Использование различных проблемных ситуаций при изучении синтаксиса простого предложения в 8 классе
учебно-методический материал по русскому языку на тему
На уроках русского языка при объяснении нового материала можно создавать такие ситуации, при которых ученики не просто слушают объяснение учителя и запоминают правило механически, а участвуют в создании этого правила.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование различных проблемных ситуаций при изучении синтаксиса простого предложения в 8 классе
Проблемные вопросы и ситуации могут быть использованы при изучении синтаксиса словосочетания и предложения. Так, при изучении видов синтаксической связи слов может быть использована следующая проблемная ситуация.
Учитель. Определите, каков вид синтаксической связи слов (управление, согласование или примыкание) в словосочетании у дома отца (Машина остановилась у дома отца)?
Ученик. Связь между словами в сочетании у дома отца – согласование, так как зависимое слово отца отвечает на вопрос к а к о г о? И стоит в том же роде, числе и падеже, что и слово у дома. – Ср.: у дома отца и у бойца-танкиста.
Учитель. Все это правильно. Однако отвечающий не учел еще одного, наиболее существительного признака, характеризующего согласование как способ связи слов.
О каком признаке согласования идет речь в реплике учителя: (Ответ: при согласовании с изменением главного слова изменяются и формы зависимого; у дома отца – к дому отца; следовательно, в приведенном словосочетании способ связи слов – управление).
Изучение словосочетания может предполагать и проблемные вопросы типа: «Есть ли какие-либо различия между словосочетаниями бежевое платье и платье беж?» (Ответ: различие их в способах синтаксической связи слов – в первом случае это согласование, во втором – примыкание, хотя зависимые слова одинаково отвечают на вопрос к а к о е?)
Тема «Словосочетание» органично связана с темами «Главные члены предложения» и «Второстепенные члены предложения». Так, например, разбор по членам предложения Возле реки трое ребят разбили палатку может быть предварен вопросом: «Сколько членов в этом предложении?» (Ответ: три члена предложения, так как трое ребят – синтаксически неделимое словосочетание, как и сочетание разбили палатку, а сочетание возле реки состоит из одного знаменательного слова с предлогом).
При изучении раздела «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными» возможен вводящий проблемный вопрос: «Чем предложения с последовательным подчиненным придаточных напоминают подчинение слов в трехсловном словосочетании, где слова последовательно зависят друг от друга (купить интересную книгу и Синцов долго не мог ни у кого узнать, когда же пойдет тот поезд, с которым ему предстояло отправляться (К. Симонов)?»
Учащиеся должны сообразить, что в словосочетании одно из слов (книгу), а в сложном предложении одно из простых предложений (когда же пойдет тот поезд) одновременно являются и главным (подчиняющим) и зависимым, что отличает такие построения от параллельного и однородного подчинения.
Также при объяснение темы «Виды односоставных предложений» можно разработать следующую проблемную ситуацию:
1) После оргмомента провести исследовательскую работу в парах.
Дать 5 предложений, напечатанных на бумажных карточках.
Я люблю читать книги.
Люблю классическую музыку.
Сегодня объявили о полете на Марс.
Мне не спится.
Какая ночь!
Задание:
- Внимательно рассмотрите эти предложения. Подумайте, как их можно разделить на 2 группы.
Я люблю читать книги. | Люблю классическую музыку. Сегодня объявили о полете на Марс. Мне не спится. Какая ночь! |
- По какому принципу вы их поделили? (открыть запись на доске)
( Принцип разделения - состав основы предложений. Предложение двусоставное и односоставные ) .
Ученики сами определяют тему урока.
- Что мы уже знаем?
(Двусоставные предложения.)
- Чем выражены главные члены в предложении?
Я люблю читать книги.
Подлежащие выражены местоимением 1 лица, сказуемое составное глагольное, выражено глаголом 1 лица, ед. числа и инфинитивом.
Чего мы еще не знаем?
(Односоставные предложения).
-Какова же тема нашего урока?
(Односоставные предложения).
-Каковы цели урока?
• Будем учиться отличать односоставные предложения от двусоставных.
• Будем изучать виды односоставных предложений.
• Попробуем сами использовать односоставные предложения.
Учитель создает положительную мотивацию.
Для чего нужно изучать односоставные предложения? Часто ли мы пользуемся ими в речи?
(Знания понадобятся в жизни. На ЕГЭ вопросы в заданиях об односоставных предложениях. Надо уметь употреблять в речи.)
Зачитывается притча.
Есть такая притча о двух римлянах, поспоривших, кто из них скажет самую короткую речь (самое короткое предложение). Один сказал: «Еду в деревню». Второй ответил: «Езжай!».
- В чем изюминка этих предложений?
(Они не просто самые короткие, у них нет одного главного предложения, нет второстепенных членов»).
- Мы сегодня погорим об односоставных предложениях, в которых один главный член предложения.
Объяснение нового материала происходит поэтапно
1 этап - Исследовательская работа по определению типов односоставных предложений.
- Перед вами односоставные предложения. Они разные. Их тоже можно поделить на 2 группы.
Люблю классическую музыку.
Сегодня объявили о полете на Марс.
Мне не спится.
Какая ночь!
По какому принципу вы можете разделить эти предложения?
(Распределение зависит от того, чем выражен главный член предложения).
Какая ночь!
- Чем выражен главный член в данном предложении?
(Подлежащее выражено именем существительным).
Люблю классическую музыку.
Сегодня объявили о полете на Марс.
Мне не спится.
-Посмотрите, чем выражен главный член предложения?
(Глаголом.)
-Посмотрите, в какое из этих предложений нельзя подставить подлежащее.
Мне не спится.
-Чем выражен главный член предложения?
(Главный член предложения - безличный глагол).
-А в предложениях
Люблю классическую музыку.
Сегодня объявили о полете на Марс.
можно подставить подлежащее? Какое лицо у глаголов?
(Глагол 1 лица, ед. числа, глагол 3 лица, мн. числа).
2 этап - Обобщение
В 1,2,3 предложениях главный член выражен глаголом, а в 4 – существительным.
Односоставные предложения в соответствии с морфологическим выражением главного члена делятся на 2 большие группы:
- Глагольного типа
- Именного типа
- Как вы думаете, какие название подошло бы каждой группы? Докажите свою точку зрения.
Определенно – личное Неопределенно – личное Безличное Назывное | Люблю классическую музыку. По радио объявили о полете на Марс. Мне не спится. Какая ночь! |
Предложения глагольного типа:
•определенно – личное
•неопределенно – личное
•безличное
Предложения именного типа:
• назывные
3 этап - Создание алгоритма
- Давайте, восстановим ход нашего исследования
1. Находим грамматическую основу предложения.
2. Определяем, двусоставное предложение или односоставное.
3. Смотрим, чем выражен главный член предложения.
4. Можно ли вставить в предложение подлежащее.
5. Определяем, чем выражен главный член предложения.
- Ход наших рассуждений будет алгоритмом к определению типов односоставных предложений.
Как видно из существа приведенных выше проблемных вопросов и ситуаций, они в большинстве своем основаны на разрешении противоречий, заключенных в реальных языковых фактах, когда разные языковые явления материально одинаковы или когда одна и та же форма несет в себе одновременно несколько грамматических значений (синкретизм), т.е. нарушены однозначные соответствия между формой и содержанием.
Ответ на каждый из проблемных вопросов требует обращения к языковому материалу, выявлению в нем сходного и различного, умения сопоставлять явления, рассматривать их в непрерывной связи и взаимодействии, находить различное в общем и общее в совершенно различных на первый взгляд явлениях.
Создание и разрешение проблемных ситуаций – это один из перспективных методических приемов, направленных на восприятие учащимися явлений языка в из системных (часто контрастных, противоречивых) связях и взаимодействиях.
Использование проблемности в обучении позволяет поднимать учащихся до нового, более высокого уровня их познавательной деятельности, активизируя в ней творческий элемент, несет в себе мощный потенциал развития диалектики мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
изучение синтаксиса простого и сложного предложений на региональном материале
Подборка предложений различных конструкций на материале прозы и поэзии Белокалитвинскх авторов...
Шпаргалка ПО СИНТАКСИСУ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Шпаргалка ПО СИНТАКСИСУ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ...
Задания с кратким и развернутым ответом при изучении тем «Словосочетание» и «Синтаксис простого предложения»
Практический материал помогает закрепить знания по теме, а также может быть использован при повторении и подготовке к экзамену...
Рабочая учебная программа элективного курса по русскому языку .«Синтаксис. Простое предложение» 8 класс
Элективный курс «Синтаксис. Простое предложение.» составлен на основе авторской программы по русскому языку для 5 – 11 классов (базовый уровень): Разумовская М. М., В. И. КапиносС.И.Львов, Н. Н. Серге...
Материал для зачетной работы по русскому языку за курс 8 класса по теме "Синтаксис простого предложения"
Материал для зачетной работы по русскому языку за курс 8 класса по теме "Синтаксис простого предложения" включает в себя 10 билетов по два задания в каждом.Первое задание предполагает развер...
Контрольный тест по теме: «Синтаксис простого предложения» 5 класс
Контрольная работа (тест) по теме: «Синтаксис простого предложения» 5 класс...
Создание проблемных ситуаций при изучении новых тем в рамках изучения русского языка и литературы в старших классах
Выступление на межмуниципальном семинаре в рамках регионального проекта «Поезд мастеров»...