Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (5 класс)
Рабочая программа по русскому языку разработана для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_russkiya_yazyk_fgos_5_klass.doc | 210.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное образовательное учреждение
«Школа-интернат № 92»
Принята на заседании школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла (протокол от 27.2021г. № 3) | Утверждена приказом директора ГКОУ «Школа-интернат № 92» от 30.08.2021г. № 140- ОД |
Рабочая программа
по учебному предмету «Русский язык»
(предметная область «Язык и речевая практика»)
для 5 класса (вариант I)
на 2021-2022 учебный год
Составил: учитель
Федотова Татьяна Александровна
Нижний Новгород
2021
Содержание рабочей программы
№ п/п | Название раздела | № стр. |
1 | Пояснительная записка: - общая характеристика учебного предмета…………………. - специфика программы……………………………………….. - описание места учебного предмета в учебном плане…….. | 3-6 7 8 |
2 | Планируемые результаты освоения курса - личностные и предметные результаты освоения учебного предмета ……………………………………………………….. | 8-9 |
3 | Содержание учебного предмета: - наименование разделов и тем учебного предмета………… - учебно-тематический план………………………………….. | 10-14 15 |
4 | Система оценки планируемых результатов освоения программы учебного предмета: - оценка достижения предметных результатов ……………… - формы организации учебного процесса ……………………. - формы контроля знаний, умений и навыков………………. | 16-17 18 18-22 |
5 | Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности……………... | 22 |
6 | Приложения (№1, №2) - календарно-тематическое планирование…………….......... - контрольно-измерительные материалы……………………. |
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная область «Язык и речевая практика») для 5 класса (вариант I) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГКОУ «Школа-интернат № 92» (далее – АООП), утвержденной приказом директора от 26.03.2021г. № 47-ОД.
Обучение русскому языку в 5-9 классах имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи обучающихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.
Особое внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, которые обеспечивают реализацию коммуникативной функции речи и возможность развёрнуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей. Коммуникативная направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач.
Реализация коммуникативного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку детей с нарушением интеллекта. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестаёт быть самоцелью, она осуществляется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание грамматической теории и орфографических правил (как называется, как изменяется), сколько умение применять изученный грамматико-орфографический материал в устной и письменной форме речевой практики.
Цель изучения русского языка – развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекция недостатков мыслительной деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
- ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений;
- использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;
- совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов;
- развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов;
- развитие положительных качеств и свойств личности.
Общая характеристика учебного предмета
В системе образования обучающихся с нарушением интеллекта учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом, но и средством обучения. Как средство познания действительности, русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других дисциплин, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Программа по русскому языку в 5 классе имеет коммуникативную направленность. Основным направлением работы является развитие речи обучающихся как средства общения и коррекции их мыслительной деятельности.
Данный вектор работы влияет на структуру и содержательную часть программы. Первостепенное внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, которые обеспечивают реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей. Коммуникативная направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач.
Реализация коммуникативного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку детей с нарушением интеллекта. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью, она осуществляется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не только запоминание грамматической теории и орфографических правил («как называется», «как изменяется»), но и умение применять изученный грамматико-орфографический материал в устной и письменной форме в речевой практике.
Программа по русскому языку в 5 классе включает следующие разделы:
1. Звуки и буквы. Текст.
2. Предложение. Текст.
3. Слово. Текст.
4. Повторение.
5. Связная речь.
В области фонетики в 5 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Раздел «Звуки и буквы. Текст» направлен на повторение материала. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору. Дифференциация оппозиционных фонем (мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные, раздельное и слитное произношение согласного и гласного в слоге) приобретает значение для практического усвоения смыслоразличительной функции этих звуков и слогов, для обработки четкости произносительных навыков, интонационной выразительности устного высказывания.
В области морфологии, изучая раздел «Слово», обучающиеся овладевают законами образования слов, подбирают однокоренные слова, наблюдают за единообразным написанием гласных и согласных в корне слова, а затем в приставках и суффиксах. Обучающиеся группируют слова по различным грамматическим признакам: предметность, признак, действие. Внимание обучающихся обращается на слова с противоположным и близким значением, на лексемы, сходные по звучанию, но разные по значению (глиняный — глинистый, экскаватор — эскалатор), на составление и употребление слов с различным эмоционально-оценочным оттенком (дом — домик, дом — домище), на использование слова в контексте художественного образа (солнышко смеется). Обучающихся следует обучать точному выбору слов для выражения мысли, их применению в предложении и тексте. Каждая тема, связанная с усвоением частей речи, включает работу по дифференциации грамматических и семантических признаков, что создает условия для предупреждения ошибок в смешении грамматических категорий, в их правильном использовании в речи, например, существительное и прилагательное со значением действия, их изменение и противопоставление глаголу в словосочетании и предложении (быстрый бег, беговая дорожка, бегать быстро). В программе большое место отводится работе со словосочетанием: составлению словосочетания различных форм (красивое платье, писать письмо, играть на гитаре, весело смеяться), подбору словосочетаний с прямым и переносным значением (прямая дорога — прямой характер), поиску синонимичных пар (вишневый сок и сок из вишни), умению использовать словосочетания в качестве строительного материала целостной структуры предложения. Включение в программу данной языковой единицы обогащает и конкретизирует словарь учащихся, помогает лучше понять образные средства языка, способствует развитию творческого мышления.
Коммуникативно-речевая направленность обучения русскому языку наиболее полно реализуется в разделе «Предложение». В 5 классе особое внимание уделяется точному интонированию предложений, выделению в них логического центра. Обучающиеся наблюдают за изменением смысла высказывания в зависимости от переноса логического ударения с одного слова на другое.
С помощью осваиваемых языковых средств (части речи, словосочетание, предложение) старшеклассники обучаются конструировать разнообразные тексты. Через все разделы программы проходит тема ознакомления учеников с некоторыми закономерностями построения монологического высказывания. Как показывает практика, без специального обучения учащиеся не могут овладеть связной речью, опираясь только на интуитивный уровень осознания этих закономерностей. Они должны поэтапно освоить в практической деятельности основные законы структурирования текста.
При изучении темы «Текст» у обучающихся 5 класса формируются следующие умения:
- определять тему и главную мысль готового текста на основе решения вопроса, о ком или о чем говорится в тексте (тема), что является главным о предмете темы (основная мысль);
- выделять ведущую мысль, заключенную в заголовке или в отдельном предложении текста;
- выбирать заголовки к тексту, отражающие его тему или основную мысль, из ряда предложенных учителем;
- определять части текста, на их основе составлять высказывание, используя закрепленную структуру текста: вступление, главная часть, заключение;
- выделять из текста предложения, отмечая языковые средства их связи друг с другом, пользоваться этими средствами в устной и письменной речи: местоимения, текстовые синонимы, наречия и др.;
- отличать повествовательные и описательные тексты, тексты с элементами рассуждения; самостоятельно пользоваться ими в высказываниях;
- подбирать словарь и строить предложения в соответствии со стилем речи;
- с помощью учителя или самостоятельно находить в тексте речевые недочеты: исправлять нарушения в логике и последовательности высказывания; в неточном употреблении слов, в их неоправданном повторе, в нарушении границ предложений, в неверном использовании языковых средств связи.
Разнообразные виды работ на уроках связной письменной речи, которые рекомендуется проводить один раз в месяц, выделены в самостоятельный раздел. Отработанный на уроках грамматики тип текста, его жанр служат основой для выбора видов работы на этих уроках.
Приоритеты речевой деятельности над собственно языковой потребовали некоторых изменений в содержании грамматического и орфографического материала для более адекватного приближения к речевой практике. С этой целью большое внимание уделяется значению языковых единиц, их правильному употреблению в речи. Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. В частности, проверка орфограмм подчиняется единому принципу: нахождение проверочных слов, где орфограмма находится в сильной позиции (безударные гласные под ударением, сомнительные согласные перед гласными). Большую роль в систематизации знаний и умений учащихся, в правильном решении орфографических задач приобретает работа по подбору групп однокоренных слов, наблюдению за единообразным написанием орфограмм во всех родственных словах.
Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание 5 и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем.
Специфика программы
Специфической особенностью программы для обучающихся с умственной отсталостью является включение в содержание пропедевтического периода, направленного на подготовку школьников к усвоению конкретного учебного материала. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого развития детей с недостатками интеллектуального развития в процессе овладения предметом. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных обучающихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Программа по учебному предмету "Русский язык" рассчитана на обучающихся 5 классов и предполагает индивидуальный и дифференцированный подход к каждой группе обучающихся. По уровню усвоения программного материала обучающиеся делятся на три группы:
Обучающиеся I группы: в ходе обучения эти дети испытывают небольшие трудности. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи выполнить задание не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Объяснения своих действий недостаточно точны.
Ко II группе относятся обучающиеся, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно логической, наглядной и предметно-практической). Для этих обучающихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих обучающихся значительно ниже. Несмотря на трудности усвоения материала, обучающиеся в основном не теряют приобретенных знаний и умений, могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Деятельность обучающихся этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале.
К III группе относятся обучающиеся, которые овладевает учебным материалом на самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в ведении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваивают чисто механически, быстро забывают. Они усваивает значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет "Русский язык" входит в обязательную часть АООП и реализуется в урочной деятельности. В соответствии с Учебным планом ГКОУ "Школа-интернат № 92" на 2021-2022 учебный год - продолжительность курса "Русский язык" в 5 классе 34 учебные недели по 5 часов в неделю.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты освоения учебной программой по предмету «Русский язык» для обучающихся 5 класса включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
На уроках русского языка формируются следующие личностные результаты:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование готовности к самостоятельной жизни.
Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в образовательной организации.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для учебного предмета «Русский язык», характеризуют опыт по получению нового знания, достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и должны отражать:
1) формирование интереса к изучению русского языка;
2) коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;
3) овладение основами грамотного письма;
4) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.
Изучение предмета «Русский язык» в 5 классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий.
Личностные учебные действия
- активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
- осуществлять действия самоконтроля за свои поступки в школе, в обществе, в природе;
- уважительно и бережно относиться к труду работников школы, школьному имуществу;
- проявлять самостоятельность при выполнении заданий;
- оказывать помощь сверстникам и взрослым;
- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
- адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
- проявлять бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия
- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;
- использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия
- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- осуществлять действия самоконтроля в процессе деятельности;
- адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия
- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
- использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале при установлении аналогии между частями слова, частями речи, в работе с предложением;
- использовать в деятельности межпредметные знания для формирования грамматико-орфографических умений, для решения коммуникативно-речевых практических задач.
Основное содержание учебного предмета
Звуки и буквы. Текст.
Повторение. Звуки и буквы. Текст. Звуки речи: гласные и согласные. Характеристика гласных (слогообразующая роль, ударные и безударные) и согласных (мягкие — твердые, звонкие — глухие). Буквенная азбука — алфавит. Установление несовпадения звука и буквы в слове. Знакомство с орфографическим словарем
Мягкие и твердые согласные перед и, е, ю, я. Дифференциация мягких и твердых согласных. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь,е,ё,ю,я.
Мягкий знак. Разделительный ь. Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь Дифференциация слитного и раздельного произношения согласных и гласных в слогах (ля — лья). Употребление ь как показателя раздельного произношения согласного и гласного.
Различение текста и не текста. Различение отдельных предложений от текста. Озаглавливание текста.
Парные звонкие и глухие согласные, их правописание на конце слова.
Дифференциация звонких и глухих согласных. Установление несоответствия звука и буквы. Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.
Ударные и безударные гласные. Соответствие звука и буквы под ударением и несоответствие в безударной позиции. Введение термина орфограмма. Проверка написания безударной гласной. Непроверяемые безударные гласные.
Определение темы текста. Определение темы текста. Заголовок. Выделение основной мысли.
Предложение. Текст.
Отличие предложения от текста. Отличие предложения от текста (с помощью предложения можно выразить мысль, с помощью текста — развить ее в двух и более предложениях).
Деление текста на предложения. Границы предложений. Установление последовательности предложений в тексте. Связь предложений в тексте.
Предложение как единица речи. Смысловая и интонационная законченность предложения. Наблюдения за знаками в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак). Связь слов в предложении.
Главные и второстепенные члены предложения. Определение подлежащего и сказуемого с помощью вопросов (кто? что? что делает? что делал? что сделает?) Выделение в предложении главных членов и второстепенных членов предложения
Состав слова. Текст.
Корень и однокоренные слова. Нахождение общей части в родственных словах, подбор однокоренных слов, общее и различия в значении однокоренных слов. Включение однокоренных слов в предложения.
Окончание. Окончание – изменяемая часть слова. Связь слов в предложении с помощью окончания.
Приставка. Приставка как часть слова. Наблюдение за изменением значения слова в зависимости от приставки. Составление словосочетаний, противоположных по значению (пришел на стадион — ушел со стадиона). Приставка и предлог. Их различение. Разделительный ъ в словах с приставками.
Суффикс. Суффикс как часть слова. Изменение значения слова в зависимости от суффикса. Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением (-оньк- — -еньк-, -ушк- — -юшк-, -ик- и др.).
Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание проверяемых безударных гласных в корнях слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Наблюдение за единообразным написанием орфограмм в ряду однокоренных слов. Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов.
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. Правописание проверяемых звонких и глухих согласных в корнях слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Наблюдение за единообразным написанием орфограмм в ряду однокоренных слов.
Непроверяемые написания в корне слова. Непроверяемые безударные гласные.
Непроизносимые согласные в корне. Составление словаря слов с непроизносимыми согласными, размещение их по алфавиту. Двойные согласные в корне. Составление словаря с двойными согласными в корне. Наблюдение за единообразным написанием орфограмм в ряду однокоренных слов.
Части речи. Текст.
Названия предметов, действий, признаков . Употребление разных частей речи в предложении и тексте.
Понятие о частях речи. Существительное. Глагол. Прилагательное.
Части речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Их значение и вопросы как средство для выявления этих частей речи. Различение частей речи по вопросам и значениям. Употребление разных частей речи в предложении и тексте.
Имя существительное.
Имя существительное. Значение существительных в речи. Значение в речи. Разделение существительных на слова различных смысловых категорий: люди, их профессии, животные, растения, явления природы, состояние и т. д.
Существительные, близкие (предмет один, а слов много) и противоположные по значению. Упражнения в подборе синонимов и антонимов. Образование сравнительных оборотов с союзом как (один предмет похож на другой: глаза, как бусинки).
Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные одушевленные и неодушевленные, различение их с помощью вопросов «кто это?», «что это?».
Имена существительные собственные и нарицательные. Имена собственные и нарицательные, различение имен предметов.
Различение имен нарицательных и собственных, делать вывод о правилах правописания имен собственных. Правописание имен собственных.
Текст. Тема и основная мысль в тексте. Определение темы текста. Выделение основной мысли. Отличие предложения от текста.
Изменение имен существительных по числам. Понятие о единственном и множественном числе. Употребление существительных в единственном и множественном числе. Изменение существительных по числам.
Род существительных. Понятие «рода». Существительные мужского, женского, среднего рода. Различение существительных по родам.
Существительное. Закрепление знаний. Имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Изменение существительных по числам. Различение существительных по родам.
Имя прилагательное. Имя прилагательное. Значение прилагательных в речи Значение в речи (оценить предмет, определить его качественные стороны). Признаки, обозначаемые прилагательными: цвет, размер, форма, вкус, материал, из которого сделан предмет, его оценочная характеристика.
Упражнения в образовании прилагательных от существительных.
Прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Использование имен прилагательных для выражения сравнения (ласковый, как котенок), художественных определений (синее море), переносного значения (грозные тучи).
Выделение из текста словосочетаний существительных с прилагательными и коллективное восстановление текста по опорным словосочетаниям
Изменение прилагательных по родам. Род прилагательных. Его зависимость от рода имен существительных. Окончания имен прилагательных мужского, женского и среднего родов.
Подбор к существительным нескольких прилагательных по смыслу. Их согласование с существительным.
Глагол.
Глагол. Значение глагола в речи. Значение в речи. Семантические группы глаголов (глаголы движения, речи, мысли, труда, чувства).
Изменение глаголов по временам. Употребление в речи глаголов различных временных категорий. Настоящее время глагола. Прошедшее время глагола. Будущее время глагола.
Текст. Отбор примеров и фактов для подтверждения основной мысли
Выделение из текста глаголов и коллективное восстановление текста по опорным словам.
Дополнение текста фактами, подтверждающими основную мысль, с опорой на картинку или вопросы.
Глагол. Закрепление знаний. Семантические группы глаголов. Изменение глаголов по временам.
Предложение. Текст. Главные и второстепенные члены предложения.
Главные и второстепенные члены предложения. Главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды). Постановка вопросов от главных членов к второстепенным членам.
Нераспространенное и распространенное предложения. Распространение предложения. Использование структурных схем с изменением порядка слов в предложении.
Выделение из предложения словосочетаний. Постановка вопросов от главного слова к зависимому. Составление предложений с данными словосочетаниями.
Однородные члены предложения. Практическое знакомство с однородными членами предложения. Интонация перечисления. Дополнение предложений однородными членами.
Интонация предложений. Точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения.
Выделение вопросительных слов в предложении. Составление вопросительных предложений с данными вопросительными словами и без них. Правильное интонирование.
Упражнения в составлении восклицательных предложений. Интонация в восклицательном предложении.
Составление диалогов. Составление диалогов (с опорой на картинку, текст, ситуацию). Определение речевых задач диалога: хотим узнать (спрашиваем), хотим сообщить (отвечаем, рассказываем). Логическое ударение в предложении (усиление голоса на отдельном слове или словосочетании). Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от перемены места логического ударения. Паузы в связи со знаками препинания. Структура текста. Части текста, красная строка. Расположение частей текста в соответствии с данным планом, деление текста на части по данному плану, связь частей и предложений в тексте с помощью слов однажды, вдруг, как-то раз. Работа с деформированным текстом.
Повторение.
Состав слова. Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Непроверяемые безударные гласные. Составление словаря слов с непроизносимыми согласными. Размещение слов по алфавиту.
Имя существительное. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Большая буква в именах собственных. Изменение имен существительных по числам. Род имен существительных. Изменение существительных по падежам (склонение).
Имя прилагательное. Признаки, обозначаемые прилагательными: цвет, размер, форма, вкус, материал, из которого сделан предмет, его оценочная характеристика. Упражнения в образовании прилагательных от существительных.
Выделение из текста словосочетаний существительных с прилагательными.
Род прилагательных. Подбор к существительным нескольких прилагательных по смыслу. Упражнения в подборе прилагательных для описания предмета
Глагол. Семантические группы глаголов (глаголы движения, речи, мысли, труда, чувства). Изменение глаголов по временам.
Предложение. Смысловая и интонационная законченность предложения Точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения.
Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения.
Текст. Определение темы текста. Выделение основной мысли. Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения. Связь предложений в тексте. Выделение опорных слов в тексте. Расположение частей текста в соответствии с планом. Работа с деформированным текстом.
Связная речь.
Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картинок с обсуждением темы, средств связи предложений и частей текста.
Озаглавливание текста в связи с выделенной темой. Запись текста на доске и в тетрадях.
Свободный диктант. Озаглавливание текста с отражением его темы. Выделение опорных слов из каждой части. Наблюдение за изобразительными средствами языка. Коллективная запись каждой части с опорой на выделенные слова.
Изложение текста, воспринятого на слух. Коллективное изложение текста, воспринятого на слух. Запись текста на доске и в тетрадях.
Свободный диктант. Свободный диктант. Озаглавливание текста. Выделение опорных слов и средств связи из каждой части. Самостоятельная запись каждой части. Использование изобразительных средств языка.
Изложение текста, воспринятого на слух по плану, опорным словам. Изложение текста по плану и опорным словам. Коллективное изложение зрительно воспринимаемого текста по данному плану и опорным словам. Обсуждение темы и основной мысли. Отражение в заголовке идеи текста. Наблюдение за средствами связи и образными словами, использование их в качестве опорных слов. Запись текста на доске и в тетрадях. Составление рассказа по сюжетной картинке. Составление рассказа по сюжетной картинке и данному плану с обсуждением темы, структуры текста, отбором словаря, построением предложений, использованием средств связи между ними. Озаглавливание рассказа. Коллективная запись начала рассказа с последующим самостоятельным воспроизведением частей текста (наиболее простых).
Изложение текста, воспринятого на слух, по плану, опорным словам и выделенным из текста средствам связи предложений. Самостоятельная запись основной части.
Составление текста письма. Составление текста письма к родственникам (друзьям). Анализ структуры письма. Отбор содержания и речевых средств для основной части письма. Коллективная запись на доске и в тетрадях.
Словарные слова, изучаемые в 5 классе
Адрес, аккуратно, берег, беседа, библиотека, благодарю, вместе, внезапно, герой, граница, диалог, до свидания, жалеть, желтый, забота, здравствуй, идти, иней, каникулы, килограмм, коллекция, конверт, конструктор, корабль, Красная площадь, космос, космонавт, лестница, лягушка, минута, область, облако, огромный, однажды, отряд, охрана, пассажир, победа, природа, салют, свобода, случай, столица, телефон, телевизор, ураган, человек, черный (48 слов).
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | |
теоретические | практические (диктант, работа над ошибками, изложение, деловое письмо, письменный пересказ) | |||
1. | Повторение | 41 | 41 | |
1.1. | Звуки и буквы. Текст. | 19 | 16 | 1 – диктант 1 – работа над ошибками 1 – деловое письмо |
1.2. | Предложение. Текст. | 22 | 19 | 1 – диктант 1 – работа над ошибками 1 – деловое письмо |
2. | Состав слова. Текст. | 30 | 26 | 1 – диктант 1 – работа над ошибками 1 – деловое письмо 1 – составление рассказа |
3. | Части речи. Текст. | 9 | 9 | |
4. | Имя существительное | 23 | 18 | 1 – диктант 1 – работа над ошибками 1 – деловое письмо 1 – письменный пересказ 1 - коллективное изложение |
5. | Имя прилагательное. | 16 | 12 | 1 – диктант 1 – работа над ошибками 1 – письменный пересказ 1 – деловое письмо |
6. | Глагол. | 12 | 9 | 1 – диктант 1 – работа над ошибками 1 - коллективное изложение |
7. | Предложение. Текст. Главные и второстепенные члены предложения. | 12 | 9 | 1 – диктант 1 – работа над ошибками 1 – деловое письмо |
8. | Повторение | 21 | 17 | 1 – диктант 1 – работа над ошибками 1 – деловое письмо 1 – письменный пересказ |
Итого: | 164 | 135 | 29 |
Система оценки планируемых результатов освоения программы учебного предмета
Оценка достижения предметных результатов
Предметные результаты освоения АООП включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Основные требования к умениям обучающихся:
Минимальный уровень:
- списывать текст целыми словами, структурно сложные слова — по слогам;
- писать под диктовку текст, с предварительным разбором изученных орфограмм;
- участвовать в обсуждении темы и идеи текста;
- подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
- проверять безударные гласные, сомнительные согласные на основе изменения формы слова (с помощью учителя);
- учиться пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.
Достаточный уровень:
- списывать текст целыми словами и словосочетаниями, структурно сложные слова — по слогам;
- писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (40 –45 слов);
- участвовать в обсуждении темы текста, в выделении основной мысли;
- коллективно составлять текст и записывать его под руководством учителя (до 50 слов);
- подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу с помощью учителя;
- различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по вопросам, с опорой на таблицу;
- находить решение орфографической задачи (с помощью учителя);
- пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.
Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
В 5 классе используется система оценок по 3-х бальной шкале.
Балльная оценка свидетельствует о качестве усвоенных знаний и ориентирована на следующие категории:
- соответствие/несоответствие науке и практике (полнота и надежность);
- прочность усвоения знаний (удовлетворительные; хорошие и очень хорошие (отличные);
- самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия/отсутствия помощи и её видов:
а) задание выполнено полностью самостоятельно;
б) выполнено по словесной инструкции;
в) выполнено с опорой на образец;
г) задание не выполнено при оказании различных видов помощи.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
- по способу предъявления (устные, письменные, практические);
- по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
«очень хорошо, отлично» - оценка «5» | обучающийся верно выполняет свыше 65% заданий |
«хорошо» - оценка «4» | обучающийся верно выполняет от 51% до 65% заданий |
«удовлетворительно» - оценка «3» | если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий |
Оценки «2», «1» в текущей, промежуточной аттестации не выставляются, так как такие баллы неприемлемы в обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, на которых используются различные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
В преподавание предмета используются следующие методы обучения:
- словесные методы (рассказ, объяснение, беседа);
- наглядные методы (демонстрация, ТСО, таблицы, иллюстрации);
- практические методы (работа с книгой, учебником, наблюдение, игра, упражнение, программированное обучение, проблемное обучение);
- объяснительно-иллюстративный метод (учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти);
- репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации);
- метод проблемного изложения (учитель ставит проблему и показывает путь её решения);
- частично-поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы);
- исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют).
Типы уроков:
- изучение нового материала;
- формирование и закрепление знаний;
- обобщение и систематизация знаний;
- проверка и оценка знаний;
- комбинированный урок.
- нестандартные уроки (урок-игра, урок-сказка, урок-путешествие, урок-экскурсия).
Формы и средства контроля
знаний, умений и навыков обучающихся
Требования к контролю и оценке знаний определены тремя уровнями в зависимости от учебных возможностей школьников:
1-й уровень (базовый) предполагает реализацию требований к ученику в объёме программного материала
2-й уровень скорректирован по отношению к базовому уровню в сторону уменьшения объёма материала и его содержательного потенциала (с систематическим использованием образцов выполнения работы, опорных схем, опосредованных подсказок);
3-й уровень ограничен умением аккуратно и правильно списывать с рукописного и печатного текстов; он доступен обучающимся с более выраженными или осложнёнными интеллектуальными нарушениями.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Уровень | Основные требования к умениям обучающихся |
1 уровень | Обучающиеся должны уметь: - писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (до 50 слов); - подбирать однокоренные слова и следить за единообразным написанием орфограмм в разных частях слова; - определять части речи; - составлять простые предложения с опорой на иллюстрацию, предложенную ситуацию; - составлять план к текстам повествовательного характера с чётко выраженными структурными частями; - писать изложение после предварительного анализа по коллективно составленному плану и данной иллюстрации; - оформлять деловые бумаги с опорой на образец. |
2 уровень | - писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами; - пользоваться школьным орфографическим словарём; - решать орфографические задачи, опираясь на схему; - называть и различать части речи; - принимать участие в составлении плана и отборе речевого материала для создания текста; - оформлять деловые бумаги с опорой на образец (под руководством учителя). |
3 уровень | - знать буквы, обозначать звуки буквами; - списывать с печатного и рукописного текстов отдельные слова; - записывать по памяти отдельные короткие слова (из 2-4 букв) и некоторые слова из словаря; - участвовать в подборе слов к предметным картинкам; - находить начало и конец предложения (большая буква в начале и точка в конце); - участвовать в коллективном обсуждении содержания текста упражнений, подборе заголовка к тексту; - записывать по памяти своё имя, фамилию и отчество, а также домашний адрес. |
Формы контроля и учета достижений обучающихся:
Текущая оценка знаний, умений и навыков обучающихся позволяет постоянно следить за успешностью обучения, своевременно обнаруживать пробелы в знаниях отдельных обучающихся, принимать меры к устранению пробелов и предупреждать неуспеваемость.
В конце изучения каждой темы проводится контрольная работа. Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.)
Основные виды контрольных работ – контрольные диктанты:
- по окончании изучения темы (тематический контроль),
- по окончании четверти (текущий контроль),
- в конце учебного года (промежуточный контроль).
В дополнении к контрольным диктантам обучающимся предлагается выполнить грамматическое задание типа:
- разобрать по частям речи слова одного из предложений текста;
- сделать грамматический разбор одной из частей речи;
- обозначить главные и второстепенные члены предложения;
- начертить схему предложения;
- подчеркнуть однородные члены предложения, опираясь на данную схему однородных членов;
- разобрать слова по составу, применив к ним данные схемы;
- подчеркнуть однокоренные слова, выделив общий корень и др.
Объём выполняемой работы и количество орфограмм в ней соответствует требованиям программы 5 класса – до 50 слов.
Для обучающихся, работающих по первому уровню усвоения знаний, предлагается дополнительный речевой материал в текстах диктантов. В это время остальные ученики могут проверить свою работу или просто отдохнуть.
Обучающиеся, работающие по третьему уровню усвоения знаний, получают для работы карточку с сокращённым текстом диктанта и выполняют работу как контрольное списывание. До выполнения письменного задания и после него данная группа учеников обязательно участвует в беседе и в обсуждении проделанной работы.
Оцениваются контрольные работы следующим образом:
Оценка «5» - аккуратно выполненная работа без ошибок, допускается одно исправление.
Оценка «4» - аккуратно выполненная работа с двумя ошибками и одним исправлением.
Оценка «3» - три-четыре ошибки, помарки, исправления.
Одним из основных способов учета знаний, умений и навыков обучающихся по письму является устный опрос. При оценке ответа обучающегося учитываются полнота и правильность ответа, степень осознанности понимания изученного, умение практически применять свои знания, последовательность изложения и речевое оформление ответа.
За устные ответы:
- Оценка «5» ставится обучающемуся, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры, допускает единичные ошибки, которые сам исправляет;
- Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя, допускает ошибки в речи, при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет с помощью учителя;
- Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений темы, излагает материал неполно, непоследовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно привести примеры, нуждается в постоянной помощи учителя.
Обучающие работы (различные виды упражнений, в том числе творческие сочинения и изложения) оцениваются с учетом правильности, полноты и последовательности передачи содержания. Для изложений даются тексты повествовательного характера, объемом 45 слов.
При проверке изложения или сочинения выводится одна общая оценка, охватывающая все стороны данной работы:
- Оценка «5» ставится обучающемуся за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов, допускается 1-2 орфографические ошибки;
- Оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложения, допускается 3-4 орфографические ошибки;
- Оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложений и употреблении слов, влияющих на понимание основного смысла, с 5-6 орфографическими ошибками.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
№ | Тип пособия | Автор | Наименование | Издательство, год |
1 | Учебник | Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова | Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы | Москва, «Просвещение», 2019 |
2 | Рабочая тетрадь | Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова, Я.В. Коршунова | Русский язык. 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы | Москва, «Просвещение», 2019 |
3 | Рабочая тетрадь № 1 | Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская, | Русский язык. Состав слова. 5-9 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы | Москва, «Просвещение», 2019 |
4 | Рабочая тетрадь № 2 | Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская, | Русский язык. Имя существительное. 5-9 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы | Москва, «Просвещение», 2019 |
5 | Рабочая тетрадь № 3 | Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская, | Русский язык. Имя прилагательное. 5-9 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы | Москва, «Просвещение», 2019 |
6 | Рабочая тетрадь № 4 | Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская, | Русский язык. Глагол. 5-9 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы | Москва, «Просвещение», 2018 |
7 | Учебное пособие | М.И. Шишкова | Чтение. Методические рекомендации. 5-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы | Москва, «Просвещение», 2017 |
На уроках используются ТСО: компьютер, учебный мультимедийный комплекс, дидактический материал, наглядные пособия, интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...
Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)
Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...