Урок по русскому языку «Задание 4. Орфоэпические нормы (постановка ударения)» (11 класс)
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс) по теме
Урок по русскому языку «Задание 4. Орфоэпические нормы (постановка ударения)» – систематизация и обобщение знаний учащихся о русском ударении.
Урок по авторской образовательной программе факультатива
«Подготовка к ЕГЭ по русскому языку». Данный урок предназначен для учащихся 11-го класса. Состав группы 10 человек. Урок состоит из 2 практических часов. Данный урок – 1 практический час.
Цели и задачи урока:
Обучающие:
1) познакомить с особенностями русского ударения;
2) систематизировать и обобщить имеющиеся знания о постановке ударения в глаголах;
3) подготовить к выполнению четвертого задания единого государственного экзамена.
Развивающие:
1) развивать умение устно формулировать правило и анализировать примеры, иллюстрирующие его;
2) способствовать развитию интереса учащихся к предмету;
3) развивать внимание, память, эмоциональную сферу.
Воспитательные:
1) формировать умение работать и мыслить самостоятельно;
2) вызвать стремление к активной практической деятельности на уроке;
3) воспитывать потребность в правильной и грамотной речи.
Актуальность урока: в новых КИМ-ах ЕГЭ по русскому языку четвертый вопрос посвящен ударению. Ударение в русском языке разноместное и подвижное, поэтому учащиеся национальных (тувинских) школ, для которых русский язык является неродным, испытывают трудности при его постановлении.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.
Методы обучения:
· Словесный
· Наглядный
· Объяснительно-иллюстративный
· Частично-поисковый
· Метод формирования сознания, понятий
· Метод стимулирования и мотивации деятельности и поведения
Педагогические технологии:
· Личностно-ориентированного обучения
· Коммуникативного обучения
· Рефлексивного обучения
· Коллективной мыслительной деятельности
· Компьютерные технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lopsan_rabota_ak-dovurak.docx | 32.39 КБ |
lopsan.pptx | 198.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Республиканский конкурс «Стандарты в действии. Мой лучший урок»
Тематика «Реализация ФГОС на начальной и основной ступени обучения в малокомплектной школе и обычном ОУ»
Урок по русскому языку
«Задание 4. Орфоэпические нормы (постановка ударения)»
(11 класс)
Разработка учителя факультатива «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»
МАОУ МУК г.Ак-Довурака Лопсан Азияны Альбертовны
2015
Тема урока: Задание 4. Орфоэпические нормы (постановка ударения)
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.
Обучающие:
1) познакомить с особенностями русского ударения;
- систематизировать и обобщить имеющиеся знания о постановке ударения в глаголах;
- подготовить к выполнению четвертого задания единого государственного экзамена.
Развивающие:
- развивать умение устно формулировать правило и анализировать примеры, иллюстрирующие его;
- способствовать развитию интереса учащихся к предмету;
- развивать внимание, память, эмоциональную сферу.
Воспитательные:
- формировать умение работать и мыслить самостоятельно;
- вызвать стремление к активной практической деятельности на уроке;
- воспитывать потребность в правильной и грамотной речи.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки с тестами.
Ход урока
I этап. Организационный момент. Запись темы.
– Здравствуйте, ребята! Запишите сегодняшнее число и тему нашего урока: «Задание 4. Орфоэпические нормы (постановка ударения)». (Слайд 1)
II этап. Постановка цели и проблемы урока.
– Мы сегодня будем готовиться к единому государственному экзамену. Четвертое задание специально разработано для проверки знаний раздела лингвистики орфоэпия. Поэтому мы с вами познакомимся с особенностями русского ударения, систематизируем и обобщим знания о постановке ударения глаголах. (Слайд 2) В ходе занятия делайте записи, чтобы создать для себя опорные материалы, которыми можно будет пользоваться на следующих уроках при выполнении тестовых заданий.
III этап. Лекция с элементами беседы
– Ребята, что такое орфоэпия? (Орфоэпия – раздел языкознания, изучающий произносительные нормы; совокупность правил, устанавливающих нормализованное произношение. Таким образом, орфоэпия определяет нормы литературного произношения - орфоэпические нормы - и охраняет их.)
В орфоэпии внимание обращается на ударение и на литературное произношение отдельных звуков и звукосочетаний.
– Что такое ударение? (Ударение – это выделение какого-либо слога в слове большей силой произнесения и увеличением длительности.)
– Ребята, какова роль ударения в слове?
– С помощью ударения мы можем различать разные слова: атлАс (ткань)- Атлас (географический), замОк - зАмок. (Слайд 4)
– Приведите мне свои примеры, где слова различаются ударением.
– Место ударения сигнализирует нам о том, что мы имеем дело с формами разных слов: кружкИ - крУжки, стрелкИ – стрЕлки (Слайд 5), а также с разными формами одного слова: носИте – нОсите, косИте - кОсите. Более того, ударение помогает различать и функционально-стилистические варианты: лаврОвый лист - семейство лАвровых (научн.).
– Каковы особенности русского ударения, чем оно отличается от ударения в других языках?
– Отличительные особенности русского ударения – его разноместность и подвижность. В русских словах ударным может быть как первый слог – рАма, пЕсня, а теперь приведите мне свои примеры. Так и второй – сидЕть,стакАн. Какие примеры можете привести? Третий - магазИн, говорИть, а у вас какие примеры? Четвёртый – переписАние и даже пятый – стоматологИческий, приведите мне свои примеры. То есть в русском языке ударение свободное. (Слайд 6)
– Давайте сейчас рассмотрим правила постановки ударения в глаголах, которые значительно могут облегчить нашу жизнь.
Ударение в глаголах
Трудность в постановке ударения в употребительных глаголах возникает, когда мы имеем дело с формами прошедшего времени.
Обычно ударение в прошедшем времени падает на тот же слог, что и в инфинитиве: сидЕть - сидЕла, мечтАть – мечтАла.(Слайд 8)
Однако довольно большая группа употребительных глаголов (около 300) подчиняется другому правилу: в форме женского рода ударение переходит на окончание, а в остальных формах остаётся на основе. Это глаголы брать, быть, взять, вить, врать, гнать, дать, ждать, жить, звать, лгать, лить, пить, рвать и другие. Рекомендуется говорить: жить - жил - жИло - жИли – жилА. (Слайд 9) Так же произносятся и производные глаголы (прожить, забрать, допить, пролить).
– У кого есть аналогичный пример?
Исключение составляют слова с приставкой вы-, которая принимает ударение на себя: вЫжить - вЫжила, вЫлить - вЫлила, вЫзвать – вЫзвала.(Слайд 10)
– Приведите, пожалуйста, примеры слов с приставкой вы-?
–Запомните, довольно часто в возвратных глаголах (в сравнении с невозвратными) ударение в форме прошедшего времени переходит на окончание: начАться- началсЯ, началАсь, началОсь, началИсь.(Слайд 11)
Особое внимание обратим на произношение глагола звонить в спрягаемой форме. Постоянно говорят «позвОнишь, позвОню». Но орфоэпические словари нашего времени продолжают рекомендовать ударение на окончании: звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт.(Слайд 12)
IV этап. Орфоэпическая разминка.
– Ребята, а теперь выполним задание «Непривычное» ударение». Запишите слова в тетради, поставьте ударения.
Задалась, заперся, кренятся, кровоточить, откупорить, плодоносить, пломбировать, позвонить, предвосхитить, премировать, приняться, принялся, разниться. (Слайд 13)
– Теперь меняемся тетрадями, и проверяем правильно ли поставил ударение ваш сосед (взаимопроверка).
Ключ:
ЗадалАсь, заперсЯ, кренЯтся, кровоточИть, откУпорить, плодоносИть, пломбировАть, позвонИть, предвосхИтить, премировАть, принЯться, принялсЯ, рАзниться. (Слайд 14)
V этап. Тестирование.
– А сейчас выполним тест. Каждому раздам карточки с тестами. Подчеркните, пожалуйста, правильный ответ.
- вариант.
Задание 4. В каком слове неверно указана буква, обозначающая ударный звук?
- 1) началИсь 2) пилА 3) откупорИть 4) нАжил
- 1) взялА 2) звОним 3) баловАть 4) кАшлянуть
- 1) усугубИть 2) заплЕсневеть 3) нАчались 4) нормировАть
- 1) исчерпАть 2) укрепИт 3) зАперли 4) принУдить
- 1) гнАла 2) прИнял 3) премирУешь 4) ждалА
- вариант.
Задание 4. В каком слове неверно указана буква, обозначающая ударный звук?
- 1) избаловАть 2) заплЕсневеть 3) чЕрпать 4) прИнять
- 1) подбодрИть 2) понЯть 3) закупОрить 4) баловАть
- 1) поднялА 2) начАть 3) опОшлить 4) облЕгчить
- 1) позвонИм 2) принУдить 3) першИть 4) премирОвать
- 1) принЯться 2) вручИт 3) лилО 4)облегчИть
- вариант.
Задание 4. В каком слове неверно указана буква, обозначающая ударный звук?
- 1) убЫстрил 2) углубИть 3)балУете 4) вложИть
- 1)включИм 2) откУпорить 3) копировАть 4) взялА
- 1) кралА 2) маскировАть 3) принУдить 4) позвонИт
- 1) понУдить 2) рвалО 3) ждалА 4) прИняло
- 1) врУчит 2) дрАзнишь 3) отклЮчит 4) чЕрпать
- вариант.
Задание 4. В каком слове верно указана буква, обозначающая ударный звук?
- 1) взялА 2) электрофицировАть 3) переклЮчишься 4) врУчит
- 1) дозировАть 2) отклЮчит 3) принЯть 4) обОстрит
- 1) откупорИть 2) принУдить 3) позвОним 4) бАловать
- 1) вЫлила 2) озлобИт 3) обОдрить 4) одОлжит
- 1) дАла 2) монтировАть 3) убыстрИт 4) сОрит
- вариант.
Задание 4. В каком слове верно указана буква, обозначающая ударный звук?
- 1) копировАть 2) взЯло 3)чЕрпать 4)позвОним
- 1) бАловаться 2) врУчит 3) костюмировАть 4) сОрит
- 1) послАла 2) углУбит 3) лИла 4) принудИть
- 1) блокировАть 2)включИм 3) заплесневЕть 4)пОняла
- 1) заасфальтирОвать 2) дозировАть 3) рвАла 4) вЫлила
VI этап. Подведение итогов.
– Ребята, наше занятие подошло к концу. Оцените свою работу на уроке. Что понравилось? Что особенно запомнилось?
– Все хорошо поработали, молодцы!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели Будем готовиться к единому государственному экзамену Познакомимся с особенностями русского ударения Систематизируем и обобщим знания о постановке ударения в глаголах .
Ударение
атлАс (ткань)- Атлас (географический ) замОк - зАмок
кружкИ - крУжки стрелкИ – стрЕлки
Особенности русского ударения П ервый слог – рАма , пЕсня ; второй – сидЕть,стакАн ; третий - магазИн , говорИть ; четвёртый – переписАние ; пятый - стоматологИческий . В русском языке ударение свободное.
Ударение в глаголах
Запишите Ударение в прошедшем времени падает на тот же слог, что и в инфинитиве: сид Е ть - сид Е ла , мечт А ть – мечт А ла .
Запишите В этих глаголах в форме женского рода ударение переходит на окончание: брать , быть, взять, вить, врать, гнать, дать, ждать, жить, звать, лгать, лить, пить, рвать . Запомните! Рекомендуется говорить: жить - жил - жИло - жИли - жилА
Запомните! Исключения: слова с приставкой вы- : вЫжить - вЫжила , вЫлить - вЫлила , вЫзвать – вЫзвала .
Запишите В возвратных глаголах (в сравнении с невозвратными) ударение в форме прошедшего времени переходит на окончание: начАться - началсЯ , началАсь , началОсь , началИсь .
Ударение на окончании: звонИшь , звонИт , звонИм , звонИте , звонЯт . Нельзя : позвОнишь , позвОню
«Непривычное» ударение Задалась, заперся, кренятся, кровоточить, откупорить, плодоносить, пломбировать, позвонить, предвосхитить, премировать, приняться, принялся, разниться.
Ключ ЗадалАсь , заперсЯ , кренЯтся , кровоточИть , откУпорить , плодоносИть , пломбировАть , позвонИть , предвосхИтить , премировАть , принЯться , принялсЯ , рАзниться
Спасибо за внимание! Удачи на экзамене!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
задание № 4 Орфоэпические нормы (постановка ударений)
Помощь в подготовке к ЕГЭ по русскому языку...
ЕГЭ по русскому языку Задание 7 Синтаксические нормы
Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...
Самостоятельная работа по русскому языку по разделу "Орфоэпические нормы" (10 класс)
Самостоятельная работа по русскому языку по разделу "Орфоэпические нормы" (10 класс)...
«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)» с использованием ИКТ (9 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА русского языка «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)» с ...
ЕГЭ по русскому языку. Задание 8. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления.
В презентации представлен теоретический и практический материал по самому "дорогому" заданию в тестовой части....
ЗАДАНИЯ ДЛЯ 9 КЛАССА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "ГРАММАТИЧЕСКИЕ И ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ"
ДАННЫЕ ЗАДАНИЯ ПОМОГУТ УЧАЩИМСЯ НАУЧИТЬСЯ ИЗБЕГАТЬ ГРАММАТИЧЕСКИЕ И ОРОЭПИЧЕСКИЕ ОШИБКИ НА УСТНОМ СОБЕСЕДОВАНИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 ГЛАССЕ...
Презентация Орфоэпические нормы(постановка ударения)
Мактериал готовит к 4 заданию ЕГЭ...