Методический семинар по теме "Цифровая образовательная среда - новые возможности для обучения детей"
методическая разработка по русскому языку
В данной публикации представлен материал о поняти цифровая образовательная среда, а также даны полезные ссылки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_seminar.docx | 27.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум ШМО учителей истории, обществознания и ШМО учителей русского языка и литературы «Цифровая образовательная среда как условие качественного образования в современной школе»
Проект «Цифровая образовательная среда» позволяет обеспечить обновление содержания образования и дает возможность школьникам свободно и безопасно ориентироваться в цифровом пространстве.
В условиях цифровой среды обучения у учащихся формируются многие важнейшие качества и умения, востребованные обществом XXI века и определяющие личностный и социальный статус современного человека: информационная активность и медиаграмотность, умение мыслить глобально, способность к непрерывному образованию и решению творческих задач, готовность работать в команде, коммуникативность и профессиональная мобильность, воспитываются гражданское сознание и правовая этика.
Проект «Российская электронная школа» создан в рамках исполнения перечня поручений Президента Российской Федерации от 2 января 2016 г. с целью обеспечения массового использования дидактических и методических образовательных ресурсов в образовательной деятельности всеми участниками образовательных отношений: обучающимися, родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, педагогическими работниками, организациями, осуществляющими образовательную деятельность На сегодняшний день существует большое количество различных цифровых образовательных платформ и сервисов, способствующих более глубокому усваиванию информации.
На некоторых я кратко остановлюсь.
1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru
2. Особого внимания заслуживает победитель Всероссийского конкурса «Школа навыков XXI века» образовательная среда «Мобильное электронное образование» https://mob-edu.ru .
3. Цифровая платформа (бесплатная) для начальной школы и учащихся 5-6 классов ( математика и русский язык) Яндекс. Учебник
4. Учи.ру – интерактивная образовательная онлайн-платформа.
5. Foxford.ru - это полноценная онлайн школа, приближенная к реалиям оффлайн школы, со своей урочно-оценочной системой работы, только в дистанционном режиме.
6. «Культура.РФ» (https://www.mkrf.ru) https://www.culture.ru/ . Это гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России и реализуемый с использованием современных информационно-коммуникационных и цифровых технологий.
7. Цифровая образовательная платформа Lеста .
8. Stepik – российская образовательная платформа и конструктор бесплатных открытых онлайн-курсов и уроков.
9. Айрен (irenproject.ru) – бесплатная программа, предоставляющая возможность самостоятельно создавать тесты для проверки знаний
10.Глобальная школьная лаборатория «ГлобалЛаб
11. «Современная цифровая образовательная среда в Российской федерации» http://neorusedu.ru
12.Национальная электронная платформа педагогического образования НЕППО https://neppo.ru
Цифровых образовательных платформ много это: ЯКласс – образовательный интернет-ресурс для школьников, учителей и родителей ; платформа Урок цифры; Всероссийский форум профессиональной ориентации «ПроеКТОриЯ»;
Безусловно, цифровой мир – это не только увлекательные и инновационные методы обучения. Этот мир таит в себе сложные и противоречивые черты, с которыми приходится сталкиваться при создании Цифровой Образовательной Среды в школе. В первую очередь это проблема как же структурировать глобальную сеть знаний. В связи с этим, на начальном этапе формирования ЦОС, учителям и администрации школы приходилось устанавливать правила, на основании которых Образовательная Среда в школе должна была функционировать более эффективно. Необходимо было четко обговорить — к каким ресурсам могут иметь доступ все, а к каким отдельные члены образовательного процесса (например, в школе в локальной сети существует ранговое разграничение — созданы папки «Администрация», «Учителя», «Классному руководителю», «Ученики» — чтобы избежать доступа учащихся к школьной документации, которая не предназначена для просмотра и использования детьми). Еще одна проблема — необходимо было исключить разные способы выдачи домашнего задания. На начальном этапе формирования ЦОС мы столкнулись с этой проблемой — одни учителя писали задания на WhatsApp классному руководителю, чтобы тот переслал их в группы родителей и детей, другие выкладывали задания на Дневник.ру, некоторые давали задания на том ресурсе, где они привыкли работать например в ВК. Поэтому мы столкнулись с неразберихой — учащиеся и родители часто не понимали, где же им искать домашние задания. В итоге все учителя пришли к единому мнению — все задания выкладываем исключительно в электронный Дневник, но каждый педагог вправе дать ссылку на тот ресурс, с помощью которого ему удобнее объяснить тему урока, дать домашнее задание и проанализировать результативность выполнения.
При использовании ЦОС в образовательном процессе однозначно возникает необходимость в препятствии проникновения в эту сеть негативной информации, которая может навредить психо-эмоциональному состоянию школьников. В связи с этим в школе должна быть установлена жесткая система контентной фильтрации.
Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что обогащенная цифровая среда 21 века должна помочь дать детям современное образование, подтолкнуть их к осознанному выбору профессии, чтобы работать в условиях цифрового общества и цифровой экономики.
!Школа – со времен самого возникновения такого понятия – давала людям знания, как некий набор статичных фактов, которые нужно заучить и использовать в дальнейшем. И эту важную роль школа успешно выполняет многие века, периодически обновляя набор фактов, делая программу обучения соответствующей новым научным открытиям.
Но что делать школе в мире, где знания устаревают каждый день? Где то, чему учили детей вчера, как непреложному факту, сегодня – устаревшая информация, несоответствующая действительности?
В современном мире технологий каждый человек должен обладать умением ориентироваться в информационном пространстве. Из терабайт информации выбирать нужную и использовать ее для реализации собственных целей. Это одна из принципиально новых возможностей цифрового образовательного пространства, и именно этому должна учить цифровая школа.
Цифровая школа – это открытая информационно-образовательная среда, где развивают такие навыки, как: умение самостоятельно добывать информацию и критически её оценивать, искать способность к взаимодействию и коммуникации, творческий подход к делу.
Цифровая школа – уже не утопия. Это реальность. Интерактивная, интересная, многогранная и современная реальность.
Но необходимо понимать, что цифровые ресурсы – это только инструмент, они ни в коем случае не замена учителю. Школа дает не только знания, но и позволяет ребенку социализироваться. Учитель знакомит детей с новым, помогает справиться с тревогами, вдохновляет, строит индивидуальный маршрут обучения, сопровождает в этом нелегком пути — никакой компьютер и никакая обучающая платформа в этом заменить учителя никогда не сможет. Именно учителя могут помочь и объяснить, как ориентироваться в огромной и насыщенной разной информацией образовательной среде. Существует стереотип, что современные дети изначально родились готовыми к жизни в цифровом мире. Но только взрослые, имеющие достаточный жизненный опыт, могут помочь не утонуть в море разнообразной информации и научить эффективно использовать информационно-образовательные технологии. Учитель должен обеспечить постоянное сопровождение, поддержку в обучении, только в этом случае использование цифровых технологий не будет для учащихся тяжелой и обременительной работой. Необходимо в рамках цифровой среды обязательно использовать живые чаты с детьми, среда обучения должна быть гостеприимной и, самое главное, эффективной для всех категорий обучающихся. Нельзя навязывать использование только ЦОС, ведь существуют семьи с низким доходом, не имеющие доступа в Интернет. В таких случаях нужно предусмотреть иные формы работы и оценивания учащихся.
Хотелось бы привести цитату из интервью замминистра просвещения России Марины Николаевны Раковой: «Цифровая школа, новая образовательная среда, открытое информационное пространство – это не школа, нашпигованная проекторами и интерактивными досками. Это пространство, в котором возможно создание каждым учащимся своей личной школы при помощи цифровых технологий».
Хочется отметить, что формирование ЦОС — это непрерывный процесс, обучение в современном мире должно строиться по принципу сочетания «традиции» + «инновации»:
Уважаемые коллеги, свое выступление хочется завершить короткой притчей.
Стояли рядом два плуга. Один был ржавый и некрасивый, а второй весь блестящий, начищенный. Ржавый плуг с завистью смотрел на то, как солнце отражается на блестящих боках соседа. Однажды он не выдержал и сказал:
- Это несправедливо! Мы с тобой одинаковые. Но ты такой красивый, весь блестишь, а я нет. Должно быть равноправие!
Второй плуг усмехнулся и сказал:
- Должна быть справедливость! Я с раннего утра и до позднего вечера работаю, поэтому и блещу. Мне просто некогда ржаветь!
Я желаю вам достигать дальнейших высот в создании цифровых образовательных ресурсов, никогда не опускать руки, мыслить нестандартно, быть творческими и проявлять креативность.
Цифровая образовательная среда – новые возможности развития детей и взрослых
«ЦОС» — один из 6 федеральных проектов в ведении министерства просвещения РФ, рассчитанный до 2024 года и нацеленный на создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, которая обеспечит высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
Под «Цифровой образовательной средой» в школе понимается единая информационная система, объединяющая всех участников образовательного процесса – учеников, учителей, родителей и администрацию школы. Система включает в себя:
- информационные образовательные ресурсы;
-технологические средства: компьютеры, планшеты, иное информационно-коммуникационное оборудование;
- систему педагогических технологий.
Основная задача ЦОС – создать современную и безопасную электронную образовательную среду, которая обеспечит доступность и высокое качество обучения всех видов и уровней.
В составе проекта — шесть стратегических инициатив по разработке цифровых сервисов с 2021 по 2030 год:
1. К сервису «Библиотека цифрового образовательного контента», где будет содержаться базовый и вариативный верифицированный контент, к 2030 году должны получить доступ все учащиеся и педагоги. Предполагается, что уже к 2024 году треть всех уроков будет проводиться с использованием современных цифровых материалов. Составители стратегии рассчитывают, что сервис позволит одновременно реализовывать образовательные программы углублённого уровня, выстраивать индивидуальные образовательные траектории и повышать профессиональные компетенции педагогов.
2. Сервис «Цифровой помощник ученика» должен быть рекомендательной системой, которая будет составлять для учащихся персонализированные подборки учебных материалов и планы обучения на основе цифрового профиля. Полноценный «цифровой органайзер» для планирования обучения должен появиться к 2030 году. В стратегии подчёркивается ориентация на саморазвитие и самообразование — например, ученики должны проходить самообследование на выявление интересов и склонностей и вести самодиагностику того, как они осваивают образовательную программу.
3. Сервис «Цифровое портфолио ученика» с согласия родителей будет фиксировать образовательную траекторию и все достижения ученика. По данным сервиса можно будет сформировать пакет документов для поступления в вуз или колледж. Согласно стратегии, эти функции будут доступны к 2024 году.
4. Сервис «Цифровой помощник родителей» станет каналом взаимодействия школы и родителей, в том числе обеспечит обмен мгновенными сообщениями с учителями. К 2030 году в систему должны добавиться олимпиады, конкурсы, соревнования, государственные экзамены и получение документов об образовании.
5. Задача сервиса «Цифровой помощник учителя» — автоматизировать за счёт систем искусственного интеллекта часть работы педагогов: проверку всех домашних заданий, для которых это возможно, и планирование рабочих программ. Другой частью сервиса должна стать система повышения квалификации педагогов в онлайн-формате.
6. Информационная система управления в образовательной организации подразумевает переход на безбумажные технологии к 2024 году. Предполагается, что 90% документооборота перейдёт в электронный вид. К 2030 году все управленческие решения, сказано в стратегии, должны приниматься на основе анализа «Больших данных» интеллектуальными алгоритмами. Практически все показатели реализации стратегии планируется оценивать уже не по самоотчётам школ, а по данным из аналитических подсистем в новых сервисах.
Преимущества внедрения ЦОС:
- доступ к высокоскоростному интернету в школе (100 Мб/с для городских и 50 МБ/с для сельских);
- доступ к различным образовательным сайтам и порталам;
- возможность дистанционного освоения учебного материала детьми, которые по тем или иным причинам не могут ходить в школу;
- электронный документооборот: дневники, журналы, расписание и тд онлайн;
- возможность получать информацию о процессе обучения на различных госплатформах;
- получение доступа к видеотрансляциям лучших уроков;
- автоматизация процессов анализа данных об учениках.
ЦОС позволит сделать образование более индивидуальным. Учитель обычно вынужден давать что-то среднее, в результате одни все равно не до конца понимают материал, а вторым становится скучно. В ЦОС учитель сможет работать и с продвинутыми учениками, и с отстающими, учитывая их уровень знаний и способностей. ЦОС вводится не вместо обычного обучения, а вместе с ним. Учитель во время урока тоже может пользоваться материалами платформы, созданными с применением самых современных инструментов: 3D-графики, спецэффектов, видео, анимации.
Предполагается, что федеральный проект ЦОС поможет оптимизировать систему школьного образования и позволит эффективно использовать современные технологии в процессе обучения. При этом об отмене традиционной классно-урочной системы речь не идет. Цифровая образовательная среда не подменяет собой живое общение с педагогом на уроках, а дает учителю новые инструменты и ресурсы, возможности использования в очном образовательном процессе некоторых элементов цифровых программ.
Итак, Цифровая образовательная среда включает в себя три основных элемента:
- оснащение всех школ высокоскоростным интернетом (до конца 2021 г), а также различными техническими средствами (до 2024 г);
- образовательный контент, который соответствует госстандарту и дополняет учебники;
- платформа сервисов для проведения занятий и взаимодействия между учителями, школьниками и родителями (в ближайшие 2 года).
Полезные ссылки
https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/
https://learningapps.org/createApp.php
https://view.genially.com/675dbabc2050a4cf2a8d4888/interactive-content-lidiya
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности предоставляемые информационно-образовательной средой для повышения качества обучения иностранным языкам»
Сообщение на тему " Возможности предоставляемые информационно-образовательной средой для повышения качкства обучения иностранным языкам"...
Культурно-образовательная среда школы – основа успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Особую значимость приобретает организация культурно-образовательного пространства школы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Создание культурно-образовательного пространства школы дает во...
«Цифровая образовательная среда: новые компетенции педагога и качество организации дистанционного обучения»
в статье изложены новые компетенции педагога при организации дистанционного обучения....
Педагогический совет по теме « Цифровая образовательная среда – новые возможности развития детей и взрослых»
Цель:Обобщить опыт работы учителей школы в использовании цифровых и электронных образовательных ресурсов и программных средств, применение которых позволяет повысить качество препода...
« Цифровая образовательная среда – новые возможности развития детей и взрослых»
laquo;Цифровая образовательная среда» — федеральный проект, рассчитанный до 2024 года и нацеленный на создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, которая обеспечит в...
Цифровая образовательная среда: новые возможности для учителя
Цифровая образовательная среда: новые возможности для учителя...
Педсовет "Цифровая образовательная среда-новые возможности для обучающихся и учителей"
Данный материал предназначен для завучей и поможет им подготовиться к педсовету по данной тематике...