Подборка сочинений ЕГЭ, написанных мной и учениками. (С комментариями и выделениями!)
учебно-методический материал по русскому языку
Данная подборка отражает логику работы над текстами для создания сочинений в формате ЕГЭ. Требования в этом году изменили, но, думаю, не составит труда слегка переформатировать старые сочинения под новые.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
belov_o_derevne_rodine_.docx | 15.67 КБ |
bim-bad_istinnaya_sila_.docx | 19.92 КБ |
logicheskie_svyazi_iz_fipi.docx | 12.53 КБ |
mogilevskaya_zhadnost.docx | 17.13 КБ |
po_v.g._uglovu_o_vrachah.docx | 17.71 КБ |
po_graninu_ob_iskusstve.docx | 18.41 КБ |
po_mozhaevu_ob_usadbe.docx | 18.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Текст | Наблюдения по тексту |
(1)И вот опять родные места встретили меня сдержанным шёпотом ольшаника. (2)Вдали показались ветхие крыши старой моей деревни, вот и дом с потрескавшимися углами. (3)По этим углам залезал я когда-то под крышу, неутомимый в своём стремлении к высоте, и смотрел на синие зубчатые леса, прятал в щелях витых кряжей нехитрые мальчишеские богатства. | Эпитеты «родные места», «родимая трава», «родная земля» помогают автору передать любовь рассказчика к своей Родине. 4, 8 звучит мысль о том, что рассказчик в молодости не понимал, насколько сильна его связь с Родиной. 9-23 – описание природы проникнуто любовью рассказчика к родным места: бор шумит «торжественно и мудро», в соснах герою чудится «добродушное дыхание» богатыря, сосны кажутся ему старухами, которые дремлют. 29, 31 предложения!!!Мы понимаем, что рассказчик чувствует нерасторжимую связь с Родиной. |
Родина играет большую роль в жизни человека, наполняет его душу теплом, любовью. Родина не даёт человеку стареть и «врачует» его сердце. 1 вариант 1 пример: Как относился к Родине в молодости? 4, 8 2 пример Как относится сейчас? 29, 31. Логическая связь: Сравнивает отношение…… чтобы показать, что с годами человек…. 2 вариант: 1 пример: Описание природы 2 пример: Мысли рассказчика о Родине. Как выражены чувства рассказчика Логическая связь: дополнение. Пример: Личная жизнь: Путешествуем в чужие страны… Что чувствую я, когда возвращаюсь домой. С.Есенин: «Гой ты, Русь моя родная!» Если крикнет рать святая: «Брось ты Русь, живи в раю!» - Я скажу: «Не надо рая – Дайте Родину мою!». |
Предварительный просмотр:
(1)Житейские, бытовые наблюдения показывают, а научная психология подтверждает, что наиболее опасные, агрессивные, разрушительные люди — люди «комплексующие». (2)Слабаки. (3)Именно они, постоянно нуждаясь в компенсации своей недостаточности, плетут интриги, строят козни, исподтишка наносят удары.
(4)Большая сила, напротив, великодушна. (5)Я знал сверхсилача, который за всю свою долгую богатырскую жизнь никого не тронул пальцем, никому не желая зла. (6)Душевная сила и благородство идут рука об руку, и это объясняет, почему в наше время благородство стало снова востребованным, ценимым и настолько широко практикуемым, что подчас превращается чуть ли не в массовую профессию.
(7)В армиях спасения умный риск и истинное благородство неразделимы. (8)Ремесло спасения естественным образом фильтрует людей по их душевным качествам. (9)В результате долго в спасателях задерживаются только сильные люди, способные защитить слабого, попавшего в беду. (10)Так, желающим попасть на работу в отряд «Центроспас» недостаточно иметь за плечами безукоризненное военное или спортивное прошлое и владеть необходимым набором специальностей. (11)«Добро» медкомиссии ещё не является залогом успеха. (12)Почти тысяча правильно выбранных ответов психологического тестирования тоже не гарантирует кандидату места в штате элитного подразделения. (13)Новичку необходимо доказать будущим коллегам в процессе стажировки, что на него в любой ситуации можно положиться, что он проявляет доброту и терпимость, необходимые в их ежедневных миссиях.
(14)Чтобы справляться со своими обязанностями, человек должен обладать благородной душой, полной лучших качеств. (15)Но почему, даже обладая добродетельными качествами, человек совершает безнравственные поступки? (16)На подобный вопрос Конфуций ответил: «Все люди близки друг другу по своей природе, а расходятся между собой в ходе воспитания. (17)Человек может утрачивать благородные качества под влиянием дурного общения. (18)Поэтому, чтобы все члены общества выполняли свои гражданские обязанности и человеческие нормы, необходимо воспитывать человека в духе добродетели».
(19)Воспитание культуры, избавление от дурных манер и наклонностей нацелено против надменности, высокомерия, своеволия, злобы, зависти, чувства собственной неполноценности, недисциплинированности, излишней подозрительности, вероломства, лицемерия, двуличия, коварства, подлости и корысти. (20)Только избавившись от дурных манер и наклонностей, очистив собственную душу, изгнав из нее всё плохое, можно рассчитывать на быстрый прогресс и достижение совершенства в мастерстве. (21)Никому из людей недалёких, корыстолюбивых, жестоких, хитрых и скрытных в силу душевной ущербности никогда ещё не удавалось добиться сколь-нибудь значительных успехов, а если и удавалось, то торжество их длилось недолго. (22)В конце концов всё кончалось плачевно как для них самих, так и для окружающих.
(23)Благородный человек погибнет в окружении конкуренции и злобы? (24)Нет! (25)Именно он и победит. (26)Поскольку благородство зиждется на силе духа. (27)Чтобы побеждать в жизни, побеждать красиво и долговечно, прочно, основательно, надобно иметь высокую душу. (28)Хороший характер.
(29)Самое надёжное в нашем мире — это благородство духа. (30)Не по рождению, не по крови, а по уму и чести.
(По Б. Бим-Баду*)
*Борис Михайлович Бим-Бад (род. в 1941 г.) — академик РАО.
Многие люди заблуждаются, считая сильным человеком того, кто наделён хорошими физическими способностями, крепким здоровьем, того, кто психологически устойчив к стрессам. Б.М.Бим-Бад в своём тексте поднимает проблему истинной силы и заставляет задуматься над тем, в чем же она, эта сила, проявляется и почему нужно стремиться стать сильным человеком.
Автор начинает свой текст с рассуждения о проявлениях слабости. Публицист считает, что слабость проявляется в разрушительном поведении. «Слабаки» плетут интриги, строят козни. Автор объясняет такое поведение слабых людей их постоянным желанием компенсировать неуверенность в себе. Этим примером автор сразу даёт нам понять, что слабый человек – это человек нравственно неполноценный, думающий в первую очередь о самоутверждении. Б.М.Бим-Бад также убеждён в том, что такие люди не способны добиться прочного успеха в жизни. Автор, очевидно, имеет в виду, что успех таких людей обычно построен на «интригах», лжи, а любая неправда рано или поздно бывает раскрыта. Значит, и успех «слабака» превратится в позор.
Публицист противопоставляет «слабакам» людей по-настоящему сильных. А сила, по его мнению, заключается в благородстве, доброте, терпимости. Автор подтверждает свою мысль, приводя в качестве примера силача, который никогда никого не обидел, и спасателей, которые, чтобы попасть в элитный отряд, должны показать в первую очередь не физическую подготовку, а готовность помогать людям, проявлять великодушие. Так, автор помогает нам понять, что сила человека заключается в его нравственных качествах. Чтобы убедить читателей в необходимости развивать в себе истинную силу, публицист говорит о том, что именно сильные люди добиваются в жизни настоящего успеха, красивого и долговечного.
Так, автор противопоставляет в своём тексте силу и слабость, объясняет, в чем они проявляются, подтверждает свои мысли яркими примерами из жизни. Всё это помогает ему убедить читателя в том, что быть сильным – значит быть благородным, великодушным, терпимым, а также в том, что быть сильным «выгодно», потому что сильный духом всегда побеждает. В этом и заключается позиция автора текста. (Решила в этот раз объединить в один абзац.)
С Б.М. Бим-Бадом трудно не согласиться. В его справедливости убеждает нас сама жизнь. По-настоящему сильным я считаю, например, известного врача, Луку Воино-Ясенецкого. В 30-е годы он, как и многие верующие люди, подвергся репрессиям, был сослан в лагерь, провел там много лет, но при этом не потерял любовь к людям, продолжал их лечить в самых суровых условиях. А выйдя из лагеря, он самоотверженно трудился на благо своей Родины. В этом проявилась настоящая сила этого человека.
Итак, все эти примеры приводят нас к выводу о том, что нужно избавляться от слабости и малодушия, развивать в себе силу, учиться проявлять заботу о людях. А для этого нужно быть строже к себе и терпимее к другим.
И еще один вариант с другой логической связью.
Многие люди заблуждаются, считая сильным человеком того, кто наделён хорошими физическими способностями, крепким здоровьем, того, кто психологически устойчив к стрессам. Б.М.Бим-Бад в своём тексте поднимает проблему истинной силы и заставляет задуматься над тем, в чем же она, эта сила, проявляется и почему нужно стремиться стать сильным человеком.
Автор текста утверждает, что истинная сила заключается в благородной душе, «полной лучших качеств». Чтобы убедить читателей в необходимости развивать в себе истинную силу, публицист говорит о том, что именно сильные люди добиваются в жизни настоящего успеха, красивого и долговечного. Действительно, что может быть долговечнее «успеха», который приносит доброе, благородное дело. Главное в таком деле даже не благодарность и любовь людей, а сознание того, что ты поступил так, как этого требует совесть и честь.
Чтобы доказать эту мысль, автор приводит в пример спасателей, которые проходят множество проверок, прежде чем становятся членами элитного подразделения. При этом они должны доказать, что на них «в любой ситуации можно положиться», что они проявляют доброту и терпимость, «необходимые в их ежедневных миссиях». Этот пример помогает автору доказать, что главная сила человека заключается именно в его душевных качествах, а не в физической силе. Доброта – вот что делает нас сильными.
Так, автор с помощью убедительного примера из жизни подтверждает мысль о том, что нужно стремиться развивать в себе духовную силу, потому что именно она делает нас по-настоящему полезными обществу и успешными людьми. В этом и заключается позиция автора текста.
С Б.М. Бим-Бадом трудно не согласиться. В его справедливости убеждает нас сама жизнь. Мне, например известен такой удивительный случай проявления силы духа. Санитарке Ирене Сендлер, которая работала в концлагере, удалось спасти около двух тысяч младенцев. Она под страхом смерти выносила их в своей сумке для инструментов. Девушку поймали, но во время казни её спасли партизаны, отбив у гестаповцев. К счастью, Ирена Сендлер прожила долгую жизнь. Её подвиг я считаю высочайшим проявлением силы и любви к людям.
Итак, все эти примеры приводят нас к выводу о том, что нужно избавляться от слабости и малодушия, развивать в себе силу, учиться проявлять заботу о людях. А для этого нужно быть строже к себе и терпимее к другим.
В предложенном для анализа тексте Б.М.Бим-Бад поднимает проблему воспитания и помогает задуматься над вопросом: что заставляет людей совершать плохие поступки?
Отвечая на поставленный вопрос, публицист опирается на мнение известного философа Конфуция, который утверждал, что «человек может утрачивать благородные качества под влиянием дурного общения» и что «нужно воспитывать человека в духе добродетели». Так, автор помогает понять, что именно окружение и воспитание играют очень важную роль в формировании нравственных качеств человека. Даже человек с добрым сердцем может стать безнравственным, бескультурным, безвольным, эгоистичным, если его неправильно воспитывать на дурных примерах.
Кроме того, Б.М.Бим-Бад объясняет важность воспитания тем, что только человек, воспитанный «в духе добродетели», может добиться прочного успеха в жизни (Предложение 19, 20). Автор имеет в виду, что именно такие качества, как благородство, сила духа, милосердие и неравнодушие делают человека полноценным, помогают ему развиваться и добиваться истинного, а не призрачного успеха.
Так, автор рассматривает проблему с разных сторон: он дополняет мысль о том, в чем кроется причина дурных поступков, размышлением о том, каковы истинные цели воспитания. Это помогает читателю понять, как важно получить правильное воспитание и какое значение в жизни имеют нравственные качества человека.
Позиция автора ясна: чтобы человек был благородным, он должен получить правильное воспитание. Цель воспитание – сформировать полноценную личность, потому что для того, чтобы «побеждать в жизни, побеждать красиво и долговечно, прочно, основательно, надобно иметь высокую душу».
С позицией автора трудно не согласиться. Подтвердим её еще одним ярким примером из художественной литературы. Пётр Гринёв, герой романа «Капитанская дочка», получил от отца важное напутствие: «Береги честь смолоду». Несмотря на то что изначально воспитанием юноши занимался беспутный француз, Пётр Гринёв, беря пример с отца, вырос человеком благородным, смелым и честным. И именно эти качества помогли ему во всех жизненных испытаниях, через которые он прошёл достойно. В итоге его судьба сложилась счастливо. Это еще раз доказывает мысль автора, выраженную в предложении 27.
Итак, в заключение хочется сказать, что воспитание очень важно, и оно должно продолжаться всю жизнь. В детстве человека воспитывают родители, но чем старше он становится, тем больше сил он должен прилагать к самовоспитанию. Только так удастся стать по-настоящему достойным человеком.
Предварительный просмотр:
Таблица с перечнем возможных смысловых связей между примерами-иллюстрациями
№ Связь между примерами-иллюстрациями
Вопросы
1. Детализация (конкретизация, уточнение) Какие подробности приводятся во втором
примере-иллюстрации?
2. Обобщение Под какое общее понятие подводятся поступки героя, о которых говорится в
первом примере-иллюстрации?
3. Указание на причину По какой причине происходят события, о
которых рассказано в первом примереиллюстрации?
4. Указание на следствие И что из этого следует?
5. Указание на условие При каких условиях это возможно?
6. Указание на уступку Что происходит вопреки сложившимся
обстоятельствам?
7. Подтверждение Как это подтверждается автором?
8. Объяснение Чем это можно объяснить?
9. Определение Что обозначает ключевое понятие,
отмеченное в первом примереиллюстрации?
10. Аналогия Чем похожи примеры-иллюстрации?
11. Выделение Что автор отмечает в первую очередь?
12. Сопоставление С чем это сравнивается?
13. Противопоставление Чему это противопоставлено?
14. Вывод, заключение К какому выводу мы приходим?
!!!!!И другие…
ВАЖНО, что есть и другие связи, которые можно объяснить, не прибегая к данному перечню. Важно не выучить шаблоны, а вникнуть в смысл текста, понять, как между собой взаимосвязаны события, мысли, образы!
Предварительный просмотр:
Нужно ли бороться с детской жадностью? Именно этот вопрос стоит в центре внимания автора предложенной для анализа статьи.
Позиция автораГ.Л.Могилевская убеждена в том, что с детской жадностью нужно бороться. Она считает, что борьба эта во многом лежит на плечах родителей, которые должны проявить мудрость и настойчивость в воспитании щедрости и доброты.
Первый примерЧтобы убедить читателя в необходимости борьбы с детской жадностью, автор оспаривает бытующее в обществе мнение о том, что это качество естественно и исчезнет само по себе. Л.Г.Могилевская категорически не согласна с таким подходом к воспитанию. «Большие жадины вырастают, как правило, из маленьких жадин», - говорит она. Так, мы понимаем, что автор статьи глубоко убеждена в том, что на детскую жадность нельзя закрывать глаза. Нужно серьёзно относиться к проявлениям этого недостатка в любом возрасте.Курсивом выделила комментарий к примеру
Чтобы подкрепить свои мысли ярким и убедительным примером, автор рассказывает реальный случай из жизни семьи, в которой объявили войну жадности девочки Алёны. Л.Г. Могилевская показывает, что родители с помощью личного примера, проявляя щедрость и доброту, перевоспитали своего ребёнка. Так, публицист помогает понять, что с жадностью нужно и можно бороться. Важно показать ребёнку, что делиться приятно. Но без помощи семьи человек может не справиться с жадностью.
Приведённые автором примеры тесно связаны. Л.Г.Могилевская не только прямо высказывает своё мнение по поводу воспитания, но и конкретизирует его примером из жизни. Это помогает автору убедить читателя в том, что борьба с жадностью – это важная задача, которая стоит перед семьёй.
Отношение автора к воспитанию близко мне. Почему? ОбоснованиеДействительно, если родители закрывают глаза на детскую жадность, они могут упустить важный этап в становлении личности своего ребёнка. А если жадность укоренится в человеке, он не сможет жить полноценной жизнью, так как превратится в раба вещей. Пример-иллюстрацияИменно такой пример мы видим в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Отец воспитал в Павле Чичикове жадность. Он учил сына прежде всего ценить и «беречь копейку». Поэтому Чичиков стал человеком ограниченным и нравственно неполноценным. Он видел в людях только выгоду и мечтал только о богатстве. Резве можно назвать такого человека «живым»?
В заключение хочется сказать, что роль семьи в развитии и становлении личности огромна. И важно, чтобы родители понимали: от того, какие качества они смогут воспитать в ребёнке, зависит его жизнь и счастье.
(1)Деньги — это средство распределения материальных благ по труду, а отнюдь не цель существования, не основа престижа и влиятельности личности. (2)Однако при всей служебности своей роли деньги постоянно присутствуют в наших взаимоотношениях, и вопросы, связанные с деньгами, представляют широкое поле для формирования таких качеств, как честность, благородство, скромность, деликатность, обязательность. (3)Кроме того, воспитание правильного взгляда на роль денег состоит в том, чтобы внушить детям их истинное значение, показать их действительное место в ряду основных жизненных ценностей: познания, творческого труда, духовного и интеллектуального общения. (4)Наверное, именно поэтому сегодня родителей очень волнуют вопросы влияния семьи на отношение к материальным ценностям, к деньгам. (5)Что должна и что может сделать семья, для того чтобы предотвратить в детях проявления мещанского своекорыстия, собственничества, «вещизма»? (6)Что должна и что может сделать семья для того, чтобы дети, которые растут в материальном достатке, в окружении множества добротных и красивых вещей, не оказались у них в духовном плену?
(7)Сначала никто в семье не придал значения тому, что маленькая Алёнка на просьбу: «Дай мне игрушку», — неизменно отвечала решительным отказом, энергично прижимая к груди погремушку или резиновую зверушку. (8)Вскоре характер Алёнки стал вызывать некоторое беспокойство: у неё стали постоянно возникать ссоры с детьми из-за игрушек. (9)Снисходительные знакомые деликатно успокаивали встревоженных родителей: «Бросьте, это же ребенок! (10)Обычная детская жадность. (11)Не стоит волноваться».
(12)Существует сомнительная теория, которая так называемую детскую жадность относит к категории естественных, чуть ли не обязательных возрастных особенностей. (13)Действительно, немало «маленьких жадин» вырастают вполне нормальными, даже добрыми людьми. (14)Под влиянием воспитания и среды, иногда и без специального родительского «прицела» в формирующемся характере берут верх положительные черты — доброта, щедрость. (15)Но так происходит далеко не всегда. (16)Большие жадины вырастают, как правило, из маленьких жадин.
(17)Алёниной жадности решено было объявить войну — войну бескровную и «безнервную». (18)Да, у Алёны не было перед глазами дурных примеров, в своих близких она не могла наблюдать ни мелочности, ни своекорыстия. (19)Но, видно, нужны были более наглядные примеры доброты и не шутливые, а серьёзные объяснения.
(20)Теперь в семье как можно чаще старались оказывать друг другу знаки внимания подарками, причём с Алёной часто обсуждали предстоящий подарок родным или знакомым. (21)Старались, чтобы девочка видела, как близкие легко, с удовольствием уступают друг другу даже то, что хотелось взять себе. (22)Купила бабушка блузку, прикинула — и по размеру подходит, и к лицу хорошо. (23)А вечером предложила невестке, которой эта блузка подошла больше. (24)В другой раз мама пришла в новой косынке, но приложила к бабушкиному пальто, увидела, как косынка удачно подходит, да и подарила бабушке.
(25)Может быть, кто-нибудь пренебрежительно отзовётся: «Театр!». (26)Но что из того, что театр? (27)Где сказано, что в семейном воспитании «театр» — менее достойное средство, чем «лектории» ? (28)Важно, чтобы «пьеса» имела благородное содержание.
(29)Довольно скоро стало понятно: Алёна перестала быть «зрителем», (30)Выносила во двор даже самых высокопоставленных представителей кукольного общества и нарядную коляску на толстых шинах. (31)Даже дольками шоколада уже делилась автоматически. (32)Из новенького набора для вышивания с готовностью «выдавала» маме или бабушке моток ниток какого-нибудь особенного, на ту пору дефицитного тона. (33)Из своей богатейшей коллекции лоскутков отдавала на отделку или починку весьма ценные экспонаты.
(34)Когда Алёна пришла в школу, она оказалась одной из тех, кто первым готов поделиться ручкой, ластиком, тетрадкой. (35)Она больше не была жадиной.
(36)Уже не раз отмечалось, что в ответ на вопрос социологов и педагогов: «Какие качества вы стараетесь воспитать в детях?» — родители называют
мужество, трудолюбие, волю, честность и гораздо реже — доброту. (37)Впрочем, в последнее время о доброте стали вспоминать чаще — о доброте, которая противостоит злобе, холодности, жестокости. (38)Но у слова «добрый» есть ещё и другой смысл: «нежадный, щедрый». (39)Самый обыкновенный и тоже очень нужный для жизни смысл.
(По Г. Л. Могилевской*)
* Галина Львовна Могилевская — современный публицист, автор популярной брошюры «Дети и деньги»
Предварительный просмотр:
Текст | Комментарий |
(1)К Оле все в клинике привязались. (2)Бывало, зайду в палату: — Здравствуй, Оля! — (3)Ой, Фёдор Григорьевич, а к нам на окошко птица садится! — (4)Какая же птица? — (5)Красивая. (6)Пёрышки чистит. (7)Мы её кормим. (8)Ожившие глаза этой девушки смотрели с надеждой. (9)Оля надеялась на нас, была уверена, что после операции к ней наконец вернутся счастливые дни и наступит избавление от невыносимых мук, которые приносила Олина лёгочная болезнь. (10)Операция состоялась 5 июня 1947 года. (11)Операция, подобной которой не встречалось в практике нашей страны. (12)Малейшая ошибка, неосторожное, нерассчитанное движение, оплошность и — непоправимая беда. (13)Я собрал волю в кулак, старался ничем не выдать своего волнения. (14)И мне, и неизменным моим ассистентам — Александру Сергеевичу Чечулину и Ираклию Сергеевичу Мгалоблишвили — необходимо было сейчас как никогда проявить все свои способности и умение. (15)Операция на лёгких продолжалась три часа сорок минут. (16)Три часа сорок минут и почти два года работы над книгами, эксперименты и анатомические изыскания… (17)Три часа сорок минут за операционным столом плюс многомесячное обдумывание каждой детали. (18)И, конечно же, опыт первых трудных и весьма поучительных операций. (19)И длительная, самая тщательная подготовка больной, направленная на укрепление её сил, которая никак не укладывалась в «средний койко-день», но которая принесла значительное улучшение состояния Оли. (20)После операции, как известно, покой не наступает — ни для больного, ни для операционной бригады. (21)Или, вернее, он приходит, но не сразу. (22)Борьба за жизнь человека продолжается. (23)И в тот день — полутора часов не прошло (я отлучился, чтобы выпить стакан чаю) — ко мне прибежали с тревожным известием: Оле плохо! (24)Она лежала белым-бела, с очень слабым и частым пульсом, безразличная ко всему… (25)Двое суток мы не отходили от неё, пока угроза не миновала. (26)Тогда у нас ещё не было никакого опыта в выхаживании подобных больных после операции. (27)Как горячо дискутировали мы, собираясь в ординаторской, как спорили, находя нужное решение! (28)А порой, разгорячённые, все вместе шли в библиотеку — искать ответ в книгах. (29)Благополучно законченная операция у Оли Виноградовой была для врачей не случайной победой. (30)Ей предшествовала двухлетняя кропотливая подготовительная работа. (31)Операция положила начало более быстрому развитию этого раздела хирургии в клинике Н. Н. Петрова. (32)Вслед за ней мы провели несколько подобных: по удалению долей лёгкого, затем по удалению всего лёгкого при абсцессе… (33)Здоровье — это счастье человека. (34)И нужно было видеть сияющие глаза Оли Виноградовой, слышать её звонкий смех! (35)Надя говорила мне, что забыла, как улыбается её сестра, а теперь… (36)Оля резвилась, как маленькая — бегом, бегом, бегом… (37)На четвёртый этаж взбегала по лестнице, не чувствуя одышки, а ведь до операции на второй этаж поднималась с трудом, поддерживаемая нянечкой. (38)Не было границ её радости. — (39)Фёдор Григорьевич, — приметив меня во дворике, кричала она из раскрытого окна, — вы идёте и ничего не видите! — (40)А что я должен увидеть? — (41)Всё, что вокруг вас! (42)И смеялась. (43)И я, встряхнувшись, замечал, какой на самом деле хороший денёк: небо высокое, чистое, много солнца и мягкой спокойной синевы…
(По Ф. Г. Углову*) * Фёдор Григорьевич Углов (1904−2008) — советский и российский хирург, писатель и общественный деятель, доктор медицинских наук, профессор. | Врачи много трудятся, постоянно совершенствуют свои навыки и знания. Работа врачей требует от них самоотверженности, неравнодушия, готовности отдавать все силы своему делу. Врачи вернули Оле радость жизни, счастье. Её жизнь стала полноценной. |
Тема: работа врачей. Почему профессия врачей считается одной из самых благородных. Позиция автора: работа врача очень трудна и благородна, потому что врачи борются за жизнь и здоровье людей, возвращая им радость и счастье. 1 пример: трудно работать врачом 2 пример: результаты этого труда. Логическая связь: работа врачей и ради чего они работают? Свой пример: «Чудесный доктор» А.Куприн Вывод: Нужно уважать…
Другие варианты: Какими качествами должен обладать врач? Почему здоровье – это счастье? Как нужно относиться к своему делу, к свое профессии? |
В предложенном для анализа тексте автор, Ф.Г. Углов, рассказывает о работе врачей-хирургов и помогает нам понять, почему профессия врача одна из самых сложных и благородных.
Автор поднимает проблему на одном из ярких примеров своей практики. Он рассказывает о том, как ему и его коллегам удалось вернуть здоровье девочке Оле. Врачи долго готовились к операции, в течение двух лет изучали все детали предстоящей работы, а потом выхаживали больную девочку, не спали ночами, не отходили от Оли ни на минуту. Этот пример показывает, как сложна работа врачей, как много они должны вкладывать в свой труд сил, любви к делу. Хороший врач всей душой болеет за пациента и стремится помочь ему, не считаясь со своим временем и с трудностями.
Второй пример показывает, к каким результатам приводит благородный труд врачей. Мы узнаём о том, что жизнь Оли очень изменилась. Теперь она могла радоваться, смеяться, бегать. Врачи вернули ей полноценную жизнь. Так, благодаря этому рассказу мы понимаем, почему профессия врачей одна из самых благородных и уважаемых. Они помогают людям вернуть не только здоровье, но и счастье.
Итак, данные примеры тесно связаны. Второй пример показывает результаты той работы, которая описана в первом примере. Благодаря этому мы понимаем, что сложная работа врачей приносит людям огромную пользу.
Позиция автора ясна. Он считает, что работа врачей очень сложна, потому что требует от них полной отдачи и непрерывного кропотливого труда. От работы врачей зависит счастливая жизнь людей, поэтому эта профессия считается одной из самых благородных.
С автором невозможно не согласиться. Легко подтвердить его правоту примерами из жизни. В нашей стране трудится и трудилось немало знаменитых великих врачей. Один из них – Н.И.Пирогов. Он вошел в историю не только как врач, совершивших прорыв в медицине, но и как человек, который удивлял всех своей добротой и отзывчивостью. Недаром А.Куприн написал о Н.И.Пирогове рассказ «Чудесный доктор».
Подводя итог, хочется сказать, что профессию врача должны выбирать только те люди, которые готовы к тяжёлому труду, не только физическому, но и нравственному. Ведь хороший врач должен обладать такими качествами, как ответственность, милосердие, трудолюбие, снисходительность. Чтобы стать хорошим врачом, человек должен быть готов работать и учиться всю жизнь. Вот почему эта профессия так трудна и благородна.
Предварительный просмотр:
(1)Дождь застиг Лосева на Кузнецком мосту. (2)Чтобы не мокнуть, Лосев зашёл на выставку. (3)До начала совещания оставалось часа полтора. (4)Не торопясь он ходил из зала в зал, отдыхал от московской суеты. (5)После мокрых весенне-холодных улиц, переполненных быстрыми столичными людьми, здесь было тихо, тепло. (6)Он шёл вдоль стен, обтянутых серой мешковиной. (7)Грубая материя выглядела в данном случае весьма неплохо. (8)Что касается картин, развешанных на этой мешковине, у Лосева они не вызывали интереса. (9)Лично он любил живопись историческую, например, как Пётр Первый спасает солдат, или Иван Грозный убивает сына, или же про Степана Разина, также батальные сцены — переход Суворова через Альпы. (10)Нравились ему и портреты маршалов, полководцев, известных деятелей искусства. (11)Чтобы картина обогащала знаниями. (12)Здесь же висели изображения обыкновенных стариков, подростков, разложенных овощей и фруктов с разными предметами, рисунки на бумаге, множество мелких картин в простых крашеных рамах. (13)Лосев не мог представить себе, куда они все деваются после выставки, где находились до неё и вообще какой смысл создавать их для такого временного назначения. (14)Музеи — другое дело, в художественных музеях Лосев неоднократно бывал, на подобных же выставках не приходилось. (15)И сейчас он убеждался, что вряд ли от этого он что-либо потерял. (16)Неожиданно что-то словно дёрнуло Лосева. (17)Как будто он на что-то наткнулся. (18)Но что это было — он не понял. (19)Кругом него было пусто. (20)Он пошёл было дальше, однако, сделав несколько шагов, вернулся, стал озираться и вновь почувствовал смутный призыв. (21)Исходило это от одной картины, чем-то она останавливала. (22)Осторожно, стараясь не утерять это чувство, Лосев подошёл к ней — перед ним был обыкновенный пейзаж с речкой, ивами и домом на берегу. (23)Название картины «У реки», написанное на латунной дощечке, ничего не говорило. (24)Лосев попробовал получше рассмотреть подробности дома и постройки. (25)Но вблизи, когда он наклонился к картине, пространство берега со всеми деталями стало распадаться на отдельные пятна, которые оказались выпуклыми мазками масляных красок со следами волосяной кисти.
(26)Лосев попятился назад, и тогда, с какого-то отдаления, пятна слились, соединились в плотность воды, в серебристую зелень, появились стены дома, облупленная штукатурка... (27)Чем дальше он отходил, тем проступали подробнее крыша, выложенная медными листами с ярко-зелёными окислами, труба, флюгер... (28)Проверяя себя, Лосев стал возвращаться к картине, пока не толкнул девицу, которая стояла с блокнотом в руках.
—(29)Картины не нюхать надо, а смотреть, — сказала она громко и сердито, не слушая его извинений. —(30)Ну конечно, смотреть, вот я и засмотрелся, — простодушно сказал он. — (31)Я плохо разбираюсь, может, вы поясните. —(32)Что именно? — сухо спросила девица. —(33)Тут написано «У реки». (34)А что за река? (35)Как её название? (36)Девица усмехнулась. —(37)Разве это имеет значение? —(38)Нет уж, вы позвольте, — поглядывая на картину и всё более беспокоясь, сказал Лосев. —(39)Очень даже имеет. (40)Мало ли рек. (41)Это же конкретно срисовано. —(42)Так не говорят: срисовано, — поучительно пояснила она. — (43)Это был большой мастер, а не ученик. (44)Для него натура являлась средством, вернее, поводом обобщить образ, — тут она стала произносить ещё какие-то слова, каждое из которых было Лосеву известно, но, складываясь в фразу, они почему-то теряли всякую понятность. —(45)Здорово вы разбираетесь. (46)Лосев вздохнул, показывая восхищение. —(47)Всё же хорошо бы выяснить название. (48)Образ хоть и обобщённый, а местность-то можно ведь уточнить, как по-вашему? —(49)Вряд ли...
(50)На картине, несомненно, был изображён старый дом семейства Кислых в его родном Лыкове: та же крыша, тот же флюгер, спуск к речке... (51)Из глубины картины к нему слабо донёсся голос матери: «Серге-ей!» (52)Счастье какое услышать снова певучий её голос. (53)А под ивой за корягой жили налимы, их можно было нащупать тами толкнуть рукой. (54)А на реке пахло брёвнами, дымком от шалашей плотогонов, пахло тиной и ряской, пахло осиной старое корыто, на котором они по очереди плавали по реке. (55)Запахи эти ожили, дохнули из глубины картины. (56)Запах горячих от солнца чугунных столбов, старого причала. (57)К Лосеву вернулся тот огромный мальчишеский мир, шелестела листва, была жива ещё мать. (58)Он ощутил на голове её маленькую жёсткую руку. (59)Было чудо, что художник поймал и заключил навечно в эту белую рамку его, Лосева, воспоминание — со всеми красками, запахами, теплотой.
(По Д. А. Гранину*)
* Даниил Александрович Гранин (1919–2017) — советский и российский писатель, киносценарист, общественный деятель, участник Великой Отечественной войны, лауреат многих премий. | Он считает, что картина должна обогащать знаниями. Он не видит смысла в картинах, на которых изображены не исторические события, а «обыкновенные» люди. Лосев не понимает живописи. Картина привлекла его внимание («как будто он на что-то наткнулся», «почувствовал смутный призыв»). Автор передаёт чувства героя, вызванные картиной: Лосев словно услышал голос матери, увидел знакомые места. Благодаря мастерству художника к «Лосеву вернулся тот огромный мальчишеский мир». Автор называет это «чудом». |
Как влияет искусство на человека? В чём его назначение? Именно на этот вопрос помогает ответить автор предложенного для анализа текста.
Сначала автор рассказывает о герое, который зашёл на художественную выставку, чтобы переждать дождь. Д.Гранин даёт понять, что Лосеву, герою текста, выставка не нравится. Он не понимает, зачем изображать на картинах «обыкновенных» людей, и считает, что картины должны «обогащать знаниями». Из этого мы видим, что герой текста не понимает истинного назначения искусства, он не понимает, что живопись обогащает человека не знаниями, а помогает пережить чувство прекрасного.
Далее автор показывает, что внимание Лосева привлёк один пейзаж. Важно, что это был именно «обыкновенный» пейзаж, однако он вызвал в герое сильные переживания. Д.Гранин передаёт всю палитру чувств, пережитых Лосевым: герой услышал голос матери, который словно звал его из глубины картины, услышал запах «горячих от солнца чугунных столбов, старого причала». Лосев ощутил огромную радость благодаря тому, что «художник поймал и заключил навечно в эту белую рамку его, Лосева, воспоминание — со всеми красками, запахами, теплотой». Так, благодаря второму примеру мы понимаем, что искусство способно оказывать на человека огромное влияние, оно может заставить нас пережить минуты счастья.
Автор намеренно противопоставляет два эпизода. Лосев сначала не понимал, в чем смысл картин, показанных на выставке. Увидев же пейзаж, напомнивший ему детство, он понял, что искусство – это настоящее чудо. Это противопоставление помогает нам понять, что смысл произведения искусства может открыться не сразу. Но если произведение близко человеку, оно сильно воздействует на него.
Благодаря проанализированным эпизодам мы приходим к пониманию позиции автора. Д.Гранин считает, что в искусстве удивительная сила. Оно оказывает сильное влияние на чувства человека, вызывает в нём воспоминания, заставляет переживать и размышлять.
Невозможно не согласиться с позицией автора. В литературе и истории есть множество примеров, подтверждающих мысль о силе искусства. Вспомним эпизод из романа И.Гончарова «Обломов». Песня, которую спела Ольга Ильинская, заставила главного героя плакать от счастья. Именно с этой арии началась его любовь к Ольге. Этот пример еще раз доказывает, что искусство способно пробудить в нас самые сильные чувства.
В заключение хочется сказать, что искусство – это мощное средство воздействия на человека. И истинное искусство должно возвышать человека, делать его лучше. Но чтобы понять язык искусства, нужно им интересоваться. Иначе даже самые прекрасные полотна или музыкальные произведения могут показаться бессмысленными и неинтересными.
Предварительный просмотр:
(1)В солнечный день я приехал в старинный посёлок Гусь-Железный полюбоваться на озеро, искупаться, поплавать в нём. (2)Доехал до речки, поднялся на бугор, глянул и… (3)О ужас! (4)Нет озера. (5)По широкой впадине, –окаймлённой дальней опушкой бывшего прибрежного леса, текла, извиваясь, узкая, местами пересыхающая речушка. (6)И старинной плотины, высокой, кирпичной, с чугунными шлюзами, в тёмных казематах которой, по преданию, разбойная братия чеканила фальшивые деньги, тоже не было. (7)Шлюзы, регулировавшие сток, убрали, засыпали – и затянуло озеро тиной да ряской. (8)На месте этом проходила теперь обыкновенная дорожная насыпь; дорога делала крутой поворот, огибала белый двухэтажный барский дом, похожий на длинную казарму, заломанный чахлый парк и снова вырывалась на простор. (9)Главный врач детского санатория, размещённого в барском доме, показал мне давние фотографии этого исчезнувшего озера, высокой кирпичной плотины, торговых рядов с доисторическими портиками, он водил по внутренним покоям огромного дома, заново перегороженного, приспособленного для иных надобностей. (10)Переделка и ремонт когда-то выполнены были наспех: половицы скрипят и хлябают под ногами, двери перекошены, в оконные рамы задувает свежий ветерок. – (11)Сохранилась хоть одна комната от давнего времени? – спросил я. – (12)С полами, дверями и окнами? – (13)Полы, двери и прочее – всё порастащили. (14)А вот стены и потолок сохранились в одном месте. (15)Идёмте, покажу. (16)Он ввёл меня в зал, кажется, в теперешнюю столовую, с белыми строгими пилястрами, с лепным потолком. – (17)Полы здесь были, говорят, из наборного паркета, двери из орехового дерева с бронзовой инкрустацией, люстра позолоченная висела. – (18)Жалко, – говорю, – что не сохранилось всё это. – (19)О чём жалеть? (20)Архитектурной ценности этот дом не имеет, – сказал доктор. (21)Я взглянул на него с удивлением. (22)Не шутит ли? (23)Нет, смотрит прямо в глаза, даже с каким-то вызовом. (24)Задиристый хохолок на лысеющем лбу топорщится, как петушиный гребешок. – (25)Как не имеет ценности? – говорю. – (26)Это ж дом! (27)Большой, крепкий, красивый, полный когда-то дорогого убранства. – (28)Барские покои, и больше ничего. (29)Таких в России тысячи. – (30)Так ведь и народу нашему пригодились бы такие покои. – (31)Людям нашим нужны другие ценности. (32)Вы ещё храм пожалейте. (33)Теперь это модно. – (34)А что, не жаль храма? – (35)И храм цены не имеет. (36)Архитектура путаная. (37)Специалисты приезжали, говорят – эклектика. (38)Потом, правда, всё-таки восстановили храм этот. – (39)И парка не жаль? – (40)Парк – природа, и больше ничего. (41)В одном месте убавилось, в другом прибавилось. (42)В любую минуту его насадить можно. (43)Мы стояли возле окна, внизу под нами раскинулся обширный посёлок. – (44)Смотрите, – говорю, – сколько домов. (45)Приличные дома, большинство новых. – (46)Здесь живёт в основном торговый люд, кто чем торгует, работы хватает. – (47)Вот и хорошо, – говорю. – (48)Увеличился посёлок за полвека? – (49)Увеличился. – (50)А теперь подумайте вот о чём: раньше, ну хоть ещё в тридцатые годы, здесь меньше жило народу, но успевали не только свои рабочие дела делать. (51)Ещё и плотину чинили, озеро в берегах держали и парк обихаживали. (52)А теперь что ж, времени на это не хватает или желания нет? – (53)А это, – говорит, – знакомый мотив. (54)Это всё ваше писательское ворчание. (55)Что озеро спустили – это вы заметили. (56)Что над каждой крышей телевизионная тарелка поставлена – этого вы не замечаете. (57)Спорить с ним трудно, почти невозможно: доводы ваши он не слушает, только глаза навострит, тряхнёт головой и чешет без запинки, как будто доклад читает… – (58)Есть писатели-патриоты. (59)Их книги читают, фильмы по книжкам их смотрят наравне с футболом и хоккеем, потому что яркие, незабываемые образы. (60)А есть писатели-ворчуны, которые всем недовольны. (61)И всё им что-то надо. (62)Вот одного такого лечили, а он нас же, медиков, опозорил в своём последнем сочинении. (63)За что, спрашивается? (64)Да, не раз вспомянешь в дальней дороге бессмертного писателя земли русской Николая Васильевича Гоголя: «Россия такая уж страна – стоит высмеять одного околоточного надзирателя, как вся полиция обидится». (По Б.А. Можаеву*) * Борис Андреевич Можаев (1923–1996) – советский и российский писатель. | Нет, не было. Слова наталкивают на проблему ( Что-то не сохранили, что-то утратили ---УТРАТА) Чахлый парк, исчезнувшее озеро. На их месте – ОБЫКНОВЕННАЯ дорога. Автор показывает, как изменилось это место. Он передаёт ужас главного героя. Удивляет, поражает, возмущает отношение к культурным ценностям. |
В предложенном для анализа тексте автор поднимает проблему сохранения исторических и культурных ценностей. Как нужно относиться к памятникам старины, нужно ли беречь то, что не приносит практической пользы, но важно для культуры страны?
Чтобы показать остроту поднятой проблемы, автор строит текст как спор между двумя героями, врачом и писателем. Писатель-рассказчик глубоко сожалеет о том, что, перестраивая барский дом под санаторий, «растащили» «наборной паркет», «двери из орехового дерева с бронзовой инкрустацией». Ему жаль озера и парка, жаль старинной плотины. Писателя удивляет, что можно не понимать, насколько всё это ценно и важно для народа. Он считает, что когда люди сохраняли парк и озеро, когда ухаживали за плотиной, они поступали правильно. Мы понимаем, что Можаев вкладывает в уста героя своё понимание важности культурных ценностей.
Другой герой, врач, имеет противоположный взгляд на историческую память. Ему не жаль ни барского дома: «Барские покои, и больше ничего». Ни храма: «Вы ещё храм пожалейте. Теперь это модно». Ни парка. Он считает гораздо более важным то, что над домами теперь возвышаются телевизионные антенны. Такое отношение к прошлому, к тому, над чем трудились предшествующие поколения, автор явно осуждает. Свою антипатию он выражает через портретную характеристику врача и его манеру спорить. (Предложение 24, 57).
Так, автор противопоставляет отношение писателя и врача к культурным ценностям своей страны, принимая сторону героя, который с горечью переживает утрату всего того, что во что вложили свой труд и своё понимание красоты наши предки.
Позиция автора очевидна: он глубоко убеждён в том, что нужно всеми силами препятствовать утрате наших культурных ценностей. Прогресс не должен разрушать красоту прошлого.
Я согласен с позицией автора. Примером бережного отношения к культурному наследию нашей страны является подвиг людей, которые в годы ВОВ занимались эвакуацией и спасением музеев и библиотек. Доподлинно известно, что работники одной из библиотек в оккупированном Киеве, узнав о том, что немцы сжигают все экземпляры Пушкина, Толстого и других самых важных для нашей культуры писателей, за одну ночь поменяли обложки на этих книгах, чтобы сохранить их. Эти люди понимали, что книги – это не просто книги, как говорил герой текста. Это наша культура. Это наше прошлое.
В заключение хочется сказать. Чтобы люди ценили свою культуру, чтобы они понимали, что парк, храм, красивый потолок в доме – это важно, он должен получить необходимое воспитание и образование. Нужно с детства прививать человеку любовь к своей культуре, понимание красоты, любовь к истории и уважение к прошлому своей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комментарий проблемы. Схема написания
Подробная схема написания двух видов комментария проблемы текста. Предупреждение о типичных ошибках...
Комментарии к написанию части С единого государственного экзамена учителей русского языка и литературы Глущенко Н.В. и Майоршиной Е.Б.
Задание части С предназначено для проверки не только знаний, умений и навыков по русскому языку, но и сформированности общей культуры обучающихся.Что учитывается при проверке сочинения?Что необходимо ...
Сочинение-рассуждение по русскому языку. Как писать комментарий.
Данный материал можно использовать при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Одна из самых больших проблем - написание комментария к сочинению-рассуждению....
Методические рекомендации. Подготовка учеников 9 класса к ОГЭ по русскому языку. Написание сочинения-рассуждения. С 15.3.
Методические рекомендации для обучающихся 9-х классов по подготовке к написанию сочинения-рассуждения (15.3) представляют собой презентацию по разбору структуры написания сочинения данного типа....
Методическая разработка по написанию сочинения по русскому языку ЕГЭ (продолжение): комментарий проблемы
В презентации дан пошаговый алгоритм написания сочинения...
«Написание сочинения в формате ЕГЭ в соответствии с новыми требованиями. Проблема. Комментарий»
laquo;Написание сочинения в формате ЕГЭ в соответствии с новыми требованиями. Проблема. Комментарий»...
Памятка "В помощь ученику" (речевые клише для написания сочинения (27 задание ЕГЭ) по русскому языку"
В материале содержится два варианта речевых клише для написания сочинения-рассуждения.Особое внимание уделяется структуре сочинения и аргументации выявленной проблемы....