Рабочая программа по русскому языку 10-11 классы
рабочая программа по русскому языку (10, 11 класс)
Рабосая программа по русскому языку 10-11 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_rya_10-11_kl_2.docx | 614.35 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Оренбургской области
Муниципальное образование Курманаевский район Оренбургской области
МАОУ "Ефимовская СОШ"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4192847)
учебного предмета
«Русский язык» (базовый уровень)
для обучающихся 10-11 классов
Сосавители: Манакова Татьяна Викторовна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории,
Скрылева Екатерина Васильевна,
учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории
с. Ефимовка 2024
Рабочая программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от г № 413 с изменениями от № 732 (далее — ФГОС ООО), Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения федеральной основной образовательной программы среднего общего образования (приказ от #1075;. № 371), в полном соответствии с федеральной образовательной программой по русскому языку (приказ от #1075;. № 371), на основе Положения о разработке рабочих программ МАОУ «Ефимовская СОШ» от #1075;.
Пояснительная записка.
Русский язык - государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации.
Изучение русского языка способствует усвоению обучающимися традиционных российских духовно-нравственных ценностей, воспитанию нравственности, любви к Родине, ценностного отношения к русскому языку, формированию интереса и уважения к языкам и культурам народов России и мира, развитию эмоционального интеллекта, способности понимать и уважать мнение других людей.
Русский язык, обеспечивая коммуникативное развитие обучающихся, является в образовательной организации не только предметом изучения, но и средством овладения другими учебными дисциплинами в сфере гуманитарных, естественных, математических и других наук. Владение русским языком оказывает непосредственное воздействие на качество усвоения других школьных предметов, на процессы формирования универсальных интеллектуальных умений, навыков самоорганизации и самоконтроля.
Свободное владение русским языком является основой социализации личности, способной к успешному речевому взаимодействию и социальному сотрудничеству в повседневной и профессиональной деятельности в условиях многонационального государства.
Программа по русскому языку реализуется на уровне среднего общего образования, когда на предыдущем уровне общего образования освоены основные теоретические знания о языке и речи, сформированы соответствующие умения и навыки, направлена в большей степени на совершенствование умений эффективно пользоваться русским языком в разных условиях общения, повышение речевой культуры старшеклассников, совершенствование их опыта речевого общения, развитие коммуникативных умений в разных сферах функционирования языка.
Системообразующей доминантой содержания программы по русскому языку является направленность на полноценное овладение культурой речи во всех ее аспектах (нормативном, коммуникативном и этическом), на развитие и совершенствование коммуникативных умений и навыков в учебно-научной, официально-деловой, социально-бытовой, социально-культурной сферах общения; на формирование готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию в учебной и практической деятельности.
Важнейшей составляющей изучения русского языка на базовом уровне являются элементы содержания, ориентированные на формирование и развитие функциональной (читательской) грамотности обучающихся - способности свободно использовать навыки чтения с целью извлечения информации из текстов разных форматов (гипертексты, графика, инфографика и другие) для их понимания, сжатия, трансформации, интерпретации и использования в практической деятельности.
В соответствии с принципом преемственности изучение русского языка на уровне среднего общего образования основывается на тех знаниях и компетенциях, которые сформированы на начальном и основном уровнях общего образования, и предусматривает систематизацию знаний о языке как системе, его основных единицах и уровнях; знаний о тексте, включая тексты новых форматов (гипертексты, графика, инфографика и другие).
В содержании программы по русскому языку выделяются три сквозные линии: "Язык и речь. Культура речи", "Речь. Речевое общение. Текст", "Функциональная стилистика. Культура речи".
Изучение русского языка на базовом уровне обеспечивает общекультурный уровень молодого человека, способного к продолжению обучения в системе среднего профессионального и высшего образования.
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения на основе расширения представлений о функциях русского языка в России и мире;
о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности многонационального народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка и истории, языка и личности; об отражении в русском языке традиционных российских духовно-нравственных ценностей; формирование ценностного отношения к русскому языку;
овладение русским языком как инструментом личностного развития и формирования социальных взаимоотношений; понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и социализации;
совершенствование устной и письменной речевой культуры на основе овладения основными понятиями культуры речи и функциональной стилистики, формирование навыков нормативного употребления языковых единиц и расширение круга используемых языковых средств; совершенствование коммуникативных умений в разных сферах общения, способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью;
развитие функциональной грамотности: совершенствование умений текстовой деятельности, анализа текста с точки зрения явной и скрытой (подтекстовой), основной и дополнительной информации; развитие умений чтения текстов разных форматов (гипертексты, графика, инфографика и другие); совершенствование умений трансформировать, интерпретировать тексты и использовать полученную информацию в практической деятельности;
обобщение знаний о языке как системе, об основных правилах орфографии и пунктуации, об изобразительно-выразительных средствах русского языка; совершенствование умений анализировать языковые единицы разных уровней, умений применять правила орфографии и пунктуации, умений определять изобразительно-выразительные средства языка в тексте;
обеспечение поддержки русского языка как языка государствообразующего народа, недопущения использования нецензурной лексики и противодействия излишнему использованию иностранной лексики.
Общее число часов, рекомендованных для изучения русского языка, - 136 часов: в 10 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 11 классе - 68 часа (2 часа в неделю).
Содержание обучения в 10 классе.
Общие сведения о языке.
Язык как знаковая система. Основные функции языка.
Лингвистика как наука.
Язык и культура.
Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения, национальный язык русского народа, один из мировых языков.
Формы существования русского национального языка. Литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго. Роль литературного языка в обществе.
Язык и речь. Культура речи.
Система языка. Культура речи.
Система языка, ее устройство, функционирование.
Культура речи как раздел лингвистики.
Языковая норма, ее основные признаки и функции.
Виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, словообразовательные, грамматические (морфологические и синтаксические). Орфографические и пунктуационные правила (обзор, общее представление). Стилистические нормы современного русского литературного языка (общее представление).
Качества хорошей речи.
Основные виды словарей (обзор). Толковый словарь. Словарь омонимов. Словарь иностранных слов. Словарь синонимов. Словарь антонимов. Словарь паронимов. Этимологический словарь. Диалектный словарь. Фразеологический словарь. Словообразовательный словарь. Орфографический словарь. Орфоэпический словарь. Словарь грамматических трудностей. Комплексный словарь.
Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы.
Фонетика и орфоэпия как разделы лингвистики (повторение, обобщение). Фонетический анализ слова. Изобразительно-выразительные средства фонетики (повторение, обобщение).
Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов. Нормы ударения в современном литературном русском языке.
Лексикология и фразеология. Лексические нормы.
Лексикология и фразеология как разделы лингвистики (повторение, обобщение). Лексический анализ слова. Изобразительно-выразительные средства лексики: эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, сравнение (повторение, обобщение).
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Многозначные слова и омонимы, их употребление. Синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Иноязычные слова и их употребление. Лексическая сочетаемость. Тавтология. Плеоназм.
Функционально-стилистическая окраска слова. Лексика общеупотребительная, разговорная и книжная. Особенности употребления.
Экспрессивно-стилистическая окраска слова. Лексика нейтральная, высокая, сниженная. Эмоционально-оценочная окраска слова (неодобрительное, ласкательное, шутливое и другое). Особенности употребления.
Фразеология русского языка (повторение, обобщение). Крылатые слова.
Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы.
Морфемика и словообразование как разделы лингвистики (повторение, обобщение). Морфемный и словообразовательный анализ слова. Словообразовательные трудности (обзор). Особенности употребления сложносокращенных слов (аббревиатур).
Морфология. Морфологические нормы.
Морфология как раздел лингвистики (повторение, обобщение). Морфологический анализ слова. Особенности употребления в тексте слов разных частей речи.
Морфологические нормы современного русского литературного языка (общее представление).
Основные нормы употребления имен существительных: форм рода, числа, падежа.
Основные нормы употребления имен прилагательных: форм степеней сравнения, краткой формы.
Основные нормы употребления количественных, порядковых и собирательных числительных.
Основные нормы употребления местоимений: формы 3-го лица личных местоимений, возвратного местоимения себя.
Основные нормы употребления глаголов: некоторых личных форм (типа победить, убедить, выздороветь), возвратных и невозвратных глаголов; образования некоторых глагольных форм: форм прошедшего времени с суффиксом - ну-, форм повелительного наклонения.
Орфография. Основные правила орфографии.
Орфография как раздел лингвистики (повторение, обобщение). Принципы и разделы русской орфографии. Правописание морфем; слитные, дефисные и раздельные написания; употребление прописных и строчных букв; правила переноса слов; правила графического сокращения слов.
Орфографические правила. Правописание гласных в корне.
Употребление разделительных ъ и ь.
Правописание приставок. Буквы ы - и после приставок.
Правописание суффиксов.
Правописание н и нн в словах различных частей речи.
Правописание не и ни.
Правописание окончаний имен существительных, имен прилагательных и глаголов.
Слитное, дефисное и раздельное написание слов.
Речь. Речевое общение.
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности (повторение, обобщение).
Речевое общение и его виды. Основные сферы речевого общения. Речевая ситуация и ее компоненты (адресант и адресат; мотивы и цели, предмет и тема речи; условия общения).
Речевой этикет. Основные функции речевого этикета (установление и поддержание контакта, демонстрация доброжелательности и вежливости, уважительного отношения говорящего к партнеру и другие). Устойчивые формулы русского речевого этикета применительно к различным ситуациям официального/неофициального общения, статусу адресанта/адресата и другим.
Публичное выступление и его особенности. Тема, цель, основной тезис (основная мысль), план и композиция публичного выступления. Виды аргументации. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации общения.
Текст. Информационно-смысловая переработка текста.
Текст, его основные признаки (повторение, обобщение).
Логико-смысловые отношения между предложениями в тексте (общее представление).
Информативность текста. Виды информации в тексте. Информационно-смысловая переработка прочитанного и прослушанного текста, включая гипертекст, графику, инфографику и другие.
План. Тезисы. Конспект. Реферат. Аннотация. Отзыв. Рецензия.
Содержание обучения в 11 классе.
Общие сведения о языке.
Культура речи в экологическом аспекте. Экология как наука, экология языка (общее представление). Проблемы речевой культуры в современном обществе (стилистические изменения в лексике, огрубление обиходно-разговорной речи, неоправданное употребление иноязычных заимствований и другое) (обзор).
Язык и речь. Культура речи.
Синтаксис. Синтаксические нормы.
Синтаксис как раздел лингвистики (повторение, обобщение). Синтаксический анализ словосочетания и предложения.
Изобразительно-выразительные средства синтаксиса. Синтаксический параллелизм, парцелляция, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, анафора, эпифора, антитеза; риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение; многосоюзие, бессоюзие.
Синтаксические нормы. Порядок слов в предложении. Основные нормы согласования сказуемого с подлежащим, в состав которого входят слова множество, ряд, большинство, меньшинство; с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием (двадцать лет, пять человек); имеющим в своем составе числительные, оканчивающиеся на один; имеющим в своем составе числительные два, три, четыре или числительное, оканчивающееся на два, три, четыре. Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим при себе приложение (типа диван-кровать, озеро Байкал). Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным аббревиатурой, заимствованным несклоняемым существительным.
Основные нормы управления: правильный выбор падежной или предложно-падежной формы управляемого слова.
Основные нормы употребления однородных членов предложения.
Основные нормы употребления причастных и деепричастных оборотов.
Основные нормы построения сложных предложений.
Пунктуация. Основные правила пунктуации.
Пунктуация как раздел лингвистики (повторение, обобщение). Пунктуационный анализ предложения.
Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: знаки препинания в конце предложений; знаки препинания внутри простого предложения; знаки препинания между частями сложного предложения; знаки препинания при передаче чужой речи. Сочетание знаков препинания.
Знаки препинания и их функции. Знаки препинания между подлежащим и сказуемым.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Знаки препинания при обособлении.
Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями, обращениями, междометиями.
Знаки препинания в сложном предложении.
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.
Знаки препинания при передаче чужой речи.
Функциональная стилистика. Культура речи.
Функциональная стилистика как раздел лингвистики. Стилистическая норма (повторение, обобщение).
Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Основные жанры разговорной речи: устный рассказ, беседа, спор и другие (обзор).
Научный стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки научного стиля: отвлеченность, логичность, точность, объективность. Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Основные подстили научного стиля. Основные жанры научного стиля: монография, диссертация, научная статья, реферат, словарь, справочник, учебник и учебное пособие, лекция, доклад и другие (обзор).
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля: точность, стандартизированность, стереотипность. Лексические, морфологические, синтаксические особенности официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: закон, устав, приказ; расписка, заявление, доверенность; автобиография, характеристика, резюме и другие (обзор).
Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки публицистического стиля: экспрессивность, призывность, оценочность. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля: заметка, статья, репортаж, очерк, эссе, интервью (обзор).
Язык художественной литературы и его отличие от других функциональных разновидностей языка (повторение, обобщение). Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, языковых средств других функциональных разновидностей языка.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты освоения программы по русскому языку на уровне среднего общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности; уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и людям старшего поколения; взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
В результате изучения русского языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в текстах литературных произведений, написанных на русском языке;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
идейная убежденность, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе словесного, творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по русскому языку;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью;
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения русского языка;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к деятельности филологов, журналистов, писателей; умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность, в том числе по русскому языку, индивидуально и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы по русскому языку у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность проявлять гибкость и адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учетом собственного речевого и читательского опыта.
В результате изучения русского языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;
устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и обобщения языковых единиц, языковых явлений и процессов, текстов различных функциональных разновидностей языка, функционально-смысловых типов, жанров;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в наблюдении;
разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по русскому языку;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учетом собственного речевого и читательского опыта.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, в том числе в контексте изучения учебного предмета "Русский язык", способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
владеть разными видами деятельности по получению нового знания, в том числе по русскому языку; его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
формировать научный тип мышления, владеть научной, в том числе лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и разнообразных жизненных ситуациях;
выявлять и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу, задавать параметры и критерии ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, приобретенному опыту;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
уметь переносить знания в практическую область жизнедеятельности, освоенные средства и способы действия - в профессиональную среду;
выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы решения проблем.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и ее целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации (презентация, таблица, схема и другие);
оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования информационной безопасности.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;
пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог;
развернуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать свое мнение, строить высказывание.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность за результаты выбора;
оценивать приобретенный опыт;
стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов; использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
признавать свое право и право других на ошибку;
развивать способность видеть мир с позиции другого человека.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» (базовый уровень)
По учебному предмету "Русский язык" (базовый уровень):
1) сформированность представлений о функциях русского языка в современном мире (государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения, один из мировых языков); о русском языке как духовно-нравственной и культурной ценности многонационального народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка и истории, языка и личности; об отражении в русском языке традиционных российских духовно-нравственных ценностей; сформированность ценностного отношения к русскому языку;
2) совершенствование умений создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров; употреблять языковые средства в соответствии с речевой ситуацией (объем устных монологических высказываний - не менее 100 слов; объем диалогического высказывания - не менее 7 - 8 реплик); совершенствование умений выступать публично; представлять результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности; использовать образовательные информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы для решения учебных задач;
3) сформированность знаний о признаках текста, его структуре, видах информации в тексте; совершенствование умений понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или) на слух; выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в тексте; создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты научного, публицистического, официально-делового стилей разных жанров (объем сочинения - не менее 150 слов);
4) совершенствование умений использовать разные виды чтения и аудирования, приемы информационно-смысловой переработки прочитанных и прослушанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другое (объем текста для чтения - 450 - 500 слов; объем прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов); совершенствование умений создавать вторичные тексты (тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и другое);
5) обобщение знаний о языке как системе, его основных единицах и уровнях; обогащение словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств; совершенствование умений анализировать языковые единицы разных уровней, тексты разных функционально-смысловых типов, функциональных разновидностей языка (разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы), различной жанровой принадлежности; сформированность представлений о формах существования национального русского языка; знаний о признаках литературного языка и его роли в обществе;
6) сформированность представлений об аспектах культуры речи: нормативном, коммуникативном и этическом; формирование системы знаний о нормах современного русского литературного языка и их основных видах (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические); совершенствование умений применять знание норм современного русского литературного языка в речевой практике, корректировать устные и письменные высказывания; обобщение знаний об основных правилах орфографии и пунктуации, совершенствование умений применять правила орфографии и пунктуации в практике письма; сформированность умений работать со словарями и справочниками, в том числе академическими словарями и справочниками в электронном формате;
7) обобщение знаний о функциональных разновидностях языка: разговорной речи, функциональных стилях (научный, публицистический, официально-деловой), языке художественной литературы; совершенствование умений распознавать, анализировать и комментировать тексты различных функциональных разновидностей языка (разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы);
8) обобщение знаний об изобразительно-выразительных средствах русского языка; совершенствование умений определять изобразительно-выразительные средства языка в тексте;
9) совершенствование умений использовать правила русского речевого этикета в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения, в повседневном общении, интернет-коммуникации.
К концу обучения в 10 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по русскому языку:
Общие сведения о языке.
Иметь представление о языке как знаковой системе, об основных функциях языка; о лингвистике как науке.
Опознавать лексику с национально-культурным компонентом значения; лексику, отражающую традиционные российские духовно-нравственные ценности в художественных текстах и публицистике; объяснять значения данных лексических единиц с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и других); комментировать фразеологизмы с точки зрения отражения в них истории и культуры народа (в рамках изученного).
Понимать и уметь комментировать функции русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России, одного из мировых языков (с опорой на статью 68 Конституции Российской Федерации, Федеральный закон от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" 18, Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" 19).
Различать формы существования русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго), знать и характеризовать признаки литературного языка и его роль в обществе; использовать эти знания в речевой практике.
Язык и речь. Культура речи.
Иметь представление о русском языке как системе, знать основные единицы и уровни языковой системы, анализировать языковые единицы разных уровней языковой системы.
Иметь представление о культуре речи как разделе лингвистики.
Комментировать нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи, приводить соответствующие примеры.
Анализировать речевые высказывания с точки зрения коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, выразительности, соответствия нормам современного русского литературного языка.
Иметь представление о языковой норме, ее видах.
Использовать словари русского языка в учебной деятельности.
Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы.
Выполнять фонетический анализ слова.
Определять изобразительно-выразительные средства фонетики в тексте.
Анализировать и характеризовать особенности произношения безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных, некоторых грамматических форм, иноязычных слов.
Анализировать и характеризовать речевые высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка.
Соблюдать основные произносительные и акцентологические нормы современного русского литературного языка.
Использовать орфоэпический словарь.
Лексикология и фразеология. Лексические нормы.
Выполнять лексический анализ слова.
Определять изобразительно-выразительные средства лексики.
Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения лексических норм современного русского литературного языка.
Соблюдать лексические нормы.
Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной и эмоционально-экспрессивной лексики.
Использовать толковый словарь, словари синонимов, антонимов, паронимов; словарь иностранных слов, фразеологический словарь, этимологический словарь.
Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы.
Выполнять морфемный и словообразовательный анализ слова.
Анализировать и характеризовать речевые высказывания (в том числе собственные) с точки зрения особенностей употребления сложносокращенных слов (аббревиатур).
Использовать словообразовательный словарь.
Морфология. Морфологические нормы.
Выполнять морфологический анализ слова.
Определять особенности употребления в тексте слов разных частей речи.
Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения морфологических норм современного русского литературного языка.
Соблюдать морфологические нормы.
Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения трудных случаев употребления имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов, причастий, деепричастий, наречий (в рамках изученного).
Использовать словарь грамматических трудностей, справочники.
Орфография. Основные правила орфографии.
Иметь представление о принципах и разделах русской орфографии.
Выполнять орфографический анализ слова.
Анализировать и характеризовать текст (в том числе собственный) с точки зрения соблюдения орфографических правил современного русского литературного языка (в рамках изученного).
Соблюдать правила орфографии.
Использовать орфографический словарь.
Речь. Речевое общение.
Создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров; употреблять языковые средства в соответствии с речевой ситуацией (объем устных монологических высказываний - не менее 100 слов; объем диалогического высказывания - не менее 7 - 8 реплик).
Выступать перед аудиторией с докладом; представлять реферат, исследовательский проект на лингвистическую и другие темы; использовать образовательные информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы для решения учебных задач.
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей (объем сочинения - не менее 150 слов).
Использовать различные виды аудирования и чтения в соответствии с коммуникативной задачей, приемы информационно-смысловой переработки прочитанных и прослушанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другие (объем текста для чтения - 450 - 500 слов; объем прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов).
Знать основные нормы речевого этикета применительно к различным ситуациям официального/неофициального общения, статусу адресанта/адресата и других; использовать правила русского речевого этикета в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения, повседневном общении, интернет-коммуникации.
Употреблять языковые средства с учетом речевой ситуации.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка.
Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Текст. Информационно-смысловая переработка текста.
Применять знания о тексте, его основных признаках, структуре и видах представленной в нем информации в речевой практике.
Понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или) на слух.
Выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в тексте.
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей (объем сочинения - не менее 150 слов).
Использовать различные виды аудирования и чтения в соответствии с коммуникативной задачей, приемы информационно-смысловой переработки прочитанных и прослушанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другие (объем текста для чтения - 450 - 500 слов; объем прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов).
Создавать вторичные тексты (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация, отзыв, рецензия и другие).
Корректировать текст: устранять логические, фактические, этические, грамматические и речевые ошибки.
К концу обучения в 11 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по русскому языку:
Общие сведения о языке.
Иметь представление об экологии языка, о проблемах речевой культуры в современном обществе.
Понимать, оценивать и комментировать уместность (неуместность) употребления разговорной и просторечной лексики, жаргонизмов; оправданность (неоправданность) употребления иноязычных заимствований; нарушения речевого этикета, этических норм в речевом общении и других.
Язык и речь. Культура речи. Синтаксис. Синтаксические нормы.
Выполнять синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного предложения.
Определять изобразительно-выразительные средства синтаксиса русского языка (в рамках изученного).
Анализировать, характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения основных норм согласования сказуемого с подлежащим, употребления падежной и предложно-падежной формы управляемого слова в словосочетании, употребления однородных членов предложения, причастного и деепричастного оборотов (в рамках изученного).
Соблюдать синтаксические нормы.
Использовать словари грамматических трудностей, справочники.
Пунктуация. Основные правила пунктуации.
Иметь представление о принципах и разделах русской пунктуации.
Выполнять пунктуационный анализ предложения.
Анализировать и характеризовать текст с точки зрения соблюдения пунктуационных правил современного русского литературного языка (в рамках изученного).
Соблюдать правила пунктуации.
Использовать справочники по пунктуации.
Функциональная стилистика. Культура речи.
Иметь представление о функциональной стилистике как разделе лингвистики.
Иметь представление об основных признаках разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы.
Распознавать, анализировать и комментировать тексты различных функциональных разновидностей языка (разговорная речь, научный, публицистический и официально-деловой стили, язык художественной литературы).
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей (объем сочинения - не менее 150 слов).
Применять знания о функциональных разновидностях языка в речевой практике.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Виды деятельности | Модуль воспитательной программы «Урочная деятельность» | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные | Практические | |||||
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ | 5 | 1 | Опознавать лексику с национально-культурным компонентом значения; лексику, отражающую традиционные российские духовно-нравственные ценности в художественных текстах и публицистике; объяснять значения данных лексических единиц с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и других). Комментировать фразеологизмы с точки зрения отражения в них культуры и истории русского народа (в рамках изученного). Различать и характеризовать основные признаки литературного языка, просторечия, народных говоров, профессиональных разновидностей, жаргона, арго. Выявлять особенности литературного языка в отличие от других форм существования русского литературного языка. Характеризовать роль русского литературного языка в обществе. Анализировать и оценивать текст (устный и письменный) с точки зрения уместности использования диалектной лексики, профессионализмов (с опорой на толковые словари, диалектные словари, «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля), с точки зрения этичности употребления просторечных слов и выражений, жаргона. Использовать знания о формах существования русского национального языка в речевой практике | Международный день распространения грамотности | Библиотека ЦОК | ||
Всего | 6 | 1 | 0 | ||||
РАЗДЕЛ 2. ЯЗЫК И РЕЧЬ. КУЛЬТУРА РЕЧИ | 6 | 0 | 0 | Характеризовать понятие культуры речи и соответствующий раздел лингвистики. Комментировать аспекты (компоненты) культуры речи, приводить соответствующие примеры. Различать виды норм русского литературного языка, приводить соответствующие примеры. Анализировать и характеризовать устный и письменный текст с точки зрения уместности, точности, ясности, выразительности речи, с точки зрения соблюдения этических норм. Использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи. Стилистические нормы современного русского литературного языка (общее представление). Качества хорошей речи: коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Осуществлять выбор наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения | Интернет – наш помощник. Безопасность в сети интернет. | Библиотека ЦОК | |
Развитие речи | 2 | 0 | 0 | Писать сочинение по самостоятельно составленному плану. | |||
Всего | 8 | 0 | 0 | ||||
РАЗДЕЛ 3. ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ | 3 | 0 | 1 | Выполнять фонетический анализ слова. Определять изобразительно-выразительные средства фонетики в тексте, характеризовать их стилистическую роль. Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов. Нормы ударения в современном русском языке. Анализировать и характеризовать особенности произношения безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных, некоторых грамматических форм, иноязычных слов. Оценивать и корректировать высказывания с точки зрения соблюдения основных произносительных и акцентологических норм современного русского литературного языка. Соблюдать основные произносительные и акцентологические нормы современного русского литературного языка. Использовать орфоэпический словарь. | День словарей. | Библиотека ЦОК | |
Всего | 3 | 0 | 1 | ||||
РАЗДЕЛ 4. ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ | 6 | 0 | 1 | Определять лексическое значение слова. Различать многозначные слова и омонимы, употреблять их в соответствии с лексическими значениями. Подбирать синонимы и антонимы к слову, строить синонимические ряды. Сравнивать слова, входящие в синонимическую/ антонимическую пару, синонимический ряд, характеризовать их значения. Выбирать нужное слово из ряда синонимов. Различать паронимы, определять их лексические значения. Употреблять синонимы, антонимы, паронимы в соответствии с их лексическими значениями. Употреблять слово с учётом его лексической сочетаемости. Употреблять иноязычные слова с учётом коммуникативной целесообразности. Анализировать, оценивать и корректировать высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения лексических норм современного русского литературного языка. Анализировать текст с точки зрения речевой избыточности. Корректировать текст с целью устранения плеоназма и тавтологии. Использовать толковый словарь, словарь омонимов, словарь иностранных слов, словарь синонимов, словарь антонимов. Определять значения фразеологических оборотов и крылатых слов. Употреблять фразеологические обороты и крылатые слова с учётом речевой ситуации. Анализировать, оценивать и корректировать высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения лексических норм современного русского литературного языка. Использовать фразеологический словарь, словарь крылатых слов. | Урок творчества «За страницами учебника» | Библиотека ЦОК | |
Развитие речи | 2 | 0 | 0 | ||||
Всего | 8 | 0 | 1 | ||||
РАЗДЕЛ 5. МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ | 5 | 1 | 0 | Выполнять морфемный и словообразовательный анализ слова Соблюдать нормы употребления аббревиатур. Использовать школьный словообразовательный словарь | Дружба, милосердие, любовь – базовые общечеловеческие качества. | ||
Развитие речи | 2 | 0 | 0 | Писать сочинение по самостоятельно составленному плану. | |||
Всего | 7 | 1 | 0 | ||||
РАЗДЕЛ 6. МОРФОЛОГИЯ. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ | 6 | 0 | 1 | Выполнять морфологический анализ слова. Характеризовать особенности употребления в тексте слов разных частей речи, комментировать их стилистические функции. Анализировать и характеризовать особенности образования и употребления форм имён существительных. Оценивать и корректировать высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения морфологических норм. Соблюдать основные нормы употребления имён существительных. Использовать словари грамматических трудностей, справочники | Библиотека ЦОК | ||
Всего | 6 | 0 | 1 | ||||
РАЗДЕЛ 7. ОРФОГРАФИЯ. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ОРФОГРАФИИ | 19 | 0 | 3 | Приводить примеры, иллюстрирующие принципы и разделы русской орфографии. Выполнять орфографический анализ слова. Соблюдать орфографические нормы. Использовать орфографические словари | Библиотека ЦОК | ||
Всего | 19 | 0 | 3 | ||||
РАЗДЕЛ 8. РЕЧЬ.РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ | 2 | 0 | 0 | Создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров. Употреблять языковые средства с учётом речевой ситуации (объём устных монологических высказываний — не менее 100 слов; объём диалогического высказывания — не менее 7—8 реплик)1. Выступать перед аудиторией с докладом; представлять реферат, исследовательский проект на лингвистическую и другие темы. Использовать образовательные информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы для решения учебных задач. Использовать различные виды аудирования и чтения в соответствии с коммуникативной задачей, приёмы информационно-смысловой переработки прочитанных и прослушанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другие (объём текста для чтения — 450—500 слов; объём прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов); объём сочинения — не менее 150 слов | Всемирный день приветствий. Урок общения. | Библиотека ЦОК | |
Всего | 2 | 0 | 0 | ||||
РАЗДЕЛ 9. ТЕКСТ. ИНФОРМАЦИОННО-СМЫСЛОВАЯ ПЕРЕРАБОТКА ТЕКСТА | 4 | 1 | 1 | Характеризовать текст с точки зрения соответствия основным признакам. Выявлять способы и средства связи предложений и абзацев в тексте. Использовать знание признаков текста в процессе его создания и корректировки. Осуществлять информационно-смысловую переработку прочитанного и прослушанного текста. Предъявлять информацию текста в форме плана (простого и сложного; назывного, вопросного), в форме тезисов, конспекта. Создавать реферат на основе одного или нескольких источников. Составлять аннотацию, отзыв, рецензию | Проблема толерантности в текстах разных стилей | Библиотека ЦОК | |
Развитие речи | 2 | 0 | 0 | ||||
Итоговый урок | 1 | 0 | 0 | ||||
Всего | 7 | 1 | 1 | ||||
РАЗДЕЛ 10. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ | |||||||
Итоговые контрольные работы | 2 | ||||||
Практические работы | 8 | ||||||
Повторение | 6 | ||||||
Резервное время | 0 | ||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 3 | 8 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Виды деятельности | Модуль воспитательной программы «Урочная деятельность» | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные | Практические | |||||
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ | 3 | 1 | 0 | Выражать в устной и письменной форме отношение к культуре языка (от уровня бытового общения до состояния литератур- ного языка в целом). Анализировать, оценивать и комментиро- вать уместность/неуместность употребления разговорной и просторечной лексики, сленга, жаргонизмов; оправданность/не- оправданность употребления иноязычных заимствований; нарушения речевого этикета, этических норм в речевом общении и другое | Международный день распространения грамотности | Библиотека ЦОК
| |
Всего | 3 | 1 | 0 | ||||
РАЗДЕЛ 2. ЯЗЫК И РЕЧЬ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. СИНТАКСИС. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ | 13 | 0 | 2 | Выполнять синтаксический анализ словосо- четания, простого и сложного предложения Определять изобразительно-выразительные средства синтаксиса русского языка (в рамках изученного). Характеризовать особенности употребления в тексте изобразительно-выразительных средств синтаксиса, комментировать их стилистические функции Анализировать, характеризовать и оцени- вать высказывания с точки зрения основ- ных норм согласования сказуемого с подле- жащим (в рамках изученного). Корректировать текст с точки зрения основных норм согласования сказуемого с подлежащим. Соблюдать синтаксические нормы. Использовать словари грамматических трудностей, справочники | Интернет – наш помощник. Безопасность в сети интернет. | Библиотека ЦОК | |
Развитие речи | 4 | 0 | 2 | Писать сочинение по самостоятельно составленному плану. | |||
Всего | 17 | 0 | 2 | ||||
РАЗДЕЛ 3. ЯЗЫК И РЕЧЬ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ПУНКТУАЦИЯ. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПУНКТУАЦИИ. | 16 | 1 | 2 | Выполнять пунктуационный анализ предло- жения. Соблюдать правила пунктуации. Использовать справочники по пунктуации Анализировать предложение и осуществлять выбор правила, регулирующего постановку тире между подлежащим и сказуемым, в предложениях с однородными членами, в предложениях с обособленными определениями, приложения- ми, дополнениями, обстоятельствами, уточняющими членами, в предложениях с вводными конструкциями, обращениями, междометиями, в сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном сложном предложениях, в сложном предложении с разными видами связи, предложений с прямой речью, косвенной речью, диалогом, цитатой. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения соблюдения пунктуационных правил современного русского литературного языка (в рамках изученного). Соблюдать правила пунктуации. Использовать справочники по пунктуации | Дружба, милосердие, любовь – базовые общечеловеческие качества. | Библиотека ЦОК | |
Развитие речи | 2 | 1 | 2 | Писать сочинение по самостоятельно составленному плану. | |||
Всего | 18 | 1 | 2 | ||||
РАЗДЕЛ 4. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТИЛИСТИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ. | 21 | 2 | 5 | Характеризовать классификационные признаки выделения функциональных разновидностей языка. Анализировать текст с точки зрения принадлежности к той или иной функциональной разновидности языка Отличать разговорную речь от других функциональных разновидностей языка. Анализировать и комментировать примеры разговорной речи с точки зрения специфики использования фонетических и интонацион- ных особенностей, лексических, морфологи- ческих, синтаксических средств. Сопоставлять и сравнивать разговорную речь с текстами других функциональных разно- видностей языка с точки зрения их внеязы- ковых и лингвистических особенностей Распознавать тексты художественной литературы. Анализировать и комментировать тексты художественной литературы с точки зрения использованных изобразительно-выразитель- ных средств | День славянской письменности и культуры. | Библиотека ЦОК | |
Развитие речи | 4 | Писать сочинение по самостоятельно составленному плану. | |||||
Всего | 25 | 2 | 5 | ||||
РАЗДЕЛ 10. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ | |||||||
Итоговые контрольные работы | 2 | ||||||
Практические работы | 9 | ||||||
Повторение | 6 | ||||||
Резервное время | 0 | ||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 3 | 9 |
Календарно-тематическое планирование, 10 класс
№ п\п | Тема | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
Раздел 1. Общие сведения о языке (4ч+1ч к.р.+2ч повторение) | ||||
Язык как знаковая система. Основные функции языка. Лингвистика как наука. Язык и культура. | ||||
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения, национальный язык русского народа, один из мировых языков. | ||||
Формы существования русского национального языка. Литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго. Роль литературного языка в обществе. | ||||
Повторение и обобщение изученного в 5 – 9 классах | ||||
Повторение и обобщение изученного в 5 – 9 классах | ||||
Входная контрольная работа №1 | ||||
Анализ контрольной работы | ||||
Раздел 2. Язык и речь. Культура речи (6ч+2ч р.р..) | ||||
Система языка, её устройство, функционирование. Культура речи как раздел лингвистики. | ||||
Языковая норма, её основные признаки и функции. Виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, словообразовательные, грамматические (морфологические и синтаксические). | ||||
Орфографические и пунктуационные правила (обзор, общее представление). Стилистические нормы современного русского литературного языка (общее представление). | ||||
Качества хорошей речи. | ||||
Основные виды словарей (обзор). Толковый словарь. Словарь омонимов. Словарь иностранных слов. Словарь синонимов. Словарь антонимов. Словарь паронимов. Этимологический словарь. Диалектный словарь. Фразеологический словарь. Словообразовательный словарь. Орфографический словарь. Орфоэпический словарь. Словарь грамматических трудностей. Комплексный словарь. | ||||
Р.р.-1. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по проблеме текста художественного стиля. | ||||
Р.р.-2. Сочинение-рассуждение по проблеме текста художественного стиля. | ||||
Анализ творческой работы | ||||
Раздел 3. Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы (3ч) | ||||
Фонетика и орфоэпия как разделы лингвистики (повторение, обобщение). Фонетический анализ слова. Изобразительно-выразительные средства фонетики (повторение, обобщение). | ||||
Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. | ||||
Особенности произношения иноязычных слов. Нормы ударения в современном литературном русском языке. Практикум | ||||
Раздел 4. Лексикология и фразеология. Лексические нормы (6ч+2ч р.р.) | ||||
Лексикология и фразеология как разделы лингвистики (повторение, обобщение). Лексический анализ слова. Изобразительно-выразительные средства лексики: эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, сравнение (повторение, обобщение). | ||||
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Многозначные слова и омонимы, их употребление. Синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Иноязычные слова и их употребление. Лексическая сочетаемость. Тавтология. Плеоназм. | ||||
Функционально-стилистическая окраска слова. Лексика общеупотребительная, разговорная и книжная. Особенности употребления. | ||||
Экспрессивно-стилистическая окраска слова. Лексика нейтральная, высокая, сниженная. Эмоционально-оценочная окраска слова (неодобрительное, ласкательное, шутливое и пр.). Особенности употребления. | ||||
Фразеология русского языка (повторение, обобщение). Крылатые слова. Практикум | ||||
Раздел 5. Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы (3ч+1ч к.р.) | ||||
Морфемика и словообразование как разделы лингвистики (повторение, обобщение). | ||||
Морфемный и словообразовательный анализ слова. Словообразовательные трудности (обзор). Особенности употребления сложносокращённых слов (аббревиатур). Практикум | ||||
Полугодовая контрольная работа № 2 | ||||
Анализ контрольной работы | ||||
Р.р.-3. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по проблеме текста публицистического стиля. | ||||
Р.р.-4. Сочинение-рассуждение по проблеме текста публицистического стиля. | ||||
Анализ творческой работы | ||||
Раздел 6. Морфология. Морфологические нормы (6ч) | ||||
Морфология как раздел лингвистики (повторение, обобщение). Морфологический анализ слова. Особенности употребления в тексте слов разных частей речи. | ||||
Морфологические нормы современного русского литературного языка (общее представление). Основные нормы употребления имён существительных: форм рода, числа, падежа. | ||||
Основные нормы употребления имён прилагательных: форм степеней сравнения, краткой формы. | ||||
Основные нормы употребления количественных, порядковых и собирательных числительных. | ||||
Основные нормы употребления местоимений: формы 3-го лица личных местоимений, возвратного местоимения себя. | ||||
Основные нормы употребления глаголов: некоторых личных форм (типа победить, убедить, выздороветь), возвратных и невозвратных глаголов; образования некоторых глагольных форм: форм прошедшего времени с суффиксом -ну-, форм повелительного наклонения. Практикум | ||||
Раздел 7. Орфография. Основные правила орфографии (19ч) | ||||
Орфография как раздел лингвистики (повторение, обобщение). Принципы и разделы русской орфографии. Правописание морфем; слитные, дефисные и раздельные написания; употребление прописных и строчных букв; правила переноса слов; правила графического сокращения слов. | ||||
Орфографические правила. Правописание гласных и согласных в корне. | ||||
Орфографические правила. Правописание гласных и согласных в корне. Практикум | ||||
Употребление разделительных ъ и ь. | ||||
Правописание приставок. Буквы ы – и после приставок. | ||||
Правописание суффиксов. | ||||
Правописание суффиксов. | ||||
Правописание суффиксов. Практикум | ||||
Правописание н и нн в словах различных частей речи. | ||||
Правописание н и нн в словах различных частей речи. | ||||
Правописание н и нн в словах различных частей речи. Практикум | ||||
Правописание не и ни. | ||||
Правописание не и ни. | ||||
Правописание не и ни. Практикум | ||||
Правописание окончаний имён существительных, имён прилагательных и глаголов. | ||||
Правописание окончаний имён существительных, имён прилагательных и глаголов. Практикум | ||||
Слитное, дефисное и раздельное написание слов. | ||||
Слитное, дефисное и раздельное написание слов. Практикум | ||||
Обобщение по разделу «Орфография» | ||||
Раздел 8. Речь. Речевое общение (2ч) | ||||
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности (повторение, обобщение). Речевое общение и его виды. Основные сферы речевого общения. Речевая ситуация и её компоненты (адресант и адресат; мотивы и цели, предмет и тема речи; условия общения). Речевой этикет. Основные функции речевого этикета (установление и поддержание контакта, демонстрация доброжелательности и вежливости, уважительного отношения говорящего к партнёру и др.). Устойчивые формулы русского речевого этикета применительно к различным ситуациям официального/неофициального общения, статусу адресанта/адресата и т. п. | ||||
Публичное выступление и его особенности. Тема, цель, основной тезис (основная мысль), план и композиция публичного выступления. Виды аргументации. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учётом его цели, особенностей адресата, ситуации общения. Практикум | ||||
Раздел 9. Текст. Информационно-смысловая переработка текста (2ч+2ч р.р.+1ч к.р.+4ч повторение) | ||||
Текст, его основные признаки (повторение, обобщение). Логико-смысловые отношения между предложениями в тексте (общее представление). | ||||
Информативность текста. Виды информации в тексте. Информационно-смысловая переработка прочитанного текста, включая гипертекст, графику, инфографику и другие, и прослушанного текста. | ||||
План. Тезисы. Конспект. Реферат. Аннотация. Отзыв. Рецензия. Практикум | ||||
Р.р.-1. Контрольное сочинение-рассуждение № 3 | ||||
Р.р.-1. Контрольное сочинение-рассуждение | ||||
Повторение и обобщение изученного в 10 классе | ||||
Повторение и обобщение изученного в 10 классе | ||||
Повторение и обобщение изученного в 10 классе | ||||
Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа в форме ЕГЭ № 4 | ||||
Повторение и обобщение изученного в 10 классе. Анализ контрольной работы. | ||||
Подведение итогов года. |
Календарно-тематическое планирование, 11 класс
№ п\п | Тема | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
Раздел 1. Общие сведения о языке (2ч+1ч к.р.+2ч повторение) | ||||
Культура речи в экологическом аспекте. Экология как наука, экология языка (общее представление). Проблемы речевой культуры в современном обществе (стилистические изменения в лексике, огрубление обиходно-разговорной речи, неоправданное употребление иноязычных заимствований и другое) (обзор). | ||||
Повторение и обобщение изученного в 5 – 10 классах | ||||
Повторение и обобщение изученного в 5 – 10 классах | ||||
Входная контрольная работа №1 | ||||
Анализ контрольной работы | ||||
Раздел 2. Язык и речь. Культура речи. Синтаксис. Синтаксические нормы (13ч+4ч р.р.) | ||||
Синтаксис как раздел лингвистики (повторение, обобщение). Синтаксический анализ словосочетания и предложения. | ||||
Изобразительно-выразительные средства синтаксиса. Синтаксический параллелизм, парцелляция, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, анафора, эпифора, антитеза. | ||||
Изобразительно-выразительные средства синтаксиса. Риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение; многосоюзие, бессоюзие. Практикум | ||||
Р.р.-1. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по проблеме текста художественного стиля. | ||||
Р.р.-2. Сочинение-рассуждение по проблеме текста художественного стиля. | ||||
Анализ творческой работы | ||||
Синтаксические нормы. Порядок слов в предложении. | ||||
Основные нормы согласования сказуемого с подлежащим, в состав которого входят слова множество, ряд, большинство, меньшинство; с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием (двадцать лет, пять человек); имеющим в своём составе числительные, оканчивающиеся на один; имеющим в своём составе числительные два, три, четыре или числительное, оканчивающееся на два, три, четыре. Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим при себе приложение (типа диван-кровать, озеро Байкал). Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным аббревиатурой, заимствованным несклоняемым существительным. |
| |||
Основные нормы управления: правильный выбор падежной или предложно-падежной формы управляемого слова. | ||||
Основные нормы управления: правильный выбор падежной или предложно-падежной формы управляемого слова. | ||||
Основные нормы употребления однородных членов предложения. Практикум | ||||
Основные нормы употребления причастных и деепричастных оборотов. Практикум | ||||
Основные нормы построения сложных предложений. Практикум | ||||
Обобщение по разделу «Синтаксис» | ||||
Р.р.-3. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по проблеме текста публицистического стиля | ||||
Р.р.-4. Сочинение-рассуждение по проблеме текста публицистического стиля | ||||
Анализ творческой работы | ||||
Раздел 3. Язык и речь. Культура речи. Пунктуация. Основные правила пунктуации (15ч+2ч р.р.+1ч к.р.) | ||||
Пунктуация как раздел лингвистики (повторение, обобщение). Пунктуационный анализ предложения. | ||||
Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них: знаки препинания в конце предложений; знаки препинания внутри простого предложения; знаки препинания между частями сложного предложения; знаки препинания при передаче чужой речи. Сочетание знаков препинания. | ||||
Р.р.-5. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по проблеме текста художественного стиля | ||||
Р.р.-6. Сочинение-рассуждение по проблеме текста художественного стиля | ||||
Анализ творческой работы | ||||
Полугодовая контрольная работа № 2 | ||||
Анализ контрольной работы | ||||
Знаки препинания и их функции. Знаки препинания между подлежащим и сказуемым. | ||||
Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | ||||
Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Практикум | ||||
Знаки препинания при обособлении. | ||||
Знаки препинания при обособлении. Практикум | ||||
Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями, обращениями, междометиями. | ||||
Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями, обращениями, междометиями. Практикум | ||||
Знаки препинания в сложном предложении. | ||||
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Практикум | ||||
Знаки препинания при передаче чужой речи. | ||||
Обобщение по разделу «Пунктуация» | ||||
Раздел 4. Функциональная стилистика. Культура речи (19ч+4ч р.р.+2ч к.р.+4ч повторение) | ||||
Функциональная стилистика как раздел лингвистики. Стилистическая норма (повторение, обобщение). | ||||
Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. | ||||
Основные жанры разговорной речи: устный рассказ, беседа, спор и другие (обзор). Практикум | ||||
Р.р.-7. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по проблеме текста художественного стиля | ||||
Р.р.-8. Сочинение-рассуждение по проблеме текста художественного стиля | ||||
Анализ творческой работы | ||||
Научный стиль, сферы его использования, назначение. | ||||
Основные признаки научного стиля: отвлечённость, логичность, точность, объективность. Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. | ||||
Основные подстили научного стиля. Основные жанры научного стиля: монография, диссертация, научная статья, реферат, словарь, справочник, учебник и учебное пособие, лекция, доклад и другие (обзор). Практикум | ||||
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля: точность, стандартизированность, стереотипность. Лексические, морфологические, синтаксические особенности официально-делового стиля. | ||||
Основные жанры официально-делового стиля: закон, устав, приказ; расписка, заявление, доверенность; автобиография, характеристика, резюме и другие (обзор). Практикум | ||||
Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. | ||||
Основные признаки публицистического стиля: экспрессивность, призывность, оценочность. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля. | ||||
Основные жанры публицистического стиля: заметка, статья, репортаж, очерк, эссе, интервью (обзор). Практикум | ||||
Язык художественной литературы и его отличие от других функциональных разновидностей языка (повторение, обобщение). | ||||
Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, языковых средств других функциональных разновидностей языка. | ||||
Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, языковых средств других функциональных разновидностей языка. Практикум | ||||
Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, языковых средств других функциональных разновидностей языка. Практикум | ||||
Р.р.-8. Контрольное сочинения-рассуждение № 3 | ||||
Р.р.-9. Контрольное сочинения-рассуждение. | ||||
Анализ творческой работы | ||||
Повторение и обобщение изученного в 11 классе | ||||
Повторение и обобщение изученного в 11 классе | ||||
Повторение и обобщение изученного в 11 классе | ||||
Повторение и обобщение изученного в 11 классе | ||||
Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа за курс средней школы № 4. | ||||
Анализ контрольной работы | ||||
Подведение итогов года |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1 .Единое окно доступа к образовательным интернет-ресурсам:
2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР):
3. – Электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка»
4.
5. / – Сайт «;. Для учителя русского языка и литературы: поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, контрольные работы, методические разработки, конспекты уроков, презентации
6. Российская электронная школа
7. Учи.ру
8. Материалы для дистанционного обучения. Русский язык. 10-11 классы
9. Русский язык - Российская электронная школа ()
10. Темы предмета "Русский язык" ()
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Таблицы, плакаты, словари, портреты, дидактический материал. Справочные таблицы, Толковые словари, Словарь синонимов, антонимов, фразеологизмов, Этимологические словари, Словообразовательный словарь
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Мультимедийный проектор, компьютер, документ-камер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (к учебнику "Русский язык" Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирская)
Рабочая программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений Граник Г. Г. и др. Русский язык. 5-9 классы / Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирская. – М.: ОЛМА М...
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
КТП по русскому языку 5 класс. Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы (ФГОС ООО)
КТП по русскому языку 5 класс Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы...
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 а класс (основное общее образование) Количество часов: 175 русскому языку 5 а класс (основное общее образование) Количество часов: 175
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо русскому языку5 а класс(основное общее образование)Количество часов: 175...