Олимпиада русский язык 8 класс
олимпиадные задания по русскому языку (8 класс) на тему

Евсеенко Любовь Константиновна

Материал для проведения олимпиады по русскому языку  с ответами  8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rus.8.zadaniya.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный этап  Всероссийской олимпиады школьников

 

                                                      по русскому языку

Задания                                      

  8 класс.

  1. Обозначьте ударный слог в словах.

Завсегдатай, зубчатый,  оптовый, обеспечение, христианин, хозяева, торты, пуловер, красивее, каталог, эксперт, квартал, черпать цемент, форзац, жалюзи, втридорога, балованный,  верба,  коклюш, феерия, углубить, туфля, арахис.

Итого 6 баллов

2. Буква Ё впервые была предложена к употреблению в 1783 году, а активно употребляться стала только с 1795. Кто же впервые предложил Ё к использованию?

А) Е.Дашкова               В)ЕкатеринаII

Б)Н.Карамзин             Г) В.Тредиаковский

Итого 1 балл

          3. В современном русском языке часто нарушаются орфоэпические нормы в словах:

             Горчичник, булочная, античный, конечно, нарочно, библиотечный, скучно,  яичница копеечная.

             Укажите, в каких   словах согласно орфоэпическим нормам сочетание букв -ЧН- произносится  как:

             А) [чн ];

             Б) [шн];

             В) возможны два варианта произношения  [чн - шн].

             По 0,5 балла за каждый верный пример.

            4. В каких из перечисленных слов пишутся двойные согласные?

                Артил…ерия,  гал…ерея,  драм…атический, гум…анизм, кол…ичество,

                кавал…ерия,  пьес…а,  интел…ект, дрож…и.

Итого 2 балла

  1. Распределите по столбикам слова, ориентируясь на корневую гласную.

Обезб_ливать, сосредот_чивать, подыт_живать, укор_чивать, зад_бривать, осп_ривать, обусл_вливать, узак_нивать, осв_ивать, усв_ивать, удост_ивать, уполном_чивать.

Итого 3 балла

6. Иногда под одной звуковой оболочкой прячутся похожие друг на друга, как близнецы, разные суффиксы и приставки. Кажется, что суффикс один, но на самом деле их несколько.

Даны слова: горошина, соломина, баранина, домина, толщина, ветрина (ветер), глубина, лососина, осетрина, изюмина, газетина, жемчужина, волчина, величина.

Разделите эти слова на группы, объединенные суффиксом, имеющим одно и то же значение. Определите значение суффикса в каждой группе слов.

Итого 6 баллов

7 Какие из перечисленных глаголов относятся к первому спряжению: захотеть, вертеть, выбежать, подержать, прочитать, грести?

1 балл

8. .Выпишите все словосочетания из текста, определите виды синтаксической связи в словосочетаниях.

Был вечер. Задувал неприятный ветер, и было холодно…  Но сверху снега не шло, и было не очень темно:  за облаками вставала луна.

                                                                             Б.Зайцев

Итого10 баллов

9.Какой смысловой признак положен в основу русских слов Родина и Отечество, английского motherland, немецкого Faterland, испанского patria, французского patrie? Каково семантическое различие между этими словами? 

Итого 4 балла

          10. Я глядел (во)все стороны ож..дая  увид..ть грозные б..ст..оны  башни и вал; но (н..)чего (не)видал кроме деревушки окруже(н,нн)ой бревенч..тым  забором. 2. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена (полу)занесе(н,нн)ые снегом с другой скривившаяся мельница с лубочными крыльями лениво опущ..(н,нн)ыми. 3. Где(же) крепость? Спросил я с удивлением  4.Да вот она отвечал  ..мщик  указывая на деревушку и с этим словом мы в нее в..ехали. <… > 5.Я велел ехать к  к..м..нданту и через минуту  к..битка  ост..новилась перед деревя(н,нн)ым  дом..ком  выстро..(н,нн)..м на высоком месте близ деревя(н,нн)ой(же)  церкви.

        6. …Я  вошел в  чистеньк..ю  комнатку  убра(н,нн)..ю  (по)стари(н,нн)ому. 7.В углу стоял шкаф с посудой; на стене  в..сел  диплом  оф..церский  за стеклом  и в рамке;  около него красовались  лубочные картинки  предст..вляющие  взятие  Кистрина и Очакова  так(же)  выбор невесты и погр..бение кота.

1.Назовите автора и произведение, из которого взят отрывок.

2.Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

     3.Из предложения 7 выпишите грамматическую основу.

4.Укажите, какой частью речи является слово (по)стари(н, нн)ому,  разберите его по составу.

 

Макс. 10 баллов

Итого: 49 баллов

Ключи                                                                           8 класс.

1.  ЗавсегдАтай, зубчАтый,  оптОвый, обеспЕчение, христианИн, хозЯева, тОрты, пулОвер, красИвее, каталОг, экспЕрт, квартАл, чЕрпать, цемЕнт, фОрзац, жалюзИ, втрИдорога, балОванный,  вЕрба,  коклЮш, феЕрия, углубИть, тУфля, арАхис.

За одно слова 0,25 балла.

Итого 6 баллов

2. А) 1 балл

           3. А) Слова, где произносится  [ЧН ] - античный, библиотечный.

               Б) Слова, где произносится [ШН] – горчичник, конечно, нарочно, скучно, яичница.

             В) Слова, где возможны оба варианта: булочная, копеечная [ЧН] монета, копеечная  [ШН] душа.

По 0,5 балла за каждый верный пример.

           4. Артиллерия, интеллект, дрожжи.  

Итого 2 балла

5. Обезболивать,                           укорачивать,

сосредоточивать,                          задабривать,

подытоживать,                              оспаривать,                                                            

обусловливать,                               осваивать,

узаконивать,                                  усваивать,

уполномочивать,                          удостаивать,

Итого 3 балла

6.  1) Суффикс обозначает один предмет из ряда одинаковых, который собирательно называет слово без суффикса (ряд горошин составляет кучу гороха) (горошина, соломина, изюмина, жемчужина);

2) -ин- образует от названий животных существительные, обозначающие мясо этих животных (баранина, лососина, осетрина);

3) суффикс имеет увеличительное значение (домина, ветрина, газетина, волчина);

4) значение опредмеченного признака (толщина, глубина, величина).

По 0,5 балла за верно определённую группу + по 1 баллу за верно сформулированное значение суффикса.

Максимальное количество баллов – 6баллов.

7.  К первому спряжению относятся глаголы прочитать и грести. Глаголы вертеть и подержать – второго спряжения (так называемые глаголы исключения). Глаголы захотеть и выбежать - разноспрягаемые.

Итого 1 балл

8. Неприятный ветер – согласование;

не шло сверху – примыкание;

не шло снега – управление;

темно не очень – примыкание;

вставала за облаками – управление.

10 баллов – по 1 баллу за каждый правильный ответ; по 1 баллу за верно выписанное словосочетание; по 1 баллу за определение вида связи.

Итого 10 баллов.

9.В основу номинации слова Родина положен признак рождения, материнства; Родина ассоциативно связано с родной землей, природой, народом. Таким же по происхождению является англ. motherland. 2. В основу номинации слова Отечество положен признак отцовства; Отечество ассоциативно связано с государством, верой отцов, культурой. Такими же по происхождению являются немецк. Faterland, исп. patria, франц. patrie.

По 1баллу – за значение, по 1баллу- за объяснение.

Итого 4 балла

        10. Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и вал; но ничего не видал, кроме деревушки, окруженной бревенчатым забором. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена, полузанесенные снегом, с другой – скривившаяся мельница с лубочными крыльями, лениво опущенными. «Где же крепость?» - спросил я с удивлением. «Да вот она», - отвечал ямщик, указывая на деревушку, и с этим словом мы в нее въехали.<…> Я велел ехать к коменданту, и через минуту кибитка остановилась перед деревянным домиком, выстроенным на высоком месте, близ деревянной же церкви.

   ...Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по – старинному. В углу стоял шкаф с посудой; на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота.

1.А.С.Пушкин «Капитанская дочка» - 2 б.

2.До 5 баллов – по нормам оценки.

3.[стоял шкаф]; [висел диплом]; [красовались картинки]. – 1 б.

4.До 2 б. За верное определение части речи – 1б, за правильный разбор по составу – 1б.

Макс. 10 баллов

Итого: 49 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Олимпиада. 5-9 классы.

Задания школьного тура олимпиады по русскому языку для учащихся 5-9 классов....

Олимпиада, русский язык,6класс

Олимпиадные задания по русскому языку, школьный тур...

Готовимся к олимпиадам. Русский язык

Материал можно использовать для подготовки учащихся 9, 10, 11 классов к олимпиадам различного уровня и к сдаче ОГЭ и ЕГЭ, а также в качестве исследовательских заданий на уроках русского языка и литера...

Олимпиада . Русский язык 5 класс

Олимпиадные задания для 5 класса...

олимпиада русский

олимпиада ря...

Олимпиада 6-7 класс: школьный этап Всероссийской олимпиады по предмету "Физическая культура"

Задания для школьного тура олимпиады по "Физической культуре" для 6-7 класса с ключом ответов...