Синтаксис простого предложения
презентация к уроку по русскому языку (11 класс)

Шефер Екатерина Сергеевна

Презентация к уроку по теме "Синтаксис простого предложения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sintaksis_pp.pptx2.48 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Синтаксис простого предложения Автор: п реподаватель русского языка и литературы СПБ ГБ ПОУ «РКТК» Шефер Е.С.

Слайд 2

Синтаксис Это раздел языкознания, который изучает строение словосочетания и предложения.

Слайд 3

Словосочетание - слова , связанные между собой подчинительной связью грамматически и по смыслу. Примеры: сажать цветы, красивый букет, начальник цеха. Не все сочетания слов удовлетворяют этим требованиям и являются словосочетаниями.

Слайд 4

Сочетания слов, не являющиеся словосочетаниями Подлежащее и сказуемое (Грамматическая основа) Наступила ночь. Ландыш пахуч. Воздух свеж . Сочетание самостоятельного слова со служебным (не имеет ЛЗ) вокруг дач перед грозой в течение встреч Однородные члены предложения (сочинительная связь) пели и смеялись, вода и воздух, вчера или сегодня Слова, связанные сочинительной связью мелкая, но быстрая

Слайд 5

Сочетания слов, не являющиеся словосочетаниями Сочетания слов в составе фразеологизмов валять дурака ( =бездельничать ), бить баклуши (= бездельничать), играть первую скрипку (= иметь значение) хоть кол на голове теши (= бесполезно) . Составные словоформы (сложные формы будущего времени глагола, повелительного наклонения, сравнительной степени прил.) менее приятный, будет петь

Слайд 6

Задание. Выписать только словосочетания. хвойный лес лес шумит работать в поле в течение часа настольные часы часы приема засушливое лето вследствие засухи следствие закончено виртуозно играть сломя голову часы остановились задача решена пусть попробует красная строка звон трамвая любитель поспать

Слайд 7

Виды связи в словосочетании СОГЛАСОВАНИЕ – подчинительная связь, при которой зависимое слово согласуется (стоит в той же форме) с главным в роде, числе и падеже. Примеры: добрый день, высшего сорта, трёх котов.

Слайд 8

УПРАВЛЕНИЕ – подчинительная связь, при которой зависимое слово ставится в определенном падеже по отношению к главному. Примеры: книга для записей, приобрести фотоальбом, войти в класс.

Слайд 9

ПРИМЫКАНИЕ - подчинительная связь, при которой в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова: наречия, деепричастия, инфинитив, притяжательные местоимения (его, её, их), прил.в простой сравнит.степени . Примеры: пришёл посмотреть, стал умнее, их дом, рисовал быстро, говорил не переставая.

Слайд 10

Задание. Образуйте с каждым из данных слов словосочетания со всеми видами подчинительной связи Присутствие Решение Прогулка

Слайд 11

Ответ Присутствие на уроке Ежедневное присутствие Их присутствие Правильное решение Решение вопроса Его решение Вечерняя прогулка Прогулка по лесу Ее прогулка

Слайд 12

Задание. Указать вид подчинительной связи словосочетаний вернуться из поездки приехал ночью глубокий отсвет шел не оглядываясь серьезный ученик семь овец бассейн для плавания шум дождя пятью домами плавательный бассейн кофе по-турецки

Слайд 13

План синтаксического анализа словосочетания 1. Выписать сл/соч. из текста. 2. Подписать части речи. 3. Указать главное и зависимое слово. 4. Назвать тип связи.

Слайд 14

Предложение -это группа слов (или слово), обладающая смысловой и интонационной законченностью. Пример: Человек ухаживает за цветами: рыхлит почву, поливает,удаляет сорняки.

Слайд 18

Роза красная цвела. – сущ. Добрый зла не помнит. – прил. Исторический роман сочинил я . – местоим . Семеро одного не ждут. – числит. Учиться всегда пригодится. – н.ф.глаг. Мы с отцом готовим сами. – словосоч . Бабье лето наступило .- фразеологизм.

Слайд 20

Способы выражения простого глагольного сказуемого Глагол в форме изъявит, повелит или условного наклонения, в т.ч. составные формы повелит.наклонения и будущего времени. А мы на крыльях так и мчались к манящим дальним огонькам. Я буду рисовать . Пусть светит солнце. Инфинитив в значении язъявительного наклонения И царица хохотать , и плечами пожимать …Как заиграет музыка, мальчонка сразу плясать. Устойчивые сочетания ( глаг+сущ = один глагол) Мы одержали победу ( =победили ) Глагольные междометия А шапка бац прямо на пол. Конструкция возьму да и +глаг. А он возьми да и расскажи. Повтор глаголов Ждёт не дождётся лета. Два глагола в одной форме Сядь посиди.

Слайд 21

Составное глагольное сказуемое + Я хочу летать . Он был любитель посмеяться . Он не прочь поплавать . Нужно уезжать . Вспомогательная часть Модальный глаг.(отношение говорящего), фазисный глаг. (начало, родолжение,конец ), глагольный фразеологизм (ломает голову), краткие отглаг.прил (рад, готов,обязан,должен,вынужден,согласен ), сущ (мастер, охотник, любитель),нареч.с модальным значением, отглаг.нар . (надо, можно, нужно,нельзя .) Инфинитив

Слайд 22

Составное именное сказуемое + Я был доктором . Я строитель . Мальчик рос спокойным . Он стал мудрее . Этот дом мой . Задача была решена . Он не в себе . Я некстати ? ГЛАГОЛ-СВЯЗКА Быть, являться, казаться, стать, становиться, считаться, ГЛАГОЛ С ПОЛНЫМ ЛЕКСИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ ИМЕННАЯ ЧАСТЬ СУЩ., ПРИЛ., ЧИСЛИТ., МЕСТОИМ., ПРИЧ., НАР., ФРАЗЕОЛОГИЗМ.

Слайд 23

Укажите главные члены предложения и способы их выражения. Молодой Дубровский хотел заняться делами. Тигр должен был пройти близко от нас. Сестра решила приехать к нам на каникулы. Начинающий драматург решил написать пьесу. Скоро она будет поставлена в театре. Постановкой пьесы стал заниматься талантливый режиссёр. Роли в пьесе будут исполнять молодые актёры. Они часто остаются в театре и продолжают репетировать допоздна. Чувства лучшие мои навек обмануты тобою. Ты мог быть лучшим королём. Я не могу любить другой. Являлся он средь их рядов.

Слайд 24

Молодой Дубровский хотел заняться делами. Тигр должен был пройти близко от нас. Сестра решила приехать к нам на каникулы. Начинающий драматург решил написать пьесу. Скоро она будет поставлена в театре. Постановкой пьесы стал заниматься талантливый режиссёр . Роли в пьесе будут исполнять молодые актёры . Они часто остаются в театре и продолжают репетировать допоздна. Чувства лучшие мои навек обмануты тобою. Ты мог быть лучшим королём . Я не могу любить другой. Являлся он средь их рядов.

Слайд 27

Предложение Высказывание Единица языка (грамматическая категория) Единица речи (логическая категория) Имеет грамматические характеристики Не имеет грамматических характеристик Вне ситуации Всегда соотнесено с определенной ситуацией, мотивированно Не может быть оценено с позиции истинно или ложно Может быть истинным или ложным

Слайд 28

1. На улице светит солнце. 2. Какой длины эта лента? 3. Сложите числа 2 или 5. 4. Как здесь красиво! 5. Число 6 – чётное. 6. Математика – интересный предмет. 7. Дети вышли во двор. 8. Птица летит по небу. 9. Вы были в театре? 10. Ребята были в театре. Предложение Высказывание

Слайд 29

Классификация

Слайд 30

Задание. Списать, выделить подлежащее (чем выражено). Роза красная цвела. Добрый зла не помнит. Исторический роман сочинил я. Семеро одного не ждут. Учиться всегда пригодится. Мы с отцом готовим сами. Бабье лето наступило.

Слайд 31

Односоставные предложения Наст.и буд.вр .

Слайд 32

Назывное Главный член предложения – подлежащее. Пример: Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле. Сочинил же какой-то бездельник, Что бывает любовь на земле . А.А.Ахматова

Слайд 33

Определенно-личное Главный член предложения – сказуемое, выраженное глаголом 1 или 2 лица единственного или множественного числа настоящего и будущего времени . Грамматическая форма глагола-сказуемого подразумевает действующее лицо, которое можно обозначить личными местоимениями: Я, МЫ, ТЫ, ВЫ.

Слайд 34

! Помним, что в определённо-личных предложениях сказуемое не может быть выражено глаголом в форме третьего лица , так как это лицо не является определённым; не может быть в форме прошедшего времени из-за того, что глаголы прошедшего времени не имеют категории лица, а только изменяются по родам и числам.

Слайд 35

Неопределенно-личное Главный член предложения – сказуемое, выраженное глаголом в форме 3 лица множественного числа. Примеры: По улицам слона водили… (И.А. Крылов) К кому-то принесли от мастера ларец. (И.А. Крылов) Дни поздней осени бранят обыкновенно. (А.С. Пушкин) Меня снова привели к самозванцу и поставили перед ним на колени. (А.С. Пушкин)

Слайд 36

! В неполном двусоставном предложении нам по смыслу понятно о действии конкретных лиц, в неопределённо-личном — действующие лица не определить. Примеры : В январе строители начали работы по возведению перехода, в сентябре – закончили. ( Вторая часть сложного предложения представляет собой двусоставное неполное с пропущенным подлежащим «строители», которое легко восстанавливается по смыслу; на месте пропуска ставится тире). Закончили работы по возведению перехода. ( Кто закончил? Неизвестно. Кто-то закончил, они закончили. Односоставное неопределённо-личное ).

Слайд 37

Безличное предложение Главный член предложение – сказуемое, в ыраженное : безличным глаголом ( Стемнело.) личным глаголом в безличном значении (Приятно пахнет.) Личные глаголы в безличном употреблении теряют формы изменения и застывают в форме 3-го лица единственного числа или в форме прошедшего времени среднего рода. возвратным глаголом в безличном значении (Мне не спится. ) инфинитивом ( Быть грозе!) неизменяемой глагольной формой НЕТ (Сильнее кошки зверя нет !) словом категории состояния (В лесу тихо . Мне грустно .)

Слайд 38

Обобщенно-личные предложения Главный член-предложения – сказуемое, выраженное глаголом, который стоит в той же форме , что и в определённо-личных и неопределённо-личных предложениях. Обобщенно-личные предложения используются в разговорно-обиходной речи, пословицах и поговорках, афоризмах, поэтической речи . В форме обобщенно-личных предложений излагаются советы, пожелания, приказы и т.д., адресованные не конкретному лицу, а обобщенной группе лиц . Примеры: Мудрость обретают в трудном споре. Крепкую дружбу топором не разрубишь .

Слайд 39

Задание. Выделить грамматическую основу и определить тип односоставного предложения. Звёздная ночь. Цыплят по осени считают. Тихо. Идут. Спи! Давай пойдём. Пусть идут. Решено! Молчать! Мне холодно. Письмо, пришедшее с опозданием.

Слайд 43

Задание. Определить полные и неполные предложения. Заполнить таблицу. Я читаю интересную книгу. Ты будешь приносить, а я – кидать. Я – в школу. Эти ягоды растут на кустах, эти – на земле, эти – на болоте. Он был высокого роста. «Кем вы работали?» - «Врачом». 7 . Они приехали домой. 8. С большого стола в столовой убрали скатерть. 9. В комнате пахло штукатуркой и вымытыми полами. 10. «А вы не охотник?» – «Нет». Полные предложения Неполные предложения

Слайд 44

Осложнённое простое предложение. Осложненным является простое предложение, имеющее в своем составе: Однородные члены предложения. Обращения. Вводные слова. Сравнительный оборот. Причастный оборот Деепричастный оборот

Слайд 47

Обращения Обращение – это существительное, одно или с зависимыми словами, называющее того, кому адресована речь. Обособляются запятыми. Саша, у тебя сегодня сколько уроков?

Слайд 48

Вводные слова Вводные слова — это слова, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает; указывает на последовательность изложения; на источник сообщения и проч. Вводные словосочетания — словосочетания , грамматически не связанные с членами предложения, не являющиеся членами предложения и выражающие отношение говорящего к высказываемой мысли, характеризующие способ её оформления и т.п.

Слайд 49

Пунктуация 1. Обособляются запятыми ( тире,скобки ). К счастью , мы вернулись вовремя. Однажды – не помню почему – занятия отменили. 2. Однородные вводные слова отделяются друг от друга запятой. Конечно, может быть, я ошибаюсь. 3. Если вводное слово стоит после союза, оно отделяется от него запятой. Мы поедем на море и , может быть, в горы.

Слайд 50

Сравнительный оборот

Слайд 52

Могут присоединяться с помощью частиц и союзов в том числе, включая, а именно, то есть. Недалеко от нашего дома (где?), а именно в парке , есть озеро. Все занятия, в том числе лабораторные, надо посещать.

Слайд 53

Листья , опавшие с дерева , шуршат под ногами. Опавшие с дерева листья шуршат под ногами.

Слайд 54

Деепричастие – часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. Отвечает на вопросы что делая? что сделав? Деепричастный оборот – деепричастие + зависимые слова .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шпаргалка ПО СИНТАКСИСУ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Шпаргалка ПО СИНТАКСИСУ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ...

Задания с кратким и развернутым ответом при изучении тем «Словосочетание» и «Синтаксис простого предложения»

Практический материал помогает закрепить знания по теме, а также может быть использован при повторении и подготовке к экзамену...

Рабочая учебная программа элективного курса по русскому языку .«Синтаксис. Простое предложение» 8 класс

Элективный курс «Синтаксис. Простое предложение.» составлен на основе авторской программы по русскому языку для 5 – 11 классов (базовый уровень): Разумовская М. М., В. И. КапиносС.И.Львов, Н. Н. Серге...

тест по теме "Синтаксис простого предложения"

материал для повторения темы "Простое предложение" в 8 классе школ с татарским языком обучения...

Синтаксис простого предложения

Открытый урок в 5 классе (на материалах краеведческого музея)...

Использование различных проблемных ситуаций при изучении синтаксиса простого предложения в 8 классе

На уроках русского языка  при объяснении нового материала можно создавать такие  ситуации, при которых  ученики не просто слушают объяснение учителя и запоминают правило механически, а ...

Карточки-задания по теме "Синтаксис простого предложения"

Данный материал может быть использован на любом этапе урока русского языка в 8 классе, что позволяет сделать процесс контроля усвоения и закрепления знаний более эффективным....