Карточки-задания по теме "Синтаксис простого предложения"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Данный материал может быть использован на любом этапе урока русского языка в 8 классе, что позволяет сделать процесс контроля усвоения и закрепления знаний более эффективным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartochki_15-16.docx45.82 КБ

Предварительный просмотр:

_____________20__г.

учени___ 8 класса____

______________________________

_____________20__г.

учени___ 8 класса____

______________________________

КАРТОЧКА №1

КАРТОЧКА №2

Спишите, вставляя пропущенные буквы, графически обозначая выбор гласной в корне

Спишите, вставляя пропущенные буквы, графически обозначая выбор гласной в корне

Погл..щать кислород, заг..рать на пляже, насл..ждаться красотой леса, предпол..гать зан..чевать в сторожке, прис..гать на верность, густая р..стительность, пом..гать отцу в течение всего лета, сож..леть о случившемся, бл..снуть на солнце, д..леко в море, проб..раться сквозь зар..сли, зеленая д..лина, распол..житься на н..члег, прик..саться к стене, хорошее возн..граждение, знамя разв..вается.

Сост..влять план, усм..ренный поток, гл..жу в книгу, обв..нять в недосмотре, прогн..зировать события, спр..вляться в словаре, вы..влять недостатки, костер разг..рается, дост..вать с полки, распр..мившиеся ветки, глаза сл..паются, раздр..жать всех, препод..ватель математики, прик..сновение к цветку, разд..рать пополам, зам..рать от восторга, д..лекий г..ризонт, предприн..мать усилия, взгр..моздиться на стол, возр..ждение из пепла, обл..гчить уч..сть, пок..рить зверя.

_____________20__г.

учени___ 8 класса____

______________________________

_____________20__г.

учени___ 8 класса____

______________________________

КАРТОЧКА №3

КАРТОЧКА №4

Спишите, добавляя в предложения обстоятельства

Спишите, добавляя в предложения обстоятельства

  1. Вадим отстал от своих товарищей … (обстоятельство причины).
  2. Мы отправились в лес … (обстоятельство цели).
  3. Ребята поспешили на речку… (обстоятельство цели).
  4. (Обстоятельство места) … поднималось солнце.
  5. (Обстоятельство времени) … над лесом занялся пожар.
  1. Громадные тучи нависли … (обстоятельство места).
  2. (Обстоятельство образа действия) … восходит полная луна.
  3. Видом моря любоваться собралась толпа гостей … (обстоятельство времени).
  4. (Обстоятельство места)… виднелся свет маяка.
  5. Шорох гравия никогда не прекращался … (обстоятельство причины).


_____________20__г.

учени___ 8 класса____

______________________________

_____________20__г.

учени___ 8 класса____

______________________________

КАРТОЧКА №5

КАРТОЧКА №6

Спишите предложения, подчеркните грамматические основы; найдите обстоятельства, определите, чем они выражены. Укажите вид обстоятельства по значению.

Спишите предложения, подчеркните грамматические основы; найдите обстоятельства, определите, чем они выражены. Укажите вид обстоятельства по значению.

1) Громадные тучи нависли широко над морем и скрыли блистательный день.

2) Как щит, в бою окровавле́нный, восходит полная луна. 3) Видом моря любоваться собралась толпа гостей. 4) Здесь горы с двух сторон стоят, как две стены. 5) И звуки полетят, красуясь и играя.

1) Она ходила без цели по набережной, пряча лицо от ветра. 2) Вдали в море через равные промежутки времени зажигался свет маяка. 3) Шорох гравия никогда не прекращался здесь под стеной. 4) Я с бабушкой пришел в гимназию держать экзамен в приготовительный класс.


_____________20___г.

учени___ 8 класса____

______________________________

_____________20___г.

учени___ 8 класса____

______________________________

КАРТОЧКА №7

КАРТОЧКА №8

Виды односоставных предложений

Виды односоставных предложений

1. Найдите определенно-личное предложение.

1. Найдите определенно-личное предложение.

А. С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты. (Ф. Тютчев)

А. Весна берет свои права. (А. Фет)

Б. Про победу Великого года будут петь в самом дальнем краю. (Н. Тихонов)

Б. Под музыку осеннего дождя иду во тьме. (К. Фофанов)

В. На пригорке то сыро, то жарко. (А.Фет)

В. Наступает длинный зимний вечер. (И. Гончаров)

Г. Волка шапками не закидаешь. (Пословица)

Г. Тепло на солнышке.

Д. По ниве прохожу я узкою межой, поросшей кашкою и цепкой лебедой.

(А. Майков)

Д. Осенний день прошуршал ломкой листвой. (Ф. Тютчев)

2. Найдите неопределенно-личное предложение.

2. Найдите неопределенно-личное предложение.

А. Уж красавицы весны колесница золотая мчится с горной вышины (А. Майков)

А. Мужайся, сердце, до конца. (Ф. Тютчев)

Б. Ради розы терпят и шипы. (Пословица)

Б. Было бы глупо даже приступать к этому вопросу. (Ю. Олеша)

В. Нигде жилья не видно на просторе. (А. Фет)

В. В детстве мне ни разу не удалось запустить змея. (Ю. Олеша)

Г. Со скрипом опустили трап. (А. Толстой)

Г. Не слышно шума городского.

Д. Еду-еду в чистом поле. (А. Пушкин)

Д. Бумагу для обёртывания книг берут прочную.

3. Найдите безличное предложение.

3. Найдите безличное предложение.

А. Ведут ко мне коня. (А. Пушкин)

А. Дни поздней осени бранят обыкновенно. (А. Пушкин)

Б. Не спится, няня. (А. Пушкин)

Б. В дверь негромко постучали.

В. Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня. (А. Пушкин)

В. Из воды пустой масла не извлечёшь. (Пословица)

Г. Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей. (С. Васильев)

Г. Мне в душу повеяло жизнью и волей. (А. Майков)

Д. Кому-то принесли от мастера ларец. (И. Крылов)

Д. Приветствую тебя, пустынный уголок. (А. Пушкин)

4. Найдите назывное предложение.

4. Найдите назывное предложение.

А. Из открытых окон льётся песня южной стороны. (А. Плещеев)

А. В берег бьется чуждый чарам чёрный чёлн. (К. Бальмонт)

Б. Я один в лесу глухом. (В. Боков)

Б.Девушка на холме. Юноша на корме. (К. Ваншенкин)

В. Не презирай совета ничьего. (И. Крылов)

В. Из открытых окон льётся песня южной стороны. (А. Плещеев)

Г. Сказочный чертог, весь открытый для обзора. (Б. Пастернак)

Г. Глушь да топь, коряги да пеньки. (Д. Кедрин)

Д. Из речи пустой мысли не изречёшь. (Пословица)

Д. Истины врагу не открывай, тайны дураку не поверяй. (Пословица)


_____________20___г.

учени___ 8 класса____

______________________________

_____________20___г.

учени___ 8 класса____

______________________________

КАРТОЧКА №9

КАРТОЧКА №10

Спишите. Укажите, какой частью речи выражен главный член предложения. Определите тип односоставных предложений.

Спишите. Укажите, какой частью речи выражен главный член предложения. Определите тип односоставных предложений.

1) Брожу по набережной снова (Ю. Друнина) 2) Изба лесничего. Медвежье царство. (Ю. Друнина) 3) Последние шутки. Объятья. (Ю. Друнина) 4) Повеет полем, первой бороздой. (Н. Браун) 5) Загляну в глаза волжанки. (А. Пришелец) 6) Забыли о свете вечерних окон, задули теплый рыжий очаг. (О. Бергольц) 7) В Сибири не любят горячку и спешку. (А. Сурков) 8) Весны без грозы не бывает. (К. Кулиев)

1) Все грущу о шинели. (Ю. Друнина) 2) Десять суток нам дают на отдых! (С. Наровчатов) 3) Вхожу в родную квартиру по лестнице ледяной. (А. Яшин) 4) Ее (черемуху) ломают ветками огромными. (Л. Татьяничева) 5) Забайкалье. Зарево заката. Запоздалый птичий перелет. (М. Алигер) 6) Тянет холодом зимних дней. (А. Сурков) 7) Ожидание парохода. Соловьи. Весна. (М. Алигер) 8) И вот в лицо пахнуло земляникой, смолистым детством, новгородским днем. (О. Бергольц)

_____________20___г.

учени___ 8 класса____

______________________________

_____________20___г.

учени___ 8 класса____

______________________________

КАРТОЧКА №11

КАРТОЧКА №12

Спишите. Укажите, какой частью речи выражен главный член предложения. Определите тип односоставных предложений.

1) Вижу высоко над головой сосны, облака, голубизну. (М. Алигер) 2) Его вывезли из крепости, из Бреста. (К. Симонов) 3) Хлестало в окна дождиком косым. (В. Тушнова) 4) Не зря меня сюда манило, притягивало и влекло. (А. Межиров) 5) Лес. Палатка. Плеск речной воды. (А. Яшин) 6) От далеких и близких почты жду новогодней. (А. Яшин) 7)  Багровые горизонты. Оборванные провода. (П. Вегин) 8) У одержимых нет дороги вспять. (Н. Браун)

_____________20___г.

учени___ 8 класса____

______________________________

_____________20___г.

учени___ 8 класса____

______________________________

КАРТОЧКА №12

КАРТОЧКА №13

К данному определению добавьте распространенное, образованное от слов, стоящих в скобках, расставьте знаки препинания.

К данному определению добавьте распространенное, образованное от слов, стоящих в скобках, расставьте знаки препинания.

  1. Праздничные (ярко осветить) улицы были очень красивы.
  2. Вдоль дороги виднелись исхлестанные (сломать ветром) деревья.

  1. Весенние (бурно мчаться) потоки воды смывали все на своем пути.
  2. Причудливые (удивительная форма) скалы высились вокруг.


_____________20___г.

учени___ 8 класса____

______________________________

_____________20___г.

учени___ 8 класса____

______________________________

КАРТОЧКА №14

КАРТОЧКА №15

Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

Спишите словосочетания, вставляя суффиксы в причастия.

Составьте простое предложение с любым словосочетанием.

  1. Все чаще дуют злые холодные ветры обрывая л..ству.
  2. По небу засл..няя звезды неслись низкие т..желые тучи.
  3. Он отказался от всего от пол..жения, от влияния, от участия, от борьбы.

Для бор..егося народа; брезж..ий рассвет; слыш..ий его песню; в буш..ем океане; на кача..емся плоту; трепещ..им румянцем.


В данном тексте замените выделенные глаголы деепричастиями, образовав деепричастные обороты.

В данном тексте замените выделенные глаголы деепричастиями, образовав деепричастные обороты.

В воздухе пахнет весной. Деревья в лесу отбрасывают на снег лиловые тени и стоят неподвижно.

Чуткое ухо ловит первые знакомые звуки весны. Почти над самой головой послышались звонкие удары. Это лесной музыкант-дятел выбрал сухое дерево и барабанит по нему. Прислушаешься внимательно и непременно услышишь эти звуки. Дятел-барабанщик как бы перекликается с кем-то и торжественно приветствует приход весны.

Вот прогрелась лучами мартовского солнца и свалилась с макушки дерева белая шапка, она рассыпалась снежной пылью. Ветка освободилась от зимних оков и долго еще колышется точно живая.

(По И.С. Соколову-Микитову)

В воздухе пахнет весной. Деревья в лесу отбрасывают на снег лиловые тени и стоят неподвижно.

Чуткое ухо ловит первые знакомые звуки весны. Почти над самой головой послышались звонкие удары. Это лесной музыкант-дятел выбрал сухое дерево и барабанит по нему. Прислушаешься внимательно и непременно услышишь эти звуки. Дятел-барабанщик как бы перекликается с кем-то и торжественно приветствует приход весны.

Вот прогрелась лучами мартовского солнца и свалилась с макушки дерева белая шапка, она рассыпалась снежной пылью. Ветка освободилась от зимних оков и долго еще колышется точно живая.

(По И.С. Соколову-Микитову)

В данном тексте замените выделенные глаголы деепричастиями, образовав деепричастные обороты.

В данном тексте замените выделенные глаголы деепричастиями, образовав деепричастные обороты.

В воздухе пахнет весной. Деревья в лесу отбрасывают на снег лиловые тени и стоят неподвижно.

Чуткое ухо ловит первые знакомые звуки весны. Почти над самой головой послышались звонкие удары. Это лесной музыкант-дятел выбрал сухое дерево и барабанит по нему. Прислушаешься внимательно и непременно услышишь эти звуки. Дятел-барабанщик как бы перекликается с кем-то и торжественно приветствует приход весны.

Вот прогрелась лучами мартовского солнца и свалилась с макушки дерева белая шапка, она рассыпалась снежной пылью. Ветка освободилась от зимних оков и долго еще колышется точно живая.

(По И.С. Соколову-Микитову)

В воздухе пахнет весной. Деревья в лесу отбрасывают на снег лиловые тени и стоят неподвижно.

Чуткое ухо ловит первые знакомые звуки весны. Почти над самой головой послышались звонкие удары. Это лесной музыкант-дятел выбрал сухое дерево и барабанит по нему. Прислушаешься внимательно и непременно услышишь эти звуки. Дятел-барабанщик как бы перекликается с кем-то и торжественно приветствует приход весны.

Вот прогрелась лучами мартовского солнца и свалилась с макушки дерева белая шапка, она рассыпалась снежной пылью. Ветка освободилась от зимних оков и долго еще колышется точно живая.

(По И.С. Соколову-Микитову)

_____________20___г.

учени___ 8 класса____

______________________________

_____________20___г.

учени___ 8 класса____

______________________________

КАРТОЧКА №16

КАРТОЧКА №17

Запишите предложения, вставляя недостающие знаки препинания.

Запишите предложения, вставляя недостающие знаки препинания.

  1. Итак пассажиров было много, однако каждого из них провожали2 целые толпы.
  2. Лёгкий ажурный павильон вероятно был построен в стиле странной местной архитектуры.
  3. Правда его опасения пока не оправдались2.

  1. Наступил перерыв в странствиях но конечно не такой долгий как зимовка.
  2. Я однако и не думал останавливаться2.
  3. Однако вид вошедшего2 был вполне приветлив.


_____________20___г.

учени___ 8 класса____

______________________________

_____________20___г.

учени___ 8 класса____

______________________________

КАРТОЧКА №18

КАРТОЧКА №19

В каком варианте ответа верно указаны все запятые?

Мы (1) во-первых (2) должны очистить двор от мусора (3) а (4) во-вторых (5) посадить кусты вдоль забора.

В каком варианте ответа верно указаны все запятые?

Мимо пробежал человек (1) к счастью (2) меня не заметивший. А вовсе не красивых цветов (3) как известно (4) не бывает.

а) 1, 2, 3, 4, 5;

б) 1, 2, 3, 5;

в) 1, 3, 4, 5;

г) 2, 3, 4, 5.

а) 1, 2, 3, 4;

б) 1, 2;

в) 1, 3, 4;

г) 1, 3.


_____________20___г.

учени___ 8 класса____

______________________________

_____________20___г.

учени___ 8 класса____

______________________________

КАРТОЧКА №20

КАРТОЧКА №21

В каком варианте ответа верно указаны все запятые?

Погода (1) по-моему (2) проясняется, и (3) возможно (4) мы сумеем поехать в лес.

В каком варианте ответа верно указаны все запятые?

Синицы да корольки (1) правда (2) попискивают иногда довольно оживленно в чаще сосновых и еловых ветвей. Правда (3) чувствуется на каждой странице рассказа.

а) 1, 2, 3;

б) 1, 2, 3, 4;

в) 1, 3;

г) 1, 2.

а) 1, 3;

б) 1, 2, 3;

в) 1, 2;

г) 2, 3.

_____________20___г.

учени___ 8 класса____

______________________________

_____________20___г.

учени___ 8 класса____

______________________________

Тест по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения»

Тест по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения»

  1. В каком предложении существительное может быть и подлежащим, и обращением? (Знаки препинания не расставлены)

а) Братцы пошли купаться.

б) Вася голубчик куда же ты спрятался?

в) Что стоишь качаясь тонкая рябина?

г) Вы господа ошиблись.

  1. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

а) Отколе, умная, бредешь ты, голова?

б) Валерий Михайлович, повторите, пожалуйста, вопрос.

в) Спой, светик, не стыдись!

г) Сыпь ты черёмуха, снегом!

  1. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

а) Как нарочно, дожди и холод продолжались весь май.

б) Мой приход – я это мог заметить – сначала несколько смутил гостей Николая Ивановича.

в) Эх, Петербург! Что за жизнь право!

г) Незнакомец, однако, не торопился с ответом.

  1. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

а) А прошлое, кажется, сном.

б) Был уже конец марта, однако снег еще не начал таять.

в) Навстречу нам шла шхуна, должно быть, в Тамань.

г) Нет, благодарю покорно, не хочу.

  1. В каком предложении существительное может быть и подлежащим, и обращением? (Знаки препинания не расставлены)

а) Братцы пошли купаться.

б) Вася голубчик куда же ты спрятался?

в) Что стоишь качаясь тонкая рябина?

г) Вы господа ошиблись.

  1. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

а) Отколе, умная, бредешь ты, голова?

б) Валерий Михайлович, повторите, пожалуйста, вопрос.

в) Спой, светик, не стыдись!

г) Сыпь ты черёмуха, снегом!

  1. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

а) Как нарочно, дожди и холод продолжались весь май.

б) Мой приход – я это мог заметить – сначала несколько смутил гостей Николая Ивановича.

в) Эх, Петербург! Что за жизнь право!

г) Незнакомец, однако, не торопился с ответом.

  1. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

а) А прошлое, кажется, сном.

б) Был уже конец марта, однако снег еще не начал таять.

в) Навстречу нам шла шхуна, должно быть, в Тамань.

г) Нет, благодарю покорно, не хочу.


_____________20___г.

учени___ 8 класса____

______________________________

_____________20___г.

учени___ 8 класса____

______________________________

КАРТОЧКА №22

КАРТОЧКА №23

  1. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

Выпишите предложение, расставляя необходимые знаки препинания, составьте схему предложения.

1) Он громко сказал: «Здравствуйте, дорогие земляки!»

2) «Что за погода, - говорил я своему спутнику, - не то туман, не то дождь, не разберешь право».

3) «Дождь пойдет – проговорила тихо Лиза».

4) Недаром говорят: «Повторение – мать учения».

  1. Укажите предложения, в котором верно оформлена прямая речь.

1) Он приветливо спросил: «Вы давно приехали в Ялту?»

2) Над самым ухом прозвучал басистый голос «Эй, посторонись!»

3) «Да это бунт» - закричал исправник.

4) «Что у вас стряслось?» - Не выдержал Андрей.

  1. Отметьте предложение, соответствующее схеме: «П», - а.

1) «Ты хозяйский сын?» - спросил его незнакомец.

2) «Я имел гораздо лучшее мнение о черкешенках», - сказал Григорий Александрович.

3) А мама однажды сказала отцу: «Это все твое анархическое воспитание».

4) «Если я выстрелю из пистолета, - сказал я ему, - то беги на берег».

  1. Укажите предложение, в котором неправильно оформлена прямая речь. Выпишите его, расставив необходимые знаки препинания, составьте схему предложения.
  1. «Ее зовут Бэлою», - ответил я.
  2. «Так вот он какой, Кавказ!» - подумал я.
  3. Если мама кого-нибудь уважала, то говорила «Это вполне интеллигентный человек».
  4. Почти каждую фразу она начинала излюбленными словами: «Имейте в виду».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная проверочная работа по русскому языку "Виды односоставных предложений. Функция инфинитива. Фонетика. Употребление тире в простом предложении. Средства художественной выразительности". 9 класс. Подготовка к ГИА

Данная комплексная проверочная работа позволяет максимально быстро проверить уровень знаний обучающихся по наиболее проблемным темам языкознания: "Виды односоставных предложений. Функция инфинитива. Ф...

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "«Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных предложений в сложноподчинённых предложениях» с презентацией

Урок закрепления знаний по теме "Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных". Цель урока - подготовиться к выполнени...