительный колледж»

Время выполнения- 80 минут

ФИО студента _______________________________________________________ группа________

1. Задание: расставьте ударение в словах.

Баловать, диспансер, закупорить, камбала, кладовая, намерение, столяр, силос., красивее, каталог, жалюзи.

2

Установите соответствие между стилями современного русского языка

1

Научный стиль

______

А. статьи в газетах, выступления журналистов по радио и телевидению, интервью, репортажи, политически выступления, радио- и телепередачи

2

Официально-деловой стиль

______

Б. разнообразные бытовые темы: впечатления о прошедшем дне, воспоминания.

3

Газетно-публицистический стиль

_______

В. научные труды, учебники, доклады о различных экспедициях, находках и т.д.

4

Разговорно-бытовой стиль

_______

Г. доклады о ходе работы, финансовые отчеты, приказы, распоряжения, инструкции по заполнению документов, доверенности, завещания, дарственные

3.Определите стиль и тип речи.

Графит - мягкое темно-серое вещество с металлическим блеском. Плотность его колеблется от 2,17 до 2,3 г/см3. Кристаллическая решетка графита имеет сложное слоистое строение. Расстояние между слоями в кристалле графита больше расстояния между соседними атомами углерода в одной плоскости в 2,5 раза, поэтому связь между атомами углерода в одном слое гораздо прочнее, чем связь между атомами углерода, находящимися в различных слоях. Каждый атом углерода в кристаллической решетке графита образует три прочные ковалентные связи с атомами углерода, расположенными в том же слое. В образовании этих связей участвуют три электрона атома углерода, а четвертый валентный электрон является относительно свободным. Наличие свободных электронов обусловливает электропроводность графита.

_________________________________________________

4Какие из приведённых ниже языков являются славянскими:

Польский, чешский, венгерский, румынский, болгарский, македонский, греческий, албанский, хорватский, итальянский, грузинский, русский, армянский, белорусский, литовский, украинский, молдавский.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


5. Задание: найдите и исправьте ошибки в предложениях. 

С утра было холодно и ветрено, и Серафима Петровна одела тёплую кофту и завернулась в пуховой платок.___________________________________________

_____________________________________________________________________

Вопреки неблагоприятной сводки, мы решили продолжить путь.______________

_____________________________________________________________________

Он посоветовал журналисту написать статью про то, которое бы вызвало удивление и привлекало внимание._______________________________________

______________________________________________________________________

Увидев, во что превратили люди этот великолепный некогда храм, становится больно и стыдно за своих соотечественников._______________________________

______________________________________________________________________

И Мери, и Бэла страдают благодаря непостоянству Печорина._________________

______________________________________________________________________

6. Какие звуки может обозначать буква С? Приведите примеры.

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

7. Задание: Запишите имена числительные в составе словосочетаний:

кошелёк с 562098 рублями;________________________________________________

_______________________________________________________________________

получено от 789440 граждан;______________________________________________

_______________________________________________________________________

8.Задание: 

1.Определите значения  слов.

2. дайте грамматическую характеристику указанных слов. 

Дебаты–__________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Фиаско–______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Консенсус -___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

9.  Задание: К приведенным ниже латинским пословицам и поговоркам подберите аналогичные или близкие по смыслу пословицы, поговорки или крылатые выражения, существующие в русском языке:

1) Жареный голубь сам не залетит тебе в рот.

_____________________________________________________________________________

2) Гигиена – подруга здоровья.

_____________________________________________________________________________

3) Даже самые твердые скалы выдалбливаются водой.

_____________________________________________________________________________

4) Далеко от глаз – далеко от сердца.

_____________________________________________________________________________

5) До победы не говори о триумфе.

_____________________________________________________________________________

6) Какая мать, такая и дочь.

_____________________________________________________________________________

7) Каждая лисица свой хвост хвалит.

_____________________________________________________________________________

8) Если живешь в Риме, живи по римским обычаям.

_____________________________________________________________________________

10.   Задание: выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Изменив первоначальный замысел, ….

  1. у писателя возник новый план романа.
  2. роман кончался трагически.
  3. героем романа стал другой человек.
  4. автор перенёс действие в деревню.

11. Объясните, почему в русском языке больше согласных, чем в английском, немецком, французском, а гласных, наоборот, значительно меньше?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12.     Задание: какие средства художественной выразительности  использовал А. Фет в данном стихотворении? Подчеркните средство выразительности  и  подпишите его. 

На стоге сена ночью южной

Лицом ко тверди я лежал,

И хор светил, немой и дружный,

Кругом раскинувшись, дрожал.

Земля, как смутный сон немая, 

Безвестно уносилась прочь, 

И я, как первый житель рая, 

Один в лицо увидел ночь.

Я ль несся к бездне полуночной, 

Иль сонмы звезд ко мне неслись?

 Казалось, будто в длани мощной 

Над этой бездной я повис.

13. Задание: В языкознании выделяется особый раздел - ономастика, который изучает имена собственные. Собственные имена людей называются  "антропонимами", географические названия - "топонимами". 

Объясните другие термины ономастики: 

Гидронимы - ___________________________________________________________________, спелеонимы - ___________________________________________________________________, космонимы - ____________________________________________________________________, зоонимы - ______________________________________________________________________, хрононимы - ____________________________________________________________________, теонимы - ______________________________________________________________________. 

14.   Задание: определите, какими частями речи являются выделенные слова. 

1)Мудрому дай голову, трусливому дай коня.

2) Это не что иное, как ложь.

3) Он хотел не то сказать что-то, не то закричать.

4) Все, не считая вас двоих, были на собрании.

5) Она положила деньги в сумку, не считая их.

6) Его меньше всего интересовала поэзия.



Ответы и критерии оценивания олимпиадных заданий 

по русскому языку и культуре речи

Задание 1.

БаловАть, диспансЕр, закУпорить, кАмбалА, кладовАя, намЕрение, сИлос,

столЯр., красИвее, каталОг, жалюзИ.

Критерии оценивания: по 0,5 балла  за слово. Максимальное количество баллов- 5,5.

Задание 2.

2

Установите соответствие между стилями современного русского языка

1

Научный стиль

__В____

А. статьи в газетах, выступления журналистов по радио и телевидению, интервью, репортажи, политически выступления, радио- и телепередачи

2

Официально-деловой стиль

___Г___

Б. разнообразные бытовые темы: впечатления о прошедшем дне, воспоминания.

3

Газетно-публицистический стиль

___А____

В. научные труды, учебники, доклады о различных экспедициях, находках и т.д.

4

Разговорно-бытовой стиль

___Б____

Г. доклады о ходе работы, финансовые отчеты, приказы, распоряжения, инструкции по заполнению документов, доверенности, завещания, дарственные

Максимальное количество баллов 4.

Задание 3.

1) научный стиль; описание

Критерии оценивания: 

за верный вариант 2.5 балла. Максимальное количество баллов-5.

Задание 4.

Славянскими являются языки:

польский, чешский, болгарский, македонский, хорватский, русский,

белорусский, украинский.

по 1 баллу за верный ответ. Максимальное количество баллов-8. 

Задание 5.

1)  С утра было холодно и ветрено, и Серафима Петровна надела тёплую кофту и завернулась в пуховой платок.

2) Вопреки неблагоприятной сводкЕ, мы решили продолжить путь.

3)  Он посоветовал журналисту написать статью про то, что бы вызвало удивление и привлекало внимание.

4) Когда я увидел, во что превратили люди этот великолепный некогда храм, мне стало  больно и стыдно за своих соотечественников.

5) И Мери, и Бэла страдают из-за непостоянства Печорина. 

Критерии оценивания:

 за каждую исправленную  ошибку  - 1 балл. Максимальное количество баллов-5.

Задание 6.

[с] – сад, [с'] – сядь,

[з] – сбор, [з'] – косьба

[щ'] – счастье

 Критерии оценивания: за каждый правильно названный звук – 1 балл. 

Задание 7.

кошелёк с пятьюстами шестьюдесятью двумя тысячами девяноста восемью рублями;

получено от семисот восьмидесяти девяти тысяч четырёхсот сорока  граждан;

Критерии оценивания: за каждое  правильно написанное словосочетание  – 1 балл. 

Максимальное количество баллов-2.

Задание 8.

Дебаты – дискуссия, прения, обмен мнениями        (сущ., мн.ч.. 2 скл.)

Фиаско – провал, полная неудача, неуспех (сущ., ср.р., нескл.)

Консенсус–1) общее согласие по обсуждаемому или спорному  вопросу, достигнутое без процедуры голосования .     2)Согласие, единодушие (сущ., м.р.,2 скл)

Критерии оценивания: 

за  каждую правильно указанную грамматическую характеристику слов– 1 балл, 

за правильно указанное лексическое значение – 1  балл. 

Максимальное количество баллов-10 баллов.

Задание 9.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Чистота --залог здоровья. 

Вода камень точит. 

С  глаз долой --из сердца вон. 

Не говори "гоп", пока не перепрыгнешь. 

Яблоко от яблони недалеко падает.

Каждый кулик своё болото хвалит.

В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

(Возможны синонимичные пословицы)

Критерии оценивания: за верно подобранную пословицу студент получает  1 балл. 

Максимальное количество баллов-8.

Задание 10.

Изменив первоначальный замысел, автор перенёс действие в деревню.

Критерии оценивания:

 за правильно указанное продолжение предложения студент получает 1 балл. 

Максимальное количество баллов-1.

Задание 11.

В русском языке больше согласных звуков, т.к. в английском, немецком и французском языках они не различаются по твёрдости – мягкости. Гласных же звуков меньше, т.к. в английском, немецком и французском языках они различаются не только по постановке ударения (ударные-безударные), но и по долготе-краткости, открытости-закрытости.

.  Максимальное количество баллов-2.

Задание 12

В стихотворении использованы различные художественные приемы: 

сравнительные конструкции - "земля, как смутный сон немая",  "я, как первый житель рая", "казалось, будто в длани мощной над этой бездной я повис";  эпитеты "хор светил, живой и дружный"; метафоры "хор светил"; риторический вопрос - "Я ль несся к бездне полуночной, иль сонмы звезд ко мне неслись?" и др.  Образ мироздания создается с использованием  лексики высокою стиля "твердь", "бездна полуночная'', "сонмы звезд", "длань мощная", "бездна". 

Критерии оценивания: 

За каждое подчёркнутое и названное средство художественной выразительности - 1 балл, 

 Максимальное количество баллов-8.

Задание13.

гидронимы - названия рек, озёр, морей , водохранилищ;

спелеонимы - названия пещер, гротов, пропастей;

космонимы - наименования названия галактик, звездных скоплений, туманностей, созвездий, планет, комет, астероидов;

зоонимы - клички животных;

хрононимы - собственные имена отрезков времени;

теонимы - имена богов, других мифических героев. 

Критерии оценивания:                                                                                                                  

За каждый правильный ответ -1 балл. Максимальное количество баллов -6.

Задание 14.

1) Мудрому дай голову, трусливому дай коня.( существительные)

2) Это не что иное, как ложь. (частица)

3) Он хотел не то сказать что-то, не то закричать. (союз сочинительный)

4) Все, не считая вас двоих, были на собрании. ( предлог производный)

5) Она положила деньги в сумку ,не считая их. ( частица и деепричастие)

6) Его меньше всего интересовала поэзия. (наречие)

Критерии оценивания:                                                                                                               

За каждый правильный ответ -1 балл. Максимальное количество баллов -6 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый бинарный урок по дисциплине «Русский язык и культура речи» и «Иностранный язык» (английский язык; немецкий язык; французский язык)

Цели  урока: показать своеобразие культур ,особую ментальность;  найти точки соприкосновения для лучшего понимания народов посредством малых фольклорных жанров; раскрыть мудрость, поучающий ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ: «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка». Цель урока: формирование...

Лекция по культуре речи "Литературный язык – основа культуры речи. Функциональные стили, области их применения"

1. Понятие культуры речи.2. Формы существования национального языка. Литературный язык, его признаки и свойства.3. Нелитературные разновидности языка.4. Функциональные стили, их ха...

Рабочие программы и КИМы по дисциплинам "Русский язык", "Литература", "Русский язык и культура речи", "Отечественная литература", "Родной язык" и "Родная литература" для отделений Дизайн, Живопись, Реставрация, Музыканты и СКД

Рабочие программы содержат в себе тематику изучаемой дисциплины, количество часов, отведенное на данную дисциплину, а также задания для оценивания изучаемой дичциплины....

План-конспект теоретического занятия№8 в форме круглого стола по теме «Орфоэпические нормы русского языка» (курс «Русский язык», «Русский язык и культура речи»)

В условиях перехода на ФГОС формирование языковой и речевой компетентности студентов колледжа невозможно без знания русского языка. Поэтому актуальным методом  в формировании коммуникативной комп...