Синтаксис простого предложения
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Открытый урок в 5 классе (на материалах краеведческого музея)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_5_klasse_russkiy_yazyk.docx | 310.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели урока: повторить знания по теме «Синтаксис»; закрепить умения находить главные и второстепенные члены предложения, однородные члены предложения, производить синтаксический разбор простого предложения в целом; воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине.
Оборудование: выставка книг о Мордовии, на партах тексты для комплексного анализа, карточки для дифференцированной работы учащихся, раздаточный материал «в бабушкином сундучке» (шкатулке), презентация.
Ход урока
Слово учителя
Ребята, наш сегодняшний урок и обычный и особенный одновременно. Обычный, потому что мы будем повторять изученное о простом предложении, очень важной теме в русском языке. А как называется раздел науки о языке, изучающий строение предложения? (синтаксис)
А особенный наш урок , потому что мы будем говорить о нашей малой родине о …о Мордовии.
Прочитайте эпиграф к уроку:
Земли есть и красивей –
Мне не надо иной:
Ты ведь тоже Россия,
Край мордовский родной.
Артур Моро. (слайд1)
Вопрос классу:
Вы изучали в 1 полугодии историю мордовского края. Может быть, кто из вас знает, кто такой был Артур Моро?
(ответ ученика)
А́ртур Мо́ро, настоящее имя — Афанасий Матвеевич Осипов, - эрзянский народный поэт, родился 11 мая 1909 года в селе Архангельские Ключи Архангельской волости Самарской губернии, умер 13.01.1989 г. Кандидат искусствоведческих наук. Заслуженный поэт МАССР.
Детство поэта было тяжелым. Отец был пастухом, батрачил, работал чернорабочим. В семье было пятеро детей. Афанасий с 8 лет пас скот, ходил по миру, беспризорничал. После Гражданской войны воспитывался в детских домах Зауралья, затем учился в школе ФЗУ.
В 1925 году А. Моро уезжает в Москву. При помощи П.С. Глухова (редактор эрзянской газеты «Якстере теште» («Красная звезда»)) Артур Моро оканчивает Фабрично-заводское училище, получает профессию наборщика текстов. После окончания ФЗУ стал работать наборщиком газеты в типографии «Якстере теште», а по вечерам продолжал учиться на рабфаке.
Первое стихотворное произведение Артур Моро написал в семнадцатилетнем возрасте.
Вопрос классу:
Ребята, а какая главная мысль этого четверостишия?
(красота земли мордовской, единство России и Мордовии). Да действительно это стихотворение выражает мысли каждого, живущего в Мордовии, и поэтому идет такая большая подготовка в Саранске к какому празднику? ( К тысячелетию единения мордовского народа с народами России).
Запишите это четверостишие в тетрадь.
Вопрос классу:
Ребята, скажите, а сколько здесь предложений? (одно). А какое оно? (сложное). Что же называется предложением?
Давайте повторим то, что вам известно о предложении.
Сегодня на урок я пришла с необычным сундучком
Вот бы знать нам, что таится
В сундучке старинном том!-
Может, в нем таится клад
И сокровища лежат?
У вас дома тоже, наверное, есть разного вида бабушкины сундучки, шкатулки. Давайте заглянем в сундучок. Подходите по очереди и доставайте «грамотки», так раньше назвались листочки бумаги, как вы думаете почему? На чем писали до того, как появилась бумага? (на берестяных грамотах, поэтому в народе называли грамотами листы бумаги) (вопросы по одному на стол)
Работа в парах. Ребята достают листочки с вопросами.
(ответ на вопрос и задание выполняют письменно, затем объясняют по очереди, задание № 5 выполняется на доске)
Вопрос 1. Какая известная советская поэтесса родилась в городе Ардатове?
Ответьте на вопрос, назовите грамматическую основу предложения)
(Известная советская поэтесса Людмила Константиновна Татьяничева родилась в городе Ардатове.)
Вопрос 2. Какие города есть в нашей республике?
Какие члены предложения называются однородными? Найдите их в предложении и подчеркните.
(В нашей республике есть такие города: Саранск, Рузаевка, Ардатов, Инсар, Темников.
Вопрос 3. Какие три цвета присутствуют на Государственном флаге Мордовии?
Найдите в предложении определения, укажите, на какой вопрос отвечает определение, к какому слову относится.
(На Государственном флаге Мордовии присутствуют мареновый, белый, синий цвета.)
Вопрос 4. Перечислите символы государства.
Найдите в предложении грамматическую основу. Определите, какой частью речи выражены подлежащее и сказуемое.
( Символы государства – это флаг, гимн, герб).
Вопрос 5. На какой реке расположено село Редкодубье?
Сделайте полный синтаксический разбор предложения.
(Село Редкодубье расположено на реке Алатырь.) (слайд)
Анализ текстов, которые ученики получают в начале урока
Мордва принадлежит к семье финно-угорских народов. На территории современной Мордовии проживает мордвы примерно одна третья часть от общего населения республики. Их дальними родственниками являются удмурты, марийцы, венгры, финны.
На земле у каждого дерева есть корни, которыми оно питается, растёт, набирает силы. Точно такие же корни имеет не только отдельный человек, но и народ, край Мордовский. Здесь издавна в согласии и дружбе живут русские и мордва. Две культуры развивались в тесном взаимодействии друг с другом и культурами других народов.
Ардатовский район славится богатыми традициями и талантливыми людьми, в том числе и село Редкодубье. Все вы читали, наверное, статьи в газетах о творческой семье Уваровых. Плетение из лозы было одним из давних промыслов в Редкодубье. Это здорово, что оно продолжает жить!
Необходимо свято беречь язык, обычаи, традиции пусть даже самого малого народа.
Словарная работа (слайд)
Финно-угорский , -ая,-ое. 1. Финно-угорские языки – это семья языков, включающая венгерский, вежский, вотский, ижорский, карельский, коми-зырянский, коми-пермяцкий, мевский, мансийский, марийский, мордовский, саамский, удмуртский, финский, эстонский и некоторые другие языки.
2. Финно-угорские народы – народы, говорящие на этих языках.
Кустарный промысел – производство бытовых изделий ручным способом.
Задания к тексту. (слайд)
- Прочитайте выразительно и докажите, что это текст.
- определите главную мысль
- составьте вопросы к тексту
(К какой языковой семье принадлежит мордва?
Какие две культуры на территории Мордовии живут в тесном взаимодействии?)
Какой из промыслов продолжает жить в Редкодубье?
Найдите предложение с однородными членами, составьте его схему
( один ученик работает у доски) Их дальними родственниками являются удмурты, марийцы, венгры, финны.
Молоды, ребята, все хорошо работали, а теперь мне хотелось бы услышать от вас, какие же промыслы были раньше в Редкодубье?
(сообщение ученика)
Наши предки отлично ориентировались на местности, для постройки своих жилищ выбирали такое место, чтобы рядом была вода, лес, пастбище для скота. В те далёкие времена село находилось в сплошном лесном массиве, а выше по течению реки Алатырь на многие километры простирались пойменные луга и небольшие водоёмы.
В лесах в то время в изобилии водилось много разного зверя: зайцы, лисицы, еноты, барсуки, волки, кабаны, рыси, временами медведи захаживали. В реке и водоёмах водилось немало рыбы.
По рассказам старожилов, в селе была своя рыболовная бригада. Руководили ей представители рода Абрадиных. В селе были неплохие охотники. На всю округу славились непревзойдённые волчатники Голюшовы.
Род Моисеевых занимался более миролюбивым ремеслом, а точнее валяли валенки и обували односельчан в хорошую, тёплую и надёжную обувь.
А вот Болетановы, Киржеманов Иван Фёдорович, братья Ремаевы, Ламзин Алексей Васильевич делали музыкальные инструменты – балалайки, которые звенели по всей России. Чтобы сделать балалайку, мастер шёл в лес и искал нужное дерево – берёзу. Мог ходить и искать неделями: ведь берёзе должно быть не менее 50-ти лет. Она должна быть стройной и иметь некручёные волокна. Найдя, мастер внизу, у корня, вкруговую обтёсывал её. Ровно год дерево сохло на корню. И только потом берёзу срезали. Вот почему наши балалайки были такие звонкие и певучие.
Кроме того, Киржеманов Иван Фёдорович делал гусли и венские стулья, которые пользовались спросом в Алатыре и Нижегородской области.
Несколько лет назад житель нашего села Виктор Иванович Киржеманов решил вспомнить технологию изготовления балалайки, по которой работал его дед. Он нашел соответствующий материал, с помощью циркулярной пилы распилил берёзовую заготовку на пластины толщиной 2-3 мм., приготовил шаблон и придал заготовкам нужную форму.
(слайд)
Из таких заготовок делают балалайки.
Гриф делал вручную. Затем с помощью столярного клея скрепил все детали. Купил колки и струны, настроил, и зазвенела балалайка в руках мастера.
Балалайка, изготовленная вручную.
Умело использовали и другой природный материал. С липовых деревьев в определенное время обдирали кору, делали лыко, а с берёзы срезали кору, получали бересту.
Изделия народных умельцев из лыка (слайд)
Около десяти родов занимались плетением из ивовых прутьев. Наши умельцы со своими изделиями неоднократно участвовали в российских выставках того времени и занимали первые места.
И в настоящее время у некоторых сельчан можно найти изделия вековой, или чуть менее того, давности.
Итог урока. Слово учителя
Спасибо, итак, ребята, наш необычный урок подошел к концу. Я думаю, что он был полезным для всех.
Домашнее задание (слайд)
А теперь представьте, что вы приехали в другую республику или область и вас просят рассказать о том крае, откуда вы приехали.
Дома напишите сочинение на тему « Моя Мордовия»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Шпаргалка ПО СИНТАКСИСУ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Шпаргалка ПО СИНТАКСИСУ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ...
Задания с кратким и развернутым ответом при изучении тем «Словосочетание» и «Синтаксис простого предложения»
Практический материал помогает закрепить знания по теме, а также может быть использован при повторении и подготовке к экзамену...
Рабочая учебная программа элективного курса по русскому языку .«Синтаксис. Простое предложение» 8 класс
Элективный курс «Синтаксис. Простое предложение.» составлен на основе авторской программы по русскому языку для 5 – 11 классов (базовый уровень): Разумовская М. М., В. И. КапиносС.И.Львов, Н. Н. Серге...
тест по теме "Синтаксис простого предложения"
материал для повторения темы "Простое предложение" в 8 классе школ с татарским языком обучения...
Использование различных проблемных ситуаций при изучении синтаксиса простого предложения в 8 классе
На уроках русского языка при объяснении нового материала можно создавать такие ситуации, при которых ученики не просто слушают объяснение учителя и запоминают правило механически, а ...
Карточки-задания по теме "Синтаксис простого предложения"
Данный материал может быть использован на любом этапе урока русского языка в 8 классе, что позволяет сделать процесс контроля усвоения и закрепления знаний более эффективным....
Синтаксис простого предложения
тестовая работа по теме "Синтаксис простого предложения" 6 класс...