Сочинение-рассуждение по русскому языку. Как писать комментарий.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме
Данный материал можно использовать при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Одна из самых больших проблем - написание комментария к сочинению-рассуждению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommentariy.pptx | 88.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
К 2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст . Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет 2 Сформулированная экзаменуемым проблема исходного текста прокомментирована, но без опоры на исходный текст, или в комментариях допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием исходного текста 1 Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, или в комментариях допущено более 1 фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста. 0
Что проверяет эксперт? Эксперт проверяет: 1) насколько полно прокомментирована проблема (выделено ли всё, что важно для понимания данной проблемы); 2) насколько верно прокомментирована проблематика исходного текста (нет ли искажений информации текста, неточностей, противоречий); 3)нет ли фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста. Высшая оценка (2 балла) ставится, если проблема исходного текста прокомментирована верно, без искажений. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, нет.
Что же говорится о комментарии в учебно-методических материалах для экспертов? Комментируя сформулированную проблему, экзаменуемый как бы проходит обратный авторскому мыслительный путь, обозначая те её стороны, которые интересовали автора... Иными словами, комментирование должно обнаружить степень адекватности восприятия текста экзаменуемым, умения «дешифровать» его содержание.
В зависимости от того, к какому жанру (в смысле??) ближе сочинение учащегося, проблема, содержащаяся в исходном тексте, может быть свободно прокомментирована учеником на предложенный текст; представлена при изложении собственной точки зрения с опорой на предложенный текст.
В комментарии обязательно нужно: аккуратно процитировать автора – явно или неявно – и/или сослаться на конкретный абзац или предложение исходного текста.
Комментарий Текстуальный «от текста к действительности» Концептуальный «от действительности к тексту» Следуете за автором в раскрытии проблемы. Связываете мысли автора текста со своими знаниями о жизни. Опираясь на понимание проблемы, даёте различного рада интерпретации. На каких примерах в тексте автор рассматривает проблему? Какими фактами, событиями иллюстрирует проблему? Какие высказывания заслуживают особого внимания? Почему? На чьи мнения, высказывания ссылается автор? Почему? К какому типу проблем принадлежит эта проблема? Актуальна ли эта проблема в наши дни? Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Почему эта проблема привлекла автора?
Фрагмент сочинения (текстуальный комментарий). Юрий Лотман поднимает проблему межнациональных конфликтов. Автор по-настоящему встревожен тем, что всё чаще и чаще вынужден наблюдать «клиническое безумие ненависти» – проявление расовой вражды, разжигание национальной розни. Лотман убеждён в том, что общечеловеческие ценности превыше всего . Не случайно упоминание о том, что среди его друзей были представители разных национальностей. Люди должны поступать в отношении друг друга в духе равенства и братства, и нет оправдания тем, кто «разжигает кровавый туман» национальной розни, наживаясь на страданиях невинных людей. Стоит прислушаться к словам автора о том, что эпоха мелких конфликтов кончилась : мы живём в таком хрупком мире, где любое частное столкновение на национальной или религиозной почве может обернуться глобальной катастрофой. (Выделены конструкции, организующие комментарий.)
Фрагмент сочинения (концептуальный комментарий) Практически каждый день средства массовой информации сообщают нам о межнациональных конфликтах, вспыхивающих на нашей планете. Каждый день гибнут люди, калечатся человеческие судьбы из-за того, что мы не можем найти общего языка в различных национальных или религиозных вопросах. Именно к проблеме национальной вражды, одной из актуальнейших проблем современности , привлекает наше внимание Ю.Лотман. Вспоминая прошлое, автор подчёркивает: среди его друзей были люди самых разных национальностей. Поэтому ему странно и больно видеть мир, ослеплённый ненавистью. Люди не замечают, что являются марионетками в руках тех, кому выгодно разжигать национальную рознь. Автор предупреждает читателей о том, что мир уже давно стоит на грани катастрофы: «Колокол звонит по каждому из нас». (Выделены конструкции, организующие комментарий.)
Типичные ошибки при комментировании проблемы
Комментарий отсутствует Комментарий не опирается на текст Комментарий подменяется пересказом Комментарий подменяется цитированием текста или его фрагмента. Прокомментирована проблема, имеющаяся в тексте, но вами не сформулированная . Эта ошибка связана с незнанием структуры сочинения . Опора на исходный текст – основное требование к комментарию. Включайте в комментарий небольшие цитаты, косвенную речь, подтверждающие вашу мысль . Не пересказывайте, а анализируйте текст. Покажите, как автор раскрывает проблему, какие примеры приводит, как аргументирует свои мысли. Пишите не о том, что делают герои, а о том, что делает автор. Не увлекайтесь цитированием. Помните, что цитата должна подтверждать мысль, которую вы развиваете, а не заменять её. Не цитируйте больше одного предложения и всегда объясняйте цитаты . Следите за логикой развития мысли. Включайте в комментарий только ту информацию исходного текста, которая непосредственно связана с выделенной вами проблемой .
Тип ошибки Пример из сочинения Комментарий эксперта 1. Отсутствие комментария. В тексте поднимается актуальная проблема – это проблема национальной розни. Ю.Лотман обращает внимание на вражду между человеческими расами, которая сейчас существует в мире. Позиция автора такова: каждая нация имеет право на существование. После формулирования проблемы ученик сразу переходит к авторской позиции. Комментарий отсутствует. 2. Отсутствие опоры на текст. В тексте Ю.Лотмана поднимается актуальная проблема межнациональных конфликтов. Действительно, с каждым днём всё больше и больше сообщений о преступлениях на почве национализма. Неужели мы начали забывать те преступления перед человечеством, которые повлекли за собой распространение идеологии нацизма? Неужели мы опять на пороге кровопролитной войны под популистскими лозунгами о том, что мы – это высшая нация, а все остальные должны быть уничтожены? Пора открыть глаза и взглянуть на всё это трезво. Проблема сформулирована верно, но в комментарии отсутствует авторское видение проблемы.
3. Подмена комментария пересказом. Ю.Лотман участвовал в Великой Отечественной войне, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди его друзей были люди разных национальностей: и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и немцы. Теперь человек, прошедший большую войну, вынужден наблюдать безумие ненависти, охватившее пространство нашей земли. Люди, ослеплённые этой злобой, не видят, что ими играют. В наше время мир един, и то, что происходит на одном полюсе , так или иначе отзовётся на другом. Столкнуться с этой проблемой придётся каждому. Ученик подробно пересказывает текст, вместо того чтобы комментировать мысли автора. 4. Подмена комментария цитированием. Автор поднимает проблему ненависти по отношению к другим народам. Ю.Лотман пишет: «Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что е стороны пролили достаточно крови». Вместо комментария цитируется фрагмент текста.
5. Несоответствие комментария заявленной проблеме. Текст Ю.Лотмана посвящён проблеме национальной розни . Проблема, поднятая автором, очень актуальна. Да, это действительно так: ведь не каждый человек ценит то, что у него есть. Мир – это то, что нужно каждому из нас. Я говорю огромное спасибо людям, которые подарили мне жизнь в мирное время. Я знаю, что во время Великой Отечественной войны было много потерь, но, несмотря на это, люди готовы были отдать жизнь за свою родину. Я думаю, что наше поколение просто не понимает, что такое война. В начале сочинения заявлена проблема национальной розни, а в комментарии ученик пишет о ценности мирной жизни, о Великой Отечественной войне. Нарушена логика развития мысли.
Основные способы комментирования сформулированной проблемы. 1. Использование в работе задания А28. 2. Анализирование композиционных и художественных приёмов. 3. Анализирование аспектов проблемы. 4. Актуальность проблемы.
Способ 1. Обратимся к заданию А 28. Какое высказывание противоречит содержанию текста? 1)Поликарпу Семёновичу доставляет удовольствие мысленно сочувствовать обездоленным людям, чувствовать себя их моральным заступником, осуждающим несправедливость жизни. 2)Иудин искренне стремится помочь людям, попавшим в затруднительное положение. 3)Философствуя на тему несправедливого устройства мира, Иудин осуждает богатых. 4)Ростовщик беззастенчиво и безжалостно обирает бедняков.
Способ 2. Анализируем композиционные и художественные приёмы, использованные писателем для сатирического изображения Иудина: 1) Заглавие рассказа (что означает фразеологизм крокодиловы слёзы? С лучайно или намеренно А.Чехов изменил его на слёзы крокодила?) 2) «Говорящая» фамилия персонажа. 3) Резкое противопоставление внешних и внутренних качеств персонажа, его мыслей и действий. 4) Авторская ирония .
Способ 3. Анализируем аспекты проблемы. Аспекты проблемы Комментарий Жизнь, по мнению Иудина, устроена совершенно несправедливо. Человечество, считает Иудин, само породило нищету, продажность и позор. Автор эмоционально воздействует на читателя, передавая... Герой осуждает богатых за их бездействие и нежелание помочь людскому горю. А.Чехов также даёт возможность читателю понять, что... Поступки Иудина прямо противоположны его «высоконравственным» мыслям. Однако , иронически рассказывая о поступках ростовщика, писатель...
Способ 4. Говорим об актуальности проблемы. Проблема ___________ Актуальная (почему?) потому что данный порок особенно свойственен... довольно часто обсуждается на ... всякий раз, когда надевают маску ... сопоставление рассуждений Иудина и его поступков заставляет задуматься о ... помогает наглядно убедиться в том, что.... впервые осознать то, что... и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по русскому языку "Учимся писать сочинение-рассуждение"
Научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку....
"Опорный конспект для сочинения-рассуждения ГИА по русскому языку"
Материал предназначен в помощь учащимся, которым предстоит сдавать ГИА.Рассматривается поэтапное выполнение задания 15 (написание сочинения-рассуждения)...
Элективный курс по русскому языку "Учимся писать сочинение-рассуждение"
Данная работа вкючает в себя пояснительную записку, цели и задачи курса, учебно-тематический план и тематическое планирование...
Методическая разработка урока русского языка «Учимся писать сочинение-рассуждение. Анализ публицистического текста.»
Урок способствует формированию у учащихся цельного представления о разных вариантах исследования текста в рамках подготовки к ЕГЭ....
Методическая разработка по написанию сочинения по русскому языку ЕГЭ (продолжение): комментарий проблемы
В презентации дан пошаговый алгоритм написания сочинения...
Алгоритм создания сочинения-рассуждения (ЕГЭ по русскому языку)
Пошаговые советы для создания сочинения-рассуждения по русскому языку (ЕГЭ)...
ЕГЭ по русскому языку: как написать комментарий к проблеме (+пример)
ЕГЭ по русскому языку. Как написать комментарий к проблеме?...