Конспект урока русского языка по теме "Диалектизмы" с применением технологии активных форм и методов обучения
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Урок разработан с применением технологии активных форм и методов обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_po_teme_dialektizmy_s_primeneniem_aktivnyh_form_i_metodov.docx | 21.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 6 классе с применением активных методов обучения
Тема: «Диалектизмы»
Цели урока:
образовательные:
- познакомить обучающихся с новым понятием;
- научить осознавать значимость и эффективность применения диалектизмов в устной и письменной речи;
- учить практическому умению находить диалектизмы тексте.
воспитательные:
- содействовать повышению мотивации к расширенному изучению русского языка.
развивающие:
- развивать творческие способности и личностные качества;
- способствовать развитию навыков работы в группе, толерантности и командного духа.
- сформировать практические знания о диалектизмах и их значении в речи.
Тип: урок ознакомления с новым материалом;
Форма организации учебного процесса: индивидуальная, групповая.
Оборудование:
Вхождение в тему: проектор, экран, интерактивная доска.
Формирование ожидания: стикеры, цветные ручки, карандаши, магниты.
Интерактивная лекция: ватман, цветные карандаши, Толковый словарь.
Проработка содержания темы: карточки с иллюстрациями, карандаши.
Ожидаемые результаты: обучающиеся научатся находить диалектизмы в устной и письменной речи; научатся объяснять их роль в русском языке.
Этапы урока:
1. Инициация (1 минута)
2. Вхождение в тему (4 минуты + 5 минут)
3. Формирование ожиданий ученика (5 минут)
4. Интерактивная лекция (10 минут)
5. Эмоциональная разрядка (3 минуты)
6. Проработка содержания темы (10 минут +5 минут)
7. Подведение итогов (1 минута)
8. Домашнее задание (1 минута)
Ход урока
1. Инициация (1 минута)
Цель: установить контакт с каждым из учеников, подготовить класс к усвоению учебного материала.
Весь класс
Метод «Приветствие»
Проведение: класс приветствует учителя стоя. Учитель находит контакт с каждым из учеников «глаза в глаза».
2. Вхождение или погружение в тему (4 минуты + 5 минут)
Слайд-шоу (4 минуты)
(4 слайда)
Цель: раскрытие темы урока.
Ученик у доски раскрывает тему урока классу
Описание урока:
Урок разработан для изучения темы в 6 классе с использованием активных методов обучения, причем структура урока не нарушена.
Учитель в ходе урока является тьютором- курирует деятельность обучающихся, не оказывая познавательного давления. Таким образом, обучающиеся имеют большое свободное пространство для собственной самореализации. Задания для обучающихся подобраны с учетом максимального раскрытия их творческих и познавательных способностей.
Домашнее задание носит развивающий характер.
Проведение: Обучающийся демонстрирует заранее подготовленный материал (слайд-шоу, фильм, созданный на основе изучения параграфа учебника и дополнительного материала), в котором раскрывает понятие диалектизм и приводит примеры.
Примерная информация:
Диалектизмы, диалектные слова – это слова, употребляемые только жителями той или иной местности.
Русские люди живут в разных географических условиях: кто-то в лесной местности, кто-то в степной; одни в горах, а другие – на равнине. Это наложило отпечаток на их жизнь, быт, язык. В национальном русском языке имеются два основных наречия (диалекта), в состав которых входят самостоятельные говоры.
Основу лексики всех говоров составляют общеупотребительные слова. Помимо них, в говорах употребляются местные или диалектные слова, понятные жителям определенной территории (местности)
Например: бурак (свекла), сула (судак), кочет (петух), дюже (очень); кушак (пояс), кислица (красная смородина), курень (дом), гутарить (говорить) и др.
Вы, наверное, слышали некоторые слова от ваших бабушек и дедушек, в старину на Дону казаки именно такие слова использовали в своей речи. Речь жителей той или иной местности называют диалектом.
В русском языке различают три основные группы диалектов: севернорусские диалекты (или наречия), южнорусские диалекты (наречие), среднерусские диалекты (говоры).
Русские народные говоры делятся на два наречия: северное и южное. Между этими наречиями располагаются среднерусские говоры.
Интеллектуальная игра «Философия жизни» или «Мир един» (5 минут)
Цель: заинтересовать класс, дать почувствовать каждому обучающемуся важность изучения темы.
Участники – обучающиеся всего класса
Форма проведения: Дети становятся в круг. Им предлагается фраза, которую нужно продолжить. Один из учеников должен дать утверждение, а другой отрицание. На уроке будем использовать только утверждение.
«Сегодня на уроке мы будем изучать новую тему диалектизмы…» (продолжите фразу)
Варианты ответов детей:
- это очень интересно
- потому что мы должны знать русский язык
- она нам пригодится при сдаче экзамена
- она нам нужна для подготовки к контрольной работе
и т.д.
Если ученик затрудняется дать утверждение, он может пропустить свой ход!
3. Формирование ожиданий ученика (5 минут)
Метод «Список покупок»
Цель: выяснить, чего ожидают учащиеся от этого урока. Разбить класс на группы.
Весь класс
Проведение: учащимся предлагается выбрать на доске понравившийся стикер (цвет, форма). С помощью стикеров учащиеся образуют группу в соответствии с формой и цветом. Группа с красными стикерами, группа с зелеными стикерами и т.д. На стикере с одной стороны учащиеся пишут свои ожидания от урока. Стикеры сохраняются до конца урока на парте у каждого учащегося.
4. Интерактивная лекция (10 минут)
Мероприятие «Лабиринт»
Цель: с помощью проблемного обучения подвести учащихся к раскрытию темы.
Группы
Проведение: каждой группе дается ватман, на котором написаны разные по своему происхождению слова (архаизмы, историзмы, неологизмы, профессионализмы, диалектизмы).
Например: рейтинг, сайт, бытовые понятия (корчма, лабаз, алтын, целковый)агнец (ягненок), скейтборд, ведать (знать), пирсинг, внимать (слушать), спонсор, врата (ворота), плейер, дизайн, глас (голос), секьюрити, грясти (идти), длань (ладонь), ворота, днесь (сегодня), старинная одежда и обувь (армяк, кафтан, камзол), дщерь (дочь), названия лиц по профессии, занятию (стрелец, стражник, ратник, приказчик), программист, зело (очень), снег, учреждения и должностные лица (вече, управа, воевода, исправник), заря, зреть (смотреть), кормчий (рулевой), названия старых мер длины, веса (аршин, вершок, сажень), сериал, кварки (элементарные частицы).
Из многообразия слов достаточно отобрать 10 и предложить обучающимся.
Ставим перед учениками задачу: отберите слова, которые являются необщеупотребительными, а относятся к употреблению жителями той или иной местности. Учащиеся для отбора могут использовать фломастеры, зачеркивать или ставить крестики на словах, которые не нужны.
После выполнения задания перед группами ставим вопросы:
1. Почему вы отобрали именно эти слова?
(обучающиеся могут отобрать слова не те. Нужно каждое слово рассмотреть, объяснить его значение и определить группу слов, к которой это слово относится. Дети могут объяснить значение слова сначала сами, а затем при помощи Толкового словаря).
2. Зачем в речи нужны диалектизмы?
3. Могут ли диалектизмы быть новыми?
4. Являются ли слова кочет (петух), дюже (очень); гутарить (говорить) диалектизмами ? Почему?
5. Эмоциональная разрядка (3 минуты)
Игра «Найди друга»
Цель: физическая и эмоциональная разминка, развитие внимания.
Участники - весь класс.
Ход игры: учитель приглашает всех собраться в круг. Задание: слушать внимательно описание участника и быстро присоединиться к нему. Пример: у этого человека голубые глаза и светлые волосы (все «цепляются» руками за этого ученика.) Далее: у этого человека цветная пуговичка на левой стороне правого рукава. (В результате происходит тактильный контакт, в ходе которого дети могут почувствовать свою сопричастность к общему делу).
6. Проработка содержания темы (10 минут + 5 минут)
«Жужжание» групп (10 минут)
Цель: выписать диалектизмы, подобрать к ним общеупотребительные синонимы:
Работа в группе
из данного отрывка (повесть Д. В. Григоровича «Антон-Горемыка») выпишите диалектизмы, подберите к ним общеупотребительные синонимы:
- Как не быть! всяк случается, братец ты мой, - начал опять ярославец, - ты несерчай… Вот, примерно, - прибавил он после молчка, - у нас по соседству, верстахэвтак в пяти, и того не станет, жил вольный мужик, и парень у него, сын, уж такой-то был знатный, смирный, работящий… С достатком и люди-те были… Об летохаживали, вишь, они по околотку… крыши да дома красили, тем и пробавлялись; а в зимнее дело либо в осенину ходили по болотам, дичину всякую да зайцев стреляли.
Ученики ( Проверка)
(1) Всяк – по-всякому (по-разному).
(2) (Не) серчай – (не) сердись.
(3) Примерно – например.
(4) (После) молчка – (после) молчания.
(5) Эвтак – этак, примерно.
(6) Не станет – не будет.
(7) Знатный – представительный.
(8) Люди-те – люди-то.
(9) Об лето – летом.
(10) Вишь – видишь.
(11) По околотку – по округе.
(12) Пробавлялись – зарабатывали.
(13) (В) осенину – осенью.
(14) Дичину – дичь.
После выполнения задания задаётся вопросы обучающимся:
Как мы определяем диалектные слова в тексте?
Легко ли сразу подобрать синоним?
Что нужно сделать, если не можем подобрать синоним сами?
7. Подведение итогов (1 минута)
Метод «Рефлексия»
Цель: узнать насколько познавательным и интересным был урок. Оправданы ли ожидания учащихся (предлагается еще раз сверить свои ожидания с теми, которые были в течение урока)?
Весь класс
Проведение: на стикерах, с другой чистой стороны, нарисовать смайлик веселый либо грустный и прикрепить на магнитную доску. Напомнить каждой группе, чтобы они выставили себе на стикерах рядом со смайликом оценку за урок.
8. Домашнее задание
Найти в изучаемой художественной литературе пять диалектизмов, записать на отдельных листочках для дальнейшего рассмотрения на следующем уроке.
Цель: рассмотреть слова, которые нашли обучащиеся в классе и определить, относятся ли они к диалектизмам или нет. Придумать в классе предложения и словосочетания с данными словами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка с использованием дистанционных технологий в 9 классе
Урок русского языка в 9 классе с использованием дистанционных технологий по теме "Сложноподчинённое предложение с придаточными изъяснительными" .В рамках данного урока решаются следующие це...
Конспект урока русского языка со здоровье сберегающими технологиями "Обособление второстепенных членов предложения"
Конспект урока русского языка со здоровье сберегающими технологиями в 8 «А» классе Тема урока: Обособление второстепенных членов предложения. (Слайд №1)Цель: Формирование умения находить и обособ...
Обобщение опыта «Повышение познавательного интереса на уроках русского языка и литературы через использование активных форм в обучении русскому языку и литературе ».
Обобщение опыта по данной проблеме проводила в 2014 году в своей школе, в 2015 году - на уровне района. Считаю, что тема актуальна и в настоящее время....
Конспект урока русского языка по теме "Существительные, которые имеют форму только единственного или только множественного числа"
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Существительные, которые имеют форму только единственного или только множественного числа"....
Конспект урока русского языка с использованием игровой технологии "Неполные предложения"
Конспект урока русского языка с использованием игровой технологии "Неполные предложения"...
«Повышение познавательного интереса на уроках русского языка и литературы через использование активных форм, направленных на реализацию обновленных ФГОС -2021»
Представление своего педагогического опыта на методическом семинаре....
выступление на МО учителей русского языка и литературы на тему "Активные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы"
в выступлении представлены активные формы и методы обучения...