Презентация ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ФГОС
презентация к уроку по русскому языку
Презентация ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektirovanie_uroka.pptx | 2.63 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ФГОС – это совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Это требования: к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса ; к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Стандарт положен в основу деятельности работников образования, разрабатывающих основные образовательные программы основного общего образования с учетом особенностей развития региона Российской Федерации, образовательного учреждения, запросов участников образовательного процесса; руководителей образовательных учреждений, их заместителей, отвечающих в пределах своей компетенции за качество реализации основной образовательной программы основного общего образования.
Личностные результаты готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
Метапредметные результаты освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
Предметные результаты освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Требования к структуре ООП ооо Основная образовательная программа основного общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный, организационный.
Целевой раздел должен определять общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования; систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Содержательный раздел должен определять общее содержание основного общего образования и включать образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе: программу развития универсальных учебных действий (программу формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования; программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных; программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования.
Организационный раздел должен определять общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы. Организационный раздел включает: учебный план основного общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы; систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
Требования к разделам основной образовательной программы ООО: Пояснительная записка должна раскрывать: конкретизированные цель и задачи реализации основной образовательной программы ООО к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы ООО; принципы и подходы к формированию основной образовательной программы ООО.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы ООО должны являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, рабочих программ курсов внеурочной деятельности, курсов метапредметной направленности, программ воспитания, а также системы оценки результатов освоения обучающимися образовательной программы по предмету
Достижение планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы ООО должно учитываться при оценке результатов деятельности системы образования, образовательных учреждений, педагогических работников. Достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы ООО определяется по завершении обучения.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы ООО должна включать описание организации и содержания государственной (итоговой) аттестации обучающихся, промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся, и оценки проектной деятельности обучающихся.
Содержательный раздел основной образовательной программы ООО: Программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования.
Структура Программы: цели и задачи программы; описание состава и характеристик УУД и их связи с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью, а также места отдельных компонентов универсальных учебных действий в структуре образовательного процесса; задачи применения УУД; описание особенностей организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся; описание содержания, видов и форм организации учебной деятельности по формированию и развитию ИКТ-компетенций; планируемые результаты по формированию УУД систему оценки деятельности по формированию и развитию УУД
Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы.
Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать : пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета ; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане ; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; содержание учебного предмета, курса; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности ; описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
Программа коррекционной работы должна быть направлена на коррекцию недостатков психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования, оказание помощи и поддержки детям данной категории.
Организационный раздел основной образовательной программы: Учебный план основного общего образования. В учебный план входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы и учебные курсы, обеспечивающие образовательные потребности и интересы обучающихся. Нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего образования составляет 5 лет. Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и более 6020 часов.
Система условий реализации основной образовательной программы ООО должна содержать: описание имеющихся условий: кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, информационно-методических; обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствие с приоритетами основной образовательной программы основного общего образования образовательного учреждения; механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий; сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий; контроль состояния системы условий.
Требования к условиям реализации основной образовательной программы характеризуют условия реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы ООО. Результатом реализации указанных требований должно быть создание образовательной среды: обеспечивающей достижение целей основного общего образования, его высокое качество, доступность и открытость для обучающихся, их родителей (законных представителей), духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся; гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся; преемственной по отношению к НОО и учитывающей особенности организации основного общего образования, а также специфику возрастного психофизического развития обучающихся на данной ступени общего образования.
Системно- деятельностный подход – методологическая основа стандарта Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а приобретает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, называют деятельностным методом
Новые образовательные результаты Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе , другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д. Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов
Метапредметная деятельность «Мета» -(«за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность , метапредмет , метазнание , метаумение ( метаспособ ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда - мыследеятельностью . Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является " надпредметной ". Предметная - это любая деятельность с предметом (строю, учу, лечу, книги пишу, людей кормлю, здания проектирую…). В любой предметной деятельности есть то, что делает ее осознанной и ответственной, то есть: • стратегической (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ); • исследовательской (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод); • проектировочной (замысел, реализация, рефлексия); • сценирующей (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий); • моделирующей (построение посредством знаковых систем мыслительных аналогов - логических конструктов изучаемых систем). • конструирующей (выстраивание системы мыслительных операций, выполнение эскизов, рисунков, чертежей, позволяющих конкретизировать и детализировать проект); • прогнозирующей (мысленное конструирование будущего состояния объекта на основе предвидения).
Важнейшим признаком урока, ориентированного на новый образовательный стандарт, является наличие в его содержании элементов обучения школьников универсальным учебным действиям (УУД): к оммуникативным р егулятивным л ичностным познавательным
На что направлены УУД? Личностные действия позволяют сделать учение более осмысленным. Они обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
На что направлены УУД? Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.
На что направлены ууд ? Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
На что направлены УУД? Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, в заимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как со взрослыми, так и друг с другом.
Типология уроков по ФГОС: Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы: 1).Уроки «открытия» нового знания; 2).Уроки отработки умений и рефлексии; 3).Уроки общеметодологической направленности; 4).Уроки развивающего контроля.
Урок современного типа с позиции основных дидактических требований Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему они должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповой, индивидуальный методы) Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по результатам ( самооценивание , оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся выбирают задания из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей
Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет. Уильям Уорд. Уильям Дадли Уорд ( англ. William Dudley Ward ; 14 октября 1877 , Лондон , Великобритания — 11 ноября 1946 , Калгари , Канада ) — британский политик и яхтсмен , бронзовый призёр летних Олимпийских игр 1908 . (Материал из Википедии — свободной энциклопедии)
Системно- деятельностный подход предполагает Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества Формирование готовности к непрерывному образованию и саморазвитию Развитие активной учебно-познавательной деятельности обучающихся Ориентацию на результаты образования Признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса Учет возрастных, психологических и физиологических особенностей уч-ся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения Обеспечение преемственности всех ступеней образования Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов. Гарантированность достижения планируемых результатов освоения ООП ООО, что создает основу для самостоятельного успешного освоения обучающихся знаний, компетенций, видов, способов деятельности.
Технологический процесс подготовки урока современного типа базируется на этапах урока: Ключом процесса проектирования современного урока может быть технологическая карта урока, которая представляет собой перечень основных требований, включая ряд необходимых параметров: учет возрастных особенностей ц елесообразно выбранный учебник (линия учебников), т.к. он задает алгоритм реализации познавательного процесса Выбранная технология («Критического мышления», «Портфолио», технология Ильина, технология «Мастерские» и др. определение цели и задач; отбор содержания учебного материала; подбор методов и приёмов обучения; определение форм организации деятельности учащихся; подбор материала для домашней работы; определение способов контроля; продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся; подбор вопросов для подведения итога урока.
Технологическая карта урока – это… Это способ графического проектирования урока, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам . Такими параметрами могут быть: этапы урока, его цели содержание учебного материала методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся деятельность учителя и деятельность обучающегося
Варианты технологических карт уроков Технологическая карта проектирования урока, разработанная на кафедре филологии Академии социального управления (в ее основу легла технологическая карта, разработанная Е. Чернобай).
Варианты технологических карт уроков
Варианты технологических карт уроков
Варианты технологических карт уроков
Варианты технологических карт уроков
Варианты технологических карт уроков
Варианты технологических карт уроков Технологическая карта урока Тема урока_________________________________________________________________________ Цели для ученика 1. 2. 3. Цели для учителя Содержательные Деятельностные Тип урока Форма урока Опорные понятия, термины Новые понятия Формы контроля Домашнее задание Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Используемые методы, приемы, формы Формируемые УУД Результат взаимодействия (сотрудничества)
Структура технологической карты урока
Алгоритм проектирования урока с точки зрения требований ФГОС Первое: ч етко определить и сформулировать для себя тему урока; о пределить место темы в учебном курсе; о пределить ведущие понятия, на которые опирается данный урок
Алгоритм проектирования урока с точки зрения требований ФГОС Второе: Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен?
Слова-ориентиры для определения целей урока
Алгоритм проектирования урока с точки зрения требований ФГОС Третье. 1 Спланировать учебный материал; 2 Подобрать учебные задания, целью которых являются: у знавание нового материала; в оспроизведение; п рименение знаний в новой ситуации; п рименение знаний в незнакомой ситуации; творческий подход к знаниям 3 Упорядочить учебные задания 4 Составить три набора заданий (задания, подводящие ученика к воспроизведению материала ; задания, способствующие осмыслению материала учеником; задания, способствующие закреплению материала учеником)
Алгоритм проектирования урока с точки зрения требований ФГОС Четвертое. Выяснить, над какими умениями в настоящий момент необходимо работать ученикам. Здесь необходимо четко представлять, какие УУД формируются на каждом этапе урока.
Таблица формирования универсальных учебных действий на каждом этапе урока
Алгоритм проектирования урока с точки зрения требований ФГОС Пятое. Продумать «изюминку» урока. Каждый урок должен содержать что-то, вызовет удивление, изумление, восторг учеников. Ш естое. Разработать структуру урока. Седьмое. Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности. Восьмое. Разработать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов. Девятое. Подготовить оборудование для урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Модель современного урока русского языка и литературы""
В связи с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта школа должна сформировать систему универсальных способов деятельности учащихся, определяю...
Презентация "Метод проблемного диалога и его применение на уроках русского языка и литературы в контексте ФГОС нового поколения"
Презентация была представлена во время моего вытупления на педагогичческой конференции "Инновационные технологии в образовании"...
Развитие творческих, познавательных и нравственных способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы в контексте ФГОС.
Данная статья содержит анализ трудностей при организации образовательного процесса с учётом современных требований и пути их преодоления....
Презентация "Организация современного урока русского языка в условиях перехода к ФГОС".
Организация современного урока русского языка в условиях перехода к ФГОС...
Семинар учителей русского языка и литературы "Современный урок русского языка и литературы в контексте ФГОС"
quot;Современный урок русского языка и литературы в контексте ФГОС"...
Мастер-класс « РАЗВИТИЕ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ФГОС»
Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы с текстом на уроках.Задачи:- продемонстрировать коллегам методы и приемы работы с...
Программа 47-ой областной научно-практической конференции учителей русского языка и литературы. "Проектирование и оценка современного урока русского языка и литературы"
Цель проведения: совершенствование профессиональной компетентности учителей по технологиям обучения русскому языку и литературе в условиях современной информационной среды,представление инновационного...