«Сложноподчинённые предложения с придаточными предложениями определительными»
методическая разработка по русскому языку на тему
конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_po_russkomu_yazyku_v_9v_klass1.docx | 23.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по русскому языку в 9В классе
Учитель высшей категории Воротильникова Людмила Константиновна
Тема: «Сложноподчинённые предложения с придаточными предложениями определительными»
Тип урока: обучающий
Цели урока: углубление знаний учащихся о сложноподчинённом предложении, совершенствование навыков работы с текстом.
Задачи урока:
Образовательные: умение определять придаточные определительные в СПП, правильно расставлять знаки препинания;
Воспитательные: привитие любви к родному языку;
Развивающие: развивать умения и навыки сжатия текста, выполнения заданий тестового характера.
Оборудование: ПК, таблицы, раздаточный материал
Ход урока
- Сообщение темы урока и его целей.
Эпиграфы к уроку:
Работа над родным языком в человеке не прекращается никогда.
Измаил Иванович Срезневский
Есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа.
Дмитрий Сергеевич Лихачев
1.Словарная работа. Работа с тренажёром «Фраза». Непроверяемые написания. Вариант №536.
Сегодня мы продолжаем изучать сложноподчиненное предложение. 2.Посмотрим презентацию (слайд – «Придаточные определительные»).
3. Вставим недостающие знаки препинания, обоснуем их постановку, подготовимся к выразительному чтению текста. Проанализируем текст.
Вспомним приёмы сокращения текста:1) исключение (обособленных членов предложения, придаточных предложений и т. д.); 2)обобщение_______________
Работа с текстом
Роль союзных предложений в речи. . (1) 1Роль союзных сложных предложений в речи велика. (2)Сложносочинённые предложения это такие предложения части которых равноправны. (3)Например сверкнула молния и тут же прогремел гром. 3. (4)Сложные предложения которые состоят из главной и зависимой частей называются сложноподчинёнными. (5)Сравним. (6)Мы говорили о хорошей погоде. (7) Мы говорили о том что хорошая погода радовала нас всё лето. (8)Сложноподчинённое предложение выражает содержание текста полнее, чем отдельные члены предложения. 4.(9)Следовательно грамотный человек должен употреблять в речи союзные сложные предложения чтобы его речь была точной и выразительной. | Сокращённый вариант. 1Роль союзных сложных предложений в речи велика. 2) Сложносочиненное предложение состоит из равноправных частей. Сложноподчиненные предложения состоят из главной и зависимой частей, которые выражают содержание текста полнее. |
1.Определите стиль и тип речи, обоснуйте своё мнение.
2.Какая мысль является главной в этом тексте?
3.Среди предложений 1-4 найдите предложение, в котором придаточное определительное находится внутри главного предложения. Назовите номер этого предложения.
4.В предложениях 2-3 найдите слово, образованное приставочным способом, выделите приставку.
5. Замените придаточные определительные в СПП причастными оборотами.
Определите место придаточного предложения. В каких предложениях придаточное предложение стоит после главного?
- Трёх сосен которые так любил Пушкин в Михайловском сейчас нет.
- На месте где они росли посажены молодые сосенки.
- [Мы спросили], (когда нам прийти снова).
- [Известно], (что слоны в диковинку у нас.)
а) 1,3 б) 1,2 в) 3,4 г) 1,3,4
Домашнее задание: выучить конспект о придаточном определительном, слова для диктовки; 1 группа – составить текст – рассуждение на тему «Почему надо быть патриотом» (с использованием пословиц), включив в него определительные придаточные предложения;
2 группа № 98.
Тестовые задания
1. Укажите сложноподчиненные (знаки препинания не расставлены).
1) Пока мы собирались на экскурсию началась гроза.
2) Есть рассказы хорошо написанные но внутренне пустые как съеденное червями яблоко.
3) По старым охотам знаю какими прекрасными могут быть последние деньки осени.
4) Мы долго искали сухое пристанище для ночлега и наконец нашли его.
5) Петя только сейчас понял как следует понимать слова Гаврика.
6) Вам наверное известно что немудрёные свои гнёзда соловьи вьют на земле и под кустами.
2. Найдите предложение, в котором придаточнок стоит перед главным.
а) 2 б) 6 в) 1 г) 5
3. Найдите предложение с придаточным изъяснительным.
А) 1. Б) 5,6 В) 5 Г) 6
4. Найдите предложение, в котором придаточное связано с главным союзным словом.
А) 6 Б) 5 _ В) 3 Г) 1
5. Укажите предложение с вводным словом.
А) 4 Б) 3 В) 4,6 г) 6
6. Выберите союз, который характерен для разговорного стиля речи.
Кусты не прижились, …. Весной были сильные морозы.
А) ибо Б) ввиду того что В) в связи с тем что Г)потому что
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.
На уроке выделяются отличительные признаки сложных предложений с придаточными определительными, предупреждаются ошибки в построении данного типа предложений. Раскрываются особенности употребления союз...
Урок-практикум "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными"
Данный урок используется для закрепления изученного материала. В качестве приложения применяется презентация...
Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным".
В уроке используется дифференцированный подход при повторении сложного предложения, а также попутно повторяется материал литературы (теория стихосложения)....
Сложноподчинённые предложения с придаточным определительным
В данной презентации даны все этапы урока: словарная работа, повторение ранее изученного материала, практическая работа, домашняя работа. УМК "Русский язык" 9 класс под ред. Бархударова С.Г и др...
Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.Урок в 11 классе с использованием местного материала
Материалы для урока, которые помогут повторить тему и провести экспресс-контроль знаний обучающихся по заданию А 25 ЕГЭ....
Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными".
Тип урока: закрепление изученного материала. Цель урока: закрепить полученные знания о сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными и изъяснительными....
Презентация "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными"
Презентация для закрепления темы "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными"...