Урок по теме "Правописание чередующихся гласных в корне". 5-й класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Урок по теме "Правописание чередующихся гласных в корне". 5-й класс
Цели урока:
- помощь в правилах написания данных орфограмм;
- формирование умения рассуждать при выборе чередующейся гласной.
Задачи:
- Образовательная: отработать умения различать корни с проверяемыми гласными и корни с чередующимися гласными.
- Воспитательная: прививать детям интерес к русскому языку.
- Развивающая: формировать навыки правописания корней с чередующимися гласными и развивать навыки правильного написания орфограмм
Оборудование: сигнальные карточки, учебные принадлежности, путевой лист, корни на магнитах, текст с ошибками, наклейки для оценивания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gor_gar.docx | 22.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме "Правописание чередующихся гласных в корне". 5-й класс
Цели урока:
- помощь в правилах написания данных орфограмм;
- формирование умения рассуждать при выборе чередующейся гласной.
Задачи:
- Образовательная: отработать умения различать корни с проверяемыми гласными и корни с чередующимися гласными.
- Воспитательная: прививать детям интерес к русскому языку.
- Развивающая: формировать навыки правописания корней с чередующимися гласными и развивать навыки правильного написания орфограмм
Оборудование: сигнальные карточки, учебные принадлежности, путевой лист, корни на магнитах, текст с ошибками, наклейки для оценивания.
Ход урока
- Организационный момент.
- Добрый день. Мы с вами сначала четверти путешествуем по стране Орфографии. Сегодня заглянем в город Чередование. В этом городе мы уже были, когда говорили о чередовании согласных в корне. (бег-бежать, плач-плакать, ход-хожу)
Сегодня мы исследуем другую часть этого города.
У вас на столах лежат путевые листы, где указан наш маршрут и есть еще свободная колонка, где вы будете с помощью наклеек оценивать себя на каждом этапе пути.
Итак, первая станция в нашем путешествии улица Багажная. Мы с вами посмотрим, с каким багажом мы отправились в путешествие. Повторяем то, что знаем, вспоминаем, что забыли. (Повторение ранее изученного)
- Мы готовы в путь. Давайте запишем дату начала нашего путешествия. Положили ручки. Вот входим в город. И нас сразу встречает рассеянный ученик с жалобами: «В языке чередованье- настоящее страданье». Я вам сразу скажу, что те, кто внимательно слушает и выполняет упражнения, никаких трудностей испытывать не будет.
Напомните, что такое чередование? Это последовательное изменение гласных или согласных в определенной форме.
Пройдем дальше. На повороте на пл.Историческую огромная надпись:
Буква А и буква О
Обижаются давно:
Нас, ни в чем не виноватых,
Часто путают ребята!
Догадались, что будем меняться?
А меняться они будут в корнях (на доске написаны корни).
- Мы на площади Исторической. Давным –давно у королевы Орфографии было верные пажи ГОР\ГАР И КЛАН\КЛОН. И до того они были похожи друг на друга, что королева их постоянно путала. И вот собрала она однажды всех своих подданных. Пришли корни и приставки, гласные и согласные, твердый знак и мягкий. Попросила королева помощи: как различить своих верных помощников? Ударение удивилось, вдруг подпрыгнуло и стало над А. Так и осталась А под ударением.
Вы услышали историю корней ГАР\ГОР и КЛАН\КЛОН. Кто догадался, от чего зависит их правописание?
А узнали ли мы из этой истории о правописании корней ЗАР\ЗОР? Нет. Значит, надо идти дальше.
- Сворачиваем на улицу Теоретическую. Тут живут авторы нашего учебника. Они очень просят нас заглянуть на страничку 50. (читаем правило)
Что узнали? В корнях ГАР\ГОР и КЛАН\КЛОН без ударения пишется О, а в корнях ЗАР\ЗОР без ударения пишется А.
Перескажите тихо друг другу это правило.
- Продолжим наш путь. Мы оказались в переулке Закрепительном. Давайте составим алгоритм наших рассуждений.
- Выделить корень
- Поставить ударение
- Применить правило
Выполняем устно упр. 118,119
- Следующая станция парк Физкультуры и отдыха.
Сядьте удобно
Нам радостно и весело,
Смеемся мы с утра.
Но вот пришло мгновение!
Серьезным стать пора.
Глазки прикрыли, ручки сложили,
Головки опустили, ротик закрыли.
И затихли на минутку,
Чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого, а себя лишь одного.
Включаемся снова в работу. Мы с вами на центральной площади города. Как она называется? Практическая. Значит, здесь мы буем закреплять прочитанное. На доске записаны 4 слова. Вставьте необходимые корни. Найдите по одному лишнему. Объясните свой выбор. (ГОРЕТЬ, ЗАГОРАТЬ, ГОРЕНИЕ, ГОРЕВАТЬ; КЛОНИТЬСЯ, НАКЛОНЕНИЕ, УКЛОНЯТЬСЯ, ЦИКЛО; ЗАРЯ, ЗОРЬКА, ЗАРНИЦА, ЗАРЯДКА)
Запишите в тетрадь слова, выделите корни, поставьте ударение.
- Закончили. Можно двигаться в сторону кафе «Лови ошибку».
У вас на партах листочки с текстом, в котором допущены ошибки. Ваша задача их исправить и записать правильный вариант, выделить корни, поставить ударение. (Выполняем на доске)
- Следующий этап нашего пути – улица Сигнальная. Здесь нам пригодятся сигнальные карточки. Я читаю слова, вы поднимаете карточку с буквой, которая там должна быть.
- Спасибо. Закрепить эти правила вы можете дома, выполняя упражнение 120.
- Наше путешествие подошло к концу. Сегодня мы побывали в городе Чередование, узнали о корнях ГАР\ГОР, КЛАН\КЛОН, ЗАР\ЗОР. Продолжите предложения:
Самым интересным для меня было…
Я научился…
Я понял…
- Посчитайте баллы на своих путевых листах, это и будут ваши отметки за сегодняшний урок.
- С каким настроением вы уходите, изобразите на сигнальной карточке, превратив букву О в милый смайлик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульный урок "Чередующиеся гласные в корне слова". 6 класс.
В материале представлен конспект модульного урока....
Конспект урока русского языка "Чередующиеся гласные в корне слова" 5 класс
Интегрированный урок русского языка и литературы...
Тест. Чередующиеся гласные в корне слова (7 класс)
Тест. Чередующиеся гласные в корне слова (7 класс)...
Контрольная работа по теме "Чередующиеся гласные в корне слова " 6 класс
Контроьный диктант с грамматическим заданием...
Методическая разработка открытого урока по теме "Чередующиеся гласные в корнях слов"
Методическая разработка открытого урока по теме "Чередующиеся гласные в корнях слов"...
Тест по теме "Чередующиеся гласные в корне слова" (6 класс)
Тест по теме "Чередующиеся гласные в корне слова" (можно использовать для самостоятельной работы на уроке)...
Карточки по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова" (6 класс)
Карточки по русскому языку по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова"...