Консультация для педагогов "Развитие письменной речи обучающихся через творческую деятельноясть"
консультация по русскому языку (10 класс)

Для учителей русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПО РАЗВИТИЮ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СОСТАВЛЕНЫ УЧИТЕЛЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

 ГКОУ «В(с)ОШ №13» г. Оренбурга

Шмидт Гульшат Радиковной

Творчество – это деятельность, в процессе которой создается нечто новое для самого ребенка. Оно имеет место тогда, когда ученик воображает, комбинирует, изменяет, создает такое, чего он раньше не видел, чего в его непосредственном личном опыте не было. В основе всякого творчества лежит догадка, гипотеза или собственный замысел.

Развитие творческих способностей происходит через

- умение переводить идеи в образы;

- развитие воображения и фантазии в определенной ситуации;

- использование приема “мозгового штурма” для развития беглого мышления;

- умение среди множества ответов и решений находить нужные;

  Наиболее эффективным является комплексное обучение речи, при котором умения воспринимать устную и письменную речь (аудирование и чтение) формируются в сочетании с умениями строить устное и письменное высказывание (говорение и письмо). В каждом виде речевой деятельности формируются умения,  общие для всех видов.

Конечная цель обучения русскому языку -  это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом как с основной дидактической единицей, а также  развитие творческих способностей зависит от выбранных учителем образовательных технологий и методов обучения. Чтобы добиться эффективности в этом процессе, педагогами могут использоваться разнообразные типы уроков.

  1. Уроки развития речи – это уроки творчества. На них должна проявляться индивидуальность каждого ученика, развиваться его творческие способности.

Часто используется работа с опорными словами, сочинение-описание по картине, сочинение на заданную тему, сочинения по наблюдениям учащихся, составление письма другу или подруге, сочинение по заданному началу. Умение анализировать, обобщать, логически правильно, четко, а также эмоционально строить речь  необходимо при написании хорошего сочинения. Для этого нужно развивать речевую деятельность, а это длительный, целенаправленный процесс создания высказываний.

Основными этапами к написанию сочинений являются:

  1. моделирование речевой ситуации;
  2. подготовка к сочинению – накопление необходимых знаний, впечатлений (написание плана, использование опорных слов, синонимических рядов);
  3. написание сочинения.

Например, следующая речевая ситуация. Представьте себе, что посещаете кружок юннатов и хотите написать о нем своему другу. Составьте такое письмо.

Особенностью учащихся средних классов является непосредственность восприятия, желание выдумывать и сочинять.

Также такие задания благотворно влияют на развитие творческих способностей детей. Например, представьте, что вы опустились в батискафе на морское дно. Опишите свои впечатления в репортаже для газеты.

Следующие виды работ на уроках развития речи пробуждают воображение, развивают наблюдательность и любознательность, делают учебный процесс интересным, увлекательным.

  1. Фантазия – картинка. Опиши словами картинку, которой нет, которую видишь в своем воображении.
  2. Составление сценария по рисункам, какому-то сюжету.
  3. Музыкальное сочинение. Опиши образы, которые возникают в твоем сознании под впечатлением прослушанного музыкального произведения.

Изложения также входят в уроки развития речи. В воспитательных целях важно использовать материал не только литературно-художественных произведений, но и материал газет, детских и юношеских журналов, энциклопедий. Написание изложения можно дополнить собственным рассуждением по данной проблеме. Виды изложений разнообразны: обучающие, контрольные, творческие, с элементами описания. Все они позволяют развивать творческие способности обучающихся.

  1. Нестандартные уроки.

Данные уроки позволяют развивать у учащихся гибкость мышления, оригинальность, учат детей рассуждать, принимать решения. Типы нестандартных уроков разнообразны: урок-спектакль, урок-концерт, урок-путешествие, урок-диспут, урок-игра, литературная гостиная.

Также нестандартные  уроки позволяют делать процесс обучения творческим, эффективным.

Ученики развиваются в деятельности, учатся сравнивать, группировать, классифицировать. Важную роль играют дидактические, ролевые игры.

Например, конкурсы на лучший рассказ, конкурс ораторов на определенную тему.

Например, дидактическая игра «Деловой человек». Работа организуется по станциям:

  1. Служба безопасности (нормы правописания)
  2. Осторожно: штампы (исправить речевые ошибки)
  3. Консультант (толкование снов).
  4. Референт (нахождение речевых ошибок в тексте).

Использование нестандартных уроков позволяет активизировать умственные способности детей, развивать творчество, воображение.

  1. Интегрированные уроки.

Интегрированные уроки позволяют вызвать у учащихся заинтересованность в учебе, развивать творческие способности в нестандартных ситуациях. Уроки русского языка и литературы можно интегрировать с любым предметом школьного курса. Например, при изучении темы «Имя числительное» можно интегрировать с математикой, литературу с музыкой.

Немаловажную роль играет использование игровых технологий. Игра оказывает на ученика не только воспитательное воздействие, но и помогает осознанно осмысливать происходящее, повышает мотивацию изучения предмета.

Игровые технологии развивают аналитическое умение (анализ, сопоставление, аргументация, оценка, редактирование текстов), что способствует развитию творческих способностей.

Я предлагаю использовать на уроках литературы следующие игровые формы:

№ п/п

Название литературной игры

Методика проведения игры

Формируемые в ходе игры умения

1.

Игра-соревнование

Класс делится на 2 команды, которые получают творческие задания.

Работа в творческих группах; выполнение творческих заданий, анализ отдельных эпизодов литературных произведений.

2.

Бенефис литературных героев

Определяется литературный персонаж, чей бенефис проводится. Класс делится на группы. Каждая группа представляет персонаж, показывает отрывки из произведения, где есть этот герой.

Работа в творческих группах; составление литературных комментариев.

3.

Литературный ринг

В классе выбираются 2 команды участников по 6 человек. Затем командам по очереди задаются вопросы по содержанию прочитанного произведения.

Работа в творческих группах; обсуждение поставленных вопросов, составление связного высказывания.

4.

Литературная редакция

Учащиеся заранее получают творческие задания по произведению. В классе выбирается главный редактор, историк, литературовед, корректор. Проводится беседа по обсуждению творческих работ.

Оценка прочитанного, обсуждение творческих работ, редактирование текстов.

5.

Все «о герое»

После прочтения дети получают задание проанализировать поступки героев. На уроке учащиеся делают выводы. Побеждает тот, кто сможет в монологе проанализировать все качества личности, проследить авторскую позицию.

Составление поведения героев, анализ авторской позиции, определение собственной позиции в той или иной ситуации.

Творческая деятельность может быть реализована через использование разнообразных форм обучения. Например, литературные гостиные, «стилизованные игры» («Брейн-ринг», «Поле чудес», «Умники и умницы», «Литературное лото»), викторины по произведениям, разнообразные конкурсы. Все это позволяет развивать учащихся интеллектуально, активизировать читательскую деятельность. В основе данных форм лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строф и строк по заданным словам, разгадывание вопросов по прочитанным произведениям (викторины, кроссворды), отгадывание имен литературных произведений, фамилий авторов (шарады).

В процессе игр развиваются интеллектуальные, моральные, волевые качества личности играющих, проявляется и расширяется кругозор, активизируются задатки и творческие способности.

Приведенные формы игровых технологий позволяют повысить интерес учащихся к изучению предмета, мотивацию к учению, стимулируют творческий потенциал и воображение школьников.

Проектная деятельность, используемая на уроках русского языка и литературы, позволяет развивать воображение обучающихся, учит их ставить перед собой творческие задачи, находить нестандартные пути их решений. Например, при изучении частей речи можно создать проект планет, где была бы представлена какая-то часть речи.

Задания по созданию проектов позволяют развивать творческие способности у детей.

Развитию мыслительной деятельности на уроке призваны способствовать проблемные вопросы учителя. Например, такие задания.

  1. Раскройте проблематику одного из прочитанных Вами произведений А.П. Чехова. Ответ дайте в форме тезиса.
  2. Напишите краткую рецензию на одно из самостоятельно прочитанных произведений современных писателей.
  3. Раскройте основные мотивы творчества И.А. Бунина, опираясь на известные Вам произведения. Запишите краткий ответ.
  4. Определите свою оценку лирики поэта. Что дорого именно Вам?
  5. Что вызывает Ваше внутреннее несогласие с позицией персонажа пьесы?
  6. К кому ближе автор – к Данко или к Изергиль? Ответ подтвердите.

Разнообразные формы уроков по русскому языку и литературе позволяют повысить мотивацию к обучению у обучающихся, стимулирует творческую активность.

Обучающиеся учатся анализировать свою деятельность, пробуждается мышление.

Можно предложить такое задание, как построение умозаключения, аргументированное суждение. Форма выполнения может быть письменной или устной, индивидуальной или групповой, коллективной – зависит от содержания и структуры урока.

«Сделайте умозаключение о…», Определите свою позицию в…», «Выделите главную мысль в…», «Аргументируйте свою оценку прочитанного произведения», «Дайте аргументированный развернутый ответ на вопрос…». Такие учебные задания побуждают учащихся к мыслительной деятельности, способствуют формированию личностной оценки, умению аргументировать, формулировать умозаключение, формируют творческий опыт.

На уроках организация работы как с текстом, так и со всеми  понятиями   должна  быть  приближена  к  обычным  жизненным  ситуациям и  реализовываться путем диалоговой  схемы:  наблюдение  над жизнью – анализ  текста-образца,  термина –  восприятие  учащимися – создание своего  произведения в форме  сочинения-подражания  или  лингвистического  сообщения на определенную тему, в котором передает свое отношение к теме, проблеме предложенного текста или теоретического материала по предмету. Свободное и уместное использование средств языка в речевом общении требует от человека не только        хорошего        знания        системы родного языка и владения правилами        употребления        в речи языковых единиц, но и соблюдения 

- составление  планов;

- характеристика литературного героя;

- написание отзыва о произведении;

- написание сочинения.

Цель работы с текстом на уроках русского языка – постижение закономерностей построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка. Эти цели достигаются в процессе использования следующих видов деятельности:

- нахождение границ  предложений в тексте;

- деление текста на абзацы;

- восстановление деформированного текста;

- собирание текста из фрагментов;

- определение темы, главной мысли, идеи;

- озаглавливание;

- дописывание концовки текста;

- создание текстов разных стилей, разных типов речи.

«Труд читателя,  по мнению В.Г. Маранцмана,  измеряется не количеством прочитанного, а способностью вдумываться и вглядываться в текст, ставить перед собой вопросы, находить ответы и радоваться». Это  есть путь от читательских впечатлений  к автору произведения, к созданию собственного текста. Правильно организовать этот путь помогут активные формы обучения, где увеличена степень самостоятельности учащихся и развиваются творческие способности каждого ученика.

Предлагаю вашему вниманию некоторые приемы работы с текстом

  1. Комплексный анализ текста.

Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9, 11 классах. Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и продолжается до 11 с учетом возраста и полученных знаний. Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного анализа текста. Пример такой работы:

Текст 1.

Прощальными ра(с;з)катами прогр..мели летние грозы. Ливни пошли на убыль. Но со..нце еще щедро отдает свое тепло.

В август., в природ., улавливает., приметы перехода лета в осень. В этих приметах нежность и грусть.

Разн..травье превратилось в душистые скирды. Небо ра(с;з)чистилось от облаков и стало звонким. Оно приготовилось и ждет, когда в нем зазв..нят пр..щальные поклики птиц.

Когда в полдень припекает со..нце, замечает., особо нежное томление земли. Зеленая листва отслужила свое и начинает блекнуть. Пол..няли краски летней поры.

Со..нце выплыва..т теперь в глубокой т..шине и посеревших от ноч..ной прохлады туманах.

(По А. Марину.)

1.Озаглавьте текст.

2.Тема текста

3. Основная мысль текста

4.Стиль текста

5.Тип текста

6.Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

7. Произведите фонетический разбор слова  еще

8. Найдите и выпишите из текста эпитеты

9.Разберите по составу следующие слова:
прохлада, душистые,припекает

10.        Произведите морфологический разбор одного глагола 2-го лица.

11.Найдите в тексте и подчеркните однородные члены предложения.

12.Понаблюдайте за приходом осени в вашем крае. Напишите небольшое сочинение об этом.

Текст 2

Еще вчера, на со..нце млея

Последним лес др..жал листом,

И оз..мь пышно зеленея

Л..жала бархатн..м к..вром.

Глядя надменно, как бывало,

На жертвы холода и снега,

Себе н.. (в) чем (не) изменяла

(Не) поб..димая сосна.

Сегодня вдруг и..чезло лето;

Бело, безжизненно кругом,

Земля и небо — все одето

Каким (то) тускл..м сер..бром.

(А. Фет.)

1. Озаглавьте текст.

2. Стиль текста

3. Тип текста

4. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

5. Произведите фонетический разбор слова млея:

6. Выпишите из текста эпитеты, метафоры, сравнения.

7. Определите лексическое значение слов: млеть, надменно

8. Выпишите из текста деепричастия, разберите их по составу.

9. Произведите морфологический разбор одного деепричастия.

10.  Графически обозначьте в тексте деепричастные обороты Творческие задания -это задания эвристического характера, требующие знаний в разных областях русского языка, навыков морфемного, словообразовательного, этимологического, морфологического и синтаксического анализа, умения сопоставлять и систематизировать, создавать тексты различных стилей. Этот тип заданий связан с работой над комплексным анализом текста, его толкованием и оформлением, преобразованием. Такие задания требуют от учащихся умения анализировать текст, определять его особенности.

  • Раскройте смысл выражений: рукой подать, морочить голову, прикусить язык. Составьте небольшой текст, используя эти выражения.
  • Напишите текст-рассуждение художественного стиля на тему…
  • Составь и запиши рассказ по его началу. Озаглавь текст, определи стиль и тип текста. (Кот Васька и старик часто рыбачили. Старик удил рыбу. Васька сидел рядом. Однажды…)
  • Укажите, какими языковыми средствами пользуется автор, чтобы точнее передать свои мысли и чувства. Назовите их и приведите примеры из текста.

Тиха украинская ночь. Прозрачно небо.

Звезды блещут.

Своей дремоты превозмочь не хочет воздух. А.С.Пушкин

Поясните смысл пословицы: «Кто грамоте горазд, тому не пропасть». Составьте небольшой рассказ, который можно было бы закончить данной пословицей. Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?") и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования").

«Перевод текста»
Этот вид нестандартных заданий предполагает работу по опознанию и объяснению языковых явлений, предъявляемых нетрадиционными способами (часто с использованием элементов занимательности). Выполняя эти задания, школьники должны заменить указанные учителем языковые единицы синонимичными.

К нестандартным заданиям этого типа относятся:

- «перевод» иноязычных, профессиональных, устаревших, жаргонных слов;

- «перевод» текстов, написанных на несуществующем языке;

- «перевод» текстов, составленных в одном стиле, на "язык" другого стиля.

Приведу примеры таких заданий.

Задание 1. Чем отличается маркер от линера, линер от роллера, а тот, в свою очередь, от капиллярной ручки?

( Маркер на кончике имеет скос, что позволяет проводить широкую ровную линию. Эта линия прозрачная, а краска, которой заправлен маркер, фосфоресцентная. Подчеркнутый маркером текст бросится в глаза даже самым невнимательным. Линер - тонко пишущий фломастер, а роллер - тот же фломастер, только сделанный по типу шариковой ручки. Капиллярной ручкой можно писать не только по бумаге, но и по пленке и по стеклу)

Задание 2 Дана группа слов родственного славянского языка (например, польского) и группа русских слов. Нужно найти соответствие русских и польских слов.

В ходе выполнения этого упражнения ребята анализируют иноязычные слова, ищут соответствия со словами русского языка, делают вывод о близком родстве двух языков. Таким образом, у подростков развивается «языковое чутьё», так необходимое каждому грамотному человеку.

«Лингвистические «угадайки»
Работа над нестандартными заданиями этого типа также связана с деятельностью учащихся по опознанию языковых явлений, но, в отличие от "перевода с русского на русский", они должны либо восстановить "первоисточник" (словосочетание, фразеологический оборот, предложение) по отдельным его деталям и признакам, либо "угадать" слово по его описанию (толкованию). Полезность такой работы очевидна: обогащается словарный запас учащихся - за счет узнавания значений новых слов и уточнения значений уже известных слов - и грамматический строй речи - при попытках выражения своих мыслей с помощью грамматических конструкций определенного стиля речи.

Из нестандартных заданий этой группы можно отметить следующие:
- угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку;
- расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам;
- разгадывание загадок (в том числе и лингвистических);
- игры-задачи "Я задумала слово", "Вопрос - ответ" и др.
Задание 1. Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.
"Глаз" автомобиля. "Свежезамороженный" дождь. "Слово" регулировщика. "Архитектурное строение" пчел.
Родной или крестный. Шляпка на ножке. Лесной барабанщик. Собачья радость.
Такса, а не собака. Орел, а не птица. Не носки и не чулки.
Задание 2. Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл.
1. Не воробей. 2. На дворе, на траве. 3. Продукт, который маслом не испортишь. 4. Она пуще неволи. 5. Суп, сваренный Демьяном. 6. Мельник, работающий неделями. 7. Отсеминедужник.

5 Терминологические диктанты. Для того чтобы расширить терминологический ресурс учащихся, применяю и такой   нестандартный  эффективный вид лексической работы как терминологические диктанты (литературоведческие, исторические, профессиональные).

Задание 1 Лингвистический диктант. Запишите одним словом диктуемые словосочетания:
Наука о языке. Графическое обозначение звука на письме. Часть слова перед корнем. Определение, выраженное существительным. Вода, от воды, к воде... Голубое небо, смотреть на небо, смотреть вдаль...

Задание 2 Литературоведческий диктант Запишите одним словом диктуемые словосочетания:
Художественное преувеличение. Строение художественного произведения. Краткое изречение. Литературные воспоминания…

  • Задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений: работать с научно-популярной литературой и справочниками; анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять текст (сообщения, реферата, доклада). Нестандартный подход проявляется в необычной формулировке темы, в занимательном характере исследования. Задания рассчитаны на высокий уровень развития и подготовки школьников, но их всегда можно трансформировать с учетом конкретных условий обучения.
    Наиболее типичны следующие:
    - развернутый ответ на вопрос проблемного характера или необычно сформулированный вопрос;
    - сочинение на лингвистическую тему (в занимательной форме);
    - исследование вопроса в форме деловой или ролевой игры (инсценировка, сказка, путешествие, детективная история).
    Задание 1. Подготовьте развернутый ответ-исследование на один из вопросов. Не забудьте про иллюстрировать научные положения и вы воды конкретными примерами.
    1. Что общего между шпаргалкой и леленкой?
  • 2. Что общего между капором, капюшоном и капустой?
  • 3. Являются ли однокоренными словами: кусок, закуска, искусать, искушение, искусство, искусный?
  • Задание 2. Напишите сочинение на одну из тем (в форме доклада, реферата, сказки, детектива и др. - в зависимости от формулировки темы).
    1. Волшебник по имени Йот. (Варианты: Приключения Йота. Где прячется Невидимка?)
    2. Портреты суффиксов (-чик - -щик, -тель), приставок (пре- - при.-, раз- - рас-, с-), корней-омонимов.
    3 Как вас теперь называть? (О переходе слов одной части речи в другую.)

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений. Целостное восприятие и понимание литературного текста, умения анализировать и интерпретировать текст возможно при опоре на следующие виды деятельности:

- осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров;

- пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы;

- анализ и интерпретация произведения; составление  планов;

- характеристика литературного героя;

- написание отзыва о произведении;

- написание сочинения.

Работа с текстом во время чтения 

1.     Первичное чтение текста.  Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия.  Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2.     Перечитывание текста. Медленное, «вдумчивое», повторное чтение.

3.     Анализ текста  (диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

4.     Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение к отдельным фрагментам текста.

5.     Чтение с пометками.

6.     Чтение с остановками.

7.     Дневник двойных записей. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие-либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.

8.     Читаем и спрашиваем.   Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем. Затем объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном.

На уроках  организация  работы как  с  текстом, так и  со всеми и  понятиями   должна  быть  приближена  к  обычным  жизненным  ситуациям и  реализовываться   путем диалоговой  схемы:  наблюдение  над жизнью – анализ  текста-образца,  термина –  восприятие  учащимися – создание своего  произведения в форме  сочинения-подражания  или  лингвистического  сообщения на определенную тему, в котором передает свое отношение к теме, проблеме предложенного текста или теоретического материала по предмету. Свободное и уместное использование средств языка в речевом общении требует от человека не только        хорошего        знания        системы родного языка и владения правилами        употребления        в речи языковых единиц, но и соблюдения правил        речевого        поведения. Вот почему программа уделяет большое внимание        развитию навыков использования в речи элементов русского речевого этикета. Практическое усвоение языка, его строя, его закономерностей обеспечивает развитие языкового чутья, без которого невозможны ни хорошая речь, ни ее культура, ни орфографическая грамотность.  

Одной из оптимальных форм организации коммуникативно ориентированной работы над текстом  считается тематический урок русского языка с использованием группы текстов общей тематики. Тематический урок, внеклассная работа выступают реализующим принципом связи обучения с жизнью, выступают эффективным средством решения на уроках русского языка широких воспитательно-развивающих задач, осуществляющих многосторонние межпредметные связей.

Тематический урок требует комплексного владения учащимися речеведческой теорией в полном объеме основных понятий: текст,        тип,        стиль.
        Текст является неотъемлемым фоном для анализа каждой языковой единицы.
Задачи работы над текстом требуют особой направленности: надо научить школьников пользоваться различными методами и приемами  работы с текстом: метод творческого чтения, эвристический  и  исследовательский  методы помогают анализировать текст, используя приемы чтения, осмысления, беседы, постановки вопросов, определение проблемы текста.   При чтении учащийся должен определять структуру текста (главную и второстепенную информацию), владеть высокой техникой чтения (от поставленной цели зависит чтение: анализ текста (углубленное чтение), просмотр (определение идеи или сюжетной линии), выбор информации).  Задачи обучения свободной устной речи также требуют особой работы: надо научить школьников пользоваться различными приемами подготовки к устным высказываниям.  Автор опыта уверена, что в области работы с текстом таятся резервы формирования грамотной речи (письменной или устной) школьников. В работе с текстом  формируется умение раскрывать тему и основную мысль высказывания.С обдумывания найденной самостоятельно в тексте темы начинается общение пишущего (говорящего) с читателем (слушателем): формулировка темы дает автору представление о том, с какой установкой будут воспринимать его высказывание те, кому оно обращено. При работе с текстом у учащихся  формируется умение собирать и систематизировать материал к высказыванию. Благодаря умениям собирать и систематизировать материал к высказыванию: а) обеспечивается создание текстов оптимально возможного для юного автора качества (с точки зрения содержания и формы); б)развивается самостоятельность, творческая активность ученика, усиливающаяся по мере того, как он овладевает умениями; в) школьники приобретают навыки, которые потребуются им в жизни (например, для подготовки аннотаций, рефератов, докладов).Собрав и систематизировав материал, учащиеся учатся совершенствовать написанное.        Процесс письма — это не запись уже полностью сложившегося подготовленного мыслью сообщения (текста). Первоначальный замысел в процессе письма часто дополняется, уточняется, а иногда и существенно изменяется. Повествование, описание, рассуждение — это способы изложения мыслей в связном высказывании, требующие определенных языковых законов.

Главная задача в работе с грамматическими   единицами при    формировании  коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка   состоит в том, чтобы показать учащимся, что, используя еще не исчерпанные ресурсы русского языка, таящиеся в программном материале, помогают им совершенствоваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие умений в письменной речи обучающихся на уроках английского языка на ступени основного общего образования".

Путь к овладению письменной речью обучающимися длителен и далеко не прост. Но если работа начата уже на раннем этапе обучения, и соблюдаются такие принципы, как последовательность и систематичность, т...

рабочая программа по коррекции устной и письменной речи обучающихся, имеющих ФНР, ФФНР и ОНРIII уровня (для обучающихся 2-4 классов)

В пояснительной записке описаны все особенности коррекционной работы на каждом этапе.Дано календарно тематическое планирование по классам и для индивидуальных занятий....

Развитие связной устной и письменной речи обучающихся с нарушением интеллекта.

В данной статье автор останавливается на следующих вопросах: роль связной устной и письменной речи в развитии учащихся с нарушением интеллекта; значение уроков письма и развития речи, чтения и р...

Индивидуально - ориентированная коррекционно - развивающая программа по английскому языку " Формирование устной и письменной речи обучающихся" 4 класс.

Данная программа разработана  для коррекционной работы в 4 классе по английскому языку для обучающихся с ОВЗ....

Развитие устной и письменной речи учащихся через использование проектной технологии на примере создания проекта "Описание интерьера русской избы".

Развитие речи -длительный процесс,развиваться и обогащаться речь может только в деятельности.Проектная технология - один из способов развития речи учащихся, так как ученик погружается в образовательну...

Консультация. "Советы учителю. Работа по коррекции письменной речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями"

В материале описывается симптоматика дисграфии. Описана  классификация стойких специфических ошибок, которые встречаются у школьников при усвоении учебного материала. Описаны причины нарушений, д...

Консультация для родителей "Развитие речи детей через разные виды детской деятельности"

Одной из ведущих задач в развитиии детей дошкольного возраста является развитие речи .Консультация поможет родителям разобраться через какие виды деятельности это делается....