Урок по русскому языку «Задание 4. Орфоэпические нормы (постановка ударения)» (11 класс)
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс) по теме

Лопсан Азияна Альбертовна

Урок по русскому языку «Задание 4. Орфоэпические нормы (постановка ударения)»  – систематизация и обобщение знаний учащихся о русском ударении.

Урок по авторской образовательной программе факультатива

«Подготовка к ЕГЭ по русскому языку». Данный урок предназначен для учащихся 11-го класса. Состав группы 10 человек. Урок состоит из 2 практических часов. Данный урок – 1 практический час.

Цели и задачи урока:

Обучающие:

1)    познакомить с особенностями русского ударения;

2)    систематизировать и обобщить имеющиеся знания о постановке ударения в глаголах;

3)    подготовить к выполнению четвертого задания единого государственного экзамена.

            Развивающие:

1)                развивать умение устно формулировать правило и анализировать примеры, иллюстрирующие его;

2)                способствовать развитию интереса учащихся к предмету;

3)                развивать внимание, память, эмоциональную сферу.

Воспитательные:

1)                формировать умение работать и мыслить самостоятельно;

2)                вызвать стремление к активной практической деятельности на уроке;

3)                воспитывать потребность в правильной и грамотной речи.

Актуальность урока: в новых КИМ-ах ЕГЭ по русскому языку четвертый вопрос посвящен ударению. Ударение в русском языке разноместное и подвижное, поэтому учащиеся национальных (тувинских) школ, для которых русский язык является неродным, испытывают трудности при его постановлении.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.

Методы обучения:

·        Словесный

·        Наглядный

·        Объяснительно-иллюстративный

·        Частично-поисковый

·        Метод формирования сознания, понятий

·        Метод стимулирования и мотивации деятельности и поведения

Педагогические технологии:

·        Личностно-ориентированного обучения

·        Коммуникативного обучения

·        Рефлексивного обучения

·        Коллективной мыслительной деятельности

·        Компьютерные технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lopsan_rabota_ak-dovurak.docx32.39 КБ
Файл lopsan.pptx198.57 КБ

Предварительный просмотр:

Республиканский конкурс «Стандарты в действии. Мой лучший урок»
Тематика «Реализация ФГОС на начальной и основной ступени обучения в малокомплектной школе и обычном ОУ»

Урок по русскому языку

«Задание 4. Орфоэпические нормы (постановка ударения)»

(11 класс)

Разработка  учителя факультатива «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»

МАОУ МУК г.Ак-Довурака Лопсан Азияны Альбертовны

2015

Тема урока: Задание 4. Орфоэпические нормы (постановка ударения)

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.

Цели и задачи урока:

Обучающие:

1)    познакомить с особенностями русского ударения;

  1. систематизировать и обобщить имеющиеся знания о постановке ударения в глаголах;
  2. подготовить к выполнению четвертого задания единого государственного экзамена.

            Развивающие: 

  1. развивать умение устно формулировать правило и анализировать примеры, иллюстрирующие его;
  2. способствовать развитию интереса учащихся к предмету;
  3. развивать внимание, память, эмоциональную сферу.

Воспитательные:

  1. формировать умение работать и мыслить самостоятельно;
  2. вызвать стремление к активной практической деятельности на уроке;
  3. воспитывать потребность в правильной и грамотной речи.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки с тестами.

Ход урока

I этап. Организационный момент. Запись темы.

– Здравствуйте, ребята! Запишите сегодняшнее число и тему нашего урока: «Задание 4. Орфоэпические нормы (постановка ударения)». (Слайд 1)

II этап. Постановка цели и проблемы урока.

– Мы сегодня будем готовиться к единому государственному экзамену. Четвертое задание специально разработано для проверки знаний раздела лингвистики орфоэпия. Поэтому мы с вами познакомимся с особенностями русского ударения, систематизируем и обобщим знания о постановке ударения глаголах. (Слайд 2) В ходе занятия делайте записи, чтобы создать для себя опорные материалы, которыми можно будет пользоваться на следующих уроках при выполнении тестовых заданий.

III этап. Лекция с элементами беседы

 Ребята, что такое орфоэпия? (Орфоэпия – раздел языкознания, изучающий произносительные нормы; совокупность правил, устанавливающих нормализованное произношение. Таким образом, орфоэпия определяет нормы литературного произношения - орфоэпические нормы -  и охраняет их.)

В орфоэпии внимание обращается на ударение и на литературное произношение отдельных звуков и звукосочетаний.

Что такое ударение? (Ударение – это выделение какого-либо слога в слове большей силой произнесения и увеличением длительности.)

– Ребята, какова роль ударения в слове?

– С помощью ударения мы можем различать разные слова: атлАс (ткань)- Атлас (географический), замОк - зАмок. (Слайд 4)

– Приведите мне свои примеры, где слова различаются ударением.

– Место ударения сигнализирует нам о том, что мы имеем дело с формами разных слов: кружкИ - крУжки, стрелкИ – стрЕлки (Слайд 5)а также с разными формами одного слова: носИте – нОсите, косИте - кОсите. Более того, ударение помогает различать и функционально-стилистические варианты: лаврОвый лист - семейство лАвровых (научн.).

Каковы особенности русского ударения, чем оно отличается от ударения в других языках?

– Отличительные особенности русского ударения – его разноместность и подвижность. В русских словах ударным может быть как первый слог –  рАма, пЕсня, а теперь приведите мне свои примеры. Так и второй – сидЕть,стакАн. Какие примеры можете привести? Третий - магазИн, говорИть, а у вас какие  примеры? Четвёртый – переписАние и даже пятый – стоматологИческий, приведите мне свои примеры. То есть в русском языке ударение свободное. (Слайд 6)

– Давайте сейчас рассмотрим правила постановки ударения в глаголах, которые значительно могут облегчить нашу жизнь.

Ударение в глаголах

Трудность в постановке ударения в употребительных глаголах возникает, когда мы имеем дело с формами прошедшего времени.

Обычно ударение в прошедшем времени падает на тот же слог, что и в инфинитиве: сидЕть сидЕла, мечтАть – мечтАла.(Слайд 8)

Однако довольно большая группа употребительных глаголов (около 300) подчиняется другому правилу: в форме женского рода ударение переходит на окончание, а в остальных формах остаётся на основе. Это глаголы брать, быть, взять, вить, врать, гнать, дать, ждать, жить, звать, лгать, лить, пить, рвать и другие. Рекомендуется говорить: жить жил жИло - жИли – жилА. (Слайд 9) Так же произносятся и производные глаголы (прожить, забрать, допить, пролить).

– У кого есть аналогичный пример?

Исключение составляют слова с приставкой вы-, которая принимает ударение на себя: вЫжить вЫжила, вЫлить - вЫлила, вЫзвать – вЫзвала.(Слайд 10)

– Приведите, пожалуйста, примеры слов с приставкой вы-?

–Запомните, довольно часто в возвратных глаголах (в сравнении с невозвратными) ударение в форме прошедшего времени переходит на окончание: начАтьсяначалсЯ, началАсь, началОсь, началИсь.(Слайд 11)

Особое внимание обратим на произношение глагола звонить в спрягаемой форме. Постоянно говорят «позвОнишь, позвОню». Но орфоэпические словари нашего времени продолжают рекомендовать ударение на окончании: звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт.(Слайд 12) 

IV этап. Орфоэпическая разминка.

– Ребята, а теперь выполним задание «Непривычное» ударение». Запишите слова в тетради, поставьте ударения.

 Задалась, заперся, кренятся, кровоточить, откупорить, плодоносить, пломбировать, позвонить, предвосхитить, премировать, приняться, принялся, разниться. (Слайд 13)

 – Теперь меняемся тетрадями, и проверяем правильно ли поставил ударение ваш сосед (взаимопроверка).

Ключ:

ЗадалАсь, заперсЯ, кренЯтся, кровоточИть, откУпорить, плодоносИть, пломбировАть, позвонИть, предвосхИтить, премировАть, принЯться, принялсЯ, рАзниться. (Слайд 14)

V этап. Тестирование.

 А сейчас выполним тест. Каждому раздам карточки с тестами. Подчеркните, пожалуйста, правильный ответ.

  1. вариант.

 Задание 4. В каком слове неверно указана буква, обозначающая ударный звук?

  1. 1) началИсь         2) пилА               3) откупорИть             4) нАжил
  2. 1) взялА               2) звОним                   3) баловАть                4) кАшлянуть
  3. 1) усугубИть        2) заплЕсневеть     3) нАчались                      4) нормировАть
  4. 1) исчерпАть        2) укрепИт             3) зАперли                 4) принУдить  
  5. 1) гнАла                2) прИнял                3) премирУешь         4) ждалА

  1. вариант.

 Задание 4. В каком слове неверно указана буква, обозначающая ударный звук?

  1. 1) избаловАть               2) заплЕсневеть      3) чЕрпать            4) прИнять
  2. 1) подбодрИть              2) понЯть                     3) закупОрить      4) баловАть
  3. 1) поднялА                    2) начАть                3) опОшлить         4) облЕгчить
  4. 1) позвонИм                     2) принУдить          3) першИть           4) премирОвать
  5. 1) принЯться                 2) вручИт                3) лилО                  4)облегчИть

  1. вариант.

Задание 4. В каком слове неверно указана буква, обозначающая ударный звук?

  1. 1) убЫстрил             2) углубИть             3)балУете                      4) вложИть
  2. 1)включИм               2) откУпорить         3) копировАть                   4)  взялА
  3. 1) кралА                    2) маскировАть       3) принУдить               4) позвонИт
  4. 1) понУдить              2) рвалО                   3) ждалА                      4) прИняло
  5. 1) врУчит                  2) дрАзнишь            3) отклЮчит                4) чЕрпать

  1. вариант.

Задание 4. В каком  слове  верно указана буква, обозначающая ударный звук?

  1. 1) взялА             2) электрофицировАть      3) переклЮчишься   4) врУчит
  2. 1) дозировАть   2) отклЮчит                       3) принЯть              4) обОстрит
  3. 1) откупорИть    2) принУдить                  3) позвОним        4) бАловать
  4. 1) вЫлила           2) озлобИт                      3) обОдрить              4) одОлжит
  5. 1) дАла                2) монтировАть                  3) убыстрИт                4) сОрит

  1. вариант.

Задание 4. В каком  слове  верно указана буква, обозначающая ударный звук?

  1. 1) копировАть         2) взЯло                     3)чЕрпать                     4)позвОним
  2. 1) бАловаться          2) врУчит                     3) костюмировАть    4) сОрит
  3. 1) послАла                   2) углУбит                 3) лИла                       4) принудИть
  4. 1) блокировАть        2)включИм                 3) заплесневЕть          4)пОняла
  5. 1) заасфальтирОвать 2) дозировАть         3) рвАла                      4) вЫлила

VI этап. Подведение итогов.

– Ребята, наше занятие подошло к концу. Оцените свою работу на уроке. Что понравилось? Что особенно запомнилось?

– Все хорошо поработали, молодцы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по русскому языку Тема: «Задание 4. Орфоэпические нормы ( постановка ударения )» Учитель русского языка МАОУ МУК г. Ак-Довурака Лопсан Азияна Альбертовна

Слайд 2

Цели Будем готовиться к единому государственному экзамену Познакомимся с особенностями русского ударения Систематизируем и обобщим знания о постановке ударения в глаголах .

Слайд 3

Ударение

Слайд 4

атлАс (ткань)- Атлас (географический ) замОк - зАмок

Слайд 5

кружкИ - крУжки стрелкИ – стрЕлки

Слайд 6

Особенности русского ударения П ервый слог – рАма , пЕсня ; второй – сидЕть,стакАн ; третий - магазИн , говорИть ; четвёртый – переписАние ; пятый - стоматологИческий . В русском языке ударение свободное.

Слайд 7

Ударение в глаголах

Слайд 8

Запишите Ударение в прошедшем времени падает на тот же слог, что и в инфинитиве: сид Е ть - сид Е ла , мечт А ть – мечт А ла .

Слайд 9

Запишите В этих глаголах в форме женского рода ударение переходит на окончание: брать , быть, взять, вить, врать, гнать, дать, ждать, жить, звать, лгать, лить, пить, рвать . Запомните! Рекомендуется говорить: жить - жил - жИло - жИли - жилА

Слайд 10

Запомните! Исключения: слова с приставкой вы- : вЫжить - вЫжила , вЫлить - вЫлила , вЫзвать – вЫзвала .

Слайд 11

Запишите В возвратных глаголах (в сравнении с невозвратными) ударение в форме прошедшего времени переходит на окончание: начАться - началсЯ , началАсь , началОсь , началИсь .

Слайд 12

Ударение на окончании: звонИшь , звонИт , звонИм , звонИте , звонЯт . Нельзя : позвОнишь , позвОню

Слайд 13

«Непривычное» ударение Задалась, заперся, кренятся, кровоточить, откупорить, плодоносить, пломбировать, позвонить, предвосхитить, премировать, приняться, принялся, разниться.

Слайд 14

Ключ ЗадалАсь , заперсЯ , кренЯтся , кровоточИть , откУпорить , плодоносИть , пломбировАть , позвонИть , предвосхИтить , премировАть , принЯться , принялсЯ , рАзниться

Слайд 15

Спасибо за внимание! Удачи на экзамене!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

задание № 4 Орфоэпические нормы (постановка ударений)

Помощь в подготовке к ЕГЭ по русскому языку...

ЕГЭ по русскому языку Задание 7 Синтаксические нормы

Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...

Самостоятельная работа по русскому языку по разделу "Орфоэпические нормы" (10 класс)

Самостоятельная работа по русскому языку по разделу "Орфоэпические нормы" (10 класс)...

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)» с использованием ИКТ (9 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)» с ...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 8. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления.

В презентации представлен теоретический и практический материал по самому "дорогому" заданию в тестовой части....

ЗАДАНИЯ ДЛЯ 9 КЛАССА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "ГРАММАТИЧЕСКИЕ И ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ"

ДАННЫЕ ЗАДАНИЯ ПОМОГУТ УЧАЩИМСЯ НАУЧИТЬСЯ ИЗБЕГАТЬ ГРАММАТИЧЕСКИЕ И ОРОЭПИЧЕСКИЕ ОШИБКИ НА УСТНОМ СОБЕСЕДОВАНИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 ГЛАССЕ...