План-конспект урока на тему: Правописание чередующихся гласных А - О ,Е – И в корнях слов.
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Насыбуллина Ильзира Ильгизовна

урок - обобщение в 6 классе,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cheredovanie.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

Правописание чередующихся  гласных  А - О ,Е – И в корнях слов.

Цели :

1.Закрепить знания  учащихся  правописании  чередующихся  гласных и согласных в корнях слов.

2. Формировать   умение  рассуждать  при   выборе  чередующейся  гласной ;

3.Воспитать  любовь  к слову .

                                                       Ход  урока :

  1. Организационный момент

Слайд 1

Ребята , сегодня у нас  необычный урок ..

«Друзья, располагайтесь поудобнее, сегодня мы с вами  отправимся в  страну Сказок . А именно  , в какую сказку вы должны отгадать , для этого нам предстоит вспомнить тему прошлого урока , отгадать  ключевое слово . Замену одного звука другим мы называем ….

    Феи  прикоснулись волшебными палочками к страничкам книги, и сказочный мир озарился разноцветными огнями.  

  1. Повторение изученного  материала

А чтобы попасть туда , нам нужно знать потайное слово , а слово это чередование . Что такое чередование ?

Чтение текста

          Прочитаем сказку , объясним выбор гласной ( слова с орфограммами

записывайте в тетрадь ,графически выделяйте орфограмму ).

Слайд 11.

Жил – был один человек .Первая жена ум(е)рла , и он женился во второй раз , да такой высокомерной женщине , при виде которой зам(и)рало сердце . У нее было две дочери , очень похожие на свою матушку и лицом , и умом , и характером.

У мужа тоже была дочка , добрая , приветливая , милая – вся в покойную мать . А мать ее была  самая красивая и смеренная женщина  на свете .

Слайд 12.

Бедную падчерицу заставляли  делать всю самую грязную и тяжелую  работу в доме : она разж(и)гала огонь  в камине , нат(и)рала пол до блеска , уб(и)рала комнаты мачехи и обеих барышень – своих сестриц,  ст(е)лила им постели , а ее зап(и)рали на чердаке , там она спала на колючей соломенной подстилке .

Вечером , окончив работу, она заб(и)ралась в уголок возле камина , оп(и)ралась на кулачок , сидела там на ящике с золой и вспоминала мать . Сестры , а за ними  и все в доме , прозвали ее Золушкой . Они постоянно прид(и)рались к бедной девушке , но она молча сносила все обиды.

Слайд 13 .

И вот как – то раз сын короля той страны устроил большой бал . Золушкины  сестры тоже получили приглашение .Они сейчас же принялись выб(и)рать наряды , чтобы понравиться принцу .

У бедной Золушки работы стало еще больше. Ей пришлось соб(и)рать сестер на бал так , чтобы они могли бл(е)снуть  не только хорошими нарядами , но и красивыми прическами .

Золушка долго смотрела им вслед , а когда их карета исчезла за поворотом , она закрыла лицо руками и горько заплакала .

Но девушке в ее беде помогла крестная …

 И вот Золушке в красивой карете и нарядном платье уже едет на бал!

Слайд 14.

Принц полюбил незнакомку . Он приказал во всеуслышание , под звуки труб и фанфар , что та , которой придется впору  хрустальный башмачок , станет его женой . Девушек соб(и)рали со всей округи и прим(е)ряли  им туфельку . Прим(е)рила его и Золушка .

Сестры зам(е)рли от удивления . Но ещё больше удивились  они , когда Золушка достала из кармана второй хрустальный башмачок .

В эту самую минуту дверь отв(о)рилась , и в комнату вошла фея – Золушкина крестная . Она прик(о)снулась своей волшебной палочкой бедного платья Золушки , и оно стало ещё пышнее и красивее , чем было накануне .

Кто написал сказку ? Какую мысль преследует сказка ? ( добро побеждает зло )

ВЫВОД : От чего  зависит  чередование  А – О ?( От ударения , от последующих букв , от лексического значения )

Последующих букв

Ударение

Лексического  значения

- лаг - // - лож ;

- раст - // - ращ - // - рос ;

- кос - // - кас ;

- скак - // - скоч -

- гор - // - гар - ;

- зор - // - зар - ;

- плав - // - плов - ;

- твар - // - твор -

- мак - // мок ;

- равн - // - ровн -

Физическая зарядка

Приведите примеры : лаг – лож : излагать – изложить , раст – ращ – рос  исключения Ростов , Ростислав , росток , отрасль , ростовщик , выросли , выращивают, растение : кос – кас : касательная , коснуться , прискакать , заскочить , (исключение : скачу, скачок  ) , гор – гар , твар/ твор ( без ударном положение О – ударном положении А Искл. : пригорь , утварь ; зор/ зар ( без ударном положении пишется а :    Иск. : зоревать , мак = погружать в жидкость ( макать хлеб в сметану , мок – пропустить жидкость – промокли туфли)  , равн = одинаковый, равный  , ровн = гладкий, ровняют  , иск.: ровесник , поровну , уровень)

  1. «Кто больше» ( с данными на доске словами составить словосочетания, объяснить написание) . по тексту

Замирало  ,разжигала ,  натирала , забиралась  , блеснуть , собирали , примерила , прикоснулась .

  1. «Кто быстрее»

Учитель : Распределите слова в два столбика : в один поместите слова с чередующимися корнями , а другой – с корнями , проверяемыми  ударением.

Замереть , измерять , смиренный (мирный, покорный) , обмереть , смириться , примерявший  (костюм) , причитать (плакать) , читальный зал , вычеты , вычитать рукописи (проверить ) , читательский , сосчитать .

1 чередующими корнями :                    2 проверяемые ударением :

Замереть                                                 измерить (мерка)

обмереть                                                 смиренный(мир)

причитать                                                примерявший (мерка)

 блеснуть  

разжигала                                                сжег (жег)  

                                                                 

ВЫВОД : Как определить , что слово является чередованием  или слово проверяется ударением  гласным в корне ? ( слово, проверяемое ударением  должна находиться в сильной позиции )

5.Закрепление материала.  

Подберите однокоренные слова словам, в которых встречается чередование  гласных.

Нат(е)реть пол – тру , протереть , дотирать ;  зап(е)реть на чердаке –

запру , запрёт , запрут ; разд(и)рает  – передирает , сдирает;

блестеть на балу – блеск , блистаю , блещу ; расст(е)лить ткань – расстилать , перестелить , застилать ;

ВЫВОД : От чего зависит чередование  всех  подобранных  слов ?

 (От ударения , от значения , от последующих букв )

6.Задание ГИА (тест)

А5 . Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне .

1 ) ровняют                                                            3) охраняют

2 ) поразить                                                            4) снаряды

А5 . Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне .

1 ) доказать                                                           3) предполагаемый 

2 ) деревянный                                                      4) передавать

 

А5 . Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне .

1 ) удивляется                                                         3) в беспорядке

2 ) скакать                                                               4) снаряды

    7 .Резерв. Работа в парах

Учитель: Распределите слова в два столбика : один с и в корне , другой – с е .

Собиратель , перила , обжигающий , словосочетание , растереть , опираться , раздираемый , обтирание , застелить , выберут , избирательная (кампания) , простираться , постирать белье , блистательный , блеснуть , выжечь , застелить .

8.Итог урока

9.Домашнее задание : Сочинить сказку , включив слова с изучаемыми на уроке орфограммами .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по теме: "Закрепление лексических навыков по теме: "Рождество и "Новый год".

План открытого урока в з-ем  классе по теме: "Закрепление лексических навыков по теме "Рождество и Новый год"....

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

конспект урока по теме: « Правописание чередующихся гласных А – О в корнях –ЛАГ- - - ЛОЖ-, -РОС- - -РАСТ-(-РАЩ-)»

Конспект урока по русскому языку для 5 класса по по теме « Правописание чередующихся гласных А – О в корнях –ЛАГ- - - ЛОЖ-, -РОС- - -РАСТ-(-РАЩ-)» , презентация к уроку...

Упражнения по теме "Правописание О-Ё после шипящих в корне слова"

Дынные упражнения предназначены для закрепления темы "Правописание о-ё после шипящих в корне слова"....

Карточки по теме «Правописание проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова».

Раздаточный материал (карточки) по теме «Правописание проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова».Русский язык. 5 класс....

Карточки по теме «Правописание О-Ё после шипящих в корне слова».

Раздаточный материал (карточки) по теме «Правописание О-Ё после шипящих в корне слова».Русский язык. 5 класс....