Сложноподчинённые предложения с придаточными времени
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Суздальницкая Валентина Григорьевна

После общего знакомства с придаточными обстоятельственными, приступаем к изучению конкретных видов придаточных. На этом уроке знакомимся с придаточными времени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 9 кассе

Тема: «Сложноподчинённые предложения с придаточными времени»

Вид урока: урок изучения нового материала

Цель урока: дать теоретические сведения об особенностях сложноподчиненного предложения с придаточными времени.

Задачи урока:

- формировать умение распознавать придаточные времени, отличать их от других видов придаточных предложений;

-  выяснить, какие союзы и союзные слова служат средством связи между частями;

- определять место придаточного времени в СПП;

- правильно ставить знаки препинания в СПП с придаточными времени.

1.Проверка домашнего задания (по цепочке)

2.Работа по карточкам. (приложение)

3. Объяснение новой темы

На предыдущем уроке мы познакомились с видами придаточных обстоятельственных, вы выполнили работу по карточкам, указав вид придаточных обстоятельственных.

Сегодня мы более подробно познакомимся с одним из обстоятельственных придаточных.

Запишем тему урока: «СПП с придаточными времени»

-анализ предложений

Родители переехали в Петербург (когда?), когда Илье исполнилось восемь лет.

В Петербург семья оставалась (как долго?), пока Илья учился.

С тех пор, как Илья закончил школу, он живет в Ростове. Живет – с каких пор?

 Когда мы говорим о каком-то действии и явлении, нас интересует – когда все случилось? Как долго продолжалось? С каких пор началось? До каких пор длилось? Это и есть основные вопросы, на которые отвечают придаточные времени.

Придаточные времени указывают на время действия в главном предложении.

Вопросы мы ставим от всего главного предложения. Значит, придаточные времени присоединяются ко всему главному предложению.

-средства связи

Когда ты шутишь, я смеюсь.

Как только мы свернули на лесную тропинку, солнце осталось позади.

На другой день, чуть только заалел восток, все поднялись.

Придаточные времени соединяются с главным предложением при помощи союзов когда, как только, чуть только, пока, едва, как, как вдруг, с тех пор как, до тех пор как, в то время как, по мере того как, прежде чем.

-место придаточного        

В сложноподчиненных предложениях придаточные времени могут занимать позицию перед главным предложением, после главного и в середине главного.

4.Закрепление. (работа у доски)

Записать предложение, задать вопрос к придаточному, выделить главное и придаточное.

Когда солнышко пригреет, красна ягодка созреет.

С тех пор как погиб отец, заботы о семье взял на себя его брат.

Было светло и тепло, пока горел костер.    

Как только папа ушел, я живо оделся в студенческий сюртук и пришел.

Вот и теперь, когда я вошел в комнату, Карл Иванович взглянул на меня исподлобья и снова принялся за дело.

Они свернули в сторону и шли по скошенному лугу, пока не вышли на дорогу.

5. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

                 

                                                                                                                            Приложение

Учени____ 9_____ кл. _ ____________________________________________________ 1 вариант

Задание: вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, начертить схему,

определить вид придаточного        

СПП

Схема

Вид придаточного

1

Мы п…шли в сторону леса куда ук…зал нам старик.

2

Комната наполнилась ар…матами цветов когда открыли окно.

3

Он ждал пригл…шения только затем чтобы  высокомерно отк…заться от него.

4

Вскоре я увидел как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина.

5

Мы ра…пол…жилсь на отдых у того дерева что р…стёт у самой воды.

6

Оттого что обл…ка почти к…сались верхушек берёз на земле было тихо и светло.

Учени____ 9_____ кл. _ ____________________________________________________ 1 вариант

Задание: вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, начертить схему,

определить вид придаточного

СПП

Схема

Вид придаточного

1

Мы п…шли в сторону леса куда ук…зал нам старик.

2

Комната наполнилась ар…матами цветов когда открыли окно.

3

Он ждал пригл…шения только затем чтобы  высокомерно отк…заться от него.

4

Вскоре я увидел как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина.

5

Мы ра…пол…жилсь на отдых у того дерева что р…стёт у самой воды.

6

Оттого что обл…ка почти к…сались верхушек берёз на земле было тихо и светло.

Учени____ 9_____ кл. _ ____________________________________________________ 1 вариант

Задание: вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, начертить схему,

определить вид придаточного

СПП

Схема

Вид придаточного

1

Мы п…шли в сторону леса куда ук…зал нам старик.

2

Комната наполнилась ар…матами цветов когда открыли окно.

3

Он ждал пригл…шения только затем чтобы  высокомерно отк…заться от него.

4

Вскоре я увидел как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина.

5

Мы ра…пол…жилсь на отдых у того дерева что р…стёт у самой воды.

6

Оттого что обл…ка почти к…сались верхушек берёз на земле было тихо и светло.

Учени____ 9_____ кл. _ __________________________________________________ 2 вариант

Задание: вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, начертить схему,

определить вид придаточного

СПП

Схема

Вид придаточного

1

Он остановился там где г…рел костёр.

2

Мы пр…были на в..кзал как только рассвело.

3

Всякое дело надо любить чтобы хорошо его делать.

4

Я увидел на краю неба белое облачко которое пр…нял  сперва за отдалённый холмик.

5

Даже сквозь стены слышно как гудит сильный ветер в проводах.

6

Оттого что свеча г…рела слабо, в комнате было почти темно.

Учени____ 9_____ кл. _ __________________________________________________ 2 вариант

Задание: вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, начертить схему,

определить вид придаточного

СПП

Схема

Вид придаточного

1

Он остановился там где г…рел костёр.

2

Мы пр…были на в..кзал как только рассвело.

3

Всякое дело надо любить чтобы хорошо его делать.

4

Я увидел на краю неба белое облачко которое пр…нял  сперва за отдалённый холмик.

5

Даже сквозь стены слышно как гудит сильный ветер в проводах.

6

Оттого что свеча г…рела слабо, в комнате было почти темно.

Учени____ 9_____ кл. _ __________________________________________________ 2 вариант

Задание: вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, начертить схему,

определить вид придаточного

СПП

Схема

Вид придаточного

1

Он остановился там где г…рел костёр.

2

Мы пр…были на в..кзал как только рассвело.

3

Всякое дело надо любить чтобы хорошо его делать.

4

Я увидел на краю неба белое облачко которое пр…нял  сперва за отдалённый холмик.

5

Даже сквозь стены слышно как гудит сильный ветер в проводах.

6

Оттого что свеча г…рела слабо, в комнате было почти темно.



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 9 кассе

Тема: «Сложноподчинённые предложения с придаточными времени»

Вид урока: урок изучения нового материала

Цель урока: дать теоретические сведения об особенностях сложноподчиненного предложения с придаточными времени.

Задачи урока:

- формировать умение распознавать придаточные времени, отличать их от других видов придаточных предложений;

-  выяснить, какие союзы и союзные слова служат средством связи между частями;

- определять место придаточного времени в СПП;

- правильно ставить знаки препинания в СПП с придаточными времени.

1.Проверка домашнего задания (по цепочке)

2.Работа по карточкам. (приложение)

3. Объяснение новой темы

На предыдущем уроке мы познакомились с видами придаточных обстоятельственных, вы выполнили работу по карточкам, указав вид придаточных обстоятельственных.

Сегодня мы более подробно познакомимся с одним из обстоятельственных придаточных.

Запишем тему урока: «СПП с придаточными времени»

-анализ предложений

Родители переехали в Петербург (когда?), когда Илье исполнилось восемь лет.

В Петербург семья оставалась (как долго?), пока Илья учился.

С тех пор, как Илья закончил школу, он живет в Ростове. Живет – с каких пор?

 Когда мы говорим о каком-то действии и явлении, нас интересует – когда все случилось? Как долго продолжалось? С каких пор началось? До каких пор длилось? Это и есть основные вопросы, на которые отвечают придаточные времени.

Придаточные времени указывают на время действия в главном предложении.

Вопросы мы ставим от всего главного предложения. Значит, придаточные времени присоединяются ко всему главному предложению.

-средства связи

Когда ты шутишь, я смеюсь.

Как только мы свернули на лесную тропинку, солнце осталось позади.

На другой день, чуть только заалел восток, все поднялись.

Придаточные времени соединяются с главным предложением при помощи союзов когда, как только, чуть только, пока, едва, как, как вдруг, с тех пор как, до тех пор как, в то время как, по мере того как, прежде чем.

-место придаточного        

В сложноподчиненных предложениях придаточные времени могут занимать позицию перед главным предложением, после главного и в середине главного.

4.Закрепление. (работа у доски)

Записать предложение, задать вопрос к придаточному, выделить главное и придаточное.

Когда солнышко пригреет, красна ягодка созреет.

С тех пор как погиб отец, заботы о семье взял на себя его брат.

Было светло и тепло, пока горел костер.    

Как только папа ушел, я живо оделся в студенческий сюртук и пришел.

Вот и теперь, когда я вошел в комнату, Карл Иванович взглянул на меня исподлобья и снова принялся за дело.

Они свернули в сторону и шли по скошенному лугу, пока не вышли на дорогу.

5. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

                 

                                                                                                                            Приложение

Учени____ 9_____ кл. _ ____________________________________________________ 1 вариант

Задание: вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, начертить схему,

определить вид придаточного        

СПП

Схема

Вид придаточного

1

Мы п…шли в сторону леса куда ук…зал нам старик.

2

Комната наполнилась ар…матами цветов когда открыли окно.

3

Он ждал пригл…шения только затем чтобы  высокомерно отк…заться от него.

4

Вскоре я увидел как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина.

5

Мы ра…пол…жилсь на отдых у того дерева что р…стёт у самой воды.

6

Оттого что обл…ка почти к…сались верхушек берёз на земле было тихо и светло.

Учени____ 9_____ кл. _ ____________________________________________________ 1 вариант

Задание: вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, начертить схему,

определить вид придаточного

СПП

Схема

Вид придаточного

1

Мы п…шли в сторону леса куда ук…зал нам старик.

2

Комната наполнилась ар…матами цветов когда открыли окно.

3

Он ждал пригл…шения только затем чтобы  высокомерно отк…заться от него.

4

Вскоре я увидел как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина.

5

Мы ра…пол…жилсь на отдых у того дерева что р…стёт у самой воды.

6

Оттого что обл…ка почти к…сались верхушек берёз на земле было тихо и светло.

Учени____ 9_____ кл. _ ____________________________________________________ 1 вариант

Задание: вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, начертить схему,

определить вид придаточного

СПП

Схема

Вид придаточного

1

Мы п…шли в сторону леса куда ук…зал нам старик.

2

Комната наполнилась ар…матами цветов когда открыли окно.

3

Он ждал пригл…шения только затем чтобы  высокомерно отк…заться от него.

4

Вскоре я увидел как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина.

5

Мы ра…пол…жилсь на отдых у того дерева что р…стёт у самой воды.

6

Оттого что обл…ка почти к…сались верхушек берёз на земле было тихо и светло.

Учени____ 9_____ кл. _ __________________________________________________ 2 вариант

Задание: вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, начертить схему,

определить вид придаточного

СПП

Схема

Вид придаточного

1

Он остановился там где г…рел костёр.

2

Мы пр…были на в..кзал как только рассвело.

3

Всякое дело надо любить чтобы хорошо его делать.

4

Я увидел на краю неба белое облачко которое пр…нял  сперва за отдалённый холмик.

5

Даже сквозь стены слышно как гудит сильный ветер в проводах.

6

Оттого что свеча г…рела слабо, в комнате было почти темно.

Учени____ 9_____ кл. _ __________________________________________________ 2 вариант

Задание: вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, начертить схему,

определить вид придаточного

СПП

Схема

Вид придаточного

1

Он остановился там где г…рел костёр.

2

Мы пр…были на в..кзал как только рассвело.

3

Всякое дело надо любить чтобы хорошо его делать.

4

Я увидел на краю неба белое облачко которое пр…нял  сперва за отдалённый холмик.

5

Даже сквозь стены слышно как гудит сильный ветер в проводах.

6

Оттого что свеча г…рела слабо, в комнате было почти темно.

Учени____ 9_____ кл. _ __________________________________________________ 2 вариант

Задание: вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, начертить схему,

определить вид придаточного

СПП

Схема

Вид придаточного

1

Он остановился там где г…рел костёр.

2

Мы пр…были на в..кзал как только рассвело.

3

Всякое дело надо любить чтобы хорошо его делать.

4

Я увидел на краю неба белое облачко которое пр…нял  сперва за отдалённый холмик.

5

Даже сквозь стены слышно как гудит сильный ветер в проводах.

6

Оттого что свеча г…рела слабо, в комнате было почти темно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

На уроке выделяются отличительные признаки сложных предложений с придаточными определительными, предупреждаются ошибки в построении данного типа предложений. Раскрываются особенности употребления союз...

«Сложноподчинённые предложения с придаточными предложениями определительными»

конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе....

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными

Это урок русского языка с презентацией  в 9 классе татарской школы. Материалы урока помогут при подготовке к Государственной итоговой аттестации (ГИА) девятиклассников. Цель урока:познакомить уча...

Урок-презентация "Сложноподчинённое предложение с придаточными изъяснительными"

В презентации собран дидактический материал, необходимый для проведения урока...

Презентация к уроку русского языка в 9 классе "Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными"

Данная презентация предназначена для работы на уроке русского языка в 9 классе по теме "Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению. Сложноподчинённые предложения с придаточ...

Открытый урок по русскому языку в 9 классе "Сложноподчинённое предложение с придаточным времени"

Урок нового материала. Но помимо этого обучающимся  предстоит многое повторить: разные виды разбора, сложные предложения с придаточными, изученными на предыдущих уроках.Очень богатый материал на ...