Сложноподчинённые предложения с придаточными времени
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
После общего знакомства с придаточными обстоятельственными, приступаем к изучению конкретных видов придаточных. На этом уроке знакомимся с придаточными времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.04 КБ |
![]() | 21.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 9 кассе
Тема: «Сложноподчинённые предложения с придаточными времени»
Вид урока: урок изучения нового материала
Цель урока: дать теоретические сведения об особенностях сложноподчиненного предложения с придаточными времени.
Задачи урока:
- формировать умение распознавать придаточные времени, отличать их от других видов придаточных предложений;
- выяснить, какие союзы и союзные слова служат средством связи между частями;
- определять место придаточного времени в СПП;
- правильно ставить знаки препинания в СПП с придаточными времени.
1.Проверка домашнего задания (по цепочке)
2.Работа по карточкам. (приложение)
3. Объяснение новой темы
На предыдущем уроке мы познакомились с видами придаточных обстоятельственных, вы выполнили работу по карточкам, указав вид придаточных обстоятельственных.
Сегодня мы более подробно познакомимся с одним из обстоятельственных придаточных.
Запишем тему урока: «СПП с придаточными времени»
-анализ предложений
Родители переехали в Петербург (когда?), когда Илье исполнилось восемь лет.
В Петербург семья оставалась (как долго?), пока Илья учился.
С тех пор, как Илья закончил школу, он живет в Ростове. Живет – с каких пор?
Когда мы говорим о каком-то действии и явлении, нас интересует – когда все случилось? Как долго продолжалось? С каких пор началось? До каких пор длилось? Это и есть основные вопросы, на которые отвечают придаточные времени.
Придаточные времени указывают на время действия в главном предложении.
Вопросы мы ставим от всего главного предложения. Значит, придаточные времени присоединяются ко всему главному предложению.
-средства связи
Когда ты шутишь, я смеюсь.
Как только мы свернули на лесную тропинку, солнце осталось позади.
На другой день, чуть только заалел восток, все поднялись.
Придаточные времени соединяются с главным предложением при помощи союзов когда, как только, чуть только, пока, едва, как, как вдруг, с тех пор как, до тех пор как, в то время как, по мере того как, прежде чем.
-место придаточного
В сложноподчиненных предложениях придаточные времени могут занимать позицию перед главным предложением, после главного и в середине главного.
4.Закрепление. (работа у доски)
Записать предложение, задать вопрос к придаточному, выделить главное и придаточное.
Когда солнышко пригреет, красна ягодка созреет.
С тех пор как погиб отец, заботы о семье взял на себя его брат.
Было светло и тепло, пока горел костер.
Как только папа ушел, я живо оделся в студенческий сюртук и пришел.
Вот и теперь, когда я вошел в комнату, Карл Иванович взглянул на меня исподлобья и снова принялся за дело.
Они свернули в сторону и шли по скошенному лугу, пока не вышли на дорогу.
5. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Приложение
Учени____ 9_____ кл. _ ____________________________________________________ 1 вариант
Задание: вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, начертить схему,
определить вид придаточного
№ | СПП | Схема | Вид придаточного |
1 | Мы п…шли в сторону леса куда ук…зал нам старик. | ||
2 | Комната наполнилась ар…матами цветов когда открыли окно. | ||
3 | Он ждал пригл…шения только затем чтобы высокомерно отк…заться от него. | ||
4 | Вскоре я увидел как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. | ||
5 | Мы ра…пол…жилсь на отдых у того дерева что р…стёт у самой воды. | ||
6 | Оттого что обл…ка почти к…сались верхушек берёз на земле было тихо и светло. |
Учени____ 9_____ кл. _ ____________________________________________________ 1 вариант
Задание: вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, начертить схему,
определить вид придаточного
№ | СПП | Схема | Вид придаточного |
1 | Мы п…шли в сторону леса куда ук…зал нам старик. | ||
2 | Комната наполнилась ар…матами цветов когда открыли окно. | ||
3 | Он ждал пригл…шения только затем чтобы высокомерно отк…заться от него. | ||
4 | Вскоре я увидел как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. | ||
5 | Мы ра…пол…жилсь на отдых у того дерева что р…стёт у самой воды. | ||
6 | Оттого что обл…ка почти к…сались верхушек берёз на земле было тихо и светло. |
Учени____ 9_____ кл. _ ____________________________________________________ 1 вариант
Задание: вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, начертить схему,
определить вид придаточного
№ | СПП | Схема | Вид придаточного |
1 | Мы п…шли в сторону леса куда ук…зал нам старик. | ||
2 | Комната наполнилась ар…матами цветов когда открыли окно. | ||
3 | Он ждал пригл…шения только затем чтобы высокомерно отк…заться от него. | ||
4 | Вскоре я увидел как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. | ||
5 | Мы ра…пол…жилсь на отдых у того дерева что р…стёт у самой воды. | ||
6 | Оттого что обл…ка почти к…сались верхушек берёз на земле было тихо и светло. |
Учени____ 9_____ кл. _ __________________________________________________ 2 вариант
Задание: вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, начертить схему,
определить вид придаточного
№ | СПП | Схема | Вид придаточного |
1 | Он остановился там где г…рел костёр. | ||
2 | Мы пр…были на в..кзал как только рассвело. | ||
3 | Всякое дело надо любить чтобы хорошо его делать. | ||
4 | Я увидел на краю неба белое облачко которое пр…нял сперва за отдалённый холмик. | ||
5 | Даже сквозь стены слышно как гудит сильный ветер в проводах. | ||
6 | Оттого что свеча г…рела слабо, в комнате было почти темно. |
Учени____ 9_____ кл. _ __________________________________________________ 2 вариант
Задание: вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, начертить схему,
определить вид придаточного
№ | СПП | Схема | Вид придаточного |
1 | Он остановился там где г…рел костёр. | ||
2 | Мы пр…были на в..кзал как только рассвело. | ||
3 | Всякое дело надо любить чтобы хорошо его делать. | ||
4 | Я увидел на краю неба белое облачко которое пр…нял сперва за отдалённый холмик. | ||
5 | Даже сквозь стены слышно как гудит сильный ветер в проводах. | ||
6 | Оттого что свеча г…рела слабо, в комнате было почти темно. |
Учени____ 9_____ кл. _ __________________________________________________ 2 вариант
Задание: вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, начертить схему,
определить вид придаточного
№ | СПП | Схема | Вид придаточного |
1 | Он остановился там где г…рел костёр. | ||
2 | Мы пр…были на в..кзал как только рассвело. | ||
3 | Всякое дело надо любить чтобы хорошо его делать. | ||
4 | Я увидел на краю неба белое облачко которое пр…нял сперва за отдалённый холмик. | ||
5 | Даже сквозь стены слышно как гудит сильный ветер в проводах. | ||
6 | Оттого что свеча г…рела слабо, в комнате было почти темно. |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 9 кассе
Тема: «Сложноподчинённые предложения с придаточными времени»
Вид урока: урок изучения нового материала
Цель урока: дать теоретические сведения об особенностях сложноподчиненного предложения с придаточными времени.
Задачи урока:
- формировать умение распознавать придаточные времени, отличать их от других видов придаточных предложений;
- выяснить, какие союзы и союзные слова служат средством связи между частями;
- определять место придаточного времени в СПП;
- правильно ставить знаки препинания в СПП с придаточными времени.
1.Проверка домашнего задания (по цепочке)
2.Работа по карточкам. (приложение)
3. Объяснение новой темы
На предыдущем уроке мы познакомились с видами придаточных обстоятельственных, вы выполнили работу по карточкам, указав вид придаточных обстоятельственных.
Сегодня мы более подробно познакомимся с одним из обстоятельственных придаточных.
Запишем тему урока: «СПП с придаточными времени»
-анализ предложений
Родители переехали в Петербург (когда?), когда Илье исполнилось восемь лет.
В Петербург семья оставалась (как долго?), пока Илья учился.
С тех пор, как Илья закончил школу, он живет в Ростове. Живет – с каких пор?
Когда мы говорим о каком-то действии и явлении, нас интересует – когда все случилось? Как долго продолжалось? С каких пор началось? До каких пор длилось? Это и есть основные вопросы, на которые отвечают придаточные времени.
Придаточные времени указывают на время действия в главном предложении.
Вопросы мы ставим от всего главного предложения. Значит, придаточные времени присоединяются ко всему главному предложению.
-средства связи
Когда ты шутишь, я смеюсь.
Как только мы свернули на лесную тропинку, солнце осталось позади.
На другой день, чуть только заалел восток, все поднялись.
Придаточные времени соединяются с главным предложением при помощи союзов когда, как только, чуть только, пока, едва, как, как вдруг, с тех пор как, до тех пор как, в то время как, по мере того как, прежде чем.
-место придаточного
В сложноподчиненных предложениях придаточные времени могут занимать позицию перед главным предложением, после главного и в середине главного.
4.Закрепление. (работа у доски)
Записать предложение, задать вопрос к придаточному, выделить главное и придаточное.
Когда солнышко пригреет, красна ягодка созреет.
С тех пор как погиб отец, заботы о семье взял на себя его брат.
Было светло и тепло, пока горел костер.
Как только папа ушел, я живо оделся в студенческий сюртук и пришел.
Вот и теперь, когда я вошел в комнату, Карл Иванович взглянул на меня исподлобья и снова принялся за дело.
Они свернули в сторону и шли по скошенному лугу, пока не вышли на дорогу.
5. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Приложение
Учени____ 9_____ кл. _ ____________________________________________________ 1 вариант
Задание: вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, начертить схему,
определить вид придаточного
№ | СПП | Схема | Вид придаточного |
1 | Мы п…шли в сторону леса куда ук…зал нам старик. | ||
2 | Комната наполнилась ар…матами цветов когда открыли окно. | ||
3 | Он ждал пригл…шения только затем чтобы высокомерно отк…заться от него. | ||
4 | Вскоре я увидел как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. | ||
5 | Мы ра…пол…жилсь на отдых у того дерева что р…стёт у самой воды. | ||
6 | Оттого что обл…ка почти к…сались верхушек берёз на земле было тихо и светло. |
Учени____ 9_____ кл. _ ____________________________________________________ 1 вариант
Задание: вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, начертить схему,
определить вид придаточного
№ | СПП | Схема | Вид придаточного |
1 | Мы п…шли в сторону леса куда ук…зал нам старик. | ||
2 | Комната наполнилась ар…матами цветов когда открыли окно. | ||
3 | Он ждал пригл…шения только затем чтобы высокомерно отк…заться от него. | ||
4 | Вскоре я увидел как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. | ||
5 | Мы ра…пол…жилсь на отдых у того дерева что р…стёт у самой воды. | ||
6 | Оттого что обл…ка почти к…сались верхушек берёз на земле было тихо и светло. |
Учени____ 9_____ кл. _ ____________________________________________________ 1 вариант
Задание: вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, начертить схему,
определить вид придаточного
№ | СПП | Схема | Вид придаточного |
1 | Мы п…шли в сторону леса куда ук…зал нам старик. | ||
2 | Комната наполнилась ар…матами цветов когда открыли окно. | ||
3 | Он ждал пригл…шения только затем чтобы высокомерно отк…заться от него. | ||
4 | Вскоре я увидел как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. | ||
5 | Мы ра…пол…жилсь на отдых у того дерева что р…стёт у самой воды. | ||
6 | Оттого что обл…ка почти к…сались верхушек берёз на земле было тихо и светло. |
Учени____ 9_____ кл. _ __________________________________________________ 2 вариант
Задание: вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, начертить схему,
определить вид придаточного
№ | СПП | Схема | Вид придаточного |
1 | Он остановился там где г…рел костёр. | ||
2 | Мы пр…были на в..кзал как только рассвело. | ||
3 | Всякое дело надо любить чтобы хорошо его делать. | ||
4 | Я увидел на краю неба белое облачко которое пр…нял сперва за отдалённый холмик. | ||
5 | Даже сквозь стены слышно как гудит сильный ветер в проводах. | ||
6 | Оттого что свеча г…рела слабо, в комнате было почти темно. |
Учени____ 9_____ кл. _ __________________________________________________ 2 вариант
Задание: вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, начертить схему,
определить вид придаточного
№ | СПП | Схема | Вид придаточного |
1 | Он остановился там где г…рел костёр. | ||
2 | Мы пр…были на в..кзал как только рассвело. | ||
3 | Всякое дело надо любить чтобы хорошо его делать. | ||
4 | Я увидел на краю неба белое облачко которое пр…нял сперва за отдалённый холмик. | ||
5 | Даже сквозь стены слышно как гудит сильный ветер в проводах. | ||
6 | Оттого что свеча г…рела слабо, в комнате было почти темно. |
Учени____ 9_____ кл. _ __________________________________________________ 2 вариант
Задание: вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, начертить схему,
определить вид придаточного
№ | СПП | Схема | Вид придаточного |
1 | Он остановился там где г…рел костёр. | ||
2 | Мы пр…были на в..кзал как только рассвело. | ||
3 | Всякое дело надо любить чтобы хорошо его делать. | ||
4 | Я увидел на краю неба белое облачко которое пр…нял сперва за отдалённый холмик. | ||
5 | Даже сквозь стены слышно как гудит сильный ветер в проводах. | ||
6 | Оттого что свеча г…рела слабо, в комнате было почти темно. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.
На уроке выделяются отличительные признаки сложных предложений с придаточными определительными, предупреждаются ошибки в построении данного типа предложений. Раскрываются особенности употребления союз...
«Сложноподчинённые предложения с придаточными предложениями определительными»
конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе....
Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными
Это урок русского языка с презентацией в 9 классе татарской школы. Материалы урока помогут при подготовке к Государственной итоговой аттестации (ГИА) девятиклассников. Цель урока:познакомить уча...
Виды сложноподчинённых предложений.Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными-ознакомление
Открытый урок в 9 классе...
Урок-презентация "Сложноподчинённое предложение с придаточными изъяснительными"
В презентации собран дидактический материал, необходимый для проведения урока...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/31/picture-1189964-1698752600.jpg)
Презентация к уроку русского языка в 9 классе "Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными"
Данная презентация предназначена для работы на уроке русского языка в 9 классе по теме "Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению. Сложноподчинённые предложения с придаточ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/09/picture-684141-1444414989.jpg)
Открытый урок по русскому языку в 9 классе "Сложноподчинённое предложение с придаточным времени"
Урок нового материала. Но помимо этого обучающимся предстоит многое повторить: разные виды разбора, сложные предложения с придаточными, изученными на предыдущих уроках.Очень богатый материал на ...