Урок по теме "Правописание чередующихся гласных в корне". 5-й класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Урок по теме "Правописание чередующихся гласных в корне". 5-й класс

Цели урока:

  • помощь в правилах написания данных орфограмм;
  • формирование умения рассуждать при выборе чередующейся гласной.

Задачи:

  • Образовательная: отработать умения различать корни с проверяемыми гласными и корни с чередующимися гласными.
  • Воспитательная: прививать детям интерес к русскому языку.
  • Развивающая: формировать навыки правописания корней с чередующимися гласными и развивать навыки правильного написания орфограмм

Оборудование: сигнальные карточки, учебные принадлежности, путевой лист, корни на магнитах, текст с ошибками, наклейки для оценивания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gor_gar.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме "Правописание чередующихся гласных в корне". 5-й класс

Цели урока:

  • помощь в правилах написания данных орфограмм;
  • формирование умения рассуждать при выборе чередующейся гласной.

Задачи:

  • Образовательная: отработать умения различать корни с проверяемыми гласными и корни с чередующимися гласными.
  • Воспитательная: прививать детям интерес к русскому языку.
  • Развивающая: формировать навыки правописания корней с чередующимися гласными и развивать навыки правильного написания орфограмм

Оборудование: сигнальные карточки, учебные принадлежности, путевой лист, корни на магнитах, текст с ошибками, наклейки для оценивания.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Добрый день. Мы с вами сначала четверти путешествуем по стране Орфографии. Сегодня заглянем в город Чередование. В этом городе мы уже были, когда говорили о чередовании согласных в корне. (бег-бежать, плач-плакать, ход-хожу)

Сегодня мы исследуем другую часть этого города.

У вас на столах лежат путевые листы, где указан наш маршрут и есть еще свободная колонка, где вы будете с помощью наклеек оценивать себя на каждом этапе пути.

Итак, первая станция в нашем путешествии улица Багажная. Мы с вами посмотрим, с каким багажом мы отправились в путешествие. Повторяем то, что знаем, вспоминаем, что забыли. (Повторение ранее изученного)

  1. Мы готовы в путь. Давайте запишем дату начала нашего путешествия. Положили ручки. Вот входим в город. И нас сразу встречает рассеянный ученик с жалобами: «В языке чередованье- настоящее страданье». Я вам сразу скажу, что те, кто внимательно слушает и выполняет упражнения, никаких трудностей испытывать не будет.

Напомните, что такое чередование? Это последовательное изменение гласных или согласных в определенной форме.

Пройдем дальше. На повороте на пл.Историческую огромная надпись:

Буква А и буква О

Обижаются давно:

Нас, ни в чем не виноватых,

Часто путают ребята!

Догадались, что будем меняться?

А меняться они будут в корнях (на доске написаны корни).

  1. Мы на площади Исторической. Давным –давно у королевы Орфографии было верные пажи ГОР\ГАР И КЛАН\КЛОН. И до того они были похожи друг на друга, что королева их постоянно путала. И вот собрала она однажды всех своих подданных. Пришли корни и приставки, гласные и согласные, твердый знак и мягкий.  Попросила королева помощи: как различить своих верных помощников? Ударение удивилось, вдруг подпрыгнуло и стало над А. Так и осталась А под ударением.

Вы услышали историю корней ГАР\ГОР и КЛАН\КЛОН. Кто догадался, от чего зависит их правописание?

А узнали ли мы из этой истории о правописании корней ЗАР\ЗОР? Нет. Значит, надо идти дальше.

  1. Сворачиваем на улицу Теоретическую. Тут живут авторы нашего учебника. Они очень просят нас заглянуть на страничку 50. (читаем правило)

Что узнали? В корнях ГАР\ГОР и КЛАН\КЛОН без ударения пишется О, а в корнях ЗАР\ЗОР без ударения пишется А.

Перескажите тихо друг другу это правило.

  1. Продолжим наш путь. Мы оказались в переулке Закрепительном. Давайте составим алгоритм наших рассуждений.
  • Выделить корень
  • Поставить ударение
  • Применить правило

Выполняем устно упр. 118,119

  1. Следующая станция парк Физкультуры и отдыха.

Сядьте удобно

Нам радостно и весело,

Смеемся мы с утра.

Но вот пришло мгновение!

Серьезным стать пора.

        Глазки прикрыли, ручки сложили,

        Головки опустили, ротик закрыли.

        И затихли на минутку,

Чтоб не слышать даже шутку,

Чтоб не видеть никого, а себя лишь одного.

Включаемся снова в работу. Мы с вами на центральной площади города. Как она называется? Практическая. Значит, здесь мы буем закреплять прочитанное. На доске записаны 4 слова. Вставьте необходимые корни. Найдите по одному лишнему. Объясните свой выбор. (ГОРЕТЬ, ЗАГОРАТЬ, ГОРЕНИЕ, ГОРЕВАТЬ; КЛОНИТЬСЯ, НАКЛОНЕНИЕ, УКЛОНЯТЬСЯ, ЦИКЛО; ЗАРЯ, ЗОРЬКА, ЗАРНИЦА, ЗАРЯДКА)

Запишите в тетрадь слова, выделите корни, поставьте ударение.

  1. Закончили. Можно двигаться в сторону кафе «Лови ошибку».

У вас на партах листочки с текстом, в котором допущены ошибки. Ваша задача их исправить и записать правильный вариант, выделить корни, поставить ударение. (Выполняем на доске)

  1. Следующий этап нашего пути – улица Сигнальная. Здесь нам пригодятся сигнальные карточки. Я читаю слова, вы поднимаете карточку с буквой, которая там должна быть.
  2. Спасибо. Закрепить эти правила вы можете дома, выполняя упражнение 120.
  3. Наше путешествие подошло к концу. Сегодня мы побывали в городе Чередование, узнали о корнях ГАР\ГОР, КЛАН\КЛОН, ЗАР\ЗОР. Продолжите предложения:

Самым интересным для меня было…

Я научился…

Я понял…

  1. Посчитайте баллы на своих путевых листах, это и будут ваши отметки за сегодняшний урок.
  2. С каким настроением вы уходите, изобразите на сигнальной карточке, превратив букву О в милый смайлик.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульный урок "Чередующиеся гласные в корне слова". 6 класс.

В материале представлен конспект модульного урока....

Конспект урока русского языка "Чередующиеся гласные в корне слова" 5 класс

Интегрированный урок русского языка и литературы...

Тест. Чередующиеся гласные в корне слова (7 класс)

Тест. Чередующиеся гласные в корне слова (7 класс)...

Контрольная работа по теме "Чередующиеся гласные в корне слова " 6 класс

Контроьный диктант с грамматическим заданием...

Методическая разработка открытого урока по теме "Чередующиеся гласные в корнях слов"

Методическая разработка открытого урока по теме "Чередующиеся гласные в корнях слов"...

Тест по теме "Чередующиеся гласные в корне слова" (6 класс)

Тест по теме "Чередующиеся гласные в корне слова" (можно использовать для самостоятельной  работы на уроке)...

Карточки по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова" (6 класс)

Карточки по русскому языку по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова"...