Готовимся к олимпиадам. Русский язык
олимпиадные задания по русскому языку (11 класс) по теме

Материал можно использовать для подготовки учащихся 9, 10, 11 классов к олимпиадам различного уровня и к сдаче ОГЭ и ЕГЭ, а также в качестве исследовательских заданий на уроках русского языка и литературы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovimsya_k_olimpiadam.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Готовимся к олимпиадам

10-11 классы

Монолог

 Высшая форма существования языка - это литература. Без неё никакой язык немыслим. Давайте прочитаем отрывок из произведения русской литературы и кое-что вспомним.

"Никогда, никогда не женись, мой друг; вот тебе мой совет, не женись до тех пор, пока ты не скажешь себе, что ты сделал все, что мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал, пока ты не увидишь ее ясно, а то ты ошибешься жестоко и непоправимо. Женись стариком, никуда не годным... А то пропадет все, что в тебе есть хорошего и высокого. Все истратится по мелочам. Да, да, да! Не смотри на меня с таким удивлением. Ежели ты ждешь от себя чего-нибудь впереди, то на каждом шагу ты будешь чувствовать, что для тебя все кончено, все закрыто, кроме гостиной, где ты будешь стоять на одной доске с придворным лакеем и идиотом... Да что!.."

 

Приёмы, фигуры

 Чтобы сделать речь выразительной, можно использовать различные стилистические приёмы и фигуры. 

 

Какой стилистический приём использовал А.П. Чехов в предложении для создания комического эффекта: "Желаю вам всевозможных бед, печалей и напастей избежать"? 

 Какая стилистическая фигура использована в речи известного адвоката Ф.Н. Плевако: "Я буду вести не придуманную, а продуманную речь"?

 

Какая стилистическая фигура использована в афоризме Э.Короткого: "Классиков нужно не только почитать, но и почитывать"?

 Парономазия (2)

Антитеза

Инверсия (1)

Оксюморон

Каламбур (3)

Эллипсис

Сарказм

  

Явление в поэтическом тексте

 Прочитайте отрывок из стихотворения Дмитрия Быкова.

 

На самом деле мне нравилась только ты, 
Мой идеал и моё мерило. 

Во всех моих женщинах были твои черты, 
И это с ними меня мирило. 

Пока ты там, покорна своим страстям, 
Порхаешь между Орсе и Прадо, 

Я, можно сказать, собрал тебя по частям -
Звучит ужасно, но это правда... 

 Какое языковое явление создаёт перекрёстную рифму во втором и четвёртом стихе?

 Омонимия

Синонимия

Антонимия

Полисемия

 

Прилагательные

Прилагательные в речи употребляются в разных формах

 В каком предложении прилагательное употреблено не в той форме, что в остальных? (Cлова в квадратных скобках не учитывать.)

 1)  Силится раздвинуть он Руки охладелы...

2)  ...И над чашей пели в лад песенки подблюдны...

3)  У ворот их санки ждут; с нетерпеньем кони рвут Повода шелковы...

4)  Мчат, как будто на крылах, Санки кони рьяны...

5)  Идут на [широкий] двор, В ворота тесовы...

 

 В каком предложении прилагательное употреблено не в той форме, что в остальных? (Cлова в квадратных скобках не учитывать.)

 1)  Та ж любовь в его очах, Те ж приятны взоры...

2)  Кони торопливы Чутко смотрят в [тёмну] даль, Подымая гривы...

3)  Те ж на [сладостных] устах Милы разговоры...

4)  Идут на широкий двор, В ворота тесовы...

5)  Мчат, как будто на крылах, Санки кони рьяны...

   

Плеоназм

 В каких предложениях в основе допущенных ошибок лежит плеоназм?

 1)  На фронте она оказывала медицинские услуги раненым.

2)  Вдали показалась кавалькада всадников.

3)  Он не упомянул об этом в своей автобиографии.

4)  Подобные случаи играют важное значение в нашей жизни.

5)  Исследователь многое узнал об острове от коренных аборигенов.

6)  В сердцах он запустил в кота тапкой.

  

В каких предложениях в основе допущенных ошибок лежит плеоназм?

 1)  За белой тюлью на окне стояли цветы.

2)  Этому человеку было всё равно на окружающих, поэтому он и стал предателем.

3)  Очень важно в речи соблюдать правильные нормы.

4)  За городом автобус поехал несколько побыстрее.

5)  В аудитории оказалось только четверо студенток.

6)  Богатые дворяне наносили друг другу визиты в гости.

  Установите соответствие между словом и именем человека, который считается "отцом" данного слова (ответы даны).

 Благоглупости  - М.Е. Салтыков-Щедрин

Стушеваться – Ф.М. Достоевский

Первоклассный – Н.М. Карамзин

Паровоз – Н.И. Греч

Отсебятина – К. Брюллов

Пианинить – В. Маяковский

Свежеобруганный – Л. Леонов

 Про буквы

В современном русском языке 33 буквы - это все знают. В прошлом их было больше.

 1.Николай I спрашивал у Н.И. Греча: "Скажи, зачем мы пишем ...? А тот отвечал: чтобы отличить грамотного человека от неграмотного". О какой букве шла речь?  (-ять, отменена в 1918 г., но уже со времен Ломоносова не выполняла своей функции. Ее заменяла буква е. Но написание сохранялось традиционное - с буквой ять). Бедный белый бес убежал за речку в лес – заучивали слова с ять.

  2."Немой место занял, подобие как пятое колесо!" К какой букве алфавита относилось восклицание М.В. Ломоносова? (ер – ъ, когда-то обозначал гласный неполного образования. В результате фонетических процессов звук перестали обозначать, но писали на конце слов по традиции – лесъ, трактиръ. Утрачен с реформой 1918 г.

  3.В словаре, изданном в самом начале прошлого века, были слова ТРУД и ТРУДНЫЙ. Как они располагались? (трудный – трудъ).

 

  В каких предложениях выделенные слова являются частицами?

1)  Ему предстояло встретиться со многими выдающимися или ПРОСТО (част.)интересными людьми.

2)  Его искали, ТОЛЬКО (союз)не нашли.

3)  Кругом ОДНИ (част., не можем задать вопрос, можно заменить лишь)книги.

4)  Какие-то пассажиры выспрашивали у местных жителей, как пройти к монастырю и далеко ЛИ (в роли подчинит. союза,  прид. изъяснит.) до него.

5)  Она казалась большой, крылья ЖЕ (сочин. против. союз, не на границе) совершенно были бесшумны.

 

 В каких предложениях выделенные слова являются частицами?

1)  Слышна была немецкая речь, финская ТОЖЕ (союз).

      2)  Мне не хватило ВСЕГО одного балла! (част. – лишь, только)

      3)  Он ТОЛЬКО проснулся.(когда? наречие)

      4)  КАК красивы эти розы!(част., восклиц.)

      5)  Не первый раз смотрю этот фильм и ВСЁ РАВНО плачу в конце. (част., не связывает никакие слова, а привноси оттенок в значение)

 

 В каких предложениях выделенные слова являются частицами?

 1)  ЧТО ЗА люди недоброжелательные вокруг! (воскл. част.)

       2)  Мы что, в бухгалтерии работаем? ЭТО там всю жизнь сидят на одном месте.(частица, ни на что не указывает)

       3)  Его искали, ТОЛЬКО не нашли. (союз)

       4)  НИ кулижку, НИ огородные межи плугом не теснили - хватало пространства всем.(союз сочин.)

      5)  Да ты ПРОСТО герой!(част)

 

 Наглаголие (на – речие(глаголие)

 Наречие является интересной в историческом отношении частью речи.

 Укажите наречия, исторически образованные от глагольных корней. Остальные связаны с именами сущ., прил.

1)  обоюдо

2)  всюду

3)  токмо (только, токнуте, ткнуть, завершить, поставить точку)

4)  весело

5)  мимо (минути, миновать)

 

1)  пешком

2)  мимо

3)  пусто

4)  всегда

5)  только

 

1)  мимо

2)  внутрь

3)  прямо

4)  всяко

5)  токмо

Шпионские игры

1. Расшифруйте цитату из известного произведения классической русской литературы. Запишите предложение в поле ввода без кавычек, сохранив все знаки препинания.

  Пи шкю огырыкъ мунюпнучо гюпо-ныщоцъ ы сяс-ныщоцъ.

 ОТВЕТ: Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь.

  

2.Расшифруйте цитату из известного произведения классической русской литературы. Запишите предложение в поле ввода без кавычек, сохранив все знаки препинания.

  Ы хыйъ йулумыйка ы гошкйшушяйъ кмювый.

 ОТВЕТ: И жить торопится и чувствовать спешит (Вяземский, 1818 г, запятой по тем правилах не было).  А е ё и о у ы э ю я  - с согл. тот же принцип,  ь - ъ

9 класс

1.Литературный герой

 

Мы часто литературных героев называем по фамилии, но авторы нарекали их и именами.

 Давайте вспомним, как звали литературных героев.

 

  1. Чацкий Александр Андреевич
  2. Довгочхун Иван Никифорович
  3. Дубровский Владимир Андреевич
  4. Печорин Григорий Александрович
  5. Товстогуб Афанасий Иванович

  1. Фамусова Софья Павловна
  2. Ларина Ольга Дмитриевна
  3. Коробочка Настасья Петровна
  4. Товстогубиха Пульхерия Ивановна
  5. Калашникова Алёна Дмитриевна

  1. Мурлыкин Аристарх Фалелеич
  2. Простаков Митрофан Терентьевич
  3. Башмачкин Акакий Акакиевич
  4. Шпонька Иван Фёдорович
  5. Чичиков Павел Иванович

  1. Собакевич Михайло Семёныч
  2. Бульбенко Андрий Тарасович
  3. Перерепенко Иван Иванович
  4. Чартков Андрей Петрович
  5. Гринёв Пётр Андреевич

1.Сквозник-Дмухановский Антон Антонович

2.Молчалин Алексей Степанович

3.Хлестаков Иван Александрович

4.Арбенин Евгений Александрович

5.Калашников Степан Парамонович

2.Схема

 

В русском языке существуют разные виды сложных предложений

 Укажите неверные схемы сложного предложения.

 1)  [   ], (что   ).

2)  (Когда   ), [   ].

3)  [Который   ], (  ). (прав.)

4)  [   ], [   ].

5)  [   ], и (   ). (прав.)

Укажите неверные схемы сложного предложения.

 1)  [   ], (если   ).

2)  [Где   ], (   ). (прав.)

3)  (Чтобы   ), [   ].

4)  [   ], [пока  ]. (прав.)

5)  [   ], [   ].

 

Укажите неверные схемы сложного предложения.

 1)  [   ], (но   ). (прав.)

2)  (Если   ), [   ].

3)  [   ], (ибо   ).

4)  [В то время как   ], [   ]. (прав.)

 5)  [   ], [да   ].

 

3.Словообразовательная цепочка

 

Восстановите недостающие звенья в словообразовательных цепочках.

В скобках указано, сколько всего слов вместе с данным в условии должно быть в цепочке.

Ответы (без данного в условии слова) пишите в словообразовательном порядке и через запятую.

 

  1. (4) ... → ... → ... → ПОДАРОЧНЫЙ

ДАРИТЬ, ПОДАРИТЬ, ПОДАРОК

  1. (4) ...→ ... → ... → ЛЕКАРСТВЕННЫЙ

ЛЕЧИТЬ, ЛЕКАРЬ, ЛЕКАРСТВО

 

  1. (4) ... → ... → ... → СВЯЩЕННИК

СВЯТОЙ, СВЯТИТЬ, СВЯЩЕННЫЙ

 

  1. (4) ... → ... → ... → НЯНЧИТЬСЯ

НЯНЯ, НЯНЬКА, НЯНЧИТЬ

 

  1. (4) ... → ... → ...→ ПОБЕДИТЕЛЬНИЦА

 

ПОБЕДА, ПОБЕДИТЬ, ПОБЕДИТЕЛЬ

4.  Правила произношения

 

Укажите, какое произношение выделенных размером букв в слове является правильным

 

СЖать - [жж]

эКЗамен – [гз]

СШить – [шш]

 воКЗал – [гз]

5. Словосочетание

 Синонимичными могут быть не только слова, но и синтаксические конструкции.

 Какие словосочетания не являются синтаксическими синонимами?

 

  1. банковский служащий - служащий банка
  2. игра воображения - воображаемая игра (прав.)
  3. ответил вздохнув - ответил со вздохом
  4. почтовый перевод - перевод по почте
  5. зимние проводы - проводы зимы (прав.)

Какие словосочетания не являются синтаксическими синонимами?

 

  1. говорил оглядываясь - говорил с оглядкой (прав.)
  2. ласточкино гнездо - гнездо ласточки
  3. работник по найму - наёмный работник
  4. ошибочный ответ - ответ по ошибке (прав.)
  5. консервы из рыбы - рыбные консервы

 

Какие словосочетания не являются синтаксическими синонимами?

 

  1. дорожный патруль - патруль на дороге
  2. приветствовали радостно - приветствовали с радостью
  3. выборная должность - должность по выбору (прав.)
  4. астраханский арбуз - арбуз из Астрахани
  5. диабетические продукты - продукты диабетиков (прав.)

 6.Тьма

 

В старину существовала другая метрическая система. 

 Для обозначения больших количеств в старину употреблялись специальные названия. Укажите, какие именно, установив соответствия.

 

  1. Тьма – 10 000
  2. Невсед – 100 000
  3. Леодр – 1 000 000
  4. Вран – 10 000 000
  5. Колода – 100 000 000
  6. тьма-тем – 1 000 000 000

С древности, мерой длины и веса всегда был человек: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и т.д. Установите соответствие.

 

  1. аршин - 0,71 м
  2. сажень – 2,13 м
  3. фут - 30,47 см
  4. пядь - 17,78 см
  5. вершок – 4,4 см
  6. верста – 1067 м
  1. аршин - 0,71 м – 16 вершков
  1. сажень – 2,13 м – косая сажень (от носка левой ноги до среднего пальца вытянутой вверх правой руки)
  1. фут - 30,47 см – заимствован при Петре с дюймом
  1. пядь - 17,78 см (между концами большого пальца и мизинца)
  1. вершок – 4,4 см – 4 ногтя
  1. верста – 1067 м – 500 саженей

7.Способы словообразования

 

Определите способ образования имени существительного 

 Тишь – безаффиксный

Перепись – безаффиксный

Приморье – префиксально-суффиксальный

Приамурье – префиксально-суффиксальный

Побережье – префиксально-суффиксальный

8.Согласные звуки

 

В современном русском литературном языке есть гласные и согласные звуки.

 Сколько согласных звуков? (Ответ запишите цифрами.) - 37

(вожжи, дрожжи, брюзжать, дребезжание – здесь мягкий долгий ж)

9.Значения морфем

 Значение бывает лексическим и грамматическим. Лексическое значение слова складывается не только из значения корня.

 Найдите "лишнее" слово:

  1. подоконник
  2. подсвечник
  3. подснежник
  4. подъёмник (прав.), как в словах: подпрыгнуть, подскочить

 

Найдите "лишнее" слово:

  1. отбежать (прав.), как в словах: отъехать, отойти (значение направления)
  2. отшуметь
  3. отзвучать
  4. отцвести
  5. отгреметь

 

Найдите "лишнее" слово:

 

  1. пролететь (прав.), как в словах: пробежать, проехать (преодолеть к.-то расстояние)
  2. проголосовать
  3. прочитать
  4. прожевать

10.Грамматические нормы

 Как бывает сложна грамматика! Нужно так много все сразу знать и обо всём помнить! 

 

Укажите предложение (-я), в котором (-ых) допущены ошибки.

 Главным героем романа "Герой нашего времени" является Печорин.

  1. Дизайнеров, работавших над проектом современного интерьера, попросили задержаться в студии.
  2. Эта ситуация стала следствием не только конфликта с Игорем, но и его семьёй. (прав.)
  3. Те, кто рано просыпается, успевают больше.
  4. Следователь не исключает о том, что преступник был не один. (прав.)
  5. Зрители были восхищены тем, что делал фокусник.
  6. Рецензент описывает и размышляет о недостатках произведения. (прав.)

 

Укажите предложение (-я), в котором (-ых) допущены ошибки.

 

  1. Следователь не исключает того, что преступник был не один.
  2. Зрители были восхищены тому, что делал фокусник. (прав.)
  3. Все люди, кто хотят быть здоровыми, занимаются спортом. (прав.)
  4. Многие известные поэты и композиторы встретились на юбилее знаменитой певицы.
  5. Василий купил новый телевизор и подарил его бабушке.
  6. Множество учеников, закончившие школу, поступили в вуз. (прав.)
  7. В романе "Евгении Онегине" создан образ лишнего человека. (прав.)

Укажите предложение (-я), в котором (-ых) допущены ошибки.

 

  1. В романе "Евгений Онегин" отразилась эпоха.
  2. В поезде дети не только читали книги, но и разгадывали кроссворды.
  3. В художественном фильме "Зеркале" А. Тарковский выразил многое. (прав.)
  4. Женщины, стоявшие у дороги, показались мне знакомыми.
  5. Эта книга любима не только на родине писателя, но и в России.
  6. Задание могут выполнить даже не студенты, а школьники.
  7. Рецензент описывает и размышляет о недостатках произведения. (прав.)

 Укажите предложение (-я), в котором (-ых) допущены ошибки.

 

  1. Эту фотографию опубликовали в газете "Смене". (прав.)
  2. Портреты, висевшие в холле, внушали посетителям уважение к этому университету.
  3. Благодаря родителям он быстро добился успехов.
  4. В этом году она поступила в вуз и познакомилась с будущим мужем.
  5. В домах, построенных месяц назад, ещё никто не жил.
  6. В субботу они ходили не только в бассейн, но и встречались с друзьями. (прав.)
  7. Аксинья и Григорий - главные герои романа М.А. Шолохова "Тихий Дон".

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по русскому языку для 11 класса "Готовимся к ЕГЭ. Русский язык - А26 (ТРЕНАЖЕР)"

Учебная презентация - тренажер предназначена для проверки навыка постановки знаков препинания в сложных предложениях с разными видами связи (задание А26).Может быть использована как для фронталь...

Готовимся к ЕГЭ. Русский язык. Орфоэпические нормы. (А-1)

Тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...

Готовимся к ГИА русский язык 5 класс

Данный тренажер содержит 11тестовых  заданий в формате ГИА и ЕГЭ (часть А).2. Каждое задание имеет 4 варианта ответа. Нужно выбрать  один    правильный, нажав при этом н...

Готовая презентация по русскому языку в 9 классе

Подготовка к ГИА в 9 классе. " Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными"....

Готовимся к ЕГЭ русский язык задание А 7

Тренировочное задания А 7...

Готовимся к ОГЭ Русский язык. 9 класс Алгоритм выполнения задания 13 (СПП с несколькими придаточными)

Данную презентацию можно использовать при подготовке к ОГЭ по русскому языку в 9 класс (на уроке, практикуме, элективном курсе, консультации)...